воздушные маршалы в россии кто такие
МВД заявило о невозможности создания в России службы воздушных маршалов
В России не будет создана служба воздушных маршалов, обеспечивающих безопасность пассажиров во время авиаперелетов, так как создание такого подразделения противоречит закону «О полиции». Об этом сообщили «РИА Новости» в пресс-службе МВД России.
«Федеральным законом «О полиции» и указом президента подразделения полиции, выполняющие полномочия «службы воздушных маршалов», не предусмотрены», — заявили в пресс-службе. В министерстве отметили, что органы внутренних дел на транспорте совместно со службами авиационной безопасности и авиакомпаниями принимают все меры для предотвращения конфликтов во время полетов.
При этом в 2014 году МВД выступало с предложением создать спецслужбу воздушных маршалов в стране для пресечения нарушений на авиарейсах, сообщали «Известия». В министерстве предлагали обучать сотрудников на тренировочных базах ведомства и во Всероссийском институте повышения квалификации МВД.
Предложения о создании службы воздушных маршалов в России связаны с участившимися случаями нападения авиадебоширов на пассажиров и экипаж лайнеров. Последний резонансный случай произошел в конце января, тогда 41-летний сибиряк Павел Шаповалов попытался угнать самолет «Аэрофлота», летевший из Сургута в Москву.
Следствие считает, что мужчина потребовал развернуть лайнер и направить его в Афганистан. После этого борт экстренно сел в аэропорту Ханты-Мансийска, где Шаповалова задержала полиция. В результате инцидента никто не пострадал.
МВД предлагает создать в России специальную службу воздушных маршалов
Драки, особенно на чартерных рейсах в Россию и обратно, происходят все чаще. Под вопросом безопасность полёта. Одной из мер может стать создание специальной службы. Например, на самолетах ряда стран летают так называемые воздушные маршалы.
Почти как в известной песне: семь тысяч над землёй, гул турбин, а кому-то не спится. За драки, ругань и угрозы экипажу самолёта каждый месяц с рейсов снимают десятки пассажиров.
Отпуск в Испанию Артём Кирьянов запомнит надолго, особенно перелёт. Всем рейсом пытались успокоить пьяного мужчину, который внезапно захотел, как он выразился, сойти.
В МВД пока только говорят о возможности возрождения службы «воздушных маршалов». Это сотрудники полиции, которые находились бы на борту в гражданской одежде, следили за порядком, а при серьёзных нарушениях применяли бы спецсредства, как минимум, наручники. В Советском Союзе такая службы была, их называли «сопровождающими», в США, Израиле, Австралии маршалы —это опытные вооружённые агенты, работающие на сотнях рейсов. В России сейчас лишь в некоторых авиакомпаниях и на немногих направлениях есть свои сотрудники безопасности на борту.
Для спецподготовки воздушных маршалов в России есть все условия. В Институте повышения квалификации МВД построена копия аэропорта со всеми системами безопасности и макетом самолёта, с салоном, в котором занимаются сотрудники транспортной полиции. Здесь, например, будущим маршалам можно было бы отрабатывать навыки рукопашного боя в стеснённых условиях.
Предполагается, что воздушные маршалы будут присматриваться к пассажирам ещё до посадки, в аэропорту. Специальные системы, которые тестируются в институте, смогут помочь тщательнее проверять каждого.
Потенциально опасных пассажиров современными методами можно найти и до того как они, например, устроят дебош на борту. Специальная программа считывает мельчайшие жесты, мимику. Если человек спокоен, система выдаст фиолетовый, синий, зелёный, цвета и цифровые значения не больше 30. Но стоит нахмурить брови, начать резко жестикулировать, делать беспокойные движения, появится красный цвет, цифры поползут вверх, программа даст сигнал полиции.
Какие у воздушных маршалов будут полномочия, сколько всего будет сотрудников — инструкции и законодательную базу ещё только предстоит разработать. Но приставить к каждому рейсу российской авиакомпании даже по одному маршалу, скорее всего, будет невозможно, затраты слишком велики. Если такие сотрудники и появится, ожидается, что они будут работать на «горячих» туристических направлениях.
Маршалы летать не будут. МВД России отказалось от сопровождения самолетов офицерами безопасности
Министерство внутренних дел, отказавшись от института воздушных маршалов, сослалось на то, что причина такого решения исключительно в «законе о полиции».
Нет в этом федеральном законе, как и в указе президента о подразделениях полиции, ни слова о такой службе, а значит, ее пока невозможно создать. Для этого нужна законодательная база, на основе которой можно издать подзаконные акты, инструкции, открытые и закрытые (в силу оперативной необходимости) комментарии, а также организовать обучение личного состава, причем совместно с авиакомпаниями и их собственными службами безопасности, с утверждением регламента, надбавок, медицинских стандартов, правил рассадки агентов в салонах и, наконец, их вооружения, которое бы соответствовало требованиям безопасности судна в воздухе.
Ответственность нешуточная, потому что каждый раз речь идет не просто о захвате нарушителя порядка или даже угонщика судна, а о жизни сотен людей, включая экипаж. Например, в США, где воздушные маршалы сопровождают самолеты уже с шестидесятых годов, подбор агентов в службу производится по таким высоким стандартам, которыми не могут похвастаться и некоторые оперативные службы в разведке. Первое, что проверяется у кандидата, — его способность психологически адаптироваться к ситуации во время полета судна и при обнаружении источника опасности, который вполне может оказаться фальшивым или случайным. Кроме всего прочего, командование судном не переходит к маршалу, даже если опасность подтверждена, а остается у командира. Это означает, что маршал, он же агент-оперативник в штатском, должен адаптироваться и к этим условиям, а не сам вдруг превратиться в злоумышленника еще хуже того, которого он блокирует, из-за собственного видения разрешения проблемы. Для этого и существуют подробные регламенты, которые, правда, лишь в самых общих чертах могут расписать правила поведения и границы принятия оперативных решений, но предусмотреть все не в состоянии. Например, как действовать, если маршалу, занятому блокировкой и захватом нарушителя, неожиданно начинают оказывать помощь пассажиры или какой-нибудь самоуверенный, а, возможно, и нетрезвый доброхот, убежденный, что знает, как быть во всех житейских коллизиях?
Мне приходилось видеть некоторые инструкции американских воздушных маршалов, и я был изумлен сотнями предостережений и запретов в их, казалось бы, «простой работе» детективов в замкнутом пространстве. Учеба этому — настолько серьезный процесс, что одним решением учредить институт воздушных маршалов на базе МВД не обойдешься, не причинив вреда как самой идее, так и посторонним людям, оказавшимся рядом с агентом в воздухе в пиковой ситуации.
Поэтому отказ МВД, ссылающегося на отсутствие законодательной базы, более чем понятен. Такой груз поднять даже столь могущественному ведомству крайне тяжело и затратно — нужны как бюджетные средства, так и финансовое участие всех авиакомпаний, включая акционерные и частные. Это можно обосновать, но вряд ли требуется, потому что и так понятно, насколько этот вопрос деликатен. Хотя бы в той мере, как поступить с посадкой российских маршалов на иностранные воздушные суда на национальной территории обслуживания, при этом избежать конфликтов и утечек информации. И вообще, вопрос экстраординарности территории судна тоже весьма неоднозначен для таких ситуаций. Ведь речь может пойти о физической ликвидации злоумышленника, включая иностранца, о причинении случайного вреда пассажирами или экипажу и так далее и тому подобное. Зачем МВД, со всеми его заботами, еще одна столь уязвимая позиция на своем могучем теле?
Источник фото: РИА «Новости»
Несмелая попытка в свое время создать подобную службу уже предпринималась, в бытность советской системы. В пятидесятых, шестидесятых и начале семидесятых годов случаи захвата гражданских самолетов уже были. Первый произошел в 54-м году, но с преступниками ценой собственной жизни справился бортмеханик Тимофей Ромашкин на рейсе Минск — Таллин — Ленинград. В том же году был произведен еще один угон, но угонщик, бывший фронтовой летчик, сам отказался от затеи и посадил самолет на летное поле.
В 67-м году опять случился захват небольшого судна, правда, без пассажиров и даже экипажа. Угонщик пилотировал сам. Проблему «решили» истребители над Черным морем. Это был единственный подобный случай. В октябре 70-го года отец и сын Бразинскасы угнали пассажирский самолет над той же акваторией и убили стюардессу Надю Курченко во время ее попытки не дать проникнуть в кабину пилотов.
Некоторые авиакомпании разорились на должности собственных маршалов во время полетов, но это не афишируется и никак не регламентируется. Они не имеют законных полномочий и не могут действовать как полиция или спецслужбы, хотя, разумеется, когда-то сами служили в спецподразделениях.
Андрей Бинев, журналист, аналитик
Старые, новые воздушные маршалы
За безопасность пассажиров будут отвечать специально обученные сотрудники транспортной полиции в штатском
После участившихся случаев хулиганства и дебошей в самолетах в России решили создать специальную службу воздушных маршалов. Специально обученные сотрудники в штатском будут еще на регистрации на рейс присматриваться к пассажирам и определять среди них потенциально опасных. А потом на борту получат право применять к нарушителям меры воздействия.
Высказать мнения о нововведении мы попросили пилотов гражданской авиации с многолетним стажем, заместителя начальника летно-испытательного комплекса аэродрома Киржач Олега Башмакова и специалиста по безопасности полетов Александра Романова.
Фото: Александр Астафьев
— Вам самим приходилось выходить в салон, чтобы утихомирить разбушевавшихся пассажиров?
За безопасность пассажиров будут отвечать специально обученные сотрудники транспортной полиции в штатском.
То, что сейчас в новостях то и дело мелькают сообщения о дебошах на борту, Олег Башмаков связывает с длительностью перелетов:
Александр Романов более категоричен:
-Систему безопасности на воздушных судах надо создавать с помощью совершенно других структур, с использованием аналитических материалов, с помощью совершенно другой электроники, которая не будет просто тупо отбирать деньги у пассажиров, не будет поднимать стоимость билетов.
— Служба воздушных маршалов уже много лет успешно работает в зарубежных ведомствах.
Оба пилота опасаются, что начнутся некие перегибы.
Воздушные маршалы появятся в России
Служба воздушных маршалов, которые станут пресекать все нарушения авиапассажиров на борту самолетов, в ближайшее время будет создана в России по инициативе МВД. Маршалы будут одеты в гражданское и еще в здании аэропорта перед вылетом того или иного рейса станут тщательно присматриваться к пассажирам.
Поводом для инициативы МВД стали участившиеся дебоши в самолетах и аэропортах. Ведомство предлагает обратиться к практике стран, где такие инциденты предотвращают специально подготовленные люди, отслеживая и блокируя потенциально опасных пассажиров. В МВД предлагают создать единую службу для всех авиакомпаний.
«Пока роль воздушных маршалов выполняют специально обученные сотрудники авиакомпаний. Такие сопровождающие есть только в одной-двух авиакомпаниях и далеко не на всех рейсах. При этом правовой базы для их действий нет. Воздушные маршалы от авиакомпании — это по сути просто общественники, которые никакими функциями полицейского не обладают», — сказал «Известиям» начальник линейного управления МВД в аэропорту Домодедово Сергей Старостин.
Предполагается, что полицейские воздушные маршалы пройдут спецподготовку в тренировочных базах МВД и во Всероссийском институте повышения квалификации МВД, где уже имеются полноценные копии аэропортов с инфраструктурой и системой безопасности.
«В центре есть специальные макеты самолетов, где отрабатываются навыки задержания в узком пространстве. А еще сопровождающих учат специальным методикам, как вычислить неадекватных или сильно возбужденных пассажиров», — прокомментировал начальник Центра подготовки института Андрей Целуйко.
Здесь можно научиться работать на современных энтроскопах, которые были установлены на сочинской Олимпиаде. Маршалов будут тренировать по новой системе наблюдения «Видеопоток», которая в режиме реального времени способна отследить лица пассажиров в зале и указать оператору, который из них находится в розыске. Маршалы должны также научиться оперативно определять, что находится в сумке пассажира.