вторую мировую войну выиграл русский учитель что это значит
Вторую мировую войну выиграл Русский Учитель
Вторую мировую войну выиграл Русский Учитель, и это – не абстрактный человек. В историю нашей страны вошли имена каждого педагога — защитника Родины, настоящего патриота, воспитанного на идеологии и понимании Науки Побеждать – той самой, которую еще Александр Васильевич Суворов преподавал своим солдатам.
МО, Рублево-Успенское шоссе
г. Севастополь (Крым)
Наука Побеждать и Русские Учителя
Среди Русских Учителей, сражавшихся за Родину во Второй мировой войне, были педагоги не только с советским, но и с классическим образованием, полученным еще в Российской Империи.
МО, Рублево-Успенское шоссе
МО, Ильинское шоссе
МО, Рублево-Успенское шоссе
МО, Новорижское шоссе
г. Севастополь (Крым)
г. Севастополь (Крым)
Имперское воспитание базировалось на идеях патриотизма, на идеологии, в основе которой была Наука Побеждать. И именно Наука Побеждать вместе с патриотическим образованием и нравственным воспитанием помогла русским и советским воинам одержать победу во Второй мировой войне.
МО, Новорижское шоссе
Аэропорт г. Симферополь (Крым)
Ученики «Русской школы Марии Аверьяновой»
Мужчина, семья и Родина – те столпы, на которых стоял, стоит и будет стоять патриотизм. Однако защитить страну способен только порядочный мужчина – тот, у которого есть порядок и нет беспорядочности, к которой нас призывает западный мир. Только порядочный мужчина, живущий по совести, способен защитить свою семью, и только такой мужчина, если придет время, защитит и свою Родину.
Ученики «Русской школы Марии Аверьяновой»
Эти и другие важные тезисы, равно как и Наука Побеждать – основа педагогической деятельности и воспитания подрастающего поколения в «Русской школе Марии Аверьяновой». На это уникальное учебное заведение стоит обратить внимание – именно в нем сегодня воспитываются настоящие русские патриоты, за которыми – будущее нашей страны. Такие учебные заведения, как «Русская школа Марии Аверьяновой», заслуживают всесторонней поддержки, в том числе, от государства и от российских предпринимателей, задумывающихся не только о собственном благосостоянии, но и о будущем, перспективах своей страны и ее людей.
Русские Учителя – герои и победители
Русский Учитель, одержавший победу во Второй мировой войне – Василий Андреевич Шиманский, завуч школы № 555 города Москвы. Василий Андреевич любил жизнь и дело, которым занимался, обладал мягким и спокойным характером, невероятной чуткостью по отношению к людям. Во время войны он работал на заводе в селе Корделевка, где познакомился с местными жителями – бывшими заключенными, военнопленными Эдуардом Ляховецким, Андреем Евтуховым и Виктором Тришиным.
Детский лагерь «Русь»
Вместе они сформировали подпольное движение, чтобы бороться с немецко-фашистскими захватчиками, и во главе движения встал Василий Андреевич Шиманский. Бойцы пустили под откос фашистский поезд с горючим, проводили другие действия. Численность партизанского отряда под руководством Шиманского увеличивалась.
Ученики в детском лагере «Русь»
Партизаны разбирали дорожные полотна, ликвидировали фашистские эшелоны. Лично Василий Андреевич Шиманский установил местонахождение штаб-квартиры захватчиков, нашел их авиабазу, гитлеровскую ставку, получив действительно ценные сведения. Вскоре отряд Шиманского вынужден был бежать, и в этом побеге и теряются следы бойца. Уже после войны писатель Василий Земляк напишет об отряде повесть под названием «Подполковник Шиманский», увековечив память о подвигах героя. Также Василию Шиманскому посвящена повесть «Тайны Вервольфа» Ивана Безуглова, по которой был снят художественный фильм «Дерзость», несколько телевизионных передач.
Ученицы в детском лагере «Русь»
В числе Русских Учителей, защищавших Родину во время Второй мировой войны, была и Вера Васильевна Артамонова, педагог, учитель истории из школы № 6 хутора Красная Нива. В 1942 году Вера Васильевна вывозила из школы ценные документы, спасая их от наступавших на хутор фашистских захватчиков. Затем Вера Васильевна, совсем еще юная девушка, угла на фронт. Ее отряд служил возле Новороссийска. Зимой 1942 года она и ее товарищи заметили, как захватчики отгоняют на запад огромное стадо скота, отступая к морю. В боях Вера Васильевна получила тяжелые ранения, после которых не смогла вернуться в отряд. После войны Вера Артамонова вернулась в школу и продолжила преподавательскую деятельность. Ее подвиг отмечен медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Кавказа».
Алексей Ефимович Аверьянов, главный бухгалтер «Мосэнерго», не был учителем по образованию, однако он был педагогом по призванию. Работая на ответственной должности, он реализовывал себя не только как специалист, но и как педагог – преподавал математику детям сотрудников «Мосэнерго». 26 июня 1941 года он ушел на фронт в составе воинов Московского ополчения.
Ученики «Русской школы Марии Аверьяновой» в Государственной Третьяковской галерее
Русский Учитель защищал свою Родину не только на линии фронта – многие герои работали в тылу. Среди них – директор ленинградского детского дома Мария Михайловна Шарый. Страшной зимой 1941 года Мария Михайловна и ее коллеги спасали детей-сирот по всему городу – детей, родители которых погибли на фронте, под бомбежками в городе, от голода в блокаду. Все найденные дети попадали в детский дом на Гражданском проспекте, которым руководила Мария Михайловна. Уже после войны, в 1972 году, Мария Михайловна Шарый встретилась со спасенными ей детьми – взрослые люди благодарили педагога за спасение. О жизни и героизме Марии Михайловны Шарый написана книга «Костры не гаснут».
В блокадном Ленинграде героически работали и другие Русские Учителя. Ксения Владимировна Ползикова-Рубец – завуч и учитель истории в Первой Образцовой школе Октябрьского района города Ленинграда. Благородная и интеллигентная женщина, педагог по призванию, она имела блестящее образование – Сорбонна, Высшие женские бестужевские курсы. На протяжении всех тяжелых военных лет Первая Образцовая школа в Ленинграде не прекращала работать. О жизни в этот период можно узнать, прочитав опубликованные и изданные дневниковые записи Ксении Владимировны Полозковой-Рубец.
Японская делегация в «Русской школе Марии Аверьяновой»
В современной исторической науке существует ряд устойчивых мифов, связанных с Великой Отечественной войной. Один из них повествует о том, что якобы советское военное руководство не жалело жизней своих солдат и добилось победы только за счет неисчислимых потерь. Действительно, победа в войне далась Советскому Союзу дорогой ценой. Однако нельзя забывать: исключительно сильный противник также понес колоссальные потери. Высший генералитет фашистской Германии был так самоуверен и решителен, а немецкая армия так хорошо подготовлена и вооружена, что даже развитые, обладающие мощным промышленным потенциалом Англия и Франция совместными усилиями не смогли оказать Германии достойного сопротивления в сухопутной войне. Объединенную франко-английскую армию на голову разгромили в 1940 году немногим более чем за месяц.
Впрочем, в ходе войны оценка советского командования кардинально изменилась. Вот, например, что записал Геббельс в своем дневнике в 1945 году: «Генеральный штаб прислал мне книгу с биографиями и фотографиями советских генералов и маршалов. Из этой книги можно вычитать много такого, что мы упустили сделать в прошедшие годы. Маршалы и генералы в среднем чрезвычайно молоды, почти ни одного старше 50 лет. Все они—убежденные коммунисты, весьма энергичные люди, и по лицам их видно, что вырезаны они из хорошего народного дерева. В большинстве случаев речь идет о сыновьях рабочих, сапожников, мелких крестьян и т. п. Короче говоря, приходишь к досадному убеждению, что командная верхушка Советского Союза сформирована из класса получше, чем наша собственная. Я рассказал фюреру о просмотренной мной книге генерального штаба о советских маршалах и генералах и добавил: у меня такое впечатление, что с таким подбором командных кадров мы вообще конкурировать не можем. Фюрер полностью со мной согласился: наш генералитет слишком стар и слишком израсходовался. » (Откровения и признания. Составитель и переводчик Г. Я. Рудой. Изд-во «Русич». Смоленск, 2000, стр. 507—508). Объективность этих слов подтверждает и наш прославленный полководец маршал Г. К. Жуков: «Что же касается стратегического искусства их верховного командования и командования группами армий, оно после катастрофы в районе Сталинграда, особенно после битвы под Курском, резко понизилось. Высшим руководящим кадрам немецких войск в связи с потерей инициативы пришлось иметь дело с новыми факторами и методами оперативно-стратегического руководства войсками, к чему они не были подготовлены. Столкнувшись с трудностями при вынужденных отходах и при ведении стратегической обороны, командование немецких войск не сумело перестроиться. Оно плохо учло и то, что Красная Армия, Военно-Воздушный и Военно-Морской Флот как в количественном, так и, в особенности, в качественном отношении в целом неизмеримо выросли, а войска и командные кадры оперативно-стратегического звена в своем искусстве далеко шагнули вперед, закалились в тяжелейших условиях вооруженной борьбы» (Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. АПН. М., 1978, т. 2, стр. 207).
Интересно отметить, что тяжелейшие условия вооруженной борьбы оказали на немецкое и советское командование диаметрально противоположное воздействие: немецкое не сумело перестроиться, и уровень его стратегического искусства резко понизился, а советское закалилось и неизмеримо выросло в качественном отношении. Для того чтобы человек, чем бы он ни занимался, смог перестроиться, измениться, он должен хотеть и уметь видеть свои ошибки. Однако представители немецкого командования были явно лишены этой способности. Несмотря на преподнесенные Красной Армией уроки и полный разгром вермахта, уцелевший германский генералитет так и не избавился от ощущения своего мнимого прусского превосходства. Например, генерал-полковник Лотар Рендулич писал: «И если, в конце концов, война была все же проиграна, то в этом немецкие вооруженные силы поистине неповинны» (Мировая война. Изд-во иностранной литературы. М., 1957, стр. 503). А один из лучших полководцев вермахта генерал-фельмаршал Эрих фон Манштейн дал своим мемуарам красноречивое название «Утраченные победы». Но утраченная победа—это всего лишь поражение. Чтобы победу одержать, ее необходимо вырвать у противника, а для этого надо быть умнее, искуснее, смелее, чем он.
Свои поражения гитлеровские генералы объясняли, например, некомпетентностью фюрера, тем, что он вмешивался в решение стратегических вопросов и только мешал им правильно руководить войсками. Действительно, ряд серьезных неудач германских войск подорвал в глазах Гитлера авторитет немецких генералов, и в дальнейшем всю ответственность за принятие решений он взял на себя. Но в начальный период войны за успехи и неудачи операций полностью отвечали профессиональные военные. И именно они, кичившиеся своим высоким профессионализмом, недооценили силы советской армии в ряде важнейших сражений, например в битве под Москвой. «То, что русские войска могут перейти под Москвой в решительное наступление, считалось маловероятным. Донесения летчиков о сосредоточении крупных сил на флангах и к востоку от Москвы рассматривались немецким верховным главнокомандованием как “бредни” и “бабьи страхи”. У немцев никак не укладывалось в уме, чтобы русские могли сосредоточить здесь какие-то новые значительные силы после своего, казалось, окончательного краха». (Подполковник Греффрат. Война в воздухе. В книге «Мировая война». Изд-во иностранной литературы. М., 1957, стр. 475).
«Все это привело к тому, что боевое и тактическое преимущество, которое до сих пор было на стороне немецких войск, оказалось утраченным. Теперь оно все явственней переходило к русским, которые были не только привычны к суровому климату, но и имели также соответствующее зимним условиям снаряжение и вооружение. Русское командование, казалось, только и ждало того момента, когда наступательные возможности немцев иссякнут, а тактическая обстановка и климатические условия позволят им пустить в ход свой последний козырь. Когда это случилось, русские немедленно перешли в контрнаступление на наиболее опасном для них участке фронта—группы армий “Центр”, использовав для этого силы, подтянутые из глубины страны. Для немцев настали дни величайших испытаний. Возникла опасность, что измученные немецкие войска не выдержат ни физически, ни морально суровых климатических условий и не устоят перед контрударами войск противника». (Генерал-майор фон Бутлар в книге «Мировая война». Изд-во иностранной литературы. М., 1957, стр.153, 180.)
Не числом, а умением.
Кстати говоря, не только дилетанты в военном деле, какими были Гитлер и Геббельс, но и немецкие профессионалы высоко оценивали советское военное командование. Крупнейший немецкий военачальник фельдмаршал Рундштедт отзывался о маршале Жукове как «об очень хорошем полководце». Другие немецкие генералы также считали Жукова «выдающимся военачальником» (От Мюнхена до Токийского залива. Изд-во политической литературы, М., 1992, стр. 237). Генерал Мелентин говорил о свойственной маршалу Жукову «глубокой стратегической проницательности». (Ф. Мелентин. Танковые сражения. Изд-во «Полигон АСТ». С-Пб—М., 2000, стр. 240).
Премьер-министр Великобритании У. Черчилль после войны, устанавливая железный занавес между западным миром и СССР, активно поддерживал эту ложь и способствовал искажению исторической правды. Однако в годы сражений с фашизмом он думал иначе. В поздравлении И. В. Сталину ко Дню Советской Армии 23 февраля 1945 года Черчилль писал: «Красная Армия празднует свою двадцать седьмую годовщину с триумфом, который вызвал безграничное восхищение ее союзников и который решил участь германского милитаризма. Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед» (Переписка председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. М., 1957, т. 1, стр. 310).
Немецкие генералы, на личном опыте испытавшие силу советских солдат и офицеров, признавали, что «солдатские качества русского воина, особенно его дисциплина, способность действовать, не обращая внимания на огонь противника и собственные потери, его стойкость в перенесении лишений и тягот войны, были, вне всякого сомнения, очень высокими» (Генерал-майор фон Бутлар в книге «Мировая война». Изд-во иностранной литературы. М., 1957, стр. 153).
В начале войны ключевые посты в Красной Армии за редким исключением занимали неподготовленные люди. А прославившиеся впоследствии полководцы, такие как К. К. Рокоссовский, К. А. Мерецков, А. В. Горбатов и другие, еще до войны были арестованы и, следовательно, лишены возможности находиться в курсе новейших достижений военного искусства. Только по счастливому стечению обстоятельств они избежали гибели. Те же, кто оставался на свободе, испытывали постоянный моральный прессинг, в случае неудач их ожидали страшные репрессии.
В таблице приведены безвозвратные потери личного состава Красной Армии в Великой Отечественной войне по годам. Сюда входят убитые, без вести пропавшие, пленные и погибшие в плену. Данные о ежегодных потерях взяты из книги “Гриф секретности снят”. Воениздат. М., 1993, стр. 143.
Годы | Продолжительность периода (дни) | Потери (тыс.) | Ежесуточные потери |
1941 | 193 | 3138 | 16300 |
1942 | 365 | 3258 | 8900 |
1943 | 365 | 2312 | 6400 |
1944 | 366 | 1764 | 4800 |
1945 | 129 | 801 | 6200 |
Всего за Великую Отечественную войну | 1418 | 11273 | 8000 |
В последнем столбце таблицы приведены ежесуточные потери. В 1941 году эта цифра самая высокая, так как войскам приходилось отступать в крайне тяжелых условиях, и крупные части попадали в окружение, в так называемые котлы. В 1942 году этот показатель значительно меньше: хотя наша армия еще отступала, но в окружении войска оказывались реже. В 1943 году шли упорные бои, особенно на Курской дуге, но, начиная с этого года и до конца войны, отступали уже войска фашистской Германии. В 1944 году Верховное главнокомандование СССР спланировало и провело ряд блестящих стратегических операций по разгрому и окружению целых групп немецких армий, поэтому потери Советской Армии в этом году сократились. Но в 1945 году этот показатель опять увеличился: упорство германской армии возросло, поскольку она сражалась уже на собственной территории и немецкие солдаты мужественно и самоотверженно защищали свою родину.
В начале статьи мы привели высказывание П. А. Столыпина о германской школе. Хочется ознакомить читателей и с мнением другого нашего соотечественника, крупного специалиста в области филологии профессора В. К. Журавлева, об отечественной школе. Он прошел всю войну, начал воевать под командованием Г. К. Жукова еще с японцами на Халкин-Голе. Согласно его—правда, несколько неожиданной—точке зрения, войну выиграл русский учитель, потому что именно благодаря ему наши солдаты, командиры, полководцы, ученые, инженеры, рабочие, от природы талантливые, умные и инициативные, оказались, по сравнению с немцами, и лучше подготовленными к преодолению трудностей.
К сожалению, сегодня далеко не все знакомы с теми высокими оценками, которые дали видные иностранные военные специалисты и Красной Армии в целом, и советским военачальникам, в частности выдающемуся полководцу маршалу Жукову. Многие наши соотечественники относятся к Георгию Константиновичу и другим нашим прославленным военачальникам негативно. Однако это отношение основано на неверной информации и противоречит исторической правде. Вспомним слова А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности».
«Вторую мировую войну выиграл Русский Учитель!»
Вторую мировую войну выиграл Русский Учитель, и это – не абстрактный человек. В историю нашей страны вошли имена каждого педагога — защитника Родины, настоящего патриота, воспитанного на идеологии и понимании Науки Побеждать – той самой, которую еще Александр Васильевич Суворов преподавал своим солдатам.
Наука Побеждать и Русские Учителя
Среди Русских Учителей, сражавшихся за Родину во Второй мировой войне, были педагоги не только с советским, но и с классическим образованием, полученным еще в Российской Империи.
Имперское воспитание базировалось на идеях патриотизма, на идеологии, в основе которой была Наука Побеждать. И именно Наука Побеждать вместе с патриотическим образованием и нравственным воспитанием помогла русским и советским воинам одержать победу во Второй мировой войне.
Мужчина, семья и Родина – те столпы, на которых стоял, стоит и будет стоять патриотизм. Однако защитить страну способен только порядочный мужчина – тот, у которого есть порядок и нет беспорядочности, к которой нас призывает западный мир. Только порядочный мужчина, живущий по совести, способен защитить свою семью, и только такой мужчина, если придет время, защитит и свою Родину.
Эти и другие важные тезисы, равно как и Наука Побеждать – основа педагогической деятельности и воспитания подрастающего поколения в «Русской школе Марии Аверьяновой». На это уникальное учебное заведение стоит обратить внимание – именно в нем сегодня воспитываются настоящие русские патриоты, за которыми – будущее нашей страны. Такие учебные заведения, как «Русская школа Марии Аверьяновой», заслуживают всесторонней поддержки, в том числе, от государства и от российских предпринимателей, задумывающихся не только о собственном благосостоянии, но и о будущем, перспективах своей страны и ее людей.
Русский Учитель, одержавший победу во Второй мировой войне – Василий Андреевич Шиманский, завуч школы № 555 города Москвы. Василий Андреевич любил жизнь и дело, которым занимался, обладал мягким и спокойным характером, невероятной чуткостью по отношению к людям. Во время войны он работал на заводе в селе Корделевка, где познакомился с местными жителями – бывшими заключенными, военнопленными Эдуардом Ляховецким, Андреем Евтуховым и Виктором Тришиным.
Вместе они сформировали подпольное движение, чтобы бороться с немецко-фашистскими захватчиками, и во главе движения встал Василий Андреевич Шиманский. Бойцы пустили под откос фашистский поезд с горючим, проводили другие действия. Численность партизанского отряда под руководством Шиманского увеличивалась.
Партизаны разбирали дорожные полотна, ликвидировали фашистские эшелоны. Лично Василий Андреевич Шиманский установил местонахождение штаб-квартиры захватчиков, нашел их авиабазу, гитлеровскую ставку, получив действительно ценные сведения. Вскоре отряд Шиманского вынужден был бежать, и в этом побеге и теряются следы бойца. Уже после войны писатель Василий Земляк напишет об отряде повесть под названием «Подполковник Шиманский», увековечив память о подвигах героя. Также Василию Шиманскому посвящена повесть «Тайны Вервольфа» Ивана Безуглова, по которой был снят художественный фильм «Дерзость», несколько телевизионных передач.
В числе Русских Учителей, защищавших Родину во время Второй мировой войны, была и Вера Васильевна Артамонова, педагог, учитель истории из школы № 6 хутора Красная Нива. В 1942 году Вера Васильевна вывозила из школы ценные документы, спасая их от наступавших на хутор фашистских захватчиков. Затем Вера Васильевна, совсем еще юная девушка, угла на фронт. Ее отряд служил возле Новороссийска. Зимой 1942 года она и ее товарищи заметили, как захватчики отгоняют на запад огромное стадо скота, отступая к морю. В боях Вера Васильевна получила тяжелые ранения, после которых не смогла вернуться в отряд. После войны Вера Артамонова вернулась в школу и продолжила преподавательскую деятельность. Ее подвиг отмечен медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Кавказа».
Алексей Ефимович Аверьянов, главный бухгалтер «Мосэнерго», не был учителем по образованию, однако он был педагогом по призванию. Работая на ответственной должности, он реализовывал себя не только как специалист, но и как педагог – преподавал математику детям сотрудников «Мосэнерго». 26 июня 1941 года он ушел на фронт в составе воинов Московского ополчения.
Русский Учитель защищал свою Родину не только на линии фронта – многие герои работали в тылу. Среди них – директор ленинградского детского дома Мария Михайловна Шарый. Страшной зимой 1941 года Мария Михайловна и ее коллеги спасали детей-сирот по всему городу – детей, родители которых погибли на фронте, под бомбежками в городе, от голода в блокаду. Все найденные дети попадали в детский дом на Гражданском проспекте, которым руководила Мария Михайловна. Уже после войны, в 1972 году, Мария Михайловна Шарый встретилась со спасенными ей детьми – взрослые люди благодарили педагога за спасение. О жизни и героизме Марии Михайловны Шарый написана книга «Костры не гаснут».
В блокадном Ленинграде героически работали и другие Русские Учителя. Ксения Владимировна Ползикова-Рубец – завуч и учитель истории в Первой Образцовой школе Октябрьского района города Ленинграда. Благородная и интеллигентная женщина, педагог по призванию, она имела блестящее образование – Сорбонна, Высшие женские бестужевские курсы. На протяжении всех тяжелых военных лет Первая Образцовая школа в Ленинграде не прекращала работать. О жизни в этот период можно узнать, прочитав опубликованные и изданные дневниковые записи Ксении Владимировны Полозковой-Рубец.