все конкуренты различаются по таким признакам как конкурентные
Основные виды конкурентов
Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.
Какие они?
Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.
Прямые и косвенные
Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:
Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.
Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:
Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.
Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.
Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.
Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.
Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.
Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).
Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.
Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.
Как их распознать?
В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.
Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.
Возможностей здесь много:
Конкуренты и стратегии
Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:
Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.
Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.
Что такое конкуренция? Виды конкуренции. Кто такие конкуренты и как с ними бороться?
Каждая компания и ее владельцы стремятся вытеснить из рынка конкурентов, быть во всем лучше, быть первыми… Но сама конкуренция является только двигателем прогресса. Благодаря ей, ваша компания будет предоставлять более качественный товар, и в то же время конкурирующая фирма будет стремиться к совершенству. Это вызывает спрос на рынке, улучшает общее качество товаров и услуг, которые могут быть предложены потенциальному покупателю. Так что такое конкуренция? В чем ее недостатки и преимущества?
Понятие конкуренции и ее разновидности
Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений. Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции.
Сегодня под конкуренцией в экономике подразумевают соперничество предприятий за возможность реализации своих товаров по более выгодным ценам, привлечение большего количества клиентов и соответственно увеличение прибыли.
Конкуренция помогает регулировать производство, рынок товаров и услуг, расширять предложение для клиентов. Из-за того, что основой рынковых отношений между предприятиями является борьба за выживание, то благодаря конкуренции в определенной сфере остаются только лидеры и профессионалы, которые готовы совершенствоваться.
В то же время, как раз из-за того, что каждая компания стремится получать большую прибыль при минимальных расходах, процветает недобросовестная конкуренция. Отношения между предприятиями регулируются законами, а их придерживание контролируются Антимонопольным комитетом.
Преимущества и недостатки конкуренции на рынке
Современная конкуренция бывает совершенная и несовершенная. Первый вариант является правильным и важным фактором для развития предприятий. Конкуренция имеет как преимущества, так и недостатки.
Плюсами конкуренции являются:
Но есть и существенные минусы, которые приносят убытки всем участникам рынковых взаимоотношений – рынку, предпринимателю и потребителю.
Если не контролировать совершенную конкуренцию, то со временем она превратится в несовершенную – одно предприятие может полностью подчинить себе всю сферу производства и реализации определенного вида товаров или услуг. Это закончиться тем, что организация остановит свое развитие, будет предъявлять завышенные цены и сможет полностью контролировать спрос у покупателей.
В условиях чрезмерной конкуренции в одной сфере услуг или товаров может быть слишком много компаний, поэтому появляется перепроизводство – производители выпустили на рынок слишком больше количество товара, который в несколько раз превышает спрос. Чтобы реализовать его предприятиям придется уменьшать стоимость и терпеть убытки. В результате многие фирмы не выдерживают финансовую нагрузку и станут банкротами.
Виды конкуренции – особенности и различия
Существует несколько видов конкуренции, которые можно рассматривать из разных сторон. По типам взаимодействия есть недобросовестная и совершенная конкуренция, о которой уже было сказано.
По масштабу развития и территориальному показателю различают:
Конкуренты – определяем прямых конкурентов, боремся с ними
От того, насколько правильно вы определите своих конкурентов и разработаете стратегию борьбы, зависит востребованность вашей фирмы потребителями. Нужно понимать, что не все фирмы, которые предоставляют подобные услуги или продают такой же товар, является вашими конкурентами.
Стратегия борьбы должна быть ориентирована именно на прямых, а не косвенных конкурентов. Определить их можно по таким показателям:
Прямые конкуренты – это те компании, которые “забирают” у вас клиентов, но вместе с этим, их существование имеет свои преимущества. Благодаря тому, что на рынке есть фирма-лидер, вы стремитесь развиваться и совершенствоваться.
Как определить конкурента?
Недобросовестная конкуренция
Существует несколько видов конкуренции в экономике. Каждый из них представлен на современном рынке и имеет как свои недостатки, так и преимущества. В основном, различают совершенную конкуренцию и недобросовестную. В первом случае, имеется в виду такая система взаимодействия двух компаний, которая предполагает правильные способы борьбы, развития, а продавцы не могут влиять на стоимость товаров, вместо этого просто улучшают предложение для клиентов. Чистая или здоровая конкуренция – это идеализированное состояние рынка.
Второй же случай, к сожалению, встречается намного чаще. Недобросовестная конкуренция – это такой способ рынковых отношений, при которых одна или несколько компаний нарушают общие нормы поведения, принятые законы страны, нормы морали и справедливости. В результате этого процесса на рынке незаслуженно лидирует компания, которая не может предложить покупателю лучшие услуги, а их конкуренты имеют убытки.
Эти отношения регулируются законами “О защите от недобросовестной конкуренции”. Там описаны основные факторы этого процесса, а также наказания – штрафы разного размера.
Как бороться с конкурентами в торговле?
Этот вопрос ставят перед собой практически все владельцы компаний, которые стремятся развиваться. Но как бы не было сложно лидировать в одной области, ответ на этот вопрос довольно простой. Нужно постоянно развиваться, следить за тенденциями техники и технологий производства, новинками рекламы, особенностями рынка сбыта, изучать психологию потребителей, ориентироваться на целевую аудиторию, предлагать лучшую цену… Чтобы эффективно соперничать с конкурентами нужно просто быть лучше них.
Конкуренция
Определение конкуренции
Конкуренция — экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства.
Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.
Задачи конкуренции в экономике:
определение рыночной цены произведенной продукции;
уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;
контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность — это относительная и обобщенная характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара-конкурента.
Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:
Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.
Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако между этими понятиями есть различия.
Конкурентоспособность фирмы — это характеристика, которая выражает отличия развития этой фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Функции конкуренции в рыночной экономике
Выделяют шесть основных функций конкуренции:
Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.
Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.
Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.
Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию называют мотором рыночной экономики.
Таблица «Черты конкуренции»
Позитивные черты конкуренции
Негативные черты конкуренции
Способствует снижению затрат для потребителей.
Постоянное разорение многих товаропроизводителей.
Создает возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя.
Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж). Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, послепродажное обслуживание.
Ограничивает возможность монополизации, препятствует возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество, пользуясь единоличным положением на рынке.
Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив.
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей и пользователей.
Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения.
Улучшение качества продукции за счет внедрения технических достижений в производство. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе.
Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.
Виды конкуренции
Конкуренция бывает чистой (совершенной) и несовершенной. Подробнее о видах конкуренции можно узнать из таблицы.
Линии сравнения
Совершенная (чистая) конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Число фирм
Несколько (примерно 3−5)
Тип товаров
Разные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Уникальный товар, у которого нет замены
Контроль над ценой
Некоторый, но в узких рамках, ограничен
Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий
Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену, при этом ориентируется на спрос
Условия вхождения в отрасль
Очень легкие, нет препятствий
Пример отраслей
Сельское хозяйство, бытовые услуги
Розничная торговля, рестораны и кафе
Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи
Виды монополий
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.
Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Может сложиться обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В этом случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. Такая ситуация на рынке называется монопсонией.
Государственное регулирование конкуренции
Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. Вся промышленность находилась в руках предприятий-монополистов.
И с переходом к рыночной экономике потребовалось создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В 2006 году оба нормативных акта заменил Федеральный Закон «О защите конкуренции». Проведение антимонопольной политики закреплено и в Конституции РФ. В статье 34 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Контроль за выполнением положений закона выполняет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также его территориальные подразделения.
Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.
Участники конкурентных отношений
Участников правовых отношений законодательство называет субъектами.
Субъекты правовых отношений:
Продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход.
Покупатели товаров или услуг. Для них закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели могут обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.
Совместные действия покупателей и продавцов формируют на рынках товаров и услуг спрос и предложение. В условиях свободной конкуренции они уравновешиваются естественным образом и устанавливают экономически справедливые цены.
На конкурентные отношения влияют и другие субъекты:
федеральные органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления;
Центральный банк РФ;
государственные внебюджетные фонды.
Эти субъекты не участвуют в конкурентной борьбе, но находятся в поле зрения антимонопольного законодательства, так как способны предоставить отдельным компаниям значительные преимущества: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. Эти действия негативно влияют на других участников конкурентной борьбы.
Интересно, что в круг субъектов конкурентного права включаются не только уже работающие предприятия и реальные покупатели, но и потенциальные продавцы и потенциальные потребители:
потенциальный продавец — тот, кто готов в течение одного года начать производить и/или продавать товар, который уже есть на рынке по цене не превышающей среднерыночную больше, чем на 10%;
потенциальный покупатель — тот, кто готов приобрести товар, но по каким-либо причинам еще не сделал этого.
Вопросы для самопроверки
Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? Какие органы отвечают за выполнение этого закона?
Как называется рыночная ситуация, обратная монополии (один покупатель и множество продавцов)?
Какие из следующих утверждений верны, а какие — ложны?
Конкуренция защищает производителей товаров от разорения.
Совершенная (чистая) конкуренция позволяет одновременно существовать на рынке большому числу конкурирующих фирм.
Конкуренция приводит к увеличению затрат на товар для потребителя.
В роли монополиста может выступать государство.
В чем проявляется аллокационная функция конкуренции?
Какие формы искусственных монополий вы знаете?
Виды конкурентов в маркетинге и их характеристики
Кто такой конкурент? На данный вопрос с легкостью отвечают не только начинающие экономисты, но и простые обыватели. Однако необходимо понимать, что элемент рыночного соперничества на деле значительно сложнее и многограннее, чем принято считать. Основные моменты данного взаимодействия между производителями и простыми гражданами влияют на многие сферы жизнедеятельности. В данной статье рассмотрены все вопросы, связанные с конкурентами, что это и из чего состоит рыночное соперничество.
Кто такой конкурент и надо ли с ним бороться
Кто такой конкурент и надо ли с ним бороться
Конкуренты это предприятия и фирмы, ведущие одинаковую деятельность в общей сфере рыночных отношений. В соответствии с установленными правилами «игры», потребители самостоятельно определяются с тем, чей товар или услугу им приобрести. Однако же это не значит, что нельзя помогать человеку делать этот самый выбор.
Продвижение товаров и услуг, работа с покупателями — все это называется конкурентной борьбой. Разумеется, под значением «борьба» необходимо понимать исключительно цивилизованные методы взаимодействия.
Для справки! Конкуренты соревнуются между собой в методах продвижения, маркетинге, создании новых типов товаров и услуг, максимально отвечающих требованиям пользователей.
Необходимо понимать, что такой тип взаимодействия между компаниями и фирмами — это нормальное и даже естественное явление. Конкуренция способствует общему прогрессу, в том числе и развитию бизнеса и рыночных отношений в целом. Целью конкурентов, в любом случае, остается стремление занять лидирующую позицию на рынке.
Преимущества и недостатки конкуренции на рынке
Определившись с вопросом: конкурент это кто и какова его роль, следует более подробно остановиться на положительных и отрицательных сторонах самого противодействия разных фирм на одном рынке.
К преимуществам конкуренции можно отнести следующее:
Что касается недостатков, то стоит выделить именно основной — это убытки, которые неизбежно терпят предприниматели и производители. Также не стоит забывать о многочисленных обанкротившихся предприятиях, которые просто не смогли перенести «ожесточенную борьбу».
Благодаря конкуренции происходит развитие рынка
Функции конкуренции в экономике
Чтобы понять, кто такие конкуренты и определение их места на рынке, стоит понять какие функции они выполняют в экономике в целом. Принято выделять 6 основных типов:
Основные виды конкуренции
Существует несколько разновидностей рыночной борьбы между производителями. Виды конкурентов разделяют на:
Совершенная и несовершенная конкуренция
Основными признаками совершенного типа являются:
Условия для возникновения данного типа:
Несовершенная конкуренция — это ситуация, возникающая на рынке, при несоблюдении хотя бы одного из вышеперечисленных условий. Чаще всего это проявляется в откровенном манипулировании цен производителем и создание заведомо невыгодных условий, как для других организаций, так и для потребителей.
Важно! На текущий день совершенной конкуренции практически нет. Можно лишь выделить факторы, располагающие к ее возникновению.
Основные отличия несовершенной:
Важно! Нарушение конкурентного баланса приводит к возникновению несовершенного типа соперничества. Пример такой разновидности — монополия.
Виды конкуренции по отраслевой принадлежности
Типы конкурентов по отраслевой принадлежности делятся на:
Методы конкурентного анализа
В настоящее время существует несколько методов конкурентного анализа:
Как и зачем типизировать конкурентов при анализе
Типизировать противодействующие фирмы полезно, поскольку это позволяет анализировать их по группам, а не в отдельности. Кроме того, так выявляются непрямые конкуренты.
Важно! Могут использоваться разные варианты типизации, для достижения большего результата.
Как добиться конкурентного преимущества
Чтобы добиться конкурентного преимущества, в первую очередь необходимо ориентироваться на потребителя и выполнение его запросов. Кроме того, хорошо помогает повышение качества товара (услуги), улучшение его характеристик, и так далее.
К фактическим преимуществам компании относятся:
В статье было рассмотрено: что такое конкуренты, основные признаки рыночного соперничества, и методы анализа. Данная информация должна помочь лучше ориентироваться в данной сфере, менеджменте, и выявлять наиболее важные детали.