воздушный змей почему так назвали
История воздушного змея
Можно задать вопрос, что это? Летающая на нити по ветру простейшая конструкция? Треугольник из цветной бумаги, на котором приземлилась на голову своим ребятам Мерри Поппинс? Но обычная для нас игрушка – такая как воздушный змей, не совсем уж проста, как может показаться с первого взгляда.
История воздушных змеев берет свое начало еще во времена древнего Китая. Там он и назывался змеем, так как в праздник Дракона, который проходил 9 сентября, огромные туловища из бумаги, у которых на конце была змеиная голова, запускались в небо. Начиная со второго века, эта традиция не забывается и сегодня.
В древних летописях славян и византийцев находятся разные упоминания о подобиях воздушных змеев. Только это скорее была военная техника, чем игрушки. Для того чтобы запутать врага или просто его напугать, князь Олег применял «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены». А при взятии Англии Вильгельм Завоеватель в 1066 году использовал змеев для военных спецсигналов.
На данном этапе времени история замолчала и змеи стали просто развлечением, которое было далеко от науки. Однако, не полетел еще такой самолет, что был построен без закона аэродинамики. А такой закон помогла открыть именно эта игрушка.
Раньше знали только несколько видов воздушных змеев — это одноплоскостные, то есть имеющие хвост, и составные, которые соединены в гибкую систему. Известный математик Л. Эйлер в 1756 году сказал, что змей — это детская игрушка, которую недооценивают ученые, но она заставляет серьезно над собой задуматься. Достижения Икара и Дедала попробовали повторить через 140 лет немецкий инженер Лилиенталь и австриец Харграв. Харграв впервые запустил в воздух человека при помощи этого устройства и не остановился на достигнутом. Результатом чего стал коробчатый воздушный змей, который не требовал хвоста для устойчивости во время полета. Такие летающие коробки, которые придумал Харграв, протолкнули понятие об аэродинамике и помогли при создании первых самолетов, и стали 3-ей возможной конструкцией – многоплоскостной.
Не прошел стороной воздушного змея и Михаил Васильевич – хранитель нашей науки. Он тоже баловался игрушкой. Природу молний и верхние слои атмосферы Ломоносов изучал с ее помощью. Михаил Васильевич использовал воздушного змея, как проводника, 26 июня в 1753 году, запустив его во время грозы на бечевке. Только этот эксперимент чуть ли не лишил его жизни, но стал успешным, так как ученый получил разряд статического электричества.
Коробчатых воздушных змеев военные и инженеры постоянно видоизменяли, включая период начала первой мировой войны. Во время технологического прогресса это изобретение служило не только мирным целям. Змеи применялись во время военных действий для защиты. Над особо важными военными объектами поднимали примерно на 3000 метров небольшие шары, а также воздушных змеев, чтобы их троса из проволоки могли сбить самолеты врагов.
У данного изобретения даже имеется собственный праздник, который называется «День воздушного змея».
Воздушный змей
Змей возду́шный — привязной летательный аппарат тяжелее воздуха. Поддерживается в воздухе давлением ветра на поверхность, поставленную под некоторым углом к направлению движения ветра и удерживаемую леером с земли.
Второе воскресенье октября — Всемирный день воздушных змеев (World Kite Day), в этот день любители воздушных змеев во всем мире запускают своих летающих «питомцев».
Содержание
История
Первые упоминания о воздушных змеях встречаются ещё во II веке до н.э., в Китае (так называемый змей-дракон).
Долгое время змеи не находили практического применения. Со второй половины XVIII в. их начинают широко использовать при проведении научных исследований атмосферы. В 1749 г. А. Вильсон с помощью воздушного змея производил измерение температуры воздуха на высоте. В 1752 г. Б. Франклин провёл эксперимент, в котором с помощью змея выявил электрическую природу молнии и впоследствии благодаря полученным результатам изобрёл громоотвод. М.В. Ломоносов проводил аналогичные эксперименты и независимо от Франклина пришёл к тем же результатам.
Проводившиеся опыты по исследованию атмосферного электричества были чрезвычайно опасными. 26 июня 1753 года при запуске змея в грозу погиб коллега Ломоносова, академик Г.В. Рихман.
В XIX веке змеи также широко применялись для метеорологических наблюдений.
В начале XX столетия воздушные змеи внесли свою лепту в создание радио. А.С. Попов использовал змеи для подъёма антенн на значительную высоту.
Важно отметить использование воздушных змеев при разработке первых самолётов. В частности, А.Ф. Можайский, прежде чем начать строительство своего самолёта, провёл серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу.
Практические возможности воздушного змея привлекали внимание военных. В 1848 г. К.И. Константинов разработал систему спасения судов, терпящих бедствие вблизи берега, с помощью воздушных змеев. Во время первой мировой войны войска различных стран применяли змеи для подъёма на высоту наблюдателей-корректировщиков артиллерийского огня, разведки вражеских позиций.
Классификация
По форме и устройству аэродинамических поверхностей различают:
Конструкция
Основные конструктивные элементы воздушного змея:
Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная — килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. Устойчивость полёта воздушного змея зависит также от положения центра тяжести змея.
Плоский змей
Простейший коробчатый змей
Парафойл
Воздушный змей парафойлной конструкции — это особый класс воздушных змеев, пространственная форма которых поддерживается за счёт набегающего потока воздуха, или проще говоря ветра. Данный тип воздушного змея не имеет жестких частей конструкции — реек, каркаса. Обычно змеи данного типа изготавливаются из воздухонепроницаемой ткани с замкнутыми внутренними пространствами и воздухозаборником, обращенным в сторону набегающего потока. Воздух, проникая в воздухозаборное отверстие, создает внутри замкнутого пространства змея избыточное давление и надувает воздушный змей подобно воздушному шару. Однако конструкция змея такова, что надуваясь, змей принимает определённую аэродинамическую форму, которая способна создать подъемную силу змея. Отсюда вытекают следующие особенности воздушного змея парафойла: невозможность поломки при падении — так как ломаться нечему (хотя возможен разрыв оболочки при особенно энергичных приземлениях), возможность компактной транспортировки змеев больших размеров — змей фактически является куском ткани, который просто складывается в небольшей сверток. Существует много разновидностей змеев — парафойлов: одностропные, двухстропные управляемые, четырёхстропные управляемые. Двухстропные в основном это пилотажные змеи, или кайты площадью до 3 кв.м. Четырёхстропные — это змеи достаточно большей площади от 4 кв.м, используемые в спорте в качестве двигательной силы (кайтинг). Одностропные — это змеи для развлечений, разнообразных конструкций и форм, могут даже изображать всевозможные предметы и животных.
Применение
В конце XIX — начале XX веков воздушных змеев применяли для метеорологических исследований верхних слоев атмосферы, фотографирования местности, в спортивных целях и так далее. С развитием воздухоплавательных и авиационных летательных аппаратов воздушные змеи стали применять исключительно в развлекательных и спортивных целях.
В последние годы развитие получили так называемые пилотажные змеи — воздушные змеи специальной формы, управляемые с помощью двух лееров. Пилотажный змей, в отличие от любого другого, способен к свободному планированию в воздухе, что и обеспечивает его особые свойства. Они предназначены для выполнения комплекса пилотажных фигур различной сложности. Также развивается кайтинг — вид спорта, при котором спортсмен передвигается по местности с помощью воздушного змея.
Применение воздушного змея позволяет использовать недоступные традиционному парусу возможности:
Немецкая компания SkySails применила змей в качестве дополнительного источника энергии для грузовых судов, впервые опробовав его в январе 2008 года на судне MS Beluga Skysails. Испытания на этом 55 метровом корабле показали, что при благоприятных условиях расход топлива снижается на 30 %. [источник не указан 333 дня]
Воздушный змей
Воздушный змей вызывает множество приятных эмоций и воспоминаний у каждого ребенка или взрослого. Каждый, кто хоть однажды запускал змея сам надолго запомнит это увлекательное занятие. Невозможно не полюбить то ощущение, когда представляешь, что летит не змей, запущенный тобой, а ты сам. Воздушный змей – это самый известный в мире летательный аппарат тяжелее воздуха. Первые упоминания о воздушном змее датируются II веком до н.э., когда в Древнем Китае их делали из листьев растений с бамбуковым каркасом. Правда, чуть позже, когда китайцы изобрели шелк, именно он стал основным материалом для их изготовления.
В Китае до сих пор существует легенда, что когда-то очень давно один обычный крестьянин работал в поле. Вдруг подул ветер, и с головы слетела бамбуковая шляпа, спасающая его от палящего солнца. Но он успел поймать ее за тесьму и увидел, что шляпа все еще продолжала парить высоко в воздухе. Именно она и стала прототипом воздушного змея. Начиная со II века н.э. и по сей день китайцы каждый год в сентябре устраивают праздник Дракона, когда запускают в небо огромные туловища из бумаги с головой змея, ведь именно дракон в этой стране считается символом власти и благополучия. Из Китая эта забава распространилась в Азию, Европу, Америку, а затем и в Австралию. В Японии монахи верили, что воздушные змеи отгоняли злых духов, приносили благополучие и защищали от несчастий. Воздушные змеи бывают разных форм, размеров и конструкций – драконы, тигры, птицы, бабочки, бывают «музыкальные» змеи – змеи которые могут «петь», благодаря полой бамбуковой палочке.
Виды воздушных змеев:
Запустить воздушного змея очень просто. Вот несколько правильных шагов, если у вас есть напарник:
Воздушный змей – это потрясающая игрушка, любоваться полётом которой можно в ветреный день. Запуск воздушных змеев – комплекс отличных упражнений, которые не имеют совершенно никаких противопоказаний, на координацию движения, развитие внимания и воображения. Некоторые модели детских воздушных змеев может запустить ребенок уже в возрасте 3-х лет. Но все-таки стоит соблюдать основные меры предосторожности. Выберете безопасное место для запуска змея, это может быть парк или сквер, главное, это должно быть открытое пространство без деревьев, построек, проводов, шоссе и дорог.
В наши дни воздушные змеи вновь обрели свою популярность. Эта игра способствует развитию смекалки, наблюдательности, а также точности движений. Во второе воскресенье октября отмечают Всемирный день воздушного змея, где все любители запускают свои летающие объекты, проводятся различные конкурсы и фестивали, посвященные этим ярким летающим фигурам.
Существует даже вид спорта, связанный с воздушными змеями – кайтинг. Его родоначальник немец Отто Лилиенталь, который в 1891 году смог подняться на воздушном змее собственной конструкции. Именно тогда и зародился этот вид спорта, при котором спортсмены передвигаются по территории с помощью воздушных змеев. Еще один вид спорта, связанный с воздушными змеями, называется Кайтсерфинг. Название говорит само за себя: серфингист, который ловит волны, держась за воздушный змей, превращается в кайтингиста. Воздушный змей здесь играет роль мотора, который позволяет спортсмену набирать огромную скорость при покорении волн.
История воздушного змея – древняя и захватывающая!
История воздушного змея – древняя и захватывающая!
Запуск воздушных змеев относится к числу самых древних развлечений в мире. Никто не может с определенностью сказать, когда точно оно появилось, но достоверно известно, что люди знали об этом занятии много веков назад и что пришло оно с Востока. Более того, изобретение воздушного змея отвечало вековым стремлениям человека овладеть воздушным пространством.
В истории завоевания человеком воздушного океана змеи занимают важное место. Нельзя сказать с определенностью, кто их изобрел и когда они впервые поднялись в воздух. Древнегреческие источники утверждают, что это произошло в IV веке до нашей эры и что честь их изобретения принадлежит Архитасу из Тарен-тума. В корейских древних свитках говорится, что один генерал в те далекие времена запустил воздушного змея с прикрепленным к нему фонарем, чтобы вдохнуть смелость в своих воинов. Они поверили тому, что это — новая звезда, которая сулит им помощь небес.
История воздушного змея. Древний китай
Но одно известно доподлинно — в IV веке до нашей эры воздушные змеи были широко распространены в Китае. Полагают, что первые китайские воздушные змеи были сделаны из дерева. Скорее всего, они представляли собой бамбуковые каркасы, обтянутые шелком, изобретенным китайцами более 4000 лет назад. Вполне вероятно, что его стали использовать и в изготовлении змеев. Примерно около 105 года китайцы из волокон растений научились делать бумагу. Новоизученный материал сразу послужил и для обтяжки змеев.
Если говорить о целях и задачах запуска воздушных змеев китайцами в столь древние времена, то мы найдем здесь немало интересного. Древние китайские историки писали, что змеев использовали для переброски веревок через широкие реки и глубокие горные ущелья. А потом к ним крепились деревянные пешеходные мосты.
Рассказывают, что китайский генерал династии Хань обратил вражеское войско в бегство, запустив над лагерем противника ночью музыкального воздушного змея. Враги бежали, подумав, что это звуки голосов ангелов-хранителей, предупреждающих их об опасности. Змеев, поднимавших в воздух людей, использовали при осаде городов и для переброски воинов через линии вражеских войск. Трудно сказать, когда точно это происходило, потому что даты в те времена не указывали. Известно лишь, что в XVII веке китайские и японские войска использовали воздушных змеев для разведки вражеских позиций.
Воздушный змей как развлечение
Воздушные змеи — одно из традиционных народных развлечений на Востоке. С самого начала нашей эры там делали самых разнообразных змеев в виде птиц, зверей, чудовищ и героев. Их украшали фонариками и ветряными вертушками, что, вероятно, послужило толчком к изобретению пропеллера. Определенные типы воздушных змеев были созданы для сражений между ними. Верхнюю часть линя покрывали острыми осколками стекла. Необходимо было обрезать линь змея противника и заставить змея упасть на землю.
История воздушного змея в Европе
В Европу воздушные змеи попали в XV веке, но, возможно, о них знали и раньше. Венецианец Марко Поло оказался в Китае в конце XIII века и провел там семнадцать лет. За это время он стал членом свиты императора и получил возможность свободно разъезжать по стране. Возвратившись в Венецию с богатой коллекцией предметов роскоши, он, возможно, взял и воздушных змеев. Кроме того, рассказывая о людях, которых он встречал, Марко Поло не мог не упомянуть об их пристрастии к запуску воздушных змеев. Обращаясь к истокам зарождения искусства запуска змея в Европе, необходимо отметить, что сведения о нем могли быть занесены сюда случайно торговцами с Востока.
Современный фестиваль змеев
Сегодня ежегодно проводится фестивали воздушных змеев в городе Вэйфань (Китай). Это мероприятие носит международный характер. На нем присутствуют почитатели воздушных змеев со всего мира, а также и производители этих замечательных аппаратов. Немало здесь и просто туристов.
Конструкции демонстрируемых змеев очень многочисленны. Но самый большой популярностью пользуется дракон, и это не случайно. В Китае во все времена дракон выступал символом мудрости и силы. Ему поклонялись, считая, что он унесет все беды и дурные помыслы. Такое поверье бытует и в наши дни — в день змея во многих китайских семьях запускают такого дракона.
Этот воздушный змей очень сложен в изготовлении, поскольку состоит из 20-30 каркасов, обтянутых тканью либо бумагой. Это тело дракона, которое способно изгибаться в воздухе. Змей имеет большую голову с открытой пастью — через нее внутрь конструкции поступает воздух и удерживает змея на лету. Тело может быть сделано также из круглых дисков, диаметр которых уменьшается к хвосту, соединенных шнурами. Веревка прикреплена к пасти, а на хвост навешиваются ленты, фонарики, либо трубочки с горючей смесью, которые в полете вспыхивают разными цветами.
В качестве спецэффекта на празднике используют так называемую «змеиную музыку». Это шум, напоминающий вой ветра в трубе. Издает его приспособление из сухих головок мака, в которые вставлены свистки из камыша.
Подобные мероприятия проводятся не только в Китае, но и в Японии, Таиланде, Тайвани, Корее, а также на Бали. Здесь можно увидеть самых разных воздушных змеев, выполненных в традиционных стилях. Эти летательные аппараты не что иное, как дитя народной фантазии различных стран!
Почему воздушный змей так называется?
Если вы когда-нибудь видели — или даже мастерили и сами запускали воздушный змей, вы могли видеть, что чаще всего на змею-то он и не похож. Ведь змея узенькая, а воздушный змей должен иметь хоть немного размера вширь, чтобы удержаться в воздухе. Почему же воздушного змея так назвали, если на змею он совсем не похож?
Для того, чтобы понять происхождение слова, нужно немного углубиться в историю. Первые воздушные змеи появились в Китае, еще несколько тысяч лет назад. Считается, что воздушные змеи — это вообще первые летательные аппараты, изобретенные человеком. Конечно же, люди уже тогда научились придавать им разнообразные формы — бабочек, жуков, но массовой все же стала форма дракона, так как дракона издревле почитали на Востоке.
А теперь вспомните, как зовут главного дракона русских народных сказок. Верно, Змей Горыныч! Но какой же он змей, если на змею он совсем не похож? А вот так оно и было в Древней Руси — Змеями и называли ужасных драконоподобных существ. И когда китайские «воздушные драконы» попали к нам, они и стали «змеями воздушными». Так что «змей» — это не то же, что и «змея».
Змей Горыныч (парк «Кудыкина гора», с. Каменка Задонского района Липецкой области, Россия)
906 год — эта дата упоминается, когда впервые говорится не просто о «воздушных змеях», но об их использовании при осаде столицы Византии — Константинополя — князем киевским Олегом, которые он использовал для устрашения врага.
Ближе к нашему времени воздушные змеи уже были не только забавой (или устрашающим средством), но и пригодились ученым как летательные аппараты для различных исследований атмосферы, например, метеорологических, проведения съемки местности. Впоследствии были придуманы коробчатые змеи для полетов человека, которые помогли исследовать свойства плоской поверхности во время полета и послужили мостиком к полетам на самолете.