выпадающие доходы бюджета что это такое
Учет выпадающих доходов
Любовь Маренич, консультант-специалист Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, лето 2017
Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н был утвержден новый КОСГУ «174 – Выпадающие доходы», используемый со счетом 401.10 «Доходы текущего финансового года», а также были регламентированы бухгалтерские записи по применению счета «401.10.174». Как его применять, покажем на примерах.
Что такое выпадающие доходы
Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 120 Инструкции № 162н).
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что выпадающие доходы – это суммы доходов, которые не были получены при предоставлении скидок, льгот, а также это суммы недополученных доходов, при которых, следуя законодательству, начисленные доходы (в том числе различного рода денежные взыскания – пени, штрафы, неустойки) подлежат уменьшению.
Наиболее распространенными примерами выпадающих расходов является:
оплата государственной пошлины через единый портал государственных услуг: по законодательству (п. 1 ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ) физлица и организации могут обращаться за совершением юридически значимых действий в государственные органы разного уровня, а те, в свою очередь, обязаны совершить в отношении обратившихся лиц значимые действия, за что государственные органы взимает госпошлину. Размер государственной пошлины согласно п. 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ применяется с учетом коэффициента, равного 0,7, в случае подачи заявления через единый портал госуслуг – www.gosuslugi.ru.
уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения: административные правонарушения, в частности нарушение правил дорожного движения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ регулируются наказанием в виде административного штрафа. Административный штраф является денежным взысканием и подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Руководствуясь ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, штраф может быть уплачен в размере половины наложенной суммы штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Кроме того, следует помнить, что такая скидка предусмотрена не для всех нарушений правил дорожного движения. Важно отметить, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
санкции по государственным контрактам: в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 в 2016 году, учреждения были обязаны предоставить отсрочку контрагентам уплаты неустойки по государственному контракту или списание полностью суммы неустойки, только в том случае, если исполнитель завершил в полном объеме все обязательства, которые должны быть осуществлены по контракту, исключение составили гарантийные обязательства. В 2017 г. пока что не было постановления Правительства, на основании которого можно простить неустойку, предоставить отсрочку платежа контрагенту, но стоить обратить внимание на практику прошлого года и иметь ввиду данный факт.
Примеры учета выпадающих доходов
Теперь рассмотрим отражение в бухгалтерском учете «выпадающих доходов» на примере.
Пример 1. Поставщиком своевременно не были доставлены товары учреждению-заказчику – Федеральному казенному учреждению «Гамма» (далее ФКУ «Гамма»). За несвоевременную поставку товаров условия контракта предполагают уплату неустойки в размере 10% от суммы контракта. Но после того как учреждением был получен товар, руководство учреждения приняло решение списать сумму неустойки, предъявленную ранее поставщику.
Документом «Операция бухгалтерская» начислен доход за нарушение условий исполнения контракта на поставку товара:
Дт 1.0.209.40.560 – Кт 1.0.401.10.140 – сумма неустойки составила 10% от суммы контракта.
Документом «Операция бухгалтерская» производится списании ранее начисленной суммы неустойки:
Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.209.40.660 – сумма списания составила 10% от суммы контракта.
Пример 2. Казенное учреждение «Бетта» выполняет функции администратора доходов бюджета от штрафов за административные правонарушения в части дорожного движения.
Гражданином Н. была превышена скорость дорожного движения транспортного средства на величину свыше 20 км/ч, но и не более чем на 40 км/ч. Гражданин Н. был привлечен к административной ответственности и оплатил штраф. Штраф был оплачен до того, как истекло 20 дней с момента наложения административного штрафа. Казенным учреждением «Бетта» было решено уменьшить сумму штрафа согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.
Документом «Акт об оказании услуг» с видом операции «Прочие начисления доходов» («Операция бухгалтерская») начислен доход на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа:
Дт 1.0.205.41.560 – Кт 1.0.401.10.140 – 500 руб.
Дт 1.0.210.02.140 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.
Документом «Операция бухгалтерская» отражается признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа
Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.
О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2014, N 9
Некоторые предприятия имеют право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Такие средства могут выделяться, например, в целях возмещения предприятию доходов, выпадающих из-за применения последним регулируемых государством цен на услуги, которые оказываются льготным категориям граждан. Однако порядок учета бюджетных средств для целей бухгалтерского и налогового учета прямо не прописан ни в одном из нормативных актов, регулирующих данные сферы. Что, соответственно, порождает вопрос, как и в какой момент следует учитывать указанные бюджетные средства. Предлагаем вместе проанализировать этот и многие другие вопросы.
Что такое выпадающие доходы?
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Иначе говоря, получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ позволяет предприятиям сдерживать рост розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, контролируемые государством, так как часть стоимости этих товаров (услуг) оплачивается из бюджетных средств.
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе с целью возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Заметим, нормативного определения понятия «выпадающие доходы» применительно к рассматриваемой ситуации не существует. Тем не менее данное обстоятельство не мешает участникам указанных правоотношений активно его использовать, в том числе в нормативных документах (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р). Очевидно, что под выпадающими доходами следует понимать те убытки, полученные предприятием в результате предоставления услуг льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут компенсированы государством.
На конкретном примере
Чтобы не быть голословными, предлагаем обозначенную в преамбуле проблему рассмотреть на примере конкретной ситуации.
Автотранспортное предприятие реализовало в марте 2014 г. проездные билеты, в том числе социальные проездные билеты, дающие право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.
Сумма выпадающих доходов, образовавшихся в результате реализации предприятием социальных проездных билетов, составила 250 000 руб.
Как указанные хозяйственные операции должны быть отражены в учете?
Бухгалтерское законодательство.
. не содержит на этот счет никаких специальных указаний.
Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, то есть независимо от ее фактического поступления. Величина выручки определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом, и никоим образом не зависит от других обстоятельств (п. п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).
В части бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов, необходимо пояснить следующее.
Данные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученного хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Сказанное согласуется с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.
В то же время включать в состав выручки по состоянию на 31.03.2014 недополученную сумму доходов (в нашем случае 250 000 руб.) не стоит, поскольку это противоречит принципам признания дохода, установленным в п. 12 ПБУ 9/99. Согласно названному пункту сумма дохода одновременно должна отвечать следующим условиям:
Рассматриваемые бюджетные компенсации следует квалифицировать в качестве прочих доходов, то есть в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99. Признавать такие доходы нужно в том отчетном периоде, когда распорядитель бюджетных средств примет решение о возмещении выпавших доходов. Иными словами, в тот момент, когда у предприятия появится уверенность в получении указанных средств.
Признание данных сумм в момент оказания услуг, если нет уверенности в их дальнейшей компенсации из бюджета, по мнению автора, приведет к искажению финансовой отчетности.
Таким образом, в учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:
Выпадающие доходы: учет с 2017 года
Нормативное правовое регулирование
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н внесены изменения в приложения к приказам Министерства финансов Российской Федерации:
Введен новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и бухгалтерские записи по его применению.
Выдержка из документа
«уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством Российской Федерации об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 „Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 „Расчеты по доходам», 1 209 00 000 „Расчеты по ущербу и иным доходам»».
Примеры выпадающих доходов
Оплата государственной пошлины через единый портал госуслуг
Согласно пункту 1 статьи 333.16 главы 25.3 НК РФ при обращении организаций и физических лиц за совершением юридически значимых действий в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ, с них взимается государственная пошлина.
При этом согласно пункту 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ «Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации».
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ указанная норма применяется с 01.01.2017 до 01.01.2019.
Уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения до истечения 20 дней со дня его наложения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предусмотрено применение за совершение административных правонарушений административного наказания в виде административного штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП).
В соответствии с частями 1, 5 статьи 3.5 КоАП административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Согласно части 1.3 статьи 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ «не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере».
Бухгалтерский учет выпадающих доходов
Рассмотрим применение счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» на примере.
Пример
Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 км/ч, влечет наложение административного штрафа 500 руб (ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ). На основании постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 руб. администратором доходов начислен доход. Виновное лицо уплатило штраф до истечения 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Выпадающие доходы отнесены администратором доходов на счет 1 401 10 174.
Наименование операции
Дебет
Кредит
Сумма
(руб.)
Документ БГУ1
Документ БГУ2
Начисление доходов на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа
(п. 78 Инструкции № 162н)
Поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50 % в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП
(п. 78 Инструкции № 162н)
«Кассовое поступление» с типовой операцией «Поступление доходов (205 00, 209 00)»
Признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно части 1.3 статьи 32.2 КоАП на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа
Выпадающие доходы бюджета что это такое
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Документы
Методические рекомендации по проведению оценки налоговых расходов муниципальных образований
Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных положений общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 июня 2019 года № 796 (далее – Общие требования), в части проведения оценки налоговых расходов муниципальных образований.
В данных Методических рекомендациях используются определения и термины согласно Общим требованиям.
1. Общие положения к оценке налоговых расходов муниципальных образований
Таким образом, к налоговым расходам муниципального образования относятся:
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования:
Порядок оценки налоговых расходов муниципального образования принимается в случае наличия в муниципальном образовании налоговых льгот по местным налогам, в том числе по которым полностью отсутствуют получатели льготы.
Оценка налоговых расходов муниципального образования включает комплекс мероприятий по оценке объемов и оценке эффективности налоговых расходов муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2018 года № 494-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» положения статьи 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении муниципальных образований применяются с 1 января 2020 года.
В целях оценки налоговых расходов муниципального образования местная администрация принимает муниципальные правовые акты, в которых:
1) определяет и устанавливает порядок формирования перечня налоговых расходов муниципального образования с учетом сроков действия налоговых льгот, а также объема выпадающих доходов, возникающих в связи с их применением;
2) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования;
3) определяет порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования, осуществляемой кураторами налоговых расходов.
Характеристика налоговых расходов муниципального образования
Сведения о положениях муниципальных правовых актов, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами
Сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в местный бюджет;
Сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Общими требованиями куратором налогового расхода является местная администрация, орган местного самоуправления, (иная организация), ответственная в соответствии с полномочиями, установленными муниципальными правовыми актами за достижение соответствующих налоговому расходу муниципального образования целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам.
Куратор налогового расхода согласно Общим требованиям:
В рамках оценки налоговых расходов муниципальных образований муниципальные образования самостоятельно принимают решения в части:
Согласно пункту 7 Общих требований органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований.
2. Общие положения к проведению оценки налоговых расходов муниципальных образований
Общая схема процедуры оценки налоговых расходов муниципального образования:
Куратор налогового расхода муниципального образования самостоятельно определяет целевую категорию соответствующего налогового расхода исходя из характера цели налогового расхода, а также категории плательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой. Общими требованиями предусмотрены три целевые категории налоговых расходов:
В эту категорию могут относиться только те налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налоговой нагрузки населения, или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности.
В случае, если налоговой льготой воспользовался один налогоплательщик, то при заключении соглашений между органами местного самоуправления и налогоплательщиком, имеющим право на налоговые льготы, может быть урегулирован порядок предоставления от такого налогоплательщика информации для оценки налоговых расходов муниципального образования.
Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляется кураторами налоговых расходов муниципального образования и включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов муниципального образования;
б) оценку результативности налоговых расходов муниципального образования.
2.1. Оценка целесообразности налоговых расходов муниципальных образований
Критериями целесообразности налоговых расходов муниципального образования являются:
2.2.1 Оценка соответствия налоговых расходов муниципального образования целям муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам
Налоговый расход муниципального образования должен соответствовать минимум одной цели муниципальной программы, структурного элемента муниципальной программы и (или) цели социально-экономической политики муниципального образования, не относящейся к муниципальным программам.
Один налоговый расход может соответствовать нескольким целям муниципальных программ, структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам (такие цели могут носить разнородный характер). В этом случае при проведении оценки целесообразности налоговых расходов муниципальных образований следует определить одну цель, которая в большей степени отражает цель предоставления налоговой льготы.
При оценке налоговых расходов муниципальных образований следует учитывать, что налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программ. Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное (опосредованное) влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
Налоговые расходы муниципального образования могут соответствовать указанным целям следующим образом.
Налоговый расход соответствует цели муниципальной программы, если он в целом способствует развитию сферы социально-экономического развития, на достижение целей которой направлена муниципальная программа, и (или) соответствует целям нескольких структурных элементов одной муниципальной программы.
Налоговый расход (целевая категория)
Наименование муниципальной программы
Цель муниципальной программы
Предоставление льготы по земельному налогу в размере 75% организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предоставлением услуг, связанных с организацией отдыха и развлечений
Развитие туризма в муниципальном образовании
Развитие туризма в муниципальном образовании:
— создание условий для формирования конкурентоспособной туристской отрасли;
— сохранение и рациональное использование туристских ресурсов, объектов туристского показа, природного и культурного наследия муниципального образования
Освобождение от уплаты земельного налога детских оздоровительных организаций
Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в муниципальном образовании
Создание условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, личностного развития и занятости несовершеннолетних
Налоговая база по земельному налогу уменьшается на необлагаемую налогом сумму в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования органу местного самоуправления
Развитие местного самоуправления муниципального образования
Создание условий для развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий
Налоговый расход (целевая категория)
Наименование муниципальной программы
Наименование подпрограммы муниципальной программы
Цель муниципальной программы
Освобождение от уплаты земельного налога инвесторов, являющихся участниками специального инвестиционного контракта, заключенного муниципальным образованием
Развитие экономики муниципального образования
Поддержка инвестиционной деятельности
Создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования
Освобождение от уплаты земельного налога организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования в области культуры для детей и взрослых (код по ОКВЭД 85.41.2)
Развитие культуры и искусства муниципального района
Культурно-досуговая деятельность и народное творчество
Стимулирование развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности на территории муниципального района
Налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, предусмотренная п. 1 ст. 407 НК РФ, для физических лиц, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, и для детей в многодетных семьях (имеющих трех и более детей) в возрасте до 18 лет, а также лиц из числа указанных лиц в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности
Развитие образования в муниципальном образовании
Социальная поддержка детей из социально незащищенных и многодетных малоимущих семей
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в муниципальном образовании
Освобождение от уплаты земельного налога автономных, бюджетных и казенных учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования
Формирование современной городской среды на территории муниципального образования
Благоустройство общественных территорий муниципального образования
Повышение уровня комфортности жизнедеятельности граждан посредством благоустройства наиболее посещаемых территорий общественного пользования
Цели социально-экономической политики, которым могут соответствовать налоговые расходы, могут быть отражены в следующих документах:
При выборе документа стратегического планирования и его цели следует использовать цель, наиболее детально отражающую сущность налогового расхода.
Налоговый расход (целевая категория)
Наименование документа стратегического планирования или программы развития инфраструктуры / его структурного элемента
Цель документа стратегического планирования или программы развития инфраструктуры, его структурного элемента
Освобождение от уплаты земельного налога организаций, реализующих инвестиционные проекты
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования / Развитие промышленного производства муниципального образования
Достижение экономических показателей и темпов их прироста, обеспечивающих в сочетании с другими секторами экономики муниципального образования прогнозируемое и устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, повышение качества жизни населения
Уменьшение исчисленной суммы земельного налога, подлежащего уплате социально ориентированными некоммерческими организациями, отнесенным к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в социальной сфере
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
Повышение привлекательности жизни на основе устойчивого роста и сбалансированного развития (подцель – решение социальных задач по повышению уровня и качества жизни населения)
Освобождение от уплаты земельного налога предприятий коммунального хозяйства муниципального образования
Программа комплексного развития систем коммунальной
инфраструктуры муниципального образования
Создание условий для эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан и улучшение экологической обстановки
2.1.2. Оценка востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот
Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
При определении показателя востребованности численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, может быть соотнесена с количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Такая корректировка показателя особенно актуальна в случае, когда численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, менее 1% от общей численности плательщиков соответствующего налога.
Плательщики, потенциально имеющие право на получение налоговой льготы, определяются на основании положений актов, статистических данных и иных сведений. Кроме того, количество потенциальных плательщиков может быть расчетным показателем, в связи с чем куратору налогового расхода муниципального образования требуется отразить порядок расчета указанного показателя.
Налоговый расход (целевая категория)
Показатель, используемый для определения общей потенциальной численности плательщиков
Возможные источники информации
Освобождение от уплаты земельного налога организаций народных художественных промыслов (стимулирующая)
Численность организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «32.99.8. Производство изделий народных художественных промыслов»
Показатель «Количество организаций, зарегистрированных в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики», территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
Освобождение физических лиц, имеющих звание «Почетный гражданин муниципального образования», от уплаты налога на имущество физических лиц (социальная)
Численность физических лиц, имеющих звание «Почетный гражданин муниципального образования» и проживающих на территории муниципального образования
Данные исполнительно-распорядительного органа муниципального образования либо органа местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего функции в сфере социальной защиты населения
Освобождение от уплаты земельного налога детских оздоровительных организаций в отношении земельных участков, используемых для осуществления уставной деятельности (социальная)
Численность детских оздоровительных организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования
Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей
Освобождение от уплаты земельного налога муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся у указанных органов и организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования (техническая)
Численность муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления
Данные исполнительно-распорядительного органа муниципального образования либо органа местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего функции по управлению муниципальным имуществом
В порядке оценки налоговых расходов муниципальных образований необходимо отразить порядок определения общего количества плательщиков и источники указанных сведений. При этом необходимо учитывать фискальные характеристики, ежегодно направляемые налоговым органом.
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет (например, если льгота введена в 2017 году, то оценка востребованности проводится
за 2017-2021 годы).
Дополнительным (но не заменяющим) обоснованием востребованности налоговой льготы могут служить экспертные оценки.
В порядке оценки налоговых расходов муниципальных образований необходимо также указать пороговое значение уровня востребованности, при достижении которого льгота признается востребованной. Пороговое значение уровня востребованности:
а) должно быть обосновано и учитывать ожидаемый эффект от введения и (или) дальнейшего действия льготы;
б) может быть рассчитано как с использованием эконометрических методов, так и посредством экспертных оценок;
в) не должно быть существенно ниже реального уровня востребованности льготы.
При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
В случае несоответствия налоговых расходов муниципального образования хотя бы одному из критериев целесообразности, куратору налогового расхода муниципального образования надлежит представить в местную администрацию предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
При проведении оценки соответствия налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) иных документов муниципального образования, содержащих цели социально-экономической политики муниципального образования, необходимо учитывать, что проведение оценки обязательно даже в случае отсутствия в таких документах сведений о налоговых льготах, обуславливающих налоговые расходы. На данном этапе оценки эффективности налогового расхода ключевым условием является соответствие налогового расхода только целям муниципальной программы и (или) иным целям социально-экономической политики муниципального образования.
При этом необходимость отражения информации о предоставляемых льготах в муниципальных программах определяется муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, устанавливающим порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации указанных программ. В частности, на федеральном уровне сведения о налоговых расходах Российской Федерации включаются в состав дополнительных и обосновывающих материалов государственной программы Российской Федерации (пп. к(1)) п. 9 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588).
2.2. Оценка результативности налоговых расходов муниципальных образований
2.2.1 Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам
В качестве критерия результативности налогового расхода муниципального образования определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы муниципального образования.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Под показателем (индикатором) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, (далее – целевой показатель) понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, которой (которым) соответствует налоговый расход и определенной (определенным) на этапе оценки целесообразности налогового расхода.
Целевой показатель должен отражать специфику налогового расхода.
В случае если налоговый расход не оказывает существенного влияния на изменение показателей, содержащихся в муниципальных программах и (или) документах, указанных в пункте 3 раздела 2.1.1 настоящих Методических рекомендаций, допускается использование показателя, предусмотренного муниципальной статистикой.
Налоговый расход
(целевая категория)
Показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования
Возможные подходы к расчету значения показателя (индикатора) без учета льготы
Пониженная ставка земельного налога в отношении участков, предназначенных для размещения объектов торговли на территории муниципального образования
Темп роста оборота розничной торговли (Т)
Значение показателя без учета льготы (Т’) определяется как значение темпа роста оборота розничной торговли по субъекту Российской Федерации за исключением объема оборота розничной торговли по муниципальному образованию.
Освобождение от уплаты земельного налога субъектов малого и среднего предпринимательства, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%
Доля численности граждан, относящихся к категории инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, (в трудоспособном возрасте) зарегистрированных на территории муниципального образования (k)
где k – коэффициент, характеризующий трудоустройство граждан, относящихся к категории инвалидов за 5 лет, предшествующих году начала применения льготы, И тр – численность граждан, относящихся к категории инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность, И – общая численность граждан, относящихся к категории инвалидов, (в трудоспособном возрасте), n-1 – первый год, предшествующий году начала предоставления льготы, …,
n-5 – пятый год, предшествующий году начала предоставления льготы
От уплаты земельного налога освобождаются муниципальные казенные учреждения, органы местного самоуправления, органы администрации муниципального образования с правами юридического лица, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования на основании бюджетной сметы, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций
Объем расходов местного бюджета на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений без учета доходов местного бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также от уплаты земельного налога в случае установления льготы
Δ=Р+Л-Д
где Р – объем расходов местного бюджета на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений при отсутствии льготы, Л – объем выпадающих доходов в связи с предоставлением льготы, Д – доходы местного бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
2.2.2 Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования
Оценка результативности налоговых расходов муниципального образования включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам.
Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов местного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов местного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В целях обеспечения репрезентативности полученного результата сравнительного анализа результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения) оценку бюджетной эффективности рекомендуется проводить с применением одного из следующих подходов:
а) сопоставление объемов налогового расхода и расходов местного бюджета для достижения идентичного значения показателя (индикатора);
б) сопоставление значений показателя (индикатора) при условии идентичных объемов налогового расхода и расходов местного бюджета.
При сравнительном анализе рекомендуется также учитывать объем расходов организационного-административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом рекомендуется, чтобы объем указанных расходов был обоснован и не зависим от объема налогов (налоговых расходов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:
1) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет местного бюджета.
Альтернативным механизмом может быть предоставление средств из местного бюджета как в форме субсидий непосредственно плательщикам, имеющим право на льготы, так и через «агентов».
Кроме того, плательщикам, имеющим право на льготы, могут быть оказаны меры имущественной поддержки, способствующие снижению затрат организаций;
2) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.
При сравнении инструмента налоговых расходов с инструментом предоставления муниципальных гарантий необходимо учитывать не только планируемый объем муниципальных гарантий (условные обязательства), но и ожидаемый объем бюджетных ассигнований на их исполнение (прямые обязательства). В качестве суммы для сопоставления рекомендуется использовать расчетный объем бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий с учетом применения регрессного требования гаранта к принципалу. Сопоставительный расчет необходимо производить в одинаковых диапазонах периодов предоставления налоговых льгот и муниципальных гарантий;
3) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
Данный альтернативный механизм предполагает совершенствование организационных механизмов взаимодействия между представителями органов местного самоуправления с плательщиками, имеющими право на льготы. Нередко административные барьеры препятствуют обеспечению доступности муниципальных услуг и в целом развитию предпринимательской инициативы. Таким образом, достижение целей муниципальных программ, их структурных элементов и целей социально-экономической политики может осуществляться не только посредством финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, но посредством создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности и получения муниципальных услуг.
Налоговый расход (целевая категория)
Наименование альтернативного механизма
Подходы к расчету значения объемов расходов местного бюджета для достижения идентичного значения показателя (индикатора) при применении альтернативного механизма
Освобождение от уплаты земельного налога инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования
Предоставление муниципальных гарантий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории муниципального образования
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям, рассчитываемый исходя из объема муниципальных гарантий, вероятности наступления гарантийных случаев и применения регрессного требования гаранта к принципалу
Освобождение от уплаты земельного налога организаций, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции, внедрения наиболее прогрессивных технологий и производств, в отношении земельных участков, занятых промышленными площадками муниципального уровня
Предоставление лицам, являющимся получателями льготы, в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, по льготным ставкам (следует учитывать, что альтернативным механизмом не предусматривается продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности)
Доходы местного бюджета от предоставления в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с учётом объема выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговой льготы и за вычетом размера упущенной выгоды муниципального образования, обусловленного льготными условиями предоставления земельных участков в аренду
Освобождение от уплаты земельного налога сельскохозяйственных предприятияй и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, при условии, что производство сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общего объема производства
Предоставление грантов в форме субсидий на конкурсной основе
Объем расходов местного бюджета на предоставление субсидий с учетом расходов на администрирование предоставления субсидий (объем расходов местного бюджета рассчитывается исходя из размера гранта и количества организаций, крестьянских и фермерских хозяйств, потенциально соответствующих критериям оценки конкурса)
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц членов малообеспеченных многодетных семей
Выплата ежемесячного пособия на детей из малообеспеченных многодетных семей
Объем расходов местного бюджета на выплату ежемесячного пособия с учетом расходов на администрирование выплаты такого пособия (размер пособия не может пропорционально зависеть от кадастровой стоимости имущества, принадлежащего на праве собственности физическим лицам, являющимся членами малообеспеченных многодетных семей)
Освобождение от уплаты земельного налога бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета
Предоставление субсидий за счет средств местного бюджета (увеличение объема субсидий из местного бюджета на выполнение муниципального задания бюджетными учреждениями)
Объем предоставляемых субсидий равный объему выпадающих доходов в связи с предоставлением льготы с учетом расходов на администрирование предоставления субсидий
Важно отметить, что альтернативный механизм достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования может быть не предусмотрен действующими на момент проведения оценки эффективности налогового расхода муниципальными правовыми актами. Альтернативный механизм может рассматриваться как потенциальный инструмент регулирования, возможный к установлению на территории муниципального образования вместо льготы.
При определении альтернативных механизмов для налоговых расходов муниципального образования социальной целевой категории, в том числе при определении объема средств местного бюджета на их применение, целесообразно учитывать принцип адресности и (или) критерий нуждаемости.
Кроме того, одним из элементов оценки бюджетной эффективности налоговых расходов является оценка совокупного бюджетного эффекта. Совокупный бюджетный эффект рассчитывается в соответствии с пунктом 17 Общих требований исключительно по стимулирующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, обусловленными льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, в том числе в случае установления нормативов отчислений по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в местные бюджеты. Соответственно расчет совокупного бюджетного эффекта является обязательным только на региональном уровне.
По итогам оценки эффективности налогового расхода муниципального образования куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода муниципального образования, вкладе налогового расхода муниципального образования в достижение целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для местного бюджета) альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам.
Местная администрация формирует оценку эффективности налоговых расходов муниципального образования на основе данных, представленных кураторами налоговых расходов.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов муниципальных образований учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципальных образований, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
Необходимость, порядок и сроки направления перечня налоговых расходов муниципального образования и результатов их оценки в субъект Российской Федерации предусматривается с учетом соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.
Применение Общих требований и утверждение актов муниципальных образований на их основании позволит решить ряд задач:
4. Порядок формирования перечня налоговых расходов муниципальных образований
Согласно статье 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Перечень налоговых расходов муниципального образования формируется в порядке, установленном местной администрацией, в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к муниципальным программам.
В перечне налоговых расходов муниципальных образований рекомендуется указывать налоговые расходы муниципальных образований, действовавших в отчетном году и действующих в текущем году. Соответственно оценка проводится по всем указанным в перечне налоговым расходам муниципального образования.
Пример формы перечня налоговых расходов муниципальных образований представлен в приложении к данным методическим рекомендациям.
В перечне налоговых расходов муниципального образования рекомендуется отразить:
5. Взаимодействие с налоговыми органами при оценке налоговых расходов муниципальных образований
Взаимодействие муниципальных образований и налоговых органов при оценке налоговых расходов муниципальных образований осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Согласно пункту 3 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 августа 2004 года № 410, налоговые органы представляют в финансовые органы местных администраций (по каждому муниципальному образованию) следующую информацию:
а) о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях оценки налоговых расходов муниципального образования управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации представляют в местную администрацию указанную информацию о налоговых расходах муниципальных образований (фискальные характеристики) за отчетный финансовый год.
Министерством финансов Российской Федерации в Федеральную налоговую службу направлено письмо от 4 апреля 2020 года
№ 15-07-06/26792 с указанием, что налоговым органам необходимо оказать содействие уполномоченным органам муниципальных образований в получении фискальных данных, необходимых для оценки налоговых расходов муниципальных образований, в частности, данных по объему налоговых льгот и численности налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой, установленной муниципальным правовым актом.