вооруженный отряд при князе в древней руси участвовавший как в войнах так и в управлении
Словари
3. Воинское подразделение в нерегулярных ополченских войсках (в Российском государстве до 1917 г.).
Группа, отряд, созданные на добровольной основе с какой-либо целью.
ДРУЖИ́НА, дружины, жен.
|| чаще мн. Войско (поэт. устар.). «Пальбой отбитые дружины, мешаясь, падают во прах.» Пушкин.
|| Рабочий отряд на военных работах (дорев.). Инженерно-строительные дружины.
3. Артель, товарищество (обл.).
4. Добровольная организация молодежи в помощь милиции (неол.).
1. В Древней Руси: приближенные князя, а также княжеское войско.
2. В царской армии: ополченская войсковая часть, соответствующая полку.
3. Группа (обычно военизированная), отряд. Пожарная д. (добровольная пожарная команда; устар.). Добровольная народная д. (по охране общественного порядка).
Сокращение: добровольная народная дружина. Орган охраны правопорядка, членами которого являются добровольцы, непрофессионалы.
Наряд из штаба Боевых Комсомольских Дружин, вызванный одним из старичков, прибыл вовремя. Дежурили в эту ночь самые отборные дружинники, дети дипломатов, студенты института международных отношений в джинсовых костюмах (В. Акс.).
2. Устар. Войско, рать. Вражеские дружины двинулись на Русь.
3. В России до 1917 г.: войсковое подразделение, войсковая часть (по преимуществу в войсках ополчения). Ополченские дружины.
4. с опр. Группа, отряд, добровольное объединение, созданные с какой-л. целью. Пожарная д. Санитарная д. Добровольная народная д. (общественная организация по охране общественного порядка). Пионерская д. (в СССР: объединение нескольких пионерских отрядов).
В общеязыковом смысле дружиной называют группу лиц с военизированной формой организации, но не обязательно для военных целей (например, пионерская дружина, пожарная дружина). В царской армии дружина народного ополчения соответствовала полку. В дореволюционные годы дружинами называли военизированные формирования различных политических организаций (боевые дружины).
1. Вооруженный отряд при князе в древней Руси, составлявший основное ядро княжеского войска, участвовавший в управлении княжеством и личным хозяйством князя-феодала.
С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.
2. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в странах Западной Европы.
3. Войсковое подразделение, войсковая часть в ополчении в царской России.
Группа, отряд, добровольное объединение, созданные с какой-л. целью.
Пожарная дружина. Пионерская дружина. Санитарная дружина. Народная дружина.
1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля); составляли привилегированный слой общества.
Группа, отряд, добровольное объединение, созданное с какой-л. целью.
* Дружина юных пионеров.
Организационная основа объединения юных пионеров в школе, детском доме, интернате, пионерском лагере. МСЭ, т. 1, 583.
* [Добровольная] народная дружина.
Добровольная организация молодежи в помощь милиции. Ильенко, Максимова, 270.
* Дружина юных пожарников.
Добровольное объединение молодежи в помощь пожарным.
• С 12-летнего возраста ребята начинают заниматься в дружинах юных пожарников. СиШ, 1986, № 6, 66.
К заданию № 4
Вопросы по терминам
ответы
Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием _____________.
Введённая в 1804 г. самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении в соответствии с уставом учебной, научной деятельности называется университетская ___________.
Созданные в период преобразований Петра I увеселительные собрания-балы в домах российской знати, в которых было разрешено участвовать женщинам.
Первые бумажные деньги в России, введённые при Екатерине II и находившиеся в обращении вплоть до царствования Николая I, назывались _______________.
Ханские чиновники, собиравшие с русских земель дань в XIII — начале XIV вв., назывались ______________.
Вид хозяйственной деятельности, связанный со сбором мёда диких пчёл, распространённый в землях восточных славян.
Народное собрание у восточных славян, обсуждающее важнейшие вопросы жизни племени; впоследствии орган управления в городах, в том числе в Новгороде, где на нём выбирали посадника и других представителей власти.
В целях создания союза европейских государств против Османской империи в Европу было направлено _______________ во главе с Ф. Я. Лефортом, Ф. А. Головиным, П. Б. Возницыным.
Великое посольство
Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.
выкупными платежами
«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».
Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.
«Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Россия развивается по тем же законам, что и Европа, что Петр I спас страну от распада и что для обновления России необходимы буржуазные реформы».
«Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».
Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.
Созданные по западному образцу Петром I центральные государственные учреждения, между которыми были разделены основные отрасли управления, назывались_________.
Условия, выдвинутые в 1730 г. при вступлении Анны Иоанновны на престол со стороны Верховного тайного совета, и содержавшие ограничение императорской власти в его пользу.
Первый русский музей, учреждённый ещё при Петре I, представлявший в начале коллекцию «всяких диковинок и уродцев».
______________ – торговое сословие в России, разделявшееся в зависимости от размера торгового капитала в конце XVIII–XIX вв. на три гильдии.
Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от _____________________ к фабрике.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.
«____________________», назначаемые Сенатом из числа местных помещиков, должны были регулировать и контролировать выкупные сделки, составлять уставные грамоты.
мировые посредники
Г. В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу «_____________________», главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.
освобождение труда
Внутренняя политика Ивана Грозного, проводимая в 1565−1572 гг., характеризуемая террором против разных слоёв населения и направленная на всемерное усиление царской власти, называется_______.
Временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.
Художники, в знак протеста ушедшие из Академии художеств, с 1870 г. стали называться __________.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.
Государственные крестьяне, переданные в условное владение частным лицам для работы на их предприятиях, назывались ______________.
«_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.
Процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии.
После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием______________.
В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.
Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого было возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор, называется ________________.
Новый принцип суда по реформе 1864 года, подразумевавший наличие на суде прокурора и адвоката, получил название __________ суда.
_____________________ – вооружённая огнестрельным оружием пехота, созданная в XVI в. и набираемая из городских слоёв (посадского населения). __________________ несли службу за жалованье и за освобождение от торговых пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в. _________________ охраняли царскую резиденцию, царя. В конце XVII в. _________________ не раз бунтовали и как род войск были ликвидированы при Петре I.
Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________.
Изданная Петром I_________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.
Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.
уложенной комиссии
Договор между помещиком и крестьянской общиной, устанавливавший размер надела и повинности за пользование им по реформе 1861 г. называется ___________________.
Предпринятое весной 1874 г. «___________________» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие — готовить к революции путём пропаганды.
В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
К заданию № 4
Вопросы по терминам
ответы
Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием _____________.
Введённая в 1804 г. самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении в соответствии с уставом учебной, научной деятельности называется университетская ___________.
Созданные в период преобразований Петра I увеселительные собрания-балы в домах российской знати, в которых было разрешено участвовать женщинам.
Первые бумажные деньги в России, введённые при Екатерине II и находившиеся в обращении вплоть до царствования Николая I, назывались _______________.
Ханские чиновники, собиравшие с русских земель дань в XIII — начале XIV вв., назывались ______________.
Вид хозяйственной деятельности, связанный со сбором мёда диких пчёл, распространённый в землях восточных славян.
Народное собрание у восточных славян, обсуждающее важнейшие вопросы жизни племени; впоследствии орган управления в городах, в том числе в Новгороде, где на нём выбирали посадника и других представителей власти.
В целях создания союза европейских государств против Османской империи в Европу было направлено _______________ во главе с Ф. Я. Лефортом, Ф. А. Головиным, П. Б. Возницыным.
Великое посольство
Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.
выкупными платежами
«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».
Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.
«Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Россия развивается по тем же законам, что и Европа, что Петр I спас страну от распада и что для обновления России необходимы буржуазные реформы».
«Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».
Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.
Созданные по западному образцу Петром I центральные государственные учреждения, между которыми были разделены основные отрасли управления, назывались_________.
Условия, выдвинутые в 1730 г. при вступлении Анны Иоанновны на престол со стороны Верховного тайного совета, и содержавшие ограничение императорской власти в его пользу.
Первый русский музей, учреждённый ещё при Петре I, представлявший в начале коллекцию «всяких диковинок и уродцев».
______________ – торговое сословие в России, разделявшееся в зависимости от размера торгового капитала в конце XVIII–XIX вв. на три гильдии.
Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от _____________________ к фабрике.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.
«____________________», назначаемые Сенатом из числа местных помещиков, должны были регулировать и контролировать выкупные сделки, составлять уставные грамоты.
мировые посредники
Г. В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу «_____________________», главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.
освобождение труда
Внутренняя политика Ивана Грозного, проводимая в 1565−1572 гг., характеризуемая террором против разных слоёв населения и направленная на всемерное усиление царской власти, называется_______.
Временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.
Художники, в знак протеста ушедшие из Академии художеств, с 1870 г. стали называться __________.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.
Государственные крестьяне, переданные в условное владение частным лицам для работы на их предприятиях, назывались ______________.
«_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.
Процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии.
После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием______________.
В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.
Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого было возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор, называется ________________.
Новый принцип суда по реформе 1864 года, подразумевавший наличие на суде прокурора и адвоката, получил название __________ суда.
_____________________ – вооружённая огнестрельным оружием пехота, созданная в XVI в. и набираемая из городских слоёв (посадского населения). __________________ несли службу за жалованье и за освобождение от торговых пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в. _________________ охраняли царскую резиденцию, царя. В конце XVII в. _________________ не раз бунтовали и как род войск были ликвидированы при Петре I.
Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________.
Изданная Петром I_________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.
Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.
уложенной комиссии
Договор между помещиком и крестьянской общиной, устанавливавший размер надела и повинности за пользование им по реформе 1861 г. называется ___________________.
Предпринятое весной 1874 г. «___________________» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие — готовить к революции путём пропаганды.
В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
помогите пожалуйста с тестом
А1. согласно «русской правде» к категории зависимого населения Древней Руси относились
1. вотчинники
2. рядовичи
3. казаки
4. дьяки
А3. Как назывались вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?
1. рекруты
2. рядовичи
3. стрельцы
4. дружина
А5. необходимость принятия христианства была обсуловлена тем, что славянское язычество
1. Мешало Древней Руси стать независимым гос-вом
2. Не способствовало укреплению власти великого князя
3. требовало многочисленных кровавых жертв
4. обосновывало неравенство
А6. занятия по разведению пчел и получению меда у славян называлось
1. бортничеством
2. зодчеством
3. бондарством
4. гончарством
А7. Причина образования новых городов в Древнерусском гос-ве
1. появление сословно представительных органов власти
2. перенесение Олегом столицы из Новгорода в Киев
3. отделение ремесла от сельского хоз-ва
4. деятельность варягов
А8. к какому веку относится создание «русской правды»?
1. 10
2. 11
3. 13
4. 14
А9. причиной принятия христианства на Руси было стремление
1. Святослава породиться с правителями европейских стран
2. киевских князей избежать порабощения хазарами
3. жителей Киевской Руси перейти в христианство
4. киевских князей упрочить гос-во и свою власть
А10. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря
1. белого в каспийское
2. балтийского в черное
3. белого в черное
4. балтийского в ладожское озеро
А11. городское население в древней руси называлось
1. поместным
2. посадским
3. подушным
4. подворным
А12. войны между феодалами назывались
1. полюдье
2. усобицы
3. брань
4. братина
А13. как называлась господствовавшая на Руси в 11-15вв. форма родового землевладения?
1. опричнина
2. вотчина
3. земщина
4. кормление
А14. что из перечисленного не относится к структуре церковной иерархии
1. епархия
2. митрополит
2. епископ
3. игумен
А15. основным положением текста «Русской правды» стало
1. провозглашение всех жителей Руси равными перед законом
2. установление крепостного права
3. ограничение власти бояр
4. отмена кровной мести
А16. в киевской руси «гостями» называли
1. путешественников и странников
2. иноземных купцов
3. богатых русских купцов, ведущих зарубежную торговлю
4. мелких купцов-разносчиков
Вооруженный отряд при князе в древней руси участвовавший как в войнах так и в управлении
© ООО Издательство «Питер», 2018
© Серия «Учебник для военных вузов», 2018
Учебная дисциплина «Военная история» изучается во всех высших военно-учебных заведениях России. Являясь важной составной частью высшего военного образования, военная история выступает гордостью любого государства и представляет основу героико-патриотического и военно-патриотического воспитания его защитников и молодого поколения.
Военная история накопила огромный опыт подготовки и ведения боевых действий, применения Вооруженных сил в различных условиях. При этом русская военная мысль часто была прогрессивной, опережая европейские страны на несколько десятилетий. Примерами этому могут быть использование в сражении линейных боевых порядков (Добрыничи, 1605 г.), применение в кавалерийских частях артиллерии (Петр I), решение вопросов комплектования армии путем призыва на военную службу местных жителей, а не вербовки наемников из других стран, и т. п.
Тысячелетняя история России неотделима от славного пути ее Вооруженных сил. Именно рост военной мощи позволил нашей стране устоять перед многочисленными вторжениями захватчиков и решить насущные территориальные задачи. Это обеспечило надежную защиту Отечества и вывело российское государство в разряд мировых держав. История России во многом – это история войн, которые вели ее армия и флот, народы, ее населяющие. Две трети своего существования в X–XIX вв. Россия провела в войнах, что свидетельствует о титанической борьбе многих поколений наших предков за свою свободу и независимость. В XX в. наше Отечество и Вооруженные силы выдержали Первую и Вторую мировые войны, череду локальных конфликтов.
Кардинальные перемены, которые произошли в последние десятилетия в мире, стремление США и блока НАТО доминировать в любом регионе нашей планеты и создавать угрозы интересам России делают необходимыми поддержание на должном уровне военной мощи государства и оценку способов и методов вооруженной борьбы. Знания военной истории в этой связи играют и будут играть важнейшую роль.
Поэтому, продолжая серию учебников для военных вузов, коллектив преподавателей военных академий Санкт-Петербурга подготовил отдельный учебник по военной истории. Он предназначен для будущих офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, которые должны знать летопись воинской славы своего Отечества, помнить, что у каждого времени были свои герои, оставившие современному поколению замечательное военное наследие, и в таком духе воспитывать своих подчиненных.
В отличие от предыдущих учебников данного профиля, авторский коллектив не только ориентировался на требования учебной программы, но и расширил содержание учебной дисциплины важнейшими положениями, необходимыми для формирования современного офицера. В частности, в учебник включена отдельная глава «Традиции российского воинства», что, на наш взгляд, должно способствовать воспитанию новых поколений офицеров, формированию у них необходимых для военной службы ценностей.
В целом содержание учебника структурировано в духе важнейших традиций Вооруженных сил, основу которых всегда составляли высокий моральный дух и несокрушимая стойкость. Они проявлялись в Русской армии всех исторических эпох (с древних времен и до 1917 г.): в войсках Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина и Д. Пожарского, Петра Великого, П. Салтыкова, П. Румянцева, А. Суворова, М. Кутузова, М. Скобелева, А. Брусилова. Свое проявление нашли эти традиции и в русском флоте под командованием флотоводцев Ф. Ушакова, Д. Сенявина, П. Нахимова, В. Корнилова.
Советские Вооруженные силы продолжили славные традиции русской армии. Увековечены в памятниках герои Красной (1918-1946) и Советской (1946-1991) армии и флота М. Фрунзе, В. Чапаев, Г. Жуков, Н. Кузнецов, С. Горшков, командиры, солдаты и матросы, победившие фашизм.
Военнослужащие, стоящие в современном строю российских Вооруженных сил, могут гордиться подвигами спецназовцев в ходе кампаний по принуждению Грузии к миру (2008) и возвращению Крыма (2014), летчика Олега Пешкова и разведчика Александра Прохоренко в антитеррористической операции в Сирии (2015-2016).
Авторы попытались систематизировать все основные войны, которые вела Россия, начиная с эпохи первых киевских князей и заканчивая войнами начала XXI в. Важной особенностью учебника является осмысление в его содержании истории современных локальных войн и вооруженных конфликтов, их специфики, причин и последствий. Другой особенностью издания является его унификация для межвидового обучения и воспитания вооруженных защитников с учетом требований Военной и Морской доктрин Российской Федерации и героического прошлого государства Российского.
Авторский коллектив составили представители всех видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации, участники боевых действий, ветераны армии и флота, имеющие значительный опыт преподавательской и воспитательной работы в Военной академии связи имени С. М. Буденного, Михайловской военной артиллерийской академии, Морском корпусе Петра Великого Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова», Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского и других вузах.
В данном учебнике обобщается опыт преподавания военной истории преподавателями ведущих военных учебных заведений г. Санкт-Петербурга. Авторы опирались в своей работе также на учебники и учебные пособия по военной истории, выпущенные в предыдущие годы[1]. Тем самым осуществлена преемственность педагогических поколений, учтен труд педагогов-предшественников. Многие авторы этих пособий вошли в состав авторского коллектива нового учебника. Также широко использовались материалы учебников и учебных пособий по военной истории, вышедших в различных издательствах.
Руководитель авторского коллектива: Ачкасов Николай Борисович, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор военных наук, профессор.
Члены авторского коллектива:
Бочинин Дмитрий Анатольевич, профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии, доктор военных наук, доцент;
Бурдин Александр Георгиевич, доцент кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи, кандидат военных наук, доцент;
Дворянов Евгений Яковлевич, профессор кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи, кандидат военных наук, профессор;
Вербицкий Александр Анатольевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат военных наук;
Ершов Николай Владимирович, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат исторических наук, доцент;
Каторин Юрий Федорович, профессор кафедры организации информационной безопасности Государственного университета морского и речного флота имени С. О. Макарова, доктор военных наук, профессор;
Костарев Сергей Валерьевич, начальник Военной академии связи, кандидат педагогических наук, генерал-майор;
Котков Вячеслав Михайлович, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор педагогических наук, профессор;
Кузинец Исай Моисеевич, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ, доктор исторических наук, профессор;
Лужняк Руслан Владимирович, доцент кафедры управления повседневной деятельностью и общей тактики Военно-космической академии, кандидат военных наук;
См.: Мелентъев В. Д. Военная история: Учеб. пособие. СПб.: ВАТТ, 2005; Военная история: Учебник. М.: Воениздат, 2006; Дворянов Е. Я., Чистяков Б. И. История военного искусства: Учеб. пособие. СПб.: ВАС, 2008; Военная история: курс лекций / В. Л. Бельтюков, К. Б. Муксинов, С. Ю. Окунев, Б. М. Олейник; под ред. А. М. Гончарова. СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2013; Военная история: Учеб. пособие / А. М. Барабанов, Л. И. Головко, И. Н. Моторин, А. Г. Постников. СПб.: МВАА, 2015; Военная история: Учеб. пособие / Н. Н. Девин, К. Б. Муксинов, С. Ю. Окунев, П. В. Чернов; под ред. Б. Д. Казахова. СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2016; Военная история. Развитие артиллерии: Учеб. пособие / А. М. Барабанов, Л. И. Головко, И. Н. Моторин, А. Г. Постников. СПб.: МВАА, 2016 и др.
- вооруженные силы чри что такое
- воочию что значит это слово