выиграл тендер что дальше делать
Выиграл тендер, что делать дальше? Пошаговая инструкция для победителей
В новой статье мы поговорим о том, что делать после того, как выиграл контракт. Этот вопрос часто возникает у начинающих поставщиков, которые только начинают работать в сфере госзакупок. Пришло время разложить все по полочкам. Даем пошаговую инструкцию для выигравших участников со всеми нюансами и особенностями. У вас должно сложиться четкое понимание всего процесса, иначе пробелы в этой теме могут привести к печальным последствиям. Например, попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Алгоритм действий рассмотрим на примере запроса котировок в электронной форме и электронного аукциона. Именно этими процедурами в большинстве случаев пользуются заказчики при определении будущего исполнителя. Взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит дистанционно — на электронной торговой площадке (ЭТП), на которой размещается закупочная документация.
Содержание:
1. Подробный алгоритм действий
Вы прошли этот сложный путь и наконец-то выиграли свой первый тендер. Чтобы в вашей голове не было никакой путаницы, читайте ниже, что делать дальше.
1.1 Ждем публикацию итогового протокола
Итак, торги прошли, и вы выиграли контракт. Теперь ждите, когда появится итоговый протокол. Это должно произойти в течение 3-х дней. Электронный документ будет размещен в Единой информационной системе (ЕИС), а напротив вашей организации будет стоять статус «Победитель».
1.2 Получаем контракт для подписания
У заказчика есть 5 календарных дней на отправку вам проекта контракта на подпись. Это не значит, что документ придет на 5-й день, некоторые заказчики отправляют его сразу в первый же день. Уведомление о получении проекта контракта придет вам на эл. почту и в личный кабинет на ЭТП.
Важный момент! Всегда проверяйте папку «Спам», потому что ожидаемое уведомление может оказаться там. Если не проследить за этим моментом, то можно не уложиться в обозначенные сроки. За это досадное нарушение ФАС может внести сведения о вас в РНП. А туда лучше не попадать, потому что лишитесь возможности участия в тендерах на 2 года. На эту тему читайте статью «Что такое РНП и как в него не попасть? Практические советы для поставщиков».
В общем, контролируйте все поступающие на ваш email письма и тогда избежите плохих последствий.
1.3 Не спешим сразу подписывать контракт
Об этом простом правиле знают опытные поставщики, так как им известно, что заказчики могут допустить ошибки в закупочной документации.
Вычитывайте проект контракта на предмет несоответствия каких-либо показателей или характеристик с документацией тендера. И там, и там все значения должны быть идентичны. Если неточности найдены, то у вас есть 2 пути:
Законодатели дают вам 5 календарных дней, чтобы подписать контракт или отправить заказчику протокол разногласий. Если вы подписываете контракт, значит, вы внимательно изучили все его условия и владеете всеми необходимыми ресурсами для его исполнения. Этого мнения будет придерживаться ФАС в случае возникновения разбирательств между вами и другой стороной.
Менять существенные условия контракта нельзя (сроки исполнения, стоимость работ и т.д.). Но в отдельных случаях допускается изменять цену контракта. Об этом читайте статью «Изменение контракта по 44-ФЗ в 2020 году: актуальная информация».
Важный момент! Сколько раз можно отправить протокол разногласий? Согласно ч.4 ст. 83.2 протокол разногласий можно направить только один раз. При этом следует помнить, что заказчик должен ответить на протокол разногласий в 3-дневный срок, а еще 3 дня дается поставщику на подписание.
Если по каким-то причинам вы сорвете исполнение контракта, то заказчик вправе расторгнуть обязательства в одностороннем порядке, но это чревато печальными последствиями. Подробнее о расторжении контракта читайте здесь.
1.4 Предоставляем заказчику обеспечение исполнения контракта (ОИК)
Это условие всегда прописывается в извещении, документации и в контракте. ОИК перечисляется на счет заказчика одновременно с подписанным контрактом. Есть 2 варианта предоставления ОИК:
Важный момент! Как внести обеспечение исполнения контракта деньгами – ясно и понятно, а вот получение банковской гарантии достаточно проблематично. Ее выдают не сразу, а в течение определенного времени, то есть несколько дней вы потеряете. Кроме этого, заказчик предъявляет к банковской гарантии требования, которые необходимо выполнить. Если вы опоздаете в отведенные сроки или проигнорируете требования заказчика, то суровое контрактное законодательство признает вас уклонившимся от заключения контракта. Помощь в получении банковской гарантии и консультацию по любым вопросам, касающихся тендеров, вы также можете заказать здесь.
1.4.1 Чем грозит признание поставщика уклонившимся от заключения контракта?
1.4.2 Как избежать этих негативных последствий?
После того, как заказчику поступит подписанный вами контракт (на подписание вам отводится 5 дней) и документальное подтверждение о внесении ОИК, он подпишет контракт (в 3-дневный срок) со своей стороны и опубликует его в ЕИС. А вам на email и в личный кабинет на электронной площадке придут уведомительные письма. Можете начинать работать. О заключении контракта читайте в статье.
И в конце: если вы не выиграли контракт, то не спешите расстраиваться. Выше мы назвали причины, по которым поставщика могут признать уклонистом от заключения контракта. В этом случае заказчик вправе отдать заказ участнику, занявшему 2-е место (представьте, что это вы). Отказаться от подписания контракта всегда можно без каких-либо последствий для себя. Об этом вы можете прочитать в этой статье — «Как отказаться от участия в тендере. Пошаговая инструкция для поставщиков + практические рекомендации».
2. Где найти информацию о победителях тендеров?
Заказчики вносят сведения о выигравших участниках в соответствующие протоколы, которые можно найти на сайтах и электронных площадках. Это не относится к закрытым закупкам и закупкам, предмет которых составляет гостайну.
В итоговых протоколах по 44-ФЗ и 223-ФЗ указывается наименование, почтовый адрес, ИНН.
Как видно из скриншота с сайта ЕИС, открыто представлено только наименование победившей организации, а ИНН и адрес можно посмотреть, открыв итоговый протокол:
В реестре контрактов на сайте ЕИС информации о победителе дается побольше. К названным сведениям добавляются ОГРН, КПП, ОКПО, номер телефона, эл. почта, ФИО директора (ответственного лица) или ИП.
Зная эту информацию о победителе можно найти и другие сведения о нем.
3. Кому нужны базы победителей тендеров?
Сегодня такие базы пользуются большой популярностью. Кто же ими интересуется?
На этом сегодня все. Надеюсь, что теперь победа в тендере не вызовет у вас страх и дискомфорт. И вы будете точно знать, что и в какой последовательности нужно делать.
Частые проблемы тех, кто выиграл гостендер
Итак, вы решили заработать на госконтракте. Регистрируетесь на сайте Госуслуг, потом — в Единой информационной системе в сфере закупок, аккредитовываетесь на электронных площадках, открываете спецсчёт в банке и уже предчувствуете победу в торгах на электронной площадке, большие контракты и огромную прибыль.
Это всё так, но есть пара подводных камней. Мир закупок жесток к тем, кто плохо читает ТЗ, а малый бизнес и начинающие предприниматели как раз часто этим грешат.
В общем, на месте, где вы готовы подать заявку на участие в тендере, стоит немного притормозить и внимательно осмотреться по сторонам. Может оказаться, что ваши ближайшие конкуренты всё ещё подсчитывают убытки после тех граблей с госзакупками, на которые они наступили по неопытности раньше вас.
Попробую описать наиболее частые проблемы и то, как с ними работать.
Госконтракт — это большая ответственность
Госконтракт — это часто не только большие бюджеты, но и большие обязанности. Перед тем как бодро нырять с головой в этот очень специфический вид бизнеса, изучите нормы, которые регулируют торги. Так как законы и различные нормативы меняются достаточно часто, и зачастую не очень понятно, как какую норму толковать, стоит в первую очередь обратиться за помощью к торговой площадке. Как минимум вы будете уверены, что информация свежая.
В торгах это критично.
Не пытайтесь сразу выиграть тендер на много миллионов рублей. Чаще всего, если конкретная закупка кажется вам очень «вкусной» и совершенно свободной от конкуренции, то перечитайте условия особенно внимательно. Почти наверняка там будут какие-то очень специфические пункты, которые могут потом больно ударить по вашему бюджету. Всегда проверяйте, кто был поставщиком до вас. Будет очень неприятно, если после победы в торгах вы увидите, что до вас более крупный подрядчик провалил эту задачу и попал в «чёрный список».
Принцип № 1: используйте поиск на zakupki.gov.ru и обязательно изучите отменённые и завершённые тендеры вашего заказчика. Это поможет принять решение, стоит ли вообще брать эту задачу.
Считайте деньги правильно
Для начала определитесь, сколько вам вообще может понадобиться денег для того, чтобы начать работать над проектом. В отличие от коммерческих тендеров, где вы чаще всего сразу начинаете работу над проектом после подписания контракта, в сфере госзакупок в обязанности исполнителя может входить внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта и обеспечение заявок. Причём суммы могут быть весьма негуманными. Размер обеспечения не может превышать 30% от цены контракта и обычно равен примерно 10%. То есть вы вполне можете увидеть тендер с максимальной ценой в 90 миллионов рублей и обеспечением размером в 20 миллионов. Придётся просто взять и перевести большую сумму денег на счёт заказчика до завершения контракта. Для многих компаний будет практически невозможно изъять из оборота такие средства. Для решения этой проблемы созданы специальные финансовые инструменты, такие как банковские гарантии, например.
Не забывайте про нередко встречающуюся постоплату по всем этапам исполнения контракта. С этой проблемой поставщики сталкиваются постоянно. Малому бизнесу будет чуть проще — по закону ему должны заплатить в течение 15 дней после исполнения контракта. Всем остальным придётся ждать до 30 дней.
Не забудьте заложить в трудозатраты на подготовку документов по тендеру проведение аналитики и другие этапы подготовки.
Принцип № 2: сравните, что ещё можно было бы сделать на сумму обеспечения, и насколько для вас «больно» получить деньги через 30 дней после выполнения контракта. Возможно, это будет означать, что сильно «падать» по цене не получится.
Почта — это важно
Есть ещё один очень важный нюанс. Вы должны оперативно доставить акт выполненных работ заказчику, который может иметь офисы в самых удалённых уголках России. Сразу советую осуществлять все эти операции через электронный документооборот.
Если по каким-то причинам вы выбрали бумажный вариант, то сразу закладывайте нужную сумму на курьерскую доставку. Экстренно отправить документы из Ростова куда-нибудь в Улан-Удэ стоит весьма недёшево. Из-за задержек с подписанием бумаг вы можете получить неожиданные дополнительные расходы, например, с банковскими гарантиями, которые даются на определённый срок.
Особенно будьте внимательны в процедуре оформления актов сдачи-приёмки работ. Иначе возможны такие неприятные ситуации:
В акте сдачи-приёмки выполненных работ не стояла подпись заказчика. Не было и отметки о том, что он отказывается этот акт подписать. В документе была сделана только запись о неявке представителя заказчика на приёмку. Кроме того, акт не был направлен заказчику. Получилось ли у подрядчика взыскать оплату работ?
Кассация согласилась с апелляцией: заказчик оплачивать работы не должен. Подрядчик нарушил порядок сдачи-приёмки работ. Представленный акт не даёт оснований взыскать деньги, ведь у заказчика даже не было возможности направить мотивированный отказ от его подписания. Запись о неявке представителя заказчика на приёмку тоже не меняет сути дела: в договоре не было условия о том, что такая неявка освобождает подрядчика от обязанности направить акт.
Принцип № 3: у нас большая страна, но документы всё ещё часто нужны «на бумаге».
Как изменить условия контракта
Практически никак. Забудьте.
Это ключевая особенность госконтрактов. У них всегда очень жёсткие бюджет и требования. Существенных условий контракта, за отдельным небольшим исключением, вы изменить уже не сможете, поэтому очень важно изучить все детали ТЗ и проекта контракта ещё до момента участия в торгах.
Принцип № 4: будьте внимательны, особенно с ТЗ и поставленной задачей!
Истории «успеха»
ИП несёт личную ответственность
Два тюменских предприятия — ООО «Первый интегратор» и ИП Орлов — уличены в картельном сговоре. Они умудрились подать заявку с одного IP. Интересно, что в данной ситуации крайним оказался соучастник — ИП Орлов, а ООО «Первый интегратор» наказания не понесло, так как их представители в процессе сознались в сговоре. Сумма санкций для юрлиц составляет от 10 до 50% от максимальной начальной цены контракта, для должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.
Не самые грамотные, а иногда и просто недобросовестные заказчики допускают массу опечаток в формулировке ТЗ. Например, вы поставляете картриджи для принтеров. Или ремонтируете их. Не забывайте, что нередко вы можете встретить «катриджи». Тут ещё можно грустно вспомнить о качестве преподавания русского языка в некоторых школах. «Картреджи» тоже иногда встречаются. А вот замена части букв латиницей как своеобразная обфускация от поисковиков уже не пройдёт. Как вам вариант написания «Каptpидж»? Встроенный поисковик уже без проблем научился игнорировать подобные замены букв.
С НДС тоже не всё однозначно. Некоторые участники торгов используют УСН или другие режимы, не подразумевающие выплату НДС. Однако в постановлении от 15 октября 2018 г. по делу № А33-1406/2018 АС Восточно-Сибирского округа обязал выплатить НДС подрядчика на УСН. Мотивация была следующей:
Контракт по итогам торгов должен заключаться на объявленных условиях. В проекте контракта документации о закупке было указано, что в цену контракта включён НДС в размере 18%, который подлежит уплате независимо от применяемой продавцом системы налогообложения.
Сговор поставщиков — это однозначно плохо. А если они ещё и сидят с одного IP, то обычно ждать расплаты долго не приходится.
Нарушителям грозят штрафы до половины сумм контрактов. Супруги выиграли 16 аукционов.
Заказчиками выступили окружные филиалы ГКУ «Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства», ГБУ «Автомобильные дороги» (занимается уборкой дорог) и ГБУ «Жилищник» (проводит уборку дворов и тротуаров). В материалах закупок фигурируют поставка коммунальной техники и аренда легковых машин, но их львиная доля посвящена уборке, транспортировке и вывозу снега в СЗАО, а также содержанию снегоплавильных установок SND 900 Minipro.
Так, в решении ведомства говорится, что учредителем «Авеню», «Комтива» и «Атласа» выступал Виталий Переслегин, он же был создателем ИП, а другим предпринимателем и участником торгов стала его жена Татьяна Переслегина. Кроме того, по запросу у электронных торговых площадок выяснилось, что все шесть участников закупок поочерёдно использовали одни и те же IP-адреса и учётные записи на компьютерах при подаче заявок и подписании контрактов.
Резюме
Ключевые моменты, которые вас ждут, если вы решите работать в этой области:
Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу
Необходимый минимум для тех, кто никогда не участвовал
Мы начинаем серию статей о тендерах: пошагово разберем разные виды закупок.
Начнем с самых азов — если вы уже участвовали в тендерах и побеждали, то, скорее всего, всё это вы уже знаете.
Что такое тендеры и какие они бывают
Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.
Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.
Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.
Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.
В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.
Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.
При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».
Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании. Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.
По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.
По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.
В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.
В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.
По способу закупок тоже несколько вариантов.
Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.
Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру. Например, если компания выбирает подрядчика для издания корпоративного календаря, она может оценивать предложенную концепцию и эскизы дизайнера.
Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.
Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.
Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.
У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.
Кто может участвовать в тендерах
Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.
Правда, нюансы для физлиц все равно есть. Они не смогут стать участниками закупок, где есть ограничения в условиях. Всего таких ограничений три:
Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.
Как повысить шансы на победу в тендере
Победителем может стать любой участник, если он предложил лучшие условия и правильно подал документы.
Как молодой компании победить в тендере. Для победы в некоторых видах закупок, например в конкурсах, важны деловая репутация и опыт работы. При оценке заявок эти факторы принимаются во внимание наряду с ценой. Поэтому молодым компаниям в таких закупках победить сложно, особенно если конкурентов много. Но есть тендеры, в которых участники побеждают только потому, что оказались единственными, кто подал заявку по всем правилам.
Как победить, не снижая цену. Все зависит от тендера. Если это аукцион или запрос котировок, то низкая цена — ключевой фактор для определения победителя. Поэтому лучше сразу определить, до каких пределов вы готовы снижать цену.
Что такое тендерное сопровождение и нужно ли оно. Тендерное сопровождение — услуга, при которой специалисты помогают готовиться и побеждать в тендерах. Специалисты могут участвовать на всех этапах или только помочь найти подходящий тендер и собрать пакет документов.
Тендерное сопровождение — хороший выход, если еще никогда не участвовали в закупках.
Услуги предлагают как специализированные компании, так и частные специалисты по закупкам. Их можно найти, например, на «Авито», «Юду», « Профи-ру ».
Еще есть ресурс GZEX. Там все устроено как на любой бирже фрилансеров: заказчики оставляют задания, а исполнители предлагают свои услуги.
Как проходят торги и что делать после победы
После подачи заявки начинается самое интересное: торги и исполнение контракта. И там опять свои этапы.
Павел Стоянов
Занимается развитием продуктов для участников госзакупок в Тинькофф Бизнесе
Как прокачать бизнес
Получите персональную подборку услуг для оптимизации бизнеса
Мы уже рассказали, как подавать заявку. Если ее примут, вас ждут торги, а если победите — исполнение контракта. В этой статье — о том, как эти этапы происходят.
Дождаться результата по заявке
Все заявки от поставщиков приходят заказчику в обезличенном виде. Заказчик заходит на электронную площадку и видит только предложения, но не названия компаний. Это нужно для того, чтобы отбор был честным и зависел только от того, насколько заявка соответствует требованиям закупки. Так заказчик не сможет выбрать поставщиком сына маминой подруги, например.
Дальше заявки рассматривает специальная закупочная комиссия: именно она принимает решение, кого допустить до торгов, а кого — нет. Просто так отказать никому не могут. Для этого должна быть веская причина: например, если заявка не соответствует техзаданию. Грубо говоря, если заказчик хочет купить сахар, а в заявке — мука
Свои решения комиссия фиксирует в протоколе рассмотрения заявок. Его размещают на электронной торговой площадке и на сайте госзакупок в карточке закупки. Протокол открыт для всех желающих. Вот, например, фрагмент протокола по закупке дезинфицирующих средств для больницы. Одного участника допустили, а второго — нет, потому что его заявка не соответствовала требованиям закупки — его средства по составу отличались от того, что требовали в закупке:
По закону закупочная комиссия должна проверить все заявки в определенные сроки. Для разных сумм контракта они отличаются:
Чек-лист для участия в закупках
Узнать, допустили вас к торгам или нет
Независимо от решения комиссии электронная торговая площадка должна прислать всем потенциальным участникам письмо с итогами рассмотрения заявок.
Для поставщика главное — не пропустить такое письмо. Внешне оно почти не отличается от других информационных писем и даже выглядит как спам:
Пройти аукцион
Площадка пришлет в письме детали проведения аукциона и ссылку, где он будет проходить. В назначенный день и время вам нужно перейти по этой ссылке. Убедитесь, что у вас устойчивый интернет и рядом есть зарядка, если работаете с ноутбука. Торги могут идти несколько часов, и будет обидно проиграть технических неполадок.
Во время аукциона нужно снижать первоначальную цену контракта. Тут действуют два правила:
Например, цена контракта — 1 млн рублей. Значит, за одну ставку можно уменьшать цену в диапазоне от 5000 до 50 000 рублей.
Каждый участник может снижать цену сколько угодно раз. Тот, чье предложение не перебьют в течение 10 минут, становится победителем.
Для удобства все изменения цены отображаются на графике. Все анонимно: заказчик и участники аукциона не знают, кто конкретно делает ставку.
Перед участием в аукционе лучше сразу определить для себя минимально допустимую цену и не опускаться ниже нее. Иначе есть шанс взять невыгодную закупку и ничего на ней не заработать.
Второй шанс для тех, кто не победил
После того как основная часть аукциона окончена и победитель определен, начинается вторая фаза торгов. Ее цель — найти запасного исполнителя, если с победителем не заключат контракт. Этот поставщик занимает второе место.
Происходит так: любой участник в течение дополнительных 10 минут может еще раз предложить цену. Она не должна быть ниже цены победителя и выше своей последней ставки. Шаг аукциона в этом случае соблюдать не нужно.
Вместо себя заставить работать аукционного робота
Время торгов будет фиксированным, с участниками его никто не обсуждает. И может быть, что для вас оно неудобно, например, запланированы важные совещания или перелет.
В этом случае можно использовать аукционных роботов — специальные программы, которые будут делать ставки вместо вас. Работают они так: вы заранее устанавливаете нужные параметры — шаг аукциона и минимальный порог, ниже которого снижаться нельзя. И во время торгов робот все делает за вас сам.
На двух площадках есть свои встроенные роботы. На Сбербанке-АСТ он так и называется — аукционный робот, а на РТС-тендере — это режим «Автоторг». В обоих случаях опция бесплатна. Она становится доступна, когда заявка принята.
Для других площадок можно воспользоваться платными решениями от сторонних разработчиков. Например, AuSe или Win-It.
Как определяют поставщика
После аукциона у комиссии есть три дня, чтобы изучить вторые части заявок претендентов. Теперь члены комиссии видят, кто именно участвовал в тендере, и проверяют предоставленные документы. Если победитель забыл прикрепить документ или предоставил ложные сведения о себе, контракт с ним не заключат.
Итоги рассмотрения заявок и информацию о победителе комиссия заносит в протокол, который размещается на электронной площадке и сайте госзакупок. Результаты определения поставщика — общедоступные сведения. Вот, например, итоги закупки по сахару:
Обеспечение контракта
В некоторых закупках заказчик может попросить обеспечение исполнения контракта. Эта страховка для заказчика на случай, если поставщик не выполнит условия договора: например, не привезет сахар в срок.
В качестве обеспечения используют деньги или банковскую гарантию. В целом сам механизм работы не сильно отличается от обеспечения заявки, о котором мы писали отдельную статью.
Единственное различие — это то, что при денежном обеспечении деньги вносятся не на спецсчет, а на счет заказчика. Он указан в тендерной документации. При заключении контракта прикладывается платежка. Деньги вернут после того, как контракт будет выполнен.
Сумма обеспечения контракта может быть от 10 до 30% от начальной цены, для представителей малого бизнеса — от цены после аукциона. Точная сумма по каждой закупке указана в документации — о ней у нас уже выходила статья.
Исключение — если цена контракта во время аукциона падает больше, чем на четверть от начальной стоимости. В этом случае применяют антидемпинговые меры и обеспечение может возрасти в 1,5 раза. Чем ниже опустилась цена, тем выше вероятность, что поставщик не станет выполнять контракт. Чтобы перекрыть эти риски, и просят увеличенное обеспечение.
Так, например, случилось у ИП — победителя закупки сахара. Изначальная цена контракта была 9782 рубля. После аукциона она стала 6666,66 рубля, то есть снизилась на 32%.
В документации сумма обеспечения контракта была 1467,30 рубля, но для нашего ИП она составила 2200,95 рубля:
Подписать контракт
Когда победитель выбран, заказчик размещает проект контракта с данными о поставщике на электронной торговой площадке и сайте госзакупок. С этого момента у победителя аукциона есть 5 дней, чтобы подписать контракт электронной подписью. Это можно сделать в личном кабинете участника закупки на электронной торговой площадке, вся процедура занимает несколько минут.
После этого у заказчика есть 3 дня, чтобы подписать контракт со своей стороны. Сведения о заключенном контракте размещаются на электронной площадке и сайте госзакупок в реестре контрактов.
Бывает, что в контракте есть неточности, например неверные реквизиты или опечатки. Поставщик сам не может их исправить, но может попросить об этом заказчика. Для этого существует протокол разногласий. Поставщик направляет его заказчику вместо подписания контракта.
У заказчика есть 3 дня, чтобы загрузить обновленный проект контракта или приложить обоснование, почему правки не будут внесены. Если все в порядке, поставщик подписывает контракт. Если не согласен с решением заказчика, он может отправить жалобу в ФАС. На это также есть 3 дня.
После подписания контракта поставщику возвращают деньги за обеспечение заявки, если он отправлял их на спецсчет.
Исполнение контракта
После того как контракт подписан, его нужно выполнить с соблюдением всех условий. Иначе есть риск лишиться обеспечения, если оно было, и попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Не все может пойти так, как вы рассчитывали, поэтому лучше перестраховаться и сразу продумать возможные варианты развития событий. Например, наш ИП — поставщик сахара — хоть и знал, что СИЗО — режимный объект, не был готов к тому, что его не пустят на территорию. В результате он около 4 часов провел перед КПП, пока сахар не забрали:
Раньше при поставке товара было важно сразу забрать документы с подтверждением, что заказчик все получил. Акты приемки и товарные накладные распечатывали и подписывали с помощью обычной подписи. В случае проблем у поставщика на руках оставались доказательства, что он выполнил свою часть контракта.
С 2020 года эти документы можно подписывать дистанционно, с помощью электронной подписи. То же самое касается контрактов на услуги и работы.
После этого заказчик оплачивает контракт и размещает информацию об исполнении контракта вместе с закрывающими документами на площадке и сайте госзакупок. На этом сотрудничество заканчивается.
Банковская гарантия для госзакупок
Помогаем быстро оформить банковские гарантии на обеспечение:
Оформляем первую гарантию за день, все остальные — за час.