вот так подмастерье и стал кузнецом
Вот так подмастерье и стал кузнецом
На телебашне лифт сломался. Лезет бригада ремонтников по лестнице
на самый верх. А среди них был подмастерье, который заикался.
До середины долезли, подмастерье:
— Ии-ии-и-и..
— Че?
— И-и-ии-..
— Ладно, потом скажешь, залезем наверх сначала.
Забрались наверх:
— Ну, говори.
— И-и-и-инструменты забыли
Вся бригада лезет вниз. Слезли, взяли инструменты, лезут обратно,
до середины опять добрались:
— Ии-и-и-и.
— Так, слазим мужики, опять наверно че-то забыли.
— И-и-ии-и.
Слезли.
— Ну, че опять забыли?
— И-и-и-и и пошутить нельзя?
Деревенский кузнец сказал новому подмастерью:
— Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом.
Так новичок-подмастерье сразу стал кузнецом.
Деревенский кузнец учит нового подмастерье: Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом. Вот так подмастерье и стал сразу же кузнецом.
На телебашне лифт сломался. Лезет бригада ремонтников по лестнице на самый верх. А среди них был подмастерье, который заикался. До середины долезли, подмастерье: – Ии-ии-и-и… – Че? – И-и-ии-… – Ладно, потом скажешь, залезем наверх сначала. Забрались наверх: – Ну, говори. – И-и-и-инструменты забыли Вся бригада лезет вниз. Слезли, взяли инструменты, лезут обратно, до середины опять добрались: – Ии-и-и-и… – Так, слазим мужики, опять наверно че-то забыли. – И-и-ии-и… Слезли. – Ну, че опять забыли? – И-и-и-и и пошутить нельзя?
Деревенский кузнец сказал новому подмастерью:
— Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей про ней молотком.
Так новичок — подмастерье сразу стал кузнецом.
Дядю Мишу забыли на крыше.
Если бы дядя Миша был голубем, он не огорчился бы, просто слетел бы вниз, но дядя Миша был разнорабочим, открывающиеся перспективы не вызывали у него радостного трепета в маховых перьях. За сорок семь лет дядя Миша так и не освоил базовые навыки горизонтального полета. Не стоит судить его строго, всякий раз, когда дядя Миша оказывался на крыше, в руках у него была лопата, а сам он был привязан к трубе. Нельзя ожидать, что человек в таких обстоятельствах сумеет самостоятельно освоить полет. Едва ли он этого хотя бы захочет. Дядя Миша никогда не считал себя птицей высокого полета, рисковать ему не хотелось.
Дело было так. Родной ЖЭК отправил дядю Мишу сбрасывать снег с крыши дома номер пять. В помощь ему дали разгильдяя Кольку, чтобы тот набирался ума от дяди Миши. Колька работал всего две недели, в средние века его должность называлась «подмастерье». В те времена главное требование к соискателю заключалось в ударопрочном черепе, через него происходила передача знаний от мастера к ученику.
Дядю Мишу назначили Колькиным ментором, уже через неделю ему стало казаться, что образовательная система за последние пятьсот лет основательно сдала позиции. Запрет на физические наказания, как выяснилось, сильно снижает ценность передаваемого опыта в глазах подрастающего поколения.
Пустить Кольку на крышу дядя Миша категорически отказался.
— Вот уж нет, студент, — объяснил он Кольке. — Упадешь, ударишься башкой, сломаешь себе что-нибудь. А потом твоя мамка придет, будет меня спрашивать: «Ты, дядя Миша, зачем моего оленя на крышу погнал?» Что я ей скажу?
Одним словом, Колька был оставлен внизу, у подъезда, дядя Миша наказал ему предупреждать проходящих жильцов, чтобы остерегались падающего снега.
— Или лопаты, — добавил Колька.
Сам дядя Миша поднялся на шестой этаж, отпер люк, выбрался через слуховое окошко на скат крыши, с помощью страховочного троса связал свою судьбу с трубой вентиляции. Колька заметил его, принялся подбадривать снизу незатейливым юмором.
— Дядьмиш! — кричал Колька. — Дядьмиш, осторожнее там! А то упадешь, ударишься башкой!
Дядя Миша отвечал ему с крыши коротко и содержательно, обильно употребляя в речи букву «ять». Колька внизу задорно ржал и уворачивался от падающих сугробов.
Восстановив справедливость в отдельно взятом подъезде, баба Нюра постучалась к бабе Кате. Она собиралась попросить соли в долг, это должно было занять часа полтора-два, не больше.
— У тебя в люк-то наркоманы лезут! — сообщила она бабе Кате. — Ты что не следишь?
Они прошли в кухню и там принялись обмывать кости соседям.
Тем временем на крыше кончился снег.
Говоря по совести, снега на крыше еще оставалось прилично, но дядя Миша утомился. До конца рабочего дня оставалось еще часа три, однако человеческая жизнь слишком коротка и слишком ценна, чтобы проводить ее на крышах чужих домов. Даже у разнорабочего есть свой собственный дом, где его ждет личная жизнь и дела по хозяйству. У дяди Миши, например, в холодильнике была припрятана бутылка перцовки, и он чувствовал, что не может дольше находиться с нею в разлуке.
— Все, шабаш! Дуй домой! — приказал Кольке дядя Миша. — Если кто спросит — мы работали до шести.
Колька не заставил себя долго упрашивать, он был человеком покладистым. К тому же, его дома ждала подружка и шесть банок пива, он беспокоился, как бы в его отсутствие они не познакомились друг с другом слишком близко. Колька дождался, пока дядя Миша скроется в слуховом окошке, и удалился.
А дядя Миша, просочившись на чердак дома номер пять, обнаружил, что люк заперт.
— Ух ты! — удивился дядя Миша.
Он подергал люк, пнул его ногой. Люк не поддавался.
— Ишь ты! — сказал дядя Миша.
Несчастный аббат Фариа, заключенный в подземелья замка Иф, выкопал подземный ход голыми руками. У дяди Миши была при себе лопата, вне всяких сомнений, его положение было гораздо более выгодным. Он воткнул лопату в щель люка, налег, крякнул, выругался и сломал лопату.
— Ах ты. — сказал дядя Миша.
В принципе, ничего непоправимого в ситуации не было. В наш век высоких технологий достаточно просто позвонить по сотовому телефону, чтобы вызвать себе подмогу, где бы вас ни заперли: в замке Иф или на чердаке дома номер пять. Проблема заключалась в том, что сотового телефона у дяди Миши отродясь не водилось.
Оставался последний выход. Дядя Миша высунулся из слухового окна наружу.
— Колька! — крикнул он. — Колька, собачий сын! Ты там.
Собачий сын Колька ему не ответил, в этот момент он уже находился на полпути к дому, предвкушая свидание с девушкой и алкогольными напитками. Тогда дядя Миша выбрался на крышу, снова привязал себя к трубе вентиляции и осторожно подобрался поближе к краю крыши, чтобы лучше видеть окрестности. Оттуда, нависая над грешной землей, словно орел на утесе, дядя Миша принялся кричать.
— Люди! — кричал дядя Миша. — Э-эй! Помогите, люди! Э-э-й!
— Эй, ну хоть кто-нибудь! — вопил дядя Миша. — Собакины дети!
Через пять минут он перешел почти исключительно на слова с буквой «ять», а еще через десять охрип.
— Твою хрр! — сказал дядя Миша, хватаясь рукой за горло.
И потерял равновесие.
Тем временем на кухне шестого этажа, в квартире бабы Кати, баба Нюра размешивала варенье в кружке с чаем. Старухи только что закончили обсуждать соседей и как раз собирались взяться за героев телесериалов.
Дядя Миша выдавил стекло прямо на кухонный стол, и тут же снова исчез за окном. От неожиданности баба Катя издала нечеловеческий вопль, а баба Нюра выплеснула в окно чашку чая.
В жизни разнорабочих случаются и более приятные дни, например, дни зарплаты, или вечер пятницы. Этот день был не такой. Дядя Миша висел, раскачиваясь на страховочном тросе, словно маятник, то появляясь в поле зрения старух, то снова исчезая, и непрерывно сипя бранные слова. Осколки стекла не нанесли его корме никакого урона, но туда попал полный заряд горячего чая с малиной, отправленный меткой рукой бабы Нюры.
— Батюшки! Да ведь воры лезут! — вдруг догадалась баба Катя.
В углу у нее имелся веник, баба Катя схватила его, высунула руку за окно и принялась лупить дядю Мишу.
— Вот тебе, паразит! — приговаривала она. — Не лазай в чужие квартиры! Вот тебе!
Дядя Миша отплевывался и хрипел. Будь он голубем, он мог бы просто улететь прочь, но увы, разнорабочий, привязанный к трубе, никогда не сможет улететь далеко. Дядя Миша впервые в своей жизни сожалел об этом.
С крыши дядю Мишу сняли только через час.
Неделю спустя, когда он смог снова выйти на работу, родной ЖЭК отправил его сбрасывать снег с крыши дома номер двенадцать. Дядя Миша хлопнул Кольку по плечу и вручил ему новую лопату.
— Вперед, — сказал он Кольке. — Я в тебя верю.
Деревенский кузнец учит нового подмастерье:
Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом.
Вот так подмастерье и стал сразу же кузнецом.
После института первое время пошел работать по специальности.
Строило наше ПМК-2 тогда оросительные системы по селам и весям.
Ну и пока добирались на «Урале» на объект, мужики сидели-терли о своем.
А мужики разные, жизнь повидавшие, много где поработавшие по всему тогда СССР, но в основном алиментщики.
Колесные были неплохие, а с них алименты не высчитывали.
Так вот один из них, из этих культурных и образованных людей, как-то рассказывал.
Вот такую историю я слыхал в одной из поездок в будке для перевозки рабочих.
Смех да и только! Юмор от сохи!
Для разминочки мой любимый анекдот из «эпохи застоя»
Лучше всех в колхозе работала лошадь,
но председателем так и не стала.
Телки, тачки, бабки… Милые картины родной деревни.
Деревенский мужик купил крутую иномарку и едет домой, хочет всех удивить, чтобы все ахнули.
Вдруг перед самым селом пробивает колесо. Останавливается и начинает домкратить.
В это время едет его сосед на «Запорожце» :
— Петро, ты чего делаешь?
Мужик злится, сюрприза не получилось:
— Чего, чего? Видишь колесо снимаю.
Сосед выходит из машины, берет монтировку, оглядывается вокруг и БАЦ! по лобовому стеклу:
— Ну, лады, а я себе магнитолку возьму.
Деревенский кузнец учит нового подмастерье:
— Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом. Вот так подмастерье и стал сразу же кузнецом.
Деревня. Вечер. В избе – дед с бабкой.
– Давай, старая, молодость вспомним.
– Да как бык с коровой! Корова – в одном углу, бык – в другом… Корова кричит:«Му!», бык разбегается, запрыгивает… Ну и всё ништяк.
– Ну, давай погасим… Темнота… Тишина…
Топот, сопение, и вдруг… Грохот. Звон. Дребезг. Крик. И тишина… Бабка:
Вернулся крестьянин в глухую деревню из Столицы. Собралось всё село. Сидят, выпивают потихоньку.
— Был в таком магазине интересном “С@кс-шоп” называется! Ну и магазин, скажу я вам. Девки надувные продаются!
Тут самая бойкая на деревне тётка и спрашивает:
— А мужики надувные есть?
— Скажу честно, — мужиков не видел. Может, не завезли? Но запчастей к ним — дофига…
Иностранца, отдыхающего летом в глухой деревушке, угостили шнапсом домашнего приготовления. Выпив рюмку, он побледнел, позеленел и, с трудом переводя дух, спросил:
— Сколько же градусов в этом зелье?
— НДа, кто ж его знает. Но одной бутылки хватает на двенадцать драк.
В деревне фельдшер зашивает мужику рассечённую бровь:
— Ну как ты, Колька, умудрился с велосипеда так упасть? Руки-то у тебя на что?!
— Если бы я упал на руки, то Васька с Димкой за два разбитых пузыря водяры вообще бы меня похоронили…
Идут по деревне три бабы, видят возле забора мужик бухой спит, грязный весь. Подошли они к нему проверить кто такой, а распознать не могут, слишком грязный. И решили они по «уважаемому фрагменту организма» определить, кто это такой.
— Да это вААще не с нашей деревни.
Деревенские мужики, прикупив пару бутылок вина, устроившись на завалинке, не могут их открыть без штопора. Один другому и говорит:
— Вот, видишь, Иван Афанасьевич, мы с тобой в глухой деревне живём, а проблемы-то у нас — московские!
— Это какие, Федор Кондратьевич?
— Пробки, Ванька, пробки…
Деревенская свадьба. Друзья жениха смотрят в окно.
— Ты глянь-ка, Вань! Еще за стол не садились, а твоя будущая теща уже лезгинку пляшет!
— А-а, да это крыльцо обледенело!
Глухая российская деревенька. К старику на завалинке подходит парень с папкой бумаг.
— Что, пенсию принесли?
— Счетчик переписи населения, дедушка. Мы пытаемся выяснить, сколько же людей проживает в России.
— Ну, со мной только время терять — я и понятия не имею…
Решила молодая помещица узнать, как живут её крепостные крестьяне. Приехала в деревню. Староста собрал сход.
— Как живете, крестьяне?
— Хорошо, барыня, живем, хорошо…
— А что вы едите на первое?
— Всё, барыня, более ничего не едим.
— А это уж, барыня, кому где приспичит.
Техника безопасности при посещении культурных мероприятий по-деревенски:
«Сеновал работает до первой дойки», а вот задержавшиеся могут и вилы в з@дницу заполучить…
Подмастерье кузнеца
В одной ирландской деревушке, где вечно завывал ветер, да трава вдоль озер переливалась изумрудным цветом, жил кузнец Гай Маклафлин. Ростом он был, словно великан из сказок, а ручищами легко сгибал подковы, которые сам же и ковал. К кузнецу часто бегали ребятишки, садились в кружок и смотрели, как он сперва зажимал подкову между большим и указательным пальцем, а потом раз – и складывал ее пополам, точно она сделана из бумаги. Ребятня смеялась и передавала друг другу чудо-подкову, а кузнец между тем начинал рассказывать сказки об эльфийских принцах, водяных девах и прочих волшебных существах, которые населяли Ирландию вместе с людьми.
Жена Гая, Морин, была женщиной величественной и степенной, а на ее голове ярко горела копна огненно-рыжих волосах. Когда она показывалась в дверях дома, соседи невольно прикрывали глаза рукой, словно из дома Маклафлинов показывалось само солнце. «Вот это пара», говорили соседи, «что Морин похожа на валькирию, что Гай на великана. А уж сердце у них из золота, чистая правда».
Так оно и было. Чета Маклафлинов никогда не отказывала в ночлеге и еде путнику или бедному человеку, да и для ребятишек, которые весь день бегали на улице, у Морин всегда был наготове густой и наваристый суп.
Не только дети ходили к кузнецу Гаю. Взрослые тоже любили наблюдать за работой кузнеца, охали и ахали, когда видели, как его ручищи ловко и бережно создают прекрасные работы: серпы, мечи, упряжь. Да и поболтать с кузнецом всегда было одно удовольствие: Гай был не только мастером своего дела, но и человеком образованным и деликатным. В споре никогда голос не повышал и всегда слушал собеседника до конца. Что уж тут говорить, приятными людьми были Гай и Морин Маклафлин.
Однажды кузнец работал допоздна и не заметил, как на деревню опустились сумерки.
— Ух, сказал Гай, вытирая пот со лба,- однако славно я сегодня поработал!
Он уже выпрямился и собирался было идти в дом, как вдруг заметил у дверей кузницы человека, который прислонился к стене и наблюдал за работой кузнеца.
— Здоров будь, человек,- поприветствовал его Гай,- ты кто будешь? Что-то я тебя не узнаю, а я уж знаю всю деревню.
— И тебе всего доброго, кузнец,- отозвался человек и шагнул навстречу. Что-то в нем было не то, а вот что, Гай сказать не мог. Все у человека было на месте, две руки две ноги, глаза на лице и рот, да вот было в нем что-то такое, от чего кузнец так и не выпустил из рук свой молот.
— Ты меня не бойся,- сказал незнакомец, будто догадался о чем думает Гай,- я тебе дурного не желаю.
Человек подошел поближе, и тут-то кузнец смог его рассмотреть.
Лицо у незнакомца было бледное, будто покрытое мелом. Глаза ярко-зеленые и горят, что твои самоцветы, а волосы тоже светлые, чуть ли не прозрачные. И двигался он, будто плыл, а не шел по земле, а на земле за ним оставались мокрые следы, хотя дождя не было уже с неделю.
Гай, однако, вида не подал, что заметил неладное. Вместо этого он протянул незнакомцу руку и представился:
— Звать меня Гай Маклафлин, я здешний кузнец.
— Это я вижу,- ответил ему человек и тоже протянул свою руку,- а меня называют Аэрин.
И, как только незнакомец назвал свое имя, тут Гай и сообразил, кто перед ним.
— Что же вас, ваше Высочество, занесло в нашу деревеньку?
Повелитель лошадей улыбнулся:
— Хочу отдать тебе своего сына в подмастерье. 10 зим он у тебя будет обучаться, а после я его заберу. Тебя вознагражу за труд, я-то знаю, что тебя считают лучшим кузнецом округи.
— Господин Аэрин,- замялся Гай,- как же я буду вашего сына обучать? А если он молот уронит и ноги переломает? Обожжется если? Я же в ответе буду. А мне перед водяным королем отвечать не хочется, вы уж извините.
— Мальчика надо приучать к труду,- ответил Аэрин.- А то, что работа кузнеца трудная, я и так знаю. Я тебя, господин Маклафлин, выбрал не просто так. Бывало, зайдут ваши кони в озеро воды попить, а я на подковы внимание обращу. Или промоет крестьянин в воде серп или упряжь, я вижу, какая тонкая работа. Вы, господин Маклафлин, лучший в своем деле. Обучите моего сына. Не приказываю вам – прошу.
Гай почесал в затылке:
— Будь что будет, господин Аэрин. Ведите мальца. Обучу всему, что знаю.
Повелитель лошадей поклонился:
— Благодарю, Гай Маклафлин. Я пришлю мальчика на рассвете. Увидимся через 10 зим.
И Аэрин, водяной король, развернулся и вышел в двери кузницы, оставив Гая с тяжелым сердцем.
Едва войдя в дом, Морин тут же кинулась на него:
— Это с кем ты говорил там почти всю ночь? Что за человек к тебе приходил?
— Как это всю ночь, жена,- удивился Гай,- и пяти минут не прошло!
— А это, по-твоему, что?- и Морин указала на старые часы на стене. Гай посмотрел на них и обмер: время к полуночи уже шло, а работу он закончил около восьми вечера.
— Дела,- пробормотал Гай и сел за стол, а Морин тут же поставила рядом кружку медовухи.- У меня с завтрашнего дня подмастерье будет. Постели ему в сенях.
Тут Морин принялась охать, вздыхать и расспрашивать, но, как только голова Гая коснулась подушки, он тут же уснул, да так крепко, что наутро и не помнил даже о ночном госте.
Как только на следующий день пропели петухи, тут же в дверь раздался стук. Морин, которая уже суетилась на кухне, распахнула дверь. А на пороге стоял щуплый мальчик лет десяти, который держал в руках только котомку и ничего более.
— Я к господину Гаю,- робко сказал он.- Меня Брендан звать.
— Гай!- тут же позвала Морин,- Гай Маклафлин, к тебе подмастерье пришел! А ты,- обратилась она к мальчику,- ты иди за стол. Голоден, наверное?
Брендан только кивнул и еще крепче уцепился в свою котомку.
— Поешь, а я пока мужа разбужу. И где ты так вымок, у тебя одежда прямо капает, а ночью дождь и не шел,- удивилась Морин.
Брендан только кивал, жадно запоминая все, что говорит ему кузнец. Мальчик Гаю нравился. Смышленый он был, не ленивый, делал все, что ему велят, и не спорил.
«Так и не скажешь, что принц», удивлялся про себя Гай, но поблажек Брендану не давал, а, наоборот, загружал работой, проверял, как мальчишка справится. Морин тоже полюбила мальчика, старалась подложить ему побольше оладий за завтраком, а на ночь всегда давала стакан теплого молока с медом.
Вскоре Брендан подружился и с ребятами из деревни. Они сперва косились на него – слишком уж он был бледный и тощий, но вскоре поладили и звали к себе в игры. Взрослые же, приходя к кузнецу, удивлялись:
— Ну и ну, Гай Маклафлин себе подмастерье взял! Кто бы мог подумать!
Освоившись, Брендан начал работать не только в кузнице, но и помогал по дому. Колол дрова, носил воду, даже мыл полы.
-Вам, тетушка, нагибаться лишний раз не нужно, а мне в радость,- просто сказал он, когда Морин хотела отобрать у него тряпку.
Так шли года, и Гай уже позабыл, что спустя 10 зим Брендан вернется домой. Они с Морин всем сердцем привязались к мальчику и полюбили его, как собственного сына. А Брендан, тем временем, так преуспел в кузничном деле, что вскоре сравнялся со своим учителем, и Гай поручал ему работу, уже не опасаясь, что придется проверять ее.
И вот миновали десять зим, снег сошел с холмов, и в один день во двор Гая заехал господин на статном белом скакуне.
— Брендан, займись добрым господином,- попросил его Гай,- а я закончу работу с упряжью для соседей.
Парень кивнул, подбежал к коню и взял его под уздцы.
— Какой у вас красивый скакун, господин,- вежливо сказал он. –Позвольте, я его для вас придержу.
— Спасибо,- мужчина спешился,- мне надо подковать коня. Да побыстрее, я тороплюсь.
Брендан кивнул и собирался уже идти в кузницу, но тут опустил глаза и побледнел.
— Сейчас все сделаю,- тихим голосом ответил он и подошел к Гаю.
— Господин Гай,- все так же тихо позвал он,- господин Гай.
— Чего тебе, Брендан?- не оборачиваясь, спросил кузнец.- Ты же ковал подковы сотни раз!
— Господин Гай, я пойду ковать. А вы, пожалуйста, снимите старые подковы с коня.
И парень молча ушел в кузницу. Гай насторожился: еще ни разу Брендан не просил его о помощи. Гай подошел к коню, взял того за левую ногу и обмер: копыта у коня были задом наперед!
— Ну здравствуй, Гай Маклафлин,- сказал ему Аэрин.- Вот и прошло десять зим. Я вижу, ты выучил моего сына на славу, и я благодарен тебе. Потому спрошу: что ты хочешь в награду? Золото? Урожай? Скот?
— Эх, господин Аэрин, спасибо, но ничего мне не надо. Я полюбил Брендана, как сына, и обучать его мне было в радость. Лучшая награда для меня – его мастерство.
Брендан, между тем, вернулся из кузницы, неся что-то в руке. Он подошел к Гаю и протянул руку:
— Это вам, господин Гай,- сказал он, и в глазах у него блеснули слезы.- Поблагодарите за меня госпожу Морин и передайте, что я ее люблю, как родную матушку. Прощайте и спасибо вам за вашу доброту.
Аэрин вскочил на коня, а Брендан уселся сзади. Он взглянул на Гая последний раз, улыбнулся, и тут жеребец одним скачком перемахнул через изгородь и исчез из виду. Когда кузнец разжал руку, на ладони у него лежал серебряный кулончик в форме лошадиной головы на черном шнуре из конского волоса. Гай бережно одел его на шею и спрятал под рубаху, а потом вошел в дом и рассказал все жене. Потом они долго сидели, обнявшись, у окна, Морин плакала, а Гай вспоминал, как Брендан сидел с ними у камина и читал вслух истории из старых книг, которые стояли на полках.
Прошла весна, началось лето. Соседи уже знали, что Брендан отправился домой, но все скучали по нему. И вот однажды, когда стоял знойный и жаркий август, Гай отправился к реке, чтобы набрать воды.
Он наклонился к самой воде, и тут кулончик в форме лошадиной головы выскользнул из-под рубахи. В тот же миг вода перед кузнецом вспенилась, и из реки выскочил самый красивый скакун, которого видел кузнец: под литой шкурой переливались мышцы, грива была словно белый шелк, а на копытах сверкали серебряные подковы. Кузнец отскочил было в сторону и потянулся уже креститься, но тут заметил, что у келпи на шее шнурок со свитком. Он протянул руку к коню, а тот только раздул ноздри и ткнулся носом кузнецу в ладонь. Гай снял свиток с шеи коня, развернул и прочел:
«Дорогой господин Гай,
Как видите, я и правда кую отличные подковы. Вспоминаю вас и тетушку Морин с любовью. Носите мой кулон и никогда не опасайтесь воды. И пусть Элфрид будет вам таким же добрым другом, каким вы были мне.
Брендан»
Так сын водяного короля отблагодарил кузнеца Гая за его доброту, и с тех пор у семьи Маклафлин никогда не было бед со скотом и урожаем.
Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом
Кузнец может быть медийной персоной 🙂
Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.
Повелитель огня и металла
Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.
Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?
Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).
Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.
Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».
Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:
1. Пойти учиться в училище или институт;
2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.
3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.
Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?
Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.
У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.
На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.
Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.
Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?
Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).
Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.
Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.
Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.
И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.
Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.
Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?
Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.
Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».
Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.
Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.
Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.
Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.
А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.
Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.
С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?
Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.
Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.
Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.
Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.
Три главных качества кузнеца.
Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.
Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?
Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.
Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.
Я люблю штучные вещи и делаю именно их.
Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.
Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.
Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.
У Вас есть свой стиль? Какой он?
Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».
Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.
Что в основном заказывают у Вас?
Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.
Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?
Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.
Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.
Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?
Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.
До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.
Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.
В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.
Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант.
О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?
Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.
На десяток адекватных попадется один чудак.
Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.
Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?
Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.
У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.
Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.