все что мы сейчас в заповеднике делаем
Все что мы сейчас в заповеднике делаем
Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы sema.ru
Семен ГЕЙЧЕНКО
ЖИВОТВОРЯЩАЯ СВЯТЫНЯ
XPOHOС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
Русское поле:
СЛОВО
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
Мне, одному из хранителей и пропагандистов наследия великого стихотворца, конечно, совсем небезынтересно, как воспринимают люди реально существующий в Пушкиногорье мир поэта. В чем сказывается его влияние на человека, к чему его подталкивает, от чего удерживает, как выверяет его жизненный путь в царство добра и света.
Вещественный мир Пушкина в подлинном виде мало сохранился, но он успешно восстанавливается вот уже много-много лет. Сам поэт ничего для себя не строил, во дворцах и торжественных хоромах, во все времена строившихся навечно, не жил и даже об этом не мечтал и жил проще простого… Однако пушкинские памятники — это не только личное жилье поэта и предметы, в нем содержащиеся, но это дома и усадьбы, сады, парки, рощи, хозяйственные сооружения, «овины дымные и мельницы крылаты» его друзей, с которыми он сроднился, у которых он, как говорится, «дневал и ночевал». Но и это еще не все. Среди памятников, связанных с жизнью Пушкина, есть просто лужайки, дорожки, ручьи, камни, деревья, кусты, цветы, травы и прочее и прочее. После смерти поэта многое бесследно кануло в Лету или переменилось до неузнаваемости. От этого восстановителю еще труднее решать задачу возрождения памятника. Временами, приступая к реставрации, восстановитель как бы начинает ткать большое полотно былой жизни из тонкой паутины стежек…
Восстановитель мемориального дома — это прежде всего музейный хранитель. Весь процесс восстановления он должен видеть с первого такта. Он не строитель, не архитектор, но, однако, он должен хорошо чувствовать расстановку стен восстанавливаемого дома, разделение пространства, устройство комнат, уголков и закоулков в доме. И дело это прежде всего его, а не архитектора.
Хранитель должен знать то, чего никто на свете не знает, он близкий друг «хозяев дома», он лекарь дома. Ведь дом всегда как нечто живое. Не успеешь воздвигнуть, как начинается его старение и разрушение.
Все в нем трескается, расщепляется, лупится, вспучивается, начинает ржаветь, сыреть, ползти, тускнеть, плесневеть, рассыхаться, расшатываться, оседать, коробиться, прогибаться, сохнуть, терять цельность, лоск, живость, и самое любопытное заключается в том, что все это надо позволить. Потому что когда время прикладывает руку к вашему новому, красивому, чистенькому зданию, оно снимает с него все, принесенное вашей наукой, и появляется то, что называется патиной.
Временами, в отдельных случаях, я усиливаю даже эту патину. Когда я восстановил, помню, дом в Тригорском — он такой новенький получился, что просто оторопь брала. Поэтому я кое-где посадил пятна, кое-где осаживал немножко здание, кое-где дырявил крышу, кое-где сажал кусты так, чтобы они лезли в окошко. Это делало заповедное место более доходчивым для паломников. Они перестали замечать, что все это восстановлено.
У хранителя должна быть страсть хозяина-собственника. Он «скупой рыцарь» места, он «домовой» и «колдун» дома. Иной раз мне думается, что нельзя любить старое место, его издавна обжитые камни и землю и не верить в «приметы», о которых так много говорил Пушкин. Но, веря в приметы, нельзя не верить и снам, которым верил Пушкин и о которых писал. Бывает, иное, долго искомое восстановительное решение хранитель находит не наяву, а во сне…
Так, чтение старых писем бывает более реально, чем точные расчеты и объяснительные записки инженера-строителя. Каждая комната, ее уголок имеют свои приметы и заклинания и свое «эхо». Уберите их из восстановленных в 1962 году горниц Тригорского или ранее восстановленной светлицы няни, и в этих местах все потускнеет, погаснет.
Если у восстановленного дома Пушкина нет власти над людьми, если паломник, приехавший в Михайловское, не увидит в нем постоянно мерцающую «ненаглядную звезду», слетевшую всем нам «на диво», — все нами сделанное здесь никчемно, все напрасно!
У нас из года в год растет посещаемость. Сейчас она уже подходит к миллиону в год. Однако проблема затаптывания, засматривания, проблема снятия этакого лирического каше — проблема серьезная. Как ее избегнуть? Охранная зона у нас уже давно. И я считаю, что заповедную территорию нужно делать как можно шире. Все места, где жили друзья поэта, родственники, знакомые, надо постепенно превращать в заповедные, чтобы одни шли в Петровское, другие в Тригорское, третьи в Савкино, иные в Воскресенское, в Михайловское. Тогда мы избежим этого вытаптывания.
Самое страшное не количество людей, а чтобы одновременно не шли. Надо дать ей подняться, травке-то.
У нас есть одно великое благо. Наши экскурсанты приезжают на автотранспорте. Железная дорога не восстанавливается. И я всей душой за то, чтобы она не восстанавливалась. Что это дает? А то, что до девяти часов утра здесь никого нет. Летом с четырех часов до приезда первых экскурсантов природа делает свое таинственное дело. Она гнездуется, она выращивает свое поколение, она поет, она славит все сущее на земле. В пять часов экскурсанты должны покинуть нас, чтобы успеть переправиться к поездам, автобусам, самолетам. До десяти вечера у нас еще пять часов. И природа берет реванш. Вот где секрет, что в заповеднике нет пустынности, безъязычия, а все наполнено птичьим пением и какими-то таинственными следами зверей — одним словом, всем тем, чем отличается хороший парк от дурного парка культуры и отдыха.
И горше всего слышать порой снобистские слова некоторых наших гостей, что, мол, как много народа, за людьми леса не увидишь. Но это значит позволить видеть себе и запретить другим. А Пушкин принадлежит не только каждому, но и всем вместе.
Когда мы возрождаем памятные пушкинские места, комнаты, парковые уголки, мы, хотим того или не хотим, всегда делаем их лучше, чем они были когда-то. Ведь все, что мы сейчас в заповеднике делаем, исходит от нашей любви к Пушкину. И мы приносим его светлой тени лучшие цветы и венки… Спасая памятное место от гибели, возрождая его, мы по-пушкински «заклинаем небо» помочь нам в этом трудном деле. И тогда в нас самих укрепляется что-то хорошее, мы делаемся крепче и добрее. Мемориальный пушкинский памятник имеет особую власть над людьми. Он в известной мере сердечное святилище и алтарь.
Ведь каждый по-своему ищет дорогу в Пушкин-ское Святогорье. Все, что вы прочтете в этой книге, приметы этой дороги любви и памяти народной. Ведь каждый опять же по-своему запоминает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. И к нам этот отраженный свет может вернуться добрым благодарственным словом, яркой стихотворной строкой, гравюрой или каким-то сердечным даром. Память людская многолика и совершенно неожиданна в своих проявлениях. Но наше дело, служителей этой памяти, хранить ее и умножать… А это значит: постоянно и неотступно думать и заботиться о том, что привело доброхота к нам, что он ищет в Пушкине, что хочет понять, открыть.
И что же мы наблюдаем? Люди, среди них много людей совсем молодых, казалось бы, гордых, независимых, не склонных по нынешним временам искать ответа в чужих речах, и все же все они обращаются к Пушкину за советом, за помощью, они видят в нем опору и источник неиссякаемых сил душевных. Люди наделяют его теми чертами, которыми хотят обладать сами: застенчивый — смелостью, вспыльчивый — спокойствием, дерзкий — нежностью и добротой. Вы скажете — бог? Пусть так. Только это бог добра, разума, справедливости. И вера в него разумная — очищенная, возвышающая. По словам П. Вяземского, труд для Пушкина был святыня, купель, в которой исцелялись язвы, немощь, уныние, обретались бодрость и свежесть, восстанавливались расслабленные силы. Вот эта спасительная нравственная сила, заложенная в творениях поэта, и притягивает к себе всех нас.
Вы не поверите — в заповедник приходят иногда люди, измучившиеся от переживаний. Говорят, это у них не вышло в жизни, это не получилось, и вообще сами теперь не знают, чего хотят… Такому человеку я даю в руки метлу: «Сбей-ка с себя, дорогой, ненужную спесь. Поживи здесь просто, поработай по-черному. Послужи людям, ему послужи». Идет время, и через месяц-другой преображается человек, проясняется, как зеркало, все в нем становится чище, проще, мудрее. И это результат не только физического труда и свежего воздуха… Здесь есть и воздействие самого поэта, его великой лиры. Еще Луначарский, приезжавший в Михайловское в 1926 году, пережил это чувство: «Когда ходишь… по запустелому парку, с такой страшной интенсивностью думаешь о Пушкине, что кажется, нисколько не удивился бы, если бы вдруг из купы деревьев или из-за угла здания появилась бы его задумчивая фигура».
Удивительным, магическим действием обладает личность Пушкина — так невероятно глубоко понимал он душу человеческую. Прожив короткую жизнь, он сам иногда пугался своей глубины, своего фантастического проникновения в недра человеческого «я»… Благородство его помыслов, вера в радость и красоту, искренность его чувств заряжают людей, как аккумулятор, — сколько раз я был тому свидетелем за три-дцать пять лет жизни на пушкиногорской земле. И сердце мое испытывает особую радость, что год от года все больше и больше людей ищет встречи с Пушкиным, не только с его стихами, бессмертными образами, а более — с той атмосферой, с той землей, на которой возмужало его творчество. Ведь и сам он писал об этом возвышенно-проникновенно: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва…» И Пушкин, и Михайловское, и все вокруг него для нас сегодня объединено чувством единым — для нас это животворящая святыня! И об этой животворности мы призваны заботиться ежедневно, постоянно обращаясь мыслью своей в этих заботах к самому Пушкину. Этим я и занимаюсь уже многие годы, стараясь разглядеть, распознать элементы эстетического, патриотического, гражданского воздействия в сотнях разнохарактерных деталей, явившихся источником его поэтического вдохновения, указывающих на многообразие связей поэта с огромным миром природы, вещей и людей.
И сам Пушкин стал нашим наставником и советчиком. Он помог нам выработать в себе некий невидимый камертон, некий художнический и нравственный ориентир, который помогает во всем, будь то оценка произведений искусства (в любом жанре) или событий жизни.
Мир сейчас стал смелее, искусство свободнее, и если бы не было Пушкина, к которому я сам постоянно духовно обращаюсь, не представляю, как разобрался бы в окружающей жизни. Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы.
И все же, отдав ему полжизни, я не постиг его до конца. Думаю, что это и невозможно. Пушкин всегда и для всех откровение, всегда открытие и потому всегда тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожиданный, новый и необычайно современный. Жизнь Пушкина — это героическая попытка в том мире, в котором он жил, — в мире рабства, насилия и злодейства, — стать не только выше всех условий, нравов, традиций и других духовных барьеров, но объявлять человечность, мир, любовь, дружбу, труд вожделенный и все чувства добрые основной движущей силой бытия.
Все что мы сейчас в заповеднике делаем
Каждому мемориальному пушкинскому памятнику дана особая власть над людьми. Он в известной мере — сердечное святилище и алтарь.
Если у восстановленного дома Пушкина нет власти над людьми, если паломник, приехавший в Михайловское, не увидит в нем постоянно мерцающую «ненаглядную звезду», слетевшую всем нам «на диво», — всё нами сделанное здесь никчемно, всё напрасно!
Обо всем, рассказанном в этом маленьком очерке, думаем мы, седьмой год восстанавливая дом предков Пушкина в Петровском. Много, ох как много трудностей было на пути его восстановления! Но теперь уже ясно ощущается тот день, когда двери его чудесного парадного портика откроются для всех жаждущих новой встречи с Пушкиным. Изучение планировки имения, археологические раскопки, работа в архивах, изучение аналогов мест, где протекала жизнь Ганнибалов, поиски и чудесные находки редкостей — всё это дает нам уверенность в том, что второе бытие возрождаемого дома и парка в Петровском будет для всех интересным и нужным.
У нас из года в год растет посещаемость. Сейчас она уже подошла к пятистам тысячам в год. Но это капля в море по масштабам нашей страны. Через пять лет будет приходить миллион. Проблема затаптывания, засматривания, проблема снятия этакого лирического каше — проблема серьезная. Как ее избегнуть? Охранная зона у нас уже давно. И я считаю, что заповедную территорию нужно делать как можно шире. Все места, где жили друзья поэта, родственники, знакомые, надо постепенно превращать в заповедные, чтобы одни шли в Петровское, другие в Тригорское, третьи — в Савкино, иные в Воскресенское, в Михайловское. Тогда мы избежим этого вытаптывания.
Самое страшное не количество людей, а чтобы одновременно не шли. Надо дать ей подняться, травке-то.
У нас есть одно великое благо. Наши экскурсанты приезжают на автотранспорте. Железная дорога не восстанавливается. И я всей душой за то, чтобы она не восстанавливалась. Что это дает? А то, что до девяти часов утра здесь никого нет. Летом с четырех часов до приезда первых экскурсантов природа делает свое таинственное дело. Она гнездуется, она выращивает свое поколение, она поет, она славит всё сущее на земле. В пять часов экскурсанты должны покинуть нас, чтобы успеть переправиться к поездам, автобусам, самолетам. До десяти вечера у нас еще пять часов. И природа берет реванш. Вот где секрет, что в заповеднике нет пустынности, безъязычия, а всё наполнено птичьим пением и какими-то таинственными следами зверей — одним словом, всем тем, чем отличается хороший парк от дурного парка культуры и отдыха.
И горше всего слышать порой снобистские слова некоторых наших гостей, что, мол, как много народа, за людьми леса не увидишь. Но это значит позволить видеть себе и запретить другим. А Пушкин принадлежит не только каждому, но и всем вместе.
ТАМ, ГДЕ ЖИЛ «АРАП ПЕТРА ВЕЛИКОГО»
Как известно, вскоре после смерти поэта умер и последний хозяин Петровского Вениамин Петрович Ганнибал. Нити, связывавшие Петровское с Михайловским, оборвались, и оно ушло в руки владельцев, для которых имя Пушкина было пустым звуком… Так было до 1918 года, а потом имение сгорело, и после пожара в нем остались лишь тлен и камни. В заглохшем парке стало пустынно, и только старые липы шептали о прошлом. А потом пришла страшная война, нашествие фашистов, и этому искалеченному уголку был нанесен еще больший урон. Многие старые деревья были вырублены, разбиты снарядами. А когда война кончилась, сюда пришли местные жители — погорельцы, вырыли себе в парке землянки и жили до тех пор, пока понемногу не стала налаживаться новая жизнь и они смогли перейти в родные деревни, к своим пенатам.
Но только в 1956 году, через десять лет после юридического включения Петровского в состав заповедника, находившаяся на территории его колхозная ферма была переведена из Петровского в другое место, и усадьба и фруктовый сад — всё целиком стало заповедным имением. С тех пор начался уход за парком, его изучение, стали лечить его больные деревья.
Исследователи пришли к единодушному мнению, что усадьба и парк, в том виде, в каком они сохранились до революции, были построены в
Всё, что мы сейчас в заповеднике делаем, исходит от нашей любви к Пушкину?
Всё, что мы сейчас в заповеднике делаем, исходит от нашей любви к Пушкину.
Разобрать по членам предложения, указать части речи.
исходит от нашей чего?
Нужно разобрать предложение?
Нужно разобрать предложение!
Сделать характеристику сложноподчиненных предложений.
Всё, что мы сейчас в заповеднике делаем, исходит от нашей любви к Пушкину.
Разобрать предложение по членам, указать части речи?
Разобрать предложение по членам, указать части речи.
Сладка ягодка, да на вкус горька.
Разобрать предложение помогите пожалуйста : )Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину?
Разобрать предложение помогите пожалуйста : )
Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину.
Пёстрым ковром покрыты холмы?
Пёстрым ковром покрыты холмы.
Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.
Прощальными раскатами прогремели летние грозы Разобрать по членам предложения указать части речи?
Прощальными раскатами прогремели летние грозы Разобрать по членам предложения указать части речи.
Разберите предложение по частям речи и по составу Слово заповедник разобрать по морфологическому составу вам поможет предложение.
Пушистым ковром лежит на полях снег.
Лодка быстро плыла по гладкой поверхности воды.
Ребята играли в футбол?
Ребята играли в футбол.
Разобрать по членам предложения, указать части речи.
Как прелестна березовая роща ранней весной?
Как прелестна березовая роща ранней весной!
Разобрать по членам предложения и указать части речи.
21. Е). 22. С), но не уверена. 23. В). 24. В). 25. А).
Группа слов с положительной эмоциональной окраской : подвиги, содружество, труженики, единомышленники, сотрудничество. Группа слов с отрицательной эмоциональной окраской : похождения, преступления, деляги, расправляться, ограбление, связаться, сбори..
И. п Осенний ветер Сказочное царство Р. П. Осеннего ветра Сказочного царства Д. П Осеннему ветру Сказочному царству В. П Осенний ветер Сказочное царство Т. П Осеннем ветром Сказочным царством П. П Об осеннем ветре о сказочном царстве.
§ 22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, что и др.
Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.
Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.
Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.
В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.
Прочитайте сложноподчинённые предложения.
От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.
Какой частью речи являются выделенные слова?
Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?
1. В ту ночь приехал я в город, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.
2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону, откуда ожидали неприятеля.
3. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.
4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился.
5. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости.
107. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Оформите запись по образцу.
1. Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем. Только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. 2. Непонятным и смешным становится тот страх что испытывают перед природой «комнатные люди» — страх пред грозами и ливнями туманами и зноем непроглядными ночами и ветрами лесами и непонятными звуками. (По К. Паустовскому.) 3. На горе куда нам предстояло подняться из-за деревень выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей. 4. На ночлег нас определили в просторный дом где пахло вымытыми стенами, чистотой. (В. Солоухин.)
108. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.
I. 1. Весной 1826 года Пушкин с нетерпением ждал приезда в Тригорское поэта Николая Михайловича Языкова о котором много слышал от Алексея Николаевича Вульфа — сына Прасковьи Александровны Осиповой. 2. Языкову всё нравилось в Тригорском и Михайловском и здешняя природа и хозяева Тригорского и молодые «девы Тригорских гор», особенно Пушкин перед которым он благоговел.
II. 1. Сад— неотъемлемая часть усадеб 18—19 веков. Так было повсеместно. Так было и в Тригорском. В 1970 году сад был разбит на том месте где был прежде. С одной стороны он примыкает к месту где когда-то стоял хозяйственный двор с другой — граничит с центром усадьбы и парком. 2. В Тригорском парке проводится лечение больных деревьев которые пострадали во время Великой Отечественной войны. 3. Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наши дни когда Тригорское стало заповедным.
109. Ответьте на вопросы сложноподчинёнными предложениями с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.
1. Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? 2. Что такое словосочетание? 3. Какие предложения называются двусоставными? 4. Какой член предложения называется дополнением? 5. Какие предложения называются безличными?
110. Составьте сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных — вторые. Используйте союзные слова который, где.
Придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.
Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.
В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».
111. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.
1. Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы стр..мились во..тановить мемориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в Пушкииское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя — избу, амбар, баньку, часовню, храм — он строит для вс..го сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.
112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.
1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.
113. Устраните неоправданное повторение союзного слова который. Используйте для этого синонимичные союзные слова что, где, куда, откуда. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.
Образец исправления: Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.— Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.
2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.
3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавит..ся от вредных выбросов, которые отравляли воздух.
114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который. Для этого замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.
Образец исправления: Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга, который об этом ничего не знал. — 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего.
2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.
1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк. которая посв..щена пам..ти выдающегося художника, который жил в нашем городе.
2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который зам..чательно выступил на соревнован. на которое мы его отправляли.
3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут подня..ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему труди..ся.
115. По данным схемам постройте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.
116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите эти предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?
1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому поколению предстоит развевать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отвечать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.
- все что мы делаем за спиной у людей мы делаем на глазах у бога
- все что мы теряем обязательно к нам вернется только не всегда так как мы ожидаем