выписали требование за страховку что делать
Имеют ли право ГИБДД выносить требование и арестовать за езду без страховки ОСАГО?
Арест за езду без ОСАГО
Что общего между чрезмерной тонировкой стёкол и ездой без ОСАГО? На первый взгляд ничего. Но если вникнуть в детали, то за оба правонарушения водителю может грозить арест. Но погодите, ведь за управление машиной без страховки всегда наказывали штрафом? Наказывали, но практика изменилась. И в 2021 году вы можете запросто угодить под арест или обязательные работы – за неисполнение требования ИДПС застраховать автогражданскую ответственность. Когда это ввели, законны ли аресты за езду без ОСАГО и что делать водителям – обсудим в нашей статье.
Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2021 году?
Нет, но на практике это активно применяется.
Но вначале рассмотрим, в каких случаях и на каких основаниях автовладельцам может грозить административный арест за отсутствие полиса ОСАГО. Затем расскажем, почему требование ИДПС прекратить правонарушение в 2021 году незаконно. И, наконец, выясним, что же делать попавшимся водителям и какие перспективы ожидают их на практике.
И начнём мы с распутывания клубка под названием «арест за управление автомобилем без ОСАГО»:
Но при чём здесь арест?
После того, как полицейские остановили автомобиль и выяснили, что у водителя отсутствует страховка – ему выпишут штраф по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Далее инспектор ДПС может составить требование (предписание) о прекращении правонарушения. В этом документе будет прописан срок, в течение которого водитель обязан заключить договор ОСАГО. Если он проигнорирует это требование, в нарушение сроков снова сядет за руль автомобиля и его вновь остановят сотрудники ГИБДД – они вменят водителю уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному требованию сотрудников полиции (а требование это – застраховать автогражданскую ответственность), после чего сопроводят нарушителя в суд, где ему будет вынесено итоговое наказание.
И среди мер ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ:
Таким образом, на практике в 2021 году за езду без ОСАГО водители действительно рискуют загреметь под арест на несколько суток.
Некоторые могут усмотреть тут двойное наказание – но это не так! Административные правонарушения разные по своей сути. Штраф в 800 рублей выписывается водителю за управление автомобилем без ОСАГО, а арест назначается судом за невыполнение тем же водителем законного требования сотрудника полиции в отведённый для этого срок. Такая же практика действует и в борьбе с чрезмерной тонировкой.
Официальный ответ из ГИБДД
Теперь рассмотрим, что думают по этому поводу те, кто фиксирует правонарушения в области страхования и выносит постановления с требованиями к водителям.
Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.
Вот официальный ответ от начальника ГИБДД Михаила Черникова:
Однако, в разъяснении нет ни слова о форме выражения требования инспектора ДПС прекратить противоправные действия за езду без ОСАГО. То есть наиболее спорный вопрос оставили без комментариев (но ниже будут комментарии от нас).
Но вы должны понимать, что в ГИБДД не уполномочены подтверждать законность той или иной правоприменительной практики. Такие полномочия имеются лишь у Верховного Суда. А в Госавтоинспекции могут разве что выразить мнение по тому или иному вопросу – что и было сделано в официальном ответе на запрос депутата ЛДПР.
Позиция Верховного Суда
Устоявшаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону ГИБДД. Рассчитывать на успешное обжалование по неисполнению требования инспектора ДПС крайне сложно.
Однако, в пример можно привести одно решение Верховного Суда в пользу водителя. Правда, оно не по ОСАГО, а по тонировке (что, в общем-то, схоже по привлечению к ответственности).
ВС РФ признал арест автолюбителя незаконным. Только это произошло не из-за факта незаконности требования ИДПС об устранении правонарушения, а ввиду отсутствия сроков устранения тонировки. Вдобавок было нарушено право задержанного водителя на привлечение его адвоката (Постановление ВС РФ по делу №9-АД 19-7 от 18.04.2019 года). Но хоть гражданин и добился морального удовлетворения, до этого ему пришлось отсидеть трое суток.
Противоположных примеров подавляющее большинство. К примеру, в городе Ухта молодого водителя арестовали на 7 суток за неоднократную езду без полиса ОСАГО и неисполнение требований сотрудников полиции.
Почему требование инспектора ДПС прекратить правонарушение в виде отсутствия ОСАГО незаконно?
Прежде чем привлекать водителя по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, инспектор составляет требование (или предписание) о прекращении правонарушения. Сам документ вполне имеет право на жизнь.
Но применительно к ситуациям с отсутствием ОСАГО такое требование полицейских в 2021 году незаконно – и вот почему:
Второй довод в пользу незаконности требования прекратить правонарушение со страховкой связан с характером деяния. В соответствии с пунктом 2 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО, водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней с момента возникновения у него права владения транспортным средством (покупка, получение в дар, наследство). На 11-й день водитель совершает правонарушение – то есть не исполняет свою обязанность по обязательному страхованию. И такое правонарушение нельзя считать длящимся.
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, требование прекратить правонарушение в виде страхования автогражданской ответственности, которое и так закончено вынесением водителю справедливого штрафа в 800 рублей – незаконно. Ну а правонарушение в виде управления автомобилем без «автогражданки» прекращается в момент остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. И в этом случае требование также неправомерно.
Законно ли предостережение?
А вот предостережение вполне законно.
Регламент предусматривает для стражей порядка не только требование (предписание) о прекращении правонарушения, но и так называемое предостережение водителям. Право сотрудников ДПС выносить такие предостережения указано в ФЗ «О полиции», образец документа закреплён в Приложении № 2 к Приказу МВД № 119, там же содержится порядок вынесения, объявления, вручения и т.д.
И вот предостережение о недопустимости действий, создающих условия для административного правонарушения – выглядит вполне законным. Однако, на практике сотрудники ГИБДД всё равно выписывают требования. И суды не усматривают в этом ничего критичного.
Могу ли я не подписывать предписание и что будет?
Можете. За отказ поставить подпись вам ничего не грозит.
Однако учтите, что отказ от росписи в требовании о прекращении правонарушения не делает документ недействительным. Сотрудник ГИБДД укажет в тексте, что вы отказались подписывать официальное требование. Для фиксации данного факта ИДПС достаточно привлечь двух понятых или вести съемку происходящего.
Срок действия требования инспектора ДПС по страховке
От 10 дней до 3 месяцев.
Если в отношении водителя составляется требование о прекращении правонарушения, то обычно в нём указывается конкретный срок. В течение этого времени автолюбитель должен застраховать свою ответственность в рамках ОСАГО, иначе он рискует оказаться за решёткой.
Какими могут быть сроки в требовании:
Также в требовании может быть указан иной срок – свыше 3 месяцев и даже стоять «бессрочно». Однако в части законности требования больше подходит именно 3-месячный срок.
Стоит ли оспаривать вынесенное требование?
Аннулировать требование даже через Верховный Суд – напрасная трата времени. Суды просто «завернут» дело и примут сторону ГИБДД.
Но как тогда быть? Вместо того, чтобы обжаловать требование по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, водителю имеет смысл застраховать автогражданскую ответственность. Приобретение ОСАГО избавит вас от штрафа за отсутствие страховки и возможного ареста за неисполнение законных требований сотрудников полиции. Но если у вас много свободного времени и обострённое чувство справедливости, можете попытаться обжаловать привлечение к ответственности.
Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 марта 2021 года.
Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.
Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.
Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона «Об ОСАГО», которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.
Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства
Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;
Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:
1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.
2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.
Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.
В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.
Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем. У машины Бориса техосмотр не пройден.
В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит «из своего кармана».
На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно. Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.
Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.
Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.
Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.
Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.
В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.
Водителей без ОСАГО начали жестко наказывать. Грозят даже арестом
Водителям без ОСАГО начали выписывать предписания, то есть задокументированное требование устранить нарушение в десятидневный период, выяснил Autonews.ru. Таким образом, водителей в первый раз за езду без страховки штрафуют на 800 руб. и вручают предписание, а во второй раз, помимо штрафа, грозят более серьезные санкции вплоть до ареста за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
Подобная схема уже давно применятся в борьбе с чрезмерной тонировкой. Однако в случае незаконного затемнения стекол, устранить нарушение можно на месте, а с ОСАГО ситуация иная. Autonews.ru выяснил у юристов, насколько законны требования ГИБДД, вынуждающие водителя купить страховой полис.
Первый известный случай
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО неделю назад выписали водителю из Челябинской области. Обычная проверка документов показала, что автомобилист передвигается без обязательной автогражданки, за что челябинский инспектор выписал ему штраф на 800 рублей. Кроме того, инспектор попросил нарушителя подписать бумагу о том, что если следующая проверка выявит повторное нарушение, его привлекут уже по статье 19.3 «Неповиновение законному требованию сотрудника полиции».
«Требование состоит в том, что я должен купить страховку. Подписывать эту бумагу я отказался, полицейский отреагировал немного странно, как будто он понимал, что делает что-то незаконное. Быстро сказал: «Да, хорошо, не подписывайте, я напишу, что вы отказались», — объяснил Дмитрий Н. в беседе с Autonews.ru.
Водитель уверен, что данная статья стала у полицейских очень популярным рычагом давления и запугивания, и рассчитана она исключительно на неподкованного юридически автомобилиста. Нарушитель считает, что когда его остановят без ОСАГО в следующий раз, ему должны просто выписать новый штраф на 800 рублей. В КоАП не указано санкций или повышения штрафа за езду без автогражданки повторно.
«С тонировкой разница в том, что ее устранить физически можно на месте. И если человек отказывается, то появляется повод штрафовать по 19.3. В случае же со страховкой полицейский не может мне ее продать. Но даже если рядом будет страховой агент, полиция не может меня вынудить нести какие-либо затраты», — уверен нарушитель.
Покупка страховки прописана в законе
Юристы, к которым Autonews.ru обратился для разъяснения ситуации, сослались на федеральный закон об ОСАГО. Согласно документу, собственники автомобилей обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить в результате ДТП.
«Управление автомобилем без полиса ОСАГО является противоправным поведением водителя. Смысл страхования ОСАГО сводится к тому, что если мы причиняем кому-либо вред, но сами не имеем средств для выплаты компенсации потерпевшему, то за нас это делает страховая компания. Если мы будем управлять автомобилем без ОСАГО и станем виновниками ДТП и у нас нет средств для выплаты компенсации потерпевшему, то тем самым порождаем чудовищную несправедливость. И вред причинили, и не возместили», — пояснил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
Юрист напомнил, что до 2014 года за подобное нарушение было предусмотрено снятие регистрационных знаков наряду со штрафом. Сегодня же за езду без страховки предусмотрен только штраф в 800 рублей.
Арест за неповиновение
Бумажное информирование с упоминанием неповиновения полиции, которое инспектор ГИБДД давал на подпись челябинскому автомобилисту, вполне законно накладывает на последнего обязательства купить полиса ОСАГО до следующей проверки, которая может наступить в любой момент.
«Основная деятельность полиции направлена в том числе на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение безопасности дорожного движения. И инспектор имеет право требовать от граждан прекращения противоправных действий. Поэтому за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО водителя можно привлечь по ст.19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», — объяснила главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева.
Такое же мнение высказал юрист Орест Мацала. По его словам, российские суды давно сформировали позицию по данному вопросу, и она полностью на стороне сотрудников полиции.
«Нахожу трактовку судов законной и справедливой. То обстоятельство, что водитель отказывается от подписания и получения требования, не освобождает его от обязанности страховаться. Инспектор может сделать отметку в требовании, что водитель отказался от его подписания и получения. Либо может заснять на видео отказ водителя. Рекомендую водителям ознакомиться с судебной практикой. По одному лишь второму кассационному округу мне удалось найти 337 таких решений и все против водителей», — рассказал Мацала.
За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в России предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 4 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
«Что касается вопроса законности двух наказаний одновременно, то это тоже законно, поскольку водитель совершил два разных правонарушения», — добавила юрист Анна Куклева.
Штраф за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль
Отсутствие страховки ОСАГО является нарушением Закона, за которое на водителя налагаются штрафы. Их величина определяется степенью правонарушения. Прежде чем садиться за руль без ОСАГО, узнайте, сколько вам придется заплатить, если вас остановит сотрудник ГИБДД, что будет, если вы попадете в аварию, как сэкономить на оплате штрафа.
Штрафы за езду без ОСАГО
Величина штрафа зависит от конкретной ситуации.
Если вы вообще не оформляли полис, при проверке сотрудником ГИБДД вам будет начислен штраф в размере 800 руб. Причем ограничений по количеству протоколов об административных правонарушениях нет, т. е. вас могут штрафовать при каждой проверке, хоть несколько раз в день. Сумма наказания при этом не увеличивается.
В 2021 году такие меры наказания, как изъятие номера и эвакуация транспортного средства на штрафстоянку, не применяются и считаются противозаконными.
Если полис электронный
Сумма штрафа не изменится, не зависимо от того, нет у вас электронного или бумажного полиса. Они имеют равную юридическую силу. Если у вас есть электронный полис, но вы его не распечатали, не скачали на телефон и поэтому не можете предъявить проверяющему, по Закону он должен самостоятельно проверить наличие полиса в базе РСА. Пока не у всех автоинспекторов есть такая возможность, поэтому, если вы оформили е-ОСАГО, распечатайте документ и возите с собой. Также вы можете сохранить его в телефоне.
Если полис забыли дома
По Закону водитель должен предъявить проверяющему полис ОСАГО. Если страховка есть, но полиса на руках нет, может быть вынесено предупреждение или взыскан штраф в размере 500 руб.
Если забыли продлить ОСАГО
Если срок действия полиса закончился, то срок страховки тоже завершен и ТС считается незастрахованным. В этом случае будет выписан штраф, как за отсутствие полиса ОСАГО, в размере 800 руб.
Если не вписан в полис
Если за рулем находился водитель, которому не был предоставлен доступ к управлению транспортным средством, штраф составит 500 руб.
Другие ситуации
Бывают и другие ситуации, которые влекут наложение штрафов, прямо или косвенно связанные с ОСАГО, например, обнаружение поддельного полиса, отсутствие диагностической карты, использование транспортного средства не в период действия полиса.
Если при проверке был обнаружен поддельный полис, тут может быть применена как административная, так и уголовная ответственность.
Какие меры могут быть предприняты:
С 1 марта 2022 года за управление авто без диагностической карты будет выноситься штраф 2 тысячи рублей.
При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.
ДТП без полиса ОСАГО
Если вы попали в аварию и у вас нет полиса ОСАГО, величина штрафа за его отсутствие останется в стандартной сумме 800 руб.
Виновник
Кроме штрафа виновник за свой счет будет должен оплатить ремонт пострадавшего автомобиля, возместить расходы на лечение пострадавших в аварии.
К виновнику может быть выдвинуто регрессивное требование страховой компании о возмещении убытков, если она произведет выплаты самостоятельно.
Пострадавший
Для пострадавшего изменится только прядок обращения за компенсацией в страховую компанию. Поскольку своего страховщика у него нет, он будет писать заявление в страховую компанию виновника происшествия или в РСА. И конечно ему выпишут штраф.
Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений
Правила ОСАГО в течение 2021 года изменялись уже неоднократно. По состоянию на август изменений по начислению штрафов нет.
По прогнозам до конца года можно ждать увеличение суммы штрафа за отсутствие обязательной страховки. Специалисты говорят об увеличении размера штрафа до 5000 руб. или применение такой санкции, как лишение прав сроком до 6 месяцев.
Также прогнозируется увеличение штрафа за езду без полиса и при отсутствии водителя в страховке до 1500 руб.
Штрафы за езду без ОСАГО с камер
Несмотря на то, что планировалось выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации уже в 2021 году, пока такая схема не применяется. Ее использовали экспериментально в Москве и Казани еще в 2019 году, но повсеместного распространения она не получила.
Официальной информации о том, когда эта схема заработает по всей стране и какие будут применяться штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, нет.
Ответы на вопросы
Как сэкономить на оплате штрафа
Заплатите штраф в первые 20 дней со дня вынесения постановления и сумма будет уменьшена на 50%.
Вправе ли инспектор ГИБДД требовать страховку?
Автоинспектор вправе требовать, а водитель обязан предъявить ему полис ОСАГО.
В какой срок должен быть уплачен штраф?
В течение 2 месяцев с даты вынесения постановления об административном правонарушении.
Есть ли повторный штраф за езду без ОСАГО
Нет, независимо от количества проверок сумма штрафа остается стандартной.
Подведем итоги
Что нужно точно знать о штрафах за отсутствие полиса обязательного страхования в 2021 г.: