вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Искусство HDR-фотографии. Часть 1

Этой статьёй мы начинаем серию публикаций о весьма интересном направлении в фотографии: High Dynamic Range…

Этой статьёй мы начинаем серию публикаций о весьма интересном направлении в фотографии: High Dynamic Range (HDR) — фотографии с высоким динамическим диапазоном. Начнём, конечно же, с азов: разберёмся с тем, что такое HDR-изображения и как правильно их снимать, учитывая ограниченные возможности наших камер, мониторов, принтеров и т.д.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Динамический диапазон и HDR

Давайте начнем с основного определения Динамического диапазона.

Динамический диапазон определяется отношением темных и ярких элементов, которые важны для восприятия вашей фотографии (измеряется уровнем яркости).

Это не абсолютный диапазон, так как он, во многом, зависит от ваших личных предпочтений и того, какого результата вы хотите добиться.

Например, есть множество замечательных фотографий с очень насыщенными тенями, без каких-либо деталей в них; в этом случае можно говорить о том, что на такой фотографии представлена только нижняя часть динамического диапазона сцены.

Динамический диапазон (далее для удобства будем именовать его — ДД) может быть нескольких типов:

Во время фотосъёмки ДД трансформируется дважды:

Следует помнить, что любая деталь, которая будет потеряна на этапе захвата изображения – никогда не сможет быть восстановлена в последующем (это мы рассмотрим подробнее чуть позже). Но, в конце концов, важно лишь то, чтобы полученное изображение, отображаемое монитором, или распечатанное на бумаге радовало ваш взгляд.

Типы динамического диапазона

Динамический диапазон снимаемой сцены

Какие из самых ярких и самых темных деталей сцены вы хотели бы запечатлеть? Ответ на этот вопрос полностью зависит только от вашего творческого решения. Вероятно, лучший способ усвоить это – рассмотреть несколько кадров, в качестве образца.вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Например, на фотографии выше, нам хотелось запечатлеть детали как внутри помещения, так и за его пределами.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

На этой фотографии, мы также хотим показать детали и в светлых и в тёмных областях. Однако, в этом случае детали в светлых областях нам более важны, чем детали в тенях. Дело в том, что области светов, как правило, хуже всего смотрятся при фотопечати (зачастую, они могут выглядеть как простая белая бумага, на которой и распечатан снимок).

В подобных сценах динамический диапазон (контрастность) может достигать значения 1:30 000 и более – особенно, если вы снимаете в тёмной комнате с окнами, через которые проникает яркий свет.

В конечном счете, HDR-фотография в подобных условиях – оптимальный вариант для получения снимка, радующего ваш взор.

Динамический диапазон фотокамеры

Если бы наши камеры были способны запечатлеть высокий динамический диапазон сцены за 1 снимок, мы бы не нуждались в методах, описанных в этой и последующих статьях, посвященных HDR. К сожалению, суровая действительность такова, что динамический диапазон фотокамер значительно ниже, чем во многих сценах, для съёмки которых они используются.

Как определяется динамический диапазон фотокамеры?

ДД камеры измеряется от самых ярких деталей кадра до деталей теней, превышающих уровень шума.

Ключевым моментом в определении динамического диапазона камеры является то, что мы измеряем его от видимых деталей области светов (необязательно и не всегда чисто белых), до деталей теней, чётко различимых и не теряющихся среди большого количества шума.

За последнее время технологии, применяемые в зеркалках шагнули далеко вперёд, но ожидать чудес, всё же, не следует. На рынке можно отыскать не так много камер, способных захватить широкий (по сравнению с другими камерами) динамический диапазон. Ярким примером может служить Fuji FinePixS5 (в настоящее время не выпускается), матрица которой имела двухслойные фотоэлементы, что позволило увеличить ДД, доступный S5 на 2 стопа.

Динамический диапазон устройства вывода изображения

Из всех этапов цифровой фотографии, вывод изображения, как правило, демонстрирует самый низкий динамический диапазон.

У вас вполне резонно может возникнуть вопрос: зачем при съёмке стараться захватить большой динамический диапазон, если ДД устройств вывода изображения настолько ограничен? Ответ заключается в компрессии динамического диапазона (как вы узнаете далее, тональное отображение также связана с этим).

Важные аспекты человеческого зрения

Поскольку свои работы вы демонстрируете другим людям, вам будет небесполезным усвоить некоторые основные аспекты восприятия окружающего мира человеческим глазом.

Человеческое зрение работает не так, как наши фотокамеры. Все мы знаем, что наши глаза адаптируются к освещению: в темноте зрачки расширяются, а при ярком свете – сужаются. Обычно, этот процесс занимает достаточно продолжительное время (он вовсе не моментальный). Благодаря этому, без специальной подготовки, наши глаза могут охватить динамический диапазон в 10 стопов, а в целом нам доступен диапазон около 24 стопов.

Контраст

Все детали, доступные нашему зрению, базируются не на абсолютной насыщенности тона, а на основе контрастов контуров изображения. Человеческие глаза очень чувствительны даже к самым незначительным изменениям контрастности. Вот почему концепция контрастности столь важна.

Общий контраст

Общий контраст определяется перепадом яркости между самыми темными и самыми светлыми элементами изображения в целом. Такие инструменты, как Кривые (Curves) и Уровни (Levels) изменяют только общий контраст, поскольку все пиксели с одним уровнем яркости они обрабатывают одинаково.

В общем контрасте выделяют три основных области:

Совокупность контрастов этих трёх областей определяет общий контраст. Это означает, что если вы увеличите контрастность средних тонов (что бывает очень часто), вы потеряете общий контраст в области светов/теней при любом способе вывода изображения, зависящего от общего контраста (например, при печати на глянцевой бумаге).

Средние тона, как правило, отображают основной предмет съёмки. Если уменьшить контрастность области средних тонов, то ваше изображение будет блеклым. И, наоборот, при увеличении контрастности средних тонов, тени и света станут менее контрастными. Как вы увидите чуть ниже, изменение локального контраста может улучшить общее отображение вашей фотографии.

Локальный Контраст

Следующий пример поможет понять концепцию локального контраста.вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Круги, расположенные друг напротив друга, в каждой из строк имеют абсолютно идентичные уровни яркости. Но правый верхний круг выглядит намного ярче, чем тот, что слева. Почему? Наши глаза видят разницу между ним и окружающим его фоном. Правый выглядит ярче на тёмно-сером фоне, по сравнению с таким же кругом, размещённом на более светлом фоне. Для двух кругов же, расположенных ниже, верно обратное.

Для наших глаз абсолютная яркость представляет меньший интерес, чем её отношение к яркости близлежащих объектов.

Такие инструменты, как Заполняющий свет (FillLight) и Резкость (Sharpening) в Lightroom, и Тени/Света (Shadows/Highlights) в Photoshop действуют локально и не охватывают сразу все пиксели одинакового уровня яркости.

Dodge (Затемнить) и Burn (Осветлить) – классические инструменты для изменения локального контраста изображения. Dodge&Burn – это по-прежнему один из оптимальных методов улучшения изображения, потому, что наши собственные глаза, естественно, неплохо могут судить о том, как та или иная фотография будет выглядеть в глазах стороннего зрителя.

HDR: управление динамическим диапазоном

Еще раз вернёмся к вопросу: для чего же тратить усилия и снимать сцены с динамическим диапазоном шире, чем ДД вашей камеры или принтера? Ответ заключается в том, что мы можем сделать кадр с высоким динамическим диапазоном и позже вывести его изображение через устройство с меньшим ДД. В чём суть? А суть в том, что в ходе этого процесса вы не потеряете никакой информации о деталях изображения.

Конечно, проблему съёмки сцен с высоким динамическим диапазоном можно решить и другими путями:

Но во время длительного (или не очень) путешествия вы должны иметь максимум возможностей для фотосъёмки, так что нам с вами следует найти более эффективные решения.

К тому же окружающее освещение может зависеть не только от погоды. Для лучшего понимания этого, давайте вновь рассмотрим несколько примеров.вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Фото выше весьма тёмное, но, несмотря на это, на нём запечатлён невероятно широкий динамический диапазон света (было снято 5 кадров с шагом в 2 стопа).вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

На этой фотографии свет, падающий из окон справа был весьма ярким, по сравнению с тёмным помещением (в нём не было источников искусственного освещения).

Так что ваша первая задача – запечатлеть на камеру полный динамический диапазон сцены, исключив потерю каких-либо данных.

Отображение динамического диапазона. Сцена с низким ДД

Давайте, по традиции, сначала посмотрим на схему фотосъёмки сцены с низким ДД:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

В рассматриваемом случае при помощи камеры мы можем охватить динамический диапазон сцены за 1 кадр. Незначительные потери деталей в области теней, как правило, не являются существенной проблемой.

Далее мы переносим этот захваченный тональный диапазон на устройство вывода изображения (которое, как правило, предлагает меньший динамический диапазон, чем ДД камеры)

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Процесс отображение на этапе: фотокамера – устройство вывода, в основном, осуществляется с помощью тональных кривых (обычно, сжимающих света и тени). Вот основные инструменты, которые для этого используются:

Примечание: во времена плёночной фотографии. Негативы увеличивали и печатали на бумаге различных классов (или на универсальной). Различие классов фотобумаги заключалось в контрасте, который они могли воспроизвести. Это классический метод тонального отображения. Тональное отображение – может звучать, как что-то новое, но это далеко не так. Ведь только на заре фотографии схема отображения снимка выглядела: сцена – устройство вывода изображения. С тех пор последовательность остаётся неизменной:

Сцена > Захват изображения > Вывод изображения

Отображение динамического диапазона. Сцена с более высоким ДД

Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда мы снимаем сцену с более высоким динамическим диапазоном:вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Вот пример того, что вы можете получить в результате:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Как мы видим, камера может захватить только часть динамического диапазона сцены. Ранее мы уже отмечали, что потеря деталей в области светов – редко допустима. Это означает, что нам необходимо изменить экспозицию для того, чтобы защитить область светов от потери деталей (конечно, необращая внимание на зеркальные блики, например, отражений). В результате мы получим следующее:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Теперь мы получили существенную потерю деталей в области теней. Возможно, в некоторых случаях это может выглядеть достаточно эстетично, но только не тогда, когда вы хотите отобразить на фото и более тёмные детали.

Ниже приведен пример того, как может выглядеть фотография, при уменьшении экспозиции для сохранения деталей в области светов:вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Захват высокого динамического диапазона при помощи брекетинга экспозиции.

Так как же вы можете захватить весь динамический диапазон при помощи камеры? В этом случае решением будет Брекетинг экспозиции: съёмка нескольких кадров с последовательным изменением уровнем экспозиции (EV) так, чтобы эти экспозиции частично перекрывали друг друга:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

В процессе создания HDR-фотографии вы захватываете несколько различных, но взаимосвязанных экспозиций, охватывающих весь динамический диапазон сцены. В целом экспозиции отличаются на 1-2 стопа (EV). Это означает, что необходимое число экспозиций определяется следующим образом:

Каждая последующая экспозиция может увеличиваться на 1-2 стопа (в зависимости от брекетинга, выбранного вами).

Теперь давайте выясним, что вы можете сделать с полученными снимками с разной экспозицией. На самом деле, вариантов немало:

Ручное объединение

Ручное объединение снимков с различной экспозицией (используя, по сути, технику фотомонтажа) почти столь же старо, как искусство фотографии. Несмотря на то, что в настоящее время Photoshop и делает этот процесс более лёгким, но он всё еще может быть достаточно утомительным. Имея альтернативные варианты, вы, вряд ли, прибегнете к объединению снимков вручную.

Автоматическое смешивание экспозиций (также называемое Fusion)

В этом случае за вас всё сделает программное обеспечение (например, при использовании Fusion в Photomatix). Программа выполняет процесс объединения кадров с различной экспозицией и генерирует конечный файл изображения.вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Применение Fusion обычно дает очень хорошие изображения, которые выглядят более «естественными»:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Создание HDR-изображений

Любой процесс создания HDR включает два этапа:

При создании HDR-изображений вы, на самом деле, преследуете ту же цель, но идёте иным путём: вы не получаете конечное изображение сразу же, а снимаете несколько кадров с различной экспозицией, а затем объединяете их в HDR-изображение.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Новшество в фотографии (которая уже не может обходиться без компьютера): 32-битные HDR-изображения с плавающей точкой, позволяющие хранить практически бесконечный динамический диапазон тональных значений.

В ходе процесса создания HDR-изображения, программа сканирует все тональные диапазоны, полученные в результате брекетинга, и генерирует новое цифровое изображение, включающее совокупный тональный диапазон всех экспозиций.

Примечание: когда появляется что-то новое, всегда найдутся люди, утверждающие, что это уже не ново, и они делали это еще до своего рождения. Но расставим все точки над i: способ создания HDR-изображения, описанный здесь, достаточно новый, поскольку для его использования необходим компьютер. И с каждым годом результаты, получаемые при помощи этого способа, становятся всё лучше и лучше.

Итак, ещё раз вернёмся к вопросу: зачем создавать изображения с высоким динамическим диапазоном, если динамический диапазон устройств вывода настолько ограничен?

Ответ заключается в тональном отображении – процессе конвертации тональных значений широкого динамического диапазона в более узкий динамический диапазон устройств вывода изображений.

Именно поэтому тональное отображение для фотографов является самым важным и непростым этапом создания HDR-изображения. Ведь вариантов тонального отображения одно и того же HDR-изображения может быть множество.

Говоря о HDR-изображениях, нельзя не упомянуть о том, что они могут быть сохранены в различных форматах:

Для создания HDR-изображений вам потребуется программное обеспечение, поддерживающее создание и обработку HDR. К таким программам можно отнести:

К сожалению, все перечисленные программы генерируют различные HDR-изображения, которые могут отличаться (подробнее об этих аспектах мы поговорим позже):

Основы Тонального отображения

Как и в случае со сценой с низким динамическим диапазоном, при отображении сцены с высоким ДД мы должны сжать ДД сцены до выходного ДД:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

В чём же отличие рассмотренного примера с примером сцены с низким динамическим диапазоном? Как видите, в этот раз, тональная компрессия более высока, так что классический способ с тональными кривыми уже не работает. Как обычно, прибегнем к самому доступному способу показать основные принципы тонального отображения – рассмотрим пример:вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Чтобы продемонстрировать принципы тонального отображения, воспользуемся инструментом HDR Expose программы Unified Color, поскольку он позволяет выполнять с изображением различные операции по модульному принципу.

Ниже вы можете увидеть пример генерации HDR-изображения без внесения каких-либо изменений:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Как видите, тени вышли достаточно тёмными, а области светов – пересвечены. Давайте взглянем, что нам покажет гистограмма HDR Expose:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

С тенями, как видим, всё не так плохо, а вот света обрезаются, примерно, на 2 стопа.

Для начала, посмотрим, как экспокоррекция на 2 стопа может улучшить изображение:

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Как видите, область светов стала выглядеть гораздо лучше, но в целом изображение выглядит слишком тёмным.

То, что нам нужно в этой ситуации – это объединить компенсацию экспозиции и снижение общего контраста.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Теперь общий контраст в порядке. Детали в области светов и теней не теряются. Но, к сожалению, изображение выглядит довольно плоским.

Во времена до эпохи HDR, эта проблема могла быть решена при помощи использования S-образной кривой в инструменте Кривые (Curves):

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Однако, создание хорошей S-кривой займёт некоторое время, а в случае ошибки, легко, может привести к потерям в области светов и теней.

Поэтому инструменты тонального отображения предусматривают другой путь: улучшение локального контраста.вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

В полученном варианте детали в светах сохранены, тени не обрезаны, а плоскостность изображения исчезла. Но и это ещё не окончательный вариант.

Для придания фотографии завершённого вида оптимизируем изображение в Photoshop CS5:

Основное различие между всеми инструментами для работы с HDR заключаются в алгоритмах, используемых ими для понижения контраста (например, алгоритмы определения того, где заканчиваются общие настройки и начинаются локальные).

Не существует правильных или неправильных алгоритмов: всё зависит от ваших собственных предпочтений и вашего стиля фотографии.

Все основные инструменты для работы с HDR, предлагаемые рынком, также позволяют контролировать и другие параметры: детализация, насыщенность, баланс белого, удаление шума, тени/света, кривые (большинство из этих аспектов мы подробно рассмотрим позже).

Динамический диапазон и HDR. Резюме.

Способ расширения динамического диапазона, который способна захватить камера, весьма стар, поскольку ограниченность возможностей камер известна очень давно.

Ручное или автоматическое наложение изображений предлагает очень мощные способы конвертации широкого динамического диапазона сцены до динамического диапазона, доступного вашему устройству вывода изображения (монитору, принтеру и т.д.).

Создание бесшовных объединённых изображений вручную может быть очень сложным и трудоемким: бесспорно, метод Dodge & Burn– незаменим для создания качественного отпечатка изображения, но он требует длительной практики и усердия.

Автоматическая генерация HDR-изображений является новым способом преодолеть старую проблему. Но при этом алгоритмы тонального отображения сталкиваются с проблемой сжатия высокого динамического диапазона до динамического диапазона изображения, которое мы можем просмотреть на мониторе или в распечатанном виде.

Различные методы тонального отображения могут дать совершенно различные результаты, и выбор метода, дающего желаемый результат, зависит только от фотографа, то есть от вас.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Трансляции

Статистика

Расширение динамического диапазона (HDR)

Расширение динамического диапазона (HDR)

Расширение динамического диапазона (HDR)

Что такое динамический диапазон?

У сканеров, мониторов (!), принтеров, печатных машин в фотолабе и у фотобумаги тоже есть свой динамический диапазон, и обычно он ниже, чем динамический диапазон фотоматериала в фотоаппарате (даже цифровой матрицы).

Зачем его увеличивать?

— в некоторых (например, вышеописанных) случаях это необходимо
— снимки с широким динамическим диапазоном во многих случаях выглядят гораздо естественнее
— большие возможности и запас качества для последующей художественной обработки кадра

Термины

LDR файл и HDR файл

Методы увеличения динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазонавопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Также пересвеченный и недосвеченный кадры получают путем разной обработки одного и того же RAW файла, но по качеству результата это больше похоже на Tone mapping.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазонавопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

…и как?

Photoshop CS2

С появлением на моем компе видеокарты со 128 мегабайтами видеопамяти на борту я получил возможность перейти на Photoshop CS2, поэтому теперь многие приемы обработки я буду описывать применительно к возможностям CS2, в котором появилось много новых и полезных инструментов для фотографов, а так же еще больше фильтров, работающих с 16-битными изображениями. Например, Photoshop CS2, в отличие от CS, имеет встроенные инструменты для получения HDR файлов.

Фотошоп немного попыхтит и выдаст промежуточный результат.

Как и ожидалось, динамический диапазон полученного HDR изображения превышает динамический диапазон монитора, поэтому кадр выглядит сильно пересвеченным. Для того, чтобы посмотреть все тона HDR изображения, можно подвигать ползунок точки белого. Этот ползунок применяется только для предпросмотра изображения, на конечный результат он не влияет.

Для того, чтобы в конечном HDR файле сохранилась вся информация о полутонах, значение Bit Depth необходимо оставить “32 Bit/Channel”.

Все вышеописанные действия иллюстрирует вот это видео:

Теперь изображению необходима тональная компрессия.

Фотошоп выдаст окно “HDR Conversion”, где можно выбрать несколько методов тональной компрессии, автоматических и не очень. Поколдовав с ползунками и тональной кривой, нажмите ОК. В этом окне можно также сохранить или загрузить ранее сохраненные настройки тональной компрессии.

Фотошоп в последний раз немножко попыхтит и выдаст 16-битное изображение, которое теперь можно обрабатывать обычными методами.

Тональную компрессию иллюстрирует следующее видео:

Photomatix Pro

Вместо Photoshop CS2 для получения HDR файла используем программу Photomatix Pro.

Автоматический режим: Exposure Blending с тональной компрессией

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Результат работы программы откроется в отдельном окне. В данном случае тональная компрессия не нужна, программа уже сама все сделала.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Полуавтоматический режим: создание HDR файла

В этом режиме Photomatix автоматически создает 32-битный HDR файл из нескольких LDR файлов, без тональной компрессии.

Скормите программе LDR файлы и не трогайте настройки тональной кривой (если вы не обрабатываете сканы с пленки). Не забывайте про галочку “Align input images”. Жмите OK.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

осле пыхтения вы увидите HDR изображение, не влезающее в динамический диапазон монитора. В отличие от Photoshop’a с его ползунком точки белого, здесь есть окно предпросмотра реальных тонов HDR изображения. На мой взгляд, это удобнее.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Теперь нужно применить тональную компрессию. В Photomatix это делается с помощью инструмента Tone Mapping.

Тональная компрессия и Tone Mapping

Инструмент позволяет привести HDR изображение в приличный вид.

вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Смотреть картинку вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Картинка про вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона. Фото вопрос 14 зачем отключать расширение динамического диапазона

Здесь настройки более понятны и удобны, чем в Photoshop CS2, но нет тональной кривой.

Если вы откроете 16-битный LDR файл и таким же образом примените к нему инструмент Tone Mapping, то в этом случае Photomatix попытается вытянуть детали в светах и тенях на основе избыточной информации 16-битного файла.

Жмите ОК и сохраняйте файл. Теперь он готов к обработке в фотошопе.

Еще один способ

Вернее, несколько способов.

Способы заключаются в ручной обработке LDR файлов в фотошопе или других подобных ему программах. Мне не нравится тратить время и нервы там, где операции можно с упехом автоматизировать, поэтому здесь я этот ужас не буду описывать.

Это все, что у меня есть вам по этой теме сказать. 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *