ворота слез почему так называется
Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история «Врат слез и скорби»
Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история «Врат слез и скорби»
Баб-эль-Мандебский пролив располагается на карте мира между Африканским континентом и Аравийскими землями. В Индийском океане он соединил своими водами два моря: Аравийское и Красное.
Если плыть из Аденского залива к Красному морю, то можно наблюдать, как по правому борту его воды омывают берега Йемена в Аравии, а с противоположной стороны – Сомали в северо-восточной Африке. В береговой зоне пролива располагается также государство Джибути.
Самое узкое место бабэльмандебского морского пути там, где в голубую водную полосу врезается суша мыса Рас-баб-эль Мандеб, к которому примыкает остров Перим, принадлежащий Йемену.
Население береговых стран далеко не однородное. Кроме местных наречий, здесь общаются на английском, популярен также арабский, можно услышать и итальянскую речь. Торговля в странах осуществляется посредством принятых в них денежных единиц.
Факты и цифры
Сведения о длине и ширине пролива, минимальной глубине его фарватера, скорости приливов и высоте подъема воды в те дни, когда они случаются, приведены в таблице.
Баб-эль-Мандебский пролив в цифрах
Параметры
фарватера
во время приливов
скорость прилива
Климат и погода
Баб-эль-Мандебский пролив появился на карте мира в результате тектонических процессов. Климатические условия его прибрежной зоны определяются влиянием соединяемых им морей, а также перемещением воздушных масс над ними. Для стран, расположенных на береговых землях, характерен сухой тропический климат.
Снежных зим здесь не бывает. Среднесуточная температура воздуха на прилегающей к водной территории суше всегда плюсовая и измеряется следующими цифрами:
Температура воды зимой редко опускается ниже среднегодовой отметки +26°С.
Относительная влажность воздушного пространства колеблется в пределах 70%. Количество осадков в среднем в году достигает 300 мм.
Исторические факты. Почему назван «Врата слез и скорби»
Баб эль Мандебский пролив на карте мира окрашен в красный цвет – это афоризм, в котором нашла отражение наблюдательность мудрого арабского народа.
Известно 3 версии происхождения загадочного названия пролива:
Первая из них связывает этимологию названия пролива с историческими фактами. В минувшие времена эта узкая полоска воды была морским торговым путем у народов Египта, арабов и финикийцев. Не сумев преодолеть непростой в навигационном отношении путь, утонуло приблизительно 10 тыс. судов разных эпох, унесших в морскую пучину жизни огромного количества мореплавателей, оплакиваемых овдовевшими женами, осиротевшими детьми и обездоленными матерями.
Специалисты в области ономастики считают, что именно поэтому пролив назвали Баб-эль-Мандебским, что в переводе с арабского означает «врата слез».
По так называемой экономической версии этимология названия пролива связана с фактами реальных кровопролитий, на протяжении всей истории человечества происходивших в здешних водах. Целью нескончаемых сражений было осуществление контроля над грузопотоками, а значит, слез здесь было пролито не меньше, чем крови.
Известна еще одна версия данного именования, нашедшая отражение в трагическом сюжете легенды, повествующей о том, что в этом сейсмоопасном районе, расположенном на стыке геологических плит, в древности произошло страшнейшее по своей разрушительной силе землетрясение, ставшее причиной гибели людей, некогда здесь обитавших.
Экономика региона
Как стратегическое, так и экономическое значение пролива сложно переоценить. Поскольку по нему проходит самый короткий морской путь из Европы в Восточную и Южную Азию, а также Австралию, он не утратил своего мирового значения и в наши дни, продолжая служить одной из важнейших транспортных артерий планеты.
И хотя сегодня пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом Аравийского, нельзя считать столь же коварным в плане навигации, как в древние времена, передвижение по его фарватеру по-прежнему требует немалого опыта. Кроме того, что корабли здесь подстерегают коварные течения, острые подводные скалы и бесформенные рифы, это довольно узкое для свободного передвижения современных супертанкеров место.
Неслучайно его относят к тем местам мирового океана, которые принято называть «бутылочным горлышком». Стоит гиганту, перевозящему по нему нефть из Персидского залива, застрять здесь, и проход надолго будет недоступен для судов.
На случай длительной закупорки «бутылочного горлышка» существует альтернативный вариант для танкеров, доставляющих в Европу черное золото. Это Трансаравийский нефтепровод «Восток-Запад» вокруг Африки, который проигрывает бабэльмандебскому в том, что его протяженность составляет 745 миль.
Кроме судоходства, экономическое значение пролива определяется развитием рыболовства и сельского хозяйства. Еще во времена СССР с помощью советских строителей в Ходейда был возведен рыбопромышленный комплекс, который успешно функционирует до сих пор.
В наши дни город Ходейда стал центром сельскохозяйственного региона. Продукция местных ферм экспортируется в страны Европы и Азии. Ежедневно из здешнего порта по бабэльмандебскому пути отправляются суда, нагруженные отменным кофе, высококачественным хлопком и финикам. В европейские и азиатские страны экспортирует также кожевенное сырье.
Развитое хлопчатобумажное, деревообрабатывающее и судостроительное производство позволило значительно повысить уровень жизни местного населения.
Достопримечательности
Баб эль Мандебский пролив на карте мира выглядит как узкая полоска между участками суши, которая, как принято считать, вызывать интерес только у тех, кто предпочитает экстремальный отдых. Однако это мнение ошибочно. Здесь есть что посмотреть, чему удивиться и чем восхититься.
Объекты, привлекающие внимание туристов к зоне пролива, можно разделить на 2 группы: сотворенные природой и созданные руками человека.
К природным относятся острова Крун и Перим, а также утесы Сауба, имеющие вулканическое происхождение.
Острова делят пролив на 2 значительно отличающихся по ширине прохода, что нашло отражение в их названиях:
Неподалеку от Перима расположились 7 величавых утесов Сауба, которые за свою немалую высоту называются Высокими Братьями. Самый величественный из них достигает 108 м. Именно они служили мореплавателям надежным ориентиром в бабэльмандебских водах в те времена, когда еще не было сложной навигационной техники.
Из рукотворных достопримечательностей заслуживают особого внимания те, что находятся в городах Джибути и Ходейда (Эль-Худайда), расположенных на противоположных берегах, омываемых водами пролива.
В Джибути стоит посетить:
В Ходейда, втором по величине порту Йемена в Красном море, нельзя обойти вниманием Баб-аль-Мушриф – ворота слез и скорби – в одном из кварталов старого города, а также Большую мечеть. Вызывает восхищение и самобытная архитектура исторического центра. Возраст некоторых довольно неплохо сохранившихся зданий – около полувека.
Причудливые фасады этих архитектурных памятников украшают сложные бордюры, а также необычные окна, созданные в традиционном арабском стиле, в то время как минареты, возвышающиеся над красивыми оконными проемами, сделаны по классическим исламским образцам.
Сегодня Баб эль Мандебский пролив – это уже не просто территория нескончаемых кровопролитий, слез и скорби на карте мира. В наши дни его по праву можно считать одним из туристических объектов, постепенно приобретающих популярность, а значит, ставших территорией повышенного интереса людей, отдающих предпочтение увлекательным путешествиям.
Полезные видео-ролики о Баб эль Мандебском проливе
Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история «Врат слез и скорби»
Баб-эль-Мандебский пролив располагается на карте мира между Африканским континентом и Аравийскими землями. В Индийском океане он соединил своими водами два моря: Аравийское и Красное.
Если плыть из Аденского залива к Красному морю, то можно наблюдать, как по правому борту его воды омывают берега Йемена в Аравии, а с противоположной стороны – Сомали в северо-восточной Африке. В береговой зоне пролива располагается также государство Джибути.
Самое узкое место бабэльмандебского морского пути там, где в голубую водную полосу врезается суша мыса Рас-баб-эль Мандеб, к которому примыкает остров Перим, принадлежащий Йемену.
Население береговых стран далеко не однородное. Кроме местных наречий, здесь общаются на английском, популярен также арабский, можно услышать и итальянскую речь. Торговля в странах осуществляется посредством принятых в них денежных единиц.
Факты и цифры
Сведения о длине и ширине пролива, минимальной глубине его фарватера, скорости приливов и высоте подъема воды в те дни, когда они случаются, приведены в таблице.
Баб-эль-Мандебский пролив в цифрах
Параметры
фарватера
во время приливов
скорость прилива
Климат и погода
Баб-эль-Мандебский пролив появился на карте мира в результате тектонических процессов. Климатические условия его прибрежной зоны определяются влиянием соединяемых им морей, а также перемещением воздушных масс над ними. Для стран, расположенных на береговых землях, характерен сухой тропический климат.
Снежных зим здесь не бывает. Среднесуточная температура воздуха на прилегающей к водной территории суше всегда плюсовая и измеряется следующими цифрами:
Температура воды зимой редко опускается ниже среднегодовой отметки +26°С.
Относительная влажность воздушного пространства колеблется в пределах 70%. Количество осадков в среднем в году достигает 300 мм.
Исторические факты. Почему назван «Врата слез и скорби»
Баб эль Мандебский пролив на карте мира окрашен в красный цвет – это афоризм, в котором нашла отражение наблюдательность мудрого арабского народа.
Известно 3 версии происхождения загадочного названия пролива:
Первая из них связывает этимологию названия пролива с историческими фактами. В минувшие времена эта узкая полоска воды была морским торговым путем у народов Египта, арабов и финикийцев. Не сумев преодолеть непростой в навигационном отношении путь, утонуло приблизительно 10 тыс. судов разных эпох, унесших в морскую пучину жизни огромного количества мореплавателей, оплакиваемых овдовевшими женами, осиротевшими детьми и обездоленными матерями.
Специалисты в области ономастики считают, что именно поэтому пролив назвали Баб-эль-Мандебским, что в переводе с арабского означает «врата слез».
По так называемой экономической версии этимология названия пролива связана с фактами реальных кровопролитий, на протяжении всей истории человечества происходивших в здешних водах. Целью нескончаемых сражений было осуществление контроля над грузопотоками, а значит, слез здесь было пролито не меньше, чем крови.
Известна еще одна версия данного именования, нашедшая отражение в трагическом сюжете легенды, повествующей о том, что в этом сейсмоопасном районе, расположенном на стыке геологических плит, в древности произошло страшнейшее по своей разрушительной силе землетрясение, ставшее причиной гибели людей, некогда здесь обитавших.
Экономика региона
Как стратегическое, так и экономическое значение пролива сложно переоценить. Поскольку по нему проходит самый короткий морской путь из Европы в Восточную и Южную Азию, а также Австралию, он не утратил своего мирового значения и в наши дни, продолжая служить одной из важнейших транспортных артерий планеты.
И хотя сегодня пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом Аравийского, нельзя считать столь же коварным в плане навигации, как в древние времена, передвижение по его фарватеру по-прежнему требует немалого опыта. Кроме того, что корабли здесь подстерегают коварные течения, острые подводные скалы и бесформенные рифы, это довольно узкое для свободного передвижения современных супертанкеров место.
Неслучайно его относят к тем местам мирового океана, которые принято называть «бутылочным горлышком». Стоит гиганту, перевозящему по нему нефть из Персидского залива, застрять здесь, и проход надолго будет недоступен для судов.
На случай длительной закупорки «бутылочного горлышка» существует альтернативный вариант для танкеров, доставляющих в Европу черное золото. Это Трансаравийский нефтепровод «Восток-Запад» вокруг Африки, который проигрывает бабэльмандебскому в том, что его протяженность составляет 745 миль.
Кроме судоходства, экономическое значение пролива определяется развитием рыболовства и сельского хозяйства. Еще во времена СССР с помощью советских строителей в Ходейда был возведен рыбопромышленный комплекс, который успешно функционирует до сих пор.
В наши дни город Ходейда стал центром сельскохозяйственного региона. Продукция местных ферм экспортируется в страны Европы и Азии. Ежедневно из здешнего порта по бабэльмандебскому пути отправляются суда, нагруженные отменным кофе, высококачественным хлопком и финикам. В европейские и азиатские страны экспортирует также кожевенное сырье.
Развитое хлопчатобумажное, деревообрабатывающее и судостроительное производство позволило значительно повысить уровень жизни местного населения.
Достопримечательности
Баб эль Мандебский пролив на карте мира выглядит как узкая полоска между участками суши, которая, как принято считать, вызывать интерес только у тех, кто предпочитает экстремальный отдых. Однако это мнение ошибочно. Здесь есть что посмотреть, чему удивиться и чем восхититься.
Объекты, привлекающие внимание туристов к зоне пролива, можно разделить на 2 группы: сотворенные природой и созданные руками человека.
К природным относятся острова Крун и Перим, а также утесы Сауба, имеющие вулканическое происхождение.
Острова делят пролив на 2 значительно отличающихся по ширине прохода, что нашло отражение в их названиях:
Неподалеку от Перима расположились 7 величавых утесов Сауба, которые за свою немалую высоту называются Высокими Братьями. Самый величественный из них достигает 108 м. Именно они служили мореплавателям надежным ориентиром в бабэльмандебских водах в те времена, когда еще не было сложной навигационной техники.
Из рукотворных достопримечательностей заслуживают особого внимания те, что находятся в городах Джибути и Ходейда (Эль-Худайда), расположенных на противоположных берегах, омываемых водами пролива.
В Джибути стоит посетить:
В Ходейда, втором по величине порту Йемена в Красном море, нельзя обойти вниманием Баб-аль-Мушриф – ворота слез и скорби – в одном из кварталов старого города, а также Большую мечеть. Вызывает восхищение и самобытная архитектура исторического центра. Возраст некоторых довольно неплохо сохранившихся зданий – около полувека.
Причудливые фасады этих архитектурных памятников украшают сложные бордюры, а также необычные окна, созданные в традиционном арабском стиле, в то время как минареты, возвышающиеся над красивыми оконными проемами, сделаны по классическим исламским образцам.
Сегодня Баб эль Мандебский пролив – это уже не просто территория нескончаемых кровопролитий, слез и скорби на карте мира. В наши дни его по праву можно считать одним из туристических объектов, постепенно приобретающих популярность, а значит, ставших территорией повышенного интереса людей, отдающих предпочтение увлекательным путешествиям.
Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
Баб-эль-Мандебский пролив, Врата слез и скорби
Этот пролив входит в число нескольких проливов мирового значения, которые именуют «бутылочным горлышком»: достаточно одному супертанкеру застрять в Баб-эль-Мандебском проливе, и он будет закупорен надолго. Это только кажется, что пролив довольно широк. На самом деле здесь корабли подстерегают коварные течения и острые скалы. Немало судов ушло на дно в этом месте, которое арабы прозвали «Вратами слез».
ИЗ АФРИКИ И ПО ВСЕМУ СВЕТУ
Самое раннее переселение людей из Африки, возможно, шло в том числе и через Баб-эль-Мандебский пролив.
Острова Крун и Перим разделяют пролив на два прохода — Лардж-Стрейт, или Дакт-эль-Маюн, шириной 25 км, и Смолл-Стрейт, или Баб-Искандер — пролив Александра, шириной, 3 км.
На север от Перима возвышаются семь высоких вулканических утесов, именуемых Сауба, или Высокие Братья: из-за своей высоты — до 108 м — они с древних времен служат ориентирами в проливе.
Течение в проливе зависит от направления ветра: зимой поверхностная, менее соленая вода переносится в Красное море, а глубинная, более соленая, — в Аденский залив, летом сток соленых вод из Красного моря осуществляется поверхностным течением (глубина до 25-50 м) и придонным течением (от 100-150 м до дна), приток вод в Красное море — промежуточным течением (глубина от 25-50 м до 100-150 м).
Через пролив теплые и соленые воды Красного моря распространяются по всей западно-тропической зоне Индийского океана.
Судоходство в проливе требует опыта: здесь множество рифов.
Арабское название пролива между Азией и Африкой — Баб-эль-Мандеб — переводится как «врата слез». Так его прозвали еще в древнейшие времена, когда пролив был известен как морской торговый путь финикийцев, египтян и арабов. Действительно, немало слез пролили вдовы моряков: на дне пролива, даже по приблизительным подсчетам, лежит не менее десяти тысяч кораблей разных эпох.
70-60 тыс. лет назад уровень Мирового океана был на 50-60 м ниже, чем сейчас, а пролив — уже, и походил на череду отмелей. Видимо, тогда люди относительно легко преодолевали пролив и расселялись за пределы Африки вплоть до Индии, Индонезии и Австралии.
Баб-эль-Мандебский пролив между Аравийским полуостровом и северовосточным берегом Африки соединяет Красное и Аравийское моря Индийского океана. В настоящее время — стратегически важный путь из Европы в страны Восточной и Южной Азии и Австралию.
Страны в зоне Баб-эль-Мандебского пролива — территория нескончаемых войн, главная цель которых — контроль над грузопотоками в проливе.
Воевать за пролив великие державы начали еще в XVI в.: португальский адмирал Альфонсу де Альбукерки высадился на острове Перим в 1513 г В эпоху Оттоманской империи здесь закрепились турки. В 1728 г. остров Перим оккупировали французы, которые контролировали пролив до конца XVIII в. В 1799 г. остров заняла английская Ост-Индийская компания. Значение судоходного пути через пролив из Европы в страны бассейна Индийского океана резко увеличилось, когда было завершено строительство Суэцкого канала. Англичане контролировали пролив вплоть до 1967 г., когда Южный Йемен получил независимость и образовалась Йеменская Республика,которая и владеет островом.
Прекратились войны непосредственно за пролив — и начались войны на его берегах. Боевые действия с перерывами идут в Эритрее, Джибути, Йемене. Настоящим бичом проливного судоходства стали сомалийские пираты: вероятность аварий катастроф крупных судов в проливе увеличилась многократно. Попытки международного сообщества противостоять пиратам большого успеха не принесли.
Для решения проблем пролива в Лиге арабских государств было выделено специальное субрегиональное подразделение «Баб-эль-Мандеб», в которое вошли Джибути, Йемен, Сомали и Коморские острова.
Самый важный груз, перевозимыи через пролив, — нефть из стран Персидского залива, которая идет в основном в северном направлении в Европу и Северную Америку. Ширина Баб-эль-Мандебского пролива в самом узком его отрезке составляет 29 км, что затрудняет движение танкеров, для которых отведено два фарватера по две мили шириной — по одному для каждого направления.
Блокирование этого морского прохода вынудит танкеры переориентироваться на маршрут вокруг Африки.
■ В ходе расселения людей из Африки через Суэцкий перешеек и Баб-эль-Мандебский пролив (80-45 тыс. лет назад) был заселен Аравийский полуостров, Индостан, Юго-Восточная Азия, Новая Гвинея, Австралия, прибрежный Китай и Япония.
■ Существует версия происхождения названия пролива, согласно которой в древние времена в этом сейсмо-опасном районе на стыке геологических плит произошло землетрясение, в результате чего погибло много людей.
■ На случай блокирования Баб-эль-Мандебского пролива существует альтернативный путь доставки нефти в Европу через Трансаравийский нефтепровод Восток-Запад длиной 745 миль.
■ Природные: остров Перим, остров Крун, вулканические утесы Сауба, или Высокие Братья.
■ Город Джибути (Джибути): мечеть Хамуди, парк Лагард, пляжи Сиеста и Херон.
■ Город Ходейда (Йемен): Старый город, ворота Баб-аль-Мушриф.
Врата слез
Конгресс в Москве. Урок №3
Врата слез – это особые врата, ведущие к Творцу. Есть много ворот к Творцу, но только одни из них открываются – ворота слез.
Зоар объясняет это очень просто: есть лишь один вход к Творцу и нечего путаться и метаться.
Человек входит в контакт с высшей силой тогда, когда он по-настоящему плачет от бессилия, от невозможности так жить дальше, от того, что он действительно выдал абсолютно все, что мог. Вот тогда он разрывается в слезах, и Творец раскрывается ему.
Однажды я попробовал заплакать перед Рабашем от всего сердца. Он в ответ рассмеялся мне в лицо. Я тогда был готов разорвать его. Но ничего не сделаешь. Так это было на относительно раннем этапе обучения.
Все ворота действительно заперты, кроме ворот слез. Человек раскрыв весь свой эгоизм, все свое желание, отдав и отнеся все к Творцу, достигает своего самого последнего состояния: «Всё! Больше я ничего не могу сделать!» Далее.
Но если он не получает ответа, значит, это пустые слезы, как у ребенка, который плачет по любому поводу. Тогда он должен продолжать работать и когда-нибудь ему все откроется.
Правильное желание выражается не в том, чтобы человек обязательно плакал горючими слезами. Просто, с одной стороны, он находится в состоянии собственного бессилия, а с другой стороны – огромного желания отдать Творцу то, что он Ему приготовил, а Творец не желает принять.
В этом состоянии человек вдруг начинает раскрывать, что есть в нем какое-то материальное эгоистическое желание, которое, оказывается, глубоко скрыто внутри его «чистых» духовных стремлений. И он начинает выковыривать его из себя, очищаться от него.
Затем снова обращается к Творцу с просьбой, и вдруг снова видит застрявшее в нем эгоистическое желание, хотя раньше ему казалось, что он уже абсолютно чист, светел.
И здесь, главное, ни в коем случае не уставать, понимая, что твое отношение к Творцу такое же, как и Его к тебе. Происходит абсолютная рефлексия. Творец – это высший свет, который находится в абсолютном покое, меняется только творение.
Поэтому, если тебе кажется, что в Творце существуют какие-то изменения, то эти изменения – в тебе, и ты видишь себя словно в кривом зеркале. Ведь прежде чем ты исправишь себя, ты и Творца видишь относительно себя в обратном отражении – в негативе относительно позитива.
Так и сказано: «Творец близок к тебе в той мере, в которой ты близок к Творцу». Бааль Шем Тов объяснял это словами «Творец – твоя тень». То есть, если ты можешь наблюдать за своей тенью – своим отражением на фоне белого света, то это и есть Творец.