вопли видоплясова достоевский что такое
«Вопли Видоплясова»
Знакомы ли вы, глубокоуважаемый читатель, с творчеством Федора нашего Михайловича Достоевского? Говорите, знакомы? Сейчас узнаем. Итак, диалог.
«— Так он стихи напечатать хочет, дядюшка?
— Печатать, братец. Это уж решено — на мой счет, и будет выставлено на заглавном листе: крепостной человек такого-то, а в предисловии Фоме от автора благодарность за образование. Посвящено Фоме. Фома сам предисловие пишет. Ну, так представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“».
Конечно, кто-то, безусловно, узнал процитированное произведение классика. Но позволим себе предположить, что большинство читателей все-таки затруднится ответить, откуда этот диалог. Однако фамилия-то Видоплясов знакома, не правда ли? И уж тем более знакомо словосочетание «Вопли Видоплясова». Именно это название лакей Видоплясов из романа Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» хотел видеть на обложке своей будущей книги. И именно так называется самая популярная украинская рок-группа. «Вопли Видоплясова», или просто «ВВ», — это название знают даже те, кто практически не интересуется современной музыкой.
Человек соткан из амбиций. По крайней мере, в молодости. Когда тебе еще нет двадцати пяти, мир кажется открытой книгой с чистыми листами, куда ничего не стоит вписать свое имя.
Все было легко, просто и обычно. Однажды, а именно в мае 1986 года, в комнате на одиннадцатом этаже общежития?15 Киевского политеха встретились трое молодых людей — Олег Скрипка, Александр Пипа и Юрий Здоренко. Встреча эта, как говорят сами музыканты, оказалось «роковой и решающей». В том смысле, что ребята решили создать новую рок-группу. Что, надо сказать, вполне характерно для тех времен. Рок стал выходить из подполья, и хотя до «всеобщего рокерского счастья» было еще далеко, появилась по крайней мере возможность свободно играть.
Имеет ли какое-то значение то, что они были, так сказать, не очень дружны с музыкой? Да в общем-то, нет. Главное, что музыку ребята любили, хотя как играть ее, представление имели самое смутное. Точнее, не было у них музыкального образования. «Но не боги горшки обжигают». Олег Скрипка окончил КПИ, некоторое время работал инженером на военном заводе, первая профессия Юрия Здоренко — водопроводчик, а Александр Пипа никогда не скрывал, что из музыкальной школы его выгнали еще на заре его славного детства. «Я ни разу не встречал басиста, который играл бы хуже меня», — говорит о себе музыкант. Пришедший чуть позже в группу ударник Сергей Сахно учился барабанному делу у своего знакомого из киевского мюзик-холла.
Есть группа, значит, нужно название. В ту пору Александр Пипа зачитывался Достоевским (еще одно подтверждение известного факта, что украинские рок-музыканты — самые читающие рок-музыканты в мире), он-то и предложил назвать группу «Вопли Видоплясова». Весной 1987 года «ВВ» становятся членами вновь образованного киевского рок-клуба, а осенью дают первый концерт. Первыми зрителями, оценившими безудержный драйв группы, были активисты рок-клуба. Спустя месяц «ВВ» произвели фурор, выступив на кинофестивале «Молодость», проходившем в киевском Доме кино. «Плач Ярославны», «Товарищ майор», «Я летел», «Идет дежурство», «Заднє око», «Пісенька» и, конечно же, суперхит всех времен и народов «Танці» — песни «ВВ» быстро стали популярными, как и появившийся вскоре дебютный альбом группы «Хай живе ВВ!». Надо сказать, что языковой барьер отнюдь не мешал фанатам во многих странах воспринимать песни «ВВ». Конечно, были скептики, утверждавшие, что рок на украинском языке — это нонсенс. Но ведь в 60–70-х была такая же ситуация с русским языком: рок должен исполняться только на английском — это аксиома, и, по мнению рокеров, иначе и быть не могло. И когда молодая группа «Машины Времени» (позже ставшая «Машиной Времени») в 1970-м году вдруг начала петь на русском, то публика, собравшаяся на концерте в московском ДК «Энергетик», поначалу даже неодобрительно свистела. Это потом уже русскоязычные песни «Машины» и других рок-групп стали хитами.
У музыкантов «ВВ» никогда не было, так сказать, «языковых предрассудков». Однако рок на украинском языке поначалу воспринимался несколько настороженно. Но потом все стало на свои места, и уже не только в Украине, но и в России фанаты распевали «Танці» и другие забойные хиты «ВВ». «Открытие» Москвы произошло в июне 1988 года, когда «ВВ» впервые дали концерт в российской столице, вместе с киевскими командами «Коллежский асессор» и «Раббота Хо» выступив в знаменитой «Горбушке» — зале московского ДК имени Горбунова.
«До 1988 года „Вопли Видоплясова“ играли панк, хардрок, — рассказывал Олег Скрипка в интервью газете „Высокий замок“. — А в 1988-м мы впервые попали за границу — в Польшу, где выступали в Варшаве на таком себе антисоветском съезде украинцев всего мира и были единственными представителями из Украины. После официальной части начали петь украинские песни и ощутили потрясающий драйв, не меньший, чем на рок-концерте. Это путешествие стало для нас толчком писать песни с элементами украинского мелоса, ритмов украинских танцев». В общем-то говоря, «ВВ» недолго искали свой стиль. Еще до образования «Воплей Видоплясова» Юрий Здоренко и Александр Пипа играли в хэви-металл-группе «SOS». Однако после встречи с Олегом Скрипкой с тяжелым металлом было покончено. Ныне группа играет музыку. А вот какую, как определить стиль «ВВ»? Вряд ли на этот вопрос можно дать абсолютно точный ответ. Смесь стилей, языков, музыкальных направлений — вот что такое музыка «ВВ». Некоторые музыкальные критики определяют стиль «Воплей» как «укропанк». Но на самом деле не в названиях дело. Главное — драйв, энергия, которая буквально с первых аккордов заводит зал.
«ВВ» быстро набирали обороты, буквально за год-два став едва ли не самой известной украинской группой. После покорения Москвы и России они «взялись» за Запад. Вначале было выступление в Польше, а затем «ВВ» заинтересовали известную продюсерскую фирму «Янус», которая организовала тур группы по Франции и Швейцарии. В рамках этого турне «Вопли» выступили на фестивале «Весна в Бурже» (французском аналоге «Таврийских игр»), после чего в газете «Монд» появилась статья о «ВВ», ставшая первой публикацией о группе в западной прессе. В конце концов французы переманили «Вопли Видоплясова». Что, в общем-то, неудивительно. В начале 1990-х годов в Украине зарабатывать себе на жизнь музыкой было совсем нелегко. И потому музыканты и переехали в более спокойную и стабильную Францию — с весны 1991 года начинается так называемый «французский период» группы.
Гастроли, концерты, телевидение, пресса, новые альбомы — «ВВ» никогда не оставались во Франции без внимания. А Олег Скрипка даже женился на француженке Мари Рибо и устроился на должность художественного руководителя девичьего хора в парижском театре Филиппа де Купле. Правда, вместе с успехами начались и проблемы. Летом 1989 года из «ВВ» ушел Юрий Сахно, его место за ударными занял барабанщик Александр Комиссаренко, до этого игравший в киевской команде «Квартира 50». Через полтора года группу покинул Юрий Здоренко. Его подменяют по очереди Александр Редько, Алексей Дегтярь, затем, когда группа находилась уже во Франции, — Филипп Можа, Феликс Ле Барс и Кристоф Жерар. Покинул коллектив и Александр Комиссаренко, вместо него за барабаны сел француз Стефан Муфлие. Конечно, все эти перестановки не радовали «отцов-основателей» «ВВ» Пипу и Скрипку. Но по большому счету, это не сильно повлияло на группу, ведь ротация состава — обычное дело в музыкальном мире, редким коллективам удается сохранить свой первоначальный состав. Главное — стержень «Воплей Видоплясова»: вместе остались Скрипка и Пипа.
«Наверно, теперь уже ни за что на свете не стал бы жить в Париже. Сложный город для жизни», — сказал однажды Олег Скрипка. Что правда, то правда. Париж хоть и стоит мессы, но и очень требователен к кумирам. Экспрессия и «раздолбайский» стиль «Воплей» привлекали французскую публику. Но будем откровенны — не более того. О былой популярности на родине (подразумевая здесь под словом «родина» просторы бывшего СССР) можно было только мечтать. Возвращение «блудных сыновей» не было триумфальным, скорее наоборот, группу изрядно подзабыли, и завоевывать сердца слушателей пришлось практически с нуля. Что радовало, так это возвращение в группу барабанщика Сергея Сахно и приход нового, очень энергичного гитариста Евгения Рогачевского.
Надо сказать, что «ВВ» недолго пребывали на задворках отечественного шоу-бизнеса. Очень вовремя пришла «Весна» — клип, снятый на киностудии «Мосфильм», становится хитом телепространства. Затем музыканты выпустили в Москве альбом «Музыка», записанный еще в Париже. Этот альбом, который, помимо прочего, отправился в космос вместе с первым украинским космонавтом Леонидом Каденюком на американском «Шаттле», ознаменовал окончательное и бесповоротное возвращение «Воплей Видоплясова» на отечественное рок-пространство. Правда, «Музыка» стала отправной точкой для целой череды скандалов и судебных разбирательств. Тема эта, может быть, и не слишком приятная, однако так или иначе это часть истории группы. Банально, но факт: шоу-бизнес — это не только слава, деньги и толпы поклонниц, дежурящих под подъездом кумира. В этом мире жестокие законы, и горе тому, кто пытается выйти из-под контроля акул этого самого шоу-бизнеса.
В 1997 году «Вопли Видоплясова» подписали долгосрочный контракт с известной звукозаписывающей фирмой «Gala Records». После выхода альбома «Музыка» фанаты, да и сами музыканты, ждали выхода следующего альбома, благо материала, и очень качественного, за время «творческой командировки» во Францию набралось предостаточно. Однако фирма по непонятным причинам тянула с выпуском очередного диска, что, естественно, никак не радовало музыкантов. В конце концов «ВВ» попытались заключить контракт с фирмой «Real Records», что, в свою очередь, вызвало неудовольствие «Gala Records». В общем, вместо того чтобы писать и играть, музыканты «ВВ» вынуждены были заниматься отстаиванием своих прав в суде.
Раз мы уже заговорили о скандалах, то придется коснуться темы, без которой просто невозможен рассказ о жизни рокзвезд. Если судить по некоторым публикациям в средствах массовой информации, рокеры (да и вообще практически все, кто имеет отношение к шоу-бизнесу, как отечественному, так и иностранному) — это, как минимум, исчадия ада. Ну по крайней мере, алкоголики и представители нетрадиционных сексуальных меньшинств. Не миновала чаша сия и музыкантов «ВВ». «О нас ходит масса нелепостей и слухов. Сначала говорили, что „вэвэшники“ пьяницы и дебоширы, — говорил Олег Скрипка в интервью „Музыкальной газете“, — они в каком-то городе, где мы никогда не были, в каком-то отеле что-то разбили, там напились с кем-то, подрались с тем, кого я вообще не знаю. Сейчас более того: „ВВ“ — гомосексуалисты, наркоманы и все такое прочее. Но в общем-то, слухи — хороший индикатор. Это тайное стремление общества. Люди наделяют своих кумиров теми чертами, которые в них самих таятся. Поэтому наркомания и повальное пьянство — это латентные какие-то стороны личности среднего гражданина».
Слава богу, не одними только скандалами живет «ВВ». Жизнь группы за годы выступлений была наполнена массой более приятных событий. Среди самых интересных: проект «Весна-2000» — совместные концерты в Москве и Киеве вместе с группой «Мумий Тролль», туры по Великобритании, Германии, выступление «ВВ» в шоу-программе, посвященной приезду в Киев команды «Формулы-1» «Мак-Ларен». В рамках этого шоу на Крещатике состоялись заезды уникального двухместного болида «Мак-Ларен». Олег Скрипка был в числе девяти избранных (и единственным украинским музыкантом), кому на себе довелось испытать, что такое «Формула-1».
И напоследок, как и полагается, о творческих планах «Воплей Видоплясова». К счастью, уже давно прошло то время, когда «ВВ» и другим украинским группам приходилось доказывать, что украинский рок — это данность, которую никто не в силах оспорить. Так что планы Олега Скрипки, Александра Пипы и других музыкантов «Воплей Видоплясова» достаточно просты — писать новые песни, выступать на концертах, выпускать новые альбомы. И радовать слушателей и зрителей своей музыкой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Видоплясов Григорий
Лакей Егора Ильича Ростанева, «секретарь» Фомы Фомича Опискина. «Это был еще молодой человек, для лакея одетый прекрасно, не хуже иного губернского франта. Коричневый фрак, белые брюки, палевый жилет, лакированные полусапожки и розовый галстучек подобраны были, очевидно, не без цели. Всё это тотчас же должно было обратить внимание на деликатный вкус молодого щеголя. Цепочка к часам была выставлена напоказ непременно с тою же целью. Лицом он был бледен и даже зеленоват; нос имел большой, с горбинкой, тонкий, необыкновенно белый, как будто фарфоровый. Улыбка на тонких губах его выражала какую-то грусть и, однако ж, деликатную грусть. Глаза, большие, выпученные и как будто стеклянные, смотрели необыкновенно тупо, и, однако ж, все-таки просвечивалась в них деликатность. Тонкие, мягкие ушки были заложены, из деликатности, ватой. Длинные, белобрысые и жидкие волосы его были завиты в кудри и напомажены. Ручки его были беленькие, чистенькие, вымытые чуть ли не в розовой воде; пальцы оканчивались щеголеватыми, длиннейшими розовыми ногтями. Всё это показывало баловня, франта и белоручку. Он шепелявил и премодно не выговаривал букву p, подымал и опускал глаза, вздыхал и нежничал до невероятности. От него пахло духами. Роста он был небольшого, дряблый и хилый, и на ходу как-то особенно приседал, вероятно, находя в этом самую высшую деликатность, — словом, он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. »
Видоплясов служил прежде у «одного учителя чистописания», обучился сам писать, учит теперь сына Ростанева Илюшу, за что полковник ему платит отдельно по приказу Фомы Фомича полтора целковых за урок. Мало этого, Видоплясов и по окрестным помещикам со своими уроками ездит — и там ему платят. Лакей этот особенно интересен тем, что он — «поэт». Его поэтический дар характеризует в повести восторженный полковник Ростанев. По его словам, у Видоплясова «настоящие стихи», что он «тотчас же всякий предмет стихами опишет», что это «настоящий талант», что у него в стихах «музы летают» и что, наконец, «он до того перед всей дворней после стихов нос задрал, что уж и говорить с ними не хочет». Доморощенный поэт под покровительством Фомы Опискина на полном серьезе намеревается издать книжку под названием «Вопли Видоплясова», но самолюбивый автор опасается насмешек над фамилией и требует почтительно, чтобы «сообразно таланту, и фамилия была облагороженная». Но «поэту» не везет: за короткий срок он становится поочередно Олеандровым, Тюльпановым, Верным, Улановым, Танцевым и даже Эссбукетовым, но презираемая им дворня упорно подбирает к очередной «облагороженной» фамилии отнюдь не благородные рифмы. Вот уж действительно, можно носить довольно заурядную фамилию Пушкин и быть гением, а можно быть Эссбукетовым, «рифмовать любой предмет», но оставаться лакеем и в жизни, и в литературе. Такие поэты, высмеянные Достоевским, беспокоятся о чем угодно, только не о том — есть ли у них талант? Только тем, что колоссальный образ Фомы Опискина затенил Видоплясова, и можно, кажется, объяснить тот парадокс, что имя этого лакея-поэта не стало нарицательным.
В финале повести сообщается, что лакей-поэт «давным-давно в желтом доме и, кажется, там и умер». Видоплясов является, в какой-то мере, предтечей лакея Смердякова из «Братьев Карамазовых».
© 2012 — 2021 Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ Эл № ФС77-51838 от 7 декабря 2012 г.
Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью. Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам. При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.
«Вопли Видоплясова», или Несколько слов о наших «ненастоящих» проблемах
— Да вот видишь, друг мой, не нравится ему своя собственная фамилия, переменить просит. Каково тебе это покажется?
Ф.М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели»
Да, «ненастоящие» проблемы играют с человеком злую шутку, «водят его за нос». Характерной чертой человека, попавшего в «плен» таких проблем, я бы назвал неумеренную говорливость. Они любят много и подолгу говорить о своих проблемах.
Попавшие в плен «ненастоящих» проблем любят много и подолгу говорить о них, не слыша и не слушая советов
При этом нередко оказываются неспособными слушать и слышать своего собеседника. Помню, попросила меня о встрече супруга одного военнослужащего. Мы встретились в храме, и я стал внимательно ее слушать. Она рассказывала мне о муже и в основном описывала, какие у нее с ним проблемы. Именно у нее проблемы с ним. Рассказывала долго, нахраписто и нудно. А я сижу и очень скоро начинаю понимать, что имею дело с подменой. В понимании этой жены все семейные неурядицы у них исходили от мужа, которого она, «пытаясь спасти семью», постоянно «пилит», устраивает скандалы, а ему не дает и слово вставить. Этот последний момент я ощутил, когда попытался вставить слово сам. Только попытавшись произнести аргумент в оправдание ее несчастного мужа, я немедленно услышал: «Да вы ничего так и не поняли. Как же вы меня слушаете?» После сего свою задачу я видел лишь в том, чтобы позволить ей выговориться. Ну, право, не говорить же мне ей о том, что проблемы ее надуманны и ей просто не хватает чуткости и внимания к своему мужу?
Да, непросто жить человеку, еще не «открывшему» Евангелие. Лишь оно может помочь ему иначе взглянуть на его жизненные проблемы. Открывая человеку истину о нем самом и об окружающем его мире, Евангелие помогает ему преодолеть искушение ненастоящими проблемами, помогает увидеть проблемы истинные и направляет его к решению этих проблем.
В чем же корень этого зла? Почему мы нередко склонны видеть свои проблемы вовсе не там, где они действительно есть? В поисках ответов обратимся к святоотеческой мудрости. Преподобный Марк Подвижник писал: «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».
Причину всякой болезненной ситуации следует искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а в себе самом
То есть человек разумный причину всякой болезненной ситуации будет искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а внутри самого себя. Он увидит прежде всего свою ответственность в происходящем и, таким образом, поймет, в чем заключается настоящая, а не выдуманная проблема. Поняв проблему, он сумеет нащупать и решение в исправлении самого себя, а не ближнего. И, таким образом, окажется на правильном пути. Конечно, на пути у него встанут враги: самолюбие, самомнение и самооправдание. Но на то они и враги, чтобы их обнаруживать и потом побеждать. И беда, если обнаружить мы их не сумеем.
Конечно же, наши проблемы многогранны и разнообразны и порой столь запутанны, что очень непросто зреть в корень и отличить проблему основную от производных от нее. Однако если Евангелие у нас на столе, то Бог нам в помощь!
Лакей Видоплясов, этот несчастный обитатель села Степанчикова, так и не распознавший своих реальных проблем, окончил свою жизнь в «желтом доме». Нам, надеюсь, не стоит опасаться «желтого дома», но все же пусть его несчастная судьба послужит нам в назидание.
«Вопли Видоплясова»,
или Несколько слов о наших «ненастоящих» проблемах
Иллюстрация: Юрий Гершкович
– Да вот видишь, друг мой, не нравится ему своя собственная фамилия, переменить просит. Каково тебе это покажется?
– Неосновательная фамилия-с! – отозвался Видоплясов.
Ф.М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели»
Познакомьтесь с Григорием Видоплясовым, он того стоит. Лакей, весь пропитанный «деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства», – герой повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Его «Вопли Видоплясова» – петиция, обращенная к главному герою повести, с мольбой о помощи в разрешении мучившей его проблемы – неподходящей для него фамилии, которую ему непременно надо сменить. При этом справедливости ради стоит отметить: фамилию для него уже меняли, и не один раз. Но и это не помешало ему видеть свою проблему все там же… Вот о такого рода навязчивых проблемах мы и поговорим сегодня.
Федор Михайлович, как многие отмечали, умел мастерски изобразить недостатки человеческой души в образе конкретного героя, сделать героя – как правило, не главного – как бы воплощением того или иного качества. И в этом отношении лакей Видоплясов – имя нарицательное. В его образе писатель сочными красками изобразил натуру, чрезвычайно озабоченную надуманными, ненастоящими проблемами. Поглощенная подобными проблемами натура не видит проблем реальных. Она живет в мире придуманных проблем, а потому не способна ставить перед собой по-настоящему важные задачи и достигать по-настоящему необходимых целей. Такая натура всю жизнь может воевать с «ветряными мельницами», но понять и осмыслить это она нередко просто неспособна. Для человека, имеющего подобный искаженный взгляд на реальность, очень вероятен риск до конца своих дней так и не «погрузиться» в свою реальную жизнь, а касаться всегда лишь ее поверхности. И это очень незавидная участь, не правда ли?
Тема «ненастоящих» проблем в жизни человека стала занимать меня после одного давнего разговора, который состоялся у меня с соседкой по квартире, человеком совсем нецерковным. Узнав о том, что я несу послушание псаломщика в храме, она очень живо заговорила со мной о возможности посетить наш храм и, возможно, даже исповедаться. Расспросив подробно о священнике, который у нас служил, она очень взволнованно стала говорить мне о своей озабоченности. «Знаете, – сказала она, – только мне очень важно, чтобы меня там хорошо приняли. Вы расскажите священнику обо мне, скажите, что я вдовая пенсионерка, чтобы он внимательно ко мне отнесся». Ее взволнованность и тон, которым она говорила, подсказывали мне, что, обладая «необыкновенным чувством собственного достоинства», моя соседка была обеспокоена по большому счету лишь этим моментом, и, возможно, именно неуверенность этого рода препятствовала ей прийти в храм раньше. Помню, как осенила меня тогда мысль: человек, возможно, уже давно хочет прийти в храм, но останавливает его надуманная проблема! Была бы осознана проблема реальная – необходимость покаяться перед Богом – давно бы уже был человек в Церкви. Так нет, все та же борьба с «ветряными мельницами» отвлекает человека от спасительной сути.
Да, «ненастоящие» проблемы играют с человеком злую шутку, «водят его за нос». Характерной чертой человека, попавшего в «плен» таких проблем, я бы назвал неумеренную говорливость. Они любят много и подолгу говорить о своих проблемах.
Попавшие в плен «ненастоящих» проблем любят много и подолгу говорить о них, не слыша и не слушая советов
При этом нередко оказываются неспособными слушать и слышать своего собеседника. Помню, попросила меня о встрече супруга одного военнослужащего. Мы встретились в храме, и я стал внимательно ее слушать. Она рассказывала мне о муже и в основном описывала, какие у нее с ним проблемы. Именно у нее проблемы с ним. Рассказывала долго, нахраписто и нудно. А я сижу и очень скоро начинаю понимать, что имею дело с подменой. В понимании этой жены все семейные неурядицы у них исходили от мужа, которого она, «пытаясь спасти семью», постоянно «пилит», устраивает скандалы, а ему не дает и слово вставить. Этот последний момент я ощутил, когда попытался вставить слово сам. Только попытавшись произнести аргумент в оправдание ее несчастного мужа, я немедленно услышал: «Да вы ничего так и не поняли. Как же вы меня слушаете?» После сего свою задачу я видел лишь в том, чтобы позволить ей выговориться. Ну, право, не говорить же мне ей о том, что проблемы ее надуманны и ей просто не хватает чуткости и внимания к своему мужу?
Да, непросто жить человеку, еще не «открывшему» Евангелие. Лишь оно может помочь ему иначе взглянуть на его жизненные проблемы. Открывая человеку истину о нем самом и об окружающем его мире, Евангелие помогает ему преодолеть искушение ненастоящими проблемами, помогает увидеть проблемы истинные и направляет его к решению этих проблем.
Господь не решает проблем – Он выправляет искаженный взгляд на ситуацию
Сам Господь, как свидетельствует Евангелие, неоднократно выправлял искаженный взгляд на ситуацию в глазах тех, кто находился рядом с Ним. Вот, к примеру, два брата обращаются к Нему с просьбой помочь им в разделе имущества. Он не делит имущество, но выправляет их взгляд на ситуацию. Он говорит, что проблема их не в том, как справедливо все разделить, а в том, что ими движет любостяжание, которое и есть само в себе и по своим последствиям настоящая проблема. Или вспомним, как апостолы Иаков и Иоанн подошли к Спасителю с наивной просьбой посадить их по правую и по левую сторону от Себя в Царстве Небесном. Христос не решает эту «проблему», но указывает им на проблему настоящую – отсутствие в них смирения, без которого они вообще могут не войти в это Царство. Подобных ситуаций в Евангелии немало, и все они пусть и «между строк», но приучают нас избегать подобных подмен в своей жизни.
Однако «ненастоящие» проблемы – отнюдь не только удел лишь тех, кто еще не познал Истину. Сознательный христианин, в силу духовной немощи уклоняющийся от нравственных христианских истин, также может потерять контроль над ситуацией, и тогда он начинает видеть все вокруг себя в искаженном свете. Происходит это в том случае, когда в его жизни эгоистические мотивы начинают преобладать над любовью и чистотой отношений с ближним. В моей памяти очень ярко сохранился случай с одним моим товарищем. Он был очень ревностным христианином, любил читать Священное Писание, особенно непростые послания апостола Павла. Он зачитывался толкованиями святителя Феофана и мечтал поступить в духовную семинарию. Женился он рано, и очень скоро вскрылась одна его духовная проблема. Самолюбивое сердце стало очень болезненно реагировать на любые проявления своей воли со стороны молодой супруги. Выяснилось, что он слишком буквально и категорично понимал слова апостола о том, что жена должна повиноваться своему мужу во всем, забывая при этом, что муж должен возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Постепенно, несмотря на увещания любящего его духовника, он превратился в настоящего тирана, который последовательно «ломал через колено» свою несчастную супругу. Супруга не смогла долго это терпеть, и их брак распался…
В чем же корень этого зла? Почему мы нередко склонны видеть свои проблемы вовсе не там, где они действительно есть? В поисках ответов обратимся к святоотеческой мудрости. Преподобный Марк Подвижник писал: «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».
Причину всякой болезненной ситуации следует искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а в себе самом
То есть человек разумный причину всякой болезненной ситуации будет искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а внутри самого себя. Он увидит прежде всего свою ответственность в происходящем и, таким образом, поймет, в чем заключается настоящая, а не выдуманная проблема. Поняв проблему, он сумеет нащупать и решение в исправлении самого себя, а не ближнего. И, таким образом, окажется на правильном пути. Конечно, на пути у него встанут враги: самолюбие, самомнение и самооправдание. Но на то они и враги, чтобы их обнаруживать и потом побеждать. И беда, если обнаружить мы их не сумеем.
Попытаемся осмыслить это на примере. Внутрисемейные конфликты сегодня, увы, почти повседневная реальность многих семей. И это проблема настоящая. Но вырастает она, питаясь «ненастоящими» проблемами, поскольку конфликты происходят, как правило, из-за мелочей. «Сколько раз просил я ее, – рассуждает возмущенный супруг, – не вешать свои кофточки на лестничных перилах? Почему она меня не слышит?» «А потому, что мне неудобно всякий раз надевать кофту на плечики», – вдогонку рассуждает супруга, не понимающая мелочного возмущения своего мужа. Вот так и натыкается «коса на камень»: каждый прав в своем роде, и оба не правы по существу, ибо не пристало «косе» рубить «камень», а «камню» гнуть «косу»! Разве в том здесь проблема, что супруг слишком мелочен, а супруга перестала его уважать? Разве в этом их настоящая проблема? Конечно же, нет. Она в том и только в том, что не хватает у обоих снисхождения к половинке, не хватает любви, чтобы с лаской обо всем договориться.
Конечно же, наши проблемы многогранны и разнообразны и порой столь запутанны, что очень непросто зреть в корень и отличить проблему основную от производных от нее. Однако если Евангелие у нас на столе, то Бог нам в помощь!
Лакей Видоплясов, этот несчастный обитатель села Степанчикова, так и не распознавший своих реальных проблем, окончил свою жизнь в «желтом доме». Нам, надеюсь, не стоит опасаться «желтого дома», но все же пусть его несчастная судьба послужит нам в назидание.