вожжи для лошади что это такое фото
Лошадинная упряжь и её пригонка
Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа.
Комплект упряжи
В комплект одноконной сельскохозяйственной упряжи входят:
Хомут
Хомут – основная часть упряжи. Он служит для передачи тяглового усилия лошади при перевозке груза или передвижения сельскохозяйственных машин и орудий.
Обычно хомуты сельскохозяйственной упряжи делают четырех размеров (номеров). Длину хомутов определяют размерами внутреннего отверстия в передней части, а ширину – расстоянием между гужевыми отверстиями.
При подборе хомута необходимо предварительно снять мерку с шеи лошади. Ширину шеи определяют циркулем, длину – метровой линейкой. Правильно подогнанный хомут должен соответствовать шее лошади, плотно прилегать сверху и с боков, в нижней части не стеснять дыхание лошади во время работы.
Правильно подогнанный хомут должен опираться на среднюю треть лопатки, оказывая здесь максимальное давление, в то же время оказывать минимальное давление в области плече-лопаточных сочленений и переднего края шеи. Верхняя часть хомута должна слегка прилегать к области холки и не давить на хрящевые края лопаток.
Стандартные хомуты сельскохозяйственного типа имеют существенный недостаток: они не всегда отвечают конфигурации шеи лошади, вследствие чего подогнать такой хомут к лошади бывает трудно.
Институтом коневодства рекомендован в производство раздвижной хомут конструкции А. Б. Воейкова, отвечающий основным зоологическим и хозяйственным требованиям. Этот хомут изготовляется трех номеров, которые могут быть подогнаны ко всем лошадям: как к мелким, так и к самым крупным.
Хомут – основная часть упряжи
Гужи выкраивают обычно из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Края кожаной ленты, выкроенной для гужей, загибают по длине гужа так, чтобы в загнутом виде они соприкасались между собой посредине гужа.
Гужи обычно делают четырех номеров по размеру: длина от 1500 до 1700 мм, ширина от 90 до 105 мм и толщина от 1,5 до 2 мм.
При работе лошади гужи несколько пружинят, чем смягчают возникающие во время работы толчки. Гужи должны иметь ровную длину, в противном случае лошадь будет везти боком и могут произойти побои плеч.
Супонь
Супонь представляет собой скрученный ремень из сыромятной кожи и служит для стягивания клещей хомута при запряжке лошади.
Узда с удилами служит для управления лошадью. Узда бывает кожаная или из тесьмы; удила металлические или мягкие – металлические, обшитые кожей. Уздечку пригоняют по голове лошади. Удила лежат на беззубой части челюсти на уровне углов рта и не должны давить на них в спокойном положении. При шаговых работах на спокойных лошадях не следует применять удила.
Каждую уздечку подгоняют индивидуально по голове лошади
Седелка
Седелка служит для передачи давления груза запряжки на спину лошади. В одноконной оглобельной запряжке основное тяговое усилие лошади идет через хомут, однако часть усилия может передаваться и через седелку. Усилие, передающееся через седелку, составляет 12-15% всего тяглового усилия лошади. Известно, что без седелки работать лошади значительно тяжелее.
Седелка вместе с чересседельником поддерживает оглобли, создает устойчивую запряжку и тем самым твердую систему тяги. Седелки бывают двух видов: прямые или плоские, и горбатые или стоячие. Первые применяются для лошадей с низкой, мясистой холкой, вторые – для лошадей с острой, высокой холкой, обычно для более старых и плохо упитанных.
Подпруга
Подпруга служит для укрепления седелки на спине лошади. Для изготовления подпруги обычно применяют льняную, пеньковую или шпагатную тесьму с пришитыми по концам ее пряжками. При запряжке лошади надо следить, чтобы подпруга была туго подтянута и удерживала седелку на своем месте.
Шлея в упряжи служит для передачи тяги на круп лошади при спуске с горы или при быстрой остановке, а также для удержания хомута. Шлея должна быть достаточно прочной, чтобы соответствовать возникающему давлению на нее при торможении воза или при осажи-вании назад.
Вожжи
Вожжи в упряжи служат для управления лошадью. Вожжи могут быть веревочные или из тесьмы, с ременными наконечниками и карабинами по концам, или сквозные (из тесьмы и веревочные). Вожжи обычно делают длиной около 7 м. Они должны быть достаточно прочны, в особенности при работе на молодых лошадях.
Чересседельник
Чересседельник служит для удержания всего комплекта упряжи на спине лошади. Изготовляют чересседельники или из сыромятного ремня, или из тесьмы. Чересседельник должен быть равномерно подтянут в целях правильного расположения хомута.
В одноконной оглобленной запряжке необходимым приспособлением является дуга. Дуга служит модератором: она смягчает толчки, возникающие при перевозках грузов по неровной дороге. Основные свойства хорошей дуги заключаются в достаточной ее прочности, упругости и легкости. Дуги бывают, в зависимости от их назначения, возовые или легковые. Возовая дуга применяется при выполнении тяжелых работ; такая дуга должна быть более упругой и прочной – вес ее около 5 кг. Для легковых разъездов употребляется более легкая дуга, весом до 2 кг, более податливая к сгибанию. Лучшим древесным материалом для изготов-ения дуг считается вяз.
В пароконных дышловых запряжках вместо оглобель применяются веревочные, тесемочные или ременные постромки. В гужевые отверстия хомута вместо гужей пропускают сыромятный ремень, который переплетают сшивкой, к кольцу или мочке прикрепляют постромки.
Шорка
В некоторых районах при запряжке лошадей применяют шорку, или лямку. Шорка имеет известные преимущества перед хомутом: она легче его, без особого труда может быть подогнана к любой лошади. Однако во время работы шорка давит на узкую полосу груди, затрудняет движение лошади, ограничивает подвижность лопатки и плече-лопаточного сустава. Недостатки шорки ограничивают ее применение только дышловыми запряжками при легковых разъездах. На обычных сельскохозяйственных работах хорошо подогнанный хомут удобнее шорки.
Запряжка лошадей
Правильная запряжка сберегает силы лошади, делает ее работу более производительной. В запряжке длина постромок или оглобель должна быть такой, чтобы лошадь при любых движениях не доставала задними ногами валька или передка повозки. Желательно, чтобы угол наклона оглобель к горизонту был равен 19-20°. При запряжке надо следить, чтобы хомут, седелка и шлея плотно лежали на своих местах, чтобы гужи были одинаковой длины, подпруга и чересседельник правильно подтянуты. Туго подтянутый чересседельник приподнимает хомут, тем самым затрудняя дыхание лошади. При подъеме в гору чересседельник надо ослабить, а при спуске с горы, наоборот, подтянуть.
В оглобленной запряжке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы оглобли были прочно прикреплены и были равной длины: это необходимо для прямолинейного движения повозки.
Хранение упряжи
После работы упряжь необходимо просушивать на вешалках или в специальном помещении – в сушилке. Потниковый войлок на хомутах надо всегда содержать в чистоте.
Ременную часть упряжи (шлею, гужи, супонь) необходимо смазывать дегтем или другими смягчающими кожу веществами. По мере износа упряжь надо ремонтировать и поддерживать в порядке. Это сохраняет упряжь и предохраняет лошадь от потертостей.
Каждый комплект упряжи надо забирковать с указанием клички лошади, за которой он закреплен.
После работы упряжь необходимо просушивать
Лошадинные повозки
Основные требования, предъявляемые к повозкам, сводятся к следующему. Повозка должна быть легкой на ходу, достаточной грузоподъемности и удобной для перевозки как тяжеловесных, так и объемистых легковесных грузов. Лучшими универсальными повозками для сельского хозяйства являются тавричанки. Стандартные тавричанки бывают двух видов: с одноконным ходом и пароконным ходом.
Тавричанки обладают достаточной грузоподъемностью, которая для одноконного хода составляет 0,7 т; сама повозка сравнительно легкая – вес ее (вместе с грузом) не превышает 275 кг. Повозка хорошо поворачивается, достаточно устойчива – ширина хода составляет 100 см. При перевозке объемистых грузов (сена, соломы и т. п.) повозку можно обратить в фургон путем установки решеток или дробин.
Для облегчения работы лошади и сохранения повозок оси необходимо систематически смазывать колесной мазью, следить за состоянием повозки и своевременно ее ремонтировать.
Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение
На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Строение и типы упряжек
В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.
Русская или дуговая одноконная упряжка
Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.
Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.
В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.
Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.
Хомут с гужами состоит из:
Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.
Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.
Главные части снаряжения лошади:
Бездуговая постромочная упряжка
В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.
Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.
В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.
Дышловая пароконная конструкция
В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.
В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.
Части конской сбруи
журнал «Наука и жизнь» №12 1983 год
Конный клуб
1.3K постов 2.7K подписчика
Правила сообщества
-Пожалуйста, будьте вежливы. Не опускайтесь до оскорблений.
-Троллинг и агрессивный диалог (без прямых оскорблений) так же является нарушением.
-Не добавляйте рекламу.
-«Маска лошади» не являются лошадью.
-Не нужно пропагандировать Невзорова.
По поводу банов и разбанов вы можете написать сюда http://pikabu.ru/story/otrazhenie_4158717
А где та самая «зга», которую не видно?)
Спасибо, буду использовать как подсказку!
Специально для конников. Прошу прощения, что оффтоп, но)) Занимаюсь копательством, попадаются интересные артефакты!! Что за мустанг носил крайнюю правую подкову?
Нога моя. Размер 43. Тапок-46.
Пы.сы. подковы не выбрасывают, кидаю в соляру и зрарю в гараже.
Есть такое выражение «шлея под хвост попала». Так ведь она под хвостом и есть, не?
Ух ты, сколько новых обзывательств.
Сколько новых. и бесполезных знаний.
Первая фота, без ТЯЖа рулить не получится.
А где гуж переходит в оглоблю? На рисунке, вроде, это одна и та же палка.
Теперь я понял смысл фразы-шлея под хвост попала. Мягко говоря это неудобно. Погодите, а ношение стрингов это равнозначно шлее под хвост? Это многое объяснило бы.
Нафуя «дуга»? Для допсвета чтоли?)
После этого фотки с перепутанными кабелями и патч-кордами выглядят, как детский лепет.
А как вам клубок из немаркированных кожаных ремешков размером со шкаф и задача срочно запрягать во всё это лошадей и ехать? Буа-ха-ха!
А кому это сейчас нужно знать?
Фууууууу! Шлея под хвостом.
Спасибо, распечатал для детей, дети довольны
Наш автопилот надёжнее
Мул: Самый древний гибрид. Зачем скрещивают ослов и лошадей, если их потомство бесплодно?
Лошади славятся своей скоростью, но требуют серьезного ухода, Ослы трудолюбивы и неприхотливы, но упрямы и не вышли ростом. Как же объединить все бонусы и избавиться от недостатков? Может скрестить два абсолютно разных вида?
Сердцу не прикажешь.
Реализовали такую безумную затею еще в античные времена. С тех пор гибрид осла и кобылы, мул, только обретал популярность. К 20 веку по планете шастало уже 15 миллионов миксовых животин. Чем же они снискали такую популярность?
Самый качественный коллаж лошади и осла с 380 года до нашей эры.
А тем, что дитя осла и лошади впитало в себя бонусы обоих родителей. От мамы-кобылы ему досталась хорошая скорость, ум и больший размер, а от папы-осла — выносливость, крепкое здоровье, неприхотливость в уходе и еде, долголетие до 40-50 лет и высокое трудолюбие.
Мулы мало уступают коням в скорости, так что их даже в скачках используют.
Даже внешний вид мулов — это половинка от одного родителя и половника от другого. Голова с длинными ушами и ослиный хвост скомбинировались с лошадиным стройным туловищем. Главное — не перепутать родителей и не скрестить жеребца с ослицей. Иначе получится не мул, а лошак. Он больше похож на осла и чуть хуже по своим плюшкам в качестве работяги.
То чувство, когда гибрид лошади и осла выглядит элегантнее, чем ты.
За долгие годы среди мулов вышло две «породы» — вьючные и упряжные. Вьючные ростом доходят до 140 сантиметров и весят 300-400 кило. Их упряжные собратья выше на голову и тяжелее на 200 кг.
Я КАМЕНЩИК, РАБОТАЮ ТРИ ДНЯ!
Единственный недостаток нашего гибрида — бесплодие в первом же поколении. Весь косяк в том, что у лошадей 64 хромосомы, а у ослов 62, и это портит все карты по разведению мулов из мулов. Но люди продолжают плодить их по старой схеме.
Особенно часто осло-лошадок можно встретить в Азии и на Кавказе.
Вот понадобился людям неприхотливый универсальный трудяга, они скрестили два недалеких, но все же разных вида. В результате появилась крепкая здоровьем и прикольная на вид трудолюбивая животина. Вот бы всё в селекции так просто получалось!
Почему люди не приручили зебру?
Бескрайняя саванна, тысячные стада полосатых бело-черных копытных, которые несутся по ней в даль в поисках пропитания и воды. Обычно люди не задумываются над тем любопытным фактом, что лошадь и зебра – прямые родственники.
Когда же человек осознает это, то очень скоро к нему в голову закрадывается простой, но интересный вопрос: а почему человечество не приручило зебру точно также, как лошадку и не использует ее для передвижения и транспортировки предметов?
Когда в Африку пришли европейские колонизаторы, то они стали вывозить оттуда не только чернокожих местных жителей в качестве рабов и многочисленные ресурсы. Приглянулись европейцам и местные лошади. Интерес у них вызвала и очевидная родственница этого вида – зебра. Животное казалось перспективным товаром в качестве новой ездовой и тяглой скотины для сельского хозяйства, производства и армии. Тем более, что зебры были устойчивы к многим болезням, в том числе переносимым мухой цеце. Однако, у пришлых европейских поработителей и грабителей ничего на этом поприще не вышло, точно также как ничего в «отношениях» с зебрами не получилось за многие столетия и у местных жителей.
Начать стоит с того, что одомашнить можно далеко не каждое живое существо. Дикий зверь должен отвечать целому набору критериев. Только при более-менее полном соответствии им, животное можно одомашнить. Собственно, все виды, которые были пригодны для этого – от собаки до слона, человек на протяжении своей тысячелетней истории уже одомашнил. К самым важным критериям можно отнести следующие: наличие у вида социальной структуры, покладистый характер, не привередливость в еде и самое главное – животное должно быть способно размножаться в неволе. Многие дикие звери категорически отказываются делать это даже в зоопарках с имитацией дикой среды, что уж говорить про ферму.
Собственно зебра не подходит под одомашнивание по целому ряду факторов. Во-первых, она даже не строптивая. Было бы уместнее сказать, что зебра – больная на всю голову, относительно привычных нам лошадей. Все потому, что в отличие от лошадей зебры живут в куда более опасной среде и постоянно сталкиваются с весьма суровыми хищниками. Достаточно сказать, что загнанная в угол зебра способна забить копытами не слишком сильного льва.
Во-вторых, зебры куда сильнее впадают в панику, относительно лошадей и почти не поддаются дрессуре. Все это сильно связано с тем, что у зебр нет как таковой социальной структуры. Эти животные сбиваются в стада, однако вожаков у них нет. А потому и человек не способен занять для зебры это место во время подготовки и эксплуатации.
В-третьих, зебра не проходит медосмотр! Животное не слишком хорошо размножается в заточении и почти никогда не размножается в условиях фермы. А самое главное, спина зебры очень сильно отличается по-своему устройство от лошадиной, что не позволяет ее широко использовать в качестве ездового животного. Не стоит забывать и о том, что даже самая крепкая зебра слабее и мельче большинства лошадей.
Хотя, конечно, попытки приручения зебры были. Правда в конечном итоге закончились они ничем.
Не трогать. Не кормить. Не подходить
Паровой конь
Принюхиваются..
Забавный факт: лошади узнают друг друга по запаху дыхания.
Знакомство особей в табуне совершается по определенному ритуалу. Они осматривают друг друга, идут навстречу, высоко подняв голову, соприкасаются мордами, дотрагиваются губами до спины и корня хвоста, обнюхивают друг друга. При доброжелательном отношении лошади легко покусывают друг другу шею, холку, становятся рядом и могут приглушенно ржать.
Почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны?
«. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Перечитывая строки классика, невольно рисуешь образ мчащейся во весь опор упряжки, причем, в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны, а центральная – прямо. Чем это объясняется?
Нужно сказать что тройка – это исключительно русское изобретение. Изначально такой тип упряжи использовался в курьерской и почтовой доставке и перевозке пассажиров. Позднее смысловая нагрузка изменилась, и тройку стали использовать преимущественно для парадного выезда, чтобы продемонстрировать удаль и силу лошадей и богатство и роскошь владельца.
Центральная лошадь в такой упряжи – это коренник. Обычно эта роль отводилась представителю рысистой породы, чтобы всю дорогу конь двигался рысью, не переходя на галоп. Боковые лошади, которые носят название пристяжных, не выступают в виде основной тягловой силы. Их задача – поддерживать темп, заданный коренником, и дополнять общую концепцию. Поэтому в качестве пристяжных использовались более легкие породы.
Если коренной шел сильной размашистой рысью, то пристяжные двигались размеренным галопом: правая лошадь – с левой ноги, а левая – наоборот. Лошади инстинктивно выбирают именно галоп, и при этом движение уравновешивается изящно повернутой в одну сторону головой. Такой вариант упряжи позволяет животным двигаться легко, свободно и красиво, не мешая друг другу, и, собственно, дает ответ на вопрос, почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны.
У возницы есть поводья для управления каждой лошадью в упряжи. Центральную лошадь он держит прямо, а для правой и левой поводья натягиваются в соответствующую сторону. Так выполняются правила, и тройка выглядит действительно роскошно и изящно.
Кстати, до их появления в упряжь впрягали коренника и пристяжную. Затем добавили вторую пристяжную, сделав выезд быстрее и красивее. Долгое время тройка на Руси использовалась именно для скоростных доставок, поскольку этот вид упряжки (быстрый и сильный центральный конь и две легконогих пристяжных лошадки) позволял развивать и удерживать солидную по тем временам скорость.
Кучер-Экстремал
Обучение самоконтролю или воспитание из-под палки?
Что я ставлю во главу угла при воспитании жеребенка и молодой лошади? Обучение самоконтролю! Что же это такое? И почему так важно?
Яркий пример. Жеребцу почти четыре года. Он прекрасно чувствует и понимает свою силу и потому если ему хоть чуть-чуть чего-то не хочется – топчет человека и убегает к чертям. Примерно также поступает и со всадником на спине. Скидывает и драпает. Либо тащит прямо так, полностью игнорируя трензель.
То есть лошадь осознала, что даже боль можно перетерпеть, если ей хочется уйти от работы. И она прекрасно понимает, что может избавиться от человека, каким бы мастером он ни был. Если не сегодня – так завтра. Если не мягкими методами – так со свечи или закончить сотрудничество уже в деннике. Лошадь всегда сильнее.
Почему такое происходит? В частности у данного коня помимо сложных генов был косяк при заездке. Берейтор пытался воспитывать его силой. Из-под палки. Мол «если я захочу – ты сделаешь это! Причем НЕМЕДЛЕННО!». Когда не даешь коню ни осознать задачу, ни помедлить, ни выразить свои эмоции – ты добиваешься в какой-то момент идеального исполнения приказов. Но надолго ли?
Ненадолго. Наступил период заездки. Жеребец окреп, вырос, заявил о своем я… и вдруг обнаружил, что этот хрупкий мелкий человечек намного слабее него в физическом плане. Так зачем его слушать?
Незачем. Потому что коню не объяснили, что он с человеком должен сотрудничать. Ради благ, ради интереса или даже ради какого-то удовольствия. Ну, или даже на крайний случай – потому что нужно. Но эту культуру в лошади нужно ВОСПИТЫВАТЬ.
То же самое и с человеческими детьми, кстати. Пока он маленький – он еще примерно понимает авторитеты. Слушается родителей, взрослых… или хотя бы боится. Но что происходит в подростковом возрасте?
Правильно. Наступает тот самый бешеный период сопротивления всему и вся. Демонстрация силы и заявление прав на свою свободу. На свободу желаний и действий.
И именно в этот момент оголяется воспитание ребенка. Или его отсутствие. Если до этого возраста родители не успели вдолбить культуру в мозг малыша – то в подростковом возрасте этим заниматься уже поздно. Он сформировался. И даже если этот маленький человек будет обрастать новыми качествами и найдется-таки на него более сильный воспитатель, который подавит этого бесенка… все равно при первой же удобной возможности подросток выходит из-под контроля. И лишь надевает маску добродетели (то бишь, лицемерит), скрывая свой внутренний бунт.
А если детки еще и права человека начинают читать… ну об этом вы много раз уже слышали. Права все любят защищать, а на обязанности – благополучно глазки закрывают.
Вот по этой же причине случай с тем конем оказался запущенным. И берейтора пришлось менять. Три года девушка билась над этой лошадью, пытаясь ей объяснить те самые простые истины, от которых зависели результаты в спорте и… жизнь всадника. Она вдалбивала ему в голову, что нет смысла нападать на нее. Что она осознает его силу, но при этом превосходит хитростью. Что сотрудничать с нею намного приятнее, чем воевать. И что она никогда не отступит.
За три года борьбы, пота и крови, она добилась своего. Хотя до сих пор конь остается опасным для малоопытных всадников. И для сильно борзых. Стоит попытаться вступить с ним в соревнования по силе – он тут же плюет на все твои аргументы и включает в ответ силу.
Это как в шутейке: «Женщина остается женщиной лишь до первого удара. После этого она превращается в спаринг-партнера». Здесь точно такая же ситуация.
Не всех можно сломать. И не со всеми это нужно делать. Поэтому чтобы не пришлось потом сплавлять коня-убийцу на бойню, лучше научите его с детства простым истинам общения с людьми. Договаривайтесь-договаривайтесь-договаривайтесь…
Как говорил мой отец во время лечения или чистки коней: «Если ты не можешь удержать лошадь на недоуздке – то брать уздечку бесполезно». И речь идет не о физических силах, а о доверии, взаимопонимании и уступках. Культурная лошадь готова слушаться и без палки.