все было так как в день последней встречи
Анна Ахматова — Песня последней встречи: Стих
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
Свое раннее творчество Ахматова считала неумелым и по-детски наивным. Она даже сожгла свою первую поэтическую тетрадь и по памяти восстанавливала некоторые стихотворения. В создаваемом поэтессой воображаемом мире она вела совершенно другую жизнь, непохожую на реальность. Ахматова была замужем за Н. Гумилевым и утверждала, что всегда хранила безупречную верность. Тем не менее ее ранние произведения насыщены описаниями несуществующих романов. Это даже служило поводом для подозрений ее друзей и знакомых. Ярким примером воображаемой любви стало стихотворение «Песня последней встречи» (1911 г.).
Отличительной особенностью любовной лирики Ахматовой была ее исключительная правдоподобность. Создавалось ощущение, что поэтесса описывает свои собственные чувства и переживания. Учитывая реальную жизнь, можно только поразиться, насколько удачно Ахматовой удавалось воплотиться в чужом облике.
Поэтесса описывает последнее свидание лирической героини со своим возлюбленным. Она испытывает невероятное волнение, от которого «грудь холодела». Смятение в душе даже привело к тому, что женщина перепутала перчатки. Эта незначительная деталь подчеркивает, насколько близко Ахматова представляла себе состояние созданного персонажа.
Героиня полностью утратила ощущение реальности окружающего мира. Это проявляется на ее пути по лестнице. Рассудок женщины напоминает ей о трех коротких ступенях, но ее взволнованному сердцу лестница кажется бесконечно долгой. В разгоряченном воображении героини звучат страшные слова: «со мной умри».
Ахматова не называет конкретной причины, которая приводит к разлуке возлюбленных. Мужчина лишь намекает о каких-то таинственных событиях, произошедших в его «злой судьбе». Вероятно, эти события настолько серьезны и неотвратимы, что героиня восклицает: «умру с тобой!».
Эта фраза, свидетельствующая о готовности героини к полному самопожертвованию ради любви, завершает последнюю встречу. Женщина остается в трагическом одиночестве, которое усиливается при взгляде на место свидания («темный дом» с «равнодушно-желтым огнем»). Ахматова придает большое значение этому. Переживания человека имеют очень личный характер и не могут найти отклика в окружающих.
Последняя встреча
Так сложно тебе рассказать
О прошлом безудержном счастье,
На нас снизошла благодать,
А, может, пытались украсть мы
Тепло в первой капле дождя
И пьяную дрожь поцелуя,
Но прошлым не сдержишь меня…
Как схимник, шепча, «аллилуйя!»
Я буду по-прежнему жить,
Встречать благодарно рассветы
И волей течения плыть:
Писать временами сонеты,
Быть может, когда надоест,
Иголкой кольну эпиграммы,
Ведь музыка наших сердец
Окончилась грустным бекаром.
Заплачет прощальный аккорд,
И даже.
Я помню день, когда в последний раз увидел тебя,
Тогда в последний раз кружилась от любви голова,
Ты была близко, прижималась своим телом ко мне,
И все, что было между нами, было словно во сне.
Я помню каждый твой волнительный, трепещущий вздох,
Как с наслажденьем с твоих губ я пил живительный сок,
Ведь ты же знаешь, только ты мне веру в счастье дала,
Ты для меня как белокрылый, светлый, ангел была.
Как крылья, помню, твои руки мне на плечи легли,
Мне не забыть, как твои губы мою.
Я прошу,не смотри равнодушно,
Будто не было пламенных встречь.
Что бежишь от меня?Cтало скучно
Слушать пылкую,нудную речь?
Ты не бойся,я страсть успокою.
И хоть трудно дышать без тебя,
Свое сердце печалью закрою
И забуду стобою себя.
Заморозили зимние стужи
Наши встречи веселой весной.
Загрустили замерзшие лужи.
Навсегда мы расстались с тобой.
Его, провожая, как в последний раз,
Ты смотрела на рельсы, он не сводил с тебя глаз…..
Оператор в рубку кричал: «Поезд Баку-Тюмень».
А ты, молча, стояла, ведь ужасен был этот день…
И, сопровождая его по дороге в купе,
Сильную руку крепко сжимала и слезы держала в себе.
Он тебе улыбнулся: «Малыш, не надо, не плачь!»
И вода по щеке покатилась и не слышно разбилась о плащ…
И солнце сгорело, исчезли люди, стал черным снег…
И ты останешься ждать. Все равно один вернется.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
И вот наступил
Последний наш вечер,
И я уезжаю домой.
Слеза покатилась и вздрогнули плечи
Любимой моей, дорогой.
Я молча гляжу
В глаза голубые,
А в них отраженье моё.
Сейчас неуместны признанья пустые,
Зачем мне печалить её?
Тоскою полна
Последняя встреча —
Расстанемся мы навсегда.
Недаром обдал холодком этот вечер,
Недаром упала звезда.
Я обнял тебя
В сердечном порыве,
Ты крепко целуешь меня,
Тебе отвечаю немного игриво,
Как будто стеснительный я.
Последний лист кленовый пятерней
В мои ложится теплые ладони.
А небеса синее и бездонней
Как океан бушуют надо мной.
И странно пуст и гол осенний парк
В своих последних бронзовых отрепьях;
А сорванные листья будто перья
Уносит ветер, набежав, во мрак.
И неуютно плещется вода,
И облака в ней замерли, как льдины;
Еще до ноября, до серидины
Дожди, и неуют, и холода.
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
👍 Песня последней встречи
😢 Стихотворение «Песня последней встречи» – это горькая музыка строк, написанная женщиной в минуты разлуки. Читая стих чувствуется боль, переживаемая девушкой и видно, что эти переживания искренние и не наигранные, что придаёт строкам больший вес. Произведение относится к ранним работам Ахматовой и входит в её первый поэтический сборник «Вечер», который принёс автору заслуженные лавры, хотя до всеобщего признания было далеко.
Тема стихотворения
«Так беспощадно грудь холодела» – это исповедь обманутой женщины, которая с горечью переживает боль утраты. Ещё вчера мир был цветным и расцветал зеленью садов, а сегодня это чёрно-белая картинка унылой осени. Символичный строки:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Они стали одним из клише Ахматовой и шли с ней по жизни всю долгую творческую жизнь. Что подразумевала поэтесса под перчатками? Возможно, всё просто – героиня встречалась и любила не того человека, она надела не ту перчатку на правую руку, руку сердца. При этом нельзя пройти мимо и первых строк стихотворения, где лирическая героиня говорит о холодеющей груди, но лёгкости походки – это ни что иное, как остывающая в сердце любовь и лёгкость, когда, пусть через боль, избавляешься от обмана и пытаешься сделать глубокий вздох.
Есть смысл заглянуть и между строк второго куплета:
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Какие это ступени? – Скорее всего, встреча – любовь – и разлука. Казалось, что в отношениях так много граней, а все гораздо проще: встретились, полюбили и расстались, дав сердцу горькую команду остывать.
Умру с тобой
Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.
Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.
Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.
Стихотворение
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шопот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Песня на слова строк
Блог Stihirus24 предлагает песню на стихи Анны Ахматовой в исполнении Эльмиры Галеевой.
Анализ стихотворения «Песня о последней встрече» (А. А. Ахматова)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.02.2020 · Обновлено 26.02.2020
Довоенное творчество невероятно прекрасно. Оно пропитано жизнелюбием и наивностью, кажущимися нам, смотрящим на жизнь счастливых и мирных людей из пережившего две мировые войны будущего, парадоксальным. Нет ничего печальнее, чем наблюдать героя, обретающего счастье, но не имеющего возможности сохранить его в будущем. Ярким примером сентиментальной, уверенной в вечном мире, занятой только личными проблемами поэзии является ранее стихотворение Анны Ахматовой “Песнь о расставании”, анализ которого (по плану) представляет Вам Многомудрый Литрекон, искренне уповающий на то, что чья-то алчная рука сейчас не занесена над большой красной кнопкой.
История создания
Стихотворение «Песня о последней встрече» датировано 1911 годом (опубликовано в литературном сборнике “Вечер”), что разубеждает читателя, полагающего при прочтении о том, что Ахматова описывает в нем расставание с уходящим на войну мужем. Тогда бы сложился вполне целостный символический пазл: и просьба любимого “умри со мной” кажется не такой эгоистичной, и сетования на “обманчивую судьбу” кажутся вполне уместным пессимизмом. Но нет. Война грянула лишь 3 года спустя.
О чем, а главное, о ком же тогда пишет Ахматова? Кому посвящено стихотворение «Песня о последней встрече»? Углубившись в мемуары поэтессы, убедимся, что она сама признавала излишнюю сентиментальность своего творчества. Нет драмы? — Анна Андреевна придумает ее сама, поместив ее в собственную творческую парадигму. Подход кажется дурацким, однако в исполнении Ахматовой он приобрел некую оправданность. То, с каким искусством поэтесса наделяла своих литературных големов истинно человеческими чувствами и слабостями, можно считать никому не постижимой наукой. Кажется, будто Ахматова экстраполирует на своих героев правдоподобные, личные переживания.
Однако нельзя говорить о том, что любовные настроения, которым пропитано стихотворение «Песня о последней встрече», были сымитированы Ахматовой: в это время она состояла в браке с поэтом Гумилевым, познавая супружеское счастье. А вот факт бесповоротного расставания, очевидно, был выдуман поэтессой, хранившей безупречную верность супругу, который, вовсе не из взаимности, а из теплых чувств, не оставлял жену в целомудренном одиночестве. Так, Гумилеву никто не наставил рогов: ни любовник, ни судьба, ни внешняя политика Николая II.
Таким образом, рассматриваемое нами стихотворение — однозначно ни о ком, но нельзя сказать, что «ни о чём». В этом мы убедимся ниже.
Жанр, направление, размер
Жанровую принадлежность стихотворения «Песня о последней встрече» Ахматова выдает в его названии, значительно упрощая тем самым работу литераторов: подобное стихотворение, представляющееся фрагментом потока сознания, воспаленного высокими чувствами, нельзя точно квалифицировать.
Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:
Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.
Так, «песнь о Последней встрече», написанная, как уже говорилось, в 1911 году, соответствует всем канонам акмеизма:
Говоря о стихотворном размере стихотворения «Песня о последней встрече», необходимо отметить примечательный факт: несмотря на свои малые размеры, оно является диметром (стихотворением, состоящим из трех тактов). Стихотворение состоит из четырех строф, по 4 строки в каждой. Каждая строфа условно поделена Ахматовой надвое: первые две строки подчиняются правилам силлабо-тонической системы стихосложения, последние — правилам тонической системы. В первых двух строках четко соблюдается стихотворный размер — дактиль, в то время как в последних строках размер как таковой отсутствует, а вот количество ударений с рифмующимися строками совпадает.
В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.
Композиция
Как уже говорилось, стихотворение «Песня о последней встрече» состоит из четырех строф, однако не имеет столь явного композиционного деления: место действия и эксплицитный психоэмоциональный фон героини не меняется.
Меняются лишь образы, наблюдаемые читателем:
Образы и символы
Самым ярким, безусловно, является образ лирической героини в стихотворении «Песня о последней встрече», отражающей суть истинной человеческой любви, в которой сентиментальная слабость дополняет решительную силу самопожертвования. Чего стоит вовсе не кажущееся в контексте стихотворения глупым: “И я тоже умру с тобой”.
Особый интерес представляет образ возлюбленного, получившийся едва ли не инфернальным. Он, обращающийся к главной героине, будто бы уже наполовину растаял, мы видим лишь остатки его экзистенции, скрывающейся от душераздирающей боли расставания: шепот, замещающий трагический надрыв, неоднозначные формулировки, замещающие самые важные слова, самую горькую правду, самую сладкую ложь.
Без преувеличения мистическим вышел образ дома, где “только в спальне горели свечи равнодушно желтым огнем”. Мрачное жилище, со своей суровой одинокостью и темнотой, напоминает метафорическую могилу. Действительно, дом, куда возвращается теперь уже одинокая героиня, выступает в качестве склепа в одночасье разрушенных надежд, где обретет покой опустошенная душа, у которой так непринужденно, но при этом, закономерно, было отнято счастье.
Темы, проблемы, настроение
Тематика стихотворения «Песня о последней встрече» выстроилась перед Вами в сокращенном виде. Если ее нужно дополнить, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях:
Проблема взаимопожертвования и искренней любви — основная в стихотворении «Песня о последней встрече». Наделяя героев одинаково искренними по отношению друг к другу чувствами, Ахматова оказывает нам помощь в рассмотрении данной проблемы. В первую очередь, конечно же, героиня показывает, что настоящая любовь есть нечто большее чем циничное практиканство: это аккумулятор страдания, должного стать сладостным для искренне любящих сердец. Произнесенное ею “И я тоже. Умру с тобой” — чистейшее признание, в котором нет ни капли сентиментального лукавства, откровения ради откровения. “И я тоже. Умру с тобой” — клятва, от которой невозможно отказаться, ведь, как мы знаем, не отрекаются любя. Вопрос стоит лишь в том, должна ли эта клятва даваться? Что лучше: быть рабом своих честных чувств, или владельцем обманчивых рефлекторных позывов?
Основная идея
Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.
Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.
Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви: