впр зачем оно нужно
Всё о Всероссийских проверочных работах: зачем, когда и почему
Все говорят о ОГЭ и ЕГЭ, но мало кто обсуждает ВПР. Между тем, Всероссийские проверочные работы сопровождают детей уже со 2 класса. Педагог Анастасия Дурягина разбирается, зачем их придумали и во что они превращаются на практике.
Что такое ВПР и зачем они нужны детям
Я, как учитель и репетитор, начинаю готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ заранее. Но часто меня просят подготовить к ВПР школьников младшего и среднего звена. Родители в панике, не понимают, что за работы такие, школьники по-разному реагируют на новость о ВПР. И, кстати, чем старше класс, тем больше ими будет написано работ.
С 2015 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит Всероссийские проверочные работы, они же ВПР, задания для которых готовят не школьные учителя.
Всероссийские проверочные работы проводятся на школьном уровне, их можно сравнивать с годовыми контрольными работами, которые раньше традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах.
Главная цель организации и проведения Всероссийских проверочных работ: оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, совершенствование преподавания учебных предметов в школах и развитие муниципальных систем образования
Репетиция перед экзаменами
Чиновники, связанные с сферой образования, думают, что проведение регулярных контрольных работ позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, а потом поможет снизить стресс на ЕГЭ.
Многие отмечают, что особенностями Всероссийских проверочных работ является единство подходов к составлению вариантов, проведение самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
«Всероссийские проверочные работы не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне. В рамках ВПР будет осуществляться проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования», — так характеризует их глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Готовиться к ним или нет? Чиновники считают, что нет. «Специально готовиться к Всероссийским проверочным работам не нужно, нужно просто учиться, » — говорит Анзор Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора.
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
Сами школьники так не считают! Учителя начинают на уроках готовить детей. Судорожно выполнять тесты за тестами, лишь бы показать высокий уровень, не подвести школу. Надо же держать марку! Но, по-моему, это плохая идея. Снятие стресса превращается в многократное его умножение!
Всё не так просто…
Задания в ВПР по разным предметам выполняют разные задачи и цели. Какие возможности заложены в ВПР?
Исходя из заявленных целей ВПР и полномочий участников, каждая группа пользователей получает свою информацию. Школа — детализованную информацию об учениках, муниципалитет — обобщенную по своей территории, а регион — в разрезе муниципалитетов и в сравнении с российскими результатами. На уровне ученика, оставаясь конфиденциальной, она становится содержимым его личного портфолио.
На официальном сайте ВПР уже есть список предметов и даты примерные для каждого класса. Хотя вот по 2 классу пока нет информации (ходят слухи про октябрь, как и в прошлом году).
Что и когда?
ВПР в 2018–2019 году пройдут в 4, 5, 6, 7, 8 и 11 классах.
4 класс — русский язык, математика, окружающий мир.
5 класс — русский язык, математика, история, биология.
6 класс — русский язык, математика, география, обществознание, история, биология.
7 класс — русский язык, математика, иностранный язык, обществознание, биология, география, физика, история.
8 класс — русский язык, математика, биология, обществознание, физика, химия, история, география.
11 класс — иностранный язык, география (может проводиться в 10 классе), химия, физика, история, биология.
ВПР пройдут в марте–апреле, они не будут пересекаться по срокам с проведением ЕГЭ.
НЕ честные школы
При анализе ВПР были отмечены школы, где результаты были заметно выше среднего по региону. При этом это не были лицеи или гимназии с углубленным изучением предметов, по которым проводили проверочные, а еще результаты не подтвердились высокими баллами ЕГЭ.
Помимо этого анализировали средние проценты выполнения каждого задания учащимися: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что школьникам помогали справиться с более сложными заданиями.
Зная, что школу накажут за плохие показатели, учителя могут ли миновать соблазн помочь ученикам. Их задача проста: «Создать атмосферу, в которой класс напишет ВПР как надо».
«К этим школам будет пристальное внимание, и мы надеемся, что таких школ станет меньше в следующем году», — заявил Сергей Кравцов на Байкальском образовательном форуме «Качество образования: диалог с обществом».
Что думают родители?
Многим родителям, как и их детям, ВПР не по душе. Некоторые создают петиции и пытаются устранить данный вид контроля и проверки из российского образования. Получится ли у них это? НЕ знаю, так как который год не отменяют ОГЭ и ЕГЭ.
«Это как проверка учителя, чему научились дети, а не самих детей. Там баллы за задание, даже не оценки. Потом статистику подсчитают, какой процент хороших работ у какого педагога. Почитайте закон об образовании, там всё написано. Если ученик пропустил ВПР, ничего не будет, мало ли заболел или еще что. Переведут в следующий класс и без проверочной», — считает мама ученика 4 класса.
«Сегодня посчастливилось быть наблюдателем на математике. Обратили внимание, что 1-й вариант забуксовал на задаче № 9. Учитель шёпотом поделился, что решить задачу не может. Не справились и дети, потеряли массу времени, расстроились, растерялись. Недавно выяснилось, что в задании была „опечатка“. Школа жизни? Очень сомневаюсь. Для учителей, переживающих за результат, тоже „школа“? Мне вообще не понятно, как при программе „Школа России“ ученики должны ориентироваться в задачах на логику. Хочется вспоминать всех чертей, ругаться недобрыми словами, обвинять в раздолбайстве и коррупции все министерства», — пишет одна мама в соцсетях.
«Из наблюдений: во время ВПР учительница бросила фразу: „Ну что ж, если не справятся, придётся детям дописывать“. Ну, мы с вами понимаем, что дописывать всему классу не будут, а тому, кто „достоин“. Человеческий фактор, так сказать», — высказывает недоверие родитель из популярного форума.
Что можно сейчас сделать? Только готовиться, попробовать прорешать демоверсии с детьми, но от опечаток в задании никто не застрахован. Учитель должен выявить их заранее и быть настроен на лояльное отношение к написанным работам. Это же не самый главный экзамен в нашей с вами жизни, это всего лишь ВПР.
ВПР: зачем нужна проверочная работа? Почему учителя против неё?
А. Петровская ― Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Окей, школа». Приветствую моего гостя — Леонид Илюшин, профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Леонид, здравствуйте.
Л. Илюшин ― Здравствуйте.
А. Петровская ― Продолжаем говорить про аббревиатуры. С Анастасией мы уже начали, поговорили про ЕГЭ, идём дальше. И следующая на нашем пути — ещё более страшная и куда менее известная, мне кажется, для не-школьников и не-родителей школьников аббревиатура ВПР. Против ВПР все страшным образом воюют, в первую очередь — учителя. Кому вообще он нужен? Я даже не знаю, правильно ли сказать «он»?
Л. Илюшин ― «Она», потому что ВПР — это Всероссийская проверочная работа. Всероссийская — то есть, всеобщая. У нас в законе об образовании зафиксировано как норма единое федеральное образовательное пространство, несмотря на то, что у нас субъекты федераций, и департаменты образования разные. Но есть единый закон об образовании, и поэтому — Всероссийская проверочная работа.
Я хочу немножечко её укоренить в прошлом — не потому, что ностальгия, а чтобы было понятно. Когда я учился в школе, наверное, с 5-6 класса мы знали устойчивое словосочетание «районная контрольная работа». Все знали, что это такое. Или «городская контрольная работа». Учитель предупреждал, что «завтра (или когда-то на следующей неделе), дети, мы пишем районную контрольную работу». Естественно, я тогда не залезал во все эти организационные дебри, но даже тогда нам было понятно, что районная контрольная работа — это та работа, которую не сам учитель проверяет, который нас чему-то учил, а она прямо из района откуда-то. Мы не знали, что это значит — «из района», но существовало слово РОНО. Такого, чтобы прислали текст «единой советской контрольной работы», не было. А сейчас она есть.
А. Петровская ― А этот опыт из прошлого — ставили ли там оценки, оценивались ли эти работы?
Л. Илюшин ― Насколько я помню, да.
А. Петровская ― И это отличие от ВПР.
Л. Илюшин ― Нет, это не совсем отличие, потому что по существующим нормативным документам (извините за косноязычие, его не избежать в данном случае) определяется содержание этих работ. И норма оценивания, так скажем. Это определяется на федеральном уровне методическими институтами, плюс какая-то часть — теми органами, которые заняты исследованием качества образования во всех школах России. Не хочу никого не перегружать лишними названиями этих институтов. Всё это — федеральные организации.
Определяются нормы там, но самой школе, как всё-таки самостоятельной организации, имеющей свой устав и так далее, даётся право самостоятельно выбирать, что она будет делать с результатами этой Всероссийской проверочной работы. В методических письмах (опять, я не буду сейчас их долго цитировать, тем более, что не знаю абсолютно всех нюансов), сообщается, что разумеется, ВПР — это способ анализа результатов, а не мотивации учащихся или тем более наказания.
А. Петровская ― Позвольте мне быть абсолютным дилетантом в этой теме. Я не очень знаю и понимаю, как это работает в деталях. Но я прочитала те возмущения, те петиции, которые довольно большое количество людей подписывали, если я не ошибаюсь, весной этого года, обращение профсоюза «Учитель», которое было ещё в декабре 2020 года по поводу требования отмены ВПР — они основаны на ключевых тезисах.
Тезис №1: что это является не оценкой уровня знаний учащихся, а оценкой качества образования в данной школе. Тезис №2: если это так, то, соответственно, логично, чтобы это проводили не сами учителя. Они как будто сами себя аттестовывают, логично, чтобы это проводилось где-то вовне. А так не происходит. Тезис №3: это никак дополнительно не оплачивается, и это связано с тезисом №4: это лишает учителей возможности следовать своему календарному учебному плану, отбирая учебные часы. Например, такого нет в случае с ЕГЭ — это отдельно выделенные дни под экзамены и так далее.
Ну и, соответственно, тезис №5: отсутствие обязательной оценки — это лишение той самой обратной связи. Помните, мы с вами про оценки говорили, что ключевая их роль — это обратная связь. Собственно, эта функция здесь не выполняется. Выходит, будто бы это нужно не ученикам, не учителям и даже не школам, а надзирающим за качеством образования органам.
Л. Илюшин ― Я сейчас последовательно на все эти вызовы не буду отвечать. Если брать меня как, условно говоря, вовлечённого эксперта, у меня много претензий к практике проведения Всероссийской проверочной работы. Хотя её смысл мне понятен, и я его поддерживаю. Если сейчас абстрагироваться, опять-таки, от перегибов на местах, то в принципе всё понятно: единое российское образование, согласованные программы, единый государственный стандарт, единые требования к квалификации учителей, педагогическое образование и всё такое. Понятно, что с какими-то нюансами, но тем не менее.
Извините, мне придётся сейчас сравнивать образование с тем, с чем напрямую его сравнивать, наверное, невозможно, как ничего вообще невозможно сравнивать напрямую. Но вот есть институция диспансеризации, когда предполагается, что граждане идут, сдают какие-то там анализы, проводят исследования. И на этом основании делаются представления не только о здоровье этого конкретного гражданина или гражданки, но в том числе о том, насколько вообще обстоят дела со здоровьем.
А. Петровская ― Но там есть обратная связь.
Л. Илюшин ― Верно. Здесь она тоже есть. Это следующий момент, потому что история такова, что если дети (это может быть и начальная школа, и средняя, и даже старшая) написали эту проверочную работу, и дальше абсолютная тишина — это неправильно. Это неправильно устроено что-то в конкретном департаменте образования. Вообще говоря, работы проверяются, и обратная связь есть. Она необязательно должна быть на уровне оценки. Это может быть количество выполненных заданий — это же тоже обратная связь, правда?
Теперь к этим самым перегибам на местах. Сейчас не получается полноценного сотрудничества, диалога. Намерение федерального управления образованием — действительно иметь представление о том, как учат в школах, насколько равномерно, успешно и так далее, насколько всех. Нет диалога между теми, кто разрабатывает содержание, критерии и так далее, и теми, кто на местах это должен проводить. Потому что это же не какие-то федеральные служащие и методисты разъезжаются по всем десяткам тысяч школ. Если диалог налажен, тогда всё абсолютно нормально. Я лично знаю школы, с которыми достаточно давно сотрудничаю, где говорят: «У нас нет никаких проблем, мы не накручиваем учеников, мы заранее предупреждаем, что апрель — это обычно месяц ВПР».
Ещё раз, чтобы не было какой-то ложной интерпретации: мне кажется, сейчас в практике проведения ВПР накопилось множество противоречий, и эти запросы, петиции и так далее не могут быть инициированы просто так, потому что кто-то решил побаловаться. Нужно пересматривать практику. Для меня пересмотр практики — это её корректировка, договорённости, социальный диалог.
А. Петровская ― А почему бы не отказаться?
Л. Илюшин ― Отказаться проще всего. Я ещё раз повторю: на мой взгляд, требуется серьёзная корректировка практики проведения таких исследований. Мы ещё будем говорить, наверное, когда-нибудь о международных исследованиях. Моя экспертная квалификация не позволяет сказать: «Давайте в принципе исследования качества образования уберём».
А. Петровская ― Ну что, время сегодня закончилось. Вы наблюдали за судебным процессом над ВПР. Леонид Илюшин, профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Спасибо.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
О Всероссийских проверочных работах
Часто задаваемые вопросы
Актуальные вопросы по организации и проведению всероссийских проверочных работ (ВПР)
Вопрос. С какой целью проводятся ВПР?
Ответ. ВПР проводятся в целях:
Вопрос. Могут ли ВПР быть задействованы в качестве итоговой контрольной работы в форме промежуточной аттестации и влиять на итоговую оценку за учебный год?
Ответ. Проведение контрольных работ является неотъемлемой частью учебного процесса. Каждый учитель проводит в течение учебного года ряд контрольных работ и других форм контроля качества подготовки обучающихся.
ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
Выбор формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в том числе в форме всероссийских проверочных работ) с последующим выставлением и учетом отметок принимает образовательная организация самостоятельно.
Вопрос. Требуется ли приобретать специальные пособия для дополнительной подготовки к ВПР?
Ответ. Содержание и структура заданий ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных основных образовательных программ и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Тексты заданий ВПР соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников.
Задания ВПР подобраны таким образом, что при проведении ВПР все необходимое для ответа содержание учащимися уже было изучено, поэтому покупка учебных пособий для дополнительной подготовки к ВПР не требуется. Ознакомиться с образцами и описанием проверочных работ для проведения ВПР в 2021 году можно на сайте Федерального института оценки качества образования (https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2021).
Вопрос. Имеет ли право образовательная организация выставлять оценки за ВПР?
Ответ. Решение о выставлении отметок обучающимся по результатам ВПР и иных формах использования ВПР в рамках образовательного процесса принимает образовательная организация.
Вопрос. Предусмотрена ли оплата учителям за организацию и проведение ВПР?
Ответ. Основными трудовыми функциями педагога являются организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися, а также объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Одним из элементов внутришкольной системы оценки образовательных результатов выступает проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
На основании изложенного дополнительная оплата при организации и проведении ВПР не предусмотрена.
Вопрос. Все ли обучающиеся одного класса должны писать ВПР?
Ответ. Участниками ВПР по каждому учебному предмету являются все обучающиеся соответствующих классов всех образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего и/или среднего общего образования.
Перечень учебных предметов и классов, обучающиеся которых в обязательном порядке являются участниками ВПР, а также перечень учебных предметов и классов, по которым решение об участии в ВПР принимает образовательная организация, ежегодно утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В 2021 году приказом Рособрнадзора от 11.02.2021 № 119 утвержден график проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году, в котором содержатся перечни учебных предметов и классов.
Вопрос. Нужно ли обучающимся 11 классов писать ВПР по предмету, выбранному ими для сдачи ЕГЭ?
Ответ. Обучающиеся 11 классов принимают участие в ВПР по решению образовательной организации. В случае принятия образовательной организацией такого решения в ВПР по конкретному учебному предмету принимают участие все обучающиеся этой образовательной организации, не планирующие сдавать ЕГЭ по данному учебному предмету. Обучающиеся 11 классов, планирующие сдавать ЕГЭ по конкретному учебному предмету, принимают участие в ВПР по данному предмету по своему выбору.
Вопрос. Обрабатываются ли персональные данные обучающихся при проведении ВПР?
Ответ. Согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных не требуется, поскольку персональные данные участников при проведении ВПР не собираются.
В федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИС ОКО) обрабатываются обезличенные результаты обучающихся. Каждому участнику ВПР присваивается код, который вводится в указанную информационную систему для дальнейшего анализа. Соответствие кода и фамилии обучающегося хранится в образовательной организации в виде бумажного протокола.
ВПР в вопросах и ответах
Зачем создана, когда проводится, чем грозит, как подготовиться к ней психологически? Обращаемся к официальным данным и интервью представителей Рособрнадзора.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Первые ВПР российские школьники написали в 2015 году. С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным.
Изучив официальные источники, мы отвечаем на вопросы о ВПР, которые чаще всего задают родители.
Основные сведения: зачем, для кого, как
Зачем потребовалось вводить ВПР? Неужели ЕГЭ не дает всех необходимых сведений?
Профильные ЕГЭ по всем предметам учащиеся сдают не в общем порядке, а по выбору, то есть, нет никакой возможности получить полные данные о том, как усвоили предмет остальные учащиеся. К тому же выпускники осознают, что от результатов ЕГЭ зависит их будущая учеба, карьера, поэтому очень тщательно готовятся к профильным экзаменам, чаще всего прибегая к помощи репетиторов и посещая спецкурсы. Поэтому по результатам ЕГЭ нельзя судить о том, какова роль школы в успехе выпускников. Для того чтобы получить более прозрачную картину, введены Всероссийские проверочные работы, составленные по единым требованиям.
В 11 классах ВПР проводятся только для тех учеников, которые не выбрали ЕГЭ по соответствующим предметам. То есть кто сдает ЕГЭ по географии, тот не пишет ВПР по географии.
«Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение. Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки…» — Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в интервью МИА «Россия сегодня» от 14.12.2016.
Кому и зачем нужны ВПР?
Сегодня ВПР затрагивают огромное количество школьников — это практически все общеобразовательные учреждения России. Принято считать, что ВПР — единые измерители, по которым школа может проверить себя. Но с каждым годом возникает все больше проблем, связанных с процедурой проведения и содержанием работ, в результате все чаще звучит вопрос от директоров школ: зачем вообще нужны ВПР?
Среди основных вопросов, которые сегодня задают экспертам в связи с проведением всероссийских проверочных работ: фальсификация результатов — как директору доказать, что ее не было? Уровень заданий по различным предметам не одинаков — почему? Может ли школа отказаться от ВПР? И зачем нужны ВПР ученикам и родителям?
На эти и другие вопросы ответил Сергей Станченко, директор Федерального института оценки качества образования в ходе круглого стола «Кто боится ВПР?», состоявшегося в Москве, в Рособрнадзоре.
Как поступить директору школы, который не фальсифицировал результаты, а его в этом обвиняют?
Представить результаты независимых диагностик. Большинство школ Москвы, например, регулярно проходят такие независимые диагностики. В Москве есть хорошая практика, когда школы заранее, еще перед диагностикой, прогнозируют процент двоек и распределение отметок, которое у них будет на ближайшей работе. В этих школах директора знают уровень подготовки своих детей. Если ВПР не с чем сравнить, то единственный вариант — предложить еще раз провести работу. Если дети напишут так же или чуть-чуть хуже, значит, школу из списка с неоднозначными результатами удаляем.
За что именно увольняют директоров, надо смотреть в каждом конкретном случае. Первый этап — анализ результатов. В любых международных исследованиях качества образования организаторы всегда стараются отслеживать объективность результатов. Это нормально, если организатор мероприятия заботится о его статусе, пользе и эффективности, а также об объективности результатов.
Какие способы? Единственный способ — статистика, аналитика. Массивы данных по результатам ВПР огромные. 7 миллионов участников, в каждой параллели по 1,5 миллиона учеников. За много лет наблюдений ЕГЭ и за несколько лет наблюдений ВПР в регионах уже сложилась картина того, какие школы какие результаты могут показать. На нашем сайте публикуется список школ с признаками необъективных результатов. Туда не попадают школы, про которые заранее известно, что они сильные и вполне могли получить высокие результаты. Эти сведения черпают из двух источников.
Первый — внешние данные, по которым можно вычислить такие школы: блестящие результаты ЕГЭ в течение многих лет, отличный выпуск, хороший педсостав. Второй — отзывы и маркировка региональных органов исполнительной власти. Все списки до публикации направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые их рассматривают, и вычеркивают из списка те школы, которые они сами считают сильными. Все, кто остались в списке — школы, про которые нельзя сказать, что они выдающиеся, это средние школы обычного уровня.
Почему разная сложность заданий? Например, задания ВПР для 4-го класса по «Окружающему миру» на уровне школьной программы этого класса, а по математике большинство заданий — из курса 2-го класса?
По некоторым предметам есть разные результаты. Настолько разные, что сделать единую работу по ним просто невозможно. Мы исходим из распределения материалов в соответствии с проектом ФГОС. Как только ФГОС будет принят, авторы… скорректируют как сами пособия, так и примерные программы, и все остальные методические материалы в соответствии с ФГОС.
В биологии иногда начинаются претензии, вопросы, обращения, связанные с заданием, которое дается в пятом классе: про стебель, листок и что-то такое. Учителя пишут, что по учебникам биологии это программа шестого класса. А на самом деле нужно просто заглянуть в программу начальной школы. Есть задания, которые ничего, кроме материалов начальной школы, для выполнения не требуют.
Аналогичные задания по математике в начальной школе спокойно принимаются как должное и выполняются учениками. Здесь вопрос, насколько сами учителя основной и начальной школы друг с другом общаются и знают программы друг друга. Это тот случай, когда учителям надо собраться и обсудить общие проблемы.
Зачем нужны ВПР в одиннадцатом классе, когда ученики нацелены на подготовку к ЕГЭ?
Есть такая фраза Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя». Одиннадцатый класс — это программа изучения всех школьных предметов, а не подготовка к ЕГЭ по трем предметам.
Как обеспечить честное выполнение работ? Как не допустить утечку заданий в интернет, как уже бывало?
ВПР не является экзаменом высоких ставок. Никаких судьбоносных, главных в жизни решений по результатам ВПР не возникает. Но нужен разумный компромисс между широтой охвата и обеспечением хотя бы элементарной информационной безопасности и абсолютным, с точностью до миллиметра, измерением.
В 2019 году у нас четвертый и пятый классы проходили русский и математику по особой схеме, когда школа получала свой комплект вариантов. В прошедшем году это касалось только началки. В 2020 году мы доведем до готовности банк по всем предметам и всем параллелям, кроме восьмого, который пока идет в информационном режиме. Варианты по часовым зонам. По остальным классам и предметам, включая одиннадцатый, начиная с 2020 года, будут варианты генерации из банка. Каждая школа получает свой комплект. И это уже ближайшая весна.
Это дает школе выигрышные моменты. Например, плавающее расписание. Школа сама будет выбирать время, когда она проводит работу по каждому из предметов в каждой параллели, потому что не будет риска, что комплект заданий почему-то всплывет. Школа получила комплект, сохранила его и имеет все возможности держать его в секрете вплоть до начала самой работы. Это большое достижение.
Может ли школа отказаться от проведения ВПР?
У нас пока нет единого нормативного акта на все годы. Каждый год выходит соответствующий нормативный акт. Давайте дождемся и посмотрим, как он будет устроен в этом году. Пока обсуждаем.
Можно ли не выставлять оценки за проведенные ВПР?
Можно и нужно. Никаких нормативных документов, которые обязывали бы школы ставить отметки или запрещали их ставить, не существует. Школа сама принимает решение, как эти результаты использовать. Когда мы проводили опрос среди школ, то мнения разделились примерно пополам. Часть школ ответили, что нужно, и они это делают. Другая половина написала: нет, не нужно, они этого не делают.
Можно ли заменить все рубежные контрольные ВПР?
Должен быть здравый смысл. Если школа готова это сделать одним из своих этапов аттестации, пожалуйста, это право школы. И это вполне нормальное действие. Чтобы не проводить две разные контрольные, чтобы потом родители не говорили, почему так много контрольных.
Как отвечать родителям на требования, просьбы учителей брать детям репетиторов, чтобы школа успешно сдала ВПР?
Мне кажется, это история не про ВПР, а про нашу реальную жизнь. Раньше это начиналось ближе к ЕГЭ или ОГЭ. У меня нет рецепта, как действовать, как ограничить таких рьяных учителей.
Как школы могут распорядиться результатами ВПР? Какие у них есть ресурсы для того, чтобы скорректировать преподавание тех предметов, по которым результаты оказались низкими?
Сначала получить результаты. Я бы предложил конкретный алгоритм, как школе имеет смысл проверять ВПР. Мы предлагаем делать это примерно так же, как проверяют работы экспертные комиссии ЕГЭ. Нужно собраться всем до начала проверки, разложить несколько работ и коллективно их посмотреть. ВПР отличается тем, что представляет собой полный комплект. Там есть как сами задания, так и критерии оценки. Важно, чтобы эти критерии даже в пределах одной школы работали одинаково. Чтобы два учителя, проверяя одну и ту же работу, оценивали одни и те же ошибки по одним и тем же критериям и не ставили разные баллы.
Дальше мы бы предложили продолжать хотя бы какое-то время оценивать всю пачку работ коллективно. Желательно, чтобы это было анонимно, чтобы фамилии детей ни на кого не воздействовали. Важно, чтобы в процессе оценивания проблемные зоны, которые возникают, обсуждались сразу. Может оказаться, что у одного класса какие-то типовые ошибки есть, а у другого нет. Это и будет самая главная польза. Потому что один учитель фактически помог другому. Дальше они начинают обсуждать, как избежать этих типовых ошибок.
Сколько будет вариантов заданий для ВПР?
Для школы дается четыре варианта на один предмет на один класс.
В восьмых классах в этом году ВПР пройдет в режиме апробации. Чем он отличается от режима, в котором будут сдавать ВПР другие классы?
Если говорить о нормативном документе, то как раз режим апробации всегда предполагал, что проводить ВПР можно по решению школы и региона. Но так как задания для восьмых классов пока что будут генерироваться не из банка данных, есть риск публикации вариантов заранее.
Хорошая новость: планируется устранить проблему по наличию заданий, которые школа пока еще не изучала. Но как быть в этом году?
Когда результаты ВПР вносятся в таблицу, по каждому заданию вы можете поставить либо балл, либо вариант для выбора: «тема не изучалась» или «тема не пройдена».
Оценивание ВПР и оценка за урок в начальной школе совпадают? И как верно поставить оценку за ВПР?
Шкала оценивания ВПР не совпадает с нормами оценивания в начальной школе. Получить отметку «четыре» или «пять» за ВПР достаточно легко. По математике это может быть даже при нескольких нерешенных простых задачах. Сравнение итогов учебной деятельности и итогов ВПР приводит к разрозненности результатов.
Мы слышали эти замечания про математику. Такая была исходная задумка. Мы о ней сразу говорили. В математике четвертого класса очень длинная шкала пятерки. В комментариях к оцениванию написано, что за такие баллы это обычная «пятерка», а за более высокие баллы, максимальные, это может быть две «пятерки». Значит, ребенок справился с более сложными, почти олимпиадными задачами. В начальной школе очень велико давление учительского желания. Надо бы посмотреть, как проводят ВПР. В русском языке подсказать сложнее. В математике, арифметике очень легко. Пройти и сказать: проверь еще раз. Дети сами поймут, что надо проверить.
Как успеть за отведенное время выполнить все задания по ВПР?
Откуда взялось время 60 минут? Уроки длятся от 40 до 45 минут. Спаренные уроки мы можем проводить только у ребят старшей параллели.
В школе есть практика проведения работ на два урока. И даже в старших классах у нас некоторые работы на 90 минут рассчитаны. Здесь мы исходили из того, что это неполные 90. После окончания работы детям можно дать более простую деятельность. Это не перемена, но можно им дать возможность отдохнуть.
ВПР позиционируются как работы, в которых проверяются наиболее значимые аспекты школьной программы. Бывает, что материала очень много. И разработчики не готовы упустить какую-то важную тему. Отсюда и увеличение времени. В 45 минут не уложились, но и работу на два урока предложить не рискнули. Давайте обсуждать, как сделать лучше.
На сайте ФИОКО идет сбор предложений по совершенствованию Всероссийских проверочных работ. Все замечания будут тщательно проанализированы для того, чтобы сделать ВПР еще более качественными и полезными для развития системы образования страны.
Материал подготовлен по итогам круглого стола «Кто боится ВПР?», состоявшегося в Москве в ситуационно-информационном центре Рособранадзора 14 ноября.