войта терапия для грудничков что это такое
Рефлекторные движения – основа войта-терапии
За счёт терапевтического применения рефлекторных движений у пациентов с повреждениями центральной нервной системы и двигательного аппарата можно восстановить – по крайне мере в отдельных областях – элементарные двигательные модели, то есть суть Войта – терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные сохраненные образцы движения» и скоординировать их с мускулатурой туловища и конечностей. Войта- терапевт оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на спине, на боку или на спине. Стимуляция этих зон у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, приводят к двум двигательным комплексам:
рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку и рефлекторному ползанию в положении на животе. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, минуя положение на боку, переходит в положение на четвереньках.
Регулярно и циклично протекающие двигательные реакции, вызванные в определенном исходном положении с помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и воспроизводиться любое количество раз уже у новорожденных.
Таким образом задействуются все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. Согласно профессору Войте они имеются в наличии у детей уже в тех стадиях развития, в которых они спонтанно ещё не обладают этими способностями.
Отличие от других физиотерапевтических приёмов и методов
Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот и хождение. Активация движений скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия.
После лечения по методу Войты эти частичные модели становятся спонтанно доступными для пациента. Регулярное повторение сохраненного в мозгу «нормального движения» предотвращает заучивание замещающих движений. Они в любом случае служили бы лишь заменой собственно желаемого «нормального движения».
Войта-терапия в детском возрасте
Войта-терапия может одинаково применяться как для грудных детей, так и детей постарше. Назначение происходит на основании диагноза врача и соответствующе сформулированной цели лечения.
Наилучшие результаты достигаются, если у пациента ещё не развились и не закрепились так называемые замещающие двигательные модели. У пациентов с закрепляющейся «замещающей моторикой» целью лечения является активация и поддержание физиологичных двигательных моделей, кроме того, возврат незакреплённых анормальных двигательных моделей к нормальному состоянию и их интеграция в нормальные двигательные процессы вплоть до полного владения произвольной моторикой.
Показания к Войта-терапии
Противопоказания к Войта-терапии
Войта-терапия — методика восстановления двигательных навыков при поражении ЦНС
Войта-терапия — эффективный метод восстановления и формирования двигательных навыков у детей и взрослых с поражением центральной нервной системы (ДЦП, рассеянный склероз и др.), заболеваниями позвоночника, тазобедренного сустава, параличом конечностей или их деформации, травмами конечностей, атрофией мышц, расстройством функций жевания, глотания, дыхания.
Методика была создана в 50-х годах прошлого века и названа в честь детского невролога из Чехии Вацлава Войты, работа которого касалась реабилитации детей с ДЦП. Это коллективный труд профессора Войта, Карла Левита, Владимира Янда и Германа Кабата, объединивший в себе все навыки и достижения неврологии, нейрофизиологии, онтогенеза и биомеханики, кинезотерапии и мануальной терапии и получивший развитие в Германии.
Каждый человек с рождения наделен программой развития двигательной активности, заложенной в нервной системе, когда начинать переворачиваться, держать голову, сидеть, ползать и пр. При нарушениях в ЦНС происходит блокировка связи между головным и спинным мозгом, от которых зависит управление движением тела. Характерные признаки нарушений — разбалансированные движения, человек не может самостоятельно управлять положением тела.
Вацлав Войта обнаружил, что надавливание на определенные точки тела провоцирует непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Если надавливать на них регулярно и целенаправленно, происходит закрепление рефлекса такого движения, что позволяет восстанавливать связь между головным и спинным мозгом. Это явление называется рефлекторной локомоцией.
Локомоция – это организованное сокращение мышц, обеспечивающее передвижение человека в пространстве. Управление мышечными сокращениями осуществляются через точки в спинном мозге, но активизируются они с помощью сигналов головного мозга. При нарушении связи между головным и спинным мозгом, последний не получает сигналов и не может обеспечить движение тела. Метод Войта заменяет утраченную способность ЦНС управлять двигательной активностью через внешнее рефлекторное раздражение. Рефлекторная локомоция — это бессознательный ответ тела в виде сокращения мышц в конкретной зоне на воздействие извне. К примеру, у детей в первые месяцы жизни при нажатии на определенные точки происходят похожие рефлекторные сокращения мышц, малыши начинают переворачиваться.
Международная академия медицинской реабилитации (МАМР) проводит обучение специалистов — ортопедов, неврологов, мануальных терапевтов — принципам и навыкам войта-терапии. Обучение проводят европейские и российские практики, которые помогли сотням людей вернуть возможность самостоятельного передвижения с помощью рефлекторной локомоции.
Принципы войта-терапии
С помощью систематического нажатия на активные точки на теле больного, войта терапевт перезапускает «программу» двигательной активности, восстанавливая утраченную связь между головным и спинным мозгом.
Для новорожденного может быть достаточно активации только одной точки в районе затылочной части, чтобы заложенный природой механизм пришел в действие.
В старшем возрасте терапия заключается в последовательном нажатии на точки групп мышц правой руки и левой ноги – и наоборот. Крестообразное попеременное нажатие позволяет телу удерживать равновесие и двигаться самостоятельно.
На теле человека 9 точек активации механизмов движения. При работе с ними учитывают угловое положение ног, рук и головы.
Существует порядка 30 вариантов упражнений для активации движений. Выбор техник определяет специалист для каждого пациента индивидуально.
Войта-терапия при регулярных занятиях запускает следующие виды моторики: глазная, лицевая, ротовая, а также сокращения кишечника, мочевого пузыря и сосательные и глотательные рефлексы.
Результат терапии – новые возможности ЦНС пациента в управлении равновесием тела, рефлексами ходьбы и хватания, сопротивлением силе тяжести и пр. Происходит активация доступа к врожденным механизмам, а не просто тренировка отдельных движений. В завершении курса лечения в головном мозге остается память о порядке правильного движения тела, и он начинает им управлять самостоятельно без постороннего вмешательства.
Сферы применения Войта-терапии
Практику войта-терапии можно разделить на три ключевые сферы:
Ранняя диагностика отклонений в развитии у детей с рождения — процесс реактивации тела для преодоления силы тяжести. В основе Войта-терапии семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрасте: 0-1.5 мес., 1.5-3 мес., 4-6 мес.; 7-9 мес.; старше 9 мес. При нарушении 1-3 реакций из семи нужно наблюдение за ребенком. А 4+ негативных реакции говорят о нарушении моторики становятся показанием к Войта-терапии. В грудном возрасте легче всего восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на сигналы мозга, уже закрепились.
Лечение в детском возрасте. Терапия эффективно применяется и дает результаты у детей с нарушениями ЦНС вплоть до подросткового возраста. Одна процедура занимает от 5 до 30 мин, проводится несколько раз в сутки как войта-терапевтом, так и при помощи родственников, ухаживающих за пациентом. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.
Реабилитация взрослых пациентов после травм или инсульта, когда нужно восстановить подвижность конечностей и поставить человека на ноги. Курс проводится до полного восстановления подвижности.
Применение войта-терапии в реабилитации детей и взрослых с нарушениями ЦНС дает результаты в виде полного восстановления подвижности, быстрой адаптации и повышения качества жизни.
Войта терапия в реабилитации детей первого года жизни
Максимальная результативность метолики Войта-терапии достигается у новорожденных детей, у которых еще нет неправильно сформированных замещающих движений. Мягкое воздействие мануальными техниками активирует связь головного и спинного мозга и восстанавливает рефлекторное ползание, переворачивание, речевые навыки, дыхательные и глотательные рефлексы. У детей в организме есть неиспользованные резервы для реабилитации и компенсаторные механизмы организма.
Рефлекторная локомоция для грудничка непривычная и утомительная терапия. Поэтому требует большого внимания со стороны родителей, которые обучаются мануальным техникам, и должны следить за регулярностью процедур под контролем врача.
Особенность лечения грудничков с помощью Войта-терапии в том, что кроме мануальных сеансов ребенку не нужно постоянное наблюдение или корректирующее вмешательство родителей. То есть ребенок легко, естественно и спонтанно двигается, так как «неправильных поз», которые бы могли воспрепятствовать успеху лечения, согласно Войту — не существует.
Войта-терапия стимулирует центральную нервную систему малыша, за счёт чего улучшается двигательное состояние при ежедневном проведении нескольких непродолжительных процедур. Накопительный эффект после сеанса может сохраняться в течение всего дня.
Курс войта-терапии способствует самостоятельности ребенка и его независимости от родителей. Еще один плюс терапии при ежедневных процедурах — повышенный уровень внимания к ребенку через телесный контакт и укрепление доверия ребенка родителю за счет уверенного алгоритма регулярных действий.
В МАМР разработан курс Войта-терапии в неонатологии в 2 частях для реабилитации детей с ДЦП и другими поражениями нервной системы. Обучение методике разделено на три практических модуля и позволяет по завершении обучения и после сдачи экзамена заниматься практикой реабилитации детей с двигательными нарушениями с первых дней жизни.
Ключевые отличия войта-терапии от других видов реабилитации
Смысл войта-терапии не в тренировке непосредственно двигательных функций, хватания переворачивания со спины на живот и хождение. Рефлекторной локомоция обеспечивает доступ к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для конкретного действия через ЦНС.
После непрерывного курса лечения по методу Войты активированные двигательные модели становятся спонтанно доступными пациенту. Регулярное повторение сохраненного мозгом «правильного движения» предотвращает заучивание замещающих движений и со временем формирует нормальную двигательную активность.
Результаты лечения методом войта терапии
Клинический опыт активаций с помощью рефлекторной локомоции показывает, что пациент вне зависимости от возраста — начинает свободно располагать обширным выбором положений тела, чувствовать себя уверенно и легче взаимодействовать с окружающим миром.
Кроме существенных двигательных процессов, войта-терапия провоцирует определённые реакции организма пациента:
глазная моторика, проявляемая в виде осознанного отведения глаз в сторону;
ротовая моторика — вращение языком;
регуляция работы кишечника;
После курса войта-терапии происходят положительные изменения в координации движений при хватании, сгибании конечностей, хождении, формировании речи. В результате пациент получает возможность спонтанно и самостоятельно удовлетворять свои потребности без помощи родственников и врачей.
Обучение врачей войта-терапии
Войта-терапия — один из флагманских курсов Международной академии медицинской реабилитации (МАМР). Обучение ведет магистр физиотерапии и практик со стажем более 25 лет в реабилитации детей и взрослых Алина Войчеховская.
Курс состоит из трех модулей: Диагностического, терапевтического и практики работы с пациентами под контролем преподавателя. Каждый модуль длится 72 академических часа.
Проходить курс по специализации Войта-терапия могут лица, обладающие законченным образованием по специальности физиотерапевт или врач с опытом работы не менее двух лет, по возможности с детьми или взрослыми с неврологическими симптомами.
После успешного прохождения всех модулей курса и сдачи экзамена — специалист получает официальный статус Войта-физиотерапевта и имеет право работать с пациентами грудного, детского и взрослого возраста. Подтверждением полученных знаний станет сертификат международного образца в соответствии со стандартами и руководящими принципами Международного общества Войты (МОВ) и удостоверение о повышении квалификации.
Обладая знаниями и навыками Войта-терапии, можно полностью восстановить двигательную активность как пациентов грудного возраста, так и взрослых людей, вынужденно обездвиженных после инсульта и других травматических поражений ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Получите знания, которые помогут спасать жизни.
Двигательные проблемы у недоношенных детей. Стенограмма прямого эфира с реабилитологом Алексеем Корочкиным
Алексей Владимирович Корочкин — заместитель заведующего центром медицинской реабилитации НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, ассистент кафедры реабилитации и спортивной медицины РНИМУ. Консультант по медицинскому обеспечению программы SSDA (sport skills development academy).
Прямой эфир со специалистом состоялся 14 августа 2019 года в социальных сетях фонда «Право на чудо».
Двигательный дефицит
Ребенок, который родился раньше срока, имеет чуть большие риски формирования двигательного дефицита.
Почему у ребенка формируется двигательный дефицит? Ведь ребенок не рождается с ним. Ребенок рождается с какой-то проблемой, например, гипоксическо-ишемическим поражением ЦНС. Но ведь гипоксия происходит и в нормальном механизме родов. Здесь речь идет о том, что повреждающий фактор действует чуть сильнее.
Двигательный дефицит формируется у ребенка, поскольку он не может правильно адаптироваться в условиях, в которые он попал. Внутри мамы он находится в условиях, близких к невесомости, и совершал в утробе довольно много движений, которые он не может делать, когда рождается. Примерно год после рождения у ребенка уходит на то, чтобы адаптироваться и развить свою моторику до уровня, когда он может вставать и ходить самостоятельно. Иногда это происходит раньше, иногда — чуть позже.
Мы единственные представители животного мира, у моторика устроена так сложно, что у нас уходит целый год жизни на то чтобы мы могли двигаться похоже, как двигается взрослая особь. Но и в год, два, три моторика ребенка все равно отличается от взрослых, и он продолжает ее формировать.
Этот период длится так долго, потому что у нас очень много двигательных возможностей: мы можем бегать, прыгать, делать сложнокоординированные движения, мелкая моторика у нас очень развита. Но за это мы платим такую цену, потому что обычно животные рождаются, и сразу же их движения похожи на движения взрослых особей.
Ребенок родился с поражением или без, ему нужно адаптироваться к силе гравитации и пройти последовательно несколько этапов вертикализации: положение лежа на боку, лежа на животе, стоя на четвереньках, постепенное вставание на коленки, вставание возле опоры, падения и самостоятельная ходьба. Все это происходит по определенным законам, для каждого этапа необходимо время. Какое это время не всегда можно сказать. На каждом новом этапе вертикализации уменьшается площадь опоры и центр тяжести начинает располагаться выше относительно опоры.
Очень важный момент: специалистами по двигательной реабилитации любой навык, который возникает у ребенка, рассматривается не просто как навык и как он выглядит (хотя этот тоже важно). Для нас наибольшее значение имеет то, к чему приведет этот навык. Ребенок сделал поворот, если он сможет из этого положения поползти или сделать какие-то движения, которые приведут его к ползанию, значит для нас этот навык важен. Сделав поворот, если ребенок может поползти из этого положения, значит для нас этот навык важен. То есть двигательный навык важен не как таковой, а как предпосылка для развития следующего навыка.
Когда ребенок рождается недоношенным, у него не до конца сформирован мышечный аппарат, главным образом аутохтонные мышцы (мелкие мышцы, которые соединяют между собой позвонки). Эти мышцы нужны, чтобы поддерживать нашу позу в любом положении, даже в положении лежа. Особенностью развития аутохтонных мышц является то, что их дифференцировка происходит на самых последних сроках беременности. И даже если срок недоношенности не очень большой, ребенок все равно рождается с неполноценно сформированными мышцами. Окончательно формироваться эти мышцы будут внеутробно, в условиях гравитации, и в этом тоже есть определенный двигательный риск.
Недоношенный ребенок лежит так, как его положили, он еще не умеет контролировать позу. Постепенно мышцы формируются, он позу начинает контролировать. Но ему сложнее, чем доношенному ребенку.
То же касается поражения ЦНС — если есть кровоизлияние, есть некая поломка в нервной системе, и нормально регулировать моторику, движение ей сложнее. Мозг пытается что-то придумать: нервная система посылает больше сигналов в тело, чтобы сопротивляться силе гравитации. Это приводит к тому, что тонус мышц повышается, в какой-то момент это может становиться компенсаторным механизмом, ребенку становится проще делать какое-то движение. Но это ненадолго: тонус повышается дальше, и становится как бы причиной того, что ребенок не двигается. На этом я хочу остановиться подробнее.
Мышечный тонус и реабилитация
Многие подходы в реабилитации основываются на том, чтобы убрать патологический тонус. И якобы это может привести к нормализации движения. В действительности это не так, потому что тонус не является причиной того, что ребенок не двигается. Тонус является следствием поражения головного мозга. Это просто две стороны одной и той же проблемы. Если представить, что был бы какой-то медикаментозный способ полностью убрать патологический тонус, это абсолютно не означало бы, что ребенок начнет двигаться.
Иногда бывает, что убирают тонус, у ребенка появляется новое движение. Но как правило, это просто совпадающие вещи, и связи между ними нет. Другое дело, когда у ребенка появляются новые движения, тонус постепенно уходит, потому что тонус потому и появляется, что невозможны движения обычным способом, и мозг пытается что-то придумать.
Когда нервная система не может повысить тонус, и развивается ДЦП по типу гипотонии, это хуже поддается реабилитации. Это можно расценить как более тяжелое поражение, потому что нервная система не может придумать механизм компенсации, пусть это и неправильный механизм.
Для пациентов раннего возраста наиболее эффективным инструментом оценки является протокол реакции по Войта.
В современных протоколах Войта-терапии нет понятия тонуса: если мы видим, что тонус снизился, но никакого нового движения не произошло, мы не можем говорить, что это положительная динамика. Если мы напротив видим, что патологический тонус еще остается, но ребенок уже делает движения, мы понимаем, что идем в правильном направлении. Тонус будет какое-то время оставаться, но скорее всего с развитием движения он будет исчезать.
Войта-терапия
Когда Вацлав Войта придумал свою методику, он принципиально настаивал на том, что терапевт обучает маму заниматься со своим ребенком. Он довольно четко сформулировал, почему это должна делать именно мама: не потому, что у терапевта нет времени. Обучаясь Войта-терапии, мама учится правильно оценивать двигательный статус ребенка, обращать внимание на нужные вещи и использовать это в повседневной жизни: в играх, в том, как держать ребенка на руках и т.д.
Многие считают, что нужно заниматься какими-то методиками. Это действительно так. Но не стоит забывать, что по методике мы занимаемся полчаса-час в день. Все остальное время ребенок должен совершать какие-то движения, и мы должны его как-то стимулировать.
И в нашей стране, и в других странах, можно встретить стереотип, что у нас все плохо с реабилитацией. Это тоже не совсем так.
В Германии Войта-терапией занимаются с рождения, даже в реанимации делают какие-то элементы Войта-терапии. Это ранняя реабилитация. Понятно дело, она делается не в таком объеме, как в 3-5 месяцев. Но раннее начало реабилитации многое определяет. Ребенок итак в сложной ситуации, и когда начинает развиваться двигательный дефицит, двигательные проблемы накапливаются как снежный ком.
Если реабилитация нужна, начинать ее нужно как можно раньше, сразу как ребенок родился. И потом дальше на этапе отделения патологии новорожденных, например. Так как часто бывает, что недоношенные дети попадают домой только через несколько месяцев. Это не значит, что нельзя ребенка полностью восстановить, если начать заниматься в 6 месяцев, ближе к году. Но на максимальный результат мы можем рассчитывать, если начинаем заниматься как можно раньше.
Во многих странах Европы реабилитации для детей с серьезными двигательными нарушениями нет вообще— упор делается на социальную составляющую. Они попадают во множество социальных программ, для них создают комфортные условия существования.
Массаж
У нас в постсоветском пространстве часто используют для лечения пациентов массаж. Массаж работает с мышцами, но проблема ведь не в мышцах. Двигательный дефицит развивается из-за поражения центральной нервной системы. Довольно логично, что, работая с мышцами, мы вряд ли можем получить значимые изменения со стороны нервной системы.
Еще лучше работает такой аргумент: если человек хочет развить силу рук, что он будет делать? Упражнения для рук. Если ему говорят, что упражнения делать не нужно, а нужно например, принимать таблетки или делать массаж, чтобы сила в руках изменилась — это не приведет к результату.
И второй момент: в Войта-терапии все, что ребенок делает, он делает это сам. Он делает это при стимуляции, но за счет повторения этих движений, формирует свою собственную моторику.
Войта-терапия — основа для лечения, а что мы будем делать помимо Войта-терапии, зависит от пациента. Здесь нет универсальных рекомендаций.
Ответы на вопросы родителей:
— Как часто можно проводить курсы массажа с элементами Бобат-терапии?
— Реабилитация не может быть эффективной, если она проводится курсами. Здоровый ребенок развивается, делая каждый день движения, которые приводят к развитию мелкой моторики. Нет дней, когда ребенок отдыхает, а потом у него появляется какой-то навык. Для ребенка с двигательным дефицитом двигаться еще более важно. Войта-терапия позволяет родителям иметь в своих руках инструмент, благодаря которому они каждый день могут стимулировать правильное развитие ребенка. Массаж не является эффективным средством восстановления моторики, если речь идет о проблемах с головным мозгом и поражением ЦНС. Да, бывают ситуации, когда помимо Войта-терапии мы назначаем массаж. Обычно это ситуации, связанные с тем, когда у ребенка помимо поражения ЦНС могут присутствовать проблемы с периферическими отделами нервной системой — то есть, когда действительно страдает трофика мышц, и связано это с проблемой в мышцах. Но при проблемах с головным мозгом массаж не эффективен. Моторику движений улучшают только движения. Никакие другие методы в глобальном смысле не работают.
— Если ребенок пополз на четвереньках, нужно ли продолжать Войта-терапию?
— Это зависит от возраста, в котором он пополз. И от того, как он пополз — в концепции Войта это называется ползание с соблюдением позической последовательности. Официально считается, что если до года ребенок начал правильно ползать, то терапию можно прекращать, и он хоть с задержкой, но пойдет сам. Но бывают разные ситуации: если, например ребенок долго находится в больнице или есть какое-то соматическое заболевание, которое не позволяет полноценно двигаться в течение дня, иногда мы продолжаем терапия, пока он не начинает ходить, пока моторика не формируется полностью.
— Можно ли заниматься Войта-терапией при эпилепсии? Синдром Веста, ребенку 1,5 года. До начала приступов занимались Войта-терапией успешно, сейчас все навыки откатились.
— В Германии занимаются Войта-терапией при эпилепсии довольно успешно. Более того, могут даже отменить противоэпилептические препараты на то время, пока ребенок активно занимается Войта-терапией. Я считаю, что эпилепсия не является противопоказанием. Но должно быть понимание, какая будет терапия, и на время подбора препаратов мы не занимаемся Войтой, так как неврологам важно понять, какие препараты назначать ребенку, чтобы не было никаких отвлекающих факторов. Здесь уже идет взаимодействие внутри мультидисциплинарной команды. Такого пациента наблюдает несколько специалистов: невролог, ортопед, педиатр, специалист по двигательной реабилитации, и они должны договориться между собой о том, как они будут действовать. Невозможно быть специалистом во всех областях медицины и полноценно наблюдать ребенка.
— Может ли пеленание плохо сказаться на развитии ребенка? Ведь оно блокирует движения рук малыша.
— Туго пеленают ребенка обычно в раннем возрасте, в первый месяц жизни ребенка. Но в первый месяц у ребенка особенная моторика, он не совершает координированных движений и по большому счету занят тем, чтобы в новых условиях — в условиях, где на него по-другому действует сила гравитации, научиться контролировать свое туловище и относительно стабильного туловища контролировать голову. В раннем возрасте движения ребенка происходят по типу вздрагиваний — это еще связано с особенностями выработки тепловой энергии у ребенка. Я не вижу проблемы в пеленании: долгие годы это делалось, и дети вырастали с нормальной двигательной активностью. Другое дело, что если у ребенка есть какие-то проблемы, то, возможно нужно пересмотреть, постараться организовать другой двигательный режим, чтобы ситуация предрасполагала его к развитию мелкой моторики.
— После операции лазером (коррекция ретинопатии) когда можно начинать Войта-терапию? Возраст 3,5 месяца.
— Это не является противопоказанием для Войта-терапии. Среди противопоказаний к Войта-терапии, например, буллезный эпидермолиз, болезнь стеклянных костей — когда мы просто не имеем возможности осуществлять рефлекторную стимуляцию. Лихорадочные состояния, выраженная тромбоцитопения являются временными противопоказаниями. Нужно учитывать факторы риска и делать, возможно, в меньшем объеме.
— Как информированному родителю получить помощь Войта-терапевта на ранних сроках?
— Если в штате больницы нет реабилитолога, то конечно, постороннего человека никто в перинатальный центр не пустит. Здесь просто придется говорить о том, что раннее начало — тогда, когда ребенок оказался в амбулаторных условиях. И это тоже неплохо. Когда мы начинали заниматься Войта-терапией 10 лет назад, для нас была редкость, когда мы на первом году жизни получали такого ребенка. Сейчас ситуация изменилась: мы уже недовольны, когда мы получаем ребенка в 3-4 месяца. Мы со своей стороны предпринимаем усилия, чтобы Войта-терапевты были в штате перинатальных центров.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов