второй диаметр в москве что это такое
В Москве открылись две линии наземного метро. Что нужно знать про МЦД
Сегодня, 21 ноября, в столице открылись две новых ветки наземного метро. Московские центральные диаметры (МЦД) свяжут 45 столичных районов и шесть крупных городов Подмосковья. МЦД-1 «Одинцово — Лобня» соединит Белорусское и Савеловское направления железной дороги, а МЦД-2 «Нахабино — Подольск» Рижское и Курское направления.
Рассказываем, как пройдут новые маршруты, и какое влияние они окажут на рынки недвижимости.
МЦД — это новая сеть маршрутов пассажирского транспорта, которая свяжет отдаленные районы Москвы и населенные пункты ближайшего Подмосковья. На маршрутах будет созданы пересадки на станции метро, МЦК и железнодорожные станции. По оценке столичных чиновников, время в пути из отдаленных районов столицы и ближайшего Подмосковья и обратно сократится для пассажиров в 1,5-2 раза.
В среднем время поездки через весь город составит 45 минут. Тарифную систему сделают единой с метро, а пересадки между МЦД, МЦК и метро будут бесплатными. Прогнозируется, что новая транспортная сеть будет перевозить более 700 млн человек.
МЦД-1 «Одинцово — Лобня»
Протяженность маршрута (Белорусское и Савеловское направления) составит 52 км, а время в пути по всей ветке — 80 минут. Здесь будут 28 станций, из них четыре новые. 20 остановок будут на территории столицы, еще восемь в области. Существующие станции реконструируют и приведут к единому стандарту МЦД.
В 2019 году будет создано восемь пересадок на 13 станций метро и МЦК, до 2023 года появится еще шесть новых пересадочных станции на метро. В 2024 году с 12 остановок можно будет сделать пересадку на 19 станций метро и МЦК, а также на четыре железнодорожных направления.
МЦД-2 «Подольск — Нахабино»
Общая длина нового маршрута (Курское и Рижское направления) составит 80 км, а время в пути от конечной до конечной займет 116 минут. На этой ветке будут 38 станций, восемь из них новые. Остальные станции также планируется реконструировать и привести к единому стандарту. 26 остановочных пунктов будет в Москве, еще 12 в области.
До конца года 32 станции обеспечат пересадку на 16 станций метро и МЦК, еще четыре — на другие направления железной дороги, до 2023 года будут создание еще семь новых пересадок на метро, в целом к 2024 году на этой линии будет 38 остановок, 15 из них обеспечат пересадки на 23 станции метро и МЦК, а также на шесть платформ других направлений железной дороги. Это маршрут свяжет пять вокзалов: Рижский, Ленинградский, Казанский, Ярославский и Курский.
Планы по развитию МЦД
В будущем столицу и города ближайшего Подмосковья свяжут пять маршрутов МЦД. Сейчас ведется проектирование по двум диаметрам: МЦД-3 (от Зеленограда до Раменского, Октябрьское и Казанское направления) и МЦД-4 (от Апрелевки до станции Железнодорожная, Киевское и Горьковское направления).
МЦД-3 планируется запустить уже в конце 2021 — начале 2022 года. Длина нового маршрута составит 88 км. Здесь будет 43 станции, с 12 из которых будут пересадочными.
Недавно столичные власти согласовали пятый диаметр, который соединит Павелецкое и Ярославское направления. Для этого на Ярославском направлении построят дополнительный путь.
Ожидается, что новые маршруты будут ежегодно перевозить до 700 млн человек. Общая протяженность всех веток нового наземного метро составит 375 км, на них будет 182 станции, которые обеспечат 100 пересадок на метро, МЦК и железнодорожные направления. Интервал движения поездов составит 5-6 минут. Поезда будут ходить с 5:20 до 1:00.
Новые направления, по оценке столичных властей, позволят разгрузить метро на 10%, на 5% — автодороги. Это улучшит связанность территорий московской агломерации и увеличит инвестиционную привлекательность прилегающих к станциям депрессивных территорий промзон.
Все старые станции на новых маршрутах будут реконструированы и благоустроены по единому стандарту. На станциях появится тактильная плитка, лавочки, информационные табло, системы голосового оповещения, стойки SOS, навигация, хорошее освещение и т.д. Территории вокруг станций также ждет благоустройство. Рядом с ними появятся новые остановки наземного транспорта, через пути будут созданы наземные и подземные переходы, что позволит соединить между собой разорванные железнодорожными путями районы. Только в рамках первого этапа запуска МЦД планируется благоустроить 321 га прилегающих территорий.
Влияние на рынок недвижимости
Запуск новых маршрутов приведет к росту цен и спроса на жилье рядом со станциями МЦД. По прогнозу аналитиков «Инком-Недвижимости», цены могут вырасти на 7% в столице, и до 15% в Подмосковье. Открытие МЦД приведет к активному освоению прилегающих к ним территорий, и вернет утраченную в последние годы ликвидность на квартиры в Подмосковье.
О том, как появление нового транспортного хаба повлияет на рынок жилья Москвы и области — читайте подробнее в материале «РБК-Недвижимости». столицы и Подмосковья.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
МЦД-2 «Курско-Рижский»
Последние новости
На данный момент
Участок МЦД-2 Каланчёвская – Курский вокзал будут закрывать на два часа по выходным в июле.
Описание
21 ноября 2019 года запущен второй Московский центральный диаметр. Он улучшил транспортное обслуживание жителей подмосковных городов Нахабино, Красногорск, Подольск и сократил время в пути в среднем до 30%. Город стал ближе и для жителей 27 московских районов, их время в пути сократилось в два раза.
Благодаря запуску МЦД и новой билетной системе автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей на МЦД, экономят в пути до 44 минут в сутки, а также до 75% расходов на проезд на определенных маршрутах (совокупно пассажиры МЦД смогут сэкономить до 7 млрд рублей в год).
Пассажиропоток МЦД-2: до 155 млн пассажиров в год.
Длина диаметра | 80 км |
Время в пути | 116 минут |
Количество станций | 35 (+3 строятся: Марьина Роща, Печатники, Котляково) |
Что уже сделано?
К началу движения на МЦД-2 проведена комплексная реконструкция железнодорожной и пассажирской инфраструктуры. В 2017-2018 годах реконструировали III и IV главные пути на участке Царицыно – Подольск. Это позволило увеличить количество пригородных поездов на 40 пар, в том числе запустить 19 дополнительных пар ускоренных пригородных поездов на этом участке.
Обеспечена интеграция Курского и Рижского направлений с Московским центральным кольцом: построен новый остановочный пункт Новохохловская и реконструирован остановочный пункт Стрешнево (Ленинградская). Для пассажиров обеспечена теплая пересадка по принципу «сухие ноги».
Построены новые остановочные пункты Волоколамская, Пенягино, Остафьево и Курьяново.
Реконструированы остановочные пункты Опалиха и Нахабино.
Станция Нахабино МЦД-2 после реконструкции
Какие работы продолжаются?
На втором Московском центральном диаметре ведется реконструкция участка Курская – Каланчевская (включая строительство III и IV главных путей).
Строятся еще четыре станции:
Работы по реконструкции продолжаются на двух станциях – Каланчевская и Подольск, начаты работы на станции Щербинка.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Схема МЦД – Станции на карте Московских Центральных Диаметров.
Схема МЦД – Московских центральных диаметров.
На сайте diametry.ru размещена актуальная схема МЦД-1 и МЦД-2.
Схема МЦД-1 Одинцово – Лобня
мы добавили НОВУЮ Интерактивную схему
изображение Московских Центральных Диаметров на карте Москвы
На схеме МЦД-1 Одинцово – Лобня Московские Центральные Диаметры представлены веткой, с общей протяженностью порядка 52 километров.
Первая линия МЦД окрашена коричневым цветом.
пересадки будут происходить на следующих станциях:
Пересадки МЦД-1 — Метро
Список пересадок МЦД-1 — Метро.
Первый МЦД пройдет через Белорусский вокзал. Второй МЦД соединит пять вокзалов столицы.
Схема МЦД-2 Подольск – Нахабино
изображение Московских Центральных Диаметров на карте Москвы
На схеме МЦД-2 Подольск – Нахабино представлена еще более длинная ветка наземного метро – протяженность дороги мцд-2 соствляет 80 километров, и включает в себя 38 остановок, с 14 пересадок МЦД-2 – метро, 2 из пересадок позволят переходить с московских диаметров на МЦК (Московское Центральное Кольцо).
Вторая линия МЦД на карте обозначена сиреневым цветом.
Пересадками с МЦД-2 на метро будут оборудованы следующие станции:
Пересадки МЦД-2 — Метро
Схема пересадок МЦД-2 — Метро.
На второй МЦД работает 13 пересадок на линии метро. Также будет обеспечена связь с вокзалами Москвы.
МЦД Схема станций
Московские центральные диаметры
Грандиозный проект московских властей Московские Центральные диаметры (МЦД) были запущены в ноябре 2019 года.
На нашем сайте представлена карта московских центральных диаметров (всех пяти), а также схема пересадок на метро и МЦК.
Новая схема московских центральных диаметров предполагает единый стиль. По плану будет создано пять московских центральных диаметров (МЦД). Карта новых диаметров предполагает интеграцию всех маршрутов в единую транспортную систему Москвы.
МЦД станет новым наземным метро, с высоким уровнем обслуживания и качеством сервиса. Запуск проекта предполагает обновление действующей инфраструктуры и путевого состава. Предполагается, что в каждом вагоне появится карта МЦД, включающая схему пересадок. Схема будет обновлена также на станциях и вестибюлях метро.
Приложение метро Москвы также будет обновлено, и включать новые схемы МЦД. Главным удобством для москвичей и гостей столицы будет возможность проложить наиболее быстрый и доступный маршрут с помощью мобильного устройства.
В сфере постройки новых путей Москва берет пример с ведущих мегаполисов мира. Подобные системы успешно функционируют в столицах Европы Париже и Лондоне, и других городах мира.
Расписание МЦД:
Время работы диаметров составлено в соответствии с работой МЦК и Метро. Интервал движения на первой линии МЦД составит около 30 минут. Интервал движения по второму участку составит 12 минут. МЦД начинает свою работу в 05:30, и продолжает работу до 01.00. Днем существует технический перерыв.
Раписание МЦД-1 Одинцово — Лобня
Расписание Лобня — Одинцово
Раписание МЦД-2 Нахабино — Подольск
Расписание Подольск — Нахабино
Чтобы сократить интервал движения поездов на время ожидания на станциях ведётся реконструкция действующих путей и строительство новых путей для другого железнодорожного транспорта.
На сегодняшний день открыты МЦД-1 «Белорусско — Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Первый диаметр называется Лобня — Одинцово, Второй маршрут имеет название Нахабино — Подольск.
Пересадка с МЦД на МЦК на втором диаметре находится на станциях Стрешнево и Новохохловская.
Схема московских центральных диаметров предполагает и пересадки на метро. На первом МЦД существует 12 пересадок на линии метро.
Еще немного о пересадках:
Какая транспортная карта у вас бы ни была, тройка и стрелка, вы можете купить любой билет и без проблем переесть на МЦК или метро, а также обратно на МЦД. Предполагается бесплатная пересадка с МЦД на Метро и с Метро на МЦД.
Тарифы на проезд:
Всего существует три зоны дальности: центральная, пригород, дальняя. Все зоны имеют свой тариф аналогичный тарифам на метро, и электрички. Подробнее о тарифах — на странице «Тарифы МЦД».
Когда запустили МЦД?
Полноценно МЦД была запущена в ноябре 2019 года. В порядке первой очереди запущены МЦД-1 и МЦД-2. На линиях запущены новые электропоезда Иволга.
По умолчанию запускали 6-7 вагонные сцепки, впрочем, вскоре их заменили на спаренные 12-вагонные составы. Вместимость поезда 2000-4000 человек.
Первый Московский центральный диаметр связал Белорусское и Савеловское направление. Второй московский центральный диаметр Курское и Рижское направления. Благодаря анализу количества пассажиров организованы самые востребованные маршруты.
Первый маршрут проложен от станции Лобня до станции Одинцово, Второй маршрут проложен от станции Нахабино до Подольска.
Проект развития московских центральных диаметров предполагает запуск еще трех линий МЦД. Схема развития общественного транспорта включает проекты трех диаметров.
Самый ближайший запуск по графику должен произойти в начале 2022 года. Это третий московский центральный диаметр. Схема МЦД-3 предполагает маршрут от Зеленограда до Раменского. Карта маршрута также называет его как «Ленинградско-Казанский», на нем планиурется создать две пересадки на МЦК и 11 пересадок на метро. Маршрут обозаначен цветом папайи.
Следующие два маршрута находятся на стадии проектирования. Это четвёртый Московский Центральный Диаметр. Карта МЦД-4 предполагает маршрут от Железнодорожного до Апрелевки. Схема маршрута также называет его как «Киевско-Горьковский». Будет создано три пересадки на МЦК, 18 пересадок на метро, на 7 вокзалов, и пересадки на первый и второй диаметры. Маршрут обозаначен цветом ментола.
Пятый московский центральный диаметр. Карта МЦД-5 предполагает маршрут от Пушкино до Домодедово. Схема маршрута также называет его как «Ярославско-Павелецкий». На протяжении маршрута будут три пересадки на МЦК, шесть пересадок на метро, на семь вокзалов, пересадки на второй и третий диаметры. Маршрут обозначен зеленым цветом.
Последние московские центральные диаметры находятся в стадии проектирования, поэтому возможны изменения в проектах.
МЦД: схема станций на карте Москвы, расписание и стоимость проезда
Первые два Московских центральных диаметра (МЦД) начинают работу 21 ноября 2019 года. Современные поезда будут ходить между Лобней и Одинцово, а также между Нахабино и Подольском. То, в каком виде запускается проект МЦД, несколько отличается обещанного изначально, и сильно ухудшает железнодорожное сообщение с московским аэропортом Шереметьево.
Схема МЦД
Проект Московских центральных диаметров предполагает организацию курсирования поездов по пяти маршрутам. 21 ноября заработают два из них – МЦД-1, который соединит Савеловское направление с Белорусским, и МЦД-2, соединяющий Рижское направление с Курским. При этом электрички между Курским и Белорусским направлением ходить перестанут, а станции «Станколит» и «Савеловская» закроются вплоть до запуска МЦД-4 в 2024 году.
Схема всех пяти диаметров на данным выглядит таким образом, однако столичные власти отмечают, что маршрут пятого диаметра может быть изменен.
Чтобы отличать диаметры от линий метро, перед их номером используется латинская буква D.
Подвижной состав
Изначально сообщалось, что в рамках МЦД по всем маршрутам будут курсировать современные поезда «Иволга» – полностью отечественная разработка Тверского вагоностроительного завода. Это безтамбурные электрички со сквозным проходом, в которых есть usb-зарядки, туалеты, зоны для провоза колясок и велосипедов.
Однако позже на тематических железнодорожных форумах появились сообщения, что завод не успевает произвести необходимое количество «Иволог» и им на помощь придут современные электрички Э2ПШ, уже знакомые пассажирам Рижского направления. В них также есть wi-fi, однако нет зарядок и менее удобные туалеты, зато больше сидячих мест.
Стоимость проезда на МЦД и оплата
Проезд в поездах МЦД для большинства пассажиров подешевеет. Все зоны разделят на три группы:
«Центральная» – для поездок внутри Москвы (в границах станций Марк – Сетунь и Волоколамская – Остафьево);
«Пригород» – для поездок за пределами станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево и до конечных станций МЦД «Одинцово – Лобня», «Нахабино – Подольск».
«Дальняя» – для поездок со станций за пределами МЦД.
Зона «Центральная» включена в единую московскую тарифную зону по аналогии с МЦК. За проезд в этой зоне пассажир заплатит столько же, сколько за проезд в метро или на МЦК.
В случае поездки из зоны «Пригород» разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» в 2019 году будет стоить 45 рублей.
Если пассажир едет от станции, находящейся в зоне «Дальняя», то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующего билета на электричку (23 рубля за одну зону до границ МЦД) и 45 рублей.
Во всех случаях пассажир получает право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и другие диаметры.
Чтобы воспользоваться тарифом, необходимо приложить карту «Тройка» к валидатору на турникете при входе и выходе. На станциях, где нет турникетов, установили отдельно стоящие валидаторы. В случае если пассажир забудет приложить карту на выходе, на его счету «заморозятся» 150 рублей.
Чтобы воспользоваться тарифами «Тройки», карту необходимо «перепрошить».
Пострадавший Аэроэкспресс
Главной загадкой первого диаметра было, как он будет делить пути с «Аэроэкспрессом». В итоге оказалось, что электричка в аэропорт серьезно пострадала. Теперь для «Аэроэкспресса» Белорусский вокзал не будет ходить отправной станцией. Он пойдет из Одинцова. Причем часть пути от Одинцова до Белорусского вокзала поезд будет идти в формате обычной электрички, а после – уже как аэроэкспресс.
При этом на Белорусском вокзале изменится платформа прибытия и отправления. Теперь, чтобы попасть на нее, нужно будет перейти через мост. Еще одно изменение – больше не будет отправлений в 00 и 30 минут, так что расписание нужно узнавать заранее. Стоять «Аэроэкспресс» на вокзале будет всего две минуты, так что зимой ждать его станет менее комфортно.
Но есть и хорошие новости: «Аэроэкспресс» в Шереметьево получит дополнительную остановку на Савеловском вокзале. Кроме того сюда переведут двухэтажные составы, а старые одноэтажные поезда и «Ласточки» пустят в Домодедово и Внуково.
МЦД-1 далек от обещанного
Когда проект Московских центральных диаметров презентовался изначально, речь шла о тактовом движении современных «Иволог» по всему маршруту, однако из расписания следует, что разрекламированные электрички будут ходить по МЦД-1 всего лишь раз в 30 минут, отмечает блог «1520. Все о ж/д».
При этом в течение каждого часа будут еще две-три обычные электрички, которые захватывают маршрут всего диаметра полностью. Главное позитивное изменение: теперь из Лобни до Савеловского вокзала и из Одинцова до Белорусского вокзала стало больше поездов (за счет электричек, идущих по более дальним маршрутам). Они ходят буквально каждые пять (иногда 10) минут и заканчивают работу вместе с метро.
Правда, в среднем, увеличилось и время в пути. Теперь абсолютно все электрички идут со всеми остановками, однако на Белорусском направлении остались экспрессы.
МЦД-2 удался лучше
Второй диаметр оказался более похож на то, что обещали изначально, – аналог метро с тактовым движением поездов по всему маршруту.
Здесь «Иволги» (или ЭП2Д) будут ходить уже пять раз в час, а «поймать» поезд до ближайшего вокзала можно будет раз в 6-12 минут.
«Второе метро»: как будут работать Московские центральные диаметры
Московские власти представили очередной амбициозный транспортный проект – Московские центральные диаметры (МЦД), который планируется реализовать совместно с РЖД. Эксперты сравнивают МЦД с МЦК и считают, что он будет не менее успешным. Обозреватель РИАМО с помощью специалистов решил разобраться, как будет работать новая транспортная система и что даст пассажирам и городу.
Что такое МЦД
Транзитное движение электричек через центральные железнодорожные станции Москвы. Электропоезда будут ходить через центр города, что позволит быстрее добираться с одного конца Москвы или Подмосковья в другой без многочисленных сложных пересадок.
Центральные диаметры свяжут удаленные железнодорожные направления Московского региона: например, Белорусское с Савеловским, Курское с Рижским, Ленинградское и Ярославское с Казанским, Ленинградское с Павелецким, Горьковские с Рижским и пр.
Московские центральные диаметры, которые называют «наземным метро», будут интегрированы в систему Московского метрополитена, как МЦК.
Мэр Москвы Сергей Собянин совместно с главой РЖД Олегом Белозеровым 15 ноября презентовал проект МЦД президенту РФ Владимиру Путину. Заявленная стоимость проекта составляет 50-60 миллиардов рублей.
Пассажиропоток
Предполагается, что МЦД будет перевозить порядка 300 миллионов пассажиров в год. Это позволит разгрузить ж/д вокзалы, метро и автодороги.
Интервалы движения
Согласно проекту, предполагается «тактовое» движение поездов. Это значит, что электрички МЦД будут ходить с небольшими интервалами 5-6 минут, то есть пассажир не будет привязан строго к расписанию.
Сколько будет диаметров
Всего планируется открыть от 7 до 17 центральных диаметров, интегрированных в систему метро. В том числе: Одинцово – Лобня, Зеленоград – Раменское, Пушкино, Королев – Раменское, Зеленоград – Подольск, Нахабино – Железнодорожный, Одинцово – Железнодорожный.
Когда запустят
Первые ветки МЦД Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск планируется запустить уже в 2018-2019 годах, остальные – до 2025 года.
Второе метро
Эксперты, опрошенные РИАМО, сходятся во мнении, что МЦД позволит перераспределить пассажиропотоки и значительно разгрузит транспортную систему Москвы в целом.
Аналогичные системы наземного метро существуют во Франции и Германии и отлично себя зарекомендовали – это берлинская S-Bahn и парижская RER, рассказал координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
По его словам, проект МЦД был запланирован еще в генплане Москвы 1971 года.
По словам научного сотрудника Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егора Мулеева, востребованность подобных проектов показывает опыт Московского центрального кольца (МЦК).
Как отметил эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков, на сегодняшний день протяженность линий железных дорог в столице составляет практически 2/3 от протяженности сети метрополитена – около 200 километров (метро – 330 км). При этом железными дорогами перевозится всего 5-6% пассажиров, а основная нагрузка приходится на метро – порядка 60%.
У людей появятся дополнительные альтернативные маршруты: кому-то будет удобнее пользоваться именно МЦД, а кому-то – оставить машину у подъезда или на перехватывающей парковке и тем самым не загружать улично-дорожную сеть, говорит эксперт.
Без привязки к расписанию
Согласно проекту, первые линии МЦД заработают уже в течение ближайших двух лет. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, для этого потребуются лишь технологические и организационные изменения схемы движения, без больших капитальных затрат.
Таким образом, по его словам, первые два диаметра – МЦД 1 Одинцово-Лобня и МЦД 2 Подольск-Нахабино, почти реализованы, инфраструктурных сложностей там нет.
Как отметил эксперт, часть электричек уже сегодня переходит с радиуса на радиус, то есть осуществляет диаметральное движение, но это происходит с «рваным» расписанием, что неудобно для пассажиров – необходимо подходить к определенному рейсу. При этом МЦД позволит не привязываться к расписанию, что более актуально для жителей мегаполиса.
Подарок для Подмосковья
МЦД упростит жизнь не только москвичам, но и жителям Подмосковья, которые добираются в Москву на работу или учебу с несколькими пересадками. По оценкам экспертов, проект необходим не только городу, но и всей московской агломерации.
По мнению Шкуматова, пассажиропоток в Московском регионе не уменьшится, так как территории за МКАДом активно застраивается многоэтажками – как раз их транспортную доступность поможет улучшить система МЦД.