возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как

Эргономика

Понятие эргономики

Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.

Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.

Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским.

В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.

Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20—30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.

Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

Предмет эргономики

Предметом эргономики является изучение системы человек – машина – среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.

Методологическая база эргономики

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

Цель и задачи эргономики

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.

Кроме того, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.

Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.

Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях.

Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

Надежность человека как части эргатической системы

Под надежностью человека понимается сохранение качества продукции и адекватного отношения к трудовому процессу работника. Ошибка в производственной деятельности человека может быть обусловлена утомлением работника, принятием неправильного решения, неучетом внешних факторов в трудовом процессе или браком в механизме, с которым взаимодействует работник.

Надежность человека зависит от состояния здоровья, условий труда, возраста, опыта работы, трудовой мотивации, вовлеченности в трудовой процесс и др.

Рабочее место

Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.

Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.

Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.

Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.

Рабочая поза

При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.

Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.

а) слабые – ниже оперативного порога;
б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;
в) раздражающие – выше оперативного порога.

Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.

Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Условия труда

Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.

Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.

Психофизиологические основы эргономики

Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.

Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.

Плюсы и минусы машин на производстве

Источник

История развития и становления эргономики

возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Смотреть фото возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Смотреть картинку возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Картинка про возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Фото возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.05.2014 2014-05-21

Статья просмотрена: 4833 раза

Библиографическое описание:

Кириченко, С. А. История развития и становления эргономики / С. А. Кириченко, А. А. Рабцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 493-395. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11190/ (дата обращения: 15.11.2021).

Для обеспечения оптимальных условий работы, наибольшего удобства обращения с машинами и приборами было привлечено множество ученых из таких разных дисциплин как, биология, медицина, математика. Они занимались в области трудовой деятельности людей. Изучали их возможность, а также психологические и физические ресурсы.

Так, в пятидесятые годы прошлого века, стала появляться новая наука, эргономика. Основой ее изучения стали возможности работников, правильное оборудование рабочей среды и создания наиболее удобных в работе орудий труда.

Эргономика — это дисциплина, которая комплексно изучает человека или группу людей в конкретных условиях современного производства. Возникновение эргономики связано с огромным техническим прогрессом, который мы можем наблюдать в прошлом веке. Она сформировалась на стыке множества наук связанных с человеком. Это и психология, и физиология, и гигиена, и анатомия, а также ряд технических наук. При проектировании новой техники необходимо учитывать человеческий фактор: особенности и возможности человека, который и будет пользоваться этой техникой. Так как в связи с усложнением техники и увеличением ее стоимости, «цена» человеческой ошибки может стать достаточно высокой. Поэтому требования к различным видам трудовой деятельности должны согласовываться не одной наукой, а несколькими.

Что можно назвать основными целями эргономики? Это, конечно же, стремление к высокому коэффициенту эффективности системы «человек-техника-среда», максимальное обеспечение безопасности труда, создание оптимальных условий для развития работника в процессе труда.

Когда мы говорим о задачах эргономики, мы говорим о комплексе задач. Для решения одной из важнейших задач, оптимизации условий труда, изучаются особенности и возможности работников различных уровней, полученные результаты учитываются для дальнейшего проектирования рабочего места. Также эргономика в последнее время разнимается и проблемой реабилитации людей, утративших свою работоспособность.

К основным задачам разработок этой дисциплины мы можем отнести: разработка теории проектирования деятельности работника, составление и проверка гипотез о перспективах труда и связанных с ним технических систем, различные информационные процессы: переработка, оценка данных.

Объектом эргономики является система «человек-техника-среда», а предметом — трудовой процесс человека с его взаимодействием с техникой в условиях влияние различных сред.

Истоки этой науки мы можем увидеть еще в первобытном обществе, которое сознательность изготавливало орудия труда и придавало им удобную для работы форму, то есть тем самым, расширяя возможности человека. В те времена точное соответствие орудия труда потребностям человека было вопросом жизни и смерти.

Эргономика — это наука, изучающая трудовые процессы и оптимизирующая условия труда. Все это ведет к увеличению эффективности труда, а также сохраняет силы и здоровье работника. Первые исследования в области этой дисциплины можно связать с двадцатыми годами прошлого века. Тогда в США, Японии и многих других странах учеными различных дисциплин изучался процесс трудовой деятельности для максимального использования человеческих ресурсов.

Сам термин «эргономика» предложил в 1857 году польский ученый В Ястшембович. Однако широкое распространение он получил только в пятидесятых года, когда ученые во главе с К. Мареллом организовали Эргономическое исследовательское общество, с которым можно связать формирование эргономики как самостоятельной науки.

Развитие отечественной эргономики началось в тридцатые годы двадцатого века и связано с возникновением научной организации труда. Ее участники разработали первую концепцию эргономики на основе изучениях отдельных видов труда и назвали эргология, а также сформулировали основые положения и задачи этой дисциплины. В советском обществе работник рассматривается как творческая личность. Поэтому и задачи отечественной эргономики не только в повышении эффективности труда, но и в сохранении здоровья и жизни человека и развитии личности.

Технический прогресс привел к механизации и автоматизации производственного процесса. Это вызвало необходимость развития новой дисциплины — эргономики.

Можно считать, эргономика в шестидесятые годы пережила свое второе рождение, потому что в этот период в развитых странах начинаются формироваться различные ассоциации и общества. Развитие науки в это время было вызвано изменением трудовых условий, которое произошло при развитии техники. Эффективность новой техники стала обуславливаться «человеческими факторами». Потому как если бы их не учитывали, пользоваться плодами научно-технического прогресса стало бы практически невозможно.

На примере Международной эргономической ассоциации мы видим, что в начале шестидесятых годов данная дисциплина развивалась во множестве стран. Действительно, в ассоциацию эту ступило более тридцати стран, а раз в три когда проводились международные конгрессы.

Также в шестидесятые годы в СССР велись исследования по всем основным направления эргономики: разрабатывались ее проблемы и решались практические задачи, был разработан комплекс стандартов требований к системе «человек-машина». В 1962 году был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, оснащенный первоклассным оборудованием для проведения экспериментальных работ. Также институт занимался издательством научных трудов и методологических указаний по эргономики.

Эта дисциплина развивалась и в других странах, таких как Франция, Италия, Швеция и других развитых странах.

1. Абрамов А. А. Основы эргономики: Учебное пособие. — М.: РГОТУПС, 2001. — 264 с.

2. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 349 с.

3. Система стандартов безопасности труда 12.1 012. / Под ред. Б. Л. Николаева. — М., 2001.

4. Смирнов Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1981. — 408 с.

5. Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др. — М.: Мир, 1991. — 500 с.

6. ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника безопасности: URL:

Источник

Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики

Предпосылки возникновения эргономики, основные характеристики эргономического проектирования. Признаки эргономического проектирования: ограниченные ресурсы, неизбежность различных конфликтов. Особенности развития макроэргономики, ее основные задачи.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления30.03.2012
Размер файла660,4 K

возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Смотреть фото возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Смотреть картинку возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Картинка про возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как. Фото возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук как

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики

эргономика проектирование макроэргономика

Истоки эргономики в далеком прошлом

Хотя эргономика возникла несколько десятилетий тому назад, ее истоки восходят к первобытному обществу, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенного вида работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. Уже со времени второй межледниковой эпохи, как показывают археологические находки, удобство применения и соразмерность орудий труда с органами человека явились основной целью их усовершенствования. В доисторические эпохи удобство и точное соответствие орудий труда потребностям человека были вопросом жизни и смерти: если он изготовил плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше (Б. Шеккел).

Дж. М. Кристенсен также относит предпосылки возникновения профессии эргономиста ко времени первобытного человека, чем, по его мнению, могут гордиться эргономисты. Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами, из ремесел и обычаев наших предков. Каждое новое техническое приспособление, созданное в первобытном обществе, в первую очередь расширяло область управляемого и используемого в окружающей среде.

В истории развития материальной культуры можно отметить бесконечное число орудий и вещей, при создании которых в той или иной мере решались задачи, стоящие перед эргономикой. В работе ремесленника, изготовлявшего такие орудия, сочетался труд и мастера, и эргономиста, и художника. Он старался сделать вещь рациональной, удобной, привлекательной на вид.

Описывая работу колесных мастерских, Дж. Стэрт рассказывает о подгонке формы телег к условиям их эксплуатации и отмечает, что мастера удивительно точно знали особые потребности соседей. Изготовляя телегу или ассенизационную повозку, пивную бочку на колесах, водовозку или какой-нибудь другой экипаж, мастера выбирали такие размеры, такие формы кривых (а почти каждая деревянная деталь была криволинейной), чтобы они соответствовали почве на той или иной ферме, крутизне того или иного холма, темпераменту того или иного клиента и даже его вкусам при выборе лошадей.

На первый взгляд может показаться, что работа ремесленника была относительно несложной по сравнению с творчеством современного конструктора, эргономиста, дизайнера. Но это обманчивое представление. Мы можем представить себе, как должен был бы воображать использование топора человек каменного века, напряженно трудясь над его изготовлением. А не воспроизводил ли каждый из нас этот наследственный опыт, когда ребенком мастерил примитивные игрушки из любого подручного материала? Но орудия труда и машины не просто символизируют воображение человека и его творческие возможности, и, конечно, они важны не только как инструменты воздействия на преобразуемую почву: они сами по себе суть содержательные символы. Они символизируют деятельность, возможность которой обеспечивают, т. е. собственное использование.

Эта и подобные виды деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования в производстве, на транспорте, в вооруженных силах.

Наряду с деятельностью на пределе человеческих возможностей в современном производстве становится все более распространенным явлением недостаточная двигательная активность человека в процессе труда, снижающая работоспособность и ухудшающая здоровье работающих.

Орудия труда зачастую оказываются настолько сложными (структурно и функционально) и нерационально сконструированными, что ими трудно пользоваться. Казалось бы очевидно, что все органы управления машиной должны быть расположены в зоне досягаемости, чтобы работающий человек мог легко манипулировать ими, не меняя удобного для работы положения. Однако при проектировании это часто упускают из виду. Так, органы управления одного токарного станка были трудно доступны для обычного мужчины и пригодны были лишь для «идеального» станочника ростом 1372 мм, с шириной плеч 610 мм и размахом рук 2348 мм.

Другой пример. Даже если специально задаться целью создать максимум неудобств и опасностей при использовании техники, то невозможно будет добиться того, что удалось конструкторам кабины трактора для лесного хозяйства ТТ-4, производившегося в СССР. На тракторе не обеспечены необходимые обзорность с рабочего места и защита при ударах о кабину даже небольших деревьев. Большинство органов управления расположено в неудобной зоне, а усилия, прилагаемые к ним, превышают рекомендуемые в 1.5—4.5 раза. Крайне неудобное рабочее сиденье, отсутствуют мягкая обивка потолка кабины, а также необходимые приспособления: устройство обдува стекла, подножка для входа и выхода из кабины, фиксатор двери в открытом положении, дистанционный прибор контроля уровня топлива в баке.

Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, кабинах самолетов, тракторов и т. д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т. п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья.

Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, а также антропология, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании техники оказывается не только недостаточным, но и недостижимым на практике. Возникла необходимость в исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования, технически сложных потребительских изделий. Такой подход позволяет не только приспособить технику и условия ее функционирования к человеку или группе людей, но и формировать их способности в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним современная техника.

Прошло время дискуссий о предмете эргономики и ее задачах, которые особенно бурно проходили в Советском Союзе. Эргономика была возмутителем спокойствия, так как по-новому ставила целый ряд традиционных вопросов организации и безопасности труда, качества продукции и проектирования техники.

На одной международной конференции задан был вопрос: «Смогут ли русские догнать американцев в развитии эргономики?» Последовал моментальный ответ: «Этого не произойдет, так как русские бесконечно будут обсуждать определение эргономики и пока не придут к абсолютно бесспорной формулировке, ничего серьезного не предпримут для ее развития». Действительно, «дискуссии» затормозили развитие эргономики в нашей стране. В них предпринимались попытки «вывести эргономистов на чистую идеологическую воду», чтобы они не пропагандировали буржуазную лженауку, не подрывали ленинские основы научной организации и охраны труда и т. п.

Диапазон объектов, в создании которых участвует эргономика, велик: от космического корабля до обычной лопаты, от оборудования кухни до аппаратных и программных средств вычислительной техники. Возникающие при создании и использовании таких разнообразных объектов эргономические задачи схожи между собой по постановке и методам решения.

1) тип деятельности (наряду с планированием, программированием и пр.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащей в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенной в общую систему общественного производства;

2) процесс создания описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами

В разных странах возникший вид проектирования называется проективной эргономикой, перспективной эргономикой, проектной эргономикой, проектированием эргономических систем. Нельзя не упомянуть, что первых эргономистов, решивших принять участие в разработке систем, встречали с изрядной долей недоверия, скептицизма, иронии. Однако уже в 70-е годы, если судить по книге «Эргономические основы разработки сложных систем», американские эргономисты принимают участие в проектировании всех сложных систем военного назначения. В 90-е годы как само собой разумеющееся воспринимается то, что в фундаментальном Руководстве по инженерии, в подготовке которого приняли участие двести ведущих специалистов США, Европы и Японии, один из основных разделов посвящен «человеческому измерению». Содержание раздела раскрывается по трем направлениям: организационное проектирование, проектирование работы, эргономика.

В методическом отношении эргономическое проектирование характеризуется чередованием неформальных (интуитивных, творческих, эвристических) процедур с процедурами формальными (расчетными, математическими). Это способствует рождению новых проектных идей и нахождению нестандартных эргономических решений, учитывающих сложные, в большинстве своем неформализуемые характеристики человека, доведению этих идей и решений до количественной оценки конкретных вариантов технических средств, параметров функционирования и т. п. Использование в эргономическом проектировании процедур системной оптимизации позволяет находить целесообразные проектные решения по выбранным приоритетным критериям с учетом закономерностей деятельности человека, критериев его физического и психического состояния, а также технических, экономических, демографических и других ограничений.

1) четкие цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;

2) внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач и ресурсов, требующие четкой координации в процессе выполнения проекта;

3) определенные сроки начала и конца проекта;

4) ограниченные ресурсы;

5) определенная степень уникальности целей проекта, условий осуществления;

6) неизбежность различных конфликтов [28].

Анализ рабочих задач, деятельности человека или группы людей, прототипов и аналогов проектируемого объекта, а также нормативно-технической документации, проводимый по выбранной или специально разработанной методике, является первым этапом эргономической деятельности на стадии технического предложения и эскизного проекта. Он подготавливает почву для выполнения на этой же стадии эргономического концептуального проекта, содержащего основной замысел эргономического решения проектируемого объекта и обоснование выбранного варианта решения. При проектировании больших систем осуществляется функциональное и математическое моделирование деятельности человека.

Концептуальный эргономический проект разрабатывается на основе поискового макета проектируемого объекта (этой цели могут служить макеты дизайнеров) (рис. 1-6). Макет выполняется в натуральную величину из недорогих материалов (фанера, картон и т. д.) и представляет собой трехмерную модель оборудования или блока системы (макетировать большую систему целиком, как правило, не представляется возможным).

Поисковый макет может использоваться для выбора оптимального способа организации оборудования; его эргономической оценки; получения ответов на такие вопросы о его функционировании, которые не могут быть решены с помощью двухмерных чертежей; решения задач организации рабочего места; проверки размещения органов управления с точки зрения удобства пользования; проверки точности и скорости считывания показаний приборов; определения доступности точек при проверке, испытаниях и регулировке в процессе технического обслуживания оборудования и т. д.

Проект включает эргономические требования к человеку (группе людей), технической системе, рабочему месту, среде. В техническом проекте также определяются окончательный для технической системы состав специалистов, и функциональные обязанности и организация работы; состав коллективных и индивидуальных средств отображения информации, органов управления, рабочих мест и пультов управления; организация рабочих мест, включая компоновку средств отображения информации, органов управления и их размещение в рабочем пространстве. Иными словами, эргономический проект определяет эргономические свойства создаваемого объекта.

На стадии подготовки рабочей документации, изготовления и испытания опытного образца осуществляются анализ и экспериментальная оценка последнего (желательно в условиях опытной эксплуатации) с целью определения степени реализации эргономических требований и предложений. В случае необходимости формулируются предложения по эргономическому совершенствованию объекта, включая и конструктивные изменения, направленные на облегчение и удобство эксплуатации и обслуживания.

Не всегда одна стадия эргономического проектирования последовательно переходит в другую. Зачастую происходит движение в обратном направлении с возвращением на исходную позицию, а затем оно продолжается дальше. Рекомендуется планировать процесс эргономического проектирования с определенным опережением работ на стадиях технического проектирования, так как эргономические исследования и разработки, как правило, продолжительны и сложны в методическом и технико-исполнительском плане. Эффективной включенности в общий процесс проектирования способствуют автоматизированные системы эргономического проектирования.

Эргономическое проектирование не безразлично к тому, как осуществляется управление проектом в целом. При традиционных организационных формах и методах управления, к которым относят так называемые иерархические, функционально ориентированные формы с нечеткой ответственностью за конкретный проект, эргономическое проектирование обречено на низкую эффективность. Специализированные (функциональные) подразделения и их руководители часто неспособны организовать творческую и эффективную совместную работу и координацию с эргономическим и другими функциональными подразделениями, заказчиком и т. д. Это часто оказывается критическим для успеха эргономического проекта,да и проекта в целом. Нередко то, что представляется руководителю полезным для его подразделения, оказывается вредным для проекта или организации.

Эргономическое проектирование наиболее чувствительно к тому, как соотносится управление проектами с культурой. Происходит это по двум принципиальным направлениям.

1. Культура через управление проектами. Проекты переводят системы в новые состояния, которые являются будущей окружающей средой и условиями жизни. Управление проектами может использоваться для создания новой или поддержки старой культуры.

2. Культура управления проектами. Проект осуществляется при помощи проектной организации, которая имеет собственную культуру. Эта культура включает в себя как среду, так и условия работы. Некоторые проекты почти полностью определяются культурой осуществляющих их организаций.

Управление проектами приобретает особую значимость, так как становится правилом совместная оптимизация техники и технологии, организации и развития квалификации работников. Совместная и одновременная оптимизация технической и социальной подсистем приводит к экономическому успеху. Анализ деятельности многих предприятий, фирм и корпораций показал, что они в той или иной степени привержены принципу: организация прежде автоматизации. Предприятия и организации на собственном опыте убеждаются: «мало толку внедрять компьютеры третьего, четвертого и пятого поколений в систему организации второго поколения».

Микро- и макроэргономика

Использование новой информационной технологии в управлении сопряжено с такими изменениями в организациях, которые выходят за рамки индивидуальных задач сотрудников и отдельных рабочих мест. Появляются так называемые непосредственные организационные эффекты, которые могут существенно влиять на структуру и содержание деятельности, схемы коммуникаций и другие аспекты функционирования предприятия или фирмы. Информационные системы нарушают равновесие между рабочими ролями и возбуждают вопросы типа «кто что делает?» Проблемы такого рода не могут предвидеть ни разработчик информационных систем, ни заказавшая их организация, что приводит к противоречиям между технической и социальной системами (система рабочих ролей) в организации. Поэтому ставится задача проектировать социотехнические системы, в которых социальные и технологические процессы находятся в неразрывной связи. Сформировалось новое направление исследований и разработок, получившее название «макроэргономика в организациях».

Развитие макроэргономики позволяет максимально снизить вероятность попадания в одну из ловушек, о которых предупреждал Дж. Форрестер, анализировавший динамические характеристики сложных социальных систем: «Интуитивно очевидные «решения» социальных проблем имеют тенденцию заводить в одну из нескольких ловушек, обусловленных характером сложных систем. Прежде всего, попытка отреагировать на часть симптомов может только создать новую форму поведения системы, также ведущую к неприятным последствиям. Во-вторых, попытка добиться кратковременного улучшения может привести к трудностям в долговременном плане. В-третьих, локальные цели для части системы нередко находятся в противоречии с интересами системы в целом. В-четвертых, часто пытаются воздействовать на систему в тех ее частях, где она малочувствительна к такому воздействию и где усилия и деньги тратятся с малым эффектом».

1) определение задач и назначения системы;

2) определение мер организационной эффективности и использование их в качестве критериев для оценки возможности альтернативных структур;

4) систематический учет влияния системных технических, психосоциальных характеристик и показателей окружающей среды на структуру организации;

5) принятие решения о типе структуры для данной организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *