выпишите предложения в такой последовательности
§ 21. Составное именное сказуемое
ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄
Составные сказуемые бывают не только глагольные, но и именные.
Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки и именной части.
Грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.). Например: Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин) В настоящем времени глагол-связка чаще всего отсутствует. В этом случае связка называется нулевой. Например: Слово – серебро, молчание – золото.
Упр. 107. Прочитайте текст. Из какого произведения А. Пушкина взят этот отрывок? Спишите. Подчеркните грамматические основы. Составные именные сказуемые сокращённо обозначьте буквами с. и. с. Какими частями речи выражена именная часть составных сказуемых?
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в симбирском трактире было глупым, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать.
Упр.. 108. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть; 2) с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть. Подчеркните грамматические основы, расставьте пропущенные запятые. Найдите устаревшее существительное и наречие. Какие синонимы в современном русском языке им соответствуют?
1. Была та смутная пора когда Россия молодая, в бореньях силы напр..гая, мужала с гением Петра. 2. Я знаю: в вашем сер(?)це есть и гордость и пр..мая честь. 3. И славен буду я доколь в подлу(н, нн)ом мире жив буд..т хоть один пиит. 4. Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам… 5. Повер(?)те (совесть в том порукой), супружество нам буд..т мукой. 6. Здесь буд..т город зал..жён назло надме(н, нн)ому соседу.
Устаревшее существительное – пиит, современное слово – поэт.
Устаревшее наречие – доколь (доколе), современное слово – пока.
Упр. 109. Определите вид сказуемого. В каждом предложении употребите в качестве глагола-связки следующие слова: казаться, оказаться, показаться, представляться, оставаться, считаться. Изменился ли вид сказуемого? А смысл предложения? Какие ситуации отображают предложения с разными глаголами-связками?
1. Доказательство теоремы было правильным. 2. Спортсмен был перспективным. 3. Юноша был смелым. 4. Он был образованным человеком.
Вид сказуемого не изменился, но смысл высказывания меняется, разные глаголы-связки придают определенный оттенок мысли: уверенность, убежденность, сомнение, предположение.
Упр. 110.. Перестройте предложения, заменяя простое глагольное сказуемое составным именным. Как при этом изменяется смысл предложения?
1.Книгу написал известный учёный. 2. Фильм поставил знаменитый режиссёр. 3. Сад посадил мой дедушка. 4. Багаж пассажир оставил и забыл.
Слова, которые были дополнением, стали подлежащими, следовательно во вторых предложениях акцент делается именно на эти слова (подлежащие – главные члены предложения).
Упр. 111. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните составные именные сказуемые. Укажите, чем выражена именная часть. Расскажите кратко о жизни А. Грибоедова (с 1817 по 1824 год), используя в качестве ключевых слов составные именные сказуемые. Какое составное именное сказуемое вы употребите в конце рассказа?
Жизнь Грибоедова была затемне(н, нн)а (не)которыми обликами: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал2 (не)обходимость расчесться единожды (на)всегда со своею молодостью и круто пов..ротить свою жизнь. Он простился с Петербургом и уехал в Грузию где пробыл осемь лет в уед..нё(н, нн)ых, (неусыпных занятиях. Возвращение в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия произвела (не)описуемое действие и вдруг поставила его (на)ряду с первыми нашими поэтами.
Упр. 112. Прочитайте текст. Какие виды сказуемых в нём встречаются? Какую функцию они выполняют в тексте?
Приглядитесь к центру Петербурга. Он располагается вокруг Большой Невы. Она обстроена с таким расчётом: создать величественные ансамбли и вместе с тем не уничтожить большими размерами зданий впечатления от огромных водных просторов.
Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. На самом центральном месте — на Стрелке Васильевского острова — стоит Биржа, построенная Тома де Томоном.
Здание величественно, монументально. Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. При всей своей величественности оно невелико. И это крайне важно! Нетрудно построить величественное здание, сделав его большим.
Трудно сделать величественным небольшое здание. Биржа поставлена так, что Нева кажется ещё более широкой, чем она есть на самом деле. И этот эффект изумительно поддержан окружающим архитектурным ландшафтом.
дание Зимнего дворца тоже сравнительно невысоко (22 метра). Оно монументально своей протяжённостью. Всё тщательно продумано. Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Отдельные прекрасные здания можно найти и вне Петербурга, но с точки зрения удивительного единства всего ансамбля, по цельности оставляемого им впечатления в мире нет другого равного ему города.
Простые глагольные сказуемые в тексте обозначают действие предмета. Сказуемые в форме кратких причастий и прилагательных обозначают признак предмета. В тексте есть и составные именные сказуемые.
Обстроена, величественные, петербургское, монументально, эффект, архитектурный, ландшафт, ансамбль.
Упр. 113. Озаглавьте текст предыдущего упражнения. Разделите его на абзацы. Составьте план.
Архитектура Петербурга
Подробнее с архитектурой Петербурга можно познакомиться в Википедии.
Выпишите предложения в таком порядке : а)простые предложения ; б) сложные бессоюзные предложения ; в) сложносочинённые предложения ; г) сложноподчинённые предложения 1?
Выпишите предложения в таком порядке : а)простые предложения ; б) сложные бессоюзные предложения ; в) сложносочинённые предложения ; г) сложноподчинённые предложения 1.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.
2. И все как бы остановилось в своем росте, умирало ; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
3. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью.
4. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, что, может быть, создались на его берегах.
5 Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их.
6. Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками.
8. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары.
9. Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма.
10. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом.
Расставте знаки припенания в тексте?
Расставте знаки припенания в тексте.
Причастные и деепричастные обороты выдилети графически.
Предложения : 1Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдован с которой я работал в Бессарбии ушла на берег моря.
Их волосы шелковые и черные были распущены ветер теплый и легкий играя ими звякал монетами вплетенными в них.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испаренеями земли не задолго до вечера обильно смоченной дождем.
В листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков.
Укажи сложные предложения?
Укажи сложные предложения.
Подчеркни грамматиче¬ ские основы.
А) В степи было тихо и светло.
Б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.
Г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, оде¬ ла в пену, умчала в море.
Д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.
Е) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
Ж) Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром уще¬ лье, свернувшись в узел и глядя в море.
З) В лес летели одни только звуки, и фее было слад¬ ко слушать их.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдован, с которой я работал в Бессарбии, ушла на берег моря?
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдован, с которой я работал в Бессарбии, ушла на берег моря.
Они шли, пели и смеялись.
Их волосы шелковые и черные были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими звякал монетами, вплетенными в них.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испаренеями земли, не задолго до вечера обильно смоченной дождем.
В листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков.
Помогите пожалусто выделить причасные и деепричасные обороты.
Синтактический разбор предложения : Тихим шепотом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками?
Синтактический разбор предложения : Тихим шепотом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками.
Анализ предложения Склонившись над увядающими травами, шумит густой листвой печальная ива?
Анализ предложения Склонившись над увядающими травами, шумит густой листвой печальная ива.
Помогите распределить предложения по группам?
Помогите распределить предложения по группам.
А) простые предложения ; б) сложные бессоюзные ; в) сложносочинённые ; г) сложноподчинённые предложения.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождём.
2. И всё как бы остановилось в своём росте умирало ; шум голосов гас удаляясь перерождался в печальные вздохи.
3. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими как сетью.
4. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах.
5. Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их.
6. Ночь росла и крепла наполняясь странными тихими звуками.
8. В него [Ларру] стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела закрытого невидимым покровом высшей кары.
9. Старуха помолчала и посмотрела в степь где всё густела тьма.
10. Это был трудный путь и люди утомлённые им пали духом.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирным испарениями земли, обильно смоченной дождем?
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирным испарениями земли, обильно смоченной дождем.
Нужно найти подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельства.
Выпишите предложения в таком порядке : а)простые предложения ; б) сложные бессоюзные предложения ; в) сложносочинённые предложения ; г) сложноподчинённые предложения 1?
Выпишите предложения в таком порядке : а)простые предложения ; б) сложные бессоюзные предложения ; в) сложносочинённые предложения ; г) сложноподчинённые предложения 1.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.
2. И все как бы остановилось в своем росте, умирало ; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
3. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью.
4. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, что, может быть, создались на его берегах.
5 Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их.
6. Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками.
8. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары.
9. Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма.
10. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом.
Пример из произведения Пушкина одно предложение : бессоюзное сложносочинённое, а второе предложение бессоюзное сложноподчинённое?
Пример из произведения Пушкина одно предложение : бессоюзное сложносочинённое, а второе предложение бессоюзное сложноподчинённое.
На опушке леса росла стройная береза?
На опушке леса росла стройная береза.
После Весенней грозы воздух пропитался запахом свежей листвы.
Скоро Луга покрываются густой травой помогите разобрать предложения по членом предложения и частям речи.
Как? Тихо ( ни кто не видел) Чем? Ручкой.
Первое, что вспоминается, это волнение. Я боялась, что не смогу подружиться с классом, не найду среди одноклассников друзей. Но я тогда была очень общительной, и все мои страхи оказались напрасны. Я подружилась с Олей. Кстати говоря, сейчас я уже..
Мама сегодня сходила в магазин за продуктами и купила очень солёный зелёненький огурчик 2) Мы пошли в лес лес был из берёзы берёзы были чёрная белые на этой берёзы были веточки с зелёненькими листиками.
Зелёненький огурчик вырос у нас в саду этим летом Цветочек с зелененькими листиками вырос на подоконнике.
Я считаю, что я похож(а) на орхидею. Потому что орхидей снимет тепло и радость, и считается цветком семейной любви. Я очень добрый(а). Моя мама очень любит орхидеи. И у меня дома весь подоконик в них.