вы часто берете инициативу в свои руки в ситуациях социального взаимодействия что значит
Инициатива: что это простыми словами, примеры проявления
Что такое инициатива?
Инициатива (от лат. о слова «initium» т.е. начало) — это осознанно принятое решение, влекущее за собой активную деятельность. По сути, инициатива является первым шагом, своеобразным толчком, побуждающим человека к началу определенных действий в самых разных сферах жизни, в ней находит отражение активное руководящее начало личности. Именно проявление инициативы помогает человеку приходить к успеху при достижении краткосрочных и глобальных целей.
Предрасположенность личности к принятию самостоятельных волевых решений, а также умение человека четко идти к заданной цели называется инициативностью. Этим качеством обладают многие руководители, успешные предприниматели и менеджеры, к тому же, инициативность считается качеством присущим зрелой, сформированной личности. Помимо этого, инициативный человек отличается самостоятельностью, ему присущи активность и волевые качества, проявляющиеся как при выполнении умственной, так и физической работы. Инициативная личность находчива, предприимчива, не любит подчиняться навязываемым ей инструкциям и занимать пассивную позицию, наделена смелостью, решительностью и способностью нести ответственность за принятые ею решения.
Характеристика инициативного человека
Все инициативные люди обладают перечнем специфических черт и особенностей. К таковым следует отнести:
Инициативность тесно связана с таким качеством, как способность претерпевать неудачи, а затем предпринимать новые попытки на пути к цели, что, в конце концов, приводит инициативного человека к воплощению задуманного в реальность. Несмотря на устоявшийся на постсоветском пространстве стереотип о нежелательности инициативы, а иногда и её наказуемости, именно инициатива зачастую помогает человеку добиться значительных успехов в разнообразных сферах жизнедеятельности. Помимо перечисленного выше, проявление инициативы немыслимо без таких качеств как решительность, готовность оправданно рискнуть и понести ответственность за принятые ранее решения.
Примеры проявления инициативы
Одним из наиболее простых и понятных примеров проявления инициативы является инициатива в работе. Например, сотрудник считает необходимым и целесообразным переход от бумажного ведения журнала к электронному: продумывает идею, разрабатывает план и представляет его начальству. Предложение усовершенствовать рабочий процесс — это и есть инициатива. Если начальство соглашается с целесообразностью такого решения, то сотрудник, предложивший это, может всячески оказывать содействие в реализации плана. На самом деле, существует огромное количество примеров проявления инициативы в работе, это лишь один из многих.
Ещё одной сферой, где часто проявляется инициатива, являются отношения. Например, когда парень только знакомится с девушкой, их отношения могут находиться в стадии неопределённости — то ли это дружба, то ли это любовь. Чтобы внести ясность, придётся проявить инициативу, например, парню сообщить о своих чувствах, или совершить поступок, свидетельствующий о намерении строить отношения (пригласить девушку на свидание, взять за руку). Всё это примеры проявления инициативы в отношениях.
Также примеры проявления инициативы могут прослеживаться во взаимоотношениях между родителями и детьми. Например, когда ребёнок ещё маленький и родители не знают его истинных желаний, он может почувствовать в себе, например, любовь к танцам. Если ребёнок при этом заявляет родителям, что хочет учиться танцам, просит помочь найти подходящую школу, выбрать тренера — это и есть инициатива, проявленная ребёнком.
В каких сфера проявляется инициатива?
Выделяют целый ряд направлений человеческой деятельности, в которых невозможно обойтись без инициативности. В первую очередь к ним следует отнести:
Положительные аспекты инициативности
Плюсы проявления индивидом инициативы очевидны и понятны. Инициативный человек способен не на словах, а на деле реализовывать свои желания и устремления, он воплощает в жизнь задуманное, занимает активную жизненную позицию, ведет себя самостоятельно и независимо. К прочим преимуществам инициативности относят следующие аспекты:
Правила удачной инициативы
Психологи выделяют три правила удачной инициативы, способной принести по-настоящему ощутимые и долгосрочные результаты:
Как формируется инициативность?
Первичные признаки инициативности можно рассмотреть у детей в очень раннем возрасте, в дальнейшем они проявляются уже на протяжении всей жизни человека. Инициативность ребенка заметна с самого юного возраста, благодаря ей формирующаяся личность начинает развиваться и осмыслять себя. Отсутствие у детей инициативности относят к достаточно тревожным признаком развития личности, требующим консультации с психологом.
Развитие инициативности складывается в следующих направлениях:
Как развить инициативу?
Инициативность относят к достаточно специфичным чертам характера, она не может сформироваться на пустом месте и требует постепенного развития. Для выработки у себя этого важного качества человеку следует, в первую очередь, научиться ответственности и умению полагаться на собственные силы. В дальнейшем необходимо изжить в себе привычку бездействовать и просто ожидать наступления лучших дней, перестать затягивать решение как важных, так и повседневных дел, работать без команды или указки сверху, исключительно по собственной инициативе.
Не нужно зацикливаться на негативе и критике, направленной в Ваш адрес. Не забывайте о том, что критике не подвергаются только те, кто ничего не делает. Кроме того, на обоснованную и конструктивную критику необходимо обращать постоянное внимание, делая выводы из сказанного, а вот пустые разговоры и сплетни лучше просто пропускать мимо ушей. Немаловажную роль в выработке инициативности играет живость ума, способность принимать неординарные и быстрые решения, а потому не ленитесь развиваться, расти как личность, постоянно получайте новые знания и анализируйте полученную из различных источников информацию.
Заключение
Люди созданы для активных действий, а не для подчинения текущим обстоятельствам, но каждый волен самостоятельно выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Однако, изменение обстоятельств посредством проявления инициативы вовсе не тождественно переходу человека к наглой и агрессивной модели поведения. Инициативность подразумевает под собой, прежде всего, смелость в выборе цели и путей к ее достижению, высокий уровень ответственности за свои поступки, готовность последовательно претворять в жизнь собственные желания и мечты, не нарушая при этом личного пространства других людей.
Как правило, люди чаще всего жалеют о собственных нереализованных задумках, а не о том, что предприняли попытку к их реализации, пусть и неудачную. А потому проявление инициативы можно отнести к сугубо положительным чертам характера человека.
Управление инициативой сотрудников: переход от реактивного к проактивному подходу
Члены вашей команды менее активны, чем хотелось бы? Вы расстроены, что они не ищут творческие решения в работе? Или они чувствуют себя ограниченными правилами и соглашениями? Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, то пришло время побудить ваших сотрудников начать проявлять инициативу.
Люди, которым не хватает инициативы, не реализуют свой потенциал. Они приходят на работу в 9:00, делают вид, что занимаются чем-то важным, и уходят домой в 17:00. Их может совсем не беспокоить работа, или они могут быть разочарованы тем, что руководство «не позволяет» им думать самостоятельно. В любом случае это проигрышная ситуация.
Кажется, что поощрение инициативы сотрудников – это сложно. Но если вы внесете изменения в рабочую культуру, то абсолютно точно увидите положительный результат (он выходит далеко за рамки отдельных лиц). Когда люди думают и действуют самостоятельно, это помогает командам или организациям снова «разжечь огонь».
В статье мы рассмотрим важность поощрения инициативы в коллективе и расскажем, как этого добиться.
Когда инициатива – это не самая хорошая идея
Инициатива уместна не всегда. В некоторых случаях она может навредить, даже если используется с лучшими намерениями. Например, членов команды это может отвлекать от выполнения основных обязанностей, а лиц, принимающих решения, – от проблем, которые им нужно решать. Кроме того, люди могут использовать инициативу в корыстных целях, например для личной выгоды или моментов триумфа. Также они могут принимать неудачные решения из-за недостатка ключевой информации.
Инициатива становится проблемой, когда успех зависит от людей, которые должны находиться в определенном месте в определенное время и выполнять определенные задачи в точной последовательности. Представьте себе сотрудника банка, который смягчает правила, чтобы дать кредит отчаявшейся молодой паре. Иногда просто необходимо четкое следование правилам.
Преимущества поощрения инициативы сотрудников
Инициатива может стать той самой искрой, которая нужна лидеру, чтобы «оживить» вялых, незаинтересованных и сосредоточенных на процессе, а не на результате сотрудников. В компаниях, где поощряется инициатива, люди максимально вовлечены в рабочий процесс; они активны и заинтересованы в положительных результатах. Такие компании легко привлекают (и сохраняют) лучших сотрудников.
Люди, чья инициатива поощряется, обычно более проворны, отзывчивы и жизнерадостны. Когда жизнь делает крутой поворот, они действуют быстро, гибко и разумно. Например, когда оборудование выходит из строя, или клиенты неожиданно меняют решение, инициатива может спасти ситуацию.
Люди, которые думают и поступают независимо, могут провоцировать изменения и способствовать постоянному улучшению. Менеджеры часто признают инициативы только для небольшого числа стратегий, тогда как члены команды опираются на более широкий опыт. Это помогает организациям развиваться в новых интересных направлениях.
Сотрудники, проявляющие инициативу, могут сэкономить ваше время, и вы сможете сосредоточиться на других важных задачах. Помните о том, что делегирование ответственности и децентрализация стирают традиционные границы между менеджером и членами команды. Не все менеджеры чувствуют себя комфортно в таких условиях.
Рекомендуем воспользоваться этим, чтобы тратить меньше времени на контроль и больше – на свою работу. Рабочие отношения станут более качественны, ведь люди получат новые обязанности, а значит, будут знать, что вы им доверяете.
Как стимулировать инициативу
Предлагаем 4 стратегии, которые помогут побудить сотрудников принимать самостоятельные решения и создать более динамичную команду.
1. Решите, что для вас важно
Прежде чем начать поощрять инициативу в команде, важно обозначить свои цели.
2. Повышайте компетенцию сотрудников
Для того чтобы люди могли думать и принимать решения самостоятельно, они должны быть компетентны.
3. Сделайте так, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно
Одной только компетентности недостаточно для того, чтобы люди проявляли инициативу; им нужно чувствовать уверенность.
4. Подумайте, что еще можно сделать
Все люди разные, и, хотя некоторые с удовольствием пользуются возможностью принимать самостоятельные решения на рабочем месте, другим для этого требуется больше времени. Вот несколько дополнительных советов для поощрения инициативы сотрудников:
Заключение
Поощрять сотрудников проявлять инициативу – это всегда риск, но «активный самостоятельный подход» членов команды становится все более необходимым на многих рабочих местах. Свобода действовать самостоятельно может превратить отстраненных, неэффективных и сосредоточенных на процессе, а не на результате сотрудников в энергичных, увлеченных и преданных работников, которые сфокусированы на конечном результате.
Первое время вам может быть некомфортно делегировать ответственность, но как только вы увидите плоды своей работы, вы убедитесь в преимуществах делегирования.
Чтобы мотивировать сотрудников самостоятельно принимать решения, сначала установите основные правила, а затем работайте над повышением компетентности и уровня доверия в коллективе.
Мужское мнение про женскую инициативу в отношениях
Что мешает женщине создать длительные отношения с мужчиной, выйти замуж и построить счастливую семью? Причин может быть достаточно много. Но какая причина главная или, по крайней мере, одна из самых главных? Какая причина встречается чаще всего?
Такой причиной является, как ни странно, инициатива женщины при знакомстве с мужчинами и в дальнейших отношениях с ними.
Эта стратегия поведения только кажется правильной и эффективной. Однако на самом деле она работает только в самом начале отношений и по сути эти самые отношения губит на корню. (Речь идет о том, что женщина хочет длительных отношений и брака). Если привыкнуть к инициативе, то потом отказываться от неё довольно сложно, ведь в том, что она «работает», женщина уже убедилась и теоретические рассуждения о том, что в долгосрочной перспективе от инициативы только хуже, очень сложно действуют.
К примеру переедание, курение и алкоголь. Очень многие понимают, что переедание, курение и алкоголь очень вредны для здоровья. Но положительный эффект (удовольствие) наступает уже сейчас, а вред где-то там, через многие годы.
Что это за инициатива и почему она плохо влияет на отношения с мужчинами? Я сформулирую закон мужского мышления, а потом немного его расшифрую. Самый скромный, самый безынициативный, самый застенчивый и неуверенный в жизни мужчина хочет сам завоевать свою женщину, а не быть завоёванным ею.
Этот закон, конечно, придумал не я. Его придумала природа для всех млекопитающих животных и потом распространила на человека. Этот закон говорит о том, что женщина должна как-то показать, что ей нужен мужчина (иногда и это не обязательно), а уже мужчина, если заинтересован, то он должен пойти на завоевание женщины. Завоевание же не должно происходить слишком просто. Должно быть какое-то маленькое состязание между самцами или какая-то беготня за самкой, танцы перед ней и т. д.
И никак не наоборот. Самка у более или менее близких к нам животных никогда не бегает за самцом, если сама же природа что-то не начудила в генах.
Что же происходит, если женщина сама начинает проявлять инициативу? Например, сама знакомится с мужчиной, сама ему звонит, сама форсирует отношения и сама бежит к самцу?
Давайте опять перейдем к инстинктам, которые процентов на 70-80 управляют нашей жизнью. Если самец (мужчина) побегал за самкой, побился с другими самцами за неё (в наше время чаще в переносном смысле, деньгами, уверенностью, успехом, и т. д.), то он ощутил себя победителем, он сделал большое дело, наполненное смыслом и получает от этого длительное удовлетворение, иногда на десятилетия. Некоторые мужчины (Донжуаны) даже застревают в этом состоянии.
Если самцу (мужчине) не нужно бегать за самкой, не нужно ни с кем из других самцов состязаться, не нужно преодолевать свой страх, застенчивость и т. д., а самка сама бежит к нему, то что будет происходить?
Некоторая часть самцов от такого неожиданного поведения просто разбежится. Ведь он пришел завоевать, поохотиться, а не чтобы за ним охотились. Но какая-то немалая часть безумно обрадуется.
Да есть чему обрадоваться. Это же надо такая «халява», будет думать мужчина. (Повторяюсь, что это не обязательно мысли в сознании). Не нужно ни за кем бегать, не нужно ни с кем сражаться, не нужно преодолевать страх перед женщинами, стараться что-то делать, стараться стать лучше. Ничего этого не надо, всё само прыгает в руки. Это, наверное, чем-то похоже на получение крупной и совершенно незаслуженной премии на работе.
Но что происходит дальше? Приз (секс) получен и всё вроде хорошо. Что дальше? Можно вроде как строить семью или хотя бы просто длительные отношения на несколько месяцев или лет.
Однако здесь возникает маленькое «но». Ведь у мужчины есть заложенные врожденные инстинкты (например, успеха), которые нужно исполнить. Если они не исполняются, то внутри возникает какая-то пустота, которую невозможно заполнить никаким комфортом, никаким семейным счастьем и никаким количеством денег. Один из таких сильных инстинктов – это добиться женщину самому.
Если инстинкт, миссия, карма или назовите как хотите не исполнены, то вариантов несколько, но все они в меру хорошие для женщины. Самый частый для начала отношений – это то, что мужчина после нескольких недель (реже месяцев) секса с женщиной, начинает искать для себя другую женщину. Если уже создана семья, что не так просто даётся инициативным женщинам, то иногда мужчина начинает совершать измены, пить и т. д.
Поэтому проявлять инициативу в отношениях с мужчинами – это довольно грубая ошибка. Вначале женщине может казаться, что проблема снимается. Мужчин становится больше, мужчины становятся лучше (богаче, красивее, увереннее). Но потом возникает проблема. Ни одного из этих мужчин невозможно довести до брака. И ладно бы такой мужчина был один. Но если такие одни отношения, потом вторые и десятые, то очень возможно, что дело в этом.
Иногда бывает, что женщина всё-таки выходит замуж, но потом если инициативное поведение продолжается, то следует второй брак, третий, или если даже один, то не очень счастливый, мягко скажем.
Допустим, в один момент женщина, у которой вошло в привычку самой знакомиться с мужчинами и проявлять в дальнейшем инициативу в отношениях, прочитала где-то о вреде инициативы в отношениях с мужчинами. Что происходит?
Как вы уже, наверное, и сами догадались, количество мужчин может сократиться до нуля. Ведь инициатива, хорошо или плохо, но работала в отношениях. Если её убрать, а вместо неё ничего не поставить, то на выходе получится ноль. А поставить пока нечего. Ведь другие методы знакомства с мужчинами в арсенале женщины отсутствуют. Их наработка требует некоторого времени и усилий. Вначале, как и в любых других навыках, будет получаться плохо. Поэтому всегда есть риск вернуться к «проверенным» методам общения с мужчинами, в том числе к проявлению инициативы.
В заключение обзора инициативы отвечу на достаточно частый вопрос, который звучит примерно так: «Я не проявляю инициативы при общении с мужчиной, но и он её тоже не проявляет. Ходит вокруг да около. Я вижу, что нравлюсь мужчине, но он никак не может пригласить на свидание (продолжить отношения и т. д.)».
Во-первых, женщины довольно часто ошибаются, думая, что пассивность мужчины вызвана его застенчивостью.
Довольно редко бывает, что причина пассивности мужчины именно в застенчивости. Такое возможно, если мужчине нравится незнакомая ему женщина на улице или где-то в магазине. Но если мужчина знаком с женщиной и хотя бы периодически с ней общается, то это вряд ли.
Причин может быть очень много и угадать их заочно бывает сложно. Может быть у мужчины есть девушка, может быть у него нет денег и некуда повести девушку, может быть девушка слишком критична, инициативна, не умеет слушать, недостаточно нравится мужчине и еще может быть довольно много причин. Неуверенность в списке причин стоит на одном из самых последних мест. То есть, если женщине кажется, что она нравится мужчине, но он ничего не делает, то это вовсе не значит, что он ничего не делает из-за стеснения. Скорее всего причина в другом.
Если же причина в другом, а так бывает очень часто, то инициатива со стороны женщины вдвойне вредна.
Один и тот же мужчина, при той же степени уверенности/застенчивости легко подходит и налаживает отношения с одной женщиной и с огромным трудом подходит (если вообще подходит) к другой женщине, при этом не может с ней никак наладить минимальный контакт.
Для того, чтобы мужчина подошел даже не обязательно, чтобы женщина заигрывала с ним, была приветливой и уж тем более проявляла тем или иным способом инициативу. Таких примеров, когда женщина абсолютно равнодушна к конкретному мужчине, а он за ней бегает, море.
Причиной того, что мужчина может добиваться женщину, которая не обращает на него внимание, является умение вести себя женственно.
Женственность в поведении – это слишком обширная тема, которую я постарался раскрыть в книге «Как влюбить в себя мужчину на всю жизнь и успешно выйти замуж», рекомендую прочитать. Но если применительно к теме нашей статьи, то мужчина должен почувствовать себя хотя бы на какое-то время и в какой-то сфере сильнее женщины. Если он это почувствует, то он может добиваться женщину несмотря на возможность отказа, отсутствие кокетства или даже неоднократный отказ. Ведь совсем не так страшно получить отказ от человека, которого воспринимаешь слабее себя, правда ведь? И очень страшно получить отказ от человека, которого считаешь сильнее себя, влиятельней и т. д.
Поэтому если женщина умеет или научится вести себя женственно, что в контексте вопроса означает слабее мужчины в каких-то вопросах, то мужчина просто не может оставаться таким, как он был. Если ему действительно нравится женщина, то он обязательно проявит инициативу. У него просто не остается выбора, такой закон человеческой жизни.
Доведу немного ситуацию до абсурда. Допустим, есть мужчина, совершенно не обладающий лидерскими качествами. В компании мужчин или женщин своего возраста он никогда не становится лидером. И вот он в силу обстоятельств остаётся среди нескольких 3-х летних детей. Пройдет совсем немного времени и он практически неизбежно станет «лидером» среди них. Почему? Разве данный мужчина стал сильнее? Нет, конечно. Слабее стало окружение.
Я, конечно, не предлагаю доходить до абсурда и опускаться вам до состояния 3-х летнего ребенка. Я даже не утверждал, что мужчины любят слабых женщин. Мужчины любят женщин, которые немного слабее его (кажутся слабее) и, главное, не претендуют на его мифическое лидерство. Соответственно, иногда в отношениях с мужчиной стать немного слабее или хотя бы уметь казаться, бывает очень полезно.
И тогда откуда у мужчин начинает браться инициатива, я сам удивляюсь. (Если, конечно, для женщины это не разовое поведение на фоне 10 лет инициативы).
Итого, инициатива женщины в отношениях с мужчиной – это очень грубая ошибка. Главная опасность этой ошибки в том, что она совершенно не видна. В первое время даже кажется, что она полезна и мужчин становится больше и они лучше. Это совершенно не так. Инициатива испортит любые потенциально хорошие отношения. Инициатива женщины портит самих мужчин. Учитесь вести себя так, чтобы мужчина проявлял инициативу и ваши отношения с ним станут на порядок лучше, особенно в долгосрочной перспективе.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Настольные игры онлайн
—Конвертер видеоссылок
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
—Статистика
Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок. Тест Трансактный анализ Э.Берна
Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.
Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:
Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.
Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Три основные позиции в общении
Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.
Немного подробнее о каждом из них.
Эго-состояние «Родитель»
Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.
Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.
Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
Эго-состояние «Ребенок»
Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
Эго-состояние «Взрослый»
Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.
Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.
Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».
Как работают эго-состояния?
Все три состояния – очень важны.
Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.
Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.
Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.
К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.
Проблемы трех состояний личности
Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.
+ К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».
Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).
Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.
Типичные признаки дисбаланса состояний личности:
Рассмотрим их подробнее.
Проблемы состояния «родитель»
Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.
Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».
Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.
Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.
Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.
Проблемы состояния «ребенок»
Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.
Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.
Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.
Качели «Родитель-ребенок»
В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.
Проблемы состояния «взрослый»
Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным
Наблюдая за тем, какая из этих ролей, как и когда в нас доминирует – внутренний Ребенок, Родитель или Взрослый – мы приблизимся к возможности слышать себя и управлять своими реакциями, поведением, научимся предупреждать или конструктивно решать конфликты в семье и на работе, в дружбе и любви.
Ведь каждый из нас гораздо больше, чем эти роли. Мы те, кто может осознанно управлять своими ролями.
Мы можем стать сами себе режиссерами.
Тест Трансактный анализ Э.Берна «Ребенок», «Взрослый», «Родитель»
Теория трансактного анализа Э.Берна, исходит из того, что транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.
Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.
Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.
Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну
1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Интерпретация:
Признаки актуализации эго – состояния: Эго состояние Ребенка
Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Взрослый
Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Родитель
Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Сочетания Эго-состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Формулы: