вожатый в лагерь что нужно делать

Что необходимо знать вожатым

Подготовка ко встрече детей в лагере

Летний лагерь. Советы и рекомендации для вожатых

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

• устроиться на работу;

• узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

• уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

• получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

• познакомиться с вашим напарником (напарницей);

• узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

• провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

• наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

• украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

• яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Некоторые вожатые ленятся заправлять кровати в комнатах у детей перед их заездом, особенно если это старшие отряды, думают, выдадим постельное белье детям, они сами справятся. Но этого нельзя делать, во-первых, ребенок сразу почувствует, что вожатому было лень выполнить эту работу, а во-вторых, ребята могут не знать, как должна быть заправлена кровать. И только после того, как вы заправите кровати, со спокойной душой в течение всей смены требуйте, чтобы они выглядели так же, как в день заезда.

Очень обрадуются дети, когда, приехав в лагерь, найдут у себя в комнате под подушкой сюрпризы. Это могут быть бумажные звездочки, солнышки, игрушки или что-нибудь удивительное, что вожатый рисовал и вырезал с напарником до четырех часов утра. Один мой знакомый собрал шишки, покрасил их в желтый цвет, покрыл лаком, привязал нитки и разложил эти сюрпризы в комнатах у детей на подушках. Когда его отряд в первый раз пошел в столовую, я увидел, что у каждого ребенка на груди висела эта желтая шишка. Это говорит о том, что вожатый проявил креативность и подарил детям кусочек своего тепла. Многие из ребят сохранили их и увезли домой на память. На сюрпризах можно нарисовать веселые картинки или написать какие-либо приветствия, пожелания, лучше — в стихах.

Итак, корпус украшен, кровати заправлены, под подушками лежат сюрпризы. Не забудьте документы и таблички, которые вам понадобятся для регистрации детей. Вроде бы все готово. Да, обратите особое внимание на культуру своего внешнего вида, постарайтесь одеться так, чтобы понравиться ребятам и их родителям. (Если у вожатых есть единая форма или элементы одежды, то это очень большой плюс администрации лагеря.) Итак, до подъема остались какие-то три-четыре часа, которые вам нужно потратить на сон. Сны в лагере особенные: если выкладываешься на все 100%, и даже больше, то снятся добрые сны, а если работать спустя рукава, то к тебе по ночам будет приходить дух самого первого вожатого и спрашивать: «Где Сидоров, где Сидоров?» Это шутка, но я хотел бы, чтобы вы настраивались на то, что на сон будет уходить в среднем пять часов.

Правила для вожатых, о которых не стоит забывать

• Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

• Вожатый должен предъявлять понятные, точные и решительные требования.

• Предвидеть и предотвращать конфликты в отряде.

• Если в первые три дня вы не сформируете и не сплотите отряд, то потом это будет сделать практически невозможно.

• Вожатые должны знать, где находятся их дети, впрочем, как и дети должны знать, где находятся вожатые.

• После отбоя проверяйте наличие дежурного света в коридорах и холле. Дверь в корпусе на ночь должна быть закрыта, ключ находиться у вожатого, который ближе всех живет к выходу.

• Перед отбоем не забывайте спрашивать о самочувствии ребят, заботьтесь о здоровье детей.

• Объясните ребятам правила поведения в столовой, в корпусе, на мероприятиях. Обязательно наличие закрытой одежды при посещении столовой.

• Совместно с напарником планируйте деятельность. Учитесь разделять ответственность.

• Никогда не выясняйте отношения с напарником в присутствии ребят.

• Постарайтесь не разрешать переезды детей из палаты в палату (только в случае крайней необходимости).

• Отпустить ребенка из отряда с родителями вы можете только после того, как они напишут заявление на имя директора лагеря.

• Не ищите в конфликте виновных, ищите выход.

• Если у вас возникли проблемы с ребенком, обратитесь к старшему вожатому, далее — к директору лагеря.

• В случае необходимости время суток для обращения в медпункт не имеет значения.

• Вожатый должен иметь четкий план работы на день.

• Обязательно проводите утренний сбор отряда, на котором вы расскажете ребятам, что их сегодня ожидает. По возможности проводите каждый день отрядные свечки.

• В столовую, из столовой, на мероприятия, за территорию лагеря отряд должен передвигаться только строем в колонне по два человека.

• Если ребенок убежал из лагеря, немедленно сообщите об этом инспектору, директору лагеря.

• Не занимайтесь своими личными делами в рабочее время.

• Не кричите на ребенка, уместная шутка в адрес виновника намного сильнее крика.

• Прежде чем наказать ребенка, подумайте, что скажут об этом его родители.

Источник

Вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

Разница между законами и традициями, пожалуй, в названии и в некой «степени обязательности» исполнения. Если законы существуют неизменно, то в традициях возможны вариации. Кроме того, существует очень много ритуальных моментов, которые можно было бы назвать традициями, потому что они проводятся по примерной схеме и периодично, но почему-то их так не называют.

ЗАКОН КРУГА.
Собравшиеся в круг для обсуждения равны между собой. Каждый из них имеет право быть выслушанным. Каждый обязан выслушать остальных.

ЗАКОН О ВЗАИМОПОМОЩИ И ВЗАИМОПОДДЕРЖКЕ.
Нельзя бросать друга в беде. Помоги другу – и он поможет тебе.

ЗАКОН ЗЕЛЕНОГО ДРУГА.
Ты – частица природы, береги ее. И вообще – все, что сорвал – съешь!

ЗАКОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Не прячься от ответственности за свои поступки. Держи слово, выполняй обещания.

ЗАКОН ВОДЫ.
Ребятам запрещено купаться без присутствия ответственных взрослых (плавруков или вожатых и врача).

ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ.
Ребятам запрещено выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых (вожатых или родителей). Этот закон прежде всего служит обеспечению безопасности.

ТРАДИЦИЯ ВОЖАТСКОГО ОТРЯДА.
Вы такой же отряд, как и ваши дети, а значит вы тоже должны быть дружными и вам так же нужны рефлексии.

ТРАДИЦИЯ ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА.
Активный отдых – здорово, однако нет ничего лучше вечернего расслабляющего разговора с друзьями.

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

НЕ ЗАБУДЬ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ!

1. Паспорт
2. Полис
3. Мед.книжка со всеми анализами
4. Вожатское соглашение

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Источник

Памятка молодому вожатому

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

Собрался этим летом съездить в детский лагерь вожатым? Ну, тогда погнали.

Это круто, это прикольно, ведь ты понимаешь, что ты, как вожатый, делаешь детскую судьбу, делаешь детство ребёнка счастливым, делаешь его детство таким, какое он будет вспоминать и улыбаться.

Осуществление всего этого зависит от вожатых: каким будет вожатский состав – такими будут и дети, каким будет вожатый, таким будет и каждый ребёнок в отряде. Весёлый, позитивный, зажигательный, но в то же время педантичный, терпеливый и понимающий вожатый – залог хорошей смены и хорошего впечатления у детей. Ведь дети, это именно те люди, ради которых мы сюда и едем.

Подготовка к смене (практическая и психологическая).

Правило 1: «Абсолютное принятие»

Это означает то, что в любом случае, в любом раскладе ты должен принимать ребенка. Каким бы он не был балованным, каким бы он не был непослушным и всякое прочее, ты должен при-нимать ребенка и относиться к нему с любовью, уважением и пониманием. Потому что каждый ребенок с рождения уже личность, со своим пониманием мира, своими мыслями, и относиться к нему нужно подобающе.

Правило 2: «Всегда относиться хорошо – нельзя»

Бывают ситуации, когда ребёнок где-то косячит, ведёт себя не так как нужно. В таком случае, сохраняя общий позитивный настрой, стоит попытаться ему объяснить, что так делать неправильно. Объяснять нужно логически, каждый свой запрет – аргументировать, и этот аргумент должен быть уместен, правдив и, желательно, чем-то подкреплён, например примером из жизни, ка-кой-то историей и т.д. Потому что, если ребёнок услышит такое объяснение, то он с большей долей вероятности к нему прислушается, правда такой способ лучше действует на старших, нежели на младших детей, но всё же. Старайся воздерживаться от пустых аргументов в ответ на возражение. Лучше удели ребёнку на минуту больше времени и нормально, по-человечески объясни, почему правильно делать именно так, а не иначе.

Вообще, в таких ситуациях очень помогает рефрейминг (frame; рамка) — это прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, восприятие события или предмета.

Если же ребёнок продолжает вести себя плохо, нужно наказывать. Только наказывать правильно, без фанатизма. Если ребёнок маленький – наказание должно вступать в силу практически сразу, потому что если перенести его на потом, то ребёнок просто-напросто забудет о своём проступке и не поймет, за что ты его наказал. Он не извлечёт никакой мысли из этого наказания и плюс ко всему ещё и озлобится на тебя. В этом случае твой вожатский авторитет будет постав-лен под сомнение. Наказать можно разными мирными и вполне приемлемыми способами, но самый лучший, по моему мнению, это «обидка». Ты должен стать абсолютно нейтральным к накосячевшему ребёнку. После того, как он не понял слов, ты можешь еще раз обозначить суть того, что тебе не нравится в его поведении и после этого сказать что-то в стиле: «Окей, я тебя понял», с некой до-лей обиды. После этого можешь не замечать его, отвечать на его вопросы очень кратко, без прежней эмоциональности и т.п. Обычно это очень сильно действует и ребёнок, через некоторое время, сам уже старается заслужить внимание вожатого обратно. Но и перебарщивать с этим тоже опасно, поэтому такое наказание в конечном итоге должно заканчиваться прощением и восстановлением хороших отношений. Это наказание так же применимо и ко всему отряду.

Правило 3: «Вожатый – это лидер»

Когда ты фанишься с детьми, танцуешь с ними, поёшь, угораешь и прикалываешься – ты становишься им другом, но стать лидером немного сложнее. Это проявляется в режимных моментах, в разных спорных ситуациях, в подготовке к мероприятиям и т.д. В режимных моментах нужно быть чуть построже, чем обычно, но опять же, без фанатизма. В конфликтных ситуациях никогда не занимай чью-то сторону; нужно быть беспрекословным судьёй и решать вопросы равноправно и справедливо, направлять детей к правильному разрешению ситуации, будь лидером, к которому обращаются за советом и помощью в разрешении тог или иного вопроса.

Подготовка практическая. Что взять с собой в лагерь (рассказываю с муж-ской точки зрения)

Это самый первичный набор того, что вспомнилось мне из своего опыта. Более же подробный список можно найти в интернете, там он раз в 20 больше моего.

Так что же такое смена и с чем её едят?

Теперь перейдем к самой лагерной смене, которая разделяется на несколько периодов, а именно на три:

Некоторые еще выделяют четвёртый период – подготовительный, т.е. когда ты собираешь свои вещи, едешь, приезжаешь в лагерь, участвуешь в планёрке руководства и педагогического состава лагеря, на которых вы общаетесь и выясняете методы работы на ближайшей смене; рису-ешь «встречные» плакаты детям, готовишь всякие фишечки и т.д. Честно говоря, не вижу смысла выделять это всё в еще один период смены, т.к. этот он уж очень короткий и всем и так понятный.

Ну что же, рассмотрим, наш первый и САМЫЙ ВАЖНЫЙ период смены – это организационный период. В организационный период вы со своим напарником держите все пути развития смены, и от того, как вы этими путями воспользуетесь, зависит всё. Как вы себя покажете в начале смены – так она и пройдет. Если вы будете показывать себя лидером, уделять достаточное внимание и время отряду, видеть в каждом ребенке личность, постоянно находиться со своими детьми, поддерживать их, занимать (играми, КТД, танцами, флэшмобами), проводить правильную отрядную работу, грамотно разъяснять все вопросы по поводу режимных моментов (почему мы ходим строем, почему спим только на расправленных постелях, почему во время сон-часа нужно отдыхать и т.д.), то обещаю вам, ваша смена пройдет на очень бодром и высоком уровне.

И наоборот, если ты будешь пассивной какашкой, то появится два варианта развития событий:

А теперь собственно, что относится к режимным моментам, и что нужно выполнять обязательно:

Также в это время обязательно проводить отрядную работу – игры на знакомство, на выявление лидера, сплочение, «сдружение» отряда; проводить с ними КТД – готовить плакаты, рисунки, костюмы, сценарии на выступления, номера и т.д. В общем, то, что сближает и заставляет взаимодействовать.

Теперь по поводу писанины. В первые же дни смены тебе придётся заполнить немало бумажек. К ним относятся: список отряда с датами рождения детей и номерами их родителей, еще один список отряда для техники безопасности, в котором дети потом будут расписываться, вожатский дневник, список тех, кто хочет поехать на экскурсии, список тех, кто хочет поучаствовать в спортивных мероприятиях и так далее и тому подобное. Обязательно возьми расписки с тех, кто же-лает оставить материальные ценности у себя. Эта расписка должна отражать то, что ответственность за утерю этих ценностей ребёнок несёт сам. И поверь, эти бумажки реально важны, потому что если ребёнок потеряет телефон, то есть вероятность, что возмещать его придется тебе. Точную информацию по заполнению этих бумажек тебе скажут на планёрках.

Ну, в общих чертах, по организационному периоду, вроде бы, всё. Поехали дальше.

Это тот период, когда дети уже более-менее узнали друг друга, притёрлись, привыкли к режиму, ознакомились с правилами лагеря и просто наслаждаются этой классной, зажигательной лагерной жизнью. Опять же повторюсь, кайфовость и зажигательность смены будет зависеть толь-ко от педагогического состава лагеря и особенно от вожатых. Этот период нужно насытить раз-личными приколюхами, крутыми играми, смехом, юмором, суперскими мероприятиями, разно-образными фишечками и сделать так, чтобы дети с каждым днём задыхались от наслаждения и спрашивали, что же будет завтра?

В этот период будет проходить очень много мероприятий, к которым отряду придется готовить-ся (песня, танец, сценка и т.д.), и если в орг. период отрядная работа была хорошей, то ребята будут с легкостью включаться в работу и делать крутые номера. После каждого мероприятия нужно создать у ребят впечатление, что их номер был очень хорошим и классным, но, в то же время, и разобрать ошибки, если они были. Разбор ошибок должен происходить обязательно в доброжелательном тоне с позиции «человек с бо́льшим жизненным опытом (вожатый)- ребёнок». Очень важно подмечать хорошие поступки детей и говорить о них при других ребятах, но критиковать за что-то нужно только с глазу на глаз без присутствия посторонних. Это позволит создать у детей правильный эмоциональный фон для дальнейших достижений и подтолкнёт их работать с бо́льшей отдачей и готовиться к каждому выступлению еще ответственней и качественней.

Теперь давайте поговорим о замечательной технике общения под названием «активное слушание». Активное слушание – это техника общения, в которой ты обозначаешь чувство ребенка, для того, чтобы дать ему понять, что ты его понимаешь, что ты ему сопереживаешь и готов по-мочь перебороть его трудности.

Поехали дальше, друг. Будет очень хорошо, если за время смены ты поговоришь с каждым ребёнком по отдельности, не специально отводя его в сторону для разговора, а так, незаметно для остальных сделаешь так, что вы останетесь наедине и поговорите о чём-либо. Это может быть абсолютно любая тема, но желательно, чтобы это была какая-то «человеческая» тема. Например: кто нравится, с кем дружишь, с кем хотел бы общаться, какие мечты у тебя есть и т.д. Но разговор обязательно должен быть непринуждённым и легким, ребёнок должен хорошо идти на контакт. Если же он отклоняется от таких тем, не хочет о них разговаривать, то не стоит вытягивать это из него насильно, лучше переведи разговор в другое русло и попробуй поговорить на первоначальную тему в другой раз. Такие разговоры один на один духовно очень сближают тебя с человеком. А если ты поболтаешь с каждым по отдельности, то твой ментальный контакт с каждым ребёнком в отряде станет еще лучше, а значит и сплоченность отряда в целом тоже возрастёт. И в заключение этого оглавления хочу напомнить, что вожатый – это светлый, лучезарный, вечно улыбающийся человек, который готов в любую минуту прийти на помощь. И я уверен, что именно таким вожатым станешь и ты, друг. А теперь переходим к нашему последнему, заключительному периоду.

Хочу сначала сказать о не совсем приятной стороне заключительного периода, а потом уже обо всём остальном. Стоит поговорить о том, что как бы нам ни не хотелось, но всегда будут такие моменты, что кто-то что-то потерял, а отвечать, во многих случаях, приходится вожатому. Не хочу сейчас ни на кого наговаривать, но в последние дни смены нужно тщательней следить за ве-щами, и своими, и детскими. Комнаты в эти дни, как и в остальные, нужно закрывать обязательно и ключ держать в надежном месте. Потому что в последние дни есть вероятность пропажи некоторых ценных вещей, денег, телефонов и т.д. Ну, в общем, ты понял о чём я.

Заключительный период – это те дни, когда дети уже понимают, что скоро им придётся отсюда уехать, расстаться с новыми друзьями, расстаться с этой особой лагерной жизнью, расстаться с этим местом, где они, наверняка, оставят частичку своего сердца. И эти несколько дней нужно сделать по-настоящему крутыми и эмоциональными.

За несколько дней до окончания смены нужно обязательно провести какой-нибудь крутой прощальный огонёк персонально для вашего отряда (что такое огонёк я уже писал). В день перед отъездом и так будет проводиться общелагерное прощальное мероприятие, поэтому проведение своего огонька просто обязательно. Это позволит детям по-настоящему прочувствовать ту связь, которая появилась между ними за эти дни и которая позволит им высказать друг другу все те тайны, которые они, возможно, не говорили в другое время. Точно так же и ты, можешь сказать детям то, что чувствуешь к ним, дать какие-то жизненные наставления, советы и добрые пожелания, которые они обязательно оценят и оставят у себя в сердце.

Начинать настраивать детей к окончанию смены нужно уже дней за 5. Это можно сделать в мимолётном вопросе, мол, вот скоро смена заканчивается, что думаете? Таким образом, можно услышать мнение детей о том, понравилась ли им смена.

Пройдет немного времени, они подрастут, станут самостоятельными, взрослыми, станут решать и думать кем бы им стать, что хорошего сделать для этого мира? И именно от воспитания, от правильного развития в детстве во многом зависит вся последующая жизнь человека. Ведь если смотреть на этот вопрос в глобальном масштабе, то можно сказать, что если каждый ребёнок в детстве будет получать правильные взгляды на жизнь, правильное воспитание, приобщаться к высшим духовным ценностям, таким как любовь, дружба, взаимовыручка, сострадание, то и мир будет светлее и лучше. Эти люди будут развиваться и двигать за собой мир, двигать остальных людей, вести мир к лучшему, к светлому. Дети – вот будущее. И это будущее в твоих руках. Действуй.

Источник

Я в вожатые пойду — пусть меня научат

вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть фото вожатый в лагерь что нужно делать. Смотреть картинку вожатый в лагерь что нужно делать. Картинка про вожатый в лагерь что нужно делать. Фото вожатый в лагерь что нужно делать

Лето — пора детских каникул и родительских отпусков. Родители приобретают путевки. Дети и подростки собираются и выезжают за город, на берега рек и озер, к морям.

Этот период характеризуется значительным оживлением на рынке труда организаторов детского отдыха и педагогов, специализирующихся на воспитательной работе не в стенах школ, а в различных городских и загородных лагерях: оздоровительных, спортивных, языковых, других специализированных тематических…

Ключевые профессии этого времени — воспитатели и вожатые. Штаты воспитателей комплектуются опытными педагогами, посвятившими себя работе с детьми один раз и на долгие годы. Поэтому воспитатели — это одна из самых стабильных категорий работников системы дополнительного образования, хотя она летом и пополняется во многом засчет учителей обычных городских школ, которые стараются получить дополнительную работу и неплохую прибавку к школьной зарплате.

Гораздо разнообразнее трудовая армия вожатых — более молодых помощников опытных воспитателей, однако их работа не менее ответственна. Ведь родители, хоть и на время, но доверяют им самое дорогое — жизнь и здоровье своих детей.

Вначале — анкета. Кто может стать вожатым?

Формальные требования к анкетным данным потенциального вожатого невелики. Но они вполне конкретны и однозначны. На момент начала работы юноше или девушке должно исполниться полных 18 лет. В некоторых лагерях разрешают работать в качестве помощника вожатого несовершеннолетнему. Условия такого допуска нужно уточнять в кадровой службе конкретного лагеря.

Кандидат в вожатые обязан пройти необходимое медицинское обследование и оформить в медучреждении санитарную книжку.

Конечно, чтобы работать с детьми, их надо любить. Но чадолюбие претендента на должность сложно проверить в отделе кадров. Поэтому работодатель при приеме опирается на свою интуицию и самоощущение соискателя.

Практически круглосуточное общение с детьми предполагает большую терпимость к их недостаткам, особенностям поведения, умение находить подход к различным характерам. Уместно сказать о таком качестве, как стрессоустойчивость.

Запрет на профессию. Кто не имеет права работать вожатым?

Как мы уже упомянули, есть медицинский минимум, без подтверждения которого никакой работник не может быть допущен к детям. Кроме стандартного пакета инфекционных заболеваний и психических отклонений, у соискателя не должно быть противопоказаний к работе с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Все, кто хоть когда-либо общался с детьми, знает, что педагоги должны обладать недюжинным терпением и неслабым здоровьем.

Трудовой кодекс РФ категорически запрещает работать с несовершеннолетними гражданам с непогашенной судимостью. Поэтому, направляясь в детский лагерь, не удивляйтесь, если работодатель попросит вас приобщить к документам справку об отсутствии судимости.

В России, как и во многих зарубежных странах, законом на территории детских заведений полностью запрещено курение. Поэтому вам хотя бы на время летней работы придется отказаться от этой вредной привычки.

Работа с детьми не для вас, если если у вас есть проблемы с алкоголем или вы употребляете наркотики.

Я в вожатые пойду — пусть меня научат! Где учат на вожатого?

При прочих равных условиях работодатель отдаст предпочтение кандидатам с высшим, средним, начальным педагогическим или психологическим образованием. Поэтому львиная доля всех вожатых — студенты или молодые выпускники педагогических вузов и колледжей, только начинающие свою профессиональную карьеру.

Однако отсутствие специального образования не шлагбаум на пути к трудоустройству вожатого. При тех же университетах, колледжах, да и отдельно работают специальные школы по подготовке кадров для детских лагерей. После курсов кандидаты получают вполне официальные документы, позволяющие работать вожатыми.

Лагерь лагерю рознь. Как устроиться на работу?

Главными поставщиками кадров вожатых для детских лагерей являются педагогические вузы, поэтому они информируют, готовят и направляют своих студентов на эту работу.

Кроме этого, информацию о потребности лагерей в летних кадрах можно найти на сайтах самих лагерей и служб занятости. Причем, если на ваш звонок в администрацию лагеря ответили, что все места заняты, очень возможно, что в этом же заведении откроются вакансии в июле или августе. Ведь большинство студентов работают в лагере не все лето, а лишь одну или две смены, которых, за три месяца, в зависимости от традиций и специфики лагеря, от четырех до девяти.

Поинтересуйтесь в турагентствах, многие из них занимаются детским туризмом и сотрудничают с детскими базами размещения.

От активности вашего мониторинга рынка труда интересующих вас лагерей зависит, получите ли вы заветную рабочую путевку уже в этом сезоне или вас пригласят на следующее лето. Кстати, многие лагеря не ограничивают прием детей летними месяцами, а продолжают работать в межсезонье. Есть немало и круглогодичных детских центров. Самые знаменитые из них известны вам с детства: «Орленок» в Туапсинском районе Краснодарского края, «Артек» в Крыму, «Океан» в Приморье… Наряду со знаменитыми приморскими лагерями работают детские оздоровительные учреждения и в Подмосковье, и в средней полосе, есть хорошие детские лагеря во всех регионах России.

Не за длинным рублем. Сколько платят вожатым?

Разброс в оплате труда, так же как и в условиях проживания вожатых и детей в разных лагерях очень значителен. От 3-х до 20 тысяч рублей за смену. Так же, как в остальной экономике, есть частные и государственные, малые и крупные лагеря, со стабильным финансированием и материальным обеспечением и с перебоями… И персонал лагеря получает соответствующие условия работы, довольствие и жалование.

Вожатый — организатор и добрый волшебник. Что нужно знать и уметь?

Итак, в чем же состоит работа вожатого. Каков функционал?

Даже если ваш лагерь расположен на берегу Черного моря или в живописном лесу у реки, вы едете не отдыхать, а работать! Практически круглосуточно общаясь с воспитанниками, отвечая за их жизнь и здоровье.

Направляясь в детский лагерь, вы должны понимать, что вы едете работать и жить с детьми, как в одной семье. Планировать, организовывать и контролировать их жизнь с утра до вечера. Вместе с ними трудиться и отдыхать, учить их общаться друг с другом и с природой. Вместе с воспитателем строить коллектив, увлекать детей интересными творческими делами, вести их за собой, помогать в трудных ситуациях и вместе с ними радоваться общим и личным ребяческим успехам.

Если конкретнее, то вам придется проводить воспитательную и организационную работу: планировать и осуществлять мероприятия внутри коллектива своих подопечных и по всему лагерю — творческие конкурсы, спортивные соревнования и культурные занятия, в быту следить за чистотой комнат и организовывать их уборку, не забывать о личной гигиене детей и обеспечивать соблюдение дисциплины и режима дня.

От вожатого зависит, каков будет отдых ребенка: скучный или насыщенный. Каковы будут отношения внутри детского коллектива, психологический климат.

Правила хорошего вожатого

Когда закончится лето… Где применить мастерство вожатого после каникул?

Работа вожатым в детском лагере может быть не только временной возможностью подработки в необычных условиях. Она может послужить хорошей ступенькой освоения педагогической профессией. Кстати вожатская работа обязательно включается в педагогический стаж, который впоследствии повлияет на профессиональный рост, а затем и уровень пенсионного обеспечения.

В школах и других учреждениях среднего профессионального образования существует должность организатора внеклассной работы. Ее обычно занимает педагог в статусе заместителя директора.Он занимается организацией учебного-воспитательного процесса и всесторонним развитием воспитанников.

Опыт воспитательной работы вожатым в детском лагере может быть высоко оценен при продвижении по карьерной лестнице в профессиях, на предприятиях и должностях, где важно умение общаться с людьми, выстраивать коммуникации внутри коллектива и с представителями контрагентов.

С опытом работы в детских и педагогических коллективах, получив высшее образование, например, в области муниципального и государственного управления, в иных гуманитарных сферах, его обладатели способны достигать больших карьерных успехов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *