воскресная школа почему так называется

Почему называют школу «воскресной»

Воскресными школы называют не по дню недели, они работают и в будние дни, а в память Воскресения Господнего.

Православная воскресная школа для детей — идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения, взрослые в школах при храме глубже познают глубину православия.

Целью занятий при храмах является приобщение детей к познанию благодати православной жизни и подготовка к переходу во взрослую жизнь.

Главная задача воскресной школы для детей привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд.

В воскресной школе Знаменского храма д. Савватьево десять ребят приступили к изучению Библии.

Преподаватель Лилия Андреева рассказала о детям о первом дне сотворения мира.

«Мы закрыли глаза и увидели … страшную тьму, открыли глаза и … увидели свет. Так живо и увлечённо дети представляли, как в первый день создал Бог свет. Светло сделалось на земле, наступил ясный, светлый день. И назвал Бог свет днем, а тьму — ночью.
Закончили занятие творчески — с энтузиазмом и вдохновением рисовали первый день сотворения мира! Рисунки получились яркими, необычными и радостными».

6 октября в воскресной школе говорили об основных правилах поведения в Храме. Потом дьякон отец Алексей Гаврилов провёл детей по Храму и рассказал о строении и служебных предметах. Мы весело и дружно взобрались на клирос. Веселой гурьбой выкатились на улицу и бойко отвечали на вопросы, которые касались увиденного и услышанного на занятии! Благодарю родителей, которые были рядом поддерживали нас и принимали участие!

Источник

Зачем нужны православные воскресные школы?

В настоящее время стали появляться воскресные школы. Их становится все больше с каждым годом. Почти в каждом православном храме имеется воскресная школа. Но многие не знают, что это такое, откуда они взялись и зачем нужны. Стоит поговорить об этом.

Что такое воскресная школа

воскресная школа почему так называется. Смотреть фото воскресная школа почему так называется. Смотреть картинку воскресная школа почему так называется. Картинка про воскресная школа почему так называется. Фото воскресная школа почему так называется

Вообще воскресные школы бывают не только религиозной направленности. Сначала они создавались именно для обучения безграмотного населения. Рабочие и крестьяне, занятые в будни, учились по воскресеньям в них читать и писать.

Также есть школы для религиозного просвещения. Они есть не только у православных. У иудеев такие школы функционируют по субботам, потому что они не работают именно в этот день по закону Моисееву. Мусульмане посещают религиозные школы по пятницам.

В таких заведениях сейчас дети изучают основы религии, закон Божий. Также там ставят сценки на евангельские темы. Бывают воскресные школы и для взрослых.

Немного истории

Первые воскресные школы появились в Англии в шестнадцатом веке. Основателем их был приверженец англиканской церкви Р. Рейкс. Он был редактором и основателем «Глостерского журнала».

В то время многие крестьяне переезжали в города, чтобы работать на заводах и фабриках. Они были необразованны: пьянство, разврат, невежество были распространены среди простого народа. Никто из них не ходил в церковь, не молился. Постепенно уровень преступности стал расти. Дети работали на предприятиях наравне со взрослыми. Они не получали никакого воспитания: ни христианского, ни общеобразовательного.

В таких школах они учились читать и писать, а также им преподавались основы веры. Сначала занятия проходили на кухнях обычных домов. Также детей учили читать Библию, водили в храм на службу. Особенно старательным оказывали материальную помощь: давали одежду, обувь, дарили Библию. Ленивых и непослушных ждало телесное наказание.

Слух о таких школах дошел до королевского двора, где нашел одобрение. Сама королева стала покровительствовать таким заведениям. Появились волонтерские школы, где учителя работали бесплатно.

К началу двадцатого века число учеников воскресных школ приблизилось к трем миллионам. Появился Союз воскресных школ.

Затем такие школы открылись и в странах Европы и Америки. В России они появились в начале восемнадцатого века. Обучение в них было бесплатным, учителя трудились безвозмездно.

С приходом Советской власти многое поменялось в обществе. Подобные заведения были надолго закрыты, так же как и храмы. Но в 1994 году указом Патриарха Алексия каждый приход должен заботиться о православном просвещении прихожан, в том числе через открытие воскресных школ.

Воскресные школы в настоящее время

Сейчас в воскресных школах изучают обязательно:

воскресная школа почему так называется. Смотреть фото воскресная школа почему так называется. Смотреть картинку воскресная школа почему так называется. Картинка про воскресная школа почему так называется. Фото воскресная школа почему так называется

Иногда занятия проводятся не только в воскресенья, но и в будни. Также при них открываются творческие кружки. Например: обучения иконописи, рукопашному бою и т.д. Организуются школы также в местах заключения.

Занятия в воскресных школах бывают обязательно после окончания литургии. Иногда они заканчиваются душевной беседой, чаепитием. Главное, чтобы ребенок почувствовал доверительную обстановку любви и взаимопонимания.

Иногда детям разрешается приносить свои игрушки. В некоторых приходах организуются летние лагеря. Крупные школы превращаются в гимназии. Существуют воскресные школы для взрослых для ликвидации религиозной неграмотности. Сейчас, к сожалению, даже взрослые мало что знают в вопросах веры. Основная идея – создание единой большой православной семьи.

Источник

Чему учат в воскресной школе?

(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала «Мой Кроха и Я»)

Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.

Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.

С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».

• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.

Источник

Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы

В тече­ние извест­ного пери­ода про­шлого сто­ле­тия, когда идео­ло­гия нашего госу­дар­ства имела ярко выра­жен­ный ате­и­сти­че­ский харак­тер, когда школа и педа­го­гика в целом были отде­лены от рели­гии, у веру­ю­щих жите­лей нашей страны прак­ти­че­ски не было воз­мож­но­сти для осу­ществ­ле­ния рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния своих детей.

2 марта 2013 года испол­ни­лось 189 лет со дня рож­де­ния вели­кого педа­гога, родо­на­чаль­ника рус­ской науч­ной педа­го­гики Кон­стан­тина Дмит­ри­е­вича Ушин­ского. Среди его тру­дов — работа по устрой­ству и рас­про­стра­не­нию вос­крес­ных школ, кото­рые в XIX сто­ле­тии были основ­ным учре­жде­нием народ­ного обра­зо­ва­ния. В них люди любых сосло­вий и раз­ного воз­раста могли научиться гра­моте, Закону Божию, полу­чить началь­ные зна­ния по исто­рии и иным пред­ме­там. Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви под­го­тов­лена ста­тья об исто­рии вос­крес­ных школ и их совре­мен­ном развитии.

Цер­ковно-при­ход­ская (вос­крес­ная) школа: исто­ри­че­ский экскурс

В тече­ние извест­ного пери­ода про­шлого сто­ле­тия, когда идео­ло­гия нашего госу­дар­ства имела ярко выра­жен­ный ате­и­сти­че­ский харак­тер, когда школа и педа­го­гика в целом были отде­лены от рели­гии, у веру­ю­щих жите­лей нашей страны прак­ти­че­ски не было воз­мож­но­сти для осу­ществ­ле­ния рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния своих детей. В конце 80‑х — начале 90‑х годов ХХ сто­ле­тия такая воз­мож­ность стала реаль­но­стью, и перед Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью появи­лась пер­спек­тива воз­рож­де­ния инсти­ту­тов рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния, в част­но­сти, вос­крес­ных школ.

Пер­вые вос­крес­ные школы в нашей стране (по край­ней мере, в таком зву­ча­нии) появи­лись в сере­дине XIX века по ини­ци­а­тиве пред­ста­ви­те­лей демо­кра­ти­че­ски настро­ен­ной интел­ли­ген­ции, и появ­ле­ние их свя­зано было прежде всего с име­нами Н.И. Пиро­гова и К.Д. Ушин­ского. Пер­во­на­чаль­ной целью таких школ было обу­че­ние всех жела­ю­щих гра­моте, так как нема­лая часть насе­ле­ния Рос­сии не умела ни читать, ни писать, и потреб­ность в полу­че­нии хотя бы эле­мен­тар­ных зна­ний была велика. Осно­ван­ные как учеб­ные заве­де­ния для взрос­лых и детей, вос­крес­ные школы явля­лись наи­бо­лее ран­ней фор­мой образования.

Пер­вая вос­крес­ная школа была открыта в 1859 году в Киеве извест­ным рос­сий­ским вра­чом и педа­го­гом Н.И. Пиро­го­вым. Под его руко­вод­ством сту­денты Киев­ского уни­вер­си­тета стали про­во­дить по вос­крес­ным дням заня­тия с насе­ле­нием. Н.И. Пиро­гов отме­чал тогда «рази­тель­ное раз­ли­чие между этой вос­крес­ной шко­лой и обыч­ными казен­ными шко­лами и в их при­е­мах, и в их спо­со­бах уче­ния, и в обхож­де­нии учи­теля с уче­ни­ками» и делал вывод, что «вос­крес­ные школы — пред­мет необходимости».

Вос­крес­ная школа как сво­его рода новый педа­го­ги­че­ский фено­мен стала поль­зо­ваться боль­шой попу­ляр­но­стью среди насе­ле­ния, поскольку имела суще­ствен­ные поло­жи­тель­ные отли­чия от казен­ных школ XIX века. Такая форма обу­че­ния стала при­вле­кать все боль­шее число уча­щихся, и к началу 60‑х годов того сто­ле­тия вос­крес­ные школы были орга­ни­зо­ваны не только в сто­лич­ных и губерн­ских горо­дах, но и в уезд­ных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве пер­вая вос­крес­ная школа была учре­ждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, боль­шая роль в откры­тии этих школ при­над­ле­жала сту­ден­че­ству. В сен­тябре того же года Мини­стер­ство народ­ного про­све­ще­ния, учи­ты­вая быст­рый рост числа вос­крес­ных школ в Петер­бурге, издало рас­по­ря­же­ние о предо­став­ле­нии им поме­ще­ний всех сто­лич­ных зда­ний, при­над­ле­жав­ших гим­на­зиям, уезд­ным и при­ход­ским учи­ли­щам. Надо отме­тить, что учре­ди­тели и пре­по­да­ва­тели этих школ в боль­шин­стве своем при­над­ле­жали к учеб­ному ведом­ству министерства.

Важ­ность вос­крес­ных школ была оце­нена с самого начала их появ­ле­ния в Рос­сии ярчай­шим дея­те­лем педа­го­ги­че­ской науки К.Д. Ушинским.

Известно, что заня­тия как в свет­ских, так и в духов­ных заве­де­ниях того вре­мени носили в боль­шей мере обра­зо­ва­тель­ный харак­тер, нежели вос­пи­та­тель­ный. Это под­тал­ки­вало уче­ных-педа­го­гов к поис­кам новых путей в рас­про­стра­не­нии веры и гра­мот­но­сти, в том числе и в вос­крес­ных шко­лах. Ста­тья К.Д. Ушин­ского «Вос­крес­ные школы», напе­ча­тан­ная в «Жур­нале Мини­стер­ства народ­ного про­све­ще­ния» в 1861 году, обоб­щила и систе­ма­ти­зи­ро­вала имев­ши­еся зна­ния об этом новом явле­нии в рос­сий­ской педа­го­гике XIX века, при этом автор акцен­ти­ро­вал вни­ма­ние на вос­пи­та­тель­ной сто­роне педа­го­ги­че­ского про­цесса в вос­крес­ных шко­лах. Так, рас­суж­дая о внеш­нем устрой­стве вос­крес­ной школы, Ушин­ский выде­лил основ­ные пара­метры, на кото­рые, по его мне­нию, сле­дует ори­ен­ти­ро­ваться при созда­нии вос­крес­ной школы.

К.Д. Ушин­ский фор­му­ли­рует и важ­ней­шие задачи, кото­рые ста­вит перед собой сама вос­крес­ная школа, а именно: «про­бу­дить умствен­ные спо­соб­но­сти уче­ни­ков к само­де­я­тель­но­сти и сооб­щить им при­вычку к ней, ука­зы­вая, где сле­дует, дорогу, но не тас­кая их на помо­чах», а также «напра­вить созна­тель­ный взгляд уче­ника на то заня­тие, кото­рое должно напол­нить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Оче­видно, что без четко про­ду­ман­ной про­граммы реа­ли­за­ция таких задач была бы невоз­можна. В связи с этим К.Д. Ушин­ский пред­ла­гает «во-пер­вых, пре­по­да­ва­телю с боль­шой осто­рож­но­стью отно­ситься к выбору пред­ме­тов, под­ходя к нему с осо­бым вни­ма­нием; во-вто­рых, пред­меты бесед с уча­щи­мися выби­рать зара­нее и рас­пре­де­лять на весь учеб­ный год, при этом согла­со­вав их с рас­по­ря­ди­те­лями школ».

Что каса­ется самих пред­ме­тов и бесед, то К.Д. Ушин­ским реко­мен­до­вано в его ста­тье «Вос­крес­ные школы» восемь тем:

Нрав­ствен­ное зна­че­ние вос­крес­ных школ было бы неспра­вед­ливо недо­оце­ни­вать. Во-пер­вых, они поз­во­ляли уче­ни­кам «про­во­дить время не в кабаке или трак­тире, а под при­смот­ром вос­пи­тан­ных и обра­зо­ван­ных людей, кото­рые обра­ща­лись с ними веж­ливо и ласково».

Во-вто­рых, эти учеб­ные заве­де­ния давали воз­мож­ность обще­ния самым раз­ным слоям насе­ле­ния, явля­лись свя­зу­ю­щим зве­ном между интел­ли­ген­цией и людьми малограмотными.

Именно вос­крес­ная школа давала понять, напри­мер, рабо­чему чело­веку пре­иму­ще­ство обра­зо­ва­ния. «Ведь только про­све­щен­ный рели­гией и обра­зо­ва­нием чело­век, — писал К.Д. Ушин­ский, — состав­ляет тот рос­сий­ский народ, кото­рый будет обес­пе­чи­вать бла­го­ден­ствие Рос­сии, ее силу, спо­кой­ствие и богатство».

Цер­ковно-при­ход­ская (вос­крес­ная) школа: новые возможности

В конце XX века на при­хо­дах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви стали воз­ни­кать группы, где моло­дым людям рас­ска­зы­вали об осно­вах пра­во­слав­ного веро­уче­ния. Таким обра­зом воз­никла опре­де­лен­ная форма работы с детьми и моло­де­жью, направ­лен­ная на их духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние. Более чем за два деся­ти­ле­тия подоб­ные группы обра­зо­ва­лись прак­ти­че­ски при каж­дом при­ходе, при этом за ними закре­пи­лось тра­ди­ци­он­ное назва­ние, быто­вав­шее до 1917 года, — цер­ковно-при­ход­ская школа. А поскольку заня­тия в них про­хо­дили чаще всего по вос­кре­се­ньям после службы, то за ними же закре­пи­лось и вто­рое назва­ние — вос­крес­ные школы. Посте­пенно стало понятно, что опре­де­ля­ю­щим в назва­нии «вос­крес­ная» явля­ется не кален­дар­ный день, а глу­бин­ный духов­ный смысл — вос­кре­се­ние души чело­века при обре­те­нии им веры, радость обре­те­ния в своей жизни чуда встречи с вос­крес­шим Спасителем.

Сего­дня цер­ковно-при­ход­ская (вос­крес­ная) школа явля­ется наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной шко­лой хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния. На дан­ный момент на тер­ри­то­рии Рос­сии таких школ более десяти тысяч. Отчеты о дея­тель­но­сти епар­хи­аль­ных отде­лов рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции пока­зы­вают, что число таких школ с каж­дым годом только возрастает.

Основ­ными направ­ле­ни­ями учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти в совре­мен­ных вос­крес­ных шко­лах являются:

Реше­нием Свя­щен­ного Синода от 25 декабря 2012 года был при­нят пакет доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих дея­тель­ность вос­крес­ных школ Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Это поста­нов­ле­ние явля­ется зна­ме­на­тель­ным, поскольку такой зна­чи­тель­ный шаг, направ­лен­ный на созда­ние системы вос­крес­ных школ, сде­лан впер­вые за всю исто­рию их существования.

Утвер­жден­ные Свя­щен­ным Сино­дом доку­менты при­званы спо­соб­ство­вать повы­ше­нию каче­ства учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти в вос­крес­ных шко­лах. Глав­ным нова­тор­ством доку­мен­тов явля­ется выстро­ен­ная типо­ло­ги­за­ция вос­крес­ных школ:

При­ве­ден­ные типы вос­крес­ных школ имеют свои отли­чия и в той или иной мере под­чи­нены тре­бо­ва­ниям к мате­ри­ально-тех­ни­че­скому обес­пе­че­нию, к учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти — ее резуль­та­там, орга­ни­за­ции, струк­туре и содер­жа­нию про­граммы, ее инфор­ма­ци­он­ному осна­ще­нию и так далее.

Отдель­ного вни­ма­ния заслу­жи­вает тре­тий тип — Центр духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Это вос­крес­ная школа, кото­рая про­хо­дит госу­дар­ствен­ное лицен­зи­ро­ва­ние и полу­чает ста­тус учре­жде­ния допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. В ряде епар­хий и мит­ро­по­лий уже есть вос­крес­ные школы, кото­рые про­шли про­цесс госу­дар­ствен­ного лицен­зи­ро­ва­ния и полу­чили соот­вет­ству­ю­щий ста­тус (напри­мер, в Там­бов­ской мит­ро­по­лии). Госу­дар­ствен­ное лицен­зи­ро­ва­ние поз­во­ляет вос­крес­ным шко­лам пре­одо­леть их изо­ля­цию и обособ­лен­ность в рос­сий­ском обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве, дает шко­лам ряд пре­фе­рен­ций: госу­дар­ствен­ное финан­си­ро­ва­ние и при­зна­ние тру­до­вого стажа педагогов.

Одним из ярких при­ме­ров реор­га­ни­за­ции вос­крес­ной школы в пра­во­слав­ный центр явля­ется школа, создан­ная в октябре 1991 года при мос­ков­ском храме иконы Божией Матери «Живо­нос­ный Источ­ник» в Цари­цыно по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма про­то­и­е­рея Геор­гия Бре­ева. В январе 1996 года на базе дей­ству­ю­щей вос­крес­ной школы был учре­жден и юри­ди­че­ски оформ­лен Пра­во­слав­ный центр «Живо­нос­ный Источ­ник» в Цари­цыно, в состав кото­рого школа вошла как глав­ное струк­тур­ное звено. Важ­ным шагом в созда­нии школы стала раз­ра­ботка ее кон­цеп­ции. Глав­ная цель дея­тель­но­сти педа­го­гов была сфор­му­ли­ро­вана как «фор­ми­ро­ва­ние про­из­во­ле­ния ко спа­се­нию у детей и взрос­лых, духов­ное обнов­ле­ние и раз­ви­тие лич­но­сти уча­щихся, при­во­дя­щее к спо­соб­но­сти сози­дать свою семью как «домаш­нюю цер­ковь», ока­за­ние помощи роди­те­лям в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии детей».

Кон­цеп­ция дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы «Живо­нос­ный Источ­ник» суще­ственно транс­фор­ми­ро­вала ее облик: из тра­ди­ци­он­ной дет­ской школы она была посте­пенно пре­об­ра­зо­вана в школу семей­ную. Род­ствен­ники по крови только тогда ста­но­вятся насто­я­щей семьей, когда ста­но­вятся близки друг другу духовно, а это тре­бует посто­ян­ных духов­ных и твор­че­ских уси­лий, направ­лен­ных на под­дер­жа­ние един­ства и целост­но­сти семьи как «домаш­ней церкви».

Уси­лия педа­го­гов вос­крес­ной школы направ­лены на то, чтобы у детей появи­лось ясное пони­ма­ние запо­веди о почи­та­нии своих роди­те­лей и необ­хо­ди­мо­сти послу­ша­ния им, а у роди­те­лей, в свою оче­редь, — осо­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти созда­ния хри­сти­ан­ского брака и своей ответ­ствен­но­сти за духов­ное вос­пи­та­ние детей. Именно в этих дви­же­ниях душ детей и роди­те­лей, направ­лен­ных с помо­щью бла­го­дати Божией навстречу друг другу, и должно про­ис­хо­дить духовно-нрав­ствен­ное укреп­ле­ние семьи. Актив­ное содей­ствие этому сози­да­тель­ному про­цессу стало глав­ной целью дея­тель­но­сти педа­го­гов вос­крес­ной школы «Живо­нос­ный Источник».

Вни­ма­ния заслу­жи­вает и опыт вос­крес­ной школы храма Рож­де­ства Хри­стова в Чер­нево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе испол­ни­лось 15 лет. Орга­ни­зо­вана она было тру­дами насто­я­теля храма про­то­и­е­рея Игоря Федо­рова и его ныне почив­шей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не все­гда рас­по­ла­га­лась в одном и том же поме­ще­нии, — рас­ска­зы­вает дирек­тор школы Галина Алек­се­евна Горай. — Пер­во­на­чально для заня­тий дого­ва­ри­ва­лись с дирек­то­рами обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ о предо­став­ле­нии нам поме­ще­ний для заня­тий. В одной из них нам выде­лили ком­нату для рекре­а­ции, зал и два класса. Но число детей быстро уве­ли­чи­ва­лось, и в этом поме­ще­нии нам стало тесно. Мы пере­шли в сле­ду­ю­щую школу, №1863, где в наше рас­по­ря­же­ние предо­ста­вили девять клас­сов, две рекре­а­ци­он­ные ком­наты и зал. Отно­ше­ния с дирек­то­рами скла­ды­ва­лись пре­крас­ные, а дети этих обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ с радо­стью посе­щали наши заня­тия. Со вре­ме­нем усер­дием отца Игоря на тер­ри­то­рии храма Рож­де­ства Хри­стова для вос­крес­ной школы было выстро­ено свое зда­ние, в него мы и пере­ехали. Но чис­лен­ность уча­щихся все уве­ли­чи­ва­лась. При­хо­дится учиться в две смены: в вос­кре­се­нье и в суб­боту. Но несмотря на неко­то­рые труд­но­сти, никто не ухо­дит! Гово­рят: “В тес­ноте, да не в обиде”. Сей­час пла­ни­ру­ется постройка нового зда­ния для вос­крес­ной школы. В нем необ­хо­димо рас­по­ло­жить не менее десяти клас­сов, музы­каль­ный и физ­куль­тур­ный залы, мето­ди­че­ский каби­нет, биб­лио­теку, мастер­ские. Все должно спо­соб­ство­вать еще боль­шему раз­ви­тию учеб­ного процесса».

Как рас­ска­зала Г.А. Горай, в школе дети с шести­лет­него воз­раста зани­ма­ются в под­го­то­ви­тель­ной группе; далее они про­хо­дят обу­че­ние с пер­вого по вось­мой класс. Пре­по­да­ются такие пред­меты, как Закон Божий, основы свя­то­сти, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, литур­гика, кра­е­ве­де­ние, изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство, хорео­гра­фия, фольк­лор. Допол­ни­тельно дети могут посе­щать теат­раль­ную и хоро­вую сту­дии, зани­маться англий­ским язы­ком, леп­кой, рос­пи­сью по дереву и ткани (мастер­ская «Батик»), осва­и­вать военно-пат­ри­о­ти­че­ское дело (про­во­дятся заня­тия по бое­вому самбо), обу­чаться игре на клас­си­че­ской гитаре. Окон­чив восемь клас­сов, ребята сдают экза­мены и полу­чают аттестаты.

«Для успеш­ного обу­че­ния ребенка, — про­дол­жает дирек­тор вос­крес­ной школы, — прежде всего, я думаю, нужна доб­ро­со­вест­ная и согла­со­ван­ная работа свя­щен­но­слу­жи­те­лей, педа­го­гов, детей и роди­те­лей, лич­ная заин­те­ре­со­ван­ность каж­дого в своем деле и лич­ная ответ­ствен­ность за него. Педа­гоги школы бла­го­слов­ля­ются свя­щен­ни­ками, свя­щен­но­слу­жи­тели, помимо своей основ­ной пас­тыр­ской дея­тель­но­сти, явля­ются также и педа­го­гами (пре­по­дают неко­то­рые пред­меты), роди­тели не только помо­гают педа­го­гам в обу­че­нии детей, но и сами с удо­воль­ствием обу­ча­ются в клас­сах для взрослых».

Она сооб­щила, что от пре­по­да­ва­те­лей тре­бу­ется тща­тель­ная под­го­товка к каж­дому заня­тию; обя­за­тель­ным явля­ется состав­ле­ние плана и кон­спекта урока, под­бор игр, музы­каль­ного сопро­вож­де­ния, иллю­стра­тив­ного мате­ри­ала, видео­филь­мов, оформ­ле­ние стенда и листо­вок для роди­те­лей. На спе­ци­аль­ном стенде для роди­те­лей отра­жа­ются тема заня­тия, его крат­кое содер­жа­ние и вопрос­ник, озна­ко­мив­шись с кото­рыми, можно по дороге домой обсу­дить с ребен­ком изло­жен­ный мате­риал, что помо­гает его лучше усво­ить. В раз­деле «Читаем вме­сте» при­во­дится также спи­сок реко­мен­ду­е­мой лите­ра­туры. Наряду со стен­дом, ана­ло­гич­ная инфор­ма­ция содер­жится и в листов­ках, раз­да­ва­е­мых родителям.

Как рас­ска­зала дирек­тор школы, в учеб­ном заве­де­нии при­нят свой «Кодекс педа­го­ги­че­ской этики». Среди его «запо­ве­дей»: «не готовься к уро­кам всуе»; «не уби­вай учеб­ное время попу­сту, так как уроки быстро закан­чи­ва­ются»; «не зави­дуй зна­ниям и мастер­ству свя­щен­ни­ков и дру­гих пре­по­да­ва­те­лей: учись у них и накап­ли­вай свой лич­ный опыт»; «почи­тай отца и мать каж­дого ученика».

Роди­тели все­гда могут ближе озна­ко­миться с содер­жа­нием уро­ков вос­крес­ной школы — все заня­тия явля­ются откры­тыми. Род­ствен­ники уче­ни­ков имеют воз­мож­ность при­сут­ство­вать на этих заня­тиях, а могут пойти и на свои соб­ствен­ные уроки: после общего молебна перед нача­лом обу­че­ния для взрос­лых про­во­дятся заня­тия по Закону Божию, хри­сти­ан­ской этике (эти пред­меты пре­по­дают свя­щен­ники храма Рож­де­ства Хри­стова), иконоведению.

Свя­щен­ники, дети, роди­тели, пре­по­да­ва­тели и дирек­тор вме­сте посе­щают свя­тые места, орга­ни­зуют раз­лич­ные празд­ники, про­во­дят время на при­роде. В конце каж­дого месяца в школе поздрав­ляют детей с име­ни­нами: выпе­кают для них празд­нич­ный пирог и дарят им подарки.

«Только созда­вая бла­го­при­ят­ную обста­новку внутри школы, можно достиг­нуть цели — вос­пи­тать нрав­ствен­ного, разум­ного тру­до­лю­би­вого, пра­во­слав­ного чело­века в совре­мен­ных непро­стых усло­виях, научить ребят отли­чать пло­хое от хоро­шего, пра­вильно отно­ситься друг к другу, почи­тать стар­ших, помо­гать млад­шим. И если дети начи­нают это пони­мать, для нас это — выс­шая награда!» — счи­тает Г.А. Горай.

К вопросу о лицен­зи­ро­ва­нии вос­крес­ных школ

Что каса­ется лицен­зи­ро­ва­ния вос­крес­ной школы, то помочь дирек­то­рам вос­крес­ных школ может посо­бие «Лицен­зи­ро­ва­ние обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ. Часть I. Нор­ма­тивно-пра­во­вое обес­пе­че­ние, инструк­тивно-мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции, образцы доку­мен­тов» (авторы-соста­ви­тели: про­то­и­е­рей Игорь Гру­да­нов, Шиня­ева Н. А., Попова А. А./ Там­бов­ская епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Пат­ри­ар­хат), 2010 г.).

Посо­бие содер­жит пере­чень основ­ных нор­ма­тив­ных доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих лицен­зи­ро­ва­ние и финан­си­ро­ва­ние обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти Цен­тров духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния (доку­менты феде­раль­ного и реги­о­наль­ного уровня), поря­док полу­че­ния лицен­зии, инструк­тивно-мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции насто­я­телю храма для полу­че­ния лицен­зии на обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность вос­крес­ной школы, образцы необ­хо­ди­мых заяв­ле­ний, спра­вок, дого­во­ров, обра­зец состав­ле­ния учеб­ного плана, кото­рый отра­жает направ­ле­ния, цели, задачи и прин­ципы дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы.

Одним из пер­вых усло­вий созда­ния Цен­тра духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния явля­ется не только нали­чие соб­ствен­ного поме­ще­ния, но и нали­чие устава (типо­вой обра­зец его также был утвер­жден 25 декабря 2012 года). Сле­ду­ю­щим шагом для учре­ди­те­лей и дирек­тора должно стать мате­ри­ально-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние поме­ще­ний: под­го­товка клас­сов, закупка необ­хо­ди­мого обо­ру­до­ва­ния, устрой­ство гар­де­роб­ной ком­наты, учи­тель­ского каби­нета, сан­узла, соб­ствен­ной биб­лио­теки и так далее.

При соблю­де­нии пере­чис­лен­ных усло­вий дирек­тор соби­рает необ­хо­ди­мый пакет доку­мен­тов для пере­дачи в мест­ные органы управ­ле­ния обра­зо­ва­ния. Если необ­хо­дима кон­суль­та­ция или юри­ди­че­ская помощь, можно обра­титься в Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, спе­ци­а­ли­сты кото­рого помо­гут с под­го­тов­кой необ­хо­ди­мой доку­мен­та­ции, подробно объ­яс­нят этапы про­хож­де­ния лицензирования.

После предо­став­ле­ния всех необ­хо­ди­мых и гра­мотно состав­лен­ных доку­мен­тов област­ное управ­ле­ние обра­зо­ва­ния и науки выдает лицен­зию, даю­щую право на веде­ние обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, что помо­гает сотруд­ни­чать со свет­скими обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями, раз­ви­вать систему духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния, орга­ни­зо­вы­вать систему куль­тур­ной и досу­го­вой дея­тель­но­сти учащихся.

После при­ня­тия Свя­щен­ным Сино­дом доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих дея­тель­ность вос­крес­ных школ: Поло­же­ния, Типо­вого устава и Стан­дарта учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти, задачи, свя­зан­ные с их орга­ни­за­цией, зна­чи­тельно упростились.

Есть ори­ен­тиры, выбор, при­меры удач­ного опыта и про­граммы, есть жела­ние детей и роди­те­лей, воз­мож­ность найти заин­те­ре­со­ван­ных педа­го­гов — про­фес­си­о­на­лов сво­его дела, есть бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­на­ча­лия, выра­жа­ю­щее волю Божию о раз­ви­тии пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния, и каж­дый при­ход может и дол­жен найти свое место в этой обще­цер­ков­ной системе.

Дей­ству­ю­щее наци­о­наль­ное зако­но­да­тель­ство, так же, как и нор­ма­тив­ные акты Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в насто­я­щее время не содер­жит такого поня­тия, как «цер­ковно-при­ход­ская школа». Обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции должны содер­жать в своем назва­нии ука­за­ние на тип обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, кото­рые ими реа­ли­зу­ются (обще­об­ра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, орга­ни­за­ции допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния и т.д.). Обще­об­ра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, помимо ука­за­ния на тип реа­ли­зу­е­мых про­грамм, могут иметь любые наиме­но­ва­ния и назва­ния, напри­мер, «гим­на­зия “Эллада”», «Радо­неж», «цер­ковно-при­ход­ская школа».

Но в ука­зан­ном слу­чае цер­ковно-при­ход­ская школа будет всего лишь назва­нием, а не отдель­ным типом обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции и даже не спе­ци­аль­ным назва­нием, поскольку не несет ника­кой юри­ди­че­ской нагрузки. Согласно дей­ству­ю­щему зако­но­да­тель­ству, а также Поло­же­нию о выдаче кон­фес­си­о­наль­ного пред­став­ле­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, утвер­жден­ному Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Кирил­лом, зна­че­ние имеет лишь нали­чие у пра­во­слав­ной школы кон­фес­си­о­наль­ного пред­став­ле­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, а назва­ние и состав учре­ди­те­лей может быть любым.

Обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность воз­можно осу­ществ­лять только на осно­ва­нии лицен­зии, поэтому дея­тель­ность вос­крес­ных школ не рас­смат­ри­ва­ется как обра­зо­ва­тель­ная, а явля­ется «обу­че­нием рели­гии» — тер­мин, содер­жа­щийся в законе «О сво­боде сове­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ниях». Те вос­крес­ные школы, кото­рые в состо­я­нии обес­пе­чить соблю­де­ние усло­вий, необ­хо­ди­мых для полу­че­ния обра­зо­ва­тель­ной лицен­зии, реги­стри­ру­ются как орга­ни­за­ции допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. Реко­мен­до­ван­ное для них назва­ние — центр духовно-нрав­ствен­ного развития.

Дея­тель­ность пра­во­слав­ных обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ, цен­тров духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия и вос­крес­ных школ (то есть всех видов орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих сего­дня рели­ги­оз­ное обу­че­ние и вос­пи­та­ние несо­вер­шен­но­лет­них) доста­точно полно и подробно регла­мен­ти­ро­вана уже дей­ству­ю­щими актами Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви: Поло­же­нием о выдаче кон­фес­си­о­наль­ного пред­став­ле­ния, Стан­дар­том пра­во­слав­ного ком­по­нента началь­ного общего, сред­него общего,общего (пол­ного) обра­зо­ва­ния и при­ло­же­ни­ями к нему, Поло­же­нием о дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *