все таки первое сентября первый школьный день эпитет
# 10097
Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Текст В.К. Железникова
(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
— (7)Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
— (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
— (11)Не пора ли тебе домой?
— (12)Нет, — отвечает. — (13)Я домой не пойду.
— (14)Что же, ночевать здесь будешь?
— (16)Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
— (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
— (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
— (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы — и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
— (34)Палочки, — говорю, — это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
— (38)Слушай, — говорю, — старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
— (42)3начит, не выучила? — (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. — (44)Нечего было обещать.
— (45)Мы писали палочки весь день, — с отчаяньем сказала девочка. — (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
— (50)Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? (51)Наука — сложное дело. (52)Пойдёшь в школу — сам узнаешь.
— (53)Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
— (54)Подумаешь, беда, — говорю. — (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— (56)Вот хорошо! — сказала девочка. — (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
— (58)Ладно, — ответил Серёжа. — (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
(61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:
— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62)Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, — сказал Серёжа.
— (64)3начит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
— (65)Ничего не плакали, — ответил Серёжа. — (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— (67)Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(70)Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
— (72)Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе — и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову*)
*Железников Владимир Карпович (1925-2015) — детский писатель, кинодраматург
Все таки первое сентября первый школьный день эпитет
(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
— (7)Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
— (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
— (11)Не пора ли тебе домой?
— (12)Нет, — отвечает. — (13)Я домой не пойду.
— (14)Что же, ночевать здесь будешь?
— (16)Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
— (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
— (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
— (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы — и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
— (34)Палочки, — говорю, — это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
— (38)Слушай, — говорю, — старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
— (42)3начит, не выучила? — (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. — (44)Нечего было обещать.
— (45)Мы писали палочки весь день, — с отчаяньем сказала девочка. — (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
— (50)Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? (51)Наука — сложное дело. (52)Пойдёшь в школу — сам узнаешь.
— (53)Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
— (54)Подумаешь, беда, — говорю. — (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— (56)Вот хорошо! — сказала девочка. — (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
— (58)Ладно, — ответил Серёжа. — (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
(61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:
— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62)Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, — сказал Серёжа.
— (64)3начит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
— (65)Ничего не плакали, — ответил Серёжа. — (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— (67)Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(70)Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
— (72)Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе — и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову)
Задание 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
2) И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
3) — Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
4) Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
5) А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бьёт лежачих.
Эпитет – это образное определение, обычно выраженное прилагательным.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором прилагательное указывает на необычный признак, то есть употребляется не в прямом, а в переносном значении.
3) — Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо. – В этом предложении необычным является прилагательное «печальное». В прямом значении «печальный» – навевающий печаль (печальная пустыня), в переносном – вызывающий разочарование (печальные результаты).
Все таки первое сентября первый школьный день эпитет
Из книги «36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ 2020»
Прочитайте текст и выполните задания 6–9
(см. ответы и комментарии к ним ниже)
(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
– (7)Девочка, – говорю, – почему не идёшь домой?
(8)Никакого внимания.
– (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
– (11)Не пора ли тебе домой?
– (12)Нет, – отвечает. – (13)Я домой не пойду.
– (14)Что же, ночевать здесь будешь?
– (15)Не знаю.
– (16)Можешь ты сказать, – закричал я, – что у тебя случилось?
– (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
– (21)Ну и что же?
– (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
– (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
– (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
– (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
– (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы – и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
– (34)Палочки, – говорю, – это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
– (38)Слушай, – говорю, – старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
– (42)3начит, не выучила? – (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. – (44)Нечего было обещать.
– (45)Мы писали палочки весь день, – с отчаяньем сказала девочка. – (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
– (50)Слушай, – говорю, – ну чем она виновата? (51)Наука – сложное дело. (52)Пойдёшь в школу – сам узнаешь.
– (53)Я весь день письмо маме сочинял, – сказал он, и у него было такое печальное лицо.
– (54)Подумаешь, беда, – говорю. – (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
– (56)Вот хорошо! – сказала девочка. – (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
– (58)Ладно, – ответил Серёжа. – (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
– (61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос: Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62) Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
– (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, – сказал Серёжа.
– (64)3начит, плакали ваши письма, – сказал мальчишка.
– (65)Ничего не плакали, – ответил Серёжа. – (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
– (67)Всё ты врёшь, – сказал мальчишка. – (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(69)Наступило молчание.
(70)Ещё минута – и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
(72)Между прочим, его зовут Юркой, – сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе – и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову*)
* Железников Владимир Карлович (1925-2015 – советский детский писатель, кинодраматург, лауреат литературных премий.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Девочка не хотела выходить из класса, потому что ждала свою маму.
2) Первоклассница надеялась, что сможет выучить все буквы за один день.
3) Рассказчик объяснил младшему брату девочки, что наука — сложное дело.
4) Рассказчик обещал ребятам написать письмо их бабушке, которая жила далеко.
5) Серёжка смеялся над соседским мальчишкой, потому что у того не было взрослого друга, как у него.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
2) И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
3) — Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
4) Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
5) А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бьёт лежачих.
8. Лексический анализ.
В предложениях 56-62 найдите слово со значением «язвительный, коварный». Напишите это слово.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»:
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело было на душе — и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось».
9.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
ОТВЕТЫ:
6 – 23
7 – 34
8 – ехидный.
КОММЕНТАРИИ
к заданиям 7-8
8.
В выделенном фрагменте только одно слово удовлетворяет значению «язвительный, коварный»- ехидный.
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 9.1
В «Литературной энциклопедии читаем: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи характеризует своих героев». Смысл данного фрагмента статьи таков: писатель не обязательно сам даёт характеристику своим героям, он отражает это словами, вкладывая их в уста своих персонажей.
Главным героем текста В.К.Железникова является рассказчик по имени Юра. Читатель не знает о том, как его характеризует автор, но может судить об этом по тому, что и как Юра говорит. Отзывчивость рассказчика, его неравнодушное отношение к людям выражено, например, в предложении 16. В нём слово «закричал» помогает понять, что Юра переживает за девочку.
Маленький мальчик очень хочет написать родителям письмо, но для этого нужно, чтобы сестра выучила все буквы. Об этом Серёжа сам говорит: «Я весь день письмо маме сочинял». Этими словами из уст самого персонажа состояние ребёнка отражается гораздо сильнее, чем дальнейшее описание: «…у него было такое печальное лицо».
Таким образом, на примерах из текста мы видим, то слова героев повествования гораздо лучше могут передать их характеры и состояния, нежели передача этого разговора самим автором.
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 9.2
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 9.3.
Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть настоящим другом?»
ОГЭ 2020: Вариант 76
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В старину книги писались от руки, и поэтому работа продвигалась медленно. (2)Книги были бесценными: на изготовление одной-единственной книги-рукописи уходило иногда пять-семь лет. (3)Писцы обладали чётким и красивым почерком, каждая буква тщательно вырисовывалась, подбирались чернила. (4)Переписанные листы украшали рисунками, переплёты делали из деревянных досок, которые обтягивали кожей, на обложках размещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. (5)В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — книги были.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Все простые предложения, входящие в состав предложения 4, односоставные безличные.
5) Предложение 5 — предложение с прямой речью.
Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки. (Цифры расположите в порядке возрастания)
Недалеко от столицы, там, где протекает река (1)Сестра(2), находится небольшой город (3)Клин(4). С этим городом связаны последние годы жизни П.И. Чайковского, выдающегося русского композитора, создавшего балет (5)Щелкунчик(6). На окраине города стоит (7)дом-музей(8) Чайковского, в котором самые известные музыканты собираются и исполняют его произведения.
Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «вошёл с улыбкой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Текст В.К. Железникова
(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
— (7)Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
— (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
— (11)Не пора ли тебе домой?
— (12)Нет, — отвечает. — (13)Я домой не пойду.
— (14)Что же, ночевать здесь будешь?
— (16)Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
— (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
— (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
— (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы — и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
— (34)Палочки, — говорю, — это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
— (38)Слушай, — говорю, — старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
— (42)3начит, не выучила? — (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. — (44)Нечего было обещать.
— (45)Мы писали палочки весь день, — с отчаяньем сказала девочка. — (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
— (50)Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? (51)Наука — сложное дело. (52)Пойдёшь в школу — сам узнаешь.
— (53)Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
— (54)Подумаешь, беда, — говорю. — (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— (56)Вот хорошо! — сказала девочка. — (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
— (58)Ладно, — ответил Серёжа. — (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
(61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:
— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62)Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, — сказал Серёжа.
— (64)3начит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
— (65)Ничего не плакали, — ответил Серёжа. — (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— (67)Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(70)Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
— (72)Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе — и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову*)
*Железников Владимир Карпович (1925-2015) — детский писатель, кинодраматург
Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Текст В.К. Железникова
(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
— (7)Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
— (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
— (11)Не пора ли тебе домой?
— (12)Нет, — отвечает. — (13)Я домой не пойду.
— (14)Что же, ночевать здесь будешь?
— (16)Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
— (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
— (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
— (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы — и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
— (34)Палочки, — говорю, — это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
— (38)Слушай, — говорю, — старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
— (42)3начит, не выучила? — (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. — (44)Нечего было обещать.
— (45)Мы писали палочки весь день, — с отчаяньем сказала девочка. — (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
— (50)Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? (51)Наука — сложное дело. (52)Пойдёшь в школу — сам узнаешь.
— (53)Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
— (54)Подумаешь, беда, — говорю. — (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— (56)Вот хорошо! — сказала девочка. — (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
— (58)Ладно, — ответил Серёжа. — (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
(61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:
— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62)Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, — сказал Серёжа.
— (64)3начит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
— (65)Ничего не плакали, — ответил Серёжа. — (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— (67)Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(70)Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
— (72)Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе — и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову*)
*Железников Владимир Карпович (1925-2015) — детский писатель, кинодраматург
Выполните лексический анализ.
В предложениях 56-62 найдите слово со значением «язвительный, коварный». Напишите это слово.
Текст В.К. Железникова
(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день.
(4)3абежал, а в классе уже пусто. (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.
— (7)Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
— (9)Может быть, потеряла что-нибудь?
(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.
— (11)Не пора ли тебе домой?
— (12)Нет, — отвечает. — (13)Я домой не пойду.
— (14)Что же, ночевать здесь будешь?
— (16)Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— (17)Меня брат ждёт. (18)Вон во дворе сидит.
(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— (22)А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— (23)В один день всю азбуку?! (24)Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? (25)Сильна врать!
— (26)Я не врала, я просто не знала.
(27)Вижу, сейчас она заплачет.
— (28)Буквы учат целый год. (29)Это не простое дело.
— (30)У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. (31)А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы — и напишем маме и папе письмо». (32)А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33)А мы сегодня весь день палочки писали.
— (34)Палочки, — говорю, — это хорошо, это просто замечательно! (35)Из палочек ведь можно сложить буквы. (36)А теперь пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.
(37)Мы вышли во двор и направились к её брату.
— (38)Слушай, — говорю, — старина. (39)Как бы тебе это объяснить. (40)Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41)Это не такое лёгкое дело.
— (42)3начит, не выучила? — (43)Он вызывающе посмотрел на сестру. — (44)Нечего было обещать.
— (45)Мы писали палочки весь день, — с отчаяньем сказала девочка. — (46)А из них складываются буквы.
(47)Но он не стал её слушать. (48)Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
(49)Тогда я догнал его.
— (50)Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? (51)Наука — сложное дело. (52)Пойдёшь в школу — сам узнаешь.
— (53)Я весь день письмо маме сочинял, — сказал он, и у него было такое печальное лицо.
— (54)Подумаешь, беда, — говорю. — (55)Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— (56)Вот хорошо! — сказала девочка. — (57)Мы живём в этом доме за железной изгородью.
— (58)Ладно, — ответил Серёжа. — (59)Я буду ждать.
(60)Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.
(61)И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:
— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
(62)Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— (63)Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, — сказал Серёжа.
— (64)3начит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
— (65)Ничего не плакали, — ответил Серёжа. — (66)У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— (67)Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — (68)Ну, как зовут твоего друга, как?
(70)Ещё минута — и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.
(71)Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.
— (72)Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я.
(73)У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.
(74)А Серёжа ничего не сказал. (75)Он был не из тех, кто бьёт лежачих. (76)А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77)Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78)Весело было на душе — и всё. (79)Отличное было настроение. (80)Даже петь хотелось.
(По В. К. Железникову*)
*Железников Владимир Карпович (1925-2015) — детский писатель, кинодраматург