все татары кроме я что значит
«Все татары, кроме Я»
Казань постоянно входит в десятку наиболее востребованных и посещаемых туристических направлений в России. А ведь Татарстан мог стать ближней заграницей.
26 января 1920 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято решение об организации Татарской Социалистической Советской Республики и уже в конце февраля 1920 года было опубликовано положение о Татарской ССР. Предполагалось объединить районы с преобладающим татарским населением пяти губерний: Казанской, Уфимской, Самарской, Симбирской и Вятской. В результате вместо Татарской ССР была создана Татарская АССР. Впоследствии в 1922, в 1936, 1952–1953 и в 1977 рассматривалось, но не было принято предложение о преобразовании Татарской АССР в союзную республику. Наконец 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарстана, преобразовав автономную республику в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан». Если провозглашение произошло ранее, то республика ушла бы в автономное плавание, как это произошло со среднеазиатскими республиками и Казахстаном, когда также бывшими автономными республиками в составе РСФСР.
Столица Татарстана не могла не стать своеобразной витриной достижения татарской нации.
Известным татарам и их предкам в Казани посвящены названия улиц, различных учреждений и предприятий, установлено много памятников. Причём люди, в честь которых появились памятники различны, как по заслугам, так и по временному периоду, когда они жили. К сожалению, про часть знаменитых людей я узнал лишь после того, как побывал в Казани.
В первый вечер пребывания Казани я увидел памятник Асгату Галимзяновичичу Галимзянову (1936–2016) — человеку с неординарной и удивительной судьбой Нищий миллионер. Не его фоне постоянно фотографируются и взрослые и дети.
На следующий день я уехал в Свияжск и только через день вновь попал на улицы Казани.
Я реально обрадовался памятнику своему земляку Габдулле Тукаю (1886 — 1913).
Дело в том, что основоположник современного татарского литературного языка Габдулла Тукай прожил в городе Уральске с 9 лет до 21 года. 12 лет из 27 лет жизни — это много. Здесь он написал произведения, вошедшие в золотой фонд татарской литературы. В Уральске также есть памятник Тукаю, правда скромнее по размерам, музей Тукая в доме имама Красной мечети Мутыгуллы хазрата Тухватуллина — учителя и наставника Габдуллы Тукая в Уральске.
Когда в 1907 году Тукай покидал Уральск, то написал такие строки об Уральске:
«О, прощай, родимый город, город детства моего!
Милый дом во тьме растаял, словно не было его…»
Памятник Габдулле Тукаю в одноименном сквере в Казани появился 1958 году.
В квартале от сквера Тукая перед новым четырехэтажным зданием Татарского государственного гуманитарно-педагогического института был установлен 12 августа 2005 года памятник основоположнику татарской профессиональной музыки Салиху Замалетдиновичу Сайдашеву (1900–1954).
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет — одно из старейших высших учебных заведений Российской Федерации. Основан в 1876 года по Указу Императора Александра II как Учительский институт — третий в России после Санкт-Петербургского и Московского. Но вот только если всмотреться в название университета за спиной памятника, то увидите совсем другое название.
Дело в том, что бывший Учительский институт с 2011 года является частью Казанского Приволжского федерального университета.
В другую сторону от сквера Габдуллы Тукая, если идти от него вдоль озера Кабан, расположен парк Тысячелетия.
Здесь обнаружился памятник Кул Гали́ (настоящее имя — Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа) — булгарского средневекового поэта.
Жил он примерно в XII–XIII веке и погиб во время монгольского нашествия. Произведения поэта были написаны на старотатарском языке, который в дальнейшем послужил прототипом языка казанских татар.
Появился памятник одновременно с созданием парка, в августе 2005 года.
По другую сторону озера Кабан от парка Тысячелетия находится белоснежный памятник известному российскому мусульманскому богослов и просветителю Шигабутдину Марджани (Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, 1818–1889). По мнению ряда исследователей он являлся крупнейшим татарским историком своего времени.
Памятник был устновлен 20 ноября 2018 года. Я долго не мог его сфотографировать — туристические группы вились вокруг него.
Первый в России памятник Нуриеву был открыт 7 ноября 2018 года около казанского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Его автор, только не смейтесь, Зураб Церетели.
А вот памятник Мусе Джалилю (1906–1944) мы увидели в последний день своего пребывания в Казани возле входа в Казанский Кремль.
Появился памятник в Казани в 1966 году.
Но не только памятниками известным личностям славна Казань. В различных местах города расположены куклы в национальных одеждах, с которыми так нравится фотографироваться туристам, словно приобщаясь к национальному татарскому антуражу.
Татарская национальная одежда формировалась на протяжении многих веков. Одними из атрибутов является рубаха и жилетка,
с которыми обычно носятся шаровары и ичиги.
История одной песни: «Я поеду в Кунашак, буду кушать бишбармак»
Наверняка, о Челябинске и окрестностях написали много хороших песен, но где они? Их не поют, их не знают, они забываются. Однако есть исключение — шуточная песня: «Все татары кроме я». Даже само ее название стало идиомой, а люди, проезжая мимо одного из поселков, упоминаемых в тексте, начинают напевать: «Я поеду в Кунашак, буду кушать бишбармак» или «Я поеду в Нагайбак, буду кушать бишбармак.» Баллада о гастротуре к своим друзьям-татарам действует гипнотически: один раз услышал, а потом неделями что-то такое бормочешь.
Многие думают, будто песня народная и «бесхозная», но это не так, знакомьтесь — ее автор Сергей Николаевич Лукашин, кстати, как видно, не татарин. Это выходец из легендарного Свердловского рок-клуба, участник панк-группы «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» (между прочим, их альбом вошел в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока») поэт и профессиональный массовик-затейник.
Обложка альбома группы «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе»
В конце 1980-х годов он перебрался в Челябинскую область из Верхотурья, где занимал должность директора клуба и играл вместе с товарищами в «Водопаде». Здесь обосновался в Кременкуле и сколотил школьную группу «Снегири», которая позже имела ошеломительный успех и даже выступила в «Останкино».
Сергей Лукашин, 1980-е годы
Но вернёмся к «Татарам»: песня является частью репертуара известного кременкульского ансамбля «Митрофановна». В начале 1990-х годов Сергей Лукашин подарил текст руководителю группы — Геннадию Зыкову, тот наложил его на музыку, и вскоре нехитрый мотив стали напевать от Кунашака до Стерлитамака. «Хорошие новости» связались с Сергеем Николаевичем и выяснили, как же родился хит и какой посыл он несет?
— Песню «Все татары кроме я» я написал, кажется, в 1993 году. Тогда у моей жены — тоже работника культуры — был коллега, который часто ругался «Все татары, кроме ты». А я взял и передал «ты» на «я». Писал песню реактивно, в один присест. Потом, она, правда, долго лежала, нигде не звучала, — рассказал «Хорошим новостям» Сергей Лукашин.
Звездный час композиции наступил в 1998 году в Аше. Коллектив должен был выступить на одном из этнокультуроных фестивалей, где собирались и башкиры, и татары, и русские. По словам автора, петь песню со сцены было немного боязно: никто не мог поручиться, что публика воспримет ее нормально — как символ дружбы и позитивного отношения к жизни. Но ребята решили рискнуть — спели и, что называется, «взорвали танцпол» — присутствующие мигом пошли в пляс, а потом долго благодарили музыкантов: «Здорово это вы придумали с бишбармаком.»
Сергей Лукашин, наши дни
Мало-помалу «Все татары кроме я» стала распространяться по «сарафанному радио» (кстати, в ротации радиостанций как таковых ее не было). Разумеется, самую большую популярность песня сыскала в тех городах и поселках, куда отведать бишбармак приехал веселый татарин.
Буду кушать бишбармак.
Я поеду в Нагайбак,
Буду кушать бишбармак.
А потом в Стерлитамак
Буду кушать бишбармак.
Тут и здесь мои друзья:
Все татары, кроме Я.»
Отметим, что ансамбль «Митрофановна» сделал композицию одной из своих коронных. Музыканты разработали специальный образ, пошили тюбетейки и начали успешно выступать на разных площадках Челябинской области и Башкирии. Выступают они до сих пор и даже снимают клипы. Впрочем, Сергей Лукашин тоже даром времени не теряет: ему 67 лет, он сохраняет невероятную бодрость духа и занимается организацией масштабных городских праздников. Его стихия — сцена. Поэт написал несколько сотен песен, стихов, сценариев, преподает основы режиссуры и актерского мастерства в институте культуры и регулярно проводит творческие семинары.
Произведение Лукашина, как он сам говорит, является примером здорового межнационального юмора и помогает установить диалог. И, действительно, если подойти в Челябинске к русскому, башкиру или татарину и сказать: «Я поеду в Кунашак. «, то каждый второй весело продолжит: «Буду кушать бишбармак».
Все татары, кроме я
Просто забавная песенка 🙂
а ведь старая песенка. я ее когда-то давно слышал
Вы меня расстраиваете, очень!
Попалась мне как-то книжка, обложку которой украшала цитата: «Поскреби русского – и найдешь татарина. А.Пушкин».
Вот подпись мне сразу не понравилась. Спору нет, после того как Ленина отменили, все цитаты традиционно приписываются или Пушкину или Черчиллю, но я как-то засомневался, что татароизысканиями занимался именно «наше все».
И в итоге пополнил свою коллекцию искаженных цитат.
Я все больше убеждаюсь, что точных цитат в массовом обиходе практически не осталось. Вообще. Все крылатые выражения или безбожно перевраны, или обрезаны до искажения смысла, или изначально имели совершенно другое значение.
Выражение «Поскреби русского – найдешь татарина» пришло к нам из французского языка, и в оригинале звучит так: «Grattez le Russe, et vous verrez un Tartare». Там эта поговорка тоже очень популярна, настолько, что авторство до сих пор точно установить не удалось, крылатая фраза эта приписывалась разным историческим лицам: Жозефу де Местру, Наполеону I, принцу де Линю и т. д.
Но вот смысл, вкладываемый в эту поговорку французами – очень определенный и совершенно иной.
Тем, кто не читал, напомню, что книга «Россия в 1839 году» до сих пор сохраняет титул «библии русофобов».
Ну и говорит Кюстин, естественно, о своем, о навязчивом. Вот как этот тезис звучит у него в развернутом виде:
«Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизаций сохранило медвежью шкуру — они лишь надели ее мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести — и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится».
Именно как своеобразную квинтэссенцию, эдакую выжимку русофобии, фразу «Поскреби русского – найдешь татарина» очень полюбили цитировать наши европейски образованные классики. В частности, Федор Михайлович Достоевский этим частенько грешил, разоблачая происки зловредных европейцев – и в «Дневнике писателя», и в «Подростке»… Из их-то сочинений афоризм этот и пошел в народ.
Ну а народ наш по своему обыкновению все извратил. В итоге сомнительная сентенция «Под тонкой оболочкой напускной культуры в русских по-прежнему скрываются дикари-людоеды» превратилась в мирный и абсолютно верный тезис «Русский с татарином – братья навек».
Это отрывок из моей книги «Мемасики временных лет».
Почему не все, кто называется татарами – один народ
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Нашествие монголов и Казанское ханство
Татары, которые пришли с монголами во время Западного похода — не то, чтобы тот же народ, который живёт сейчас в Татарстане. Это азиатское племя, которое монголы завоевали задолго до того — и насильно ассимилировали, убив всех мальчиков и мужчин старше примерно трёх лет, так, что новое поколение росло в послушании монголам.
Во время пришествия монголо-татарского войска там, где сейчас стоит Татарстан, существовало большое Булгарское ханство — довольно развитое мусульманское государство, основанное некогда степным, вероятно, тюркоязычным народом — булгарами (этот же народ стоит у основ балканской страны Болгария). Ханство то торговал, то срадалось с древнерусскими княжествами, а на его территории жили разные угро-финские народы — самые восточные европейцы.
Булгарское ханство и его союзники не покорились завоевателям. Они сражались и в результате большинство мальчиков и мужчин погибло. Монголы установили свою власть и оставили править в завоёванных землях некоторое количество татарских знатных семей. Именно потому земли стали зваться татарскими.
Что касается простого населения, то оно долго не смешивалось с пришлыми, предпочитая жениться с местными народами и завоёванными половцами. Со временем, конечно, монгольская империя развалилась, элита вжилась, и у части казанский татар действительно есть гены татар «монгольских». Вот почему у татар иногда можно увидеть дальневосточные черты. Но гораздо чаще там встречаются европейские или степняцкие тюркские лица, которые, конечно, тоже восточные, но отличаются от монгольских сильно.
Среди татар есть движение за то, чтобы вернуть себе «исконное» название булгаров, вместо того, чтобы носить унизительное название завоевателей. Многие желающие называться булгарами также ошибочно полагают, что булгары были славянами — вероятно, потому, что Болгария — славянская страна.
Татары — не единственный народ, который принял название своей элиты. Булгары в Болгарии, например, были меньшинством и потому со временем легко растворились, а русские земли (и вслед за тем народ, предками которого были в основном ильменские словене и ильменская чудь) назывались по пришлыми хозяевам-варягам, как свидетельствует летописец Нестор. Варяжских (скандинавские) генов в современных русских тоже очень мало.
Крымские татары
Обычно, объясняя, как вышло, что два разных народа носят одинаковое имя, вспоминают, что в Российской империи татарами называли практически все тюркоязычные малые народы. На самом деле, тут опять, похоже, замешан Западный поход монгольский империи.
Считается, что в основном предки крымских татара — половцы, степной тюркоязычный народ, который, впрочем, наверняка смешивался со своими ираноязычными соседями. Сохранился поздний половецкий кодекс, в котором половцы определённо именуют себя «татарами».
Половцы были южными соседями булгар. Естественно, во время монгольского нашествия часть из них также схватилась с монголами, а часть ушла западнее или покорилась. Тем половцами, которые первыми дошли до Крыма, не повезло — их испугались, приняв за монголов, о которых уже разнеслись панические слухи, и перебили. Часть половцев рассеялась по Европе вплоть до Италии. Часть присягнула на верность завоевателям. Вероятно, практически на всех западных землях монголы оставили именно татарских правителей (или имя татар приняли уже многие монголы) со своими отрядами. Это объяснило бы, почему новая волна половцев, пришедшая в Крым гораздо позже, называла себя татарами.
Кстати, половцы умудрились очень сильно повлиять на завоевателей и именно поэтому в монгольском языке можно найти много тюркских корней. А ещё до Западного похода половцы были постоянными союзниками Болгарии, в основном — против Византии.
В дальнейшем крымские татары развивались под сильным влиянием Османской империи, хотя во многом сохраняли собственные обычаи — например, как и в степи до того, женщины участвовали в голосованиях. Только им теперь не разрешалось говорить, они выражали свою волю звоном колокольчиков.
Литературные и прочие татары
И всё же про то, как использовалось слово «татары» до революции — правда. Так что, читая старые романы, можно, подумав, понять, что автор называет татарами, например, азербайджан.
Частично наследием этого подхода объясняется такое количество разных татарских народов на территории России. Например, кроме казанских татар, есть ещё астраханские (которые, впрочем, исторически смешивалось с казанскими очень активно), сибирские и некоторые более мелкие группы, а ещё исторически существуют давно православные татары — кряшены и нагайбаки. Последних ещё называют татарскими казаками.
Практически все, кто называется татарами в наше время, имеют отношение к империи монголов и сформировали ь в ханствах, оставшихся после её раскола. Генетика показывает, что их происхождение очень неоднородно и даже возможно сказать, что одни татары — скорее европейцы, а другие — скорее разного рода азиаты.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все татары, кроме я!
Да, и он тоже татарин!
Геральт из Татарии
Полный пакет
Можно в рассрочку! И еще его научат добираться до места жительства репетитора. У меня нет попугая, но теперь, кажется, он мне нужен!
Стрит-арты в г. Альметьевск
Рисуют алфавит (и не только) вот такими вот рисунками
Ура. Первая победа.
Прокуратура Республики Татарстан требует отозвать незаконные методические рекомендации в сфере образовательной деятельности
Прокуратура Республики Татарстан изучила «Методические рекомендации с примерными вариантами учебных планов для образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования», подготовленные и распространенные региональным министерством образования и науки 3 ноября 2017 года.
В ходе юридического анализа указанного документа выявлено его несоответствие федеральному законодательству. Установление в качестве обязательного для изучения государственного языка республики, на момент издания рекомендаций, не соответствует закону и федеральным образовательным стандартам, определенным уполномоченным органом – Министерством образования и науки России.
Кроме того, издавая указанные рекомендации, региональное министерство вышло за пределы установленной компетенции, войдя в сферу федерального правового регулирования и нарушив принцип автономности муниципальных образовательных организаций. Подобные действия министерства носят неоднократный характер.
С учетом изложенного, прокуратура республики подготовила в адрес Премьер-министра Республики Татарстан А.В. Песошина представление с требованием о незамедлительном отзыве методических рекомендаций и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства.
В настоящее время по данному факту проводится проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка действиям должностных лиц регионального министерства. В дальнейшем собранные материалы будут направлены в уполномоченные следственные органы для принятия решения в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Одновременно разъясняем, что применение на местах незаконных методических рекомендаций не освобождает от ответственности за нарушение законодательства в сфере образования. Неправомерное вмешательство в деятельность образовательных организаций и воспрепятствование деятельности органов прокуратуры является категорически недопустимым, каждому подобному факту будет дана принципиальная правовая оценка.
О моральном: детям «элиты Татарстана» татарский практически не преподается.
Международная школа в Казани (International School in Kazan) работает уже третий год, это самое элитное учебное заведение в Татарстане. Она имеет несколько зданий — один корпус расположен на улице Федосеевской, поблизости с так называемым «поселком нефтяников», где проживает менеджмент ОАО «Татнефть» и высокопоставленные чиновники Татарстана, включая президента, другой корпус — на улице Мавлютова. Имеются также филиалы в Иннополисе и Елабуге.
В школе есть два бассейна, зимний сад, студии для творчества, компьютерные классы, лаборатории для занятий по химии и биологии, великолепный спортзал. Особенностью «татарстанского Хогвардса» является не только то, что предметы преподаются на английском (заметная часть педагогов — иностранцы), но и высокая плата за обучение: по 60−70 тысяч рублей в месяц. Именно здесь учатся сын президента Татарстана, дети министров, сотрудников мэрии Казани.
Однако, как выяснилось, в школьном расписании этого элитного учебного заведения татарский язык преподается всего 1 час в неделю, причем только до 5 класса. Более того, в Международной школе Казани действует 5-дневное обучение. Это выглядит особенно вызывающе на фоне остальных школ, где на обязательный татарский язык отведено по 5−6 часов в неделю и введено 6-дневное обучение.
Весьма характерны в этой связи недавние заявления президента Рустама Минниханова и госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева на сессии Госсовета. Минниханов назвал недопустимой «политизацию языкового вопроса в школах» и заявил, что обязательное обучение татарского нужно сохранить, а Шаймиев пустился в рассуждения об «аморальности» требований родителей, которые осмеливаются заявлять о нежелании учить детей татарскому и хотят выбирать учебный план с изучением русского языка как родного.
Директор Международной школы Нияз Гафиятуллин, который ранее работал директором также довольно престижной 19-й школы Казани (был снят с должности по требованию прокуратуры за денежные поборы с родителей), поспешил оправдаться. По его словам, татарский язык дополнительно изучается в качестве факультатива по 3−4 часа, а опубликованное на сайте Минобра Татарстана расписание с 1 часом татарского в неделю в начальной школе больше нужно для аккредитации перед международными организациями. Однако подобный ответ был воспринят родителями школьников как издевательство, тем более, что директор прямо признается в подлоге.
Данный факт лишний раз подтверждает подлинное отношение элиты Татарстана к татарскому языку: для «простых детей» в школах его требуют сохранить чуть ли не как языковую повинность. А детям элиты он почти не нужен — им важнее хорошее знание английского. После этого любые рассуждения о полезности усвоения «еще одного языка» и «аморальности требований родителей» его не учить, выглядят неприкрытым лицемерием.
P.S Проблема насущная, а местные власти хотят все спустить на тормоза и так же преподавать татарский язык(всем кому нужен и не нужен). Нет я бы понял, если его изучение было так же необходимо,как и русского,но татарский язык наверное нужен тем у кого родственники живут в татарских деревнях, да и те знают все русский язык хорошо. И все бы ничего,но татарский язык хотят включить в список обязательных на ЕГЭ, тут к русскому и математики не просто подготовится, а тут еще и татарский. А людям других национальностей татарский вообще не нужен.Просто очень пригорело, а везде молчат,как буд-то ничего не происходит. Татарский начали преподавать принудительно 25 лет назад.