всем бы такого папу мультик
Крылатые фразы из советских мультиков
«Возвращение блудного попугая»
1) Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят.
2) Свободу попугаям! Сво-бо-ду по-пу-га-ям!
3) Отдохнул — во! Сметаны — во! Рыбы — во!
«Приключения домовенка Кузи»
4) Сокол ты мой! А у бабули-то Ягули кренделечки сахарные! Вернись, я всё прощу!
6) У тебя — своя сказка, а у меня — своя.
— Это что, сказка такая?
9) Я не жадный, я домовитый!
12) Нафаня, сундук украли!
13) Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!
«Винни-Пух и все-все-все»
14) Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся.
15) Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик!
— Нет! Всё потому что кто-то слишком много ест!
— Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед…
18) Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
19) Кажется, дождь собирается.
21) Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь.
22) Безвозмездно — то есть даром.
23) Поздравляю с днём рожденья, желаю счастья в личной жизни, Пух!
«Бобик в гостях у Барбоса»
— Да вон там в коридоре. На коврике. А если не слушается, так я его веником!
«Приключения поросенка Фунтика»
27) Фокусы — это ловкость рук и никакого мошенства.
29) Ты заходи, если что!
«Малыш и Карлсон, «Карлсон вернулся»
30) А мы тут, знаете, все плюшками балуемся…
31) Пустяки, дело-то житейское!
32) Спокойствие, только спокойствие!
-Ты что, с ума сошёл? А в чем же еще?
34) Он улетел, но обещал вернуться.
35) Я мужчина хоть куда! В полном расцвете сил.
36) Это я шалю. Ну, то есть балуюсь.
37) Там ещё осталось немножечко варенья?
38) А как же я. Малыш, ведь я же лучше? Лучше собаки? А?
39) О, я самый больной в мире человек.
40) Ну я так не играю…
41) А у вас молоко убежало.
42) Ребята, давайте жить дружно!
43) Леопольд! Выходи, подлый трус!
— А можно я ее тоже немножечко подумаю?
46) Я не хочу быть, извините, напримером.
47) А в попугаях–то я гора-а-аздо длиннее!
48) Я про одно и то же два раза думать не умею!
49) А я такой голодный, как айсберг в океане! А ты такой прекрасный, как летом эскимо…
50) Начинаем утреннюю зарядку для тех, кто нас смотрит вечером.
«Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино»
52) Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получится…
53) Это я, почтальон Печкин! Принес заметку про вашего мальчика!
54) С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют.
55) До чего же бывают люди до чужого добра жадные.
56) В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!
57) Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…
58) Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес!
59) Усы, лапы и хвост — вот мои документы!
60) Это индейская национальная народная изба — «фиг вам» называется…
61) Ничего себе! Вашу маму и там, и тут передают. До чего техника дошла!
62) Мы строили, строили и наконец построили. Ура!
63) Нет, мы не хотим в живой уголок — мы хотим… в пионеры!
64) Чебурашка, Чебурашка, где ты?… Вот он я, Ген, вот он.
65) Ведь кто же, кроме тебя, звезды-то считать будет?!
66) Все-таки хорошо, что мы снова вместе
«В стране невыученных уроков»
— Казнить?! Меня?! А-а-а. за что?
— А за невежество, лень и незнание родного языка
— Его переехал двоечник Перестукин. Решил задачу так, что у него получилось полтора землекопа.
«Тайна третьей планеты»
69) Птица Говорун отличается умом и сообразительностью.
70) Я же просил 400 капель. А здесь 402.
71) Ах, если бы сбылась моя мечта, какая жизнь настала бы тогда.
72) А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу.
73) Эх, жизнь моя, жестянка! Да ну ее в болото!
74) Живу я как поганка, а мне летать, а мне летать, а мне летать охота!
75) Шла лесною стороной, увязался черт за мной. Думала: мужчина. Что за чертовщина?!
«Приключения капитана Врунгеля»
76) Я там и тут — куда пошлют. А посылают часто.
77) Как вы яхту назовёте, так она и поплывет.
78) Ха-ха-ха! Руки вверх. Ваша песенка спета.
«Котенок по имени Гав»
4mama
Вы не забыли поздравить вашего отца и отца ваших детей с этим добрым праздником? Отличный повод провести вместе вечер, мультфильмы для просмотра мы вам подготовили.
Оксана Кичук, студентка НПУ им. М.П. Драгоманова, искатель интересных фактов
Традиционно День отца отмечают в третье воскресенье июня. В этом году празднование припадает на 17 июня, и в честь это дня, предлагаем вам подборку мультфильмов в которых можно увидеть, те самые добрые и любящие качества настоящего папы.
В поисках Немо
В глубоком море живет рыба-клоун по имени Марлин. Однажды, из-за хищной рыбы он теряет свою жену с будущими детьми-икринками. Но одной икринке удалось выжить, из нее родился маленький сынишка Немо. Теперь это все, что есть у Марлина. Отец очень переживает за своего сына, и каждый раз оберегает его, что бы с тем ничего не случилось. Однако из-за своего любопытства Немо теряется и сталкивается с большой опасностью. Отцу ничего не остаётся делать, как отправиться на поиски своего сына…
Монстры на каникулах
Никто не любит вампиров, поэтому ради безопасности своей дочери Мэвис, граф Дракула построил крепость. И вот любимой дочурке исполняется 118 лет. Отец организовал масштабное празднование, куда позвал всех родственников и друзей-монстров. Однако, все планы графа нарушил случайный визит человека, а именно мальчика-туриста Джонатана.
Суперсемейка
Гадкий я
Мультфильм о бывшем злодеи Грю, которому надоело быть плохим. Он заканчивает со своими миссиями и пробует жить спокойной жизнью. Но он узнает, что какие-то злодеи украли египетскую пирамиду. Грю не желает отдавать славу суперзлодея кому-то другому и решет украсть Луну. Однако в его жизни появляются трое девочек-сироток. Которые перевернули его жизнь, что даже сам Грю не ожидал, что станет для девочек настоящим заботливым отцом.
Тайна Коко
Очень трогательный мультфильм о 12- летнем мальчике Мигеле. У него есть мечта стать музыкантом, но все его родственники против такого увлечения. А все по тому, что по рассказам, его прапрадедушка оставил свою жену и дочь Коко ради музыки. Он обещал вернуться к ним, но они его так и не дождалась. И теперь в его семье никто не хочет слышать о музыкантах. Однако, у прабабушки Коко была тайна. Она сохранила маленький фрагмент фото, на котором виднелся музыкальный инструмент кумира Мигеля. Теперь мальчик отправляется на поиски своего прапрадеда в Страну Мертвых. Именно там мальчик выяснил, что на самом деле случилось с отцом Коко?
Возвращение отца с помощью волшебного посоха в новом трейлере мультфильма «Вперёд» от Pixar
Microsoft обновит языковой фильтр в Forza Horizon 5 — он запрещал вводить некоторые арабские имена
Дуэйн Джонсон заявил о желании стать следующим Джеймсом Бондом
«Гости из других вселенных»: Новый трейлер фильма «Человек-паук: Нет пути домой» со старыми злодеями
Глава Epic Games Тим Суини призывает к созданию единого универсального магазина приложений
«Чертовски унылое дерьмо»: Ридли Скотт жестко прошелся по супергеройским фильмам
Xbox Series X [Xbox Scarlett]
Red Dead Redemption 2
Ryu ga Gotoku 5 (Yakuza 5)
Компания Pixar совместно с Disney представила свежий трейлер своего будущего мультфильма «Вперёд». В нём рассказывается сюжетная завязка, согласно которой братья-эльфы отправляются в поход (ниже идут спойлеры!).
Одному из них мать подарила волшебный посох отца с инструкцией, как его вернуть в семью. К сожалению, братья жили в мире, лишённом магии, и не умели ей пользоваться. Отца получилось воссоздать лишь наполовину, и героям приходится искать выход из возникшей ситуации. Проблема осложняется ещё и тем, что на всё про всё им выделено 24 часа.
Мультипликационный фильм «Вперёд» выйдет в прокат 6 марта 2020 года.
Добавляйтесь в наш Telegram-канал по ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
16 мультфильмов про пап
Папы присутствуют в разных мультфильмах: вот и у дяди Федора, уехавшего жить в Простоквашино, есть мама и папа, и у друга Карлсона Малыша есть папа… Журнал «Батя» решил выбрать те ленты, в которых отношения ребенка и отца подчеркнуты, выведены на первый план. Многие из них сегодняшние родители помнят с детства, другие – появились недавно; многие на русском языке, другие – понятны без слов, а смысл третьих, даже если не знать иностранный язык, доступен и без перевода. Ведь отношения эти – ребенок и отец – неизменны и одинаково глубоки в любое время и в любом уголке мира…
* помечены мультфильмы, не подходящие для просмотра с детьми.
«Осьминожки», реж. Р. Страутмане, 1976 г.
«Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…» — помните, откуда это? Если забыли, то вот подсказка: «А теперь добавим ножек – получился осьминожек».
Мультфильм про осьминогов-пап и их разноцветных малышей повеселил уже ни одно поколение зрителей за почти 40 лет своего существования. История, написанная знаменитым детским писателей Эдуардом Успенским, рассказывает о двух многодетных отцах, оставшихся со своими чадами, пока мамы в гостях.
Конечно же, к большинству отцов этот сюжет никак не применим, тем не менее, шутка о том, как отец пришел за ребенком в детский сад и не смог его узнать среди других детей, жива до сих пор. У осьминогов хотя бы была уважительная причина перепутать…
«Осьминожки», реж. Р. Страутмане, 1976 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Паповоз», реж. Г.Мелько, 2005 г.
Из не самого длинного стихотворения Андрея Усачева режиссер Галина Мелько умудрилась сделать мультфильм аж на семь минут. Тут есть и папино сердитое ворчание («не дают газету спокойно почитать!»), и сыновняя настырность, и, наконец, самая веселая и бесшабашная игра.
Как бы папа ни старался остаться в удобном кресле, если уж он включился в игру, то все – нет уже никаких границ. Ни пространственных, ни разделяющих отца и сына.
Впрочем, нет, временные границы все-таки есть. Надо закончить к ужину. А то и так неизвестно, что скажет мама, увидев своих мужчин в пыли и в грязных брюках…
«Паповоз», реж. Г.Мелько, 2005 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Волк и теленок», реж. М.Каменецкий, 1984 г.
История о том, как голодный волк, укравший теленка, чтобы съесть, превращается в заботливого отца. А маленький теленок превращается в здоровенного быка, который уже умеет и за себя постоять, и вырастившего его папу защитить.
«Волк и теленок», реж. М.Каменецкий, 1984 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Папочка-Волк», реж. Чан Хьюн-Юнь, 2005 г.*
Сюжет примерно такой же, только с корейским колоритом, загадочностью азиатского современного искусства и той разницей, что в дом к Волку попадает не теленок, а шестилетняя девочка, которую приводит ее собственная мать.
Одним из рецензентов лента была охарактеризована как «восхитительно ироничный и смешной фильм о преображающей силе случайного отцовства».
«Папочка-Волк», реж. Чан Хьюн-Юнь, 2005 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Папина библиотека», реж. Андрей Бахурин, 2005 г.*
У мальчика не было отца, но была его библиотека.
Немного странный, наполненный символами и литературными аллюзиями, недетский мультфильм о неполной семье и о том моменте, когда, глядя на своего выросшего сына, мама отмечает, как же он похож на своего пропавшего папу…
«Папина библиотека», реж. Андрей Бахурин, 2005 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Шейдулла-лентяй», реж. С. Гордеев, Р. Шарафутдинов, 2004 г.
Эта дагестанская сказка, рассказывающая о лентяе Шейдулле и о том, как лень помешала ему стать богатым, хотя богатство было так близко, а усилий для его получения надо было приложить совсем немного, вызывает неудержимый хохот у юных зрителей.
Казалось бы, а причем здесь отцовство? Да дело в том, что у Шейдуллы подрастает такой же сын –ведь пример отца значит для ребенка гораздо больше, чем любые слова и объяснения.
«Шейдулла-лентяй», реж. С. Гордеев, Р. Шарафутдинов, 2004 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Отцовская наука», реж. Ц. Оршанский, 1986 г.
Гарного парубка вырастили отец и мать, да вот беда: сын их Грицько всем хорош, да только работать не хочет, ему бы полежать… И тогда отец придумал как хитростью сына к работе приучить.
И никак ведь отца не обманешь: пожалеет мама любимое дитятко, подсунет рубль, чтоб тот батюшке предъявил, мол, заработал, да не тут-то было – все чувствует мудрый отец!
«Отцовская наука», реж. Ц. Оршанский, 1986 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Лягушонок ищет папу», реж. Р. Качанов, 1964 г.
Мультфильм, трогательный и пронзительный, как и все истории Геннадия Цыферова, и милый, как все работы Романа Качанова.
Почему-то все большие животные, привыкшие жить только своими интересами, перепутали и решили, что большой не может быть папой маленькому, ведь это большой нуждается в большой заботе, а вовсе не маленький… И никто не захотел стать папой маленькому лягушонку…
А вот лягушонок, несмотря на то, что сам был маленький, но все-таки намного больше кузнечика, решился позаботиться о малыше.
«Лягушонок ищет папу», реж. Р. Качанов, 1964 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Охотник и его сын», реж. Р. Давыдов, 1982 г.
Отец учит сына идти на промысел не для забавы, а лишь по нужде, заботливо относиться к природе, делать добро. «Запомни!» – говорит он, делясь с сыном охотничьей мудростью. И сын запоминает.
И когда алмыс-злодей, мифологический получеловек-полузверь, нападает на их селение, сын устремляется вслед за отцом на борьбу с чудовищем.
Мультфильм сделан по мотивам сказок народов Алтая. Но в нем есть некоторая путаница с нехарактерными для алтайцев костюмами героев. Впрочем, на это можно закрыть глаза, учитывая, что есть вещи, которые сохранились в древних легендах практически всех народов мира. Например, идея, что добро никто не забывает.
«Охотник и его сын», реж. Р. Давыдов, 1982 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Если бы я был моим папой», реж. Ю.Бутырин, 1987-88 гг.
Если в магазине хамят и плохо обслуживают или если соседи шумят и пляшут под грохочущую музыку посреди ночи, то кто должен решать проблемы? Конечно, папа! Но что делать, если папа скромный интеллигент в шляпе и очках?
Мальчику остается только представлять, как он, будь он на папином месте, справился бы со сложностями. Как самый настоящий супергерой из фильма-боевика или даже робот-рыцарь.
Впрочем, есть задачи, которые даже тихий и скромный папа в состоянии выполнить, показав пример сыну. Например, помочь маме по хозяйству и галантно поздравить ее с днем рождения.
Если первая часть, состоящая из трех сюжетов, имеет какое-то смысловое наполнение, то вторая – слишком фантасмагорична и бессодержательна.
«Если бы я был моим папой», реж. Ю.Бутырин, 1987-88 гг. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
Сказки маленького лисенка: «Мотылек», «Сказка о старом эхо», «Летний снеговик», «Еловое яблоко», реж. Б. Тузанович, 1989-1994 гг.
Цикл мультфильмов по сказкам Игоря Фарбаржевича о маленьком Лесенке и его папе Лисе, о том, как сын познает мир, а папа объясняет ему его устройство и вспоминает свое детство.
Папа Лис способен решить любые, не всегда детские проблемы, он давным-давно знаком с новым другом Лисенка эхом, он учит ребенка отвечать за свои поступки, а главное – очень любит своего сына. И именно поэтому счастье для Лисенка – это быть вместе с папой дома.
«Еловое яблоко», реж. Б. Тузанович, 1993 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Dad?», реж. Zesung Kang, 2010 г.
Чего больше всего хочется девочке-подростку, особенно, если отцовские методы воспитания достаточно жестки? Конечно, свободы! И не только для себя, но и для младшего брата. И ничего, что для него эта свобода ограничивается исключительно желаниями сестры.
Только вот когда детям грозит реальная опасность, девушке приходится согласиться, что младший брат был прав: папа просто хочет защитить свою дочь.
«Dad?», реж. Zesung Kang, 2010 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Девочка с оленьими рогами», реж: Юй-Хуа Ло, 2012 г.*
Непростые отношения отца и дочери показаны в тайваньском мультфильме «Девочка с оленьими рогами». Интровертная Диду живет с отцом, но прячется от него в своем собственном внутреннем лесу мыслей и переживаний. Любое приближение к ней заботливо отца провоцирует рост рогов, которые его не подпускают…
Слоган мультфильма: «Не грусти. Мне только нужно твое понимание». Авторы отразили в своей работе не только то, как в какой-то момент может быть одиноко и печально подростку рядом с родителями, но и то, как тяжело бывает взрослому мужчине отпустить в житейское море свою любимую дочку…
«Девочка с оленьими рогами» (« The Girl With Antlers» ), авт. коллектив: Юй-Хуа Ло, Цзя-Жунь Ли, Цзин-Фань Линь, Чжи-Юй Чэнь, 2012 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Первобытный папа», реж. В. Данилов, 2012 г.
Отец и сын везут груз, волу тяжело, он не хочет идти дальше. Сын придумывает, как оптимизировать процесс. Но вариант сына-изобретателя не устраивает отца-ретрограда.
Ну что ж, сын не обижается, смиряется и продолжает любить своего отца.
Обычно история, рассказанная любителем КВН Владимиром Даниловым, вызывает у зрителей улыбку и даже смех, но тут есть и повод для серьезных раздумий – и для отцов, и для детей.
«Первобытный папа», реж. В. Данилов, 2012 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Маяк», реж. Манго Чи, 2010 г.
Трогательный и символичный мультфильм о том, что родители всегда остаются путеводными маяками для детей и, где бы те ни были, всегда их ждут. Это рассказ о важности связи поколений.
Всегда возвращающийся к своему живущему на маяке отцу сын, наконец, тоже становится отцом и начинает общение со своим малышом так же, как когда-то его собственный папа.
«Маяк», реж. Манго Чи, 2010 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
«Отец и дочь», реж. Михаэль Дюдок де Вит, 2000 г.
Этот мультфильм получил огромное количество призов и наград, в том числе «Оскар».
Вода в том озере, по которому уплыл ее отец, высохла, но любовь высохнуть не может.
«Отец и дочь», реж. Михаэль Дюдок де Вит, 2000 г. Щелкните по картинке, чтобы перейти на страницу просмотра мультфильма.
Мать-кукушка и отсутствующий отец-лягушка: какими были родители в советских мультиках
© Кадр из мультфильма: «Лягушонок ищет папу»
Новый взгляд на знакомые сюжеты
На этой неделе юбилей отмечает Союзмультфильм, и для нас это повод пересмотреть мультики нашего детства и проанализировать, каким образом в них были представлены родители и детско-родительские отношения.
Берите попкорн, платочки и свой любимый напиток, мы начинаем наш вечер разоблачительных историй.
Лягушонок ищет папу
Роман Качанов, 1964
Коротко: у лягушонка нет папы, лягушонок предлагает разным животным его усыновить, но все отказываются, тогда он решает стать папой кузнечика.
В советском кино этого времени был особый жанр фильмов об отсутствующем отце — красноречивым примером можно назвать ленту «Я купил папу». А вот и мультяшная разработка этой вечной темы. У лягушонка нет отца (кстати, мамы, кажется, тоже нет, но эта линия в фильме не получает никакого развития), лягушонок неприкаянно ходит по болоту и пытается убедить кого-то его усыновить. Все отказываются.
Столкновение с крокодилом вообще похоже на встречу со страшным абьюзером (лягушонок чуть не оказался съеденным). Отчаявшись, лягушонок идет дальше и натыкается на пути на маленького кузнечика, также познавшего горечь безотцовщины. Лягушонок решает стать папой кузнечика и дальше герои идут навстречу приключениям вместе.
Фильм артикулирует проблему скрывшихся с радаров отцов, но предлагает довольно странное ее решение: вместо того, чтобы пойти к терапевту, лягушонок применяет тактику замещения, и, как в треугольнике Карпмана, превращается из жертвы в спасателя.
Осьминожки
Раса Страутмане, 1976
Коротко: мама уходит в гости, а папа остается сидеть с детьми, но даже не может отличить собственных детей от детей соседа-осьминога.
Сюжет этого мультфильма можно разделить на две части. В первой — мы видим папу из многодетной семьи, который по обыкновению, забыл ключи, а попав домой, сразу же садится отдыхать и играть в шахматы. В это время мама как раз купает детишек в ванной и образцово-показательно проверяет температуру воды с помощью специального водного термометра.
Дети доводят маму тем, что им удается менять свою расцветку, и осьминожка не знает, кого из осьминогов она уже успела отмыть, а кого — нет. Поэтому папе приходится все же оторваться от шахматной партии с воображаемым противников. Он приходит, запихивает всех детишек в авоську и полощет их в ванной (можно трактовать это действие как манифестацию некоего интеллектуального превосходства папы над мамой).
Во второй части маму зовет в гости ее подруга, и осьминожка «сбегает» из дома, оставив папе to do list из пяти пунктов (накормить детей рыбьим жиром — один из них). Папа быстро устает от работы бебиситтером и возвращается к своему шахматному хобби.
В это время один из малышей стреляет из рогатки в медузу. Папа «ловит стрелка и слегка поколачивает» (такие детали сегодня особенно остро воспринимаются после признания дочери Эдуарда Успенского, сценариста этого мультика, в том, что он активно применял насильственные воспитательные методы).
Вскоре выясняется, что побитый осьминог — это был не сын осьминога-шахматиста, а чей-то другой осьминожка. Теперь все в осьминожьем мире настолько перемешалось, что оба папаши не знают, что делать дальше и вынуждены ждать своих жен, чтобы те все решили за них. Занавес.
Отрадно, что создатели этого мультфильма подарили маме возможность пойти по своим делам. Но ко всезнающему папе-шахматисту-любителю, который не в состоянии отличить собственных детей от детей соседа, конечно, есть вопросики.
Роман Качанов, 1972
Коротко: тревожная мать оставляет спящего сына одного дома и уходит за покупками; в магазине ей постоянно кажется, что с ребенком что-то случилось.
Если бы этот психологический саспенс вышел сегодня, маркировка бы у него наверняка была 18+. Мама оставляет дома спящего ребенка одного и уходит за покупками. Пока мама стоит в бесконечной очереди за молоком, ей кажется, что в дом к спящему малышу вломился грабитель, что мальчик сам проснулся и достал опасную бритву, что сын распахнул окно и вышел на карниз за голубем…. Она возвращается домой, и видит, что с ребенком все хорошо.
Очень хочется верить, что после просмотра этой картины кто-то из взрослых купит блокираторы на окна и позаботится о том, чтобы опасные предметы были спрятаны подальше от детей, (назидательный урок от сценариста Сергея Михалкова усвоен). А где в этот момент был папа и была ли у мамы какая-то альтернатива тому, чтобы оставлять ребенка одного дома — опять-таки тайна.
Письмо
Роман Качанов, 1970
Коротко: сын ждет папу из экспедиции, мама в это время все больше погружается в депрессию.
Еще один мультфильм, в котором настоящий папа героя остается за кадром. Только здесь он не полностью исчез из жизни мальчика, как это было в случае с лягушонком, а по долгу службы отправился в дальнюю экспедицию на своем корабле. Иногда моряк присылает письма семье.
Мама вместе с сыном этих писем очень ждут. Но вот писем опять нет. Мама грустит (и судя по ее поведению, можно предположить, что она близка к или уже находится в депрессии). В один из дней мама уходит из дома. Мальчик летит за ней на отколовшемся от дома балконе, как на корабле. Мальчику удается вернуть маму домой. Вскоре от папы все-таки приходит письмо. Конец.
Кажется, что если бы такой фильм вышел сегодня, в титрах обязательно были бы перечислены телефоны доверия — куда могут обратиться родители, если понимают, что проходят через эмоциональный кризис. Дети не должны брать на себя ответственность за состояние взрослых и не должны становиться их спасителями.
Мама меня простит
Анатолий Петров, 1975
Коротко: мальчику не понравился мамин подарок и теперь, чтобы мама его простила, он должен стать большим начальником.
Мультфильм нарисован в стилистике производственных плакатов, а в качестве саундтрека здесь весь цвет отечественной музыки 1970-х годов — Анна Герман и ВИА «Самоцветы». Но нас интересует в первую очередь не музыка и не эстетика, а взаимоотношения героев.
Итак, сюжет: ребенок мечтал получить в подарок от мамы машинку, но получил плюшевого мишку, мишка этот ему не понравился, от досады мальчик швырнул его в сторону, мама обиделась, пустила скупую слезу и ушла в игнор. Теперь мальчик считает, что для того чтобы получить прощение мамы, ему надо уйти из дома, поехать на производство в тайгу, сделаться начальником и вернуться к маме (что он и проделывает в мультике). Они мирятся.
В картине представлена та самая холодная, неприступная мама, чтобы добиться расположения которой нужно доказать, что ты и правда чего-то стоишь. А учитывая то, что дети действительно иногда уходят из дома, чтобы не расстраивать своих родителей, весь мультик выглядит сегодня скорее страшным, чем трогательным.
Северная сказка
Раса Страутмане, 1979
Коротко: многодетная мать-одиночка болеет и просит детей принести ей стакан воды, но дети играют и не приносят воду, мама превращается в птицу и улетает от них навсегда.
Пожалуй, это один из самых трагических советских мультиков. На дальнем Севере живет женщина, у нее трое детей, она ловит рыбу, собирает хворост, готовит и поет колыбельную песню своим детям (песня эта о том, что пока дети маленькие, мама носит их на руках, а когда дети вырастут, то будут сами носить на руках мать).
В какой-то момент женщина заболевает, ей плохо, она просит детей принести ей воды, но дети продолжают играть на улице, а когда они вспоминают про мать, она уже превращается в птицу (кукушку) и улетает. Дети бегут за мамой-птицей с ведрами воды, но закадровый голос наставительно говорит: «Поздно, поздно».
Крошка енот
Коротко: мама отправляет своего сына енота одного на пруд нарвать осоки, енот пугается собственного отражения в пруду и возвращается домой; мама отправляет его заново на пруд и говорит, что при встрече с грозным водным монстром достаточно будет просто улыбнуться.
Наверное, мама енота — одна из самых добрых и поддерживающих матерей советской мультипликации. Не отличает ее и повышенная тревожность — она, наподобие матери Красной Шапочки, спокойно отпускает сына одного затемно на пруд нарвать свежей осоки (здесь можно, конечно, обсудить, слабоумие это или отвага).
Когда енот возвращается домой без осоки, мама его не ругает, а просто интересуется, почему же он пришел домой с пустыми лапами. Она спокойно дает ему наставление не махать палкой, а просто «улыбнуться» тому страшиле из пруда, которого енот испугался.
Трактовать ее поучение тоже можно по-разному: с одной стороны, здорово, что она пытается научить сына таким образом доброжелательности к окружающим (от улыбки станет всем светлей), но, с другой стороны, должен ли енот действительно улыбаться незнакомым и не лучше ли было просто объяснить ему законы физики?
Мама для мамонтенка
Коротко: Мамонтенок проснулся после долгих сотен лет спячки и понял, что потерял маму, сердобольные звери находят ему новую приемную маму-слониху.
А вот и мультик, посвященный теме сиротства. Через много лет после гибели мамонтов один мамонтенок просыпается и отправляется на поиски мамы (о папе опять-таки, заметьте, ни слова). Самый мудрый житель Севера, дедушка морж, довольно аккуратно сообщает малышу, что все остальные его собратья из этих мест «ушли».
Мамонта решают отправить одного на льдине «к единственной маме на свете». Этой мамой становится слониха — она вначале скептически замечает, что мамонтенок очень лохматый, но потом все-таки соглашается его усыновить. В конце мультфильма говорится, что мамонтенок так боялся, что мама снова потеряется, что тихонько держал ее за хвостик.
Видимо, таким образом создатели фильма хотели рассказать о правилах поведения на улице: чтобы не потеряться, надо держать взрослого за руку (хотя держать на самом деле-то не обязательно и не всегда получается, а главное, чтобы ребенок научился не терять взрослого из виду).
Обезьянки
Леонид Шварцман, 1983
Коротко: мама пятерых обезьянок пытается победить хаос.
Сага об обезянках и их героической матери — это даже не отдельный мультик, а целый сериал по сценарию Григория Остера. У мамы обезьяны пятеро детей, один из них совсем маленький. Детям сегодня наверняка бы диагностировали гиперактивность, и мама на протяжении всех серий пытается хоть как-то за ними угнаться.
Особенно трогательны попытки мамы перевести дух: иногда на экране она просто сидит и смотрит в пустоту, но тут же готова включиться и за пару секунд убрать за детьми весь созданный ими хаос. Кажется, что главное умение этой мамы — это родительский дзен.
Кстати, недавно томский художник Евгений Швенк нарисовал «реалистичную версию» многодетной обезьянки — на его картине замученная мама сидит с детьми в клетке зоопарка, а пользователи в Сети под этим постом бурно обсуждают, как изменилось их собственное восприятие этого мультика после того, как они стали родителями: из комедийного он превратился в триллер. Ну и вопрос, звучащий снова и снова: где же все-таки обезьяний папаша?
Трое из Простоквашино
Владимир Попов, 1978
Коротко: артистичная мама ставит жесткие ультиматумы, а папа пытается убежать от конфликта, мальчик обосабливается и уезжает от родителей.
Как и в случае с «Осьминожками», в этом мультфильме по сценарию Эдуарда Успенского представлена полная семья. Женщине здесь даже «позволено» заниматься своей карьерой, хотя ненавязчиво показано, что делает она это в ущерб семье.
Наше знакомство с родителями дяди Федора начинается так: ребенок приютил в доме кота, папа благосклонно отнесся к этой затее, а мама поставила ультиматум: «Или он (кот), или я». Папа, чтобы избежать конфликта, встал на сторону жены. Вот и вся дискуссия. Поэтому дядя Федор покинул город и уехал жить в деревню.
Когда мама с папой обсуждают исчезновение дяди Федора (в этот момент они, надо признать, вместе занимаются бытовыми делами — папа моет посуду, а мама вытирает тарелки), мама говорит, что в отъезде ребенка виноват отец: «Ты слишком много ему разрешал». Так что лекций по конфликтологии мама явно не слушала.
(Безусловно, в связи с продолжением простоквашинской саги, анализу детско-родительских отношений в этой семье можно было бы посвятить целый отдельный разбор, и, возможно, мы этим скоро займемся).
Конечно, это далеко не полный список мам и пап из советской мультипликации, хотя он и показывает определенные тенденции в изображении родителей анимационных героев. Рассказывайте в комментариях, какие мультяшные родители больше всего запомнились вам из детства!