вы тоже отдыхали в крыму и поэтому так хорошо знаете эти места
Вы тоже отдыхали в крыму и поэтому так хорошо знаете эти места
Ответ:
Раздельно (так как можно убрать частицу «же» и смысл не изменится, к слову так можно задать вопрос, если бы слово писалось слитно, вопрос бы к нему поставить было нельзя, так как слово являлось бы союзом, равнозначным союзу «и»)
Слитно (чтобы в данном случае это союз, можно проверить, поменяв обе части предложения местами: «Чтобы соблюдался порядок, бабушки следили. «
Раздельно (по является предлогом, к слову тому можно поставить вопрос)
Слитно (также является союзом, можно проверить, заменив также на союз «и»)
Слитно (несмотря в данном случае предлог, так как не является деепричастием)
Раздельно (как будто всегда будет писаться раздельно)
Раздельно («бы» можно переместить в другую часть предложения и смысл не изменится, значит, можно писать раздельно, в данном случае «что» это местоимение а «бы» просто частица)
Слитно (слово «вглубь» будет являться наречием (куда? — вглубь), поэтому пишется слитно)
Слитно (чтобы в данном случае союз, можно поменять части предложения местами и смысл не изменится, значит это союз)
Слитно (так как это предлог)
Слитно (это предлог, указывающий на направление)
Слитно, на конце «е» (это предлог, он пишется всегда именно таким образом)
Слитно («чтобы» в данном случае союз, можно поменять части предложения местами и смысл не изменится, значит это союз)
Слитно (это союз, можно заменить равнозначным союзом «и»)
Слитно (так как это предлог, который всегда имеет такое написание)
Раздельно («так что» пишется раздельно всегда)
Слитно («тоже» — союз, который можно заменить на равнозначный союз «и»)
Поэтому (союз, если написать раздельно, то искажается смысл (по этому — по какому?, поэтому — почему?)
Вариант 37
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, _____ удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.
2. Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.
3. Гены, которые кодируют интерферон – важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.
4. С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.
5. Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.
2. кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью. Обеспеченная старость.
3. что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.
4. кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Дата принятия ЦАРСКОГО титула Иваном Васильевичем Грозным (1497 год) нанесена на Андреевскую ленту.
2. Сейчас в нашей стране издаётся несколько ПОПУЛЯРНЫХ журналов для рыболовов.
3. Чарский прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог ОТЛИЧИТЬ горскую породу и арабскую.
4. Дарья Александровна за несколько дней вперёд обдумала, как ОДЕТЬ всех детей.
5. Маленькие серые уточки, смирные и ДОВЕРЧИВЫЕ, старались немного отплыть в сторону.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение согласования | 1) Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов. |
Б) нарушение управления | 2) Вопреки тревожным прогнозам метеорологов тайфун обошёл остров стороной. |
В) нарушение способа выражения сказуемого | 3) Я благодарен людям, воспитавших в себе уважение к старшим. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами | 4) Участникам конференции, поселившимся в гостинице, пришлось добираться до института через весь город. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | 5) Вернувшись после долгого отсутствия, я не сразу узнал родные места. |
6) В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I. | |
7) Никто из тех, кто побывал в Крыму, не остался разочарованным. | |
8) Дети были веселы и счастливые. | |
9) Журналист писал, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. образ, пр. дедушка
непр. ступный, пр. вередливый
не. гибаемый, бе. думный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Как н(1) старался, я н(2) смог найти в колючей изгороди н(3) щели, н(4) лазы, поэтому н(5) раз ободрал бока, пока попал во двор.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (ВО)ВРЕМЯ путешествия мы получили множество ярких впечатлений, (ОТ)ТОГО у всех было прекрасное настроение.
2. (К)ВЕРХУ палатки был прикреплён красный флажок, а (В)НИЗУ, у входа, расстелен мягкий коврик.
3. (В)НАЧАЛЕ лета погода была дождливой, (ЗА)ТЕМ началась настоящая засуха.
4. Вы ТО(ЖЕ) отдыхали в Крыму и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?
5. Мы плыли (НА)УДАЧУ, ТАК(КАК) темнота после зарниц казалась ещё гуще.
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
На письме(1)ом столе – рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
2. Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
3. Озёра прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.
4. Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.
5. Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от меня почти у самых деревьев (4) бывших выше его мачт.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Мы шли весь день и (1) в конце концов (2) нашли знакомую покосившуюся избушку лесника, которая за прошедший год (3) кажется (4) ещё глубже вросла в землю.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он подозревал (1) что ребята знают (2) где Соловьёв (3) знают (4) почему он скрывается.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Меня не тянула улица (1) если на ней было тихо (2) но (3) когда я слышал весёлый ребячий смех (4) то убегал со двора.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Да, она любила свой родной город, но никогда не смогла бы чувствовать себя здеся в безопасности.
(3)Я стоял перед ней. смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: (4)«Что такое со мной случилось?» (5)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость. (6)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (7)Похожа ли она видом на руку человеческую? (8)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (9)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (10)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(11)Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (12)Что это такое? (13)Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (14)И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (15)Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал.
(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистою совестью принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (20) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: (21)«Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь. (22)И всё-таки я не мог бы определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, выпрямляют и расширяют скомканную человеческую душу.
(23)В самом деле, всякий раз, когда я чувствовал неодолимую потребность выпрямить мою душу и идти в Лувр взглянуть, всё ли там благополучно, я никогда так ясно не понимал, как худо, плохо и горько жить человеку на белом свете сию минуту. (24)Никакая умная книга, живописующая современное человеческое общество, не даёт мне возможности так сильно, так сжато и притом совершенно ясно понять горе человеческой души, горе всего человеческого общества, всех человеческих порядков, как один только взгляд на эту каменную загадку. (25)И обо всём этом думалось благодаря каменной загадке, она выпрямляла во мне скомканную теперешнею жизнью душу человеческую, знакомила, неведомо как и в чём, с радостью и широтою этого ощущения.
(26)Художник брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя во всём этом только человеческое; из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что есть в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на перчатку скомканную, а не на распрямлённую.
(27)И мысль о том, когда, как, каким образом человеческое существо будет распрямлено до тех пределов, которые сулит каменная загадка, не разрешая вопроса, тем не менее рисует в вашем воображении бесконечные перспективы человеческого совершенствования, человеческой будущности и зарождает в сердце живую скорбь о несовершенстве теперешнего человека. (28)Художник создал вам образчик человеческого существа. (29)И мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» настоящего, не может не уноситься мечтою в какое-то бесконечно светлое будущее. (30)И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определённых не имеющего, радостно возникает в душе.
Глеб Иванович Успенский (1843—1902) — русский писатель. Литературную деятельность начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Первые произведения Успенского, серии очерков «Нравы Растеряевой улицы (1866) и «Разорение» (1869), были посвящены изображению жизни городской бедноты. В 1868—1884 гг. Успенский постоянно сотрудничал с журналом «Отечественные записки». В 1871 году Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции. Много путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь), собирая материал для своих произведений.
Вы тоже отдыхали в крыму и поэтому так хорошо знаете эти места
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.
ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.
Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Петровы ТОЖЕ отдыхали на Кавказе и ПОЭТОМУ так хорошо знают эти места.
ПО ТОМУ, как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТОЖЕ знает о происшествии.
Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТЧАС скинули общую зелёную маску, ТО ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
НАКОНЕЦ стало темнеть, и я, ТАК ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
В 4-м предложении «так же» пишется раздельно, потому что можно заменить на «точно так же».
Ответ: ТОЖЕ ПОЭТОМУ ИЛИ ПОЭТОМУ ТОЖЕ.
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.
По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).
В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения:
Вы тоже отдыхали в крыму и поэтому так хорошо знаете эти места
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.
ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.
Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Петровы ТОЖЕ отдыхали на Кавказе и ПОЭТОМУ так хорошо знают эти места.
ПО ТОМУ, как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТОЖЕ знает о происшествии.
Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТЧАС скинули общую зелёную маску, ТО ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
НАКОНЕЦ стало темнеть, и я, ТАК ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
В 4-м предложении «так же» пишется раздельно, потому что можно заменить на «точно так же».
Ответ: ТОЖЕ ПОЭТОМУ ИЛИ ПОЭТОМУ ТОЖЕ.
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.
По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).
В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения:
Тестовая работа по русскому языку в формате ЕГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Часть 1. Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Попадая в такие условия среды, в которых продолжение жизненных процессов невозможно, некоторые организмы могут впадать в анабиоз, то есть состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. (2) ______ анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания. (З)Глубокое замораживание яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Люди в процессе практической деятельности научились использовать состояние анабиоза, характерное для некоторых организмов.
2. Состояние анабиоза позволяет некоторым видам животных приспособиться к неблагоприятным условиям, в которых продолжение жизненных процессов невозможно.
3. Люди в своей практической деятельности могут использовать состояние анабиоза, которое позволяет некоторым животным приспосабливаться к неблагоприятным условиям жизни.
4. Состояние анабиоза вызывается попаданием организмов в такие условия, при которых продолжение жизненных процессов затруднено или невозможно.
5. Состояние анабиоза, позволяющее некоторым животным приспособиться к неблагоприятным условиям обитания, может быть использовано в практической деятельности человека.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе — у. успеха.
2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить условия.
4. мн. чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
5. мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
6. обычно мн. Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Яков Подкова — ЗАЧИНЩИК драки — первым покинул двор.
2. ПРАЗДНЫЙ образ жизни был причиной гибели не только отдельных лиц, но и целых государств.
3. Величие пейзажу придают ВЕКОВЫЕ ели и пихты.
4. Вынос огня — самый ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ момент церемонии.
5. К окончанию школы родители сделали мне ПАМЯТНЫЙ подарок.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) неправильное употребление
падежной формы существительного
Б) ошибка в построении
предложения с однородными
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении
предложения с деепричастным
1) Читая художественные книги, отец делал пометки на полях.
2) Раз побывав в горах, нами были изучены многие интересные места.
3) Многие, кто не знал о повадках нашего кота, вначале пытались его приласкать и погладить.
4) В своих дневниках автор детально описывает о
путешествии на Кавказ.
5) Благодаря удивительному упорству и самодисциплине Андрей получил диплом с отличием.
6) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.
7) Карточки, которые подготовили учёные, предназначены для каталога Института языкознания.
8) С древних времён не только загадки были весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.
9) Работу над поэмой «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголь начал по совету А.С. Пушкина.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. возмочь, пр. чуда
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
12. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Выпишите это слово.
1) Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.
2) В мечтах он открывал еще (не)исследованные земли
3) Даже (не)обработанный мастером камень поражал оригинальным рисунком.
4) Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с художественностью.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) (ВО)ВРЕМЯ путешествия мы получили множество ярких впечатлений, (ОТ)ТОГО у всех было прекрасное настроение.
2) (К)ВЕРХУ палатки был прикреплён красный флажок, а (В)НИЗУ, у входа, расстелен мягкий коврик.
3) (В)НАЧАЛЕ лета погода была дождливой, (ЗА)ТЕМ началась настоящая засуха.
4) Вы ТО(ЖЕ) отдыхали в Крыму и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?
5) Мы плыли (НА)УДАЧУ, ТАК(КАК) темнота после зарниц казалась ещё гуще.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Было пасмурно и ветре(1)о. Вспене(2)ые волны накатывались на дли(3)ую песча(4)ую отмель. Все вокруг занавеше(5)о пеленой дождя.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.
2. После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.
3. В пруду отражались берег и небо и сверкали солнечные лучи.
4. Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
5. Сумерки приближались и надо было торопиться домой.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вскоре (1) смущённый (2) он сидел передо мной (3) глядя в пол (4) и (5) нервно постукивая по столу пальцами.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Мама (1) конечно (2) принялась упрашивать бабушку погадать. Та долго отнекивалась (3) однако (4) наконец (5) согласилась.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Река вилась широкой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шли заросли терновника.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда мы жили в Коктебеле (1) отец всё своё время посвящал рисованию (2) и (3) когда позволяла погода (4) то он целыми днями пропадал с мольбертом на берегу.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.
(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов. (6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.
(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.
(9)Мать — короткий праздник на Земле.
(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.
(14)Мать — короткий праздник на Земле.
(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.
(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное.
(24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?
(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.
((29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.
(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.
(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери. (36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если б аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.
(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».
(42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально.
(44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.
* Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929г.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.
20. Какие из высказываний противоречат содержанию текста ? Укажите номера ответов.
1. Внимание героя привлекла женщина с выражением необычайной скорби на лице.
2. Лицо мальчика было искажено от боли.
3. Женщина в аэропорту была намного старше героя.
4. Всю жизнь скорбь была главным выражением лица матери героя.
5. Герой опустился перед женщиной на колени и поцеловал её руку.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1-3 представлено повествование.
2. В предложениях 11-13 представлено рассуждение.
3. Предложение 31 поясняет содержание предложения 30.
4. В предложениях 26—28 представлено описание.
5. Содержание предложения 44 представляет собой вывод, следствие из предложений 39— 43.
2 2. Из предложений 19-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 13—17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Фазиль Искандер с особым благоговением создаёт образ женщины-матери. Основным приёмом, организующим текст, является (А) _____ («скорбь» в предложениях 20, 24, 29, 39 и др.) Также автор использует (Б) _____ («хорошеньких, милых, красивых» в предложении 33) и (В) _____ (предложение 11). С помощью (Г) _____ (предложения 22, 24, 43) писатель приглашает нас к совместному размышлению над поставленными проблемами».
2) лексический повтор
6) односоставные предложения
8) риторические вопросы
9) риторическое восклицание
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-
иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы на задания 1 части
22) уродливымкрасивым или красивымуродливым
Примерный круг проблем
1. Проблема роли матери в жизни человека. (Какова роль матери в жизни человека?)
2. Проблема скорби. (Почему люди скорбят?)
3. Проблема отношения к матери. (Каким должно быть отношение к матери?)
4. Проблема подлинной красоты. (Почему скорбь
прилагать невероятные усилия, чтобы вырастить их.
которого немыслим человек, поэтому скорбь прекрасна.
4. Скорбящее лицо прекрасно, поскольку в страдании