врунгель почему такая фамилия
Капитан Врунгель
История персонажа
Крылатые фразы решительного капитана Врунгеля – настоящий кладезь мудрости. Еще бы, ведь смелый герой за долгую морскую карьеру избороздил целый мир. Подобная характеристика делает честь бывалому морскому волку. И неважно, что большинство рассказанных мужчиной историй снабжены невероятными и неправдоподобными фактами. За фантастическими рассказами скрываются доброта, самоотверженность и бесстрашие.
История создания
Автор храброго мореплавателя – Андрей Некрасов. До того, как стать писателем, мужчина долгое время занимал должность матроса на рыболовецком судне. Одним из хобби будущего «отца» Врунгеля было записывать легенды и морские байки, которыми делились знакомые моряки.

Оставив работу на корабле, Некрасов, по совету знакомого прозаика, создал несколько рассказов, посвященных морским приключениям. А в 1937 году в журнале «Пионер» опубликовали краткие выдержки из повести «Приключения капитана Врунгеля». Редакторы решили разбить объемную повесть на несколько частей. Читатели периодического издания целый год следили за путешествиями смелого капитана.
В полноценном формате повесть увидела свет в 1939 году. Вышедшая книга была расширена несколькими новыми приключениями и включала главу, посвященную Японии и не прошедшую цензуру журнала.

Некрасов не утаивал от поклонников, что все персонажи юмористической повести имеют прототипов. К примеру, прообраз Врунгеля – Андрей Вронский. Друг писателя любил потчевать знакомых небылицами о морской жизни. Подобные рассказы и вдохновили автора на создание книги.
Первое время Некрасов даже планировал оставить персонажу настоящее имя, но счел, что подобная слава не понравится Вронскому. После мучительных поисков отважный капитан получил фамилию Врунгель, которая весьма созвучна с именем товарища писателя.
«Приключения капитана Врунгеля»
Преподаватель мореходного училища Христофор Бонифатьевич Врунгель, много лет посвящавший свободное время морю и кораблям, однажды решил отправиться в кругосветное путешествие. Закоренелый холостяк, привыкший обходиться минимумом, быстро нашел для себя подходящее судно.

Яхта, присмотренная капитаном, требовала небольшого ремонта. Пока корабль подвергался изменениям, Христофор Бонифатьевич подыскивал помощника, который помог бы герою проделать столь долгий и опасный путь.
Вскоре судьба свела мужчину с парнем по имени Лом. Герои быстро нашли общий язык, но отъезд откладывался – Лом не знал английского языка, без которого кругосветка невозможна. Вскоре неприятность была устранена, и яхта капитана Врунгеля отчалила от берега.

В этот миг выяснилась первая проблема. Пока Лом учил английский, деревья, из которых достраивали судно, пустили корни. Вместе с яхтой от берега отчалила половина пирса. Героям пришлось прерваться, чтобы зачистить судно. К тому же во время небольшого крушения яхта потеряла половину названия. Теперь вместо красивого имени «Победа» корабль звался «Беда».
Первой остановкой на пути стала Норвегия. Чтобы полюбоваться видами незнакомой страны, моряки пришвартовались у фьорда, но ошиблись в оценке местности. После отлива судно повисло между двух скал. Мужчинам ничего не оставалось, как дожидаться прилива. Дабы не терять время, герои сошли на берег, где попали в эпицентр пожара.

Огонь гнал в воду и моряков, и местных белок. Находчивые животные не растерялись и перепрыгнули с суши на яхту. Что ж, капитан и его помощник последовали их примеру. Позже белок доставили в зоопарк, расположенный в Гамбурге. Не мог добродушный капитан бросить зверей, лишившихся дома.
Голландия запомнилась Христофору Бонифатьевичу селедкой. В наблюдениях за местными хитрому моряку пришла идея, как доставить рыбу в другое государство, не нанимая большое судно. Для этого капитан разместился на носу яхты и с помощью хлыста подгонял плывущую рыбу в нужном направлении.
Подобная работа утомила Врунгеля, и герой принял решение взять на судно еще одного помощника. В Кале команду «Беды» пополнил матрос Фукс. Правда, уже в море выяснилось, что мужчина – карточный шулер и ничего не смыслит в морском деле.

На берегах Англии неугомонной троице предложили поучаствовать в парусной гонке. Естественно, бывалый капитан Врунгель не отказался. Мужчина с блеском привел «Беду» к победе. Посильную помощь в этом оказали закупоренные бутылки с игристым напитком.
Неподалеку от Средиземного моря на героя напали настоящие пираты. Впрочем, подобные действия не напугали находчивого капитана. Христофор Бонифатьевич окурил судно табачным дымом и, пока злоумышленники продирались сквозь дымовую завесу, перевернул судно. У разбойников создалось впечатление, что яхта затонула, и злодеи отступили.

Герои продолжили путешествие. Сдали селедку в Египте и направились в Африку. Там Врунгель загрузил на свой корабль необычный провиант и отправился дальше по курсу. Но вскоре выяснилось, что палуба набита маленьким крокодильчиками, которые вылупились из только что купленных яиц. Смелый капитан отправил за борт 50 маленьких кусающихся рептилий.

Впрочем, Христофор Бонифатьевич восстановил доброе имя после того, как спас Фукса от акулы при помощи простого лимона, который зашвырнул хищнику прямо в пасть.
Во льдах Южного океана на пути отважных мужчин попался простывший кашалот. Желая помочь больному животному, Врунгель попал в новую переделку. «Беду» занесло на корабль организации, спасающей кашалотов от вымирания. Правда, методы защитников отличались своеобразностью. Экологи-активисты решили, что лучший способ спасти кашалотов – просто уничтожить их всех.

Подобрав небольшую доску, капитан и второй матрос добрались до гавайских берегов. Здесь герой выяснил, что родную «Беду» отнесло в Бразилию. Поэтому мужчины в спешке покинули райский остров, чтобы вновь вернуться на выбранный курс.
После воссоединения команды Христофор Бонифатьевич повел яхту в Новую Зеландию, ненадолго остановился в Австралии. Возле Новой Гвинеи с «Бедой» произошла авария. Сломанную тайфуном мачту пришлось заменить пальмой, которую посадили прямо на палубе корабля.
Неподалеку от Японии многострадальное судно все-таки затонуло. Бывалый морской волк до последнего момента не расставался с яхтой, но, осознав, что «Беду» не спасти, собственноручно обрубил импровизированную мачту. Подобное решение далось герою нелегко, ведь настоящему капитану не к лицу расставаться с кораблем даже в опасной ситуации.

Нанявшись кочегарами на проплывавший мимо корабль, Врунгель с командой добираются до Канады. В новой стране морское судно мужчинам пришлось сменить на нарты, в которые герои запрягли неуправляемую собаку и корову. Так, на перекладных, герой вернулся в родной город, где бравого капитана встретили овациями.
Рискованное путешествие закончилось успешно благодаря сноровке, мудрости и бесстрашию Христофора Бонифатьевича. Вскоре мужчина вернулся на прежнюю должность преподавателя. И теперь о собственных приключениях герой иногда вспоминает во время разговоров с талантливыми студентами.
Экранизации
В 1978 году режиссер Геннадий Васильев перенес образ отважного Христофора Бонифатьевича на телеэкраны. В фильме «Новые приключения капитана Врунгеля» школьник Василий Лопухин мистическим способом перенесся на судно персонажа. Совместными усилиями герои справились с врагами и невзгодами. Роль капитана Врунгеля досталась артисту Михаилу Пуговкину. Актеры три месяца провели на побережье Крыма, снимая морские сцены на переоборудованной рыболовецкой фелюге.

В 1980 году капитан Врунгель стал героем мультипликационного фильма. Съемки проекта начались в 1976 году, но премьера состоялась спустя 4 года из-за трудоемкости процесса создания. Мультик включает в себя 13 серий, на каждую из которых ушло по 16 тысяч рисунков (мультфильм снят по принципу «перекладки»). Озвучивать главного героя доверили Зиновию Гердту. Основными антагонистами мультфильма стали мафиози-«бандито», которые добрались до «Беды» на подводной лодке.

Образ отважного капитана нередко эксплуатировался в телепередаче «Будильник» с 1983 по 1985 годы. Костюм Врунгеля примерил на себя актер Юрий Волынцев. В одном из последних выпусков на телеэкране появились сразу два персонажа. Актеры Михаил Пуговкин и упоминаемый ранее Юрий Волынцев выступили дуэтом в миниатюре «Два Врунгеля».
Цитаты
«Ай-яй-яй, что же делать-то? Старший помощник Лом! Достать из трюма… шампанское! И выстрелить пробками за корму!»
«Хау ду ю ду, Фукс? В смысле, как дела?»
«Мы в некотором роде не совсем гавайцы. Скорее даже, совсем не гавайцы…»
«Очистить левый борт от зеленых насаждений! Неудобно как-то с усадьбой плавать: рыбы засмеют».
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет».
Генеалогия капитана Врунгеля
Некрасовых в русской литературе не меньше, чем Толстых. В июне исполнилось 110 лет со дня рождения одного из них — Андрея Некрасова, герой которого знаменит больше него самого. Речь о капитане Врунгеле — он тоже отмечает юбилей, если отсчитывать от первой публикации повести в 1937 году. Писатель Василий Авченко к 80-летию знаменитого морского волка вспоминает о его создателе и вероятных прототипах Христофора Врунгеля: Нигде кроме, как в «Дальморзверпроме»
Биография создателя Врунгеля настолько насыщена и событиями, и пробелами, что приходится страховаться беспомощными «вроде бы» и «рассказывают». Андрей Сергеевич Некрасов родился в Москве 10 (22) июня 1907 года, но называют и другие июньские даты. В юности работал монтером на Московской трамвайной станции, в 1926 году рванул в Мурманск матросом на рыболовецкое судно. Попал на Тихоокеанское побережье, которое, по его словам, исходил от Чукотки до Посьета — матросом, кочегаром, зверобоем, штурманом. В 1933-м, окончив Владивостокский морской техникум (тот самый, где чуть раньше училась легендарная Анна Щетинина — первая в мире lady-captain), стал заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром». Позже Некрасов напишет: «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскаленных топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане».
Но рассказы Некрасова о себе — источник немногим более надежный, чем байки Врунгеля. Писатель рассказывал друзьям то, как случайно задержался во Вьетнаме на целый год, то о заточении в японской тюрьме… Некрасов, конечно, не лгал — он травил, как это принято на флоте. Печататься начал с 1928 года, писал для детей — в «Мурзилку», в «Пионер». В сборнике рассказов 1935 года «Морские сапоги» его дальневосточные впечатления — Амур, Приморье, Сахалин, Охотоморье, Камчатка. В 1936 году вместе с тремя Борисами — Житковым, Ивантером и Шатиловым — написал «Повесть о товарище Кирове». В том же году в серии «Библиотека юного колхозника» вышла его книжка «Электрическое солнце».
В 1937 году Некрасов каким-то зигзагом оказался на партийной работе — в помощниках первого секретаря Днепропетровского обкома ВКП(б). Порой пишут, что тогда же его посадили. Вероятно, это ошибка: ведь именно в 1937-м «Приключения капитана Врунгеля» вышли журнальным, а в 1939-м — книжным изданием. На войне Некрасов был рядовым, затем военкором. В 1943 году вступил в Союз писателей. В 1944-м его в звании лейтенанта то ли сначала уволили из армии по инвалидности, то ли сразу отправили под трибунал. Получил вроде бы три года, срок отбывал на севере — строил одно из предприятий будущего «Норильского никеля». Достоверных сведений об этом периоде крайне мало. С 1953 года снова публикуется — выпускает сборник рассказов «Завидная биография», повесть «Судьба корабля», сборник «Мы были на Диксоне». Пишет статьи для любознательных подростков — о технике, авиации, электричестве, океанологии.
После реабилитации Некрасов будто бы руководил закрытым капитанским яхт-клубом — об этом он говорил друзьям, демонстрируя какой-то значок. Рассказывал даже, что ему досталась личная яхта Евы Браун, после войны попавшая в СССР. Или это снова морская травля?
Прототипы русского Мюнхгаузена
Главное творческое достижение Некрасова — Христофор Бонифатьевич Врунгель, изобретательный мореход, способный заменить радиоприемник больным зубом, а судовую машину белками в колесе. Именно Х.Б. Врунгелю принадлежит термин «вмордувинд», заменивший невнятный «левентик» (положение судна, когда ветер дует спереди). Прототипом Врунгеля с подачи самого Некрасова чаще всего называют директора «Дальморзверпрома» Андрея Вронского, который в юности мечтал обойти вокруг света на яхте со своим другом Иваном Маном — впоследствии знаменитым капитаном дальнего плавания. Поход не состоялся: яхта сгнила на Васильевском острове. Мечты переплавились в байки, которые Вронский рассказывал Некрасову, а тот — Борису Житкову. Последний, как считается, и посоветовал товарищу написать повесть о капитане-врале. Изображение: e-reading.club
Созвучие фамилий «Вронский» и «Врунгель» очевидно, но ассоциативную цепочку можно продлить: от барона-фантазера Мюнхгаузена через барона же Врангеля (не белого генерала Петра, а полярного исследователя Фердинанда, именем которого назван остров между Восточно-Сибирским и Чукотским морями) — к капитану Врунгелю, имя которого отсылает, естественно, к Колумбу.
По другой версии, прообраз Врунгеля — капитан, преподаватель, художник, писатель Дмитрий Лухманов (1867–1946). Он избороздил Мировой океан, опубликовал несколько книг («Морские рассказы», «Соленый ветер» и др.), а в 1924 году стал начальником Ленинградского морского техникума, где учились Вронский и Ман. Последний, кстати, в повести Некрасова превратился в старшего помощника Лома (по-немецки «человек» — Mann, по-французски — l’homme). Фигура Лухманова до сих пор вдохновляет писателей: в 2013 году Владислав Крапивин опубликовал роман «Переулок капитана Лухманова».
Возможно, Врунгель унаследовал и опыт эстонского капитана Кихну Йыннь (1848–1913). Тот, подобно герою Некрасова, обучал набранный в портовых кабаках сброд обращению со снастями при помощи игральных карт. И, конечно, отчасти Врунгель — это сам Некрасов.
«Антилопа Гну», милитаристская Япония и Джек Лондон
Первая версия «Врунгеля» фактически была комиксом и представляла расширенные подписи к рисункам культового, сказали бы мы сейчас, Константина Ротова, иллюстрировавшего «Дядю Степу» и «Старика Хоттабыча». В 1939-м, когда повесть вышла отдельной книгой, Лев Кассиль предрек ей долгую жизнь, а Исай Рахтанов разнес в статье «Трактат о природе вранья, или Сигнал бедствия».
«Приключения капитана Врунгеля» — травелог, причем не только от travel, но и от того самого «травить». Пункт отправления врунгелевской яхты «(По)беда» не назван, но, судя по всему, это Ленинград; дальше — Европа, Африка, Азия, Америка… Команда «Беды» похожа на экипаж «Антилопы Гну» из «Золотого теленка», вышедшего несколькими годами раньше: находчивый Врунгель — это Бендер, простодушный Лом — Балаганов, мутноватый Фукс — Паниковский. Подобно «Антилопе», «Беда» гибнет, но потом возрождается, а Врунгель, в отличие от Бендера, все-таки добирается до Рио-де-Жанейро. Первые обложки «Приключений капитана Врунгеля», иллюстрированные художником Константином Ротовым
Изображения: old-crocodile.livejournal.com
Книга всецело в духе эпохи. В 1937-м главной внешней угрозой в СССР считали Японию, уже занявшую Маньчжурию. На границе хмуро ходили тучи, советские летчики воевали в Китае, до Хасана оставался год, до Халхин-Гола — два. Неудивительно, что главный недруг Врунгеля — адмирал Кусаки из «одной восточной державы», а сам капитан не упускает случая рассказать о планах «японских бояр» по захвату Сибири и Китая. Именно у берегов Японии «Беда» гибнет, протараненная императорским миноносцем. В 1958 году повесть вышла в новой редакции. Автор дополнил ее «Толковым морским словарем для бестолковых сухопутных читателей», в тексте появились упоминание «арийской расы», намек на казнь Муссолини и т. п.
Повествование о Врунгеле то и дело отсылает к Джеку Лондону, который в юности, подобно Некрасову, бил котиков у Камчатки, а позже построил яхту «Снарк» (ее история соотносится с судьбой «Беды») и осваивал серфинг на гавайском пляже Вайкики. Посетив Вайкики, Врунгель убыл к другим лондоновским местам — на Аляску. В районе Форт-Юкона он выиграл гонку на упряжках, после чего, форсировав Берингов пролив, оказался на Чукотке. Завершилось путешествие на Камчатке, где Кусаки, выдававший себя за Врунгеля и построивший фальшивую «Беду», был арестован, а командование конфискованной яхтой принял Лом.
В конце 1970-х Врунгель стал кино- и мультгероем. В мюзикле Геннадия Васильева «Новые приключения капитана Врунгеля» заглавную роль сыграл Михаил Пуговкин. Кино, что называется, «по мотивам». Столь же самостоятельное в сюжетном отношении (и не менее музыкальное) произведение — мультсериал Давида Черкасского. В нем сохранено противостояние с заграницей, но заметно смягчены акценты. Неприятели хотя и иностранцы, но уже не официальные, а частные лица: вместо Кусаки — спикер яхт-клуба, он же шеф гангстеров Арчибальд Денди. Пожалуй, сегодня Врунгеля помнят не по книге, а именно по этому мультфильму, где капитан получил голос Зиновия Гердта.
Андрей Некрасов ушел из жизни 15 февраля 1987 года, не дожив нескольких месяцев до 80-летия. Врунгель, получается, своего создателя уже пережил.
Иллюстрации К.П. Ротова к книге А.С. Некрасова Приключения капитана Врунгеля. СССР. 1937 год