выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были

Тесты по философии. Тесты по философии. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия

(6,7 вопросы) 6. Западноевропейская философия XIX-XX вв.

1. Философия К. Маркса носит название:

2. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

б) производительных сил;

3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

б) бытие определяет сознание;

4. Одним из этапов развития позитивизма был:

5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

б) О. Конт; в) Г. Спенсер;

6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» сло­вом:

7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:

б) теологическую — метафизическую — позитивную;

8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:

9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изна­чальная, всеобъемлющая и непостижимая:

10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение сущест­вующих телесных частиц и их движений — это:

11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоя­нию:

12. Известное утверждение прагматизма:

б) истина — то, что полезно;

13. Представителем «философии жизни» является:

14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:

15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, ко­торые ассоциируются более всего с понятием:

16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):

б) бессознательная, слепая и дикая; д) единственная и безосновная.

18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:

19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:

г) победить желание, страсть;

20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

в) бессмысленное сплетение событий;

21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):

а) учение Канта; г) учение Будды;

22. Философия Шопенгауэра является:

б) пессимистическим учением;

23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:

24. Центральная идея философии С. Къеркегора:

в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существо­вания человеческого духа:

в) эстетическая — этическая — религиозная;

26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

27. Ф. Ницше обосновал идею:

в) вечного возвращения;

28. В области научного познания, по мысли Ницше, ис­тина — это:

г) полезное заблуждение.

30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:

31. Перу Берсона принадлежит трактат:

г) «Творческая эволюция»;

32. Основу познания, по А. Бергсону, составляет:

33. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

34. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

г) сублимации первичных комплексов;

35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это:

Источник

1.3.1. Первый позитивизм

Ко второй стадии Конт относит почти всех описанных в первой главе лиц. Исключением являются Ф. Бэкон и Д. Юм. Конт и его последователи принимают простую исходную формулировку эмпиризма Ф.Бэкона. Принимают они и юмовскую критику эмпиризма. Ее преодоление становится одной из главных проблем западной философии науки вплоть до нашего времени.

Общей чертой позитивизма (как 1-го, так и более поздних) было стремление решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на естественнонаучный разум, противопоставляемый метафизике[1]. При этом одним из средств исключения метафизических аспектов было утверждение, что цель познания состоит в описании явлений, а не в поиске метафизических сущностей или причин.

По Конту, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, “как” они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познаёт не сущности, а только феномены.

Спенсер продолжает контовский феноменализм, несколько усиливая в нем роль механических понятий: «Снова и снова показывали мы различными способами, что глубочайшие истины, каких мы только можем достичь, состоят лишь в простой констатации широчайших единообразий в нашем опыте, касающихся отношений материи, движения и силы. Высшее достижение науки состоит в истолковании всех классов явлений как различно обусловленных проявлений этого одного рода действий при различно обусловленных формах этого одного единообразия. Но сделав это, наука не более как систематизирует наш опыт«[2] [Грязнов II, с.51].

[1] При этом позитивисты полагали, что естественнонаучный разум вырастает из обыденного, что между ними нет непроходимой границы.

Источник

Ответы на тесты по философии: Западноевропейская философия XIX-XX вв.

Просмотр:
Западноевропейская философия XIX-XX вв.

1. Философия К. Маркса носит название:

*а) диалектический материализм;

г) критический реализм;

2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

*б) производительных сил;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.

3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

а) сознание определяет бытие;

*б) бытие определяет сознание;

в) общественное бытие определяет сознание;

г) общественное сознание определяет бытие;

д) бытие есть сознание.

4. Одним из этапов развития позитивизма был:

5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» словом:

7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

*б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:

9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:

10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:

11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:

а) постоянного развития;

б) неизбежного разложения;

12. Известное утверждение прагматизма:

а) истина — то, что доказано;

*б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо;

д) истина – это откровение.

13. Представителем «философии жизни» является:

14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:

15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, которые ассоциируются более всего с понятием:

16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):

а) разумная и целенаправленная;

*б) бессознательная, слепая и дикая;

в) светлая и божественная;

г) ограниченная и слабая;

*д) единственная и безосновная.

18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:

19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:

а) вести разумную, умеренную жизнь;

в) служить обществу;

*г) победить желание, страсть;

д) стремиться к наслаждению.

20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

*в) бессмысленное сплетение событий;

г) торжество свободы.

21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):

22. Философия Шопенгауэра является:

а) оптимистическим учением;

*б) пессимистическим учением;

в) гедонистическим учением;

г) рационалистическим учением;

д) эвдемонистическим учением.

23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:

24. Центральная идея философии С. Къеркегора:

а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;

б) основная антропологическая единица — народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;

*в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.

25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существования человеческого духа:

а) гносеологическая — этическая — эстетическая;

б) гносеологическая — эстетическая — религиозная;

*в) эстетическая — этическая — религиозная;

г) эстетическая — этическая — гносеологическая.

26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

в) воля к богатству;

д) воля к человечности.

27. Ф. Ницше обосновал идею:

а) экономического прогресса человечества;

б) нравственного прогресса человечества;

*в) вечного возвращения;

г) неизбежности победы социализма;

д) научно-технического прогресса.

28. В области научного познания, по мысли Ницше, истина — это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

*г) полезное заблуждение.

в) маргинальный человек;

30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:

*а) изменчивый, творческий поток сознания;

б) процесс рационального, логического познания;

в) система ощущений и чувств;

г) совокупность животных и растительных форм;

д) форма состояния белка.

31. Перу Берсона принадлежит трактат:

в) «О небесной иерархии»;

*г) «Творческая эволюция»;

д) «Творчество человека».

32. Основу познания, по А. Бергсону, составляет:

33. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

34. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

*г) сублимации первичных комплексов;

д) стремлении к труду.

35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это:

а) начальные моменты всякого научного познания;

б) образ лидера, вождя;

в) исходные составляющие человеческой психики;

*г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;

д) парадигма познания.

36. Основная установка экзистенциализма означает:

а) бытие определяет сознание;

б) отрицание реальности мира;

в) сущность предшествует существованию;

*г) существование предшествует сущности;

д) сущность и существование тождественны.

37. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:

38. В экзистенциализме время экзистенциальное связано с такими понятиями, как (укажите все правильные варианты):

39. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:

д) движение материи.

40. Ключевой категорией Хайдеггера является:

41. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:

42. Жизнь есть абсурд, согласно:

43. С точки зрения баденской школы неокантианства, существует два основных научных метода:

а) натурфилософский и физический;

б) аналитический и синтетический;

*в) генерализующий и индивидуализирующий;

г) наблюдения и эксперимента.

44. Представитель баденской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:

*а) о природе и о духе;

б) о законах и о событиях;

в) о материи и о сознании;

г) об ощущениях и об идеях;

д) о разуме и об опыте.

45. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» — это:

*а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;

б) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;

в) зависимость истинностного значения высказываний от психологических, прагматических оттенков смысла этих высказываний;

г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.

46. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

*в) толкование и осмысление текста, в качестве которого может предстать любой предмет;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

47. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

48. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):

2а) Сартр, Камю, Хайдеггер; 1) «философия жизни»;

1б) Ницше, Шопенгауэр; 2) экзистенциализм;

5в) Виндельбанд, Риккерт; 3) психоанализ;

3г) Фрейд, Юнг; 4) позитивизм;

4д) Миль, Спенсер. 5) неокантианство.

49. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

г1. «Бытие и время»; а) Конт;

в2. «Воля к власти»; б) Маркс;

б3. «Капитал»; в) Ницше;

д4. «Мир как воля и представление»; г) Хайдеггер;

а5. «Курс позитивной философии»; д) Шопенгауэр.

Источник

Выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были

выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были. Смотреть фото выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были. Смотреть картинку выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были. Картинка про выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были. Фото выдающимися деятелями так называемого первого позитивизма были

Первый позитивизм возник в 20-30 годы XIX века, во второй половине этого века пережил существенную трансформацию и, наконец, в контексте научных изменений, традиционно именуемых отечественной историографией кризисом научного знания, утратил научную привлекательность на рубеже XIX-XX вв. Таким образом, первый позитивизм (классический позитивизм) стал последней всеобщей теоретической парадигмой. Далее столь широкого признания методологические системы уже не получали. Парадокс первого позитивизма связан с тем, что отказ от данной методологической системы произошёл как бы «на пике» ее развития. От позитивизма отказались, хотя он еще не исчерпал всех своих методологических возможностей.

Несомненным достоинством самого явления первого позитивизма представляется научный оптимизм, свойственный всей этой парадигме. Несмотря на большой разброс во мнениях, позитивисты никогда не ставили под сомнение ценность самой истории как науки и упорно пытались повысить объяснительную значимость ее основных положений. Выражаясь образно, позитивизм напоминает маленького щенка. Он смешной и неуклюжий, он любит всех окружающих и весело машет им хвостом, он еще не знает, что мир злой и несправедливый. Мы относимся к нему снисходительно, не воспринимаем его всерьез, потому что понимаем его уязвимость. Но почему же этот образ так привлекателен, почему наша память возвращается к нему снова и снова? Почему именно он является точкой отсчета при принятии каких-то сложных решений? Эта скрытая подоплека и делает первый позитивизм привлекательной до сих пор научной парадигмой.

Основные теоретические принципы первого позитивизма можно свести к следующему.

1. Позитивизм впервые стал рассматривать общество как систему, т.е. как множество закономерно связанных друг с другом элементов.

Позитивисты считали возможным рассматривать общество в виде социума, т.е. определенной общности людей, связанных друг с другом множеством разнообразных невидимых нитей. Проблема заключалась как раз в том, чтобы определить, что же придает любой общности единство.

Поскольку существование любого общества определяется определенными параметрами структуры и функционирования, то их-то позитивисты и пытались выявить. Первую такую схему предложил Спенсер. Однако он пытался объяснить закономерности общества как системы на основе биологических моментов. Подобная установка была признана уязвимой, от нее отказались. Однако фактической замены ей предложено так и не было. Таким образом, проблема была только озвучена, аргументация была спорной и поэтому встречала возражения.

Первоначально предполагалось, что решит сей сложный спор новая дисциплина – социология, которая должна была выявить общественные закономерности как в области социальной статики, так и динамики. Однако как общетеоретическая дисциплина социология в рамках позитивизма реализовать себя не успела и превратилась в дальнейшем в то, что мы понимаем под социологией сейчас, т.е. чисто прикладную дисциплину, статистику в применении к обществу.

2. История в рамках первого позитивизма рассматривалась как процесс изменения, эволюции, взаимодействия между собою крупных человеческих общностей, или социумов.

Социум, по мнению рассматриваемых ученых, является основным субъектом исторического процесса, а сам исторический процесс представляет собою взаимодействие общностей между собой.

Принципиально важно то, что позитивисты рассматривали историю как процесс развития. Исторический процесс виделся как река, в которую нельзя войти дважды. Однако вопрос о том, на основе чего осуществляется общественная эволюция, они так и не решили. Выражаясь образно, позитивисты не определили силу, которая заставляет реку течь. Как уже упоминалось, Спенсер пытался объяснить эту проблему на основе биологических параметров, общественную эволюцию отождествить с эволюцией биологической. Однако такие закономерности оказались очень примитивными. Они не могли объяснить, почему «на воде появляются водовороты».

Биолого-эволюционная доминанта первоначально казалась позитивистам оправданной только потому, что избегала трактовки истории в связи со скачкообразными (качественными) изменениями. Идеи Спенсера, а затем и Дарвина возникли, в первую очередь, как антитеза взглядам известного французского зоолога Жоржа Кювье (1769-1832), который не признавал изменяемости видов, объясняя смену ископаемых фаун так называемой «теорией катастроф» (периодические катаклизмы, случающиеся в масштабах Земли, приводят к кардинальной смене биологических систем). В таком контексте скачки, т.е. качественные революционные изменения, определенное время считались позитивистами неуместным возрождением только что отброшенных воззрений.

Позитивизм не приобрел бы такое распространение, если бы не мог адаптироваться к научным изменениям. Изучая общество как систему, уже во второй половине XIX позитивисты стали активно использовать закономерности из экономической и духовной сфер эволюции человечества. К сожалению, на то, чтобы количество перешло в качество, не хватило времени. В законченном виде новый вариант концепции движущих сил истории предложен так и не был.

3. В рамках позитивизма широкое распространение получил факторный, плюралистический подход к истории (так называемая «теория факторов»).

Принципиальная установка первого позитивизма сводилась к тому, что исторический процесс виделся как результат параллельного и равнозначного воздействия на историю нескольких факторов. Предполагалось, что «главного», «основного» фактора среди них нет.

Впервые плюралистические взгляды на историю сформулировал Спенсер. В дальнейшем в рамках первого позитивизма развивался факторный подход к истории. Какое-либо историческое явление виделось центральным, детерминирующим принципом истории, а остальные факторы просто констатировались. В разное время в качестве основной темы исследований первого позитивизма выступали:

Все эти факторные концепции оказали большое влияние на развитие собственно исторической науки и до сих пор лежат в основе исследований по названным проблемам. Но все эти концепции односторонни, т.е. единая для всех плюралистическая установка так и не получила практического воплощения, общепринятая классификация факторов отсутствовала. Это дает повод говорить о том, что «теории факторов» в буквальном смысле слова в рамках первого позитивизма не сложилось.

Позитивистские взгляды получили дальнейшее интересное развитие в целом ряде национальных европейских историографических школ. Один из самых удачных, по нашему мнению, вариантов развития факторного подхода был осуществлен в российской историографии рубежа XIX/XX вв. Многофакторный подход к истории, оформившийся в России, отличали единые теоретические принципы, общепринятая классификация факторов. Можно утверждать, что это был как бы высший этап воплощения в практику исторических исследований идеи плюрализма, множественности воздействующих ни историю элементов.

4. Первоначально позитивистские плюралистические установки на историю тесно сосуществовали с понятием «прогресс», что снижало познавательные возможности данной парадигмы.

Понятие прогресса субъективно и в своей основе ненаучно. Оно связано с ценностной, этической оценкой истории. Парадокс заключается в том, что позитивизм, который с самого начала претендовал на исключительную научность, трактовал проблему прогресса так же, как в свое время просветители. В основе прогресса видели развитие знаний, так как в позитивизме наука считалась панацеей от всех бед и ее развитие прочно связывалось с достижением всеобщего счастья. Это приводило к тому, что один из факторов исторического процесса неформально все равно оказывался как бы «главным», «основным». Это делало факторный подход уязвимым: неравноценность выделенных факторов в той или иной концепции приводила к тому, что их анализировали формально. Причинно-следственная цепочка становилась однобокой.

Принципиально важным является тот факт, что в конце XIX века позитивисты стали выбрасывать понятие прогресса из своих построений. Однако этот новый этап исканий совпал с так называемым кризисом научного знания на рубеже XIX/XX вв., что спровоцировало существенные изменения в самом принципе исследования истории, когда позитивизм утратил свою научную привлекательность. Поэтому воплотить новые установки применительно к истории в общетеоретических и конкретно-исторических работах позитивисты просто не успели. От первого позитивизма как методологической системы отказались, хотя он реализовал далеко не весь заложенный в нем потенциал.

Как любая целостная методологическая система, первый позитивизм сформулировал собственные методы и приемы работы с фактами, принципы осмысления исторического материала.

1. Для позитивизма характерна убежденность в познаваемости истории на основе так называемого истинного, или «позитивного» мышления (отсюда и сам термин).

Позитивисты полагали, что исторические факты реально существуют и вполне доступны адекватному познанию. Их можно вычленить из общего массива исторических сведений и представить в виде определенных явлений. Законы причинности соединяют эти явления в исторические тенденции, которые можно выявить и объяснить. А вот чтобы осуществить подобный синтез, и необходимо использовать приемы «позитивного» мышления.

2. Позитивисты выступали против традиционной или «метафизической» философии, вследствие чего гносеология, теория познания в рамках данной научной парадигмы была ограниченной.

Позитивисты признавали возможным познание лишь внешних, видимых сторон явлений, которые доступны ощущениям как истинному источнику познания. В связи с этим на первый план выходил опытно-эмпирический путь познания («взорвать, распилить, взвесить, потрогать»). Неслучайно позитивистов не раз упрекали в том, что они хотели превратить историю в «метеорологию». Наука, по их мнению, может только просчитывать те или иные группы фактов, соответственно и гипотезы можно строить только на основании научных фактов. Отсюда установка о единстве естественных и общественных наук и даже об общности методов исследования явлений той или другой сферы. Такая установка оправданна, но, безусловно, сужает возможности познания истории (метод «вживания», например, уже неприменим). Кроме того, с точки зрения логики научного познания эта установка несколько примитивна и вообще делает гносеологию «понятной», снимает с нее покров тайны, чего-то, доступного лишь избранным. Соответственно, в таком контексте претензии философии как науки, стремящейся открыть «конечные причины», «начало всех начал», вызывали у позитивистов скепсис.

Немного упрощая, можно сказать, что подобной «честности» или «вольности» мировое научное сообщество не простило позитивизму до сих пор. Ограниченность позитивистской гносеологии связывают с недостатками парадигмы в целом.

3. Позитивизм качественно, кардинально изменил научный подход к источнику, и вплоть до настоящего времени данная установка является общепринятой при написании конкретно-исторических исследований.

Позитивизм отвечал необходимому на определенном этапе развития науки процессу специализации исторических исследований, отразив реальную потребность исторических знаний в дифференцированном изучении разных сторон эволюции общественных систем. Именно с этого времени поменялось качество исторических исследований, стали изучаться различные аспекты социальной, экономической и культурной истории.

Были проанализированы виды и типы источников, обоснованы эмпирические методы их перекрестной проверки. В наиболее четкой форме такую установку предложили французские позитивисты Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос в работе «Введение в историческую науку» (1898). С одной стороны, сформулирован принцип: «История пишется по документам». С другой стороны, всячески подчеркивалось, что проблема источника гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. В это и суть позитивизма, который являлся не набором застывших догм, сводившихся к заучиванию, а методологической системой, доступной влиянию извне, трансформирующей свои общетеоретические принципы соответственно новым научным данным.

И хотя в дальнейшем от общетеоретических принципов позитивизма наука отказалась, обоснованный позитивистами подход к изучению источников прочно вошел в научный оборот, и на нем до сих пор основаны любые конкретно-исторические исследования. Этому также способствовало и то, что в рамках позитивизма стали широко применять важнейшие до сих пор методы исторического исследования: логический, ретроспективный, сравнительно-исторический, статистический и др.

4. В рамках первого позитивизма были обоснованы принципы применения и дедуктивной (от общего к частному), и индуктивной (от частного к общему) общеметодологических установок познания исторического явления.

С одной стороны, целый ряд крупнейших позитивистски ориентированных исследователей позиционировали применение дедуктивных установок (Конт, Милль, Бокль, Спенсер, Лампрехт).

В рамках позитивизма считалось, что общефилософские (метафизические) принципы познания истории выявить невозможно. Более того, они вообще не нужны. Но, изучая частные причинные ряды явлений, можно выявить определенные закономерности в разных сферах жизни общества. То есть среднесрочные причинно-следственные связи доступны точному знанию. Отталкиваясь от этого, историк должен пытаться формулировать определенные умозрительные установки.

С другой стороны, столь же широко известные Тэн и Буркхардт использовали индуктивные установки.

Считалось, что свойства комбинации есть лишь сумма свойств ее составляющих элементов. Наблюдая элементы той или иной комбинации, т.е. объяснив свойства этих элементов, можно объяснить и свойства комбинации в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *