выбор вида транспорта осуществляется во взаимной связи с такими задачами логистики как
Выбор вида транспортного средства
Выбор вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
На выбор транспортных средств будут влиять следующие характеристики:
— характер груза (вес, объем, консистенция);
— количество отправляемых партий (используемый контейнер);
— срочность доставки груза заказчику;
— местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
— расстояние, на которое перевозится груз;
— ценность груза (страхование);
— близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
— сохранность груза, невыполнение поставок.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Определим основные преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ высокая маневренность. Автомобильным транспортом груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Он обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата взимается по максимуму грузоподъемности автомобиля.
Недостатком этого вида транспорта является также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Он обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Существенным преимуществом ж/д транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.
К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей.
Трубопроводный транспорт перемещает только специфические грузы (недостаток): нефть, газ, некоторые продукты из них. Он имеет высокую степень сохранности грузов.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки.
Данные таблицы могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчётами.
Выбор вида транспорта осуществляется во взаимной связи с такими задачами логистики как
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
2.5.2. Выбор вида транспорта
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
2.5.3. Организация внутренних перевозок
Грузопотоки и грузооборот
Грузооборот основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).
Пункт отправления груза | Пункт назначения | Всего отправлено груза, тыс.т | |||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | ||
А (склад комплектующих) | — | 10 | 12 | 8 | 30 |
Б (механический цех № 1) | 11 | — | 2 | 13 | 26 |
В (механический цех № 2) | 4 | 7 | — | — | 11 |
Г (сборочный цех) | 5 | — | 12 | — | 17 |
Всего прибыло груза, тыс.т | 20 | 17 | 26 | 31 | 84 |
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле
(2.5.1) |
где Q г годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д число рабочих дней в году;
K н коэффициент неравномерности перевозок ( K н = 1,1÷3,0).
Рис. 2.5.1. Построение эпюры
Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле
(2.5.2) |
где Q грузооборот за расчетный период, т;
q ч часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;
Т Т время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
(2.5.3) |
где q н номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
K гр коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Т тр транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
2.5.4. Терминальные перевозки
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
2.5.5. Транспортные тарифы
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.
Общие тарифы это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.
На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.
Вопросы для повторения
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Выбор вида транспорта осуществляется во взаимной связи с такими задачами логистики как
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
2.5.2. Выбор вида транспорта
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
2.5.3. Организация внутренних перевозок
Грузопотоки и грузооборот
Грузооборот основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).
Пункт отправления груза | Пункт назначения | Всего отправлено груза, тыс.т | |||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | ||
А (склад комплектующих) | — | 10 | 12 | 8 | 30 |
Б (механический цех № 1) | 11 | — | 2 | 13 | 26 |
В (механический цех № 2) | 4 | 7 | — | — | 11 |
Г (сборочный цех) | 5 | — | 12 | — | 17 |
Всего прибыло груза, тыс.т | 20 | 17 | 26 | 31 | 84 |
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле
(2.5.1) |
где Q г годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д число рабочих дней в году;
K н коэффициент неравномерности перевозок ( K н = 1,1÷3,0).
Рис. 2.5.1. Построение эпюры
Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле
(2.5.2) |
где Q грузооборот за расчетный период, т;
q ч часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;
Т Т время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
(2.5.3) |
где q н номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
K гр коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Т тр транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
2.5.4. Терминальные перевозки
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
2.5.5. Транспортные тарифы
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.
Общие тарифы это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.
На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.
Вопросы для повторения
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
8.2. Выбор вида транспорта при организации перевозок
8.2. Выбор вида транспорта при организации перевозок
Выбор вида транспорта решается во взаимной связи с такими задачами логистики как: создание и поддержание оптимального уровня запасов на складе; выбор вида транспортной тары; составление маршрутов движения транспортных средств и др.
На выбор транспортных средств будут влиять следующие условия:
– характер груза (вес, объем, консистенция);
– количество отправляемых партий;
– срочность доставки груза заказчику;
– местонахождение пунктов отправки и назначения с учетом погодных, климатических и сезонных условий;
– расстояние, на которое перевозится груз;
– близость расположения точек отправки и доставки к транспортным коммуникациям.
Основой при выборе вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный).
При определении основного вида транспорта при организации смешанных перевозок выделяют шесть главных факторов: время доставки; расходы на перевозку; надежность соблюдения графика доставки груза; частота отправлений; способность перевозить разные грузы; способность доставить груз в любую точку территории.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами с учетом всех расходов на разных видах транспорта.
По числу видов транспорта системы доставки или способы перевозки грузов делятся на одновидовые или унимодальные, многовидовые (мультимодальные) и комбинированные.
Мультимодальные перевозки – это перевозки двумя и более видами транспорта внутри страны или в международном сообщении. Мультимодальность как понятие относится к транспортной инфраструктуре, видам транспортных средств и грузовым единицам.
Мультимодальная система транспортировки как транспортная инфраструктура находится в состоянии ожидания заказов потребителей транспортных услуг и при поступлении запросов от клиентов выполняет эти заказы. В основе функционирования такой системы лежит накопление запаса производственной мощности для бесперебойного оказания услуг.
В каждой конкретной мультимодальной перевозке сочетания видов транспорта будут различными в зависимости от территориального расположения транспортных предприятий относительно грузоотправителя и грузополучателя. К примеру, различают железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-автомобильно-воздушные, автомобильно-морские и другие системы транспортировки.
В мультимодальных транспортных системах может быть использован логистический подход, который позволяет соединить все части системы в единое целое для ликвидации сверхнормативных простоев и потерь. Главным направлением ликвидации недостатков в транспортных системах является интермодальная (бесперегрузочная) технология. Главным признаком интермодальности является бесперегрузочность или перевозка груза в одной транспортной таре (контейнере) на всем пути следования и по одному транспортному документу (коносаменту) под ответственностью одного лица (интермодального оператора).
Эта технология используется при мультимодальном сообщении, находится внутри транспортной системы между различными видами транспорта и соединяет их между собой.
Использование интермодальной технологии способствует сокращению времени нахождения груза в пути и уменьшению потерь грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах, снижению трудозатрат и расходов на перегрузочные работы, уменьшению потребности в перегрузочных механизмах, улучшению взаимодействия видов транспорта.
При использовании комбинированной перевозки осуществляется перевозка одного транспортного средства с грузом в другом транспортном средстве (паромные переправы, контрейлерные перевозки, фрейджерные перевозки).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4.2.15. Содержание служебного транспорта
4.2.15. Содержание служебного транспорта Сюда относятся расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской
Выбор формы организации
Выбор формы организации Выбор формы организации вашего бизнеса напрямую зависит от вашего видения и целей. Прежде всего ответьте на следующие вопросы.• Какова ваша стратегия выхода? Стать открытой компанией? Продать акции частным инвесторам?• Какова стратегия
Раздел 5 Основы организации интермодальных перевозок
Раздел 5 Основы организации интермодальных перевозок Тема 20 Обоснование логистической концепции локальных транспортных систем 20.1. Состояние и перспективы развития транспортного рынка в Российской Федерации В условиях современного транспортного рынка в целях
Тема 21 Организация смешанных перевозок грузов
Тема 21 Организация смешанных перевозок грузов 21.1. Предпосылки использования смешанных перевозок в международной торговле Глобализация мировой экономики, развитие международных отношений и внешнеэкономических связей привели к необходимости организации
21.1. Предпосылки использования смешанных перевозок в международной торговле
21.1. Предпосылки использования смешанных перевозок в международной торговле Глобализация мировой экономики, развитие международных отношений и внешнеэкономических связей привели к необходимости организации грузоперевозок между странами и континентами. При этом
21.3. Роль интермодального оператора в организации смешанных перевозок
21.3. Роль интермодального оператора в организации смешанных перевозок Достоинством интермодального сообщения является то, что его оператор заявляет грузоотправителю о том, что он освобождает его от необходимости каких-либо деловых контактов с фактическими
25.3. Организация мероприятий по снижению транспортного риска при осуществлении интермодальных перевозок
25.3. Организация мероприятий по снижению транспортного риска при осуществлении интермодальных перевозок При выполнении транспортировки в международном сообщении лицо, организующее доставку грузов, должно оценить степень возникающих неблагоприятных событий и
8.7. выбор техники, формы и организации управленческого учета
8.7. выбор техники, формы и организации управленческого учета Разработка рабочего плана счетов. Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрена возможность формирования расходов по обычным видам деятельности на счетах:• 20–29;• 20–39.При использовании счетов 20–39
100. Финансы предприятий транспорта
100. Финансы предприятий транспорта Особенности предприятий транспорта, предопределяющие специфику функционирования финансов:1. Продукция транспорта не имеет вещественной форм: к перевозимому товару ничего не добавляется. Предметом продажи в транспортной сфере
101. Отрасли сферы транспорта
101. Отрасли сферы транспорта При изучении каждой из сфер использования видов транспорта следует учитывать ряд характерных технико-экономических особенностей.Железнодорожный транспорт: –?предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных
3. Организация автомобильного транспорта
3. Организация автомобильного транспорта Специфика аудиторской проверки организации автомобильного транспорта связана, во-первых, с тем обстоятельством, что автомобили являются источниками повышенной опасности, вследствие чего порядок их эксплуатации регулируется
85. Страхование наземного транспорта
85. Страхование наземного транспорта Объектами страхования наземного транспорта являются имущественные интересы лиц, связанные с владением, пользованием, распоряжением любыми самоходными транспортными средствами, а также прицепными устройствами, подлежащими
87. Страхование морского транспорта
87. Страхование морского транспорта В России морское страхование регулируется ст. 334 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ и законом о страховании в части, не противоречащей международному законодательству.В морском страховании выделяют риски,
Два вида конфликтов в организации
Два вида конфликтов в организации Конфликты регулярно возникают в любой организации, на любом рабочем месте и в любых отношениях. В основном это межличностные разногласия, возникающие вследствие элементарного недопонимания, нереалистичных ожиданий, непредвиденных