выписать что такое лингвистика археология фольклористика этнография

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛидия Волженская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Цели урока: Закрепление понятий «археология», «этнография», «лингвистика»; Углубление представлений о достижениях первобытного искусства, его временной.» — Транскрипт:

2 Цели урока: Закрепление понятий «археология», «этнография», «лингвистика»; Углубление представлений о достижениях первобытного искусства, его временной периодизации; Закрепление и расширение знаний о достижениях материальной культуры эпохи палеолита, мезолита, неолита, энеолита.

3 Достижения материальной культуры палеолита Искусственное добывание огня Составные орудия Собирательство и охота Создание основ ткацкого производства Создание осветительных устройств – плошек с жиром и фитилем Появление средств передвижения по воде (связки тростника и камыша) Строительство первых лодок

4 Эпоха верхнего палеолита Ориньяк Солютре Мадлен Эта эпоха подарила человечеству грандиозные росписи и наскальную живопись, изображающую главным образом животных

5 Как изображался человек по сравнению с животными? Это скульптурки малого размера (от 2 до 20 см.). Они появляются в период Ориньяк. Это женские скульптурки, получившие название «палеолитические Венеры».

6 Однако образ женщины представлен в искусстве палеолита не только такими безликими фигурками. Среди обнаруженных в нашей стране (на реке Ангара) есть фигурки узкие, стройные; у некоторых имеются глаза, рот, волосы.

8 Достижения материальной культуры мезолита Появление лука и стрел, развитие рыболовства Приручение диких животных (собаки, овцы, козы, крупного рогатого скота) Собирательство дополняется возделыванием земли

9 Достижения материальной культуры неолита Усовершенствование техники обработки камня Создание керамических изделий Изобретение прядения и ткацкого производства Утверждение скотоводства и земледелия Выделение скотоводческих племен

10 Широкое развитие получили украшение и роспись глиняной посуды, а также создание мелкой пластики. Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Биноклевидный сосуд Первая половина III тыс. до н. э. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями. Орнамент составляли из геометрических узоров, линий, полос, спиралей, знаков. Многие узоры воплощали представления человека об устройстве мира. Свастика, например, в неолитическом представлении была обозначением благоприятного, счастливого объекта. В самом создании орнамента вырабатывалось чувство ритма, симметрии.

11 Среди мелкой пластики продолжают встречаться статуэтки женщин, как и прежде, с культом плодородия. По сравнению с «палеолитическими Венерами» они весьма условны, схематичны. В то же время многие скульптурки неолита раскрывают сознательное стремление человека к красоте. Терракотовая фигурка человека

12 Искусство эпохи неолита Украшение керамических изделий геометрическим орнаментом Мелкая пластика (фигурки женщин, животных)

14 Искусство эпохи энеолита Изделия из металла (оружие, предметы быта, украшения) покрывались узорами с помощью чеканки и гравировки

Источник

Данные смежных дисциплин (археологические, лингвистические и фольклорные источники)

Итоги исследовательской работы, собрания материалов и результаты исследований ряда смежных с этнографией научных дисциплин, являются в ряде случаев важным источником для решения многих видов задач этнографического исследования.

Так, для изучения проблем этногенеза и этнической истории, особенно в условиях отсутствия или недостатка письменных источников, важным подспорьем являются археологические источники – и первичный материал, и результаты аналитических исследований по археологии. Археологические материалы и модели, создаваемые в археологии, могут служить источником информации о происхождении того или иного народа, этнических компонентах, принявших участие в его сложении, о контактах с другими культурами и этническими группами, его миграциях. Кроме того, археологические материалы служат важным источником для исследования истории материальной, социальной и духовной культуры этнических групп и культурных ареалов в прошлом. При использовании археологических материалов и итоговых исследовательских моделей археологов этнографу важно помнить о специфике археологического источника. Выявляемые археологами археологические культуры нельзя однозначно интерпретировать как этнические ареалы. Фрагментарность археологических источников затрудняет адекватную реконструкцию на их основе параметров существовавшей прежде «живой» этнической общности. Поэтому археологические источники в этнографическом исследовании нужно использовать с применением всего арсенала источниковедческой критики и в сопоставлении с источниками других категорий. Возникшая на стыке археологии и этнографии субдисциплина этноархеология стремится связать археологические и полевые этнографические источники в единой непротиворечивой реконструкции исторического прошлого того или иного этнокультурного ареала.

Очень важен для этнографа при решении всего разнообразия этнографических задач лингвистический материал (данные языкознания). Язык и культура неразрывны, язык опосредует все виды человеческой культурной деятельности и соответственно в различных подсистемах языка отражаются явления и структуры этнокультурной реальности. Лингвистика дает, в частности, ценнейший материал для решения вопросов этногенеза и этнической истории. При умелой интерпретации язык в «спрессованном» виде доносит информацию о возможной прародине этнической группы, ее генеалогическом родстве, этапах этнической истории, миграциях и контактах с иными этноязыковыми ареалами. При этом важны все подсистемы языка – фонетика, морфемика, лексика, синтактика. Лингвистика разработала особые методы реконструкции истории языков, их выделения (дивергенции) из прежде единого праязыка (в частности, методы глоттохронологии). Эти материалы и выводы из них могут много дать этнографу для определения места, времени и обстоятельств выделения тех или иных этнических групп из некогда единого этнического ареала.

Для этнографов очень важны диалектологические материалы и разработки лингвистов (картотеки, словари, карты, семантические и этимологические реконструкции). В частности, ареалы диалектной лексики, реконструируемые диалектологами, дают этнографу важный сопоставительный материал для изучения этнографических групп в составе этносов и в рамках историко-культурных ареалов.

Лексический материал является важнейшим источником при изучении этнического менталитета – способов классификации и интерпретации этнической группой различных явлений природного и социального мира: домашних и диких животных, растений, минералов, водных течений, ветров, цветовой гаммы, социальных и этнокультурных групп людей.

Особая категория источников этнографии – фольклорные, которые преимущественно изучает и интерпретирует фольклористика как одна их отраслей филологии. Впрочем, следует иметь в виду, что фольклор как устное народное творчество во всех его проявлениях является также и объектом изучения этнографии. Полевое этнографическое исследование, как правило, предполагает фиксацию и фольклорного материала. Однако этнографию интересует скорее прагматика фольклора, его функции. Этнограф изучает фольклор в конкретном социокультурном контексте, как часть тех хозяйственных, бытовых и обрядовых ситуаций, в которые вплетены те и или иные фольклорные формы.

Однако и результаты изучения фольклористикой фольклорных жанров, так сказать, «изнутри», как текстов с их внутренними закономерностями, образной системой и эстетикой, являются важными для этнографического исследования. Разные подсистемы фольклорных произведений дают, в частности, дополнительный материал для решения вопросов этногенеза, этнической истории, межэтнических контактов. Фольклорные тексты помогают в реконструкции обрядовой и ритуальной сторон культуры, религиозных представлений, верований и в целом – этнической картины мира того или иного народа или этнолокальной группы. Как вспомогательный источник фольклор может использоваться для изучения материальной и социальной культуры.

При использовании фольклорных источников надо иметь в виду специфику художественного отражения действительности, каковым и является фольклор. Не следует, в частности, ожидать от фольклорных источников однозначной хронологической и территориальной привязки той или иной реалии, о которой повествует произведение. Фольклор, в известном смысле, «спрессовывает» в своих слоях разновременной этнокультурный опыт многих поколений. Значительное количество фольклорных сюжетов и целых жанров очень подвижно, легко заимствуются одной этнической группой от другой, переходят из одного ареала в другой. Этнографу не следует ждать от фольклорного материала того, что он дать в принципе не может, и научиться извлекать и правильно интерпретировать ту богатую этнокультурную информацию, которую содержат те или иные жанры и произведения фольклора.

Источник

Инфопедия — категория Археология

Археология

Археология как наука, ее цели и задачи, проблемы интерпретацииАрхеология понимается как отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества на основе вещественных источников, полученных путем проведения археологических раскопок.

Археология в системе исторических наукАрхеология в системе исторических наук. Историческая наука изучает прошлое человечества
Археология изучает в большинстве своем вещественные источники, т. е. предметы и.

Задачи и методы камерального этапаЕстественно научные методы археологии.
Производственные технологии. Материальные остатки, изучаемые археологией, представляют собой по преимуществу продукты.

Археологическая периодизация, методы относительногоЗадачей археологии является не только установление исторических процессов и явлений материальной и общественной жизни, но и определение времени, т.е. хронологии периодов.

Становление истории первобытного общества как наукиОдним словом, первобытная археология стала самостоятельной научной дисциплиной, пытавшейся и соответствии с заветами Буше де Перта не только решать свои собственные.

Основные направления антропологииРасоведение соприкасается с целым рядом смежных дисциплин: генетикой, биометрией, археологией позднего палеолита и последующих эпох, этнографией.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической. гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по.

Происхождение человека по данным археологииПроисхождение человека по данным археологии.

Археологическая разведка и ее методикаОдной из задач археологии являются поиски
Эти задачи выполняет археологическая разведка, которая является началом процедуры научного исследования в археологии.

Теория и методология исторической науки- К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

История как наука, виды исторических источниковАрхеология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и.

Медицина первобытного обществаПоскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология.

История в системе социально-гуманитарных наук№3 Источники, выявляемые археологией –.
Пояснение: Археология — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Артефакт, археологические памятники и их виды, культурный слойПри исследовании прошлого археология опирается только на археологические данные, которые состоят из любых материальных остатков человеческой деятельности, извлекаемых из земли.

Моран Л.В. и его концепция первобытной историиВ археологии первобытности идея развития господствовала, по существу, с самого ее начала. В этнологию первобытности она проникла тогда, когда началось теоретическое осмысление.

Происхождение славян. Древние славянеПо данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы.

Техника обработки камня и кости в палеолитеВ археологии каменного века синонимом слов “изделие”, “орудие”, является термин артефакт. Артефактом называется предмет, изготовленный или видоизмененный древним человеком.

Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждениеИстория. Хозяйство, воспитание, политика, этнология, фольклористика. Археология. Социология. Социальное обслуживание.

Предмет и структура религиоведенияРелигиоведение возникает в середине 19 века, формируясь на стыке философии, психологии, социологии, лингвистики, археологии, этнографии.

Зарождение и развитие исторического краеведения в нач.18векаИдейное воздействие народничества на этот круг людей выразилось, прежде всего, в их обращении к истории, археологии и этнографии той местности, где они проживали.

Философский постструктурализм и постмодернизмАрхеология гуманитарных наук. С-Пб., 1994.
Постмодернизм. М., 1996. 10. Колесников А.С. Мишель Фуко и его «Археология Знания».

Методы, принципы и функции исторической наукиСовременная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы.

Морфология культур Лео ФробениусаЭгалитаристская модель этнологии и археологии (в рамках прогрессизма) подразумевает, что человечество развивалось по сходной логике параллельно в разных регионах планеты.

Предмет и объект исторической наукиК категории специальных исторических дисциплин в рамках исторической науки относят: археологию, источниковедение, археографию и др.

Русская формальная школа в русском литературоведенииПоэтические эксперименты футуристов, искавших «самовитое слово», языковая археология В. Хлебникова, уводившая в глубинные пласты речи, казались молодым ученым сутью поэзии.

Наука история: предмет, задачиАрхеология –наука, изучающая прошлое по артефактам материальной и духовной культуры, полученных в результате раскопок. Ассимиляция –процесс смешения больших этносов с.

Источник

Этнография и фольклористика

Особенности культуры и быта в ряде случаев отражают этническую специфику не в меньшей степени, чем язык. Более того, иногда они оказываются более вескими признаками этноса. Так, например, сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы-мусульмане говорят на диалектах одного сербо-хорватского языка, но каждый из этих этносов обладает самобытными культурными особенностями.

Славяне ныне не являются единым народом, говорящим на одном языке и однородным в культурном отношении. Это большая группа родственных, но вполне самостоятельных народов, каждый из которых имеет свою историю и свои этнографические особенности. Обобщения материалов этнографии всего славянского мира на современном этапе требуют коллективных усилий исследователей. Они не могут быть выполнены без трудоемкой работы по систематизации всей источниковой базы славянской этнографии, без выработки новейших методов исследования этнографической информации, собранной представителями разных этнографических школ и направлений.

Формирование этнографических особенностей славянских народов было очень сложным многовековым процессом. В ходе широкого расселения славянский этнос включил в свой состав разноязычные массы аборигенного населения. Естественно, при этом претерпели изменения многие этнографические особенности различных славянских группировок. Тысячелетнее самостоятельное развитие отдельных славянских народов в силу конкретно-исторических условий придало каждому из них этнографическое своеобразие. Стратиграфия этнографических напластований — совершенно неразработанная проблема славянской этнографии. Представляется, что материалы этнографии могут быть широко привлечены к исследованиям вопроса о происхождении славян и ранних этапов их этногенеза лишь после составления общеславянских этнографических атласов. Систематизация этнографической информации даст основания выделить те особенности славянского этноса, которые сформировались в раннее (праславянское) время.

Большую ценность для этноисторических исследований представляют и фольклорные материалы. Фольклор всегда создавался в пределах той или иной этнической общности и поэтому принадлежит к важным этноразличительным признакам. Однако при его использовании для изучения славянского этногенеза исследователи встречают непреодолимые пока трудности. На протяжении многовековой истории славянства фольклор не оставался неизменным. Он развивался и активно пополнялся как за счет собственной эволюции в связи с изменениями общественно-социальной и географической среды, так и в результате влияний культур соседних неславянских народов и вхождения в славянский этнос субстратного населения. Материалы свидетельствуют, что славянские племена и народности довольно активно обменивались своим фольклорным багажом как между собой, так и с соседями.

Источник

Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, нумизматика, геральдика, сфрагистика

Характеристика самостоятельных отраслей исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников: археология, этнография, нумизматика, геральдика, сфрагистика.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления09.10.2016
Размер файла16,1 K

выписать что такое лингвистика археология фольклористика этнография. Смотреть фото выписать что такое лингвистика археология фольклористика этнография. Смотреть картинку выписать что такое лингвистика археология фольклористика этнография. Картинка про выписать что такое лингвистика археология фольклористика этнография. Фото выписать что такое лингвистика археология фольклористика этнография

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, нумизматика, геральдика, сфрагистика

студентка 1 курса гр. 10114116,

Петкун Анна Олеговна

Корбалевич Наталья Николаевна

1. Вспомогательные исторические дисциплины

Список использованных источников

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь.

История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей.

Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: археология, этнография, нумизматика, геральдика, сфрагистика (печати) и др. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.

Общий объем работы 8 страниц.

1. Вспомогательные исторические дисциплины

исторический археология нумизматика геральдика

Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники.

В рамках данной дисциплины под разновидностью подразумевается денежный знак, изготовленный из металла или другого материала, обладающий определенным весом, формой и достоинством. Чаще всего они выпускаются методом чеканки и, за редкими исключениями, имеют круглую форму.

Современный рынок нумизматики огромен и постоянно расширяется.

Ученые-геральдисты объясняют значение тех или иных рисунков на гербах, описывают основные аспекты геральдических кодов, выясняют принадлежность памятников или документов с гербовой печатью тем или иным историческим лицам.

С ее помощью можно значительно пополнить знания об исторических личностях, установить культурные и экономические связи между странами или отдельными родами в конкретный период времени, а также выявить признаки идентичности документов или археологических находок по отношению к изучаемым государствам или сословиям.

Список использованных источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *