вставьте пропущенное в цитате слово дозволить одному писал профессор коркунов не значит другого
Вставьте пропущенное в цитате слово дозволить одному писал профессор коркунов не значит другого
§ 4.1. Определение понятия государства
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, государство обладает набором признаков (о них уже было сказано выше), которые проявляются на всех этапах его развития и в своей совокупности и взаимодействии позволяют определить государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Н.М. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»[158]. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Г.Ф. Шершеневич[159]. Л. Гумплович, определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка»[160].
Как видим, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Например, Г.Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав[161].
Марксистско-ленинская наука, как говорилось выше, определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф.Энгельс и К.Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим[163], а В.И. Ленин, как машина подавления одного класса другим[164].
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
§ 4.2. Основные признаки государства
Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. К ним относятся следующие признаки.
1. Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориалного или сеньорального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани и удержания в повиновении населения страны.
Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб., 1894. С. 240.
Правовые взгляды Н.М. Коркунова
Юридические науки
Похожие материалы
Основой правовой доктрины мыслителя послужила философия позитивизма в том виде, в каком она была разработана французским социологом О. Контом. Н.М. Коркунов разрабатывает теорию права в рамках социологического варианта позитивизма. Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.
Кроме того, Коркунов критиковал все попытки определить право через свободу. Свобода в этом случае чаще всего понимается как основное содержание всех правовых норм, как цель. Однако, как замечает Коркунов, в истории существовали нормы, не отвечающие указанному признаку. В качестве примера он приводит законодательные нормы кастовых государств Востока, таковы нормы античных государств, допускавших существование рабства, нормы сословных государств Средневековья. Когда рассматривают юридические нормы через призму свободы, то видят в свободе не цель или ценность, а что подобные нормы являются ее ограничителями. Однако Коркунов утверждает, что такой формальный подход не объясняет сущности права, так как любая социально обязывающая норма устанавливает ограничение свободы, поэтому непонятно чем правовые ограничения свободы отличаются от ограничений, например, моральных. По теории Коркунова свобода может быть принадлежностью только отдельной личности как субъекту сознательной воли. При этом свобода может пониматься только как чисто отрицательное понятие, указывающее «на противоположение личности всему остальному миру, на ее индивидуальное обособление. Свобода есть только отсутствие зависимости, связи; она не предполагает вовсе никакого определенного содержания. Напротив, понятие интереса, потребности есть понятие положительное и потребности, интересы личности есть именно то, что связывает ее со всем окружающим миром и, в частности, с другими людьми» [1, 112]. Итак, по мнению Коркунова определение права через свободу приводит к противопоставлению интересов отдельных личностей, то есть он отрицает этот факт из-за того, что праву приписывается исключительно разделяющая, а не соединяющая функция.
Таким образом, Н.М. Коркунов является противником либерального направления в науке права, противопоставляющего личность и общество. Понимание права как норм индивидуальной свободы возможно лишь тогда, когда в обществе видят совокупность автономных личностей, связанных сознательным договором. Думается, что в основе его учения лежит своеобразная «общественная» теория права. Право в этом случае понимается как созидаемое обществом и предоставляемое им индивиду, «законодатель при этом не ограничивается размежеванием одних индивидуальных интересов, а «все больше и больше обращает внимание на регулирование общих интересов, не могущих быть приуроченными к отдельной личности» [1. с.113].
Н.М. Коркунов увлекался римским правом, поэтому его учение не избежало разделения права на частное и публичное. Разграничение интересов может, по мысли ученого, осуществляться в двух формах: делением объекта пользования в частное обладание по частям (установление различия моего и твоего) и приспособлением объекта к совместному осуществлению разграничиваемых интересов. Как уже было сказано, Н.М. Коркунов не был сторонником классического позитивизма, поэтому он отрицал отождествление права и закона. Такое понимание, как полагал ученый, слишком суживает понятие права, выводя за его рамки, например, право обычное. Поэтому закон понимался ученым лишь как одна из форм права, содержание же закона, отмечал автор, уже раньше его издания существует как требование общественного мнения или как установившаяся судебная практика. Он пишет, «закон в научном смысле есть общая формула, выражающая подмеченное однообразие явления. Закон выражает не то, что должно быть, а то, что есть в действительности, — не должное, а сущее. Закон есть лишь обобщенное выражение действительности» [1, 99]. Говоря же о праве, мыслитель полагает, что оно отнюдь не есть неизменное установление природы, но и не произвольное установление людей. Право в его трудах предстает как закономерно развивающийся и потому необходимый продукт общественной жизни. «Оно создается не произволом отдельных личностей, а необходимым ходом человеческой истории. Не будучи ни естественным, ни произвольным, право есть историческая необходимость» [1, с. 136]. При этом Коркунов предостерегал против того, чтобы видеть в праве общественный порядок, которому пассивно подчиняются человеческие личности. Можно сказать, что Коркунов заложил основы психологической теории права: «значение и сила права лишь в том, что оно сознается отдельными личностями как должный порядок общественных отношений. Поэтому право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений» [1, с. 138]. Тем не менее, Коркунов подчеркивает, что образование представлений о должном порядке общественных отношений, дело не «сознательное и произвольное», так как личность приходит к сознанию своих идеалов бессознательно, подчиняясь объективному порядку общественных отношений.
Таким образом, Н.М. Коркунов был авторитетным ученым социологического и философского приемов изучения права в противоположность доминирующей формалистической ориентации догматической юриспруденции. Основа права – в индивидуальном сознании, в котором Коркунов различает субъективный и одновременно социально-психологический аспекты. Он отходит от чистой позитивистской (этатистской) парадигмы, но при этом является критиком естественно-правового направления, в котором превозносятся нормативно-ценностные определения права. Н.М. Коркунов отвергает понимание права через призму свободы, так как право в данном случае несправедливо выполняет разделяющую функцию. Исходя из этого, взгляды мыслителя, на право можно смело назвать либерально-консервативными, отражающие перемены противоречивого сознания русской интеллигенции второй половины XIX века.
Вставьте пропущенное в цитате слово дозволить одному писал профессор коркунов не значит другого
Основой правовой доктрины мыслителя послужила философия позитивизма в том виде, в каком она была разработана французским социологом О. Контом. Н.М. Коркунов разрабатывает теорию права в рамках социологического варианта позитивизма. Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.
Кроме того, Коркунов критиковал все попытки определить право через свободу. Свобода в этом случае чаще всего понимается как основное содержание всех правовых норм, как цель. Однако, как замечает Коркунов, в истории существовали нормы, не отвечающие указанному признаку. В качестве примера он приводит законодательные нормы кастовых государств Востока, таковы нормы античных государств, допускавших существование рабства, нормы сословных государств Средневековья. Когда рассматривают юридические нормы через призму свободы, то видят в свободе не цель или ценность, а что подобные нормы являются ее ограничителями. Однако Коркунов утверждает, что такой формальный подход не объясняет сущности права, так как любая социально обязывающая норма устанавливает ограничение свободы, поэтому непонятно чем правовые ограничения свободы отличаются от ограничений, например, моральных. По теории Коркунова свобода может быть принадлежностью только отдельной личности как субъекту сознательной воли. При этом свобода может пониматься только как чисто отрицательное понятие, указывающее «на противоположение личности всему остальному миру, на ее индивидуальное обособление. Свобода есть только отсутствие зависимости, связи; она не предполагает вовсе никакого определенного содержания. Напротив, понятие интереса, потребности есть понятие положительное и потребности, интересы личности есть именно то, что связывает ее со всем окружающим миром и, в частности, с другими людьми» [1, 112]. Итак, по мнению Коркунова определение права через свободу приводит к противопоставлению интересов отдельных личностей, то есть он отрицает этот факт из-за того, что праву приписывается исключительно разделяющая, а не соединяющая функция.
Таким образом, Н.М. Коркунов является противником либерального направления в науке права, противопоставляющего личность и общество. Понимание права как норм индивидуальной свободы возможно лишь тогда, когда в обществе видят совокупность автономных личностей, связанных сознательным договором. Думается, что в основе его учения лежит своеобразная «общественная» теория права. Право в этом случае понимается как созидаемое обществом и предоставляемое им индивиду, «законодатель при этом не ограничивается размежеванием одних индивидуальных интересов, а «все больше и больше обращает внимание на регулирование общих интересов, не могущих быть приуроченными к отдельной личности» [1. с.113].
Н.М. Коркунов увлекался римским правом, поэтому его учение не избежало разделения права на частное и публичное. Разграничение интересов может, по мысли ученого, осуществляться в двух формах: делением объекта пользования в частное обладание по частям (установление различия моего и твоего) и приспособлением объекта к совместному осуществлению разграничиваемых интересов. Как уже было сказано, Н.М. Коркунов не был сторонником классического позитивизма, поэтому он отрицал отождествление права и закона. Такое понимание, как полагал ученый, слишком суживает понятие права, выводя за его рамки, например, право обычное. Поэтому закон понимался ученым лишь как одна из форм права, содержание же закона, отмечал автор, уже раньше его издания существует как требование общественного мнения или как установившаяся судебная практика. Он пишет, «закон в научном смысле есть общая формула, выражающая подмеченное однообразие явления. Закон выражает не то, что должно быть, а то, что есть в действительности, — не должное, а сущее. Закон есть лишь обобщенное выражение действительности» [1, 99]. Говоря же о праве, мыслитель полагает, что оно отнюдь не есть неизменное установление природы, но и не произвольное установление людей. Право в его трудах предстает как закономерно развивающийся и потому необходимый продукт общественной жизни. «Оно создается не произволом отдельных личностей, а необходимым ходом человеческой истории. Не будучи ни естественным, ни произвольным, право есть историческая необходимость» [1, с. 136]. При этом Коркунов предостерегал против того, чтобы видеть в праве общественный порядок, которому пассивно подчиняются человеческие личности. Можно сказать, что Коркунов заложил основы психологической теории права: «значение и сила права лишь в том, что оно сознается отдельными личностями как должный порядок общественных отношений. Поэтому право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений» [1, с. 138]. Тем не менее, Коркунов подчеркивает, что образование представлений о должном порядке общественных отношений, дело не «сознательное и произвольное», так как личность приходит к сознанию своих идеалов бессознательно, подчиняясь объективному порядку общественных отношений.
Таким образом, Н.М. Коркунов был авторитетным ученым социологического и философского приемов изучения права в противоположность доминирующей формалистической ориентации догматической юриспруденции. Основа права – в индивидуальном сознании, в котором Коркунов различает субъективный и одновременно социально-психологический аспекты. Он отходит от чистой позитивистской (этатистской) парадигмы, но при этом является критиком естественно-правового направления, в котором превозносятся нормативно-ценностные определения права. Н.М. Коркунов отвергает понимание права через призму свободы, так как право в данном случае несправедливо выполняет разделяющую функцию. Исходя из этого, взгляды мыслителя, на право можно смело назвать либерально-консервативными, отражающие перемены противоречивого сознания русской интеллигенции второй половины XIX века.
Следующая цитата
Что предполагает использование как форма реализации права?
Выберите один ответ:
Действия по осуществлению субъективных прав в целях удовлетворения личных, государственных или общественных интересов
Деятельность субъектов по выполнению возложенных на них обязанностей
Воздержание от нарушения юридических норм
Субъективные права и юридические обязанности не совпадают
по форме реализации
Назовите обязательные характеристики деяния как признака правонарушения.
Волевой и осознанный характер
Правовой режим отражает прежде всего
Выберите один ответ:
функциональную характеристику права
статическую характеристику права
элементную характеристику права
предметную характеристику права
При каком виде правомерного поведения его субъективная сторона характеризуется борьбой мотивов?
Следующая цитата
Тренировочный вариант №2 КИМ №210913 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки на 100 баллов от 13 сентября 2021 года. Данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы.
Тренировочный вариант по русскому (КИМ): скачать
Ответы для варианта: скачать
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №210913
Текст варианта для задания №1
Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов — золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.
Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть. Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия. Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре — белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла. Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.
Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один — «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.
2)Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение (союзное слово).
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. подкрАлась, новорождЁнный, по средАм, нефтепрОвод, донЕльзя.
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На КАМЕННЫХ стенах горели факелы, потолок терялся где-то вверху, а красивая мраморная лестница вела на верхние этажи. Рон удивленно смотрел, как Гарри возвращается на свое место и сваливает покупки на СОСЕДНЕЕ сиденье. Гарри не заметил, как пролетели ЦЕЛЫХ два месяца с тех пор, как он приехал в Хогвартс. Проснувшись утром в канун Хэллоуина, ребята почувствовали ВОСХИЩЁННЫЙ запах запечённой тыквы. Когда Гарри вцепился в шею тролля, ОБХВАТИВ её сзади обеими руками, зажатая в правой руке волшебная палочка воткнулась гиганту глубоко в ноздрю.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. «Мне просто надо сесть на скоростной экспресс, который отходит в одиннадцать часов утра от платформы номер девять и три четверти», — произнёс Гарри Поттер, оторвав глаза от билета.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Когда вызвали Невилла Долгопупса, тот умудрился споткнуться и упасть, даже (НЕ)ДОЙДЯ до табурета. Мистер Дурсль глубоко заблуждался, но пока (НЕ)ЗНАЛ об этом. (НЕ)ПРОШЕДШИХ отбор первокурсников оставалось все меньше. Гермиона Грэйнджер, как и Гарри, выросшая в семье маглов, в ожидании предстоящих полетов нервничала (НЕ)МЕНЬШЕ Невилла. Мистер Дурсль уже забыл о людях в мантиях и не вспоминал о них, пока не столкнулся с группкой странных типов (НЕ)ПОДАЛЕКУ от булочной. Не успели Фред и Джордж исчезнуть, как к столу подошел тот, кому они были совсем (НЕ)РАДЫ.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Это странно, ПОТОМУ(ЧТО) обычно он объясняет, почему нам нельзя ходить КУДА(ЛИБО). (В)ПОСЛЕДСТВИИ Гарри говорил себе, что начало дня было чересчур хорошим для того, ЧТО(БЫ) таким же оказался и его конец. Я хочу, ЧТО(БЫ) мы остановились ГДЕ(НИБУДЬ), где есть телевизор. (ИЗ)ЗА вас мы потеряем призовые очки, которые я получила от профессора МакГонагалл ЗА(ТО), что знала несколько заклинаний, необходимых для трансфигурации. (В)ОБЩЕМ, Гарри был одинок на этом свете, и, похоже, ему предстояло оставаться ТАКИМ(ЖЕ) одиноким еще долгие годы.
Ответ: впоследствии чтобы
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания. Со(1)ое солнце вставало над теми же ухоже(2)ыми садиками и освещало ту же самую бронзовую четверку на входной двери дома Дурслей; оно пробиралось в гости(3)ую, оставшуюся почти неизме(4)ой с того вечера, когда мистер Дурсль смотрел по телевизору пророческий выпуск новостей.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Зазвонил телефон и тетя Петунья метнулась к аппарату. 2) Гарри уже вылил на сковородку яйца и готовил яичницу с беконом. 3) И Пирс и Деннис и Малкольм и Гордон — все они были здоровыми и безмозглыми. 4) Ледяные брызги и капли дождя забирались за шиворот а арктический ветер хлестал в лицо. 5) Послышался хлопок и в воздухе появился маленький человечек с неприятными черными глазками и большим ртом.
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Они на цыпочках неслись по коридорам (1) расчерченным на квадраты (2) полосками света (3) падающего из высоких окон.
18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Не извиняйтесь (1) мой дорогой господин (2) даже если бы вы меня уронили, сегодня меня бы это совсем не огорчило. Ликуйте, потому что Вы-Знаете-Кто (3) наконец (4) исчез!
19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Гарри и Рон решили (1) что встреча с трёхголовым псом была отличным приключением (2) и (3) они бы не отказались от ещё одного в том же духе.
20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В руках он держал длинный сверток (1) и (2) когда тетя Петунья спросила (3) что это он там купил (4) он ничего не ответил.
21)Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Как только стемнело, начался обещанный шторм. (2) Брызги высоких волн стучали в стены домика, а усиливающийся ветер неистово ломился в грязные окна. (3) Тетя Петунья нашла в углу одной из комнат покрытые плесенью одеяла и устроила Дадли постель на изъеденной молью софе. (4) Они с дядей Верноном ушли во вторую комнату, где стояла огромная продавленная кровать. (5) Гарри пришлось улечься на пол. (6)Ураган крепчал и становился все яростнее, а Гарри не мог заснуть. (7) Он поеживался от холода и переворачивался с боку на бок, стараясь устроиться поудобнее. (8) В животе у него урчало от голода. (9) Дадли захрапел, но его храп заглушали низкие раскаты грома.
Следующая цитата
Его систему, принятую и Шталем, можно назвать телеологическою. Она представляет модификацию римской классификации, но весьма существенно отличающуюся от той, что была выставлена Ульпианом. У Ульпиана основой классификации являлось различие интересов, смотря по тому, разграничиваются ли в данном отношении частные или общие интересы. Савиньи и Шталь различают юридические отношения по их цели. «В публичном праве, – говорит Савиньи, – целое является целью, а отдельный человек занимает второстепенное положение; напротив, в частном праве отдельный человек является целью, а целое (государство) – средством». То же почти говорит и Шталь: одни юридические отношения имеют целью, задачей удовлетворение потребностей отдельного человека, другие – соединение людей в одно высшее целое и регулирование их жизни в этом единстве.