все чеки по номеру телефона
📱 ФНС объявила, что теперь все ваши покупки собираются у нее на сайте. Но мы выяснили, что пока только те, что делаете через интернет
Налоговики запустили онлайн-сервис, в котором по номеру телефона можно проверить все свои чеки. Ну, почти все. Пока видно то, что вы оплачивали картой через приложения или сайты. В основном, это такси, доставка продуктов и еды. Встает вопрос: это энтузиазм со стороны этих сервисов по передаче данных ФНС?
Как посмотреть свои чеки. По этой ссылке проходите, попадаете на такую вот страницу:
Далее вводите номер телефона, туда придет смс с кодом доступа, при желании привязываете электронную почту, и, видите вот такой перечень своих покупок:
Вот только обычные магазины, где все тоже оплачивалось с карты, сюда не попали. То есть, данные об оплате мобильного, такси, онлайн-кинотеатра IVI, и до кучи «М-Видео» были. А вот «Пятерочки», «Верного», и так далее — нет. Кстати, траты с кредитной карты тоже частично отображаются.
Подписывайтесь на самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.
А вот что показало у главреда «Клерка» (она только куда-то ездит на такси и покупает все в «Самокате», судя по данным на сайте ФНС):
В Facebook пишут, что у кого-то отображает вообще все, а у кого-то только такси, оплата сотового оператора и еще пару мест. А у кого-то вообще цифры не бьются. Похоже, сервис пока в процессе доработки. На ЕГРЮЛ тоже вон жаловались, что некорректные данные отображаются.
Но вообще, задумка вполне понятная. Кроме того, что налоговикам интересно, кто сколько зарабатывает, им же интересно, кто и сколько тратит. А потом можно сопоставить. О этот дивный новый мир!
В новостях прошла информация, что этот сервис будет добровольным. Вот заявление пресс-службы ФНС: «Электронные чеки будут храниться в „облаке“ ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Пока непонятно, о каком согласии идет речь. Его никто не давал, а данные на сайте ФНС все равно собираются.
ФНС запустила сервис для хранения чеков. Что это значит для каждого из нас?
В конце февраля на своем официальном сайте ФНС анонсировала специальный сервис для хранения электронных чеков. Многие СМИ буквально сразу же отреагировали на сообщение тревожными заголовками.
Появились опасения, что теперь с помощью сервиса налоговая будет видеть все чеки и таким образом сможет отслеживать любые транзакции по банковским картам. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.
Что представляет собой сервис для хранения чеков?
Сервис называется «Мои чеки онлайн». Войти в него можно по номеру телефона: вводите номер — и вам приходит sms с кодом.
После этого система запрашивает адрес электронной почты, чтобы выслать на него ссылку для подтверждения учетной записи в «Мои чеки онлайн».
Выполнив пару несложных действий, вы получаете доступ к списку чеков с указанием компании-продавца, стоимости, даты и времени совершения покупки по карте.
Каждый чек можно открыть — это фактически полный аналог бумажного варианта. Также предусмотрена возможность для скачивания.
Зачем ФНС хранить ваши чеки?
Ведомство решило воспользоваться опытом других стран, которые отказываются от бумажных чеков. В рамках этой инициативы преследуется несколько целей.
Экономическая причина
Бумажный чек дороже электронного. Посчитали, что его стоимость варьируется от 10 до 20 копеек.
Экологическая причина
Для выпуска бумажных аналогов требуется термобумага и специальные химические вещества. В Европе уже принята программа, обязывающая отказываться от использования термобумаги.
Клиентоориентированность
Благодаря электронным чекам пользователь получает доступ к полной информации о своих покупках в одном месте. Он может использовать их при возврате товаров или гарантийном обслуживании. Также чеки необходимы для участия в различных программах лояльности, для получения кэшбэков или бонусов.
Бумажный аналог пользователи быстро теряют, что лишает их возможности воспользоваться привилегиями.
Оформление налогового вычета
ФНС уже не раз заявляла о том, что планирует значительно упростить процедуру оформления вычетов. Сервис «Мои чеки онлайн» приближает ведомство к этой цели. Он позволит налоговым органам автоматически рассчитывать сумму для возврата при покупке лекарств: налогоплательщику будет достаточно только выбрать счет для зачисления денег без заполнения декларации.
Хранение
Бумажные чеки быстро портятся, выцветают. Это создает сложности для пользователя — он не может их долго хранить для потенциального возврата товара.
Как электронные чеки появляются в сервисе?
ФНС утверждает, что все чеки будут попадать в сервис только по желанию самого покупателя.
Это происходит двумя способами:
Покупатель вправе отказаться от электронного чека и получить бумажный аналог, который попадет в сервис без указания номера телефона или адреса электронной почты.
С чем связаны опасения пользователей?
ФНС предупреждает, что не связывает чеки с операциями по карте. Даже если покупатель оплатит товар картой и получит бумажный чек, информация о покупке в сервис «Мои чеки онлайн» не поступит.
Но именно эта часть из официального сообщения ФНС и стала поводом для появления различных слухов и предположений.
Мы попросили эксперта по кассовому законодательству СКБ Контур Оксану Кобзеву прокомментировать информацию о запуске нового сервиса:
В связи с появлением сервиса для хранения электронных чеков появилась масса комментариев, что налоговая начала отслеживать покупки, оплаченные банковскими картами. Это не совсем так. Прежде всего нужно понимать, как налоговая соотносит чек и покупателя.
По умолчанию при покупке в розничной точке продаж, продавец обязан выдать бумажный чек. Одновременно этот же чек контрольно-кассовая техника отправляет в ФНС через оператора фискальных данных. Этот чек не привязан к личности плательщика, даже если оплачен картой. Так как среди данных, которые уходят в налоговую, нет информации о покупателе, есть только данные о продавце.
Согласно закону 54-ФЗ, покупатель имеет право попросить электронный чек. О своем желании нужно предупредить кассира до момента оплаты товара и продиктовать ему либо номер телефона, либо адрес электронной почты, на которые вы хотите получить чек. Вот такой чек уже можно привязать к личности покупателя по указанным им самим данным.
Если же покупка осуществляется в интернете, то бумажный экземпляр чека не выдается, отправляется только электронный — такой чек тоже можно соотнести с плательщиком.
Сервис хранения электронных чеков ФНС, после авторизации в нем, показывает именно те чеки, которые покупатели получают на электронную почту или по номеру телефона, которые сами указали. А не по всем покупкам, оплаченным картами. Сейчас большинство персонализированных чеков в хранилище — это оплата услуг такси и покупки в интернете, просто потому, что без указания своих данных пользоваться такими сервисами невозможно. Чеки из офлайн-магазинов становятся персонализированными только с ведома покупателя.
В перспективе ФНС планирует объединить данные личного кабинета налогоплательщика и хранилища электронных чеков, для упрощения процедуры получения налоговых вычетов, например, за покупку лекарств или оказание медицинских услуг. То есть не нужно будет хранить бумажные чеки и предоставлять их в ИФНС для оформления вычета.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как работает новый сайт о покупках россиян от налоговой
Федеральная налоговая служба (ФНС) запустила новый сервис — «Мои чеки онлайн». На нём любой человек может отследить свои траты на мобильную связь, такси, заказы еды за последние три года. Со временем к ним добавятся и другие расходы. Спросили у экспертов, кому и зачем нужна эта информация и могут ли теперь у ФНС появиться неудобные вопросы к налогоплательщикам.
Как работает сервис «Мои чеки онлайн»
Сервис «Мои чеки онлайн» — это сайт. На нём всего два раздела — страница с регистрацией и техподдержка.
На сайте хранятся данные о покупках, оплаченных банковскими картами через приложения и сайты. Сейчас это в основном чеки за сотовую связь, такси, доставку еды. Учитываются данные за последние 2,5 года.
Получить доступ можно только к своим чекам. Для этого на сайте нужно ввести номер телефона и код подтверждения, который придёт в СМС. Расходы оформлены в таблицу. В ней указана компания-продавец, её ИНН, стоимость покупки, дата и время оплаты и номер телефона покупателя.
На любую строчку можно нажать и увидеть чек. В QR-коде — информация о сумме и времени покупки, а также фискальные данные.
Зачем налогоплательщику его чеки
Сейчас сервис «Мои чеки онлайн» поможет человеку лишь удовлетворить своё любопытство, и то не в полной мере, считает управляющий партнёр юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Он отмечает, что более полную информацию о тратах человек может увидеть в своей банковской выписке, для этого не нужны дополнительные сервисы. Сами чеки, по словам юриста, дополнительной информации не дают.
Выбрать выгодную карту для покупок
Со временем система будет собирать и хранить информацию обо всех безналичных расчётах россиян, полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. Это удобно для получателей налоговых вычетов. «В системе будут отражены все движения средств, а значит, гражданину не нужно будет собирать документы на вычет. Также налоговая будет быстрее проверять декларации и перечислять деньги», — поясняет Артём Деев.
Не нужно будет собирать и хранить чеки для вычетов, добавляет руководитель экспертной группы сервиса «НДФЛка» Юлия Цепенок. Электронные документы будут доступны в любой момент, а бумажные чеки довольно быстро стираются. «В моей практике были случаи, когда человек не смог получить вычет, так как не сохранились платёжные документы. У пользователей нового сервиса ФНС такой проблемы не будет», — говорит Юлия Цепенок.
Чем рискуют пользователи нового сервиса
Никогда нельзя исключать утечек информации из-за человеческого фактора, считает управляющий партнёр юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
«Некоторым гражданам не нравится, что налоговая знает, какие лекарства они покупают. Непонятно, как это знание будет использовано и зачем эта информация нужна», — говорит Костальгин.
По-другому считает Юлия Цепенок. По её мнению, маловероятно, что данные будут использованы в незаконных целях. «В наш цифровой век безопасность данных — превыше всего, и ФНС позаботится об этом на должном уровне», — уверена эксперт.
Могут ли чеки стать основанием для проверки со стороны налоговой?
ФНС собирает всё больше данных о доходах и расходах россиян. «Со временем несовпадение доходов и расходов может привести к вопросам: откуда у того или иного человека появились деньги на дорогостоящую покупку, — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. — Впрочем, такие вопросы уже возникают при приобретениях на сумму свыше 600 тысяч ₽ и неподтверждённом источнике средств на такую покупку».
Где взять бумажный чек, если оплата была онлайн
Где взять чек, если оплата прошла через онлайн-сервис банка
Наиболее популярным способом оплаты через интернет является использование банковских онлайн-сервисов, таких как «Сбербанк.Онлайн». Посредством таких сервисов можно оплатить всевозможные услуги: коммуналку, госпошлины, детский сад и т. д.
Если оплата прошла через онлайн-сервис банка, получить чек несложно. Для этого нужно:
Сформированный электронный чек можно:
Аналогичным образом можно распечатать чек в банкомате. Так, в банкомате сети Сбербанка для этого необходимо:
После этого банкомат распечатает чек.
Где взять чек, если оплата прошла через Госуслуги
Пользователям портала «Госуслуги» бумажный чек, как правило, не нужен. Информация об оплате передается ведомству-услугодателю автоматически через электронные каналы связи.
В тех редких случаях, когда бумажный чек всё же потребуется, получить его можно в личном кабинете на портале «Госуслуги».
В личном кабинете следует перейти в раздел «Уведомления» и выбрать учреждение, которому была уплачена госпошлина.
Получить чек можно только при наличии статуса «Платеж проведен». Для этого нужно кликнуть по статусу, и система выдаст информацию об операции.
Как получить чек при оплате в интернет-магазине или через агрегатора такси
Большой популярностью среди россиян пользуются всевозможные интернет-магазины: как небольшие, так и огромные маркетплейсы (Wildberries, Ozon и пр.).
При оплате товаров в интернет-магазине или на официальном сайте любой организации чек направляется покупателю на почту в виде вложения. Второй вариант — дается ссылка на скачивание чека по номеру телефона.
В этом случае нужно войти в свою электронную почту, скачать и распечатать чек.
Может потребоваться бумажный чек и пассажиру такси. Если таксист работает через сайт-агрегатор, чек следует запросить у агрегатора. Именно ему поступает сумма оплаты, и именно агрегатор обязан провести платеж через ККМ и по запросу клиента выдать чек.
Так, например, при заказе такси через популярный сервис «Яндекс.Такси» с помощью приложения пассажиру для получения чека нужно:
Чек придет в виде ссылки. При переходе по ней откроется электронный документ, который можно сохранить и распечатать.
Ответ представителей ФНС РФ на вопрос, можно ли в целях получения вычета по НДФЛ (например, на приобретение лекарств) приложить к налоговой декларации электронный чек, есть в системе «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.
Итоги
Даже при оплате товаров и услуг онлайн покупатель может получить бумажный чек. Но при этом потребуется самостоятельно его распечатать с интернет-сервиса либо через банкомат.
Подробнее о требованиях по расчетам с покупателями мы рассказываем в нашей рубрике «Онлайн-кассы ККТ ККМ».
Что такое сервис «МОИ ЧЕКИ ОНЛАЙН»?
На сайте ФНС у каждого из нас появился личный кабинет, где собраны чеки на онлайн-покупки. Хотя налоговики и обещают, что данный сервис будет целиком опираться на принцип добровольности налогоплательщика — это оказалось не совсем так, фактически он становится еще одним шагом к полному контролю финансов не только юридических, но и физических лиц.
Интернет-сервис уже вовсю работает и сегодня мы с вами убедимся, что данные там собираются уже давно, примерно с 2018 года, и без вашего на то согласия.
Давайте разберемся, что же это за сервис такой, зачем он понадобился налоговой, а также расскажем и покажем как криво он работает, проведя эксперимент на «собственной шкуре».
В чем суть сервиса «МОИ ЧЕКИ ОНЛАЙН»?
ФНС создала для каждого россиянина онлайн-кабинет, в котором можно посмотреть историю своих покупок, при осуществлении которых выдался электронный кассовый чек. Можно открыть любую из ваших операций, посмотреть её детали и, при необходимости, загрузить чек к себе на компьютер или смартфон.
Обратите внимание, что в реестре транзакций показаны не все операции, а лишь те, по которым вы не получали бумажный кассовый чек.
Налоговики рассказывали, что данный сервис необходим чтобы покупатель смог легко получить электронный чек и предъявить его для возврата денег или, например, оформления гарантийного обслуживания. Также налоговая связывала сервис с автоматическими вычетами 3-НДФЛ, которые будут также реализованы под их присмотром.
В пресс-службе ФНС также добавили, что сохраненные чеки даже могут участвовать в различных бонусных программах и даже автоматически получать кэшбэк, просто сказка какая-то!
Тут сразу возникает вопрос №1
А зачем мне этот сервис, если вя итак могу посмотреть в мобильном банке по каждой из своих карт, а на всех кэшбэк-сервисах есть возможность автоматического кэшбэка при привязке карты?
При этом пресс-служба отметила, что процесс сохранения данных о покупках — добровольный и на ваше усмотрение остается решение будут храниться все ваши электронные квитанции в облаке ФНС или нет. И это ложь, ниже покажем почему.
А вот заявление о том, что реестр не содержит информацию о банковских картах пока оправдывает себя, на сегодняшний день в выписке на этом сайте действительно нет такой информации.
Кривизна и неполнота сервиса
На практике не всё так радужно, но пойдем издалека, чтобы добраться до самого интересного к концу статьи.
Стоит уточнить, что если при онлайн-шопинге вы используете несколько мобильных номеров, то по каждому из них ведётся отдельная история покупок.
После чего начинается самое интересное. Вы получаете доступ в личный кабинет, в котором перечислены ваши платежи:
Но оказалось что на начало 2021 года приведенный на сайте перечень покупок — это какая-то небольшая часть от реального объема покупок, которые были совершены.
На данный момент в списке не отображаются многие другие заказы в интернет-магазинах Ну, как минимум, я с завидной частотой пользуюсь различными доставками продуктов, оплачиваю подписки на развлекательных сервисах и т.п. — многого в этом перечне не обнаружено.
Поэтому вопрос № 2 — почему все так криво и где остальные покупки?
Кстати нажав на конкретную строчку, где содержится информация о том, у кого и на какую сумму вы купили, вы сможете увидеть и закачать тот самый чек, ради которого, со слов налоговиков, сервис и был разработан.
А на сколько сервис добровольный?
Выше мы писали, что ФНС заявляет о том, что все чеки будут храниться в облаке с вашего согласия, видимо там решили что достаточно просто молчания, потому что никому и никакого одобрения хранения своих данных на сервисе налоговой автор не давал, но часть покупок все же там оказалась.
Кто-то из интернет-магазинов решил за своих покупателей, что присутствие на этом сервисе им необходимо или как-то по другому? И на самом деле складывается ощущение что эти магазины просто работают в связке с налоговиками, забывая о конфиденциальности своих клиентов.
И финальный вопрос № 3 — почему некоторые компании или налоговая решили за меня, что мне нужно, а что нет?
Интерес налоговой очевиден — они уже установили полный контроль за доходами и расходами юридических лиц, почему бы теперь не открыть для себя новое поле деятельности — денежные операции физлиц. При этом если о доходах «физиков» они и так уже давно всё знают, то теперь они смогут посмотреть и расходы. С точки рения контроля лишним для них это не будет, а там глядишь, при необходимости и вопросы появятся.
Пробовали зайти на сервис? Что отображается в вашем кабинете?