второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе

Подборка педагогических ситуаций

Просмотр содержимого документа
«Подборка педагогических ситуаций»

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Смотреть фото второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Смотреть картинку второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Картинка про второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Фото второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе

второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Смотреть фото второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Смотреть картинку второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Картинка про второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе. Фото второклассница юля в столовой убирала за собой посуду так как в школе

студентка 3КП группы

Сложные ситуации успеха

Ситуация №1 «Первая четверка!»

В 3А перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Мальчик был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.

Субъекты: классный руководитель, родитель.

Объект: обучающийся с отсутствием мотивации достижения успеха.

Задача: сформировать у обучающегося мотив достижения успеха.

Решение: Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься до­полнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей:

—Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.

—Откуда тебе известно?

—Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание.

На следующий день пришла к учительнице мама Юры.

—Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?

—Правда. Он стал лучше заниматься.

—Екатерина Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома.

Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:

—Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?

—Учительница мне поставила четверку по русскому языку.

Успех окрылил ребенка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом.

Ситуация №2 «Не поделили»

Петя (П.): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти!

Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст!

Субъекты: классный руководитель.

Объект: воспитанники, не желающие делиться друг с другом игрушками.

Задача: воспитывать у учащихся умение делиться друг с другом, находить компромисс при решении конфликта.

Решение: классный руководитель (О.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, пе­рейдем в этот класс и поговорим? Я хотела бы вам помочь обсудить эту проблему.

Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Мария Ивановна, пусть он отдаст мне грузовик!

К.Р. Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик?

Г.: Но я первый его взял!

К.Р.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена?

П.: А что еще он может предложить? Главное для него — настоять на своем.

К.Р. Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет.

Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик.

К.Р.: Петя, Гена предлагает другое решение — пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками.

П.: А потом он отдаст мне грузовичок?

К.Р.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься?

Г.: Хорошо. Я буду играть недолго.

К.Р. Петя, Гена говорит, что все будет нормально — он тебя не обманет.

К.Р. Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?

Ситуация №3 «Страх быть наказанной»

Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткну­лась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.

Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется ку­пить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?

Субъект: классный руководитель.

Объект: ученица, испытывающая страх наказания.

Задача: создать благоприятную обстановку воспитаннице для преодоления страха наказания.

Решение: в это время к ней подошел ее классный руководитель и успокоил: «Юля, не беспокойся, я знаю, что ты не нарочно, я всё объясню твоей маме. Но в следующий раз будь аккуратнее!

Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:

Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:

Субъект: классный руководитель.

Объект: ученик, не желающий дежурить в кабинете.

Задача: мотивировать обучающегося на выполнение общественного поручения – дежурства.

Решение: — Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?

—Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все де­журят, а ты — «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.

На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:

—Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.

-Хорошо, теперь с тобой будет дежурить Иванов.

Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

Субъект: классный руководитель.

Объект: ребенок, суфлирующий роли других детей.

Задача: определить роль ученику так, чтобы он не мешал, а помогал остальным.

Решение. Классный руководитель предложил ему роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.

На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».

Субъект: классный руководитель.

Объект: ребенок, засыпающий на уроке.

Задача: сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.

Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

Ситуация №1 «Сложности из-за перевода». Общая радость.

В 4А перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься до­полнительно после уроков. Однажды он сказал ей:

— Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.

— Откуда тебе известно?

— Придётся тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.

Ситуация №2 «Первая пятёрка по литературе». Неожиданная радость.

Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.

— Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Ма­рия Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации.

Мальчик просиял и гордо пошёл к своей парте.

— Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятёрка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по лите­ратуре.

Ситуация №3 «Приготовься». Общая радость.

Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

— Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самосто­ятельно.

Она даёт девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учёба даётся ей нелегко.

Ситуация №4 «Случай на географии». Неожиданная радость.

Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…

Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.

Миша растерялся, еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

Учитель, видя его состояние, подошёл к нему, положил руку на плечо и ласково произнёс:

Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. Олег Иванович вёл себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвёл его к карте полушарий и сказал:

— Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь.

— Два, Западное и Восточное, — ответил Кузин.

— Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию?

И тут Кузин заговорил как никогда бойко и уверенно.

Олег Иванович слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:

— Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем на­писано в учебнике. Спасибо за ответ!

Ситуация №5 «Необычное задание». Неожиданная радость.

Первоклашке дали нестандартное задание:

— Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить.

— Моей бабушке сейчас 50 лет.

— Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

— Столько же, сколько и мне, 7 лет.

— Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

— В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 2016 отнять 43, получится 1973. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1973 году.

— Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Решение: учитель создал ситуацию успеха, стимулирования и обеспечения роста достижений («Это непростая задача, но я уверен, что ты сможешь её сам решить»), благодаря чему ребёнок принялся за работу и не боялся преград и неудач. Также была применена ситуация убеждения: учитель убеждал ребёнка в его силах, что он сможет справиться с нелёгкой задачей. Проблемная ситуация продуктивного характера проявилась, когда первоклассник приступил к решению задачи: «В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?». А после того как мальчик решил нелёгкую задачу, педагог поощрил его (словесно), он сказал: «Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей», это «окрылило» ребёнка и можно предположить, что при решении др. сложной задачи учащийся сможет справиться сам, не прибегая посторонней помощи.

Ситуация №1 «Любимое дело»

С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. Но в спортивных мероприятиях мальчик проявляет скованно, не может работать в команде. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом.

Субъект: классный руководитель.

Проблема: нежелание родителей принимать рекомендации классного руководителя.

Решение: организовать внеурочные занятия по развитию художественных умений и навыков воспитанника.

Ситуация №2 «Нарушитель дисциплины»

Ученик 2 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Субъекты: классный руководитель, школьная администрация.

Проблема: неэффективность использования воспитательного приема – беседа.

Решение: привлечение к решению данной проблемы родителей, проведение тренингов и классных часов на тему «Умение вести себя в обществе»

Ситуация №3 «Конфликт с учителем»

После сделанного классным руководителем замечания ученик вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Классный руководитель несколько раз беседовал на эту тему с учеником, но тот продолжает себя вести также. Учитель не знает, как поступать в такой ситуации.

Субъекты: классный руководитель.

Проблема: неэффективность использования воспитательного приема – беседа.

Решение: привлечение к решению данной проблемы родителей, школьной администрации, проведение тренингов и классных часов на тему «Умение вести себя в обществе»

Ситуация №4 «Нарушение дисциплины»

Ученица 4 класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из внеклассных мероприятий девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Субъекты: классный руководитель, одноклассники.

Проблема: использование классным руководителем неэффективных приемов сохранения дисциплины на занятии.

Решение: проведение индивидуальных бесед, классных часов по данной проблеме.

Ситуация №5 «Проблемный ученик»

Антон — самоуверенный ученик, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает начальную школу.

Субъекты: классный руководитель, родители

Проблема: чрезмерная родительская опека.

Решение: проведение бесед с родителями, учеником о его поведении на занятиях, приглашение родителей на занятия с целью наблюдения за поведением ребенка.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ ВТОРОКЛАССНИЦА ЮЛЯ пед.сит..docx

Проблема угрозы наказания и переживания своей вины

Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.

Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли её? Поверят ли, что это произошло помимо её воли и желания, нечаянно? Беспокоила её и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесётся к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?

Решение педагогической ситуации

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти

всем оно кажется делом знакомым и понятным…

но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме

терпения, врождённой способности и навыка необходимы

ещё и специальные знания»

Проанализировав данную педагогическую ситуацию, мною были выделены следующие проблемы:

— проблема влияния типов семейного воспитания на формирование отдельных личностных качеств ребёнка.

— проблема личностных особенностей младшего школьника, тревожности;

Одной из главных проблем в данной педагогической ситуации является проблема влияния типов семейного воспитания на формирование отдельных личностных качеств ребёнка.

Проблемы семейного воспитания возникают в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Семейное воспитание начинается с любви к ребёнку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вовсе, то в семье рано или поздно начинаются проблемы.

Очевидно, причинами возникновения данной проблемы стали:

— недостаточный контроль поведения со стороны родителей. Это можно подтвердить следующими словами из ситуации: а как отнесётся к такому случаю мама, ведь ей ТЯЖЕЛО ОДНОЙ воспитывать и кормить двух девочек, следовательно, семья девочки относится к низкому социальному статусу, и, имея ещё одного ребёнка, мама не уделяет должного внимания и ласки Юле. Это выражается в боязни ребёнка потерпеть наказание и огорчить маму, т.к. за разбитую посуду придётся заплатить;

— дефицит внимания к ребёнку со стороны родителей. В данной ситуации мама воспитывает двух девочек одна. Часто в таких семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность детей со стороны родителя. Видимо, мама излишне занята своими делами, т.к. она является единственным кормильцем, что и может быть отражено в данной педагогической ситуации.

— семья с низким социальным статусом (неблагополучная семья).

Психологи выделяют следующие типы семейного воспитания, которые вошли в основу теста-опросника по диагностике родительского отношения психологов А.Я.Варга и В.В.Столина: гипопротекция, скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи.

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно, масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.

С целью решения выявленной проблемы необходимо провести следующую работу:

— проведение индивидуальных консультаций с родителем по коррекции взаимоотношений в семье (беседа по проблеме семейного воспитания, посещение на дому, памятки по формированию системы поощрения и наказания, консультации);

— организация групповой работы с семьёй по её сплочению.

Боязнь учащегося сделать что-то неправильно и получить наказание говорит о том, что в дальнейшем у обучающегося будет пробел в знаниях и соответственно низкая успеваемость. В поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

На мой взгляд, причины личностных особенностей младшего школьника, тревожности, в данной педагогической ситуации следующие:

— неверие в свой успех;

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие результаты проделанной работы вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками.

Второклассница испытывает высокий уровень ответственности за выполнение тех или иных действий, и в результате неудачи она испытывает потрясение. Это можно подтвердить следующими словами из ситуации: Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые.

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из

главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие

тревожности. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая

степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании

Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, по мнению психолога Е. Савиной – это причины, вызывающие детскую тревожность. В этом случае возникает страх: «Если я сделаю плохо, меня не будут любить», следовательно, ребёнок становится эмоционально неустойчивым.

Но не во всегда поощрение и наказание используется в воспитании детей эффективно.

С целью эффективного решения выявленной проблемы следует провести ряд коррекционных и профилактических мероприятий:

— психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, которое представляет собой деятельность, направленную на создание социальных психолого-педагогических условий: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребёнку.

— профилактическая работа с семьёй ребёнка (беседы, просветительские встречи, индивидуальные консультации).

На мой взгляд, оптимальным решением данной педагогической ситуации будет следующее: учитель должен успокоить ребёнка, сказав, что ничего страшного не произошло, что в жизни бывают разные ситуации, от которых никто не застрахован. Даже взрослый человек может в неё попасть. Родительский комитет, учитывая тяжёлое материальное положение семьи, может выделить средства на покупку одной тарелки и одного стакана.

Учителю необходимо сделать акцент не на самой ошибке, а на том, как её исправить. Как говорит Жузеф Жубер «Детям нужны не поучения, а примеры».

Выбранный для просмотра документ ТАНЯ пед.сит..docx

Проблема роли семьи в воспитании личности ребёнка

Таня примерная скромная ученица, она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах.

Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит, Да ещё и ворчит:

Потом начинает стучать в дверь, дверь открывает встревоженная мать:

— Танечка, разве можно так стучать?

Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

— Опять платье не выстирала – доносится оттуда её озлобленный, грубый голос.

— Не успела доченька, ты же знаешь, я больна.

Решение педагогической ситуации

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти

всем оно кажется делом знакомым и понятным…

но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме

терпения, врождённой способности и навыка необходимы

ещё и специальные знания»

Проанализировав данную педагогическую ситуацию, мною были выделены следующие проблемы:

— проблема влияния типов семейного воспитания на формирование отдельных личностных качеств ребёнка.

— проблема личностных особенностей, агрессии младшего школьника;

Одной из главных проблем в данной педагогической ситуации является проблема влияния типов семейного воспитания на формирование отдельных личностных качеств ребёнка.

Проблемы семейного воспитания возникают в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Семейное воспитание начинается с любви к ребёнку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вовсе, то в семье рано или поздно начинаются проблемы.

По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.

Очевидно, причинами возникновения данной проблемы стали:

— повышенная опека и контроль; Такое поведение со стороны родителей в психологии относится к такому типу семейного воспитания, как гиперпротекция (гиперопека), которая чаще всего приводит к формированию заниженной самооценки обучающегося. Возможно, семья девочки относится к неблагополучным семьям, мама, одна воспитывающая ребёнка уделяет слишком много внимания Тане, стараясь заменить ей папу.

— подражание. Можно предположить, что девочка подражает папе, и относится к маме так же, как относится он. Следовательно, поведение, которое продемонстрировала девочка является результатом семейных взаимоотношений между родителями.

Психологи выделяют следующие типы семейного воспитания, которые вошли в основу теста-опросника по диагностике родительского отношения психологов А.Я.Варга и В.В.Столина: гипопротекция, скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи.

С целью решения выявленной проблемы необходимо провести следующую работу:

— проведение индивидуальных консультаций с родителем по коррекции взаимоотношений в семье (беседа по проблеме семейного воспитания, посещение на дому, памятки по формированию адекватной самооценки младшего школьника);

На мой взгляд, причины личностных особенностей младшего школьника, тревожности, в данной педагогической ситуации следующие:

В данной педагогической ситуации она отражается в следующем: учащийся, демонстрирует плохое отношение к маме.

— недостаточная сформированность навыков культурного общения внутри семьи. Это можно подтвердить следующими словами из ситуации:

— Опять платье не выстирала – доносится оттуда её озлобленный, грубый голос.

— Не успела доченька, ты же знаешь, я больна.

Мама позволяет ребёнку общаться с ней в грубом тоне, более того, оправдывается перед Таней. К.Д. Ушинский делал акцент на воспитание и обучение детей в семье, детском саду и школе.

Он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным…. но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».

Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и отслеживании не только результатов учебной деятельности, но и воспитательной работы, в том числе и своей, являются активными участниками педагогического процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Это подтверждается тем, что ученица открыто демонстрирует своё «Я» матери.

Важным составляющим и одновременным индикатором развития младшего школьника служит его поведение. Различные нарушения в формировании личности школьника, например завышенная или заниженная самооценка, плохой самоконтроль, обязательно проявятся в его поведении.

— поведение, которое обусловлено завышенной самооценкой, предполагаемо поощряется учителем, семьёй;

Ребёнок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется, в первую очередь, его личность. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

В последнее время формирование адекватной самооценки, поощрение и признание достоинств ребёнка становятся главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.

Но не во всегда поощрение и наказание используется в воспитании детей эффективно.

Это можно подтвердить следующими словами из ситуации: Таня примерная скромная ученица, она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит.

«Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь немногие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного». Макиавелли.

К огда ребёнок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников.

В школе девочка хочет казаться примерной ученицей, т.к. она чувствует авторитет учителя, и не решается вести себя неподобающе.

Какие взрослые не мечтают о том, чтобы дети росли успешными, счастливыми. Но, к сожалению, современная система воспитания в некоторых семьях дает трещину — родители посвящают свою жизнь любимым детям, не подозревая, что этим самым наносят им только вред.

С целью эффективного решения выявленной проблемы следует провести ряд коррекционных и профилактических мероприятий:

— психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, которое представляет собой деятельность, направленную на создание социальных психолого-педагогических условий: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребёнку.

— профилактическая работа с семьёй ребёнка (беседы, просветительские встречи, индивидуальные консультации).

— изучение внутрисемейных отношений: изучение отношений родителей к ребёнку и, следовательно, изучение типа семейного воспитания. Это можно сделать, к примеру, через рисуночный тест «Моя семья».

На мой взгляд, оптимальным решением данной педагогической ситуации будет следующее: учителю необходимо привлечь к работе с данной проблемой педагога-психолога, помочь найти возможные пути решения проблемы формирования адекватной самооценки в семье, работа с мамой по формированию уважительного отношения к себе. Маме стоит перестроить отношения с дочерью.

Выбранный для просмотра документ Я хочу, чтобы вы относились ко мне лучше пед.сит..docx

Проблема несформированности адекватной самооценки

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». – Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

Решение педагогической ситуации

«Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим».

Проанализировав данную педагогическую ситуацию, мною были выделены следующие проблемы:

— проблема несформированности адекватной самооценки;

— проблема влияния типов семейного воспитания на формирование отдельных личностных качеств ребёнка;

Одной из главных проблем в данной педагогической ситуации является проблема несформированности адекватной самооценки.

Очевидно, что причинами возникновения проблемы в данной педагогической ситуации стали:

— неустойчивая неадекватная самооценка.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.

Но не во всегда поощрение и наказание используется в воспитании детей эффективно.

На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется, в первую очередь, его личность. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

В последнее время формирование адекватной самооценки, поощрение и признание достоинств ребёнка становятся главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе.

Какие взрослые не мечтают о том, чтобы дети росли успешными, счастливыми. Но, к сожалению, современная система воспитания в некоторых семьях дает трещину — родители посвящают свою жизнь любимым детям, не подозревая, что этим самым наносят им только вред.

С целью эффективного решения выявленной проблемы следует провести ряд коррекционных и профилактических мероприятий:

— психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, которое представляет собой деятельность, направленную на создание социальных психолого-педагогических условий: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребёнку.

— профилактическая работа с семьёй ребёнка (беседы, просветительские встречи, индивидуальные консультации).

Проблема влияния типов семейного воспитания на формирование отдельных личностных качеств ребёнка.

Проблемы семейного воспитания возникают в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Семейное воспитание начинается с любви к ребёнку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вовсе, то в семье рано или поздно начинаются проблемы.

По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.

Очевидно, причинами возникновения данной проблемы стали:

— повышенная опека и контроль; Такое поведение со стороны родителей в психологии относится к такому типу семейного воспитания, как гиперпротекция (гиперопека), которая чаще всего приводит к формированию заниженной самооценки обучающегося.

В данной педагогической ситуации она отражается в следующем: учащийся, демонстрирует учителю, что хочет, чтобы учитель относился к нему лучше, чем к другим обучающимся. Следовательно, прослеживается недостаточная сформированность навыков культурного общения внутри семьи, которая заключается в том, что родители не объяснили ребёнку как необходимо себя вести. Следовательно, можно сделать вывод, что в семье – авторитарный стиль воспитание: сделать всё, чтобы быть всегда и везде первым.

К.Д. Ушинский делал акцент на воспитание и обучение детей в семье, детском саду и школе.

Он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным…. но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».

Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и отслеживании не только результатов учебной деятельности, но и воспитательной работы, в том числе и своей, являются активными участниками педагогического процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Это подтверждается тем, что ученик открыто заявляет учителю о том, что хочет, чтобы учитель относился к нему лучше, чем к другим обучающимся.

Важным составляющим и одновременным индикатором развития младшего школьника служит его поведение. Различные нарушения в формировании личности школьника, например завышенная или заниженная самооценка, плохой самоконтроль, обязательно проявятся в его поведении.

Для преодоления демонстративного поведения главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

В последнее время формирование адекватной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе.

Психологи выделяют следующие типы семейного воспитания, которые вошли в основу теста-опросника по диагностике родительского отношения психологов А.Я.Варга и В.В.Столина: гипопротекция, скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи.

Следующая проблема, проблема соперничества. В данной педагогической ситуации заключается в следующем: ученик хочет получать поощрение один, а не совместно с одноклассниками.

Советский психолог Лев Семёнович Выготский считал, что соперничество среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Ярко выявленная проблема соперничества может перейти в межличностные конфликты, могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта.

Мною были определены следующие причины возникновения проблемы соперничества:

— личные качества ученика (раздражительность, грубость, демонстративность);

— отсутствие единства требований учителя к ученикам;

— несформированность отношений дружбы и сотрудничества у учеников.

Для того, чтобы решить проблему соперничества в данной ситуации учителю необходимо создавать на уроке такие ситуации, которые требуют проявления доброжелательности, взаимопомощи, дружбы. В ФГОС НОО, очевидно, что основополагающей идеей обучения является личностно-ориентировання модель. В соответствии с этой идеей учителю необходимо использовать такие формы работы, как: коллективная работа, работа в группах, в парах сменного и постоянного состава. Для этого нужно как можно чаще детей включать в коллективно-творческие дела, участие каждого ученика класса в проведении различных мероприятий. В ходе урока включать детей в групповую форму работы, определив чёткие критерии оценивания.

Педагогу необходимо у детей воспитывать адекватную оценку товарищей и самооценку. Безусловно, уважать личность каждого ребенка, оказывать помощь каждому ребенку в поиске места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Подводя итог, можно сказать, что бездействие учителя в данной педагогической ситуации может привести к полному отречению ученика от ученического коллектива и низкому уровню успеваемости.

На мой взгляд, оптимальным решением данной педагогической ситуации будет следующее: учителю необходимо объяснить ученику, что все дети равны и каждый из них хорош по своему: у каждого свои положительные и отрицательные качества личности. И выделять отдельных из коллектива не стоит, ведь только вместе, сообща мы можем достичь успеха, а так же сплочение коллектива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *