все будет так как должно быть даже если будет иначе коран
Все будет так как должно быть даже если будет иначе коран
Беседы о журналистике
Трудно быть сыном известного журналиста, но еще труднее одновременно быть и братом замечательного «писателя в газете», как называли Анатолия, когда он по стопам отца пришел в «Известия»; Валерий стал спецкором «Комсомольской правды». Надо сказать, что каждый представитель династии Аграновских умел петь своим собственным, непохожим на других, голосом. Старший в династии по образованию был врачом, его старший сын — учителем, младший — адвокатом.
За спиной Валерия Аграновского уже пятьдесят лет журналистского стажа, если первой публикацией считать статью, напечатанную в 1948 году в журнале «Пионер», когда автор учился на втором курсе Московского юридического института. После пяти лет адвокатства Валерий в 1955 году окончательно ушел в журналистику и семнадцать лет отдал «Комсомольской правде».
В 1965 году В. Аграновский стал членом Союза писателей СССР. Перу Валерия принадлежат многие острые публицистические статьи и очерки в центральных газетах и журналах, социально-педагогическая повесть «Остановите Малахова!», ставшая потом пьесой, которая шла по всей стране. Валерий Аграновский стал автором многих книг: «Взятие сто четвертого», «Лица», «Белая лилия», «Кто ищет…», «Профессия: иностранец», «Капля добра», «Последний долг», «Ради единого слова» и др.
Ныне В. Аграновский ведет персональную рубрику «Сюжет Аграновского» в популярном журнале «Власть» и является консультантом издания «Огонек», а также занимается преподавательской деятельностью, ведет спецсеминар под названием «Основы журналистского мастерства».
Тема нашего разговора — «кухня» журналиста, технология его творчества. Не будем, однако, тешить себя пустыми надеждами: в основе любой творческой профессии лежит талант, отсутствие которого невосполнимо. В журналистике — как в вокальном искусстве: нет голоса, и ничего не поможет — ни знание нотной грамоты, ни микрофон. Прошу понять меня правильно. Я вовсе не намерен отпугивать от журналистики молодых мечтателей. Говоря о необходимости природного дарования, я всего лишь подчеркиваю безусловный примат таланта над технологией в нашей профессии, определяя, таким образом, удельный вес секретов мастерства. Но вместе с тем многие, проявившие способности к журналистике, почему-то попадают в число «несостоявшихся». Почему? Возможно, потому, что их талант не подкреплен техникой исполнения. Стало быть, верно утверждение, что в журналистику надо идти по призванию, которое есть дитя таланта, как верно и то, что одних природных способностей мало: камень, как его ни шлифуй, алмазом не станет, но и неограненный алмаз лишен блеска.
Какие «америки» я открыл? Никаких. Моя задача сводится к тому, чтобы говорить вслух о том, что каждый знает «про себя».
Теперь о мастерстве. Наша профессия, хоть и вторая из древнейших, до сих пор, к сожалению, не имеет стройной и всеми признанной теории. Мы и сегодня еще плохо знаем, что такое журналистика. Форма общественного сознания и средство изменения жизни? Подобно литературе, живописи, музыке, архитектуре, театру и кино — род искусства? Или входит в литературу как понятие видовое, подобно поэзии, драматургии, прозе и художественному переводу? Или, наконец, еще ýже — жанр прозы, стоящий в одном ряду с романом, повестью, рассказом, и этот ряд можно продолжить очерком, фельетоном, памфлетом, статьей, репортажем, эссе? Работы многих авторитетных ученых, посвященные теоретическим проблемам журналистики, при всей их значительности и глубине содержат взаимные противоречия и не дают, увы, полного ответа на поставленные вопросы.
Но наша беда еще и в том, что мы лишены того, что называют «школами». Мы не можем, как вокалисты, похвастать наличием у нас миланской или свердловской оперной школы, классическим или современным направлением. У нас все в куче, все слеплено. Методология работы даже некоторых ярких журналистских индивидуальностей пока еще основательно не изучена, не осмыслена, не обобщена. Мы, рядовые газетчики, плохо знаем наследство, оставленное нам звездами первой величины, и слабо пользуемся секретами их мастерства. Мы совершенно не представляем себе, как классики журналистики пришли к таким результатам. Отрывочные данные, робкие и не всегда профессионально объективные воспоминания очевидцев, легенды, байки, анекдоты — это все, что сохранило время от художественного опыта таких замечательных мастеров, как В. В. Овечкин, Б. Л. Горбатов, А. Зорич, В. М. Дорошевич, Б. Н. Агапов, М. Е. Кольцов. И это при том, что они работали, можно сказать, в наше время. Что же тогда говорить о Куприне, Успенском, Гончарове, Бунине, Короленко и других корифеях жанра, чей творческий метод, боюсь, так же безвозвратно утерян, как секрет фресковой живописи Леонардо да Винчи.
Что остается делать нам, сегодня действующим журналистам? Так и начинать каждый раз с нуля, изобретая собственные велосипеды или обрекая себя на слепое эпигонство.
Быть может, я излишне драматизирую положение? Такой предмет, как мастерство, или вовсе отсутствует в курсе преподавания на факультетах журналистики, или дается студентам на весьма скромном уровне. А если учесть, что в большинстве своем пополнение приходит в журналистику со стороны, то позвольте спросить: какую профессиональную подготовку получат в газете бывшие инженеры, юристы, врачи и педагоги? Да никакую! — говорю это категорически и с полной ответственностью. Их учит собственная газетная практика: трудно, медленно, затягивая процесс созревания.
Ну, а умудренные опытом столпы современной журналистики? Они стоят перед молодыми газетчиками статуями на постаментах — молчаливые и недоступные. Как рождаются их замыслы, где они берут темы, каким образом собирают материал, как беседуют с героями очерков, думают ли о сюжете и композиции, как пишут и как сокращают написанное — короче говоря, какова технология их творчества? Все это для нас тайна за семью печатями. И не потому тайна, что они злоумышленно скрывают секреты мастерства, а потому, что им некогда остановиться и оглянуться из-за высочайшего темпа газетной жизни, из-за вечной текучки, которая заедает. Но они ведь и сами ни у кого не учились — за редким, быть может, исключением, меж тем, как известно, отсутствие учителей наказывается отсутствием учеников.
Десятки центральных, сотни республиканских и областных, тысячи районных газет — это же огромная армия творческих работников, вынужденных стоять на довольствии у самих себя! Ладно, утраченное не восстановишь, но не пора ли подумать о будущем, о смене, идущей вслед за нами? Неужто не способны мы, «старые» журналисты, дать молодым полезные советы?
Хватит журналистике развиваться, как трава растет. Если нам действительно есть что сказать, то нам следует обменяться опытом и сделать это публично. Начало, кстати, уже положено: вышли в свет «Заметки писателя о современном очерке» В. Канторовича, «Рождение темы» Е. Рябчикова, «Как я работал над „Неделей“» Ю. Либединского, «Двадцать пять интервью» Г. Сагала, напечатаны интересные статьи о мастерстве публицистов в «Литературной газете» и «Журналисте» и т. д.
Плиний мудр, но истина дороже
Всё будет так, как должно быть, даже если всё будет иначе.
Жить или не жить
Случилось то, что случалось уже не раз: ошибка одного человека ввела в заблуждение всё человечество.
Да, в Колизее выносили свой вердикт арене с помощью жестов, но ни зрители, которые требовали смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционировавшие оную, никогда не показывали «большой палец вниз». Более того, римляне никогда не прибегали к этому жесту.
Если толпа считала, что гладиатор должен умереть, то большой палец вздымался вверх – это символ обнажённого меча. Когда же поверженному бойцу римляне хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь кулака.
В кодексе зрителей была отдельная формулировка, регламентировавшая использование специфического жеста: policecompressofavorindicabatur – «благосклонность решается большим пальцем, спрятанным внутри».
И вдруг в XIX веке французский художник Жан-Леон Жером, игнорируя исторические реалии и руководствуясь собственными представлениями и воображением, пишет картину под названием «Polliceverso», где сидящий в ложе римский император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор.
Дальше – больше. Популярный американский кинорежиссёр Ридли Скотт берётся за постановку фильма «Гладиатор». Продюсеры, знакомя его с материалами, относящимися к той исторической эпохе, ненароком показывают ему полотно Жерома.
Потрясённый впечатляющим образом Скотт, не подозревая, что источник его вдохновения не имеет ничего общего с исторической правдой, ставит «Гладиатора».
Сегодня историки едины во мнении, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что policeverso – «отогнутый большой палец» – означало «отогнутый вниз», тогда как реально фраза означает «отогнутый вверх».
В конце концов нашёлся авторитетный критик, который сообщил Скотту о его заблуждении насчёт «большого пальца вниз», но режиссёр решил ничего не менять, дабы «не путать зрителя».
В честь кого названа Америка?
Отнюдь не в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени валлийца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.
Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота – английское имя итальянского мореплавателя Джованни Кабото, – чьи путешествия в 1497 и 1498 годах обеспечили задел для последующих претензий англичан на Канаду. В 1484 году Кабот перебрался из Генуи в Лондон и от Генриха VII получил санкцию на поиск неизведанных западных земель.
В мае 1497 года на своём маленьком корабле «Мэтью» Кабот достиг берегов Лабрадора, став первым официально зарегистрированным европейцем, ступившим на американскую землю на два года раньше Веспуччи.
Кабот составил карту побережья Северной Америки от Новой Шотландии до Ньюфаундленда.
Будучи главным спонсором экспедиции, Ричард Америк, разумеется, ожидал, что новооткрытые земли назовут в его честь. Его ожидания оправдались, и в календаре Бристоля сохранилась запись за тот год: «…в день св. Иоанна Крестителя (24 июня) найдена земля Америка купцами из Бристоля, прибывшими на корабле из Бристоля с названием «Мэтью».
Это первое в истории употребление слова «Америка» в качестве названия неизведанного континента.
Есть ещё ряд аргументов не в пользу Америго Веспуччи: он никогда не бывал в Северной Америке; все ранние карты этого континента были английскими; сам Веспуччи никогда не использовал название «Америка» для своего открытия.
Последнему обстоятельству, кстати, имеются веские основания. Если новые страны или континенты и называли в чью-то честь, то никогда не использовали имя человека, только его фамилию – Тасмания, Земля Ван Димена, острова Кука.
Чья голова в песке?
Только не страуса. Доподлинно известно, что при приближении опасности он попросту даёт дёру, как и подобает субъекту с нормальным инстинктом самосохранения.
Первым миф о страусе, прячущем голову в песок, запустил в обиход древнеримский историк Плиний Старший. В своей энциклопедии под названием «Естественная история» он дал описание этой птицы. Человек богатого воображения, Плиний не преминул отметить также, что страусы свирепым взглядом (!) сверлят отверстия в своих яйцах, чтобы потомство побыстрее проклюнулось.
Мысль о том, что страусы прячут голову в песок, могла возникнуть у Плиния из-за того, что эти птицы имеют обыкновение лежать в своих гнёздах (неглубоких ямках) и, вытянув шею, оглядывать окрестности в поисках потенциального агрессора. Cтоит хищнику приблизиться к лежбищу на расстояние рокового броска, как страус вскакивает и стремглав бежит прочь. А уж в скорости и выносливости с ним мало кто способен тягаться – 70 км в час на едином дыхании в течение получаса!
Кстати, в своём труде Плиний обошёл вниманием неразборчивость страуса в выборе разных предметов для заглатывания. Помимо камешков, которые подбирают и домашние куры для улучшения пищеварения, страусы готовы глотать железо, кирпич, стекло, монеты, патроны, носовые платки, перчатки, мотки проволоки…
Охотники-буры, промышлявшие в песках Намибии, нередко находили в страусиных желудках золотые самородки и крупные алмазы.
Игорь Атаманенко
Фотография — shutterstock.com ©
Продолжение читайте в февральском номере (№2, 2015) журнала «Чудеса и приключения»
Собрание Корана в Единую Книгу
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
http://www.pravoslavie.uz/. /pravosl-islam02.htm#7
Принципы православно-исламского диалога.
«Аллах мусульман – это Тот же Единый Бог, Создатель и Владыка мироздания, Которому поклоняются христиане. Так же, как и мы, мусульмане верят во Всемогущество и Всеведение, Милосердие и Правосудие Творца. Ислам знает о грядущем всеобщем воскресении мертвых и Страшном Суде, о загробной награде праведным и наказании злым. Коран восхваляет тех же патриархов и пророков древности, что и Библия: от Авраама (Ибрахима) и Моисея (Мусы) до святого Иоанна Предтечи (Йахйи) и апостолов Иисуса Христа («помощников Аллаха»).»
http://www.pravoslavie.uz/
Официальный Web-сайт Ташкентской и Среднеазиатской Епархии Русской Православной Церкви Московской Патриархии
http://kuraev.ru/index.php
митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, у которого помимо многолетнего практического опыта общения с ведущими исламскими богословами Средней Азии имеется ещё и прекрасное богословское образование
http://www.pravoslavie.uz/. /mitropolit_title.htm
Одесская духовная семинария
Московская духовная академия
Аспирантура Московской духовной академии
http://kuraev.ru/index.php
Цитата: |
«В ИНЫЕ МГНОВЕНИЯ Божественное откровение приходит ко мне подобно звону колокольчика, и мне это тяжелее всего. Потом колокольчик смолкает, и тогда только я понимаю то, что мне передал ангел. В другой раз ангел предстает передо мной в человеческом образе: он говорит, а я запоминаю то, что он сказал мне». (Хадис, I, I (2). *****И услышал я голос с Неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как-бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь перед престолом… |
Ниспосылались ОТКРОВЕНИЯ ДЛЯ КОРАНА Пророку Магомеду.
А составляли Коран Человеки.
Уважаемый,Коран состоит из 6236 аят и мусульманские ученые согласились с тем что есть насх(это слово на арабском, я не знаю что насх означает на русском)только в двух аятах.и эти аяты касаются Пророка Мухаммеда и первых мусульман, которые жили во время жизни Пророка. я обсуждаю с вами смыслы этих аятов:
в Муджадила 58: 12 » О те которые уверовали!если вы беседуете с Поcланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней»
Значит Аллах принял покаяние от мусульман без милостыней поэтому Аллах отменил приказ к мусульманам на аяте Муджадила 58: 12..
2-Муззамиль 73: 1-4 этот аят к Пророку Мухаммеда
Простаивай ночь без малого,
половину ночи или чуть меньше того,
или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением.
и потом Аллах сказал Пророку на Муззамиль20
Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжайте Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.
Думаю что смысль этого аята ясный..
Это ссылка не работает:
Уважаемый,Коран состоит из 6236 аят и мусульманские ученые согласились с тем что есть насх(это слово на арабском, я не знаю что насх означает на русском)только в двух аятах.и эти аяты касаются Пророка Мухаммеда и первых мусульман, которые жили во время жизни Пророка. я обсуждаю с вами смыслы этих аятов:
в Муджадила 58: 12 » О те которые уверовали!если вы беседуете с Поcланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней»
Значит Аллах принял покаяние от мусульман без милостыней поэтому Аллах отменил приказ к мусульманам на аяте Муджадила 58: 12..
2-Муззамиль 73: 1-4 этот аят к Пророку Мухаммеда
Простаивай ночь без малого,
половину ночи или чуть меньше того,
или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением.
и потом Аллах сказал Пророку на Муззамиль20
Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжайте Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.
Думаю что смысль этого аята ясный..
Это ссылка не работает:
Цитата: |
«В ИНЫЕ МГНОВЕНИЯ Божественное откровение приходит ко мне подобно звону колокольчика, и мне это тяжелее всего. Потом колокольчик смолкает, и тогда только я понимаю то, что мне передал ангел. В другой раз ангел предстает передо мной в человеческом образе: он говорит, а я запоминаю то, что он сказал мне». (Хадис, I, I (2). *****И услышал я голос с Неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как-бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь перед престолом… |
Чему суждено быть вашим, обязательно произойдет
Возможно, вы, как и я, борец. Сражаетесь со временем, с планами Вселенной, даете отпор всему, что кажется неправильным. И если вы не можете взять под контроль ситуацию, вас захлестывает тревога.
Как часто мы стараемся выиграть войну, которая уже (заранее) проиграна? Как часто пытаемся, вопреки всему, добиться того, что мир (пока) не готов нам дать? Как часто мы торопим события и пытаемся сделать так, чтобы все пошло по нашему плану?
В скольких из этих битв мы, в результате, потерпели поражение?
Мне пришлось усвоить один урок. То, что мне предназначено, обязательно придет.
Правда заключается в том, что жизнь далеко не всегда разворачивается в соответствии с нашими ожиданиями. В какие-то моменты нам будет казаться, что жизнь идеальна. Однако уже в следующую минуту все может покатиться под откос.
Мы можем влюбиться и верить, что нам предназначено быть с этим человеком до конца наших дней. Однако это лишь ожидания. Однажды все может измениться, а мы будем беспомощно наблюдать, как разрушаются отношения, которые, казалось, будут длиться вечно.
Мы можем выстраивать карьеру, о которой мечтали и просили Вселенную. Мы будем взлетать и падать. Через какое-то время мы снова будем взлетать, но уже в другом направлении.
Проживая все эти моменты жизни, мы не можем ответить на все вопросы, которые крутятся в голове. Не можем докопаться до истины, не всегда понимаем, что правильно, а что нет. Мы не можем предугадать будущее.
Иногда нам остается только верить. Верить в силу Вселенной и в себя самих. Мы должны продолжать двигаться вперед по своему пути. То, чему суждено быть частью нашей жизни, обязательно к нам вернется. Даже если это происходит не тогда, когда мы ожидаем, это все равно произойдет.
Правда заключается в том, что если человеку суждено быть частью нашей жизни, он обязательно в ней будет. И если отношения с кем-то закончились бесповоротно, это лишь означает, что освободилось место для новых и настоящих отношений.
Вас могут уволить с работы. Но, опять же, у вас появятся новые возможности для карьеры и профессионального роста. Ваши планы будут меняться постоянно, потому что жизнь не стоит на месте. И мы не можем.
Когда все это будет происходить, вы можете бояться, можете переживать. Может казаться, что происходящее буквально разрушает до основания весь ваш мир. Вы можете кричать или плакать, бить кулаками по столу от злости. Вы можете начать сомневаться в себе и винить во всем Бога. Что бы вы ни делали в такие моменты, правды это не изменит. А она заключается в следующем: когда то, за что мы цепляемся изо всех сил, все равно уходит из нашей жизни, в ней появляется место для чего-то лучшего.
То, чему суждено быть частью нашей жизни, придет к нам. На это может потребоваться время. Мы можем отдалиться от того, чему суждено быть частью нашей жизни, можем потерять на какое-то время. Но ваше к вам обязательно вернется.
Не стоит так переживать и накручивать себя, пытаясь взять под контроль неконтролируемое. Не стоит 24 часа в сутки страдать и задаваться вопросом вроде: «Неужели Бог покинул меня?» Не нужно думать о том, что вы недостаточно хороши, раз ваше желание не исполнилось.
Все это неправда. Не стоит тратить время и силы на все те вещи, которые уходят. Нужно продолжать идти вперед и верить в то, что и в вашей жизни скоро произойдут самые замечательные вещи.
У нас не всегда будут ответы на все вопросы, об этом стоит помнить. Не все, что будет происходить в жизни, будет казаться правильным. Не все будет идти по плану. Но это вовсе не значит, что мы не обретем того, что ищем.
То, чему суждено быть, придет к нам. Люди, возможности, работа, страсть и надежда… Все это появится в нужный момент. Все это придет тогда, когда суждено. Когда мы будем к этому готовы.
Не каждая борьба имеет смысл. Иногда лучше отступить в сторону и смириться. Бессмысленно тратить свою жизнь на беспокойство и попытки контролировать то, что контролю не поддается.
Иногда просто стоит отпустить то, чему не суждено остаться в вашей жизни. Освободить место для чего-то нового. Верить. И позволить правильным вещам найти путь к нам.
Новое видео:
Все будет так как должно быть даже если будет иначе коран
ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕГО СКАЛЬДА
Кто знает путь богов – начало и конец?
Я расскажу давнюю повесть. Повесть о вражде и ненависти, дружбе и предательстве, в которой я по воле бессмертных богов стал не только свидетелем, но и участником.
И по сей день, когда я касаюсь рукою струн, звуки арфы пробуждают во мне забытое прошлое.
И вновь чувствую я ледяное дыхание смерти, как в тот кровавый день, когда многие, из тех, кого я знал, ушли в Вальхаллу.
И слышу я нарастающий грозный гул битвы, и воины падают на истоптанный ногами снег, и ручьями льется кровь…
Все будет так, как должно быть,
даже если все будет иначе.
Путь викинга прямой, как стрела. Но тот, кто идет по дороге жизни в вечность, никогда не знает, куда приведет его этот путь. Все будет так, как укажут вещие норны – всемогущие владычицы Судьбы. И даже великий Один Отец Побед и повелитель всех богов и людей не властен изменить их волю. Потому что у них в руках священные нити судьбы.
Порой эти нити так путаются и переплетаются, что вовсе нельзя понять, где одна, а где другая. Но у каждой есть начало и конец. И никому из смертных не дано знать, когда оборвется его нить.
Всякий живущий под небом обречен совершить предначертанный путь, и только одни лишь всесильные боги знают, где начало этого пути, а где конец. Так было и так будет всегда. И напрасно искать в этом смысл. Потому что все будет так, как должно быть. Как предопределят древние боги.
И не пристало воину роптать на неодолимую волю судьбы. Ибо все будет так, как пожелают бессмертные боги.
Не знаю по воле какого бога – Одина или Перуна – я, славянин, оказался в дружине викингов. Не я первый, не я единственный.
Они не знали, кто я и мой язык был им чужд. И как человек, подобравший чужую собаку, дает ей новую кличку, так и гости из края льдов нарекли меня Эрлингом.
Что толку рассказывать, как я взял в руки весло, и как Тормунд сын Грима стал моим приемным отцом. В день, когда я перестал быть славянином и стал викингом, я встретил свою шестнадцатую весну. И случилось это в тот самый год, когда Олаф конунг Бирки напал на Курланд и сжег Себорг.
С тех пор минуло восемь зим. И все это время мы шли от моря к морю, от земли к земле и где грабили, а где торговали.
Мир принадлежит тому, кто сильнее и храбрее. И мы, викинги, брали по праву нам принадлежащее. И не было конца нашему походу.
Ибо море бесконечно. И война тоже бесконечна. Когда кончается одно море, начинается другое, и когда кончается одна битва, начинается другая.
Но моя битва кончена, и мое море тоже. Хоть я и не думал об этом тогда, стоя на палубе боевого корабля – дракона, и после, отчаянно цепляясь за жизнь, алой струей вытекавшую из моих ран.
…Когда мы встретились с данами на скалистом берегу Каттегата, удача, до тех пор не оставлявшая Тормунда, повернулась к нам спиной. И ветер пел в бездонной вышине песню смерти, и вороны кружились в ожидании добычи, и отвесные скалы фиордов эхом вторили звону мечей…
Я, Эрлинг Тормундссон, не хотел этого.
Предводителя торговцев звали Тригвальд. Это был вождь и по силе и по уму – кряжистый, словно дуб и сильный, как дикий тур. С первого взгляда всякий признал бы в нем ярла – хоть и не носил он ни дорогих одежд ни золотой гривны на шее.
– В битве я потерял кое-кого из своих – сказал он, когда мне развязали руки – мне нужны люди. Ты храбро сражался, и если захочешь остаться с нами, я верну тебе свободу.
Я-то думал :продадут меня, пленника, где-нибудь в Смоланде или Скирингссале. А вышло не так. Пленник же, пока он не продан, не раб. Стало быть, настанет время – и стану я наравне со всеми фризами и их вождем.
С тех пор греб я на их корабле.
У фризов такой головы не было.
Тот, кто не сидит на ладье за веслами, не может называться воином. Настоящий воин гребет в походе сам – только тогда он и вправду один из морской дружины. И мы все, растирая ладони в кровь, гребли без остановки, оттого что на море часто падал штиль, и лишь мертвая зыбь катилась от горизонта к горизонту.
Я сидел за веслом с человеком по имени Орвар. Кажется, он один из фризов был со мной дружелюбен.
Вот так и шли мы день за днем по бескрайнему морю, а ветер и судьба гнали наши корабли все дальше на восток.
На двенадцатый день мы достигли Поморья, и Тригвальд решил извлечь из ножен кровавый меч войны. Мы прошли вдоль прусских берегов, опустошив селения и взяв добычу. А потом наш вождь надолго задержался в Себорге, торгуя захваченными в бою рабами.
После мы миновали Саарему и вскоре море осталось далеко позади и. Тригвальд повернул свои корабли к финским берегам, в устье реки, соединявшей соленую воду с большим и глубоким
озером, северный берег которого назывался Кириаланд а южный – Гардар. Хозяйничали там разные люди – и пришлые заморские гости, и местные племена. А торговля в тех краях была богатая – знал ведь Тригвальд – купец, где повыгоднее продать свой товар!