вводные звуки что такое
Вводный тон
Вводный тон в музыке — нота, которая вызывает в слушателе потребность перевести ее в соседнюю ноту. Нота со знаком повышения требует перехода в ноту на полтона вверх, со знаком понижения — на полтона вниз.
В хроматической восходящей гамме семь вводных тонов, в нисходящей тоже семь. В диатонической гамме седьмая ступень считается верхним вводным звуком. Эта нота в восходящей гамме требует перехода на пол-тона вверх в тонику, или первую ступень гаммы. Вторая ступень называется нижним вводным тоном и в нисходящей гамме требует перехода вниз, в нижнюю соседнюю ступень, то есть в тонику. Кроме того, многие теоретики считают четвертую ступень гаммы тоже вводным звуком, который в нисходящей гамме требует перехода на пол-тона вниз, в третью ступень. Значит, в гамме до ноты, си, ре и фа будут считаться вводными тонами. Из всех вводных тонов наибольшее значение имеет вводный тон седьмой ступени диатонической гаммы.
Вводным аккордом называется всякий аккорд, который переводит (модулирует) из одного лада в новый лад. Преимущественно вводным аккордом считается доминантаккорд, заключающий в себе три вводных тона диатонической гаммы и разрешающийся в тоническое трезвучие. Например, доминантаккорд в ладу до — соль-си-ре-фа.
Ссылки
В порядке восхождения: | I — тоника • II — верхний вводный тон • III — верхняя медианта • IV — субдоминанта • V — доминанта • VI — нижняя медианта • VII — нижний вводный тон |
---|---|
В порядке тяготения: | V — доминанта • VI — нижняя медианта (субмедианта) • VII — нижний (восходящий) вводный тон • I — тоника • II — верхний (нисходящий) вводный тон • III — верхняя медианта • IV — субдоминанта |
Полезное
Смотреть что такое «Вводный тон» в других словарях:
ВВОДНЫЙ ТОН — в музыке звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта) … Большой Энциклопедический словарь
вводный тон — (муз.), звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний Вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта). * * * ВВОДНЫЙ… … Энциклопедический словарь
Вводный тон — (Leitton по немецки, Note sensible по французски) музыкальный термин, обозначающий ту ноту, которая вызывает в слушателе потребность перевести ее в соседнюю ноту. Нота со знаком повышения требует перехода в ноту на 1/2 тона вверх, со знаком… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВВОДНЫЙ ТОН — так называется тот тон, который как бы вводит в следующий тон, заставляет ожидать последнего; преимущественно тон, лежащий на полтона ниже тоники (лат. subsemitonium modi, нем. Leitton, фр. note sensible, англ. leading note), напр. h в С… … Музыкальный словарь Римана
Вводный тон — (музыкальный) звук, отстоящий на секунду вниз или вверх от I ступени Лада и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т., звук II ступени соответственно верхним. В. т. обладает наиболее… … Большая советская энциклопедия
Вводный тон — неустойчивый звук лада, расположенный на секунду ниже или выше I ступени и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т.; звук II ступени соответственно верхним. В. т. обладают наиболее… … Музыкальная энциклопедия
Вводный тон — седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора (здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (напр. в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до)) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Тон (в музыке) — Тон [греческое tоnos ‒ повышение голоса, тон, ударение; буквально ‒ (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты… … Большая советская энциклопедия
ВВОДНЫЙ — ВВОДНЫЙ, вводная, вводное. 1. Служащий вводом во что нибудь, свидетельствующий о вводе. Вводный лист (о вводе во владение). Вводный тон (в музыке предшествующий непосредственно основному тону). 2. Вступительный, являющийся введением во что нибудь … Толковый словарь Ушакова
Тон — I Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… … Большая советская энциклопедия
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.
Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.
Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.
Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.
Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.
Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.
Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.
В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.
Вот главные ступени До мажора:
Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:
На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».
Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.
В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.
И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.
В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.
Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.
Длительности. Затакт
Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.
Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.
Затакт – это не полный такт.
Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).
Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.
Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.
По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Mezzo forte – mf – средне громко
Pianissimo – pp – очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.
Презентация по сольфеджио на тему «Ноты на добавочных линейках. Вводные ступени. Опевание устойчивых ступеней. Мелодический оборот «опевание»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое ступени? Разрешение – это Назови неустойчивые и устойчивые ступени Тоника – это Как определить тональность в произведнении?
Спой гамму До мажор
Ноты на добавочных линейках. Вводные ступени. Опевание устойчивых ступеней. Мелодический оборот «опевание».
Ноты на добавочных линейках
Вводные ступени. Вводные звуки – это звуки, которые окружают тонику, её соседи сверху и снизу – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
Опевание устойчивых ступеней. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу
Мелодический оборот «опевание».
Домашнее задание: Петь опевания устойчивых ступеней До мажора.
Петь упражнения с тактированием
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-366590
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.