вот такое наше лето актеры и роли
Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова Статьи редакции
Личное мнение, небольшой экскурс в историю, а также главные плюсы и минусы картины.
На экраны вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето». В СМИ его уже успели окрестить и главной отечественной премьерой лета, и самым обсуждаемым фильмом. Вот только все разговоры связаны не с самой картиной, а с личностью режиссёра и его арестом. Поддерживая Серебренникова, многие как бы заодно в знак солидарности хвалят и «Лето».
Но что можно сказать о фильме, если абстрагироваться от личности режиссёра и связанных с ним новостей. Сюжет «Лета» рассказывает о знакомстве юного Виктора Цоя со столпом русского рока Майком Науменко и его женой Натальей. Между Цоем и Натальей возникают тёплые чувства. Параллельно Майк пытается вывести молодого музыканта на большую сцену и устроить ему запись. В целом, простая ностальгическая история, но есть в ней много недостатков.
Многие участники и свидетели событий, как например первый гитарист группы «Кино» Алексей Рыбин и Борис Гребенщиков, раскритиковали фильм за неточности. В результате их якобы убрали из сюжета. Персонажа Рыбина в фильме зовут «Лёня», а Гребенщикова — просто «Боб». Но разумеется, практически никто из зрителей не знает, как же всё происходило на самом деле, поэтому придираться к хронологии или неточно показанным фактам было бы наверное глупо.
Хотя всё-таки странно, что Майк поёт песню «Лето» ещё до момента знакомства с Цоем. Эта композиция была написана именно как посвящение Виктору Цою и шуточный ответ на его песню «Весна», и даже на альбомах она всегда была подписана «Лето (песня для Цоя)».
Но основная проблема всё-таки не в этом. В первую очередь странно выглядит подбор актёров. Роме Зверю, сыгравшему Майка, на момент съёмок было почти 40. Науменко всегда выглядел старше своих лет, Зверь выглядит младше. Но всё же в отдельных моментах возраст очень заметен, что создаёт неверный посыл — образ опытного умудрённого музыканта. В реальности Майку на тот момент едва перевалило за 25, и его «матёрость» была очень условной.
Ещё хуже обстоит дело с экранным Цоем. 37-летний Тео Ю играет подростка, которому ещё нет и двадцати. Мало того, этот актёр не знает русского языка, поэтому он просто заучивал текст. Это, конечно, сказывается на явном непонимании, какие эмоции ему нужно играть в момент произнесения каких-то слов.
Дубляж выглядит значительно лучше, чем в фильме «Довлатов», где главного героя вообще чаще показывали со спины — видимо, чтобы легче накладывать текст. Но есть другая проблема, дублировать Цоя взяли Дениса Клявера — бывшего солиста группы «Чай вдвоём». У него действительно похожий тембр. Но работать голосом Клявер явно не умеет. В итоге на экране безэмоциональный герой говорил с преувеличенными и неестественными интонациями.
Персонаж больше напоминает образ Цоя из фильма «Игла» — минимум эмоций, пафосные речи. Если же посмотреть любые документальные записи, то можно увидеть, что худой и костлявый юный Виктор Цой вёл себя совсем иначе, да ещё и много улыбался в жизни.
Многое исправляют песни. Композиции перезаписал кавер-исполнитель Пётр Погодаев. Но если этого не знать, можно подумать, что слушаешь ремастеринг оригинальных записей Цоя. Все интонации, тембр голоса и даже ошибки переданы очень близко. Даже звук гитары напоминает звон дешёвого инструмента фабрики Луначарского.
Как ни странно, второстепенные персонажи выглядят намного живее. Панк, явно списанный с Андрея Панова по прозвищу «Свин» — настоящее украшение фильма. К тому же в картине можно заметить несколько интересных камео, например, Антона Адасинского или Севу Новгородцева.
При этом странно выглядит рок-клуб. Его президент Николай Михайлов какой-то уж слишком сдержанный и пафосный, а в зале сидят исключительно приличные и скромные люди под строгим взором дружинников. Такой пафос смутил даже Леонида Парфёнова, бывавшего в рок-клубе благодаря дружбе с Башлачёвым.
Отдельная странность фильма — образ Майка Науменко. А точнее полное его отсутствие. Картина посвящена становлению Цоя, при этом Майк в ней показан как уже состоявшийся и опытный музыкант. Но к сожалению, сейчас с его творчеством знакомы не все, а понять из фильма, чем же он так прославился практически невозможно.
Науменко за фильм исполняет буквально пару песен. При этом они полностью переложены в стилистику Ромы Зверя — добавлено его фирменные мяуканье и тягучесть, совершенно не свойственные творчеству группы «Зоопарк».
При очень тонком и аккуратном подходе в песням Цоя, это выглядит непонятно. Песни Науменко может исполнить практически любой музыкант и даже хороший актёр — он в основном просто проговаривал слова. А уж новенькая аккуратная гитара на пляже и почти виртуозные музыканты на сцене рок-клуба, играющие песню «Дрянь», выглядят совсем уж неправдоподобно.
Майк показан опытным музыкантом, который уже будто бы устал от своего творчества. На самом же деле он и сам попал в рок-клуб буквально за год до событий, показанных в фильме. Группа «Зоопарк» играла посредственно. а главная его заслуга была как раз в том, что он привнёс в русский рок элементы настоящего американского рок-н-ролла, наложив на них простые тексты о советских буднях.
И переводы песен, которые не раз показывали в фильме, зачастую превращались в собственные композиции Науменко, о чём в фильме упомянули лишь вскользь. При этом сам Майк странным образом долгое время искренне считал, что играет панк-рок.
Рома Зверь при определённых ракурсах действительно похож на Майка, особенно в очках. Но взяв артиста с ярко выраженной своей манерой исполнения, авторы фильма просто потеряли настоящего Науменко и забыли показать его творчество. И в итоге Майк выглядит очень пафосным немолодым музыкантом, да ещё и совершенно неуклюжим в быту.
Всё сказанное выше можно воспринимать исключительно как старческое брюзжание «не так всё было» (что откровенно сказано в первом подзаголовке). Но эти рассуждения появляются исключительно из-за главной проблемы фильма. Если абстрагироваться от исторического контекста, история окажется очень скучной.
Сюжет основан на воспоминаниях Натальи Науменко о её дружбе с Цоем. И именно эта линия — самое неинтересное, что есть в фильме. Тут даже нельзя сказать, что действие развивается медленно, оно вообще никуда не двигается. Наталья увлекается Виктором. Майк относится к этому безразлично. Наталья и Цой целуются. Потом решают, что больше так не надо. Вот и вся история.
Создаётся ощущение, что Наталья Науменко просто очень уж хотела рассказать всем, что ей сильно увлекались два известных музыканта. А заодно напомнить, каким бесполезным был Майк в обычной жизни. Сомнения в существовании этого любовного треугольника высказывали и Гребенщиков, и журналисты Андрей Бурлака и Артемий Троицкий. Словом, многие из тех, кто был свидетелем тех событий.
Да и в истории самих музыкантов нет каких-то особых событий. Нет выраженного противостояния с властями, нет конфликтов, нет каких-то особых перемен. Все живут спокойно и просто занимаются своими делами: выступают в рок-клубе, записываются, дают квартирники. Отношения Майка и Цоя почти не развиваются, а единственное столкновение с чиновниками выглядит легко и скорее даже комично.
Всё это не значит, что фильм «Лето» вышел совсем уж неинтересным. Картина снята очень хорошо, особенно радует операторская работа. Возможно, в самом начале в сцене на финском заливе хочется больше цвета и тепла, чтобы передать атмосферу того самого лета, о котором поёт Майк.
Но дальше чёрно-белые тона идут фильму только в плюс — они создают ретро-атмосферу, которые многие знают только по фотографиям. На удивление хорошо для отечественного кинематографа сделан фон. Эпизодические актёры не кажутся пластмассовыми, а антураж заставляет вспомнить коммуналки и восьмидесятые годы.
Если не обращать внимания на провисание истории во второй половине фильма, где как раз и рассказывают про общение Виктора и Натальи, то «Лето» превращается в чистую и светлую ностальгию по ушедшей эпохе.
Отдельная часть фильма — атмосферные клипы, дополняющие сюжет. Русские режиссёры в последнее время уж слишком увлеклись подобным. Но в данном случае музыкальные вставки — чуть ли не лучшая составляющая истории. Панк в электричке начинает петь Psycho Killer группы Talking Heads, а в автобусе, где едут Виктор и Наталья, все пассажиры вдруг исполняют Passenger Игги Попа. На несколько минут будничная жизнь превращается в потрясающую фантасмагорию, дополненную рисунками поверх кадра.
Всё это каждый раз прерывается выходом некоего Скептика, который напоминает, что этого на самом деле не было. Возможно, это ирония над несоответствиями и всей остальной истории, и Скептик как бы сам предваряет негативные отзывы на фильм.
Но есть у «Лета» и ещё один недостаток: фильм никак не может закончиться. После красивого финала в коммуналке, где проходил квартирник, идёт ещё один. А за ним ещё один и ещё.
Иногда кажется, что сцены, которые были отсняты, но не попали в сам фильм, просто добавили в конце. Они мало связаны друг с другом и уже почти не влияют на основной сюжет. Они просто есть. И от этого иногда становится скучно — лучше уж было закончить на сцене пения Панка и последующем клипе. Фильм бы выглядел более ярко и чётко без ненужных разъяснений, как всё было с отношениями, и что ждало музыкантов потом.
И вроде как песня «Кончится лето», звучащая на титрах, подходит по сюжету и названию. Но ведь можно было поставить старую песню Цоя «Лето», которая намного лучше вписывается в историю по атмосфере и акустическому звучанию.
В целом «Лето» всё-таки оставляет приятные ощущения. Это простой ностальгический фильм с хорошо проработанной атмосферой эпохи и ярким саундтреком. Но многое портит невнятный и скучный сюжет и странный подбор актёров. Если бы не проблемы Серебренникова, вряд ли картина произвела столько шума. Но всё же тем, кто любит или когда-то любил русский рок, будет приятно посмотреть этот легкий и ни к чему не обязывающий фильм.