воздержание обдержательное что это такое
Воздержание, простое и сложное
Пост обязательно предполагает воздержание. И, хотя много уже было сказано и много, наверное, еще будет сказано о том, что «гастрономическая» составляющая поста не является главной и тем более единственной, она тем не менее наличествует. И практически неизменно вызывает те или иные преткновения. Кто-то усваивает ей некую абсолютную ценность – и ошибается. А кто-то, напротив, полагает, что она совсем не важна, и также совершает ошибку. Один, не рассчитывая силы и не сообразуясь с состоянием своего организма, стремится поститься максимально строго, стараясь исполнить предписания Типикона, и попадает в результате на больничную койку. Другой же, обладая отменным здоровьем и недюжинной телесной крепостью, искренне убежден, что без «разрешения на молочное» пост ему никак не пережить.
Необходимо, постясь, следовать царским путем: не брать на себя ноши непосильной, но не забывать, что пост требует подвига
Вне всякого сомнения, «не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2, 23). И точно так же не человек для поста, а пост для человека. И потому необходимо, постясь, следовать царским, то есть средним путем: не брать на себя ноши непосильной, не поститься строже, чем позволяют возможности организма, но не забывать при этом о том, что пост требует подвига, утеснения плоти, и ощущаться это утеснение должно обязательно, иначе в чем же будет заключаться подвиг? И я уверен, что какими бы разумными людьми, какими бы здравомыслящими мы ни были, а правильнее все-таки, когда христианин, готовясь к посту, советуется с духовником обо всем, в том числе и о так называемой гастрономической его стороне.
Почему воздержание все же так важно? Человек по самой природе своей естественным образом стремится к благобытию. Но в состоянии падшем наши представления о том, что именно является этим благобытием, оказываются существенно искаженными, и чаще всего «благом» мы считаем удовлетворение своих страстей – пусть не грубых, очевидных, а тонких и прикровенных. Однако все взаимосвязано, и, не подвизаясь для того, чтобы отсечь одну какую-то страсть, мы закономерным образом оказываемся беззащитными и перед другой. А воздержание в еде становится как бы некой базой, первым и самым простым опытом отказа от того, что доставляет нам удовольствие – не греховное, вполне невинное. Но именно этот отказ, добровольный, невынужденный, помогает нам хотя бы немного укрепить свою волю, дает, с одной стороны, представление о том, насколько мы в действительности зависимы от своей плоти и ее желаний, а с другой – позволяет эту зависимость существенно ослабить.
Воздержание в еде становится некой базой, первым опытом отказа от того, что доставляет нам удовольствие
Человек, постясь, отказывается ради Бога, ради своей душевной пользы от того, что ему самому нравится, отказывается от того, без чего в принципе может обойтись, но без чего обойтись ему вместе с тем трудно. И делает это не по собственному произволу, а из послушания Церкви, стараясь, насколько это для него возможно, приблизиться к исполнению требований Устава. Поступая так, он может, подобно Псалмопевцу, сказать в молитве: «Виждь смирение и труд мой и остави грехи моя» (Пс. 24, 18) – если, конечно, он не только смиряется перед предписаниями Типикона, но и мыслит о своем посте смиренно – не как о высокой добродетели, а как о том делании, которое естественно для кающегося грешника.
Однако можно ли думать, что все сказанное исчерпывает и закрывает тему воздержания? Что, определив меру телесного поста и приобретя правильное к нему отношение, мы исполнили все, что воздержания касается? Конечно же, нет.
Современный человек по преимуществу – человек потребляющий. Дух потребительства глубоко проник в наши сердца – настолько глубоко, что нам трудно не относиться потребительски не только к миру, в котором мы живем, к людям, но и к Богу: мы постоянно чего-то ожидаем от Господа, чего-то требуем, а не получая требуемого, обижаемся и ропщем на Него.
И воздержание – лучший способ, чтобы объявить войну потребителю в себе самом. Утеснение себя в пище носит, повторюсь, ограниченный характер. Мы все, наверное, помним ослика Ходжи Насреддина, которого он приучал к умерщвлению плоти: каждый день Ходжа уменьшал меру корма для него, пока, наконец, придя в хлев, не увидел, что ослик лежит на земле бездыханный. Но вот воздержание от того, что мы потребляем с излишком, от того, что отнюдь не является необходимым или же просто вредно для нас, – здесь у нас для подвига поле поистине необъятное.
Хотя бы несколько примеров. Мы все, даже если Господь не наделил нас даром красноречия, очень много согрешаем языком. И в особенности способствует этому наше обыкновение говорить, не думая, не остерегаясь, говорить больше необходимого. Если мы решимся постом хотя бы немного ограничить себя в беседах, в которых нет нужды, решимся не говорить, не подумав, решимся не произносить того, о чем совесть наша явно свидетельствует, что делать этого не нужно, – мы получим огромную пользу, и такое воздержание будет весьма похвальным.
Сколько лишней информации потребляет современный человек! Она вливается в нас неконтролируемым потоком с телеэкранов, с компьютерных мониторов, из соцсетей, динамиков наших радиоприемников и автомагнитол. Мы перегружены ею, наша нервная система не выдерживает такого обилия раздражителей, а ум не в состоянии полноценно проанализировать и оценить все, что мы видим и слышим. И слово Божие, настолько необходимое нашей душе, скрывается во всем этом многообразии новостей, историй, слухов, в пестроте видео- и фоторяда, словно то самое семя из евангельской притчи – в терниях. Потому однозначно: ограничение информации, контроль в отношении ее, своего рода «информационный пост» – обязательная составляющая подвига Четыредесятицы, без него никак и ни в чем не преуспеть.
Ограничение информации – обязательная составляющая подвига Четыредесятицы
Есть такое явление нынешней реальности, как шопинг. Что-то в жизни не так, замучили проблемы, на душе тяжело – что в такой ситуации нужно делать? Правильно – покупать! Покупка заставляет оживиться, улучшает настроение, повышает жизненный тонус, помогает забыть о сложностях и противоречиях, человек радуется, надеется на лучшее, пока вновь не заунывает и не почувствует, что пришла пора непременно прогуляться по магазинам. И ладно, если бы этот «волшебный рецепт» был доступен лишь тем, у кого денег куры не клюют! Есть сегодня такая не менее волшебная вещь, как кредитная карта: денег не просто нет – ты на самом деле по уши в долгах, но у тебя сохраняется замечательная возможность – продолжать покупки, а затем, порадовавшись немного, погружаться в печаль оттого уже, что совершенно непонятно, как возмещать заимствованное и выплачивать в придачу к этому проценты. Воздержание от лишних, не обусловленных необходимостью покупок, от покупок как развлечения – важнейшее духовное упражнение для современного человека. Подвизаясь в нем, он укрепляет волю, избавляется от новых поводов к унынию (из-за очередной растраты), сберегает те средства, благодаря которым может приобрести в конечном итоге что-то действительно нужное или даже помочь нуждающемуся.
Воздержание – такое, всестороннее – дает душе огромную силу и свободу
Я думаю, каждый сможет достроить этот ряд, если внимательно вглядится в свою жизнь, постарается понять, что в ней буквально просится в «корзину», от чего пришла пора ее освободить. Воздержание – такое, всестороннее – дает душе огромную силу и свободу, дарит возможность увидеть реальность совершенно иначе, не зацикливаясь на том, что буквально все в ней – объект для потребления.
И этого мало. Оно освобождает в нашем сердце для начала хотя бы маленький уголок для того, что в идеале должно его наполнять: для того духовного содержания, которое, собственно, и есть жизнь – в подлинном, не искаженном смысле.
Это первый, по-настоящему важный плод поста – правильного, в разуме проводимого.
Воздержание
Воздержа́ние (греч. Ἐγκράτεια — энкратея, от ἐν (en, «в») + κράτος (krátos, «сила») – 1) христианская добродетель проявляющаяся с отрицательной стороны в самоограничении от излишеств, препятствующих духовно-нравственному совершенствованию, а в положительном — в обуздании плоти, сосредоточении сил души на деятельном стремлении к Богу; 2) отказ от чего-либо (пример: воздержаться от высказывания, от мясной пищи и пр.).
Можно сказать, что воздержание проявляется в отчуждении от плотских страстей и принятия греховных помыслов, т.е. удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе.
При этом следует иметь в виду, что:
Преподобный Ефрем Сирин:
«Есть воздержание языка: не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше.
Есть воздержание и для глаз: владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть… на что-либо неприличное.
Есть воздержание и в слухе: владеть слухом и не поражаться пустою молвой.
Есть воздержание в раздражительности: владеть гневом и не вдруг воспламеняться.
Есть воздержание от славы: владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах.
Есть воздержание в мыслях: не склоняться на помыслы обольстительные и не обольщаться ими.
Есть воздержание в еде: владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя…
Есть воздержание в питии: владеть собою и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси».
«Воздержанием начинается духовная жизнь, подаются вечные блага, уничтожается жало сластолюбия…»
святитель Василий Великий
Если постом потребность в пище всё же удовлетворяется употреблением других продуктов, то супружеские отношения ничем заменить невозможно. И в то же время, например, сорок-пятьдесят дней далеко не все могут воздерживаться. Поэтому в данном случае необходимо выполнить основное правило поста — разумное, добровольное, по взаимному согласию и по совести воздержание супругов на доступное их нравственным силам время (например, Великим постом: первая, четвёртая (Крестопоклонная), Страстная седмицы; или Рождественским: первая и последняя; или как-либо иначе) — одним словом, какое-то воздержание обязательно нужно как выражение своего благоговения к тому послушанию, которое дано Церковью для нашей пользы.
О воздержании
Завершает перечисление плодов Духа у Апостола (Гал.5:23) воздержание. Соответствующее греческое слово у Апостола означает самоконтроль, способность держать в узде свои страсти и желания.
И вот воздержание — это способность одолевать свои хотения. Это огромное, почти недостижимое дело — что люди понимали и за пределами библейского мира. Как сказано в «Дхаммападе» (буддийский текст, созданный в III веке до н.э. – ред.), «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».
Мы можем не понимать всей остроты проблемы из-за привычки плыть по течению — лениться, когда лениво, злиться, когда нас что-то раздражает, и так далее. Но как только мы пытаемся жить христианской жизнью, хранить заповеди, поступать по совести, мы обнаруживаем, что мощный поток страстей и импульсов, как являющихся изнутри, так и нападающих снаружи, все время уносит нас куда-то в сторону. Вот, мы уже решили каждый день молиться, но все время лень и некогда. А особенно лень и хочется спать в воскресное утро. Как говорит писание, «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит.25:28), напротив, «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Прит.16:32)
Грехопадение ввергло нас в жалкое состояние внутреннего конфликта — «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15) Блаженный Августин описывает этот конфликт в своей «Исповеди» — «я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить…. Откуда это чудовищное явление и почему оно? Душа приказывает телу, и оно тотчас же повинуется; душа приказывает себе — и встречает отпор. Душа приказывает руке двигаться — она повинуется с такой легкостью, что трудно уловить промежуток между приказом и его выполнением. Но душа есть душа, а рука — это тело»
Речь идет не только — и часто не столько — об аппетите (чрезмерном) или половом влечении (когда оно тащит куда-то за пределы богоустановленного брака), но и других наших порывах, следовать которым было бы пагубно и ужасно глупо. Страсть к пустым разговорам и препирательствам, к ненужным вещам, к пустым развлечениям — ко многому тому, что, как мы сами понимаем, является пустым и вредным — но тем не менее, властвующим над нашей жизнью.
И вот Святой Дух созидает в нас воздержание — способность говорить «да» нашему подлинному благу и предназначению, и поэтому говорить «нет» каким-то нашим страстишкам.
В наше время добродетель воздержания особенно непопулярна — наша экономика функционирует благодаря тому, что продает удовольствия, а реклама постоянно призывает «брать от жизни все». Человеку, который от чего-то отказывается, внушают, что он упускает что-то важное, обедняет свою жизнь — ведь он мог бы взять кредит и купить то и это, и еще, и еще, пока бы ему не перестали бы выдавать кредиты… Впрочем, и в античном мире людям надо было объяснять, чем так важно воздержание.
Святой Апостол Павел сравнивает христианскую жизнь с тренировкой атлета: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного»
(1Кор.9:25). Спортивные состязания были очень популярны в античном мире, как и сейчас. Как и в наши дни, атлеты подвергали себя изнурительным тренировкам, соблюдали режим дня, ели строго определенную пищу, все для того, чтобы добиться своей цели — победить в соревнованиях, пережить короткий момент славы, получить венец. В античности на голову победителя возлагали венок из лавровых листьев, который увядал через несколько часов; именно поэтому Апостол называет его «тленным», то есть портящимся. Христианин же трудится и подвизается — от слова «подвиг» — ради того, чтобы обрести жизнь вечную, бесценную награду, которая пребудет с ним всегда.
Людям часто кажется нормальным и естественным прилагать огромные усилия для того, чтобы добиться чего-то тленного — денег и почестей, которые через какое-то время неизбежно выскользнут у них из рук. Кто из нас помнит имена олимпийских чемпионов десятилетней давности? А столетней?
Христианин призван обрести славу, с которой ничто не может сравниться — его примет, одобрит, похвалит не толпа на стадионе, а сам Бог, Создатель и Спаситель мира, не болельщики, которые его скоро забудут, а Христос, с которым он пребудет в вечности.
И чтобы обрести эту славу, христианский подвижник усмиряет и порабощает тело свое — как всадник обуздывает своевольного коня. Он полагает себе главную цель — святость, и приносит в жертву этой цели свои сиюминутные хотения и аппетиты. Он видит перед собой цель — жизнь вечную и блаженную, и охотно и радостно ограничивает себя во всем, чтобы достигнуть ее.
Воздержание усиливает страх неудачи
У мужчин больше тестостерона, а потому и потребности в сексе тоже. Это если мы в общих чертах говорим, ведь понятно, что есть мужчины со слабой половой конституцией (ее от природы определяет наследственность), а есть и женщины с повышенным количеством тестостерона. Но в общем и целом ситуация такая. И не будем забывать о простате, которую эякулят словно распирает физически. Поясню: существует так называемый феномен Тарханова-Белова. При воздержании накапливающийся эякулят, требуя выхода, усиливает половое влечение (феномен Тарханова). Организм может освобождаться от эякулята с помощью ночных поллюций. Но у мужчин постарше их может не быть.
Феномен Тарханова у мужчин уравновешивается феноменом Белова — при половом воздержании тонус семенников подавляется и сексуальные фантазии, спонтанные эрекции становятся все реже. И после длительного периода воздержания мужчина не может сразу восстановить привычный ритм половой жизни. С возрастом все сложнее вернуться к нормальному ритму. Именно поэтому крайне нежелательны длительные абстиненции (воздержания) у мужчин старше 50 лет.
Возникает и другая проблема, с ней часто обращаются пациенты. Это синдром тревожного ожидания неудачи, когда мужчина не может расслабиться в нужный момент и боится потерпеть фиаско в сексе. Синдром усиливается, если в прошлом имели место язвительные замечания партнерши, «осечки». Некоторые могут жаловаться на то, что у них недостаточного размера половой член, и комплексовать по поводу этого, хотя с пенисом может быть все в порядке.
### Отсутствие секса отражается на самооценке
Женщины со слабой половой конституцией легче переносят сексуальное воздержание. Но есть те, у которых тяга в формате «хочу мужика» выражена ярко, особенно с сочетании с алкоголем.
В чем опасность таких состояний для обоих полов? В том, что со временем желание может в принципе пропасть, человек привыкает обходиться без партнера, без секса. Женщинам проще – они могут заниматься любовью, используя для возбуждения лубриканты. А вот если у мужчины нет эрекции, то классический вагинальный сексуальный акт с проникновением пениса неосуществим.
У женщин длительное отсутствие секса может негативно отражаться на самооценке. Она может начинать думать, что ее не хотят, что она не востребована. То есть у мужчин свои страхи, у женщин — свои.
К слову, очень часто, когда период воздержания миновал, и у мужчины начинается насыщенная половая жизнь то часто и в гору идет карьера, они готовы горы свернуть. А у женщин больше улучшается именно психологический фон, повышается настроение, глаз начинает гореть — сексуальная удовлетворенность у мужчин и женщин приводит к разным результатам.
Как сбросить сексуальное напряжение?
Кстати, я не разделяю мнения, что спорт помогает избавиться от сексуального напряжения. Скорее наоборот. Когда тело в тонусе и вы полны энергии, наоборот вероятен прилив желания. А если говорить о профессиональном спорте, серьезных истощающих нагрузках, то сразу после них возможны проблемы с эрекцией.
Периоды в жизни бывают разные, в том числе, когда партнера нет, но искать его непременно нужно. Ведь дело не только в сексе, а в потребности любого из нас в общении, любви. Эмоциональная привязанность улучшает качество жизни. И здоровье тоже.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 2 Пет. 1:6
Свт. Григорий Двоеслов
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие
Напротив, следует увещевать воздерживающихся, чтобы все время тщательно следили, чтобы, когда они убегают от чревоугодия, у них не появились как будто из добродетели еще более тяжелые пороки, чтобы, в то время как изнуряют плоть, не впали в исступление духа, и нет уже никакой добродетели над победой плоти, если дух гневом одолевается. Иногда же, пока ум воздерживающихся от гнева себя подавляет, его портит радость, приходящая словно чужеземка, и из-за того губит благо воздержания, из-за чего слишком мало остерегается духовных пороков. Поэтому правильно сказано пророком: в дни ваших постов нападают ваши похоти. И немного после: в суде и доводит голод до драк, и бьете кулаками.
Пастырское правило 3.19.
Блаж. Феофилакт Болгарский
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие
Беда Достопочтенный
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие
О семи Кафолических посланиях.
Еп. Михаил (Лузин)
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие
Воздержание: не просто воздержанность, но воздержание как самообладание, самоограничение, с усилием совершаемое, воздержание от господствующего в мире растления похотию (2 Пет. 1:4). Это — обуздание злых пожеланий и злоупотребления христианской свободой, великая и сильная добродетель в ряду прочих добродетелей. — Терпение: это устойчивость во всем образе мыслей, и действий, и жизни, противоположная легкости, нетерпеливости, непостоянству, которая то так делает, то иначе. Это высокая и твердая добродетель в ряду прочих добродетелей; это — как балласт на корабле, который не позволяет кораблю влаяться по всяким волнам, но делает его устойчивым среди всяческих бурь и треволнений, давая ему устой. Благочестие: это, в общем, такое духовное настроение, сообразное с действием и мыслию, при котором человек в Боге полагает всю свою жизнь, Его выше всего чтит, Ему во всем стремится угодить и при этом чувствует себя блаженным.
Толковый Апостол
Лопухин А.П.
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие