вспомогательный звук что такое
Вспомогательный звук что такое
См. также решения задач
Алексеев 489-499, 526-538
Бригадный 611 №№1,2,3,4,5,6,7 642 №№1,2,3,4,5,6
Мясоедов 193,194, 195,196,197
Вспомогательные звуки
Простые формы вспомогательных звуков помещаются ступенью ниже или ступенью выше аккордового тона и образуются движением на секунду вниз (или вверх) и обратно. В. з. возникает на слабом или относительно сильном времени такта.
Верхние вспомогательные звуки могут образовывать с аккордовыми тон или полутон, нижние, как правило, полутон.
Вспомогательные звуки бывают диатонические и хроматические.
Не используются вспомогательные звуки к тем аккордовым тонам, которые удвоены в другом голосе, но в той же октаве.
Вспомогательные звуки бывают простые и сложные.
Особые формы вспомогательных звуков характеризуются отсутствием аккордового тона, с которым связан вспомогательный либо до, либо после него.
1. В. з. может быть взят скачком с последующим обычным разрешением на ступень вниз или вверх. Направление скачка противоположно направлению разрешения. Смена гармонии.
2. В. з. может быть покинут скачком. Направление скачка противоположно движению от аккордового к вспомогательному звуку.
3. В. з., взятый после своего аккордового тона, может быть покинут скачком, ведущим в противоположно направленное задержание к тому же звуку аккорда. Это опевание.
4. В.з. может быть покинут скачком, направленным к противоположному вспомогательному (опевание).
5. Как и при разрешении задержания, между вспомогательным звуком и его разрешением может быть взят любой звук данного аккорда.
6. В.з., взятый после своего аккордового, может разрешиться в тот же звук, но ставший в новом аккорде задержанием.
Вспомогательный звук
Ю. Г. Кон.
Смотреть что такое «Вспомогательный звук» в других словарях:
ЗВУК И АКУСТИКА — Звук это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение… … Энциклопедия Кольера
Неаккордовые звуки — (нем. akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. nonharmonic tones, франц. notes йtrangиres, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них… … Музыкальная энциклопедия
Мордент — (итал. mordente, букв. кусающий, острый) мелодическое украшение, означающее чередование основного звука со вспомогательным. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты. Мордент, как и вибрато (а также и трель), обозначается… … Википедия
Фигурация — (от лат. figuratio – придание формы, образное изображение) в музыке, усложнение музыкальной ткани мелодическими или ритмическими элементами. Гармоническая Ф. – движение одного из голосов, главным образом баса, по звукам аккордов,… … Большая советская энциклопедия
Старофранцузский язык — Самоназвание: Français du roy Страны: Галлия (Франция) … Википедия
Верхнелужицкий язык — Самоназвание: Hornjoserbšćina Страны: Германия … Википедия
Цусимское сражение — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Цусимское сражение 1905 — Цусимское сражение Русско японская война Хэйхатиро Того на мостике флагманского броненосца «Микаса» … Википедия
Always Outnumbered — Always Outnumbered, Never Outgunned Always Outnumbered, Never Outgunned Обложка альбома «Always Outnumbered, Never Outgunned» (The Prodigy, (2004)) Альбом The Prodigy Дата выпуска 23 августа 2004 Записан сентябрь 1998 апрель … Википедия
Испанский язык — принадлежит к числу романских и происходит от латинского, смешавшегося со многими другими элементами. Язык первоначальных жителей Испании (см. Иберия) погиб во время римско германских завоеваний и переселений, и лишь в Пиренеях, в так назыв.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ.
Вы знаете, что звуки, которые образуют мелодию, могут повторяться, двигаться поступенно, по звукам аккордов, скачками. Еще один мелодический прием – вспомогательные звуки. Они появляются между повторением одного и того же звука ступенью выше или ниже:
Композиторы, стремясь к большей выразительности мелодий, используют вспомогательные обороты с интонацией полутона. В этом случпе вспомогательные обороты могут быть со знаками альтерации ( ) и называются альтерированнымиили хроматическими:
Вспомогательными могут быть не только мелодические звуки, но и определенные аккорды. Вспомогательный аккордзвучит между повторением одной и той же гармонии на слабой доле при плавном движении голосов.
1. Во фрагменте пьесы Чайковского найди и обведи вспомогательные звуки простые и хроматические:
2. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си-бемоль и Си мажор:
3. Играй и пой в тональности Си мажор указанные ступени в заданном ритме:
4. Определи и подпиши аккорды в примерах:
5. Найди и отметь в музыкальном фрагменте вспомогательные звуки. Выучи наизусть, пой с дирижированием:
ПРОХОДЯЩИЕ ЗВУКИ. ПРОХОДЯЩИЕ АККОРДЫ.
Проходящие звукипоступенным движением заполняют расстояние между различными по высоте опорными звуками мелодии. Например:
|
Как и вспомогательные звуки, проходящие звуки могут быть диатоническими (простыми) или хроматическими (изменёнными):
Проходящими могут быть не только звуки, но и аккорды, чаще всего квартсекстаккорды. Проходящий квартсекстаккорд звучит между трезвучием и его секстаккордом (или наоборот, между секстаккордом и трезвучием) на слабой доле при плавном движении голосов:
1. По образцу построй, играй и пой всеми способами проходящие обороты в тональностях Ля мажор и до минор:
2. Во фрагменте пьесы Мендельсона найди и обведи вспомогательные и проходящие звуки, определи, какие они – диатонические или хроматические, восходящие или нисходящие:
3. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си и Ля-бемоль мажор:
4. Сыграй и спой в тональности Ре мажор указанные ступени в заданном ритме:
5. Проанализируй мелодию, построй указанные аккорды, пой с аккомпанементом:
ТОНАЛЬНОСТЬ Ре-бемоль мажор
1. Запиши гамму Ре-бемоль мажор, подпиши ступени.
Выполни все построения, уверенно играй и пой:
2. В Ре-бемоль мажоре пой следующие секвенции:
а)
в) дома тренируйся один голос секвенции играть, другой – петь:
3. Спой в тональности Ре-бемоль мажор последовательности ступеней:
а) I – III – II – IV – VI – V – I.
б) V – âI – áVI – IV – III – âVII – I.
в) I á – âV – III – VI – V – áVII – I.
4. Построй на ступенях Ре-бемоль мажора все секунды, терции, кварты и квинты. Определи и подпиши качественную величину интервалов. Устойчивые ступени пиши белыми нотами, неустойчивые закрашивай. Неустойчивые интервалы разреши по тяготению. Все интервалы играй (гармонически) и пой всеми способами:
Вспомогательные звуки
Вспомогательными называются неаккордовые звуки на слабых долях, находящиеся ступенью выше или ниже смежных с ними аккордовых тонов и берущиеся между данным аккордовым звуком и его повторением. Так, в нотном примере 331 в 1-м и 3-м тактах использован вспомогательный звук ми, а в 5-м такте — вспомогательные звуки си и фа-диез.
Предъём
Предъёмом называется неаккордовый звук на слабом времени, предвосхищающий появление одного из аккордовых тонов следующего аккорда.
Так, в приведенном примере-схеме звук до, не входящий в состав терцквартаккорда, на фоне которого он взят, принадлежит следующему за ним аккорду:
До мажор
D4/3 Т5/3
Неаккордовые звуки могут появляться не только в верхнем, но и в средних голосах, а также в басу. В примере 332 (из сонаты В. Моцарта) уже имело место задержание, взятое в среднем голосе. Чем больше неаккордовых звуков в средних голосах, тем более мелодически развитыми оказываются эти голоса. Так, например, в репризе Баркаролы П. Чайковского из цикла «Времена года» один из средних голосов сопровождения, изобилующий неаккордовыми звуками, настолько мелодически рельефен, что можно говорить об одновременном звучании двух мелодий:
334 Tempo I [Andante cantabile] П. Чайковский. Времена года, Баркарола
Таким образом, создается своего рода «дуэтность», вносящая в гомофонную фактуру элемент полифоничности.
Мелизмы
В музыкальной практике издавна установились характерные краткие мелодические обороты, зашифровываемые определенными знаками, так называемые мелизмы.* [От греч. melos, что означает мелос, песня, мелодия.]
Мелизмы встречались уже в музыке XII—XV веков, но наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII век и особенно в клавесинной музыке, где они выполняли различную роль. Одно из основных назначений мелизмов — украшение мелодии звуковой орнаментикой. Другое — как бы продление быстро затухающего звука клавесина. Кроме того, некоторые мелизмы служили своеобразной зашифровкой неаккордовых звуков и давали возможность композиторам избегать (по крайней мере, в нотной записи) сочетания аккордов с некоторыми видами неаккордовых звуков, например с задержаниями. Важнейшие виды мелизмов, сохранившие свое значение и в музыке последующих столетий: форшлаг, мордент, группетто и трель.
Форшлаг
Слово «форшлаг» (нем. vor — пред, schlag — удар) означает звук, предшествующий основному, «предудар». Различают два вида форшлага — долгий (Неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый). Обозначается форшлаг мелкой ноткой обычно меньшей длительности, чем основной звук, перед которым он записан:
335
Долгий форшлаг (неперечёркнутый) представляет собой задержание— нисходящее или восходящее, разрешением которого является основной звук. Он исполняется всегда за счет длительности основного звука, отнимая половину длительности двухдольного или две трети трехдольного звука:
336
Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполняется за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности* [Однако в ряде случаев (в зависимости от стиля) короткий форшлаг может исполняться и за счет длительности ноты, к которой он относится (то есть той, с которой соединен лигой).]:
337
Отнимаемая от предыдущего звука длительность точно не регламентирована; короткий форшлаг, данный в предшествующем примере, может быть исполнен и так:
338
Иногда короткий форшлаг включает в себя не один, а два, три, реже — большее число звуков, обозначаемых мелкими неперечеркнутыми нотками:
339
Мордент
Мелодическая фигура мордент (итал. mordente, буквально — кусающий, острый) представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) — на третий звук:
340
В примере приведен неперечеркнутый мордент. Перечеркнутый отличается тем, что в нем участвует не верхний, а нижний вспомогательный звук:
341
Кроме простого мордента используется и двойной:
342
Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:
343
Группетто
Эта мелодическая фигура представляет собой группу из четырех или пяти звуков, состоящую из основного звука и вспомогательных (верхнего и нижнего). Четырехзвучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и опять основной:
344
Пятизвучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее — как в четырехзвучном группетто:
345
Группетто обозначается знаком , который ставится либо над нотой, либо между двух нот. Знак, стоящий над нотой, может означать как пятизвучное, так и четырехзвучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности:
346
Знак, стоящий между двумя нотами, означает либо пятизвучное группетто, занимающее всю длительность начального (основного) звука, либо четырехзвучное группетто, занимающее конец длительности начального звука:
347
Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука, как, например:
348
Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:
349
Трель
Трель представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков. Трель обозначается начальными буквами слова «trillo» (от итал. trillare — дребезжать, колебать) — tr, которые ставятся всегда над нотой. Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели:
350
Скорость исполнения трели (в приведенном примере — тридцатьвторыми или шестнадцатыми) зависит от общего контекста, стиля произведения, темпа. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткогофоршлага. В данном случае этот знак указывает на вспомогательный звук, входящий в длительность основного:
351
В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился и нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот — нахшлаг (нем. Nachschlag— последующий удар) — специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении:
352
Примерно с середины XIX века и до настоящего времени исполнение нахшлага становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели, как, например:
353
Выше были изложены основные принципы расшифровки мелизмов. Другие способы их расшифровки, применяемые иногда в конкретных стилистических условиях и связанные с исполнительскими традициями, обычно фиксируются в нотном тексте в виде редакторских примечаний.
Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях. Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха. Характерно, что Бах, понимая, очевидно, не столь универсальное значение применяемых им мелизмов, сам дал образцы расшифровки этих мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха».
В музыкальной литературе можно также встретить и различные сочетания мелизмов, образующие более длительные мелодические фигуры.
Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки
Проходящие звуки
Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте. Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра применяется большой мажорный септаккорд – maj 7.
Проходящими называются звуки, появляющиеся на слабом времени в постепенном движении между двумя аккордовыми звуками в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук соединяет данный аккорд с его перемещением или другим аккордом (рис. 1.76).
Рис. 1.76. Проходящие звуки
Проходящие звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном (рис. 1.77).
Рис. 1.77. Параллельные проходящие звуки
Проходящими звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого (рис. 1.78).
Рис. 1.78. Проходящие звуки нетерцового строения
Вспомогательным называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие, вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (рис. 1.79).
Рис. 1.79. Вспомогательные звуки