все приведенные ниже методы кроме двух используются в селекции как цветковых растений так и животных
Все приведенные ниже методы кроме двух используются в селекции как цветковых растений так и животных
Все приведённые ниже методы, кроме двух, используют в селекции животных. Определите два метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) отбор по экстерьеру
2) близкородственная гибридизация
5) оценка производителей по потомству
К селекции животных относят: 1) отбор по экстерьеру; 2) близкородственная гибридизация; 5) оценка производителей по потомству
«Выпадают»: 3) массовый отбор и 4) полиплоидизация
Методы селекции растений:
1) гибридизация (близкородственная (инцухт) — скрещивание сортов (чистых линий) с целью получения у гибридов эффекта гетерозиса; неродственная (аутбридинг) — скрещивание особей разных видов или родов с целью получения гибридов, сочетающих признаки двух разных растений;
2) искусственный отбор (массовый — отбор по фенотипу группы особей; индивидуальный — отбор единичных особей);
3) мутагенез (изменение наследственности с помощью мутагенов с целью получения полиплоидов и гибридов с новыми признаками);
5) хромосомная инженерия (внедрение хромосом растений одного сорта (вида) в геном растения другого сорта (вида);
Методы селекции животных:
1) гибридизация (близкородственная (инбридинг) — скрещивание близкородственных особей с целью получения гибридов с гомозиготным состоянием генов; неродственная (аутбридинг) — скрещивание домашних животных с дикими предками (внутривидовая неродственная гибридизация) и межвидовая неродственная гибридизация);
2) искусственный отбор (индивидуальный отбор по хозяйственно полезным признакам и экстерьеру);
3) испытание родителей по потомству для оценки племенных качеств производителей;
4) искусственное осеменение для интенсивного использования ценных производителей;
5) полиэмбриония (получение нескольких близнецовых зародышей из одной зиготы);
6) клеточное клонирование (клеточная инженерия);
7) генная инженерия (перенос генов одного вида (породы) в генотип другого вида (породы), получение трансгенных животных).
Классическая селекция
Селекция – наука, занимающаяся выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Селекция происходит в два этапа: сначала путем скрещивания и мутагенеза создается наследственное разнообразие, а потом производится искусственный отбор.
Скрещивание (гибридизация)
Отдаленная гибридизация (аутбридинг) – скрещивание организмов разных сортов (пород, линий), подвидов, видов. При этом получаются новые сочетания генов, повышается гетерозиготность, возникает гетерозис (превосходство гибридов над родителями по размеру, жизнеспособности и т.д.).
Близкородственное скрещивание (инбридинг) – приводит к закреплению желательного признака (повышается гомозиготность: скрытые рецессивные гены переходят в гомозиготное состояние и проявляются в фенотипе). Длительное близкородственное скрещивание приводит к получению чистых линий. У самоопыляющихся растений они имеют нормальную жизнеспособность, а у животных и перекрестноопыляющихся растений – пониженную, потому что закрепляются не только желательные, но и вредные признаки.
Мутагенез
Если обработать мешок пшеницы ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, то в каждом семени произойдут мутации.
Если обработать зиготу колхицином, то в ней произойдет полиплоидия (кратное увеличение количества хромосом), у растений это приводит к повышению урожайности (в селекции животных не используется).
С помощью полиплоидии Г.Д.Карпеченко преодолел бесплодие межвидового гибрида капусты и редьки: после обработки колхицином количество хромосом в клетках гибрида удвоилось, после чего стала возможна конъюгация и кроссинговер (а следовательно мейоз и образование половых клеток).
Искусственный отбор
При искусственном отборе закрепляются признаки, полезные для человека, при этом для самого растения или животного эти признаки могут быть вредными (например, ожирение у свиней).
Индивидуальный отбор – проводится по генотипу, т.е. с учетом данных о фенотипе родителей, потомства и других родственников.
Массовый отбор – проводится по фенотипу (у животных это называется «по экстерьеру»). Устаревшая методика, у животных давно не применяется, у растений и микроорганизмов применяется редко.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В селекции животных практически не используют
1) массовый отбор
2) неродственное скрещивание
3) родственное скрещивание
4) индивидуальный отбор
Выберите один, наиболее правильный вариант. Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу
Выберите один, наиболее правильный вариант. Все многообразие современных пород животных и сортов растений сформировалось под влиянием
1) модификационной изменчивости
2) стабилизирующего отбора
3) искусственного отбора
4) биологического прогресса
Выберите один, наиболее правильный вариант. Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению межвидовых гибридов
4) усилению мутагенеза
Выберите один, наиболее правильный вариант. Явление гетерозиса наблюдается у гибридов, полученных от
1) генетически отдаленных родительских форм
2) близкородственного скрещивания
3) особей одного сорта, но с разными фенотипами
4) особей одного сорта, но с разными генотипами
Выберите один, наиболее правильный вариант. Материалом для искусственного отбора является
1) генетический код
2) популяция
3) дрейф генов
4) мутация
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой отбор более эффективен при создании нового сорта самоопыляющихся зерновых культур?
1) стабилизирующий
2) массовый
3) индивидуальный
4) движущий
Выберите один, наиболее правильный вариант. Увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору, получают в селекции растений путем
1) близкородственного скрещивания
2) искусственного отбора
3) искусственного мутагенеза
4) гетерозиса
Гибридное потомство, полученное Г.Д.Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие
1) разного числа половых клеток у редьки и капусты
2) отсутствия конъюгации хромосом у гибридов
3) кроссинговера между негомологичными хромосомами редьки и капусты
4) гомозиготности родительских форм
Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,
1) получают полиплоидные организмы
2) их размножают вегетативно
3) получают гетерозисные организмы
4) выводят чистые линии
Бесплодные гибриды у растений образуются в результате
1) внутривидового скрещивания
2) полиплоидизации
3) отдаленной гибридизации
4) анализирующего скрещивания
Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
1) проявлением доминантных мутаций
2) увеличением числа гетерозиготных особей
3) уменьшением числа гомозиготных особей
4) проявлением рецессивных мутаций
Какой вклад в генетику и селекцию внес Г.Д.Карпеченко?
1) преодолел бесплодие межвидовых гибридов
2) вывел новый сорт пшеницы
3) открыл явление гетерозиса
4) известен, как создатель новых сортов фруктов
Определите число хромосом в соматических клетках капустно-редечного гибрида после преодоления его бесплодия, если в исходных соматических клетках капусты и редьки по 18 хромосом
1) 9
2) 18
3) 27
4) 36
2. Установите соответствие между видами отбора и их особенностями: 1) естественный, 2) искуственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) темпы эволюции медленные
Б) неблагоприятные изменения бракуются, уничтожаются
В) благоприятные изменения отбираются, становятся хозяйственно-ценными
Г) приводит к возникновению новых популяций, видов
Д) результат – многообразие видов
Е) характер действия творческий – целенаправленно накапливаются признаки, полезные для человека
3. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует в природе постоянно
Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека
В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах
Г) приводит к возникновению новых видов
Д) способствует созданию новых пород животных
Е) действует на пшеницу на поле
Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) Медленный в течение всей истории органического мира
2) Наследственная изменчивость
3) Человек
4) Медленный, с появлением земледелия и животноводства
5) Борьба за существование
6) Быстрый, в течение всей истории органического мира
7) Биологический прогресс
8) Многообразие видов
Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) наследственная изменчивость
2) борьба за существование
3) условия окружающей среды
4) многообразие видов
5) многообразие организмов
6) многообразие высокоорганизованных и низкоорганизованных организмов
7) с появлением и развитием земледелия и животноводства
8) с развитием трудовых операций и формированием абстрактного мышления
СЕЛЕКЦИЯ КРОМЕ
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания методов селекции. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кроссинговер
2) гетерозис
3) аутбридинг
4) дрейф генов
5) полиплоидия
2. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания селекции животных и растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чистая линия
2) движущий отбор
3) гетерозис
4) гаструляция
5) гибридизация
3. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания методов селекции. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кроссинговер
2) аутбридинг
3) гибридизация
4) мутагенез
5) полимерия
4. Все приведенные ниже методы, кроме двух, используют в селекции как цветковых растений, так и млекопитающих животных. Определите два метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) полиплоидизация
2) искусственный мутагенез
3) близкородственное скрещивание
4) отдаленная гибридизация
5) индивидуальный отбор
СЕЛЕКЦИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность этапов деятельности селекционера при создании высокопродуктивных штаммов бактерий. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) присвоение номенклатурного названия штамму бактерий
2) воздействие мутагенами на исходную колонию бактерий
3) подбор исходной колонии бактерий
4) получение новой колонии (штамма) и оценка её продуктивности
5) отбор бактерий с новыми признаками
Определите последовательность этапов работы по выведению новых пород животных.
1) подбор родительских форм
2) анализ родословных исходных форм
3) анализ полученного потомства
4) скрещивание исходных форм
5) скрещивание особей разных линий
6) создание нескольких линий
Установите последовательность этапов деятельности селекционера при использовании индивидуального отбора для самоопыляющихся растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) испытание отобранных гомозиготных потомков на урожайность
2) подбор исходных растений с нужными для человека признаками
3) самоопыление растений и получение потомства
4) оценка гомозиготности растений в полученном потомстве
5) посев семян отобранных растений
Установите последовательность этапов деятельности селекционера при создании новой породы животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) скрещивание производителей в племенном хозяйстве
2) многократный инбридинг полученных потомков
3) подбор исходных родительских форм с нужными для человека признаками
4) перевод генов хозяйственно ценных признаков в гомозиготное состояние
5) испытание отобранных гомозиготных потомков на продуктивность
СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ КРОМЕ
1. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании методов селекции растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) аутбридинг
2) инбридинг
3) испытание производителей по потомству
4) массовый отбор
5) полиэмбриония
2. Все приведенные ниже методы, кроме двух, используют для описания селекции растений. Определите два метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) подбор родителей по экстерьеру
2) испытание производителей по потомству
3) полиплоидия
4) отдаленная гибридизация
5) гетерозис
3. Все приведенные ниже приёмы, кроме двух, используются в селекции перекрестноопыляемых растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) полиплоидизация стерильных гибридов
2) вегетативное размножение гетерозисных форм
3) скрещивание отдаленных родственников
4) индивидуальный отбор
5) испытание производителя по потомству
2. Установите соответствие между методами селекции и организмами, к которым их как правило применяют: 1) животные, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) испытание производителя по потомству
Б) индивидуальный отбор потомков по экстерьеру
В) межсортовая гибридизация
Г) клонирование переносом ядра из соматической клетки в половую
Д) получение полиплоидных гибридов
Е) вегетативное размножение
3. Установите соответствие между методами и видами селекции: 1) селекция животных, 2) селекция растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отбор по экстерьеру
Б) метод ментора
В) выращивание из культур клеток
Г) увеличение плоидности
Д) массовый отбор
Е) испытание родителей по потомству
СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие понятия используют в селекции животных?
1) анализ потомства по фенотипу
2) искусственный мутагенез
3) движущий отбор
4) полиплоидию
5) инбридинг
СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже методы, кроме двух, используются в селекции для создания пород животных. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гетерозис
2) индивидуальный отбор
3) полиплоидизация
4) отбор по экстерьеру
5) искусственный мутагенез
2. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания методов селекции животных. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выращивание организма из колонии клеток
2) отбор по экстерьеру
3) проверка по потомству
4) полиплоидизация
5) гибридизация
ГЕТЕРОЗИС
Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания гетерозисных гибридов растений. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) превосходство над родительскими формами по ряду свойств
2) ослабление эффекта гибридной силы в последующих поколениях
3) образование новых сортов
4) бесплодие гибридов первого поколения
5) стимулирующее действие гетерозиготности на развитие признаков
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками гетерозисной формы растения или животного являются
1) гомозиготность по определённому признаку
2) повышенная урожайность гибридов
3) способность давать плодовитое потомство
4) устойчивость к болезням
5) мощное развитие вегетативных органов
6) усиление полученных признаков в последующих поколениях
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение гомозиготных линий
2) многократное самоопыление родительских растений
3) подбор исходных растений с определёнными признаками
4) получение высокопродуктивных гибридов
5) скрещивание организмов двух разных чистых линий
КАРПЕЧЕНКО
Все приведённые ниже методы, кроме двух, Г.Д. Карпеченко использовал для получения капустно-редечного гибрида. Определите два метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) получение полиплоидов
2) межвидовая гибридизация
3) искусственный мутагенез
4) центрифугирование
5) метод культуры клеток
==========
Установите соответствие между особенностями и методами селекции: 1) аутбридинг, 2) инбридинг. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) близкородственное скрещивание
Б) получение чистых линий
В) скрещивание неродственных организмов
Г) улучшает продуктивность гибридов
Д) наблюдается депрессия у гибридов
Е) повышает гетерозиготность гибридов
Установите соответствие между методом селекции и его особенностями: 1) гибридизация, 2) индуцированный мутагенез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) получение гибридов путем скрещивания отобранных родительских форм
Б) воздействие на организм колхицином, который разрушает веретено деления клетки
В) появление новых признаков происходит в результате мутационной изменчивости
Г) чаще используется в селекции растений и микроорганизмов
Д) иногда наблюдается явление гетерозиса
Е) появление новых признаков происходит в результате комбинативной изменчивости
Все перечисленные ниже методы, кроме двух, относятся к формам искусственного отбора. Определите два метода, «выпадающие» из данного списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) испытание по потомству
2) отбор по экстерьеру
3) индивидуальный отбор
4) стабилизирующий отбор
5) дизруптивный отбор
7. Наследственность и изменчивость. Размножение и онтогенез организмов. Селекция и биотехнология (множественный выбор)
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Селекция и биотехнология
Выберите два верных ответа из пяти. Мутации со сходным фенотипическим проявлением могут появиться, скорее всего, у овса и
Варианты:
Выберите два верных ответа из пяти. Искусственный мутагенез применяется в
Варианты:
Выберите три верных ответа из шести. Восточноазиатский центр происхождения культурных растений – это родина
Варианты:
Выберите три верных ответа из шести. К биотехнологии относят
Варианты:
Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в генетике. Найдите два метода, «выпадающих» из общего ряда.
Варианты:
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты:
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты:
Из перечисленных закономерностей выберите три генетические:
Варианты:
Что представляют собой чистые линии?
Варианты:
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты:
Задание №7 ЕГЭ по биологии
Генетические закономерности
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Задание с выбором вариантов ответа, относится к повышенному уровню. За верное выполнение можно получить 2 балла.
«Решу ЕГЭ» делит задания на три подгруппы:
Упражнений достаточно много. Только лишь на сайте их под сотню, что уж говорить об открытом банке заданий. При том, они достаточно разнообразны, так что предстоит большая работа.
Опять же, переберем все типы заданий, какие нам доступны.
Разбор типовых заданий №7 ЕГЭ по биологии
Воспроизведение организмов/Биотехнология
Гаплоидность/диплоидность
Выберите клетки, в которых набор хромосом диплоиден.
Обратимся сразу к животным, так как они нам просто ближе и более знакомы, ведь и мы относимся к этому царству.
Для того, чтобы зигота была диплоидна, гаплоидный сперматозоид должен оплодотворить гаплоидную яйцеклетку, таким образом, сперматозоид животного нам не подходит, он гаплоиден.
Клетки печени мыши и нейроны мозга- соматические клетки организма, они диплоидны, эти варианты нам подходят. Переберем остальные.
В жизненном цикле мха преобладает гаметофит, так что его листья гаплоидны.
Яйцеклетки растений так же гаплоидны, как и яйцеклетки животных.
Ооцитами называются яйцеклетки на одной из стадий своего развития. Пусть пока мы не знаем овогенез (развитие яйцеклетки). Ооцит первого порядка- тот, что только начал свое развитие, пока что он диплоиден. В ходе овогенеза он станет гаплоидным и сможет участвовать в размножении.
Найти лишний термин
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание легкое, даже для новичков. Для полового размножения, как минимум, характерно оплодотворение.
Теперь известен такой процесс как овогенез. Есть, кстати, еще и сперматогенез. Об этом поговорим подробно чуть позже. Это так же относится к половому размножению.
Гонады- органы животных, в который продуцируются половые клетки. У самок — яичники, у самцов — семенники.
Половое размножение
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания значения полового размножения. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Вся суть полового размножения в том, чтобы произвести генетически, а, значит, и фенотипически разнообразное потомство. Происходит это благодаря кроссинговеру, когда при конъюгации хромосомы приближаются и обмениваются участками гомологичных хромосом.
Варианты 345 описывают половое размножение а 12 не подходят.
Искусственный мутагенез
Выберите два верных ответа из пяти. Искусственный мутагенез применяется в
Искусственный мутагенез применяется только по отношению к растениям и микроорганизмам, так как если внедрять его в работу с животными или людьми, то велик риск летального исхода, что невыгодно и негуманно.
Закономерности наследственности и изменчивости
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.
Разберемся в схеме.
Если у растения листья вытянулись из-за недостатка света, но растение изменилось только внешне, то есть фенотипически. В генотипе у него ничего не изменилось. Это был пример ненаследственной изменчивости, она же фенотипическая, она же модификационная.
Ситуация 2. У животных в размножении участвуют две особи, в процессе кроссинговера генетический материал как бы перетасовывается, как карты в колоде, но в соответствии с вариантами развития признака. Есть гены, отвечающие, к примеру за цвет глаз. Пусть в роду у одной особи были карие и зеленые глаза, у другой — зеленые и голубые. Какую «карту» вы вытяните- неизвестно. Может, это будет карий и голубой, где карий доминирует. Может, карий и зеленые, где карий доминирует, может, зеленый и зеленый, потомство будет с зелеными глазами. А может, зеленый и голубой, тогда потомство будет с зелеными глазами. И вот это множество комбинаций и называется комбинативной изменчивостью.
Мутационная изменчивость возникает внезапно. Есть несколько разновидностей этой изменчивости, в зависимости от локации перестроек.
Генная мутация — изменения ДНК в пределах одного гена.
Геномная мутация— мутация, в результате которой происходит изменение числа хромосом.
Хромосомные мутации — изменения в структуре хромосом.
Наследственная изменчивость
Выберите два верных ответа из пяти. К наследственной изменчивости не относится изменчивость
К ненаследственной изменчивости относятся только фенотипическая и определенная изменчивости, это одно и то же.
Ненаследственная изменчивость
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания фенотипической изменчивости. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Фенотипическая изменчивость — это как бы отклик на факторы окружающей среды. Она не сказана с хромосомами и имеет групповой характер. Если где-то в лесу, в тени вырастет несколько растений, которым не будет хватать света, то у них у всех вытянутся листовые пластины, а не только у одного экземпляра.
Отдельно стоит поговорить о норме реакции.
Норма реакции — это та максимальная доля от фенотипического значения признака, на которую может изменить признак среда.
То есть, вернемся к примеру с листьями. Есть среднее значение длины листа. Если слишком темно и листу необходимо вытянуться, то он не будет расти до тех пор, пока не перекроет елку, которая создает тень. Есть верхний предел этого роста.
Если вдруг солнца слишком много, то необходимо уменьшить площадь поверхности испарения влаги. Лист не будет уменьшаться до размеров капли. Нижний предел так же имеется. Это и называется нормой реакции.
Мутационная изменчивость
Выберите два верных ответа из пяти. Мутационная изменчивость передается по наследству, так как возникает в многоклеточном организме в
Мутационная изменчивость относится к наследственной изменчивости. В том, чтобы передать генетический материал, участвуют половые клетки, то есть сперматозоиды и яйцеклетки.
Комбинативная изменчивость
Выберите два верных ответа из пяти. Выберите из приведённых случаев пример комбинативной изменчивости.
Чистая линия — группа организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей.
1) Раз линия была чистой, но произошло такое отклонение, то это мутация.
2) Несколько поколений мышей серые, значит, это чистая линия. Появление белого мышонка- мутация.
3) Появление одного белого цветка на сиреневом кусте- мутация.
4) и 5) Рождение ребенка с карими глазами от голубоглазого отца и рождение девочки с прямыми волосами от матери с вьющимися волосами- примеры комбинативной изменчивости.
Генная мутация
Определите два признака, поясняющие причины генных мутаций — это нарушения, происходящие при
Генная мутация — это мутация происходящая в пределах одного гена. Ген состоит из нуклеотидов. Следовательно, генные мутации связаны с нуклеотидами. В таком случае, нам подходят варианты 1 и 5.
Геномная мутация
Чем характеризуется геномная мутация?
При геномной мутации происходит изменение числа хромосом.
Задание полезное, разберем все варианты по мутациям.
1. изменение нуклеотидной последовательности ДНК
Раз речь идет про нуклеотиды, то это генная мутация.
2. утрата одной хромосомы в диплоидном наборе
Число хромосом изменилось, это подходит под описание геномной мутации. Это анеуплоидия.
3. кратное увеличением числа хромосом
Число хромосом опять же изменилось. Это геномная мутация, а именно — полиплоидия.
4. изменение структуры синтезируемых белков
Если эти белки — ДНК, то это хромосомная мутация.
5. удвоение участка хромосомы
Мутации на уровне участка хромосомы- хромосомные. Удвоение — дупликация участка хромосомы.
6. изменением числа хромосом в кариотипе
Число хромосом- геномная изменчивость.
Хромосомная мутация
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать в качестве примера хромосомных перестроек. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны:
Онтогенез. Жизненный цикл растений/Зародышевые листки
Зародышевые листки
Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?
Для начала разберемся, с тем какой здесь обозначен зародышевый листок.
На рисунке изображена эктодерма, внешний зародышевый листок.
В первую очередь, из нее развивается кожа и ее производные, а именно: ногти, волосы, потовые железы.
Оплодотворение у цветковых растений
Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется слиянием спермия с центральной клеткой и слиянием спермия и яйцеклетки; образованием зиготы в зародышевом мешке
Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок. Оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика. Этому процессу предшествует прорастание пыльцевого зерна на рыльце пестика. Прорастание начинается с набухания пыльцевого зерна и развития пыльцевой трубки, которая растет через ткани рыльца и столбика, врастает в полость завязи, достигает семязачатка и входит в него через микропиле (от греч. «микро» малый и «пиле» — ворота).
В семязачатке к этому времени бывает развит зародышевый мешок, образовавшийся из мегаспоры и состоящий из семи клеток, одна из которых — яйцеклетка (женская гамета), а самая крупная — центральная клетка с двумя ядрами.
Когда пыльцевая трубка дорастает до зародышевого мешка и входит в него, она лопается и спермии осуществляют оплодотворение — один сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой — с центральной клеткой. Этот процесс называют двойным оплодотворением. Из зиготы затем развивается зародыш, а из центральной клетки эндосперм (ткань, запасающая питательные вещества). После оплодотворения из семязачатков формируются семена, а сам цветок превращается в плод.
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2) В оплодотворении участвует спермий и яйцеклетка. Из вегетативной клетки и другого спермия развивается эндосперм.
4) Гаметы образуются путем митоза, а не мейоза.
Сперматогенез
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса сперматогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Поговорим про сперматогенез и сразу про овогенез.
Сперматогенез — развитие мужских половых клеток (сперматозоидов), происходящее под регулирующим воздействием гормонов. Одна из форм гаметогенеза.
Оогенез или овогенез — развитие женской половой клетки — яйцеклетки. Одна из форм гаметогенеза.
На каждой стадии у клеток есть свои названия:
Клетки, получившиеся в результате митозов называются сперматогонии и овогонии.
Клетки, которые делятся первый раз мейозом- сперматоцит и овоциты I порядка.
Второй раз мейоз — сперматоциты и овоциты II порядка.
После второго мейоза сперматоциты становятся сперматидами, а потом- сперматозоидами.
После второго мейоза 3 клетки отмирают, а одна становится яйцеклеткой.
Таким образом, к сперматогенезу не относятся два ответа: образуются женские половые клетки и в результате образуется одна клетка.
Жизненный цикл папоротника
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — гаплоидные стадии развития папоротника. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Найдем все, что гаплоидно. Следуя схеме, это спермий, споры и заросток. Значит, листья и зигота — диплодны.
Эмбриогенез
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для обозначения стадий эмбриогенеза кишечнополостных животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Кишечнополостные — двуслойные животные. Соответственно, у них есть экто- и энтодерма. Исходя из этого, посмотрим на стадии эмбриогенеза.
Кишечнополостным будет свойственно дробление, бластула и гаструла, потому что в процессе гаструляции образуются эктодерма и энтодерма. Это будет последняя стадия эмбриогенеза кишечнополостного.
125- стадии эмбриогенеза кишечнополостных животных, а варианты 3 и 4 не подходят. Гаметогенез вообще не стадия эмбриогенеза.