всенощное бдение что это такое простыми словами

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник

Что такое всенощное бдение?

Всенощное бдение – особое торжественное богослужение, которое проводится в канун воскресных дней и великих для православной церкви праздников. Оно также называется всенощная. Прихожанам следует разбираться, из каких частей состоит эта служба.

Из чего состоит всенощное бдение?

Эта служба соединяет вечерню с утреней. Богослужение проводится в подчеркнуто праздничной обстановке. Всенощным бдением службу называют по той причине, что много веков назад она начиналась поздним вечером, не прекращаясь вплоть до рассвета.

В наши дни начинать богослужение начали раньше, чтобы не стоять на службе всю ночь, в пение и чтение вносились сокращения. Теперь оно заканчивается не так поздно, однако историческое название было решено сохранить.

Вечерня

Это первая часто всенощного бдения, которая отсылает прихожан к ветхозаветным временам сотворения мира, грехопадения Адама и Евы. Люди получают надежду на пришествие Спасителя, которая сбывается.

Вечерня начинается с открытия царских врат. Священник и диакон при полном молчании кадят алтарь и престол. Каждение осуществляется в тишине, олицетворяя начало сотворения мира.

Тишина нарушается, когда священник встает напротив престола. Он прославляет Бога, Творца мира, затем трижды просит прихожан поклониться Господу, его сыну Иисусу Христу. Хор начинает исполнять 103-й псалом, посвященный как раз сотворению мира. Во время его исполнения священник покидает алтарь, проводя каждение прихожан и храма. Всем присутствующим происходящее должно напомнить о том, какой блаженной была жизнь в раю. Царские врата остаются открытыми, символизируя, что в то время вход в рай был доступен для всех.

Затем они закрываются, знаменуя первородный грех, который был совершен Адамом и Евой, соблазненными дьяволом. Это иллюстрация их низвержения из рая.

Подобно первому человеку, вставшему перед закрывшимися вратами рая, диакон возглашает перед царскими вратами великую и малую ектению, совершая каждение храма.

Участники всенощного бдения обращаются к Богу. Эта часть богослужения иллюстрирует трудности, с которыми столкнулись люди после изгнания из рая. Тогда наряду с грехами возникли болезни и мучения.

Вечерний вход

Вслед за исполнение стихов из Ветхого завета «Господи воззвах» начинаются стихиры. Это песнопения из Нового завета, посвященные православному празднику. Финальная стихира посвящена Богоматери (она именуется догматик или богородичен). В ней описывается появление Спасителя от Марии. Когда исполняется догматика, царские врата вновь открываются. Начинается вечерний вход.

Священник, стоя на амвоне, благословляет вход, затем проходит через врата. Хор в этот момент исполняет песнь, посвященную Иисусу.

Вечерний вход олицетворяет ожидание явления Спасителя миру и его рождение для спасения человечества. Кадило символизирует молитвы прихожан, которые, подобно фимиаму, отправляются к Всевышнему. Дополнительно это означает, что в церкви находится Святой Дух.

Далее исполняется прокимен, а после по большим праздникам читают паремии. Это избранные места из Библии, где идет речь о пророчествах или можно найти ассоциации, имеющие отношения к празднику.

В продолжение вечерни читается сугубая (усиленная) ектения и молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…».

Лития

Затем диакон провозглашает просительную ектению, а по значимым православным праздникам — лития. Это понятие в переводе с греческого означает «общее моление». Ее совершают обязательно в западной части храма. Издавна ее смысл заключался в том, чтобы предоставить шанс кающимся поучаствовать во всеобщей молитве на большой праздник.

Затем проводится благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея в память о традиции раздавать еду паломникам, иногда преодолевавшим большие расстояния, чтобы они подкрепились во время службы.

Вечерня завершается молитвой святому Симеону Богоприимцу, чтением трисвятого и «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и троекратное пение молитвы праведного Иова. Заканчивается завершительным благословением священника. Молитвы св. Симеону Богоприимцу и «Богородице Дево, радуйся» говорят об исполнении Всевышним обета отправить на землю Спасителя.

Утреня

Следующая часть всенощной посвящена событиям Нового завета. Это рождение Иисуса, его Воскрешение.

В самом начале утрени появляется прямая отсылка к Рождеству Христову. Хор славит ангелов, явившихся пастырям из Вифлеема. После читают 6 особых псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142) — шестопсалмие. В них описывается положение человечества, погрузившегося в грехи.

Затем диакон читает великую ектению. После чего поется краткая песнь со стихами о явлении Иисуса Христа.

Далее следует тропарь (особая песнь, посвященная конкретному празднику, который отмечается, или святому). Читаются некоторые части Псалтири, называемые кафизмами. Все это призывает прихожан задумать о людской грешности, осознать, что единственная надежда человека – Божья милость.

Полиелей

В финале утрени произносится малая ектения и совершается полиелей. Это наиболее торжественная часть всенощной. Она символизирует благодарность Всевышнему, отправившему своего Сына ради спасения человечества.

Начинается полиелей с исполнения хвалебных стихов. Все светильники зажигают, открываются царские врата, снова начинается каждение. Исполняются особые тропари, посвященные Воскрешению Христа, или перед главной иконой праздника читается хвалебный стих, посвященный конкретному святому или празднику. Его называют величание.

После тропарей или величания диакон произносит малую ектению, а прокимен и священник читает Евангелие о Воскресении Христа на воскресной службе. В другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднику или святому.

Затем поется торжественная песнь в честь воскресшего Иисуса Христа.

Евангелие выносят на середину храма. Прихожане имеют возможность приложиться к нему (на праздник к иконе), а священник помазывает молящихся освященным елеем.

Чтение канона

Следующая часть богослужения – чтение канона. Так называют собрание песней, собранных по определенному правилу.

Канон делится на 9 песней. Первый стих (ирмос) каждой песни символизирует, что канон является единым целым. Остальные стихи, как правило, просто зачитываются, называясь тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

Если говорить о символизме канонов, то ирмосы олицетворяют события Ветхого завета, постепенно приближая прихожан ко времени, когда на свет появился Спаситель. Тропари относятся к новозаветным эпизодам, прославляя Всевышнего и Богоматерь, святого, праздник которого отмечается.

Завершение всенощного бдения

После канона исполняются хвалительные псалмы. Далее начинается великое славословие. Во время исполнения финальной стихиры врата открываются, священник провозглашает хвалу Всевышнему, явившему людям свет. Раньше данный момент предварял реальный рассвет, сегодня носит исключительно символический смысл.

Хор исполняет славословие, завершающееся особым тропарем. Затем диакон произносит сугубую и просительную ектении. В конце утрени совершается отпуст — священник обращается к собравшимся, прославляя Спасителя, говоря, что он спасет и помилует всех людей.

Далее хор исполняет молитву, прося Всевышнего хранить Православное Епископство, архиерея, который сейчас правит, и всех прихожан.

Затем начинается заключительная часть всенощного бдения, называемая первый час. Она заключается в чтении молитв и псалмов, в которых прихожане и священнослужители просят Всевышнего услышать их, помочь во всех начинаниях. Служба первого часа завершается песнью, посвященной Богоматери. Далее священник произносит отпуст 1-го часа. После чего всенощное бдение заканчивается.

Прихожанину важно разбираться в особенностях всенощного бдения, понимать символический смысл всего, что происходит. В этом случае он не будет бездумно проводить время на службе, а пропускать через себя все смыслы, заложенные в праздничное богослужение.

Источник

Всенощное бдение — разъяснение церковного богослужения

В православии есть большое количество различных таинств и обрядов. Не все верующие знают их полностью или хотя бы слышали их названия. Но есть те, о которых стоит знать и даже принимать участие. В разговоре людей более приближенных к церкви можно услышать о том, что такое всенощное бдение в церкви. Но если Вы не особо владеете информацией и терминами, то все эти слова будут казаться Вам китайской грамотой. Так что давайте разберемся, что же это такое.

всенощное бдение что это такое простыми словами. Смотреть фото всенощное бдение что это такое простыми словами. Смотреть картинку всенощное бдение что это такое простыми словами. Картинка про всенощное бдение что это такое простыми словами. Фото всенощное бдение что это такое простыми словами

Что такое Всенощное бдение

В народе данным обозначением называют богослужения, которые проводятся вечером перед большими церковными праздниками. Чаще всего начало проведения подобной службы происходит между 4-6 часами вечера. Есть сведения в некоторых церковных изданиях о том, что проведение их было связано с благодарностью Господа за избавление от напастей и защиту в военное время.

Разъяснение церковного богослужения Всенощного бдения могут более подробно сделать церковнослужители. Но мы также постараемся дать Вам всю необходимую информацию.

Есть некоторые особенности этого мероприятия, которые несколько отличают его от прочих:

Когда происходит служение

Есть наиболее важные даты, накануне которых происходит бдение. К ним относят:

Отличие всенощной от вечерней службы

Многие задают себе вопрос о том, чем отличается всенощное бдение от вечернего богослужения. Особо большой разницы нет, но есть некоторые отличия.

В свою очередь данная процессия состоит из нескольких частей:

Проводят данные моления более торжественно, чем в другие дни. Ранее их называли всенощными, так как они начинались поздно вечером и продолжались на протяжении всей ночи аж до рассвета. Вечерняя проводится не простая, а более обширная. Пения могут сопровождаться хором, что добавит еще больше красок.

В большинстве случае такое мероприятие имеет место быть с субботы на воскресенье. Присутствие на нем обязательно для тех, кто желает пройти обряд Причащения. Остальным желательно, но не всегда есть такая возможность. Если весомость Ваших проблем достаточно велика, то это одно дело, а если это просто отговорки, то Вы берете на себя грех.

Чинопоследование богослужения

Как уже было сказано, временная продолжительность ее несколько изменилась. Сколько длится всенощное бдение в церкви? Так как посещают церковь в основном люди достаточно преклонного возраста, то было принято решение о том, чтобы проявить к ним снисхождение и длительность ее была сокращена. Теперь она не начинается поздно и не тянется всю ночь напролет. В современном мире это занимает около 2-3 часов.

Так как данная служба проводится перед большими и почитаемыми церковными праздниками, то стоит знать о том, что задача заключается в очищении мозга от негатива и настраивание на восприятие положительного спектра эмоций. Многие священники говорят о том, что ее проведение несет в себе историю Старого и Нового Заветов. Существует также определенное чинопоследование всенощного бдения. Главные направлены на:

Помните, что брать участие в церковных обрядах или нет – это сугубо решение каждого отдельно. Но стоит помнить о том, что просто отказать от этого не красиво. Если Вы верите, то соблюдайте церковные правила и каноны.

Источник

Всенощное бдение — содержание и смысл службы

Всенощное бдение — что это

Всенощное бдение – торжественное православное богослужение, совершаемое вечером накануне особо значимых церковных праздников. Такими праздниками в Православии являются воскресные дни, Двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение Господне и другие), дни памяти особо почитаемых святых, икон Божией Матери и т.д.

“…Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное” (преподобный Нил Синайский).

В древности это богослужение длилось всю ночь, начиная с позднего вечера до рассвета. Благодаря этому и появилось такое название. В буквальном понимании «Всенощное бдение» – это бодрствование в течение всей ночи. Такую молитвенную «работу» совершали первые христиане, укрываясь от гонителей в катакомбах, исполняя наказ пророка Давида: “Воздвигните ночью руки ваши к святилищу, и благословите Господа” (Пс.133.)

В настоящее время Всенощная служба начинается не ранее 15.00 часов (точное время определяется настоятелем конкретного храма) и длится примерно 2-4 часа. Подобные коррективы были внесены по снисхождению к немощам современных христиан. Однако в некоторых монастырях, например, на Афоне, это богослужение совершается по традиции всю ночь.

Суточный круг богослужения

Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной Церкви в течение суток, называется Суточным кругом богослужения. По сложившейся Церковной традиции таких богослужений девять:

Структура Всенощного бдения

Основанное на молитвенном примере Спасителя и апостолов, Всенощное бдение как храмовая служба сформировалось к IV веку. Она была дополнена многочисленными молитвословиями в VIII и IX веках. В сложившемся виде совершается и по сей день.

Всенощное бдение является цельным, неразрывным богослужением. Оно состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. Всенощная всегда предшествует Литургии – главнейшему православному богослужению. Во время Литургии каждый верующий имеет возможность соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии, приняв Честные Дары Его Тела и Крови, которые “являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души” (святитель Иоанн Златоуст).

Всенощное бдение: смысл и содержание

В общем смысле богослужение для христиан – это богопочитание, угождение Богу исполнение Его Святой воли. Первые люди в раю могли свободно прославлять Творца, Его премудрость и всемогущество. В этом и заключалось их богослужение. Также мы называем богослужением познание Бога людьми через Его творения и молитвенное общение с Ним.

Богопознание в Православии – это познание Любви и возрастание в Ней, потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». (1 Ин 4:16)

Но в мире, пораженном грехом, для богопознания человеку необходимо духовное усилие. Потому что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. (Мф.11:12).

“Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия” (праведный Иоанн Кронштадтский).

Внешне такое духовное усилие воплощено в церковных богослужениях. Особое место среди них занимает Всенощное бдение.

Эта служба имеет важнейшее значение. Она подготавливает христианина к участию в Литургии.

«Мы настолько погружаемся в земную суету, и попечения, – пишет священник Валерий Духанин в книге «Во что мы веруем», – что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение. Это богослужение, способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить к постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров».

Всенощное бдение символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого и Нового Заветов.

Последование Всенощного Бдения

Начинается богослужение Великой вечерней. Открываются Царские врата. Дьякон и священник совершают каждение в полной тишине. Это безмолвное каждение призвано напомнить нам о начале творения мира, когда земля «была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Бытие 1:2)

Священник произносит первое возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», и под пение 103-го псалма, прославляющего Творца мира, кадит весь храм и молящихся. Это священнодействие призвано напомнить стоящим в храме не только о сотворении мира, но и о блаженной жизни первых людей в раю, когда Сам Бог был с ними рядом.

Но грехопадение лишило человека рая – и поэтому закрываются Царские врата. И перед ними, как когда-то Адам перед закрытыми вратами рая, встает дьякон и произносит Мирную ектению.

Так в течение всей Вечерни Церковь обращает внимание молящихся на образы и события Ветхого Завета, пропитанные ожиданием пришествия в мир Спасителя. Молитвой «Ныне отпущаеши…» старца Симеона, дождавшегося встречи с воплотившимся Богом, подготавливается введение в богослужение Евангельских событий.

С началом Утрени во Всенощном бдении совершается переход к Новому Завету. И поэтому первое молитвословие Утрени – это ангельское славословие перед вифлеемскими пастухами в ночь Христова Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14).

Полиелей

Пение хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя» возвещает о наступлении самой торжественной части всего Всенощного бдения. Она именуется полиелеем (греч. «многомилостие», «многое освещение»). Словами полиелея христиане воздают хвалу Богу за великую милость воплощения Сына Божия и спасение Им рода человеческого от смерти и рабства дьяволу. Во время полиелея открываются Царские врата, зажигается паникадило и другие светильники. В знак особого благоволения Божия к людям священником совершается каждение всего храма.

Накануне воскресных дней после полиелея поются особые воскресные тропари. Они рассказывают о встрече у Гроба Господня жен-мироносиц с ангелами, возвестившими им о Воскресении Иисуса Христа.

Торжественное чтение Евангелия на Утрене является кульминацией всего Всенощного бдения. Затем читается канон – богослужебное песнопение, составленное из кратких молитв.

В конце Утрени поется великое славословие, в котором мы прославляем Бога за дарование дневного света и Света Правды – Христа, просветившего род человеческий светом Истины.

Заканчивается Всенощное бдение чтением Первого часа. Этими молитвословиями освящается наступающий день и испрашивается благословение на день грядущий:

«Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим».

Всенощное бдение: изменения в содержании

Каждое Всенощное бдение, заключающее в своих постоянных песнопениях вышеизложенный смысл, наполнено и множеством изменяемых песнопений.

Изменяемые песнопения всегда посвящены празднику. Поэтому Всенощная служба выполняет и образовательно-просветительскую функцию. К изменяемой части Всенощного бдения относятся, например, Евангелие, стихиры, тропари, каноны.

Наполнение Всенощного бдения на протяжении года меняется. Так, за несколько недель до наступления Великого поста в это богослужение включается пение псалма «На реках Вавилонских…». Он напоминает нам не только о ветхозаветном вавилонском пленении евреев, но и о рабстве дьяволу всего человечества после грехопадения.

Ибо “мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действие лукавого дьявола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему, потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему” (преподобный Симеон Новый Богослов).

На Всенощных бдениях, посвященных воскресным дням, после чтения Евангелия поется песнь: «Воскресение Христово видевше…»

Важность посещения Всенощного бдения отмечалась многими святыми отцами Церкви. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил:

“За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение”.

Всенощное бдение, разворачивая перед нами историю спасения рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя. Тем самым призывает нас к покаянию и подготавливает к принятию Тайн Христовых на Литургии.

Постоянные молитвословия Всенощного бдения

Свете Тихий, святыя славы Безсмернаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Исповедайтеся, Господеви, яко благ, яко в век милость Его. аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *