врач не дает направление на узи что делать
Не дают направление на исследование? Обращайтесь в страховую медицинскую организацию!
Директор территориального фонда ОМС Архангельской области Наталья Ясько разъясняет, как пациентам и медицинским работникам избежать недопонимания
– НатальяНиколаевна, случается, что приходишь к врачу с проблемой, а он устно рекомендует пройти МРТ-исследование, мол, оно информативнее, а направление не даёт.
– Если ваш лечащий врач определил медицинские показания для проведения лабораторных или диагностических исследований, в том числе УЗИ сердечно-сосудистой системы, фиброгастродуоденоскопии, КТ, МРТ, то он должен выдать вам направление, в котором указываются, в какой медицинской организации и в какое время вы можете пройти и получить обследование, диагноз, цель направления, специальность и подпись врача, фамилия, имя и отчество либо личная печать и служебный телефон врача, направившего пациента. К направлению прилагаются выписка из медицинской карты больного с данными о предшествующем лечении и объективном статусе, сведения о перенесённых заболеваниях, в выписке отмечаются даты, результаты обследований и консультаций, проведённых ранее в поликлинике или стационаре. Направление выдаётся в день определения показаний!
Администрация медицинской организации, в свою очередь, при направлении пациента в другие медицинские организации обязана организовать предварительную запись пациента на приём и своевременно информировать его о дате и времени приёма, разъяснить пациенту порядок получения медицинской помощи в медицинской организации, в которую выдано направление.
– И всё‑таки, если же не удалось достигнуть взаимопонимания с лечащим врачом и получить направление, то самое эффективное и оперативное решение?
– Обратиться к заведующему поликлиникой или заместителю главного врача по поликлинике для получения направления, затем подключать ресурс страховых медицинских организаций (их номер телефона есть на вашем полисе ОМС).
– Почему всё‑таки такое проскальзывает?
– Полагаю, это организационный пробел. Некоторые медицинские работники не были вовремя проинформированы, ознакомлены. Более того, администрация медицинской организации в случае, если тот или иной вид обследований не проводится на базе учреждения, должна информировать врачей о наличии свободных мест для диагностических и лабораторных исследований в медицинских организациях, которые работают в системе ОМС и оказывают данный вид медицинской помощи. И при этом медицинское учреждение не должно опасаться, что потеряет деньги, если пациент уйдёт проводить МРТ в другую медицинскую организацию: МРТ и КТ-исследования выведены из подушевого норматива в отдельный финансовый норматив. Как, впрочем, и эндоскопические методы, ультразвуковые исследования сердечно-сосудистой системы, – все они тарифицируются отдельно и оплачиваются «полным» рублём.
– А если пациенту предлагают пройти обследование платно, то следует обращаться в администрацию поликлиники или в страховую компанию?
– Совершенно верно. Если у вас есть рекомендации на «платное обследование», перед тем как поставить подпись в договоре на получение медицинской помощи на платной основе, позвоните в страховую компанию и проконсультируйтесь: возможно, данный вид медицинской помощи может быть оказан вам бесплатно по полису ОМС. То же самое в случае, если вы пришли на приём по полису ОМС в частную клинику, которая приняла вас по полису ОМС бесплатно и предлагает другие обследования пройти платно.
– А с квотами как быть? Порой гражданам отказывают в проведении КТ или МРТ-исследований: «Квот нет»…
– В настоящее время квотирование на те или иные обследования в Архангельской области не осуществляется, и потому фраза «квоты закончились» не может быть поводом для отказа пациенту в проведении того или иного вида исследования: ведь пациент может получить медицинскую помощь в любой медицинской организации, осуществляющей деятельность в системе ОМС и предоставляющей данные исследования. Более того, с этого года денежные средства на дорогостоящие виды диагностики – компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сердца и сосудов, эндоскопию, гистологию и молекулярно-генетические исследования с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии, – планируются отдельно и не включаются в стоимость посещений, обращений, что, безусловно, должно повысить доступность медицинской помощи.
– А если я считаю, что мне нужно пройти МРТ-исследование или УЗИ, а врач говорит обратное?
– Прошу обратить внимание, что направление выдаётся только в том случае, если врач определил медицинские показания для проведения обследования. Желание пациента получить то или иное лабораторное или диагностическое исследование, в том числе МРТ, УЗИ, не является основанием для выдачи направления. К тому же УЗИ в некоторых случаях неинформативно, например, при некоторых воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта на начальной стадии: изменения в органах УЗИ может и не показать. Только врач, имеющий специальные знания, соответствующие компетенции, а также клиническое мышление, может определить, какие именно исследования назначить пациенту. При этом доктор руководствуется клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи. Это общепринятая мировая практика.
– Как быть, если назначили лечение, а оно оказалось неэффективным?
– Если вы чувствуете ухудшение состояния, то вы можете вновь прийти на приём к врачу, сообщить о ваших опасениях, попросить, чтобы врач пересмотрел вашу схему лечения, назначил дополнительное обследование. В крайнем случае, если не удалось достигнуть взаимопонимания с врачом, вы имеете право обратиться в страховую компанию, которая выдала вам полис ОМС, с просьбой провести очную экспертизу качества оказываемой вам медицинской помощи.
Но очень важно помнить, что успех в лечении зависит как от врача, так и от пациента. Если вы игнорируете рекомендации врача, не выполняете подобранную схему лечения (к примеру, не принимаете своевременно препараты от давления, не придерживаетесь диеты и так далее), то трудно надеяться на улучшение состояния здоровья!
– Часто от врачей можно услышать: «Опять начитались Интернета?» Это массовая ипохондрия или пациенты не доверяют специалистам в белых халатах?
– Сложно сказать. Но, действительно, доверие может пошатнуться: сейчас очень много информации, в которой можно утонуть, и нужно иметь критическое мышление, чтобы этому противостоять. Но, безусловно, очень важно доверительно относиться к врачебным заключениями и рекомендациям: медицинский работник имеет медицинское образование, большой опыт за плечами и регулярно повышает свою квалификацию, знает историю вашей болезни. Именно лечащий врач сможет назначить вам индивидуальное лечение с учётом имеющихся симптомов и осмотра. А потому настоятельно рекомендую не доверять социальным сетям, которые распространяют информацию о народных способах лечения артрита, болей в спине, онкологических и прочих заболеваний и волшебных лекарственных препаратах, излечивающих все недуги разом. Как правило, эти издания преследуют коммерческие цели, а их информационные материалы не имеют ничего общего с доказательной медициной, клиническими рекомендациями минздрава России, на которые опираются врачи в своей работе.
Такое следование народному лечению может и вовсе наделать беды: например, пациент, у которого имеются симптомы заболевания (ночные боли, похудание, потеря аппетита, длительная слабость и так далее), может долго не обращаться к врачу и заниматься самолечением: пить свекольные настои или прикладывать к больному месту лопух, а фактически в организме может развиваться патологический процесс, который может привести к запущенной стадии онкологического заболевания. Время может быть упущено…Доверьтесь науке и лечащему врачу.
Что делать, если поликлиника не дает направление на УЗИ?
Если поликлиника не дает направление на УЗИ, пациент может отстоять свои права через главного врача, страховую компанию или представителей ТФОМС. Для этого нужно убедиться, что исследование подпадает под региональный перечень медицинских услуг по ОМС, и необходимо для установления диагноза или лечения основного заболевания. В этом материале расскажем, когда отказ в выдаче направления будет незаконным, и что нужно сделать пациенту для защиты прав.
Как по закону
Если вы обращаетесь за оказанием платных медицинских услуг, можно выбрать любой перечень обследований и процедур, конкретное лечебное заведение. Порядок оказания бесплатной медпомощи по программе ОМС содержит ряд ограничений:
Выбрать процедуры и обследования, которые нужны для выявления или лечения заболевания, должен врач (терапевт, профильные специалисты). Если по стандарту оказания медпомощи и симптомов заболевания необходима утразвуковая диагностика (УЗИ), врач должен выдать направление в ту же поликлинику, либо в иное лечебное заведение (например, если по месту обращения пациента отсутствует необходимое оборудование).
На практике, специалисты поликлиник могут отказывать в выдаче направлений по разным причинам – отсутствие собственного кабинета УЗИ, отсутствие свободных талонов или мест по записи. Законным основанием для отказа может являться:
Отсутствие аппарата УЗИ или недостаток талонов не может являться причиной для отказа пациенту в выдаче направления. В этом случае врач обязан предложить ближайшую дату для обследования, в том числе и в других поликлиниках.
Если пациент хочет пройти процедуру без длительного ожидания, он может воспользоваться платными услугами государственных или частных клиник.
Что делать
Столкнувшись с отказом врача выдать направление на УЗИ, нужно убедиться, что такое обследование подпадает под территориальный перечень ОМС. Сделать это можно следующими способами:
Хотя территориальные перечни услуг могут отличаться в разных регионах страны, обследование ультразвуком практически всегда подпадает под полис ОМС. Это означает, что пациент имеет право на выдачу направления, если такое обследование необходимо по медицинским показателям.
Понять, нужно ли УЗИ для вашего заболевания, достаточно сложно без специальных познаний в медицине. Однако нужно учитывать, что врач несет полную ответственность за лечение пациента, за перечень назначенных процедур и исследований. Если при последующих проверках будет выявлено, что врач нарушил свои обязанности и проигнорировал необходимость назначить УЗИ, пациент может рассчитывать на возмещение материального и морального вреда за счет поликлиники.
Что делать, если вы столкнулись с отказом в выдаче направления на УЗИ? Можно попытаться урегулировать ситуацию на месте, т.е. непосредственно с лечащим специалистом или руководителем поликлиники. В большинстве случаев, увидев настойчивость пациента и установив законность его требований, должностные лица поликлиники пойдут навстречу и выдадут направление.
Если устные претензии не привели к положительному результату, отстоять свои права можно следующими способами:
Желательно обращаться по указанным направлениям с письменным доказательством отказа. Например, врач может выдать направление на платное обследование, либо указать в медкарте об отказе в выдаче талона по каким-либо причинам.
Непосредственно на приеме у врача можно позвонить в страховую компанию. Контактную информацию можно найти в тексте полиса ОМС или через интернет. Такой разговор в присутствии врача может существенно ускорить решение проблемы, либо страховщик сам поможет получить направление на УЗИ.
Порядок подачи жалоб и заявлений
При любом варианте защиты прав, письменные жалобы и заявления нужно подавать в двух экземплярах. Точной формы заявлений закон не предусматривает, поэтому пациент может придерживаться свободной формы. В тексте документа нужно отразить следующие факты:
Желательно указать на конкретный пункт территориального перечня ОМС, в котором предусмотрено бесплатное проведение УЗИ.
Максимальный срок ответа на обращения пациентов не может превышать 30 дней. Однако при одновременной подаче заявлений главврачу поликлиники и в страховую компанию, будет применяться наименьший срок для дачи ответа – 14 дней (так это предусмотрено правилами страхования). Если в указанный срок ответа не последовало, либо вновь получен отказ, можно обратиться:
Естественно, обращение в суд будет крайней мерой защиты прав, если иные варианты не принесли результата. На практике, подобные споры решаются на уровне главного врача поликлиники или через страховую компанию. Если же пациент уже прошел платное обследование, не дождавшись ответа, все расходы будут ему возмещены через суд.
Если ваше заявление рассмотрено и удовлетворено, будет выдано направление с указанием места, даты и времени ультразвукового обследования. В отношении лечащего врача, допустившего нарушение закона и программы ОМС, будут применены меры дисциплинарного воздействия. Поликлиника, в которой произошел инцидент, может пострадать в финансовом плане – от количества поданных и обоснованных жалоб напрямую зависит уровень финансирования по программе ОМС.
Права пациента при обращении к врачу
Вот вы пришли в поликлинику, которая ближе и удобнее, а вам говорят, что тут не примут, идите по месту регистрации.
Вам не нравится участковый педиатр, а как его сменить — непонятно.
УЗИ должны сделать бесплатно, но намекают, что нужно заплатить.
Анестезия при операции и так положена, но хирург смотрит с прищуром и намекает на благодарность.
Врач назначил препараты, которые вам кажутся неэффективными, а чем их заменить, неизвестно.
В больнице провели обследование, а диагноз и результаты анализов не говорят.
Скорая не едет уже три часа.
Ребенку назначили неправильное лечение и стало хуже, пришлось обращаться к платным врачам — с кого требовать компенсацию?
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Ответы и решения — в статье про права пациента, о которых иногда не знают или молчат даже врачи. Сохраните наши карточки на телефон, чтобы в нужный момент уверенно назвать статью закона и добиться той медпомощи, за которую вы платите страховые взносы.
Право на выбор врача и поликлиники
Как это работает. В России территориально-участковый принцип прикрепления к поликлиникам и больницам: по умолчанию все прикреплены к медучреждениям по месту регистрации. Но можно выбрать поликлинику в другом районе — например там, где реально живете, или просто которая нравится.
Внутри поликлиник есть разделение на участки и за каждым закреплен участковый врач. Но его тоже можно сменить по заявлению раз в год. Если не нравится терапевт или педиатр, который обслуживает ваш участок, напишите заявление главврачу, чтобы выбрать другого. Но если участок перегружен, могут и отказать: у врачей есть нормативы по загрузке и количеству жителей, иначе они физически не смогут обслужить всех пациентов. Обычно все получается.
Если выбрать поликлинику не по месту жительства, вызвать врача на дом оттуда будет нельзя. Иногда родители не знают об этом и меняют педиатра на того, что закреплен за адресом бабушки или прежней пропиской. А когда у ребенка температура, выясняется, что вызвать своего врача нельзя. Приходится ждать чужого, ехать в поликлинику самим или как-то договариваться.
Право на бесплатную диспансеризацию
Как это работает. Диспансеризация — это приемы врачей, обследования и анализы за счет государства. Ее можно проходить раз в три года или чаще в определенном возрасте, даже если вообще ничего не беспокоит.
С 2019 года для диспансеризации можно взять оплачиваемый выходной или пройти ее в субботу и вечером. Обследования назначает терапевт, их перечень зависит от состояния здоровья, возраста и результатов анализов. За счет бюджета можно пройти маммографию, колоноскопию, посетить узких специалистов — и все это обычно быстрее, чем просто ходить на приемы. Деньги на диспансеризацию уже заложены в бюджете.
Право лечиться в медучреждениях, которые отвечают санитарным нормам
Что это значит. Поликлиники, больницы и диспансеры, в которых лечат россиян, должны быть чистыми, удобными и безопасными. Там не может быть грязных туалетов, вредной еды и непроверенных лекарств. Палаты должны убираться, поверхности — дезинфицироваться, воздух — кварцеваться, а врачи — мыть руки и проходить медосмотры. Пациенты не обязаны за этим следить, это задача надзорных органов.
Вы просто знайте о том, что палата с чистым постельным бельем и продезинфицированный бокс для ребенка — это ваше право по закону. И если что-то не так, требуйте и жалуйтесь.
Еще есть требования к расположению поликлиник и их количеству. Например, в населенном пункте, где живет больше 20 тысяч человек, ближайшая поликлиника должна быть максимум в часе ходьбы.
Право на бесплатные приемы врачей, анализы, обследования и наркоз
Как это работает. При наличии полиса ОМС вам положена бесплатная медицинская помощь. Вы можете вызвать скорую, прийти в поликлинику, вылечить зубы, полежать в стационаре, получить обезболивание при операции, родить ребенка и ничего за это не платить. При этом больницы и врачи все равно получат деньги — из бюджета или фонда медицинского страхования.
При этом можно отблагодарить врача по своему желанию или купить аналог лекарства, который эффективнее, чем тот, что положен по больничным стандартам. Но это по желанию, навязывать и требовать такое незаконно.
Если где-то в больнице просят денег, вы имеете право позвонить в страховую компанию, пожаловаться главврачу или в Росздравнадзор. Хорошо бы иметь какие-то подтверждения. Но обычно хватает намека на то, что вы знаете свои права. Хотя, когда речь идет о здоровье, боли и детях, о деньгах думать сложно. Но если их нет или платить не хочется — это ваше законное право.
Право на бесплатную медпомощь в любом регионе
Как это работает. Допустим, вы живете в Москве и поехали в командировку в Казань. У вас есть полис ОМС и прикрепление к московской поликлинике. Но в Казани заболел живот и поднялась температура. Можно вызвать скорую или сходить в поликлинику в том регионе, где оказались. И там обязаны принять бесплатно по полису.
Если в другой регион приехали на месяц или год, можно прикрепиться там к поликлинике. Чтобы, пока живете, можно было вызвать врача на дом.
Если врачи намекают, что вы из другого региона и вас не обязаны обслуживать бесплатно, это нарушение. Поликлиника получит деньги из вашего региона. Это налаженная и предусмотренная законом процедура.
Право на консультации у разных врачей и консилиум
Как это работает. Бывает, что врач поставил диагноз и назначил лечение, а пациент сомневается. Или препараты не имеют доказанной эффективности, но их выписывают. Или у ребенка болит живот, а ему назначают антибиотики без анализов.
В таких случаях у пациента есть право получить второе мнение — то есть проконсультироваться с другим специалистом. И даже потребовать, чтобы лечащий врач собрал консилиум. Чтобы получить консультацию, нужно обратиться к лечащему или главному врачу.
Иногда от этого зависит возможность получить нужное лекарство и даже жизнь. В судебной практике есть случаи, когда именно консилиум врачей помог семье спасти ребенка: лечащий врач выписал один препарат, а консилиум подтвердил, что нужен другой.
Вообще, с этим правом есть некоторая неопределенность: нет точной формулировки, кто такие врачи-специалисты. Вроде бы все врачи — это специалисты. Если у вас сомнения, не стесняйтесь: просите второго мнения или обратитесь в страховую компанию, которая выдала полис.
Право на обезболивание, в том числе наркотическими и психотропными препаратами
Обезболивание можно просить даже во время родов. Минздрав объяснял, что запрос матери на обезболивание — это достаточное основание. Это не значит, что обязательно сделают эпидуральную анестезию: могут просто уколоть ношпу. Но просить обезболивание можно: врач должен подобрать подходящее по состоянию лекарство.
Для пациентов с раком и тех, кого уже нельзя вылечить, нужны серьезные препараты по рецептам. Даже если человек умирает и нет никаких шансов, это не повод отказывать ему в обезболивании. Врач должен выписать рецепт, а некоторые лекарства выдают бесплатно. Если столкнулись с болью, не терпите и обратитесь к врачу за помощью. Это ваше право по закону.
Право делать прививки или отказываться от них
Как это работает. В России есть национальный календарь прививок. Это список вакцинаций с учетом возраста и периодичности. Все прививки по этому календарю бесплатные. Например, еще в роддоме новорожденному делают прививку от гепатита B и туберкулеза. В 6 месяцев — от дифтерии, коклюша и столбняка. Беременные женщины, пожилые люди, школьники, врачи, учителя и призывники могут бесплатно делать прививки от гриппа. А каждые 10 лет любой человек может бесплатно сделать прививку от столбняка.
Эти вакцины оплачивает государство — можно прийти в поликлинику, взять направление и сделать прививку. Если прививка не входит в календарь или хочется другую вакцину, тогда придется платить.
Но от прививок можно отказаться. То есть вообще их не делать. Например, прямо в роддоме мама имеет право написать отказ и до 18 лет не сделать ребенку ни одной прививки. Это не повод не принимать его в детский сад или школу. Хотя иногда из-за отказа от прививок все же могут быть проблемы, например для некоторых профессий предусмотрена обязательная вакцинация, без прививок нельзя поехать в некоторые страны, а если в школе эпидемия, ребенка отстранят от занятий.
Право знать о диагнозе и состоянии здоровья
Как это работает. Иногда врачи не сообщают пациентам результаты обследований, не объясняют анализы и даже не называют диагноз. Это мешает получить второе мнение и принять меры для эффективного лечения. Вы имеете право не только узнавать все что касается здоровья и диагнозов, но и получать выписки из карты, назначений, заключений.
Еще в поликлиниках иногда не дают пациенту карту на руки. Это нарушение. Вы имеете право открыть свою карту и почитать, что там написано. Часто всплывает много интересного: выясняется, что медсестра чуть ли не каждую неделю приходит на патронаж к ребенку, хотя родители даже не живут по этому адресу. Или что вы проходили диспансеризацию, хотя на самом деле это не так. Поликлиники так делают, чтобы осваивать бюджетные деньги. На это можно и нужно жаловаться.
Если не хотите знать диагноз, предупредите врача: без вашего согласия он не может его раскрывать. Если хотите знать, вам обязаны рассказать.
Право проверять, что написано в карточке и какие услуги оказаны за счет бюджета
Как это работает. С 2018 года на госуслугах можно узнать, какие медицинские услуги вам оказывались по документам. И сколько они стоили — не вашему кошельку, а бюджету. Проверка — бесплатно.
Если вам нужна копия амбулаторной карты, запросите ее письменно. Отказать не имеют права. Никакие приказы и запреты главврача тут не действуют. Есть только одна причина для отказа — если карты в поликлинике нет. Копию должны прошить и заверить.
Право выбирать людей, которым можно рассказывать о диагнозе
Как это работает. По умолчанию и без особого распоряжения врач может сообщать информацию законным представителям или близким родственникам, если прогноз неблагоприятный — например человек умирает или без сознания. Тогда в деликатной форме об этом расскажут кому-то из членов семьи.
Но просто так диагноз могут сообщить только тому человеку, которого пациент сам указал. Обычно перед операцией дают отдельный документ или в добровольном согласии есть строчка, чтобы указывать, с кем можно связываться и кому сообщать о состоянии здоровья.
Если хотите, чтобы диагноз сообщали только супругу, предупредите об этом врача и медперсонал. Если есть люди, которым категорически нельзя сообщать о состоянии здоровья, об этом тоже можно распорядиться отдельно. Если кто-то из родственников попал в больницу, позаботьтесь о том, чтобы вы были в списках лиц, с которыми можно обсуждать состояние здоровья. Для некоторых распоряжений или оформления документов может понадобиться нотариальная доверенность.
Право на врачебную тайну
Как это работает. Врачебная тайна — это любые сведения о здоровье, диагнозе и анализах, которые были получены в ходе обследования пациента. Что бы там ни оказалось, врач не имеет права обсуждать это с посторонними. Нельзя рассказать соседу, что вот этот пациент болен венерическим заболеванием, у усыновленного ребенка в этой семье ВИЧ, а вон у той соседки, скорее всего, рак и ей осталось жить два месяца.
Бывают исключения, когда врачебную тайну можно раскрывать. Например, чтобы рассказать родителям о здоровье ребенка, сообщить в полицию, что у человека странные травмы, похожие на криминал, в суде или при расследовании несчастных случаев. Еще можно рассказать о причине смерти супругу или близкому родственнику: это будет указано в заключении, которое они имеют право получить по закону.
Если медперсонал нарушит врачебную тайну, это повод наказать болтунов:
Право на отказ от любых медицинских манипуляций
Как это работает. В поликлинике, больнице или при вызове скорой помощи не могут сделать вообще ничего без добровольного согласия. Это согласие всегда заполняют и берут письменно: один раз или перед каждой манипуляцией. Вмешательство без согласия может быть только в редких случаях, например при угрозе жизни, психических расстройствах, общественной опасности, паллиативной помощи или для экспертизы.
Но если человек дееспособный и в сознании, он имеет право не соглашаться на вмешательство: отказаться сдавать анализы, делать операцию или проводить осмотр для себя или своего ребенка. Тогда врачи обязаны объяснить последствия отказа, но не могут делать что-то насильно.
Есть еще такое исключение: иногда родители по личным или религиозным соображениям не разрешают переливать ребенку кровь или делать операцию для спасения жизни. Тогда больница может обратиться в суд для защиты прав ребенка.
Право пригласить адвоката и священника
Как это работает. В больницу можно пригласить адвоката, если это нужно для защиты прав. Медперсонал не имеет права без повода отказать пациенту и не пустить юриста в палату. Еще адвокату можно дать доверенность, чтобы он мог получать информацию о состоянии здоровья, это может пригодиться для экспертиз и исков.
Также в больницу можно пригласить священника и провести там религиозные обряды. Но это право связано с внутренним распорядком и режимом посещений. В некоторых медучреждениях для этого есть отдельные помещения. Родители имеют право пригласить священника, чтобы окрестить ребенка в роддоме, а родственники пожилого человека — провести религиозные обряды перед смертью. Но все это стоит заранее согласовать с лечащим и главным врачом.
Право жаловаться и подавать в суд
Как это работает. Если в поликлинике или больнице нарушают ваши права, вы можете не просто возмутиться где-то в кабинете, но и подать официальную жалобу. Или пойти в суд.
Иногда это единственный способ защитить и восстановить свои права. Например, если вам положены бесплатные лекарства, а их не выписывают или не выдают. Или вы хотите сменить поликлинику, но вас не прикрепляют к новой. Или вам нужна выписка о том, как лечили ребенка, а врач не выдает. Когда в больнице требуют деньги за то, что обязаны делать бесплатно, — это тоже повод для жалобы.
Пожаловаться можно главному врачу, в страховую компанию, общественную организацию по защите прав пациентов, прокуратуру, Росздравнадзор. В крайнем случае — подать иск в суд по месту жительства.
Право на компенсацию, если причинен вред
Как это работает. Больница, поликлиника и конкретный врач отвечают перед вами за то, как обследуют, ставят диагноз и лечат. Если из-за неточного диагноза или неправильного лечения будет причинен вред, даже моральный, вы имеете право требовать за это денежную компенсацию.
Например, если ребенку прописали не те лекарства, можно вылечить его в другом учреждении, а потом потребовать от больницы оплатить все расходы. Если врач рассказал о вашем диагнозе посторонним, можно потребовать возмещения морального вреда. В судебной практике даже есть случай, когда из-за врачебной ошибки женщина не могла больше иметь детей. Сначала ей возместили моральный вред, а потом семья воспользовалась услугами суррогатной матери, потребовала миллион рублей в счет этих расходов — и получила их.
По отношению к любому медучреждению пациент — это потребитель. Его защищает тот же закон, что и покупателей в магазине. Это значит, что кроме возмещения вреда можно требовать неустойку и штраф. Если дело дойдет до суда, есть шанс получить 50% сверху.
Если вред причинили человеку, который умер, право на компенсацию есть у его родственников. Когда речь идет о вреде жизни или здоровью, срока давности по таким делам нет. Но компенсацию можно получить только за последние три года.