выкрест что это такое
Евреи и выкресты: история одного феномена
Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем крещеному еврею. И наоборот. Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.
Сразу по окончании еврейского Песаха и с началом православной Пасхи захотелось мне написать о феномене «евреев-христиан». Знаю, что для большого количества людей, для которых еврейство — это, прежде всего иудаизм — вероисповедание, само такое словосочетание выглядит неприемлемым оксюмороном.
Если евреи, то не христиане. Если приняли христианство, то выкресты — выписались из иудейского племени. Может быть не насовсем, но пока придерживаются христианства — к еврейству не принадлежат.
Ведь еврейство для таковых— это не кровь. Или, как минимум, не только кровь. Это этноконфессиональная сущность, а может и сакральное единство.
Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.
Более того, видел он себя пастырем, который послан только к заблудшим овцам дома Израилева.
Пьетро Перуджино. «Христос и самарянка»
15 глава Евангелия от Матфея
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам…»
Первые христиане были евреями
И апостолы. И ученики апостолов.
Это только потом дороги разветвились и пошли врозь, сначала параллельно, потом все далее, удаляясь друг от друга.
Только после созванного императором Константином в 325 году, Первого Никейского собора, на котором был выработан христианский «Символ веры», было окончательно провозглашено отделение христианства от иудаизма.
Но и после этого были «евреи-христиане» разного толка. Их разоблачали, обличали, изобличали.
Караваджо, «Святой Иероним»
Через 17 лет после Никейского собора родился Иероним, который в 360 году (уже в зрелом возрасте) примет крещение, а после станет одним из самых почитаемых и влиятельных Отцов церкви.
В 386 году обосновался он Вифлееме (Бейт-Лехем) и принялся переводить Библию на латынь. Этот перевод, именуемой Вульгатой, получил в католической церкви статус официального.
И вот Иероним пишет из Вифлеема другому (ещё более почитаемому!) Отцу церкви Августину о евреях-христианах: «В наши дни существует секта среди иудеев во всех синагогах Востока, которая называется секта Минеи, и её осудили Фарисеи. Адепты этой секты известны ещё как назареи; они верят в Христа, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии; и говорят, что он тот, кто пострадал при Понтии Пилате и снова воскрес, так же, как и все мы верим. Но пока они хотят быть как евреи, так и как христиане, но они не являются ни тем, ни другим».
«Святой Иероним» Леонардо да Винчи.
«Да не будет надежды для отступников»
Обратите внимание: описывая группы людей, которые принимали Никейский Символ веры (Христос — Сын Божий, родился от Девы, был распят и страдал, и воскрес), но думали, что они при этом могут оставаться и евреями тоже (молились в синагогах, соблюдали субботу, придерживались кашрута), то есть не разделяли «христиан» и «евреев», Иероним отвергает не только их потуги быть и теми, и другим одновременно. Он безжалостно отвергает обе их идентификации. Начиная с Иеронима — это взаимоисключающие возможности.
Иероним называет их «минеи» или «назаряне». Минеи — это от слова «мин» — вид, класс, разновидность, пол. Это из еврейской молитвы, которая призывает не доверять ни «миним и ноцрим». Забавно, что позиция иудейского благословения против отступников Иерониму ближе, чем позиция евреев, которые исповедуют Никейский Символ веры.
С тех пор мало что изменилось. Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем еврею-выкресту, который пытается усидеть на двух стульях. И наоборот. Для ортодокса-еврея чуть ли не главной проблемой в христианском мире являются евреи, которые «либо крестик сними, либо трусы надень».
В еврейских семьях сидели по выкрестам «шиву» как по покойникам. Евреи часто считали, что выкресты — являются юдофобами, самыми яростными распространителями антисемитской клеветы.
Иногда это было обоснованно. Пытаясь выслужиться перед новыми единоверцами, неофиты, напирая на своё аутентичное знание бывших евреев, рассказывали всевозможные мерзости о племени, которое они только что покинули.
Вот интересный документ. В городе Житомире староконстантиновский мещанин еврей Мошка Ицков сына Бланка в сороковых годах 19-го столетия написал донос: «Житомирская жителька еврейка Финкельштейн, имея со мною в Волынской гражданской палате исковое дело, в присутствии оной, между прочими изворотными словами, упрекала мне по-еврейски принятием детьми моими Господствующей Православной Греко-российской веры, называя оную поганою, и что они сдохнут, и я сдохну в той вере. При каковом ругательстве находился кто-то из Петербурга и сказал ей, можешь ли ты ругать его, когда он имеет в Петербурге сына Александра Дмитриевича Бланк, который в той вере есть медиком хирургии и пожалован чином коллежского асессора, а также женат на сестре Карла Ивановича Грошопфа. Почему я, стоя около дверей камеры, не могши перенесть хладнокровно сего упрека, плюнул, но не в глаза Финкельнштейновой, а около ее на землю, оказывая на таковые слова надо плевать…».
Немного позже, в середине 1840-х годов, Мойша Бланк писал и в III Отделение, и на имя императора жалобы уже на евреев вообще. Он сообщал, что на девятом десятке крестился: раньше-де ему жена не давала, а теперь вот она умерла, и Мойша перешел в православие. И принялся обличать евреев: они-де не читают в синагогах молитв за государя и вообще упорствуют в своих предрассудках.
Если кто ещё не понял… Судя по всему, крещеный сын Мошки Бланка — Александр Дмитриевич, служивший в Петербурге и женатый на девице Грошопф, имел дочь, Марию Александровну, которая вышла замуж за Илью Николаевича Ульянова и стала матерью Владимира Ильича Ленина.
«Жид крещеный, вор прощеный…»
К выкрестам относились плохо. Причем не только евреи, которые считали их отступниками, но и христиане, к которым они вступили.
У Чехова в «Иванове» один герой приводит пословицу: «Жид крещеный, вор прощеный, конь леченый — одна цена».
В средневековой Испании евреев, которые приняли христианство называли «Марраны». Marrano — это по-испански «свиньи».
Цветаева написала: «Жизнь. Только выкрестами жива! Иудами вер!».
Во многих языках, даже на уровне языковых оборотов, существуют выражения, намекающие на еврейское происхождение даже потомков выкрестов — людей, у которых перешли в христианство ещё родители, а иногда и дедушки с бабушками. Историк Барбара Зухи приводит целый ряд таких выражений, например, в немецком языке. Желая намекнуть на еврейское происхождение, говорили «Liegend getauft» (крещенный в младенчестве). Композитор Феликс Мендельсон был «als Kind getauft»(крещенный в детстве).
Евреи, которые сознательно перешли в христианство, сделав духовный выбор? Про них лучше всего сказано в песне: «Каждый выбирает для себя».
Я далек от того, чтоб огульно обвинять всех выкрестов в приспособленчестве. Когда святой эсер Илья Фондоминский или великий венгерский поэт Миклош Радноти крестились в концлагере, оба незадолго до смерти, четко зная, что это их никак не спасет от уничтожения (поскольку для нацистов еврейство было вопросом расы и крови, а не вероисповедания), то они делали именно духовный выбор.
Да и те, кто рассматривал крещение как присоединение — присоединение к народу, присоединение к культуре — тоже оставили вполне аргументированное обоснование такого шага.
Один из величайших философов ХХ века Карл Поппер (сын выкреста) считал, что евреи несут свою часть вины и за антисемитизм, поскольку стояли особняком по отношению к большинству.
Карл Раймунд Поппер
Поппер писал: «После долгих раздумий мой отец решил, что жизнь в христианском обществе обязывает причинять этому обществу как можно меньше обид — то есть ассимилироваться».
Даже у многих ранних сионистов первым вариантом решения еврейского вопроса было крещение: евреи должны выйти из культурно-социального гетто, в которое они сами себя загнали — это принесет им освобождение.
Потом многие выкресты уходили в сионизм, предварительно пройдя через участие в революционном движении. Один из самых известных примеров — Пинхас (Петр) Рутенберг, который сначала принял крещение, взял русское имя, женился на нееврейке, потом стал революционером террористом, а затем обратился к сионизму.
Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг
Многие интерпретаторы книги Шолом Алейхема «Тевье-молочник» считают, что возвращение в конце книги крещеной дочери Тевье Хаввы символизирует её отъезд в Палестину.
Герцль и массовое крещение
Даже Теодор Герцль предполагал, что возможным решением еврейской проблемы является массовый «добровольный и почетный переход» в христианство. В 1895 году он записал в дневнике: «Года два назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере, в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство. Свободному и достойному в том смысле, что вожди этого движения, и прежде всего я сам, останутся евреями и в качестве евреев будут пропагандировать принятие религии большинства. При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами вожди этого движения, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ лишь до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность…».
Только процесс над капитаном Дрейфусом превратил Герцля в сиониста и сделал его автором «Государства евреев». Историческая прозорливость Герцля состояло в том, что он увидел в деле Дрейфуса генеральную репетицию будущего геноцида, который будет уничтожать за «врожденные свойства», не обращая внимания на вероисповедание.
Иудео-христианство советской интеллигенции
Но меня интересуют не люди, которые сознательно перешли в христианство и перестали быть евреями (во всяком случае в собственном самоощущении). Вопрос о людях, которые одновременно, как те древние «минеи», считают себя и евреями и христианами, которые пытаются быть и теми и другими.
Значение слова «выкрест»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВЫ’КРЕСТ, а, м. (разг. устар.). Крещеный, перешедший в христианство из какой-н. нехристианской религии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поленница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «выкрест»
Предложения со словом «выкрест»
Цитаты из русской классики со словом «выкрест»
Понятия со словом «выкрест»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «выкрест»
Неудивительно, что в результате новая вера вызвала у многих выкрестов отторжение.
Чтобы проверить выкрестов – марранов – на крепость в новой вере, испанцы практически во все блюда добавляли свинину.
Русские евреи начали образовываться, когда отслужившим николаевским солдатам дано было право селиться в российских городах, когда образовательный ценз и принадлежность к гильдейскому купечеству позволили пересечь черту оседлости, когда все права фактически получили выкресты (а они появились тогда, когда на деле к исконному русскому населению стал подмешиваться еврейский элемент).
Выкресты
Вы́кресты (выкрест, выкрестка) — перешедшие в христианство из другой религии; [1] [2] чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям (аналог ивр. משומד , мешума́д, мн. мешумади́м; букв. «погубленные») и несёт негативные коннотации (несмотря на то, что первыми выкрестами были апостолы и ученики Христа). Большинство современных словарей дает слово «выкрест» с пометкой «устаревшее».
В России евреи нередко принимали лютеранскую веру, так как лютеране могли сочетаться браком с еврейками, при этом дети оставались евреями (см.критерии еврейства).
Выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц, так как образовывать фамилию по общему правилу, от отца, носившего еврейское имя, не хотели, а свободно выбирать себе любую фамилию в России долгое время было нельзя.
См. также
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Выкресты» в других словарях:
История евреев в России — Истории еврейского народа … Википедия
Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
Русскоязычные евреи — это неотъемлемая часть еврейского этноса, сложившаяся на Руси в X веке и существующая поныне. Отличаются тем, что их родной, или один из родных языков русский язык. Часто осознают себя частью единого пространства русской культуры. Составляют… … Википедия
Религиозное обращение — Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия
Обращение в веру — Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия
Миним и доносчикам не оставляй надежды. — ( Веламалшиним. ) Благословение девятнадцатое в молитве Шмонэ Эсрей ( Восемнадцать ) *. Оно составлено было р. Гамлиэлем из Явне и направлено против М. (см. Мин*). В трактате Брахот (XXVIII) сказано: Благословение о М. составлено было в… … Энциклопедия иудаизма
Перемена религии — (Гамарат hа дат) П.Р. никогда не была распространенным явлением среди евреев. Разумеется, всегда находились отдельные вероотступники, переходившие в христианство или ислам. Однако были случаи и массового ренегатства, как следствие насилия и… … Энциклопедия иудаизма
Шлёцер, Татьяна Фёдоровна — Татьяна Шлёцер … Википедия
Выкрест что это такое
«Выкрест» сегодня воспринимается как устаревший термин. Так в дореволюционной России называли перешедших в православие из другой религии. Чаще всего так именовали крещеных евреев.
История выкрестов в России
Какие известные люди были выкрестами?
Несмотря на ограничения, известно немало выкрестов, достигших высоких постов и званий, в том числе и духовных. Так, архимандрит Нафанаил (Кузнецкий), бывший кантонист, от рождения звался Ицка (Исаак) Бородин. Он активно проповедовал православие среди иудеев и обратил в эту веру около трех тысяч евреев.
В православие перешел и дед знаменитого русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Он не только крестился сам, но и убедил сделать это и других членов своей большой семьи.
Уже в зрелом возрасте, получив докторскую степень, стал православным Даниил Хвольсон, преподававший еврейский язык и библейскую археологию в Петербургской духовной академии. Он проделал огромную работу по синодальному переводу ветхозаветных книг с древнееврейского.
Известный историк Соломон Лурье крестился, будучи студентом Санкт-Петербургского университета. Принятие православия позволило Лурье остаться при университете в качестве «профессорского стипендиата».
Крещеным евреем являлся депутат дореволюционной Государственной Думы II созыва от Харьковской губернии Моисей Деревянко, происходивший из крестьян-кантонистов.
Креститься пришлось русскому скульптору Марку Антокольскому, иначе его не приняли бы в Академию художеств. Но при этом он продолжал соблюдать шаббат и еврейские праздники.
В 10-летнем возрасте был крещен поэт Саша Черный (Александр Гликман).
Как иудеи переходили в православие?
Как относились к выкрестам иудеи и православные?
Сами иудеи называли таких людей «мешумади» («погубленные»). Понятие носило негативный оттенок, поскольку крещение еврея обычно сопровождалось его разрывом с иудейской общиной. Ведь крещеный еврей переставал соблюдать иудейские традиции, такие, как кашрут и шаббат.
Бывали случаи, когда крещеный еврей порывал не только с общиной, но и с семьей. Так, известный еврейский историк Ш. Дубнов разорвал отношения со своей дочерью Ольгой, вышедшей замуж за социал-демократа М. Иванова и вынужденной креститься, чтобы можно было вступить в брак с русским.
Судьба евреев, перешедших в православие, часто бывала нелегкой. Иудеи считали их религиозными отступниками и даже порой антисемитами, а православные русского происхождения также не признавали за «своих» из-за их еврейской национальности. Именно поэтому многие из них так охотно восприняли революционные идеи, проповедующие отказ от любой религии вообще.
Отступничество
Содержание
Точка зрения иудаизма на отступничество
С точки зрения еврейского религиозного закона, переход еврея (то есть лица, родившегося от матери-еврейки или прошедшего по всем правилам обряд гиюра в иную веру в сущности невозможен: «Еврей, даже согрешив, остается евреем» (Санх. 44а).
Нахманид объясняет это тем, что Завет между Богом и Израилем заключен «не с вами только одними. но и с теми, которых нет с нами сегодня» (Втор. 29:14–15). Для рожденного евреем иудаизм не предмет выбора, равно как и для прозелита после того, как он уже обращен в еврейство.
Поэтому, даже если еврей прошел церемонию вступления в иную религию и заявил о своем отказе от еврейской веры, с точки зрения еврейского религиозного закона он продолжает оставаться евреем, хотя и считается грешником.
Законы об отступниках
Тем не менее, Галаха проводит различие между грехом отступничества и всеми прочими грехами. В галахической литературе отступник называется мумар (буквально `сменивший [веру]`), мешуммад (буквально `выкрест`), апикорос (`еретик`), кофер (`отрицающий [Бога]`), пошеа Исраэль (`преступник против Израиля`) и т. п. При переходе еврея в другую веру семья отступника совершала по нему траурные обряды, как по покойнику.
Отступник, желающий вернуться к иудаизму, не нуждается в прохождении особого ритуала, так как со строго галахической точки зрения он никогда не переставал быть евреем. Однако некоторые религиозные авторитеты настаивают на необходимости определенных символических действий — отступник должен признать свой грех и выразить раскаяние перед коллегией из трех раввинов, заявив, что впредь он будет соблюдать еврейский закон, или даже обязан, подобно прозелиту, совершить ритуальное омовение в микве.
В некоторых общинах (например, Амстердама, Цфата) возвратившихся в иудаизм отступников подвергали специальному искупительному обряду. Закон проявляет гораздо большую терпимость по отношению к марранам и другим анусим (обращенным в другую религию насильственно или принявшим ее из опасения за свою жизнь). Такие отступники обычно снова принимаются в общину сразу же после изъявления желания и без каких бы то ни было процедур. К ним применялось постановление рабби Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола, запрещавшее укорять возвратившихся в иудаизм в былом отступничестве.
Брак между двумя отступниками или евреем и отступником считается действительным, если он заключен по еврейскому закону (Иев. 30б; Ш. Ар. ЭхЭ. 44:9), и недействительным, если заключен по законам иной религии. В последнем случае стороны не нуждаются в формальном разводе для вступления в другой брак. Ребенок, рожденный отступницей, считается евреем.
Хотя еврейское право исходит из презумпции, что женщина предпочитает замужнее состояние и потому развод всегда наносит ей ущерб, этот довод недействителен в случае, если один из супругов отступник. Так, жена, ставшая отступницей, подозревается в нарушении всех запретов Торы, в том числе — запрета прелюбодеяния, она становится запретной для своего мужа, а как замужняя — для всякого другого мужчины, и потому расторжение брака будет ей на пользу. Аналогично, когда муж становится отступником, предполагается, что его жена предпочтет развод с ним.
По еврейскому закону суд не может полагаться на свидетельство отступника, так как он презрел Тору, и потому возможно лжесвидетельство. Суд обладает правом по своему усмотрению лишить совершившего отступничество сына наследства, передав его часть другим наследникам. Большинство религиозных авторитетов считает, что отступника следует хоронить без погребального обряда (Ш. Ар. ИД. 345:5).
Происхождение понятия
Концепция отступничества не могла возникнуть в атмосфере доэллинистического политеизма. Библия неоднократно осуждает поклонение иным, нежели Бог Израиля, божествам, однако такое поклонение, хотя это и тяжелый проступок, не считается отступничеством в полном смысле слова, то есть переходом в другую веру.
Следствием распространения в стране Израиля эллинистической культуры было появление так называемых митъявним (`эллинизированных`), то есть евреев, перенявших греческий образ жизни и формы богопочитания. Это явление приобрело значительные размеры в царствование Антиоха IV Эпифана. Некоторые исследователи полагают, что именно представители эллинизированных кругов еврейского общества были среди тех, кто побудил царя к гонениям на еврейскую веру.
По книгам Маккавеев, евреи, содействовавшие селевкидским властям или служившие в селевкидской армии, считались ренегатами и отступниками. В Тосефте сохранился рассказ о некоей Мирьям из священнического рода Билга, которая отступилась от еврейской веры и вышла замуж за греческого чиновника; из-за этого отступничества ее семья была лишена определенных привилегий и символов священнического достоинства.
Крайний пример отступничества дал Тиберий Юлий Александр (племянник Филона Александрийского), ставший прокуратором Иудеи, а позднее командовавший одним из римских подразделений во время осады Иерусалима, закончившейся разрушением города и Храма.
С враждебностью, но и с известной долей уважения изображен в Талмуде Элиша бен Авуя, еврейский законоучитель (II в.), перешедший в лагерь языческих философов и дискутировавший со своими бывшими единомышленниками.
Выкресты
С возникновением христианства отступничество стало одной из центральных проблем в отношениях между евреями и их соседями, постоянным источником напряженности и вспышек межрелигиозной розни. Попытки иудеохристиан примирить еврейский Закон с христианскими догматами оказались тщетными и во второй половине II в. были отвергнуты как евреями, так и подавляющим большинством христиан. Пути иудаизма и христианства окончательно разошлись, и принятие христианства стало рассматриваться евреями как отступничество и участие в грехе идолопоклонства (авода зара).
Принуждение к крещению
Жестокие преследования и систематическое унижение церковью и христианскими правителями заставили евреев считать отступничество дезертирством из лагеря гонимых и присоединением к гонителям. Это выразилось и в оправдании резкого разграничения, проводимого евреями между отступничеством и прозелитизмом.
Поэтому миссионерство христиан стало рассматриваться евреями как вульгарная и антидуховная в своей сущности попытка ловли душ при помощи морального давления и обещания материальных выгод. В принципе, церковь возражала против насильственного обращения евреев, считая, что евреи должны осознать истину христианства, и, лишь когда они «узрят свет», они становятся подлинными кандидатами на крещение. Тем не менее, этот принцип далеко не всегда соблюдался самой церковью и светскими властями.
Другой частой причиной отступничества был постоянный страх изгнания или резни. Однако не всегда отступничество вызывалось подобными причинами. Так, автобиография Иехуды hа-Леви из Кельна (первая половина XII в.), принявшего христианство и ушедшего в монастырь под именем брата Германа, показывает, что его обращение было результатом постепенного усвоения христианских идей и образа жизни благодаря повседневному общению и беседам с христианами.
Карьера выкрестов
Некоторые отступники стали родоначальниками влиятельных христианских семей, еврейское происхождение которых было хорошо известно. Таковы, например, знатные семейства Пьеролини в Риме, Юд — в Кельне, Юзефович — в Польше и Литве.
Из среды отступников вышли многие из наиболее рьяных врагов и гонителей еврейства:
В XIII–XV вв. отступники возглавляли атаки на иудаизм в публичных теологических диспутах. Авнер из Бургоса был инициатором интенсивных антиеврейских гонений в Испании и автором теории, доказывающей необходимость и справедливость этих гонений.
Однако далеко не все отступники стремились нанести ущерб своим бывшим единоверцам. Напротив, в 1236 г. на запрос Фридриха II — справедливы ли обвинения евреев в ритуальном употреблении человеческой крови, несколько отступников дали отрицательный ответ, послуживший основой буллы папы Иннокентия IV «Lacrimabilem Judacorum Alimaniae» в 1247 г.
«Мягкое» поощрение евреев к крещению
Светские и церковные власти считали своим долгом оказывать помощь лицам других вероисповеданий, в первую очередь — евреям, изъявляющим желание принять христианство. В 1232 г. по распоряжению Генриха III в Лондоне был открыт Дом новообращенных (Domus conversorum), предоставлявший приют и укрытие евреям, перешедшим в христианство; это учреждение продолжало существовать вплоть до 1891 г.
Подобное заведение — Дом приготовляющихся к принятию христианства (Caso dei catecumeni) — было основано в Риме в 1543 г. папой Павлом III и существует по сей день; до 1810 г. на его содержание взимался особый налог с евреев. Такие дома существовали и в других итальянских городах, где были еврейские гетто. В 1575 г. в Риме была основана Коллегия неофитов, помогавшая новообращенным, желающим вступить в один из монашеских орденов.
Изнасилованные и добровольные выкресты в Испании и Португалии
В период изгнания из Испании и Португалии в конце XV в. евреи проводили четкое различие между добровольными ренегатами-отступниками и массой анусим, в которых они видели собратьев, вынужденных исповедовать свою веру втайне.
Испанское общество с одинаковым недоверием и враждебностью относилось как к марранам, так и к подлинным новообращенным. В XV–XVI вв. в Испании получило широкое распространение противопоставление «старых христиан», то есть людей «чистой христианской крови», «новым христианам» как христианам низшего разряда.
Переход в ислам
В странах ислама также существовало явление отступничества. Еще во время Мухаммада некоторое число евреев Аравийского полуострова, наиболее известным из которых был Абдаллах ибн Салам, перешло в ислам.
Определенная близость еврейского и мусульманского учений и то, что евреи были среди первых принявших ислам, отразилось у евреев в легендах о еврейских учителях Мухаммада, а у мусульман — в обвинениях евреев в намерении подорвать ислам изнутри, сея в нем ересь и извращения.
Переход целых групп евреев в ислам, по-видимому, происходил в эпоху его первоначального распространения, в частности, в Месопотамии. Индивидуальные и групповые переходы евреев в ислам продолжались в течение многих столетий во всем мусульманском мире, в первую очередь как результат законодательства, дискриминирующего немусульманское население, и вспышек враждебности к нему религиозного большинства.
Тем не менее, случаи насильственного обращения евреев в ислам относительно редки. Однако в XII в. в Северной Африке и Испании правители из династии Альмохадов широко практиковали насильственное обращение евреев в ислам.
В Йемене в XIX–XX вв. подобная практика существовала в отношении еврейских сирот. В 1839 г. евреи Мешхеда (Иран) были принуждены принять ислам, однако продолжали втайне исповедовать иудаизм. Обращение еврея, особенно, если он был известной личностью, праздновалось мусульманами в мечети и на улицах города.
Отступничество по интеллектуальным мотивам
В эпоху Ренессанса и Реформации отступничество вызывалось различными мотивами. Одним из типов отступника, характерным для этого периода, был еврей-интеллектуал, утративший национальные корни. Некоторые обратились в христианство в результате контактов с ренессансными кругами.
Гуманисты придавали большое значение изучению иврита под руководством еврейских учителей, многие из которых приняли крещение. В ходе Реформации отступники принимали активное участие в переводах Библии на новые языки, и некоторые стали цензорами изданий на иврите.
М. Лютер в последний период своей жизни открыто выражал недоверие по отношению к отступникам от иудаизма. Нападки Иоханана Пфефферкорна на Талмуд накануне Реформации и осуждение Антонием Маргаритой (первая половина XVI в.) еврейских ритуалов и образа жизни были характерным проявлением антиеврейских выступлений отступников.
Следует упомянуть также отступничество Саббатая Цви, который предпочел под угрозой смерти принять мусульманство (1666). Этот шаг вызвал глубокое разочарование среди его приверженцев, лишь немногие из которых остались верны ему и вслед за ним приняли ислам.
Крещение как входной билет в европейское общество
Стремление к культурной и социальной ассимиляции и надежды на эмансипацию стали основной причиной отступничества в высших кругах еврейского общества в Центральной и Западной Европе в эпоху Просвещения. Некоторые евреи видели в христианстве основу и высшее выражение европейской культуры, другие рассматривали отступничество как наиболее простой способ добиться гражданского равноправия. Наконец, еще одной причиной отступничества служило безразличие к иудаизму некоторых членов еврейской общины (например, Айзек Дизраэли, отец Б. Дизраэли, крестил своих детей, сам оставаясь евреем).
Культурная мотивация
Начиная со второй половины XVIII в. крещение стало условием принятия еврея в европейское культурное общество. Многие молодые интеллектуалы, например, Л. Бёрне и Г. Гейне, испытавшие влияние Хаскалы, решились на отступничество ради возможности широкой общественной и культурной деятельности.
В некоторых общинах, например, в берлинской, более половины потомков старых патрицианских еврейских семей приняло христианство. В Германии действовали общества по обращению евреев в христианство, а в Англии даже выходила газета «Экспиэтори тайме» (буквально `искупительные времена`).
Отступничество воспринималось как внешняя формальность, хотя некоторые более глубокие натуры (например, Г. Гейне) сожалели о совершенном отступничестве. Другие (как крещенный в детстве К. Маркс) открыто выражали свое пренебрежение и вражду к еврейству.
Были и такие, которые гордились своим еврейским происхождением. Б. Дизраэли был типичным представителем отступников, считавших себя христианами в мистическом и общественном, но евреями — в расовом и духовном смыслах. В XIX в. такие люди вели и миссионерскую деятельность среди евреев.
Карьерные мотивы
С эмансипацией евреев в большинстве стран Западной и Центральной Европы крещение постепенно перестало быть обязательным условием для принятия в христианское общество, однако зачастую еврейство служило почти непреодолимым препятствием для карьеры в университетской, музыкальной и тому подобных сферах. Это побуждало многих евреев (особенно в Германии и Австрии, например, Э. Г. А. Гуссерль и Г. Малер), креститься.
Некоторые отступники, перешедшие в христианство вследствие своих убеждений, основали особые религиозные общества для распространения христианства среди евреев (например, братья Ратисбон в XIX в.). Предполагается, что в XVIII в. в Польше крестилось около 21 тыс. евреев (включая франкистов), а в XIX в. во всем мире крестилось около 205 тыс. евреев (включая насильственно обращенных кантонистов в России).
Ситуация в царской России
В царской России до 1917 г. общественное признание, разрешение на проживание вне черты оседлости и доступ к определенным профессиям и государственной службе обусловливались крещением.
Однако ввиду того, что общественная и духовная сплоченность российского еврейства была сильна, отступники, перешедшие в христианство ради государственной службы, университетской карьеры и т. п., часто сохраняли свои связи с еврейством и подчеркивали свое еврейское происхождение. Например, востоковед Д. Хвольсон, поэт, писавший на иврите К. А. Шапиро, генерал М. Грулёв, экономист И. Блиох, композитор А. Г. Рубинштейн, юристы и политические деятели И. Гессен и О. Пергамент, 1868–1909.
С другой стороны, были и такие отступники, как миссионер среди кантонистов А. Алексеев (Вульф Нахлас; родился в 1820 г. – умер позднее 1886 г.), публицисты Я. Брафман и И. Я. Гурлянд), которые немало способствовали компрометации еврейского общинного самоуправления и усилению антисемитизма, и особенно лидер московского отделения черносотенной организации Союз русского народа В. Грингмут (1851–1907, редактор газеты «Московские ведомости»).
Ситуация в секулярном общество
Секуляризация западного общества во второй половине XIX в. – XX в., захватившая также и еврейство, превратила еврейское самоопределение из преимущественно религиозного в национально-историческое.
Параллельно произошло такое же изменение в отношении к евреям. Антисемитизм, начиная со второй половины XIX в., постепенно утрачивал религиозно-культурную мотивацию и приобретал расовый характер. Это нашло наиболее сильное выражение в Катастрофе европейского еврейства, когда на уничтожение обрекались все, в чьих жилах течет еврейская кровь, безотносительно к вероисповеданию.
С другой стороны, создание еврейского государства было воспринято некоторыми христианскими течениями как преддверие второго пришествия, что побудило их развернуть активную миссионерскую деятельность среди евреев Израиля и в общинах рассеяния.
Вследствие возникновения нового секулярного еврейского самосознания и секуляризации широких еврейских масс проблема отступничества, перестав быть непосредственной угрозой самому существованию еврейского народа, утратила прежнее значение.
В то же время основной национальной проблемой стала культурная и физическая ассимиляция. Тем не менее, явление отступничества не потеряло своей идеологической остроты (см., например, Ж. М. Люстиже). Напротив, в отличие от чисто религиозной точки зрения, согласно которой отступник продолжает оставаться евреем, с точки зрения еврейского секулярного самосознания отступничество — акт, безоговорочно исключающий отступника из еврейского народа.
Отношение к проблеме отступничества в Израиле
В Государстве Израиль галахические правила определяют интерпретацию законов относительно легального статуса отступника, если только контекст или цель закона не требуют иной интерпретации.
На вопрос, подпадает ли отступник под понятие «еврей» по Закону о возвращении, гарантирующему право репатриации в Израиль «каждому еврею», Верховный суд Израиля ответил отрицательно своим решением по делу Руфайзена (1963). Освальд Руфайзен, родившийся в Польше в 1922 г., был в молодости активным сионистом. Во время Катастрофы он был участником подполья, спасавшего евреев. В 1942 г. принял католичество; в 1945 г. вступил в монашеский орден кармелитов под именем брата Даниэля и поселился в Израиле.
Здесь он обратился в Верховный суд, прося признать его права как еврея в связи с Законом о возвращении. Верховный суд большинством голосов отклонил просьбу, указав, что, хотя с галахической точки зрения Руфайзен еврей, но Закон о возвращении основан не только на Галахе, а на еврейском национально-историческом самосознании и светской интерпретации термина «еврей».
Суд указал, что, хотя с точки зрения современной еврейской секулярной концепции еврейской национальности следование еврейскому религиозному закону не является определяющим, переход в христианство равносилен отказу от еврейской национальности.