волонтеры подростки что делают
Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать?
Кто такие волонтеры?
Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Почему люди становятся волонтерами?
Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.
Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.
Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.
Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.
Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.
Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.
Иллюстрация с заданием из пособия «Школа волонтёра. 5-7 классы»
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.
Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.
Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.
Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Волонтерство для самых маленьких: рассказываем, как дети могут заниматься благотворительностью и зачем это вообще нужно
© Коллаж Chips Journal
Что нужно знать, чтобы научить ребенка помогать
5 декабря в России отметили День волонтера (а еще Международный день добровольца во имя социального и экономического развития). Это праздник всех тех, кто пожертвовал своим временем и прочими ресурсами ради безвозмездной помощи другим.
Мы убеждены, что заниматься волонтерством никогда не рано. Вообще понятие волонтерства включает в себя не только благотворительность, но сегодня мы хотим поговорить именно о ней. Рассказываем, почему детей полезно привлекать к благотворительности, и как лучше всего это сделать.
Почему детям важно заниматься благотворительностью?
Несмотря на то, что благотворительность заключается в безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается, сами волонтеры тоже много чего получают взамен. Речь тут не о материальном, конечно, а о жизненном опыте и личных качествах.
Это помогает менять мир
У детей не так много свободы действий и контроля за окружающим миром, как у взрослых, а потому любая возможность лично принять участие в чем-то большом и значимом невероятно ценна. Научите ребенка видеть большое в малом — да, сегодня вы просто отвозите пакет корма в приют для животных или рисуете открытку для дома престарелых, но по факту вы делаете мир капельку лучше — и это заряжает уверенностью и гордостью.
Это повод поговорить о социальных проблемах
У детей, выросших в благополучных семьях, не так много шансов познакомиться с несправедливостью жизни. Благотворительность — это прекрасный повод не только помочь другим, но и показать ребенку, как устроен мир, какие проблемы в нем существуют, и как неравномерно распределяются блага внутри общества. Умение видеть, в чем тебе повезло больше, чем другим, и стремление использовать свои привилегии ради помощи тем, кто в ней нуждается — это чрезвычайно важные качества, которые пригодятся не только детям, но и взрослым.
Это возможность стать частью сообщества
Волонтерство, как правило, предполагает общение с самыми разными людьми — как с теми, кому вы помогаете, так и с другими волонтерами. Занимаясь благотворительностью, ребенок не просто помогает другим, но и чувствует свою причастность к большому сообществу единомышленников, знакомится с новыми людьми и, возможно, даже заводит себе новых друзей.
Это помогает определиться с профессией
Волонтерство — это отличный способ попробовать себя в самых разных областях (особенно актуально для подростков, которые могут принимать участие в разных серьезных волонтерских делах). Нередко на волонтерских проектах вырастают замечательные профессионалы — упорные и преданные своему делу. Кто знает, может быть, со временем добрые дела превратятся для вашего ребенка в целую карьеру.
Это приятно и весело
В конце концов, делать добрые дела невероятно приятно (что бы там ни говорила старуха Шапокляк) — иногда даже приятнее, чем получать подарки самому. Благотворительность позволит ребенку почувствовать себя настоящим добрым волшебником и запомнить, как это приятно — помогать другим.
Что может делать ребенок, чтобы помочь другим?
Заниматься благотворительностью можно с любого возраста. Для начала попросите ребенка вам помогать, а затем дайте ему возможность самому выбирать, кому и чем он хочет помочь. Обязательно объясняйте, зачем вы это делаете, и как ваши действия помогают другим людям. Итак, вот несколько идей того, как можно привлечь ребенка к благотворительности.
Эти и любые другие добрые дела помогут ребенку узнать больше об окружающем мире, развить эмпатию и почувствовать себя причастным к чему-то большому и очень важному. Сделайте благотворительность вашей семейной традицией, и вы сами не заметите, как добрые дела войдут у вашего ребенка в привычку.
«Мама, папа, я волонтер»: зачем современные дети становятся добровольцами
Считается, что в России детское волонтерское движение основывалось на опыте советских молодежных организаций, однако это утверждение требует доказательств. Корреспондент «Года волонтера» спросила нынешних детей-добровольцев и их родителей, где граница между добрыми делами и эксплуатацией детского труда и как сейчас можно привлечь подрастающее поколение к волонтерству.
Меня не остановить
Алена Медведева из Братска руководит волонтерскими школьными отрядами с третьего класса. Сейчас девочке 13 лет, и она уже активист, участник Российского движения школьников (РДШ), а также научилась играть на трех инструментах.
На вопрос, как она все успевает, Алена отвечает, что совмещать все дела очень легко.
В свои 13 лет Алену можно назвать гуру тайм-менеджмента: она умеет расставлять приоритеты, сортировать задачи по уровню сложности и вообще обладает навыками, которые некоторым 13-летним недоступны.
Конечно, бывает тяжело, но трудности закаляют! Может быть неделя, когда все расписано по минуте, в такие моменты не до сна. Но это значит, что следующая будет гораздо легче и будет много времени, чтобы придумать что-то новое!» — говорит она.
Волонтерство для Алены — это «целая жизнь, наполненная своими яркими красками и эмоциями», а РДШ — возможность проявить себя.
Алена настроена на добрые дела очень серьезно. В этом январе она вместе с другими ребятами-волонтерами собиралась организовать проект по сбору отработанных батареек, и даже 30-градусный братский мороз их не остановил.
«Мы очень сильно тогда замерзли, но не зря! Теперь в школах и магазинах нашего города стоят ящики, а нам удалось спасти несколько сотен ежиков, — с восторгом рассказывает девочка. — Содержащиеся в батарейках вещества очень токсичны. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами почти 20 квадратных метров земли — в лесу такую площадь могут занимать два дерева, два крота, один ежик и несколько тысяч дождевых червей».
Кажется, что в 13 лет у ребенка вообще нет свободного времени. Но, по словам Алены, ее родители положительно относятся к волонтерской прыти дочери.
Они знают: если я решила что-то делать, то меня не остановить», — скромно заверяет волонтер со стажем.
В волонтеры я б пошла, но мама не велела
Елена Иванова, мать уже взрослой дочери-волонтера, в отличие от родителей Алены, придерживается осторожной позиции по поводу добровольчества и называет эту деятельность «использованием забесплатно».
Вместо того чтобы еще один язык учить (пригодится) или деньги зарабатывать, она тратит время на ерунду. Кто-то пиарится за ее счет, а она бесплатно работает!» — сетует Елена.
С такой же осторожностью Елена относится и к мероприятиям молодежных движений.
«Вы знали, что там мальчики и девочки в одной палатке живут? Вообще неизвестно, чем они на этих «молодежных форумах» занимаются», — поделилась переживаниями мать волонтера.
Возмущение нашей героини можно принять за излишние волнение и заботу. Но Елена непоколебима, и ей приходится ставить дочери ультиматум: сначала получи диплом, выйди на работу и замуж, а потом волонтерствуй на здоровье.
Замруководителя дирекции «Года волонтера», директор Росдетцентра, ответственный секретарь координационного совета РДШ Алиса Крюкова считает, что волонтерство среди детей — это совсем не эксплуатация труда, а воспитательный элемент.
Интересное — детям
РДШ, представители которого находятся во всех 85 регионах страны, по словам Крюковой, к каждому школьнику находит индивидуальный подход.
Мы придумываем проекты, интересные в первую очередь самим детям. Над ними работают не взрослые, а старшие школьники», — говорит она.
На российских слетах РДШ собираются дети из разных регионов. Там проходят форсайт-сессии, на которых организаторы вместе с детьми ищут те форматы добровольческой деятельности, которые им интересны.
Как отмечает Алиса Крюкова, дети любят помогать животным в зоопарках, биологических центрах, также им нравится общаться с больными детьми и сиротами.
«Недавно мы проводили всероссийскую акцию «Школьный пленэр», в ходе которой ребята отправляли свои рисунки больным детям, приносили им книги с пожеланиями», — рассказала она.
По словам эксперта, детям ближе игровые форматы волонтерства, а вот субботники они не воспринимают как добровольческую деятельность. Но тут можно придумать и организовать экологический отряд, тематические проекты, например сегодня убираем побережье Байкала, завтра — лесопарковую зону.
Большую роль в реализации волонтерских проектов РДШ возлагает на плечи родителей. Единственная сложность при этом, по словам ответственного секретаря координационного совета РДШ, — научить родителей слушать детей и делать так, как хочется именно детям.
Взрослые чаще всего хотят делать по-своему, говорить детям, чем заниматься. Это непонимание между поколениями. Если мы научимся слушать друг друга, то все будет хорошо. Добровольчество должно быть добровольным», — уверена Крюкова.
Помимо РДШ в России активно развивается другое движение для детей — всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». Надежда Ершова, председатель этой организации, руководитель детского крыла Российского союза спасателей, считает, что родителям не стоит волноваться за своих детей, если те хотят приносить пользу обществу. По системе «Школы безопасности» занимается свыше 165 тысяч детей и подростков от 8 до 18 лет включительно.
Ершова с гордостью рассказала о двух подопечных школы, которые год назад спасли жизнь женщине у станции метро «Планерная» в Москве: в течение нескольких минут они нормализовали состояние пострадавшей и вызвали скорую. Этот случай, по словам эксперта, показывает, что ребята правильно обучены оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.
«Школа безопасности» объединяет разные направления: «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Юный водник». Россоюзспас проводит обучающие мероприятия, конкурсы, соревнования. Формы работы движения очень разные — это и кружки, и секции, и пиар-акции.
Как отмечает Надежда Ершова, не всем в движении обязательно быть спасателями. Ребенок может научиться оказанию первой помощи, что полезно и для спасения собственной жизни при чрезвычайных ситуациях. Сейчас в организации работают с любой категорией детей.
Волонтерство — это серьезная и тяжелая работа
Ирина Барыбина, мама 6-летней Дианы и 8-летнего Марка, поддерживает добровольчество и убеждена, что дети должны заниматься тем, чем хотят. Но в масштабах одной семьи — перевести бабушку через дорогу, накормить бездомного котенка.
«Любая твоя деятельность требует больших затрат энергии, и ты должен получить эту энергию обратно. Для меня все эти организации, массовые сборы, толпы людей с горящими глазами — помешательство. Принимать решения за своих детей я не могу, я могу только объяснить, что к чему», — говорит она.
У волонтеров для добрых дел должна быть серьезная мотивация, считает Ирина. Для некоторых это энергетическая подпитка, особенно для пожилых людей, они получают общение, знакомства. Для подрастающего поколения волонтерство — это тяжело, так как на них сваливается огромная нагрузка еще и в виде учебы и взросления.
Алиса Крюкова считает вознаграждения, то есть то, что может получить ребенок за добровольческую деятельность, дискуссионной темой.
Это искажение понятия «добровольчество», так как мотивом для волонтерства считается только желание помогать. Хотя сейчас во многих вузах при поступлении за добровольчество и общественную деятельность начисляются дополнительные баллы. Ребята получают вознаграждение и в виде различных навыков — коммуникационных, организаторских. Действует система грантов для молодых людей от 14 лет на реализацию своих инициатив».
Также, как отмечает Алиса, ребята, вышедшие из добровольческих отрядов РДШ, теперь учатся в вузах и занимают позиции руководителей молодежных объединений.
Среди таких ребят — Александр Глуховской из станицы Кавказской Краснодарского края.
Сейчас Саше 16 лет, и в этом году он уже пять лет как помогает волонтером.
«Я начинал в доме творчества, в районной организации содружества волонтеров Кавказского района Краснодарского края. Вместе с волонтерами нашей станицы мы организовывали мероприятия, помогали детям-инвалидам, сиротам, ветеранам. Приходили по праздникам, беседовали, помогали сделать что-то во дворе», — рассказывает он.
Волонтёрство как способ социализации подростков
Следует отметить, что под социализацией подростков следует понимать усвоение норм и ценностей семейной, школьной и общественной жизни, проявляющееся в эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах взаимодействия с родителями, учителями и сверстниками.
Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.
В современных условиях возрастает актуальность решения проблем, связанных с созданием благоприятных условий для гармоничного развития подростков, воспитания их в качестве самостоятельных субъектов общественной жизни. Хочу отметить, что их положение остается не стабильным. Их права на социальную безопасность, обучение, проживание в семье соблюдаются не в полной мере. Среди основных причин: социальное сиротство, слабая семейная политика, падение социального престижа семьи, семейное неблагополучие, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, нахождение семьи с несовершеннолетними за чертой бедности, низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания родителей.
Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные действия, находят место и случаи суицидального поведения.
Тем более, молодёжный возраст – период важнейших событий в жизни человека, период социальных и профессиональных ориентиров, формирования мировоззрения. Семья и школа, как одни из важнейших общественных институтов, не всегда помогают избежать подрастающему поколению душевной и духовной разрухи. Как же помочь таким детям? Как отвлечь их от проблем? Может быть, организация работы какого-то молодёжного клуба или объединения?
В вовлечения в организацию и различных проектов, на саморазвитие и происходит положительных установок, гражданская что профилактикой проявлений подростков.
В основе волонтёрской деятельности лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
Хочу привести пример, как участие в деятельности волонтёрского движения способствует благоприятной социализации подростков. Примером этого служит социальный проект «Мы – будущее», который реализовывает Центр социального обслуживания «Парус надежды».
Основным направлением работы волонтёров стали помощь ветеранам, пенсионерам и организация досуга детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Пожилым подростки помогали в уборке жилых помещений, в благоустройстве территории дворов, садов и огородов, в приобретении продуктов первой необходимости, а для детей проводили социокультурные мероприятия, помогали педагогам проводить занятия на развитие физических, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями, сопровождали детей во время экскурсий. Так появилась программа «Держи мою руку».
Суть работы добровольцев – распространение идей, это и является самым эффективным, так как идёт привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать – привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации – передача её кому-либо. Так волонтёры пригласили ещё несколько человек в свою команду. Ребят стало больше, соответственно, и объём выполненной работы увеличился. Вскоре отряд получил статус волонтёрского движения «Держи мою руку».
Контингент волонтёров изменился. С начала существования добровольческого отряда в нём было пять человек, на сегодняшний день участниками движения являются около тридцати человек. Если первоначально основной состав отряда состоял из детей сотрудников, то позднее к отряду присоединились ещё дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Все ребята вливались в движение по разным причинам: у кого-то был просто интерес, у кого-то потребность в общении или потребность быть нужным, кто-то хотел проявить свои творческие возможности. Некоторые ребята, став волонтёром, планировали самореализоваться и повысить свой авторитет. Работая над серьёзными проблемами, ребята доказывали свою зрелость, самостоятельность и оригинальность. Будучи волонтёром, можно установить новые связи, научиться новому и за счёт этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую, именно в этом движении проявляются руководящие и организаторские способности. А бывали случаи, когда приходили за решением проблем.
Так, в Центр обратилась мама Наташи А. с просьбой оказать психологическую помощь дочери. Девочка дважды совершала попытку суицида. Специалисты Центра и волонтёры провели большую работу с подростком и получили очень хороший результат. Наташа с удовольствием начала заниматься волонтёрской деятельностью, с интересом проводила время с детьми с ограниченными возможностями и вместе с ними выступала на показах «Театра моды», действующего в Центре. В дальнейшем у девушки сложилась замечательная судьба: она вышла замуж, стала мамой прекрасной девочки, а на сегодняшний день у неё ещё подрастает и замечательный сынок. Она по сей день благодарит специалистов и ребят за то, что помогли вовремя справиться со своими проблемами и обучили навыкам принятия решений в трудных жизненных ситуациях.
Заинтересовала деятельность и ребят, которые были не в ладах с законом. Лёша В. совершил кражу и был поставлен на учёт в подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции. Комиссией по делам несовершеннолетних было рекомендовано оказание помощи мальчику. Его пригласили в добровольческий отряд. Знакомство началось со встречи подростков с воинами – интернационалистами во время праздничных мероприятий, посвящённых очередной годовщине вывода войск из Афганистана. Подросток сам заинтересовался и ещё пригласил своего друга, Сергея У., который воспитывался в социально опасной семье. Мальчику было некомфортно в семье, где мама, дядя и бабушка злоупотребляли спиртными напитками, дома была постоянно грязь. По его словам, у него часто возникали мысли о побеге из дома. И тут волонтёры взялись за дело. Они стали вовлекать Сергея во все мероприятия – акции, тренинги, конкурсы. Подросток стал самостоятельным, общительным, стал самым активным волонтёром движения. Волонтёрская деятельность Сергея повлияла на образ жизни мамы. Она в данный момент ведёт нормальный образ жизни, устроилась на работу. Сам Сергей поступил в педагогический колледж и выбрал специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение каких-то ценностей. По обращению родителей к деятельности в волонтёрском движении привлекли Надежду Л. В связи с переходом в новую школу девочка испытывала трудности в общении со сверстниками, имела низкую самооценку. Буквально после двухмесячного общения с ребятами движения, в результате выполнения порученных ей заданий, у девочки сформировались навыки общения с подростками, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И в школе Надя стала учиться лучше.
Волонтёрский труд может внести в жизнь подростков разнообразие. Волонтёры участвуют в социально значимой деятельности, у них появляется возможность проявлять инициативу и реализовать свои способности, у них происходят изменения от пассивного участия до творческой активности.
Участники движения решили поработать ещё в одном направлении – формирование готовности молодых людей к созданию крепких, здоровых и счастливых семей, к рождению и воспитанию детей. Так родился социальный проект «Алгоритм семейного счастья», который стал победителем в конкурсе социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь». Волонтёры сами разработали тренинги «Влюблённость – мимолётное чувство» «Любовь на все времена», «Семья – моя главная ценность», сами их проводят. Во время тренинга, участники активно отстаивают свои точки зрения и предлагают свой алгоритм семейного счастья. Одним из важных моментов реализации проекта является проведение социального театра, где ребятам предлагаются проблемные социальные ситуации, а им нужно найти пути решения этих проблем и сыграть их.
В рамках проведения Года равных возможностей, волонтёры начали работать в направлении, связанном с воспитанием толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья. Волонтёры проводили тренинги с детьми и подростками, тем самым, формируя у них твёрдые нравственные установки и одновременно информируя ребят о моделях поведения с инвалидами в различных ситуациях. Наглядным примером такой плодотворной совместной деятельности является проведение палаточных лагерей для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в которых волонтёры организовывали различные игры, помогали ребятам передвигаться по территории, помогали преодолевать барьеры общения. Так появилась программа «Толерантность». Эта программа действует и в настоящее время.
Исходя из этого, была разработана программа социализации (социальный проект) девиантного поведения подростков, целью которой является психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника, а также снижение уровня агрессивности, тревожности, депрессии у девиантных подростков, через волонтёрскую деятельность, объединение усилий педагогов, родителей и педагогов-психологов в коррекции девиантного поведения подростков. После привлечения подростков в волонтёрскую деятельность, нами были проведены повторные исследования. Результаты показали положительную динамику снижения уровня агрессивности, тревожности, депрессии у девиантных подростков, через волонтёрскую деятельность.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст]/ Г.М. Андреева.- 3-е изд., испр. и доп.- М., Аспект. Пресс, 2014.-365с.