выберите примеры характеризующие проявление такого критерия общественного прогресса как гуманизация
Выберите примеры характеризующие проявление такого критерия общественного прогресса как гуманизация
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:
— «Ученые выделяют такие критерии общественного прогресса, как гуманизация общества, развитие науки и техники, расширение свободы человека в обществе и т.д.»;
— «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, то есть совершенствование нравственности, развитие представлений о человеке, его правах, свободах, как о высшей ценности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Вспомогательные материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.Ищем педагогов в команду «Инфоурок» ТЕМА 6. Понятие общественного прогресса. 1.Прогресс и регресс. Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Двумя основными противоположными линиями общественного развития считаются прогресс и регресс. Регресс (от лат. «движение назад») – одна из двух основных линий развития общества, при которой негативные сдвиги перевешивают позитивные, происходит обратное движение общества от более высоких форм общественной организации к более низким и упрощённым. 2.Критерии (примеры) общественного прогресса: В технике и технологиях: 1.Введение в строй нового оборудования для добычи нефти. 2.Строительство мусороперерабатывающих заводов вместо заводов по сжиганию мусора. 3.Расширение и использование энергии солнечных и ветряных электростанций. 4.Создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него. 5.Создание средств вооружённого нападения дальнего действия. 6.Строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах. Гуманизация общественных отношений: 1.Запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания. 2.Введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными. 3.Расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишения свободы. 1.Прогресс охватывает не все сферы общества одновременно. 2.Прогресс в одной сфере человеческих отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. 3.Прогресс приводит к неоднозначным последствиям. Примеры, иллюстрирующие противоречивость прогресса: 1.Египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей. 2.Прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды. 4.Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. 5.Развитие орудий труда, технологические революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы земли. 6.Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т.д. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперёд. Поэтому особый смысл имеет обоснование критериев общественного прогресса. 4.Проблема негативных последствий прогресса: Всё больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами. Они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью СМС-сообщений. Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз «СМС-зависимость». Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать СМС-сообщения по семь и более часов в день. 5.Теории общественного развития: Прогресс возможен только для отдельного человека, но не для истории. Существует извечная проблема: как совместить столь различные взгляды? 1.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер 2)успехов в освоении космического пространства 3)отмирания обычая кровной мести 4)учения о разделении властей 2.В страну А. вторглись кочевники, разорив города, сёла, разрушив сложные ирригационные системы земледелия. На долгие годы пришли в запустение торговые центры, сместились торговые пути. Какая форма общественных отношений может быть проиллюстрирована приведённым примером? 3.С помощью такого критерия как гуманизация общественных отношений можно проиллюстрировать прогрессивный характер 1)использования информационных технологий в школьном образовании 2)освоения нового способа добычи нефти на морском шельфе 3)смягчения уголовного законодательства, введение санкций, не связанных с лишением человека свободы 4)проведения исследований в области создания органических веществ с заранее заданными свойствами 4.К факторам, подтверждающим противоречивость прогресса, учёные относят 1)отсутствие подъёмов и спадов, линейное развитие 2)положительные и отрицательные последствия прогрессивных сдвигов 3)положительные изменения во всех сферах общественной жизни 4)медленное поступательное развитие всех сфер общественной жизни 5.Прогрессивный характер какого из перечисленных социальных явлений основан на успехах науки и техники? 1)введение всеобщей воинской повинности 2)реформирование системы государственной службы 3)использование обществом энергосберегающих технологий 4)окончание холодной войны 6.Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о 4)не имеющем направления процессе Задание. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны (+) 2.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? Б. Интегрирующим критерием общественного прогресса выступает упрочение и развитие нравственных основ общества. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3.С помощью такого критерия как гуманизация общественных отношений можно проиллюстрировать прогрессивный характер 1)проведения исследований в области создания органических веществ с заранее заданными свойствами 2)введения нового поколения микропроцессорных технологий 3)отказа от смертной казни как меры наказания за особо тяжкие преступления 4)запуск нового модуля Международной космической станции (МКС) 4.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире. Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства. 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны 5.Верны ли следующие суждения о прогрессивном развитии общества? 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А.Общественный прогресс возможен только в области техники и технологии, не затрагивая сферу духовности, нравственных устоев. Б.Общественный прогресс представляет собой совокупность всех поступательных изменения в обществе. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «_________(1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого _________(2), в распространении ________(3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической _________(4) к другой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________(5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом _________(6), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному». Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Исторический _________(1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные _________(2), являющиеся неотъемлемой его сущностью:___________(3) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой ___________(4) (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют ___________(5), то есть те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и ___________(6)». Тест по теме “Общественный прогресс”Автор: andryushkevitchyulia · Опубликовано 14.01.2018 · Обновлено 18.03.2018 1.Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите примеры характеризующие проявление такого критерия общественного прогресса как гуманизацияГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022 запись закреплена
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулировав развёрнуто.) Свои ответы пишите в комментарии в целом все достаточно хорошо, но пример 3 неудачный, т.к. это не совсем пример (лучше было бы указать про другие свойства) + какую-нибудь дополнительную черту (свойство) 1. Повышение уровня развития. Например, переход от ручного сбора урожая с полей к применению специализированной техники. 2. Противоречивость полученных в ходе развития результатов. Человечество сделало прорыв в атомной физике, получило возможность добывать энергию с помощью АЭС, но в то же время неполадки на АЭС могут привести к ужасным катастрофам (пример тому — авария на Чернобыльской АЭС в 1984 году). 3. Неодинаковый темп развития разных отраслей системы: например, в России в начале ХХ века были сильные изменения в городах, строилось много заводов и фабрик, но в деревнях уклад жизни менялся слабо. 4. Применимость как к обществу в целом, так и к отдельным его элементам. Допустим, введены изменения в налоговой системе государства, и это коснулось абсолютно всех граждан. А изменения в подсчёте баллов ЕГЭ затронули только систему образования и людей, причастным к ней ( школьников, учителей) Выберите примеры характеризующие проявление такого критерия общественного прогресса как гуманизацияКакие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе. Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека. Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил. На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека. Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности. По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.) Правильный ответ должен содержать следующие положения: 1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса; 2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса; 2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей); 3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества. Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.) В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) В первобытном обществе происходит переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, это сделало человека менее зависимым от природы, расширило его возможности в удовлетворении своих потребностей; 2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.; 3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т.д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации. Могут быть приведены другие примеры Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) критерии общественного прогресса, названные автором: — способ производства материальных благ (экономический); — положение человека в обществе (общефилософский); 2) не названный автором критерий, например: — степень демократизации общества; — средняя продолжительность жизни; — уровень детской смертности; — уровень свободы СМИ. Могут быть названы иные критерии Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире? Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса. Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) главный критерий общественного прогресса: — В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. 2) Трактовка регресса: — Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. 3) Объяснен смысл понятия, например: — Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев. ВВ правильном ответе могут быть приведены: — рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней); — рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»); — освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства). Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса. 1. Технический прогресс может облегчить труд людей, но наносить ущерб экологической обстановке. 2. Введение норм демократии «по американски» вызывает резкое неприятие в ряде мусульманских стран, например Ираке. 3. Использование компьютерных технологий вызывает при неправильном использовании резкое ухудшение состояния здоровья. Могут быть приведены и иные аргументы. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: — нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало. 2)Можно привести такое пояснение: — «В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций». 3) Факторы, повлиявшие на изменение критериев: — нарастание нестабильности в мире. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире? Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса. Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий. В правильном ответе должны быть приведены: — уровень материнской и детской смертности, — показатели физического и душевного здоровья, — чувство удовлетворённости жизнью Можно привести следующие критерии: — структура занятости населения; — средняя продолжительность жизни Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев. В правильном ответе могут быть приведены: — рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней); — рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»); — освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства). Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование. В правильном ответе могут быть указаны: аргументы в подтверждение: 1) сфера применения норм морали становится все шире 2) повышается нравственный протест в обществе против бездуховности и аморальности 3) повышается мера гуманности нашей жизни. аргументы в опровержение: 1) понятие прогресса неприменимо к духовной сфере, так как неуклонно происходит падение нравственности в обществе; 2) в сфере морали наблюдается регресс 3) нельзя трактовать прогресс однозначно: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой — к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д. Могут быть приведены иные аргументы, соответствующие высказанной точке зрения. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: — нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало. 2)Можно привести такое пояснение: — «В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций». 3) Факторы, повлиявшие на изменение критериев: — нарастание нестабильности в мире. Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса. Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире? В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: — нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало. 2)Можно привести такое пояснение: — «В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций». 3) Факторы, повлиявшие на изменение критериев: — нарастание нестабильности в мире. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев. ВВ правильном ответе могут быть приведены: — рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней); — рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»); — освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства). Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса. 1. Технический прогресс может облегчить труд людей, но наносить ущерб экологической обстановке. 2. Введение норм демократии «по американски» вызывает резкое неприятие в ряде мусульманских стран, например Ираке. 3. Использование компьютерных технологий вызывает при неправильном использовании резкое ухудшение состояния здоровья. Могут быть приведены и иные аргументы. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) главный критерий общественного прогресса: — В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. 2) Трактовка регресса: — Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. 3) Объяснен смысл понятия, например: — Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса. Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире? В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: — нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало. 2)Можно привести такое пояснение: — «В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций». 3) Факторы, повлиявшие на изменение критериев: — нарастание нестабильности в мире. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий. В правильном ответе должны быть приведены: — уровень материнской и детской смертности, — показатели физического и душевного здоровья, — чувство удовлетворённости жизнью Можно привести следующие критерии: — структура занятости населения; — средняя продолжительность жизни Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев. В правильном ответе могут быть приведены: — рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней); — рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»); — освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства). Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование. В правильном ответе могут быть указаны: аргументы в подтверждение: 1) сфера применения норм морали становится все шире 2) повышается нравственный протест в обществе против бездуховности и аморальности 3) повышается мера гуманности нашей жизни. аргументы в опровержение: 1) понятие прогресса неприменимо к духовной сфере, так как неуклонно происходит падение нравственности в обществе; 2) в сфере морали наблюдается регресс 3) нельзя трактовать прогресс однозначно: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой — к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д. Могут быть приведены иные аргументы, соответствующие высказанной точке зрения. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) главный критерий общественного прогресса: — В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. 2) Трактовка регресса: — Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. 3) Объяснен смысл понятия, например: — Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни. В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе. Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека. Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил. На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека. Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности. По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.) Правильный ответ должен содержать следующие положения: 1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса; 2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) критерии общественного прогресса, названные автором: — способ производства материальных благ (экономический); — положение человека в обществе (общефилософский); 2) не названный автором критерий, например: — степень демократизации общества; — средняя продолжительность жизни; — уровень детской смертности; — уровень свободы СМИ. Могут быть названы иные критерии Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.) В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) В первобытном обществе происходит переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, это сделало человека менее зависимым от природы, расширило его возможности в удовлетворении своих потребностей; 2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.; 3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т.д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации. Могут быть приведены другие примеры Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса; 2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей); 3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества. По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.) Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе. Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека. Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил. На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека. Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности. В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса; 2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей); 3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества. Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) критерии общественного прогресса, названные автором: — способ производства материальных благ (экономический); — положение человека в обществе (общефилософский); 2) не названный автором критерий, например: — степень демократизации общества; — средняя продолжительность жизни; — уровень детской смертности; — уровень свободы СМИ. Могут быть названы иные критерии Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.) В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) В первобытном обществе происходит переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, это сделало человека менее зависимым от природы, расширило его возможности в удовлетворении своих потребностей; 2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.; 3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т.д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации. Могут быть приведены другие примеры Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества. Правильный ответ должен содержать следующие положения: 1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса; 2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм. Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности. Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений. (А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.) Назовите две рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы социальных изменений: эволюция и рево- 2) краткие характеристики каждой формы, например: — эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»; — революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым). Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим: 1) переход к более высокому уровню развития (например, в Российской империи в XIX веке происходит промышленный переворот, начинается процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в. свидетельствует об экономическом прогрессе в государстве); 3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание и боевое применение атомной бомбы, которое повлекло многотысячные жертвы среди мирного японского населения); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной). Могут быть приведены другие примеры. В задании просят указать упомянутые в тексте свойства, но в тексте они не упоминаются совсем Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности. Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса. Могут быть приведены, например, такие подтверждения: 1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал; 2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека; 3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) 1. Три объяснения противоречивости общественного прогресса. Могут быть приведены следующие объяснения: — надежды на безграничный прогресс не оправдались; — социальные изменения сложны и противоречивы; — типы и темпы социальных изменений различны; — возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу; — критерии прогресса неоднозначны. 2. Критерии общественного прогресса — признаки по которым можно определить переход общества к более совершенным формам социальной организации, его развитие. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Три объяснения противоречивости общественного прогресса. Могут быть приведены следующие объяснения: — надежды на безграничный прогресс не оправдались; — социальные изменения сложны и противоречивы; — типы и темпы социальных изменений различны; — возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу; — критерии прогресса неоднозначны. 2) Объяснение смысла понятия, например: критерии общественного прогресса — признаки по которым можно определить переход общества к более совершенным формам социальной организации, его развитие. По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса. Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
|