волонтеры и нко что это значит

Благотворительность, волонтерство, НКО

Все инструкции

Как зарегистрировать некоммерческую организацию. Куда сообщать об изменении сведений об НКО. Какую отчетность подают некоммерческие организации. Как воспользоваться услугами коворкинг-центров НКО. Как закрыть некоммерческую организацию.

Как работают коворкинг-центры некоммерческих организаций (НКО). Как найти коворкинг-центр и забронировать рабочее место или помещение. Какую помощь оказывают коворкинг-центры НКО некоммерческим организациям

Можно ли оформить налоговый вычет, если совершал пожертвования. Какие документы нужны, чтобы оформить налоговый вычет по расходам на благотворительность

Кто может пожертвовать на благотворительность онлайн. Каким организациям можно помочь и как это сделать. Как благотворительной организации попасть в сервис

Кто может стать волонтером. Какие волонтерские организации действуют в Москве. Что нужно, чтобы стать волонтером

Что такое некоммерческая организация, как некоммерческая организация может зарабатывать и на что может тратить деньги, как зарегистрировать некоммерческую организацию

Как ликвидировать некоммерческую организацию по решению учредителей, какие документы нужны для ликвидации НКО и куда их подавать

Какую отчетность должны подавать некоммерческие организации, куда и как ее подать

Об изменении каких сведений нужно сообщать в Минюст России, какие документы нужны для внесения изменений в ЕГРЮЛ и как их подать

Для чего нужен реестр негосударственных НКО, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, и реестр благотворительных организаций Москвы, какие документы нужны для включения в реестры, как подать заявку на включение в реестр

Источник

Требуется волонтер: каким московским НКО нужна помощь

волонтеры и нко что это значит. Смотреть фото волонтеры и нко что это значит. Смотреть картинку волонтеры и нко что это значит. Картинка про волонтеры и нко что это значит. Фото волонтеры и нко что это значит

Обойтись без помощи волонтеров не может ни один благотворительный фонд. Добровольцы помогают в организации мероприятий, заботятся об одиноких пенсионерах или бездомных животных, а также бесплатно делятся своими профессиональными навыками и опытом. Расскажем, как еще москвичи могут помочь некоммерческим организациям — участницам благотворительного сервиса mos.ru.

Найти новый дом для животных из приюта

Некоммерческие зоозащитные организации постоянно нуждаются в помощи неравнодушных людей, чтобы выгуливать питомцев и наводить порядок на территории приютов. Кроме того, волонтеры могут приехать, чтобы сфотографировать животных, рассказать о них в социальных сетях или помочь найти для подопечных приюта новый дом.

Требуется помощь добровольцев и в организации мероприятий. В мае благотворительный фонд защиты животных «Вирта» проведет традиционную выставку-пристройство животных «Надо брать!». Чтобы принять участие в волонтерской программе фонда, достаточно написать об этом на электронную почту: info@tvoya-sobaka.ru.

Поучаствовать в фестивале «Добрые люди»

Чтобы всегда иметь возможность обратиться за помощью к волонтерам, благотворительные фонды часто создают собственные волонтерские объединения. Один из примеров — фонд «Движение — это жизнь», который помогает детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. При организации был создан волонтерский клуб «Добрый день», к которому присоединились уже более 60 добровольцев. Волонтеры помогают в организации и координации ежегодного фестиваля гражданской активности и благотворительности «Добрые люди», занимаются сбором средств на проекты фонда во время благотворительных концертов. Они также ведут просветительскую работу, рассказывая благотворителям о программах фонда, участвуют в привлечении и поиске новых партнеров. Всем добровольцам выдается форма и волонтерская книжка, где будут отмечаться все добрые дела, которые они сделали. Чтобы присоединиться к клубу, необходимо заполнить заявку волонтера на сайте фонда.

Стать pro bono волонтером

Добровольцы могут не только оказывать физическую или материальную помощь, но и поддерживать благотворительную деятельность за счет своих профессиональных навыков и умений — такой вид добровольчества называется pro bono, или интеллектуальное волонтерство.

Благотворительный фонд «Живи» помогает детям с онкогематологическими заболеваниями. Сотрудникам и подопечным фонда постоянно требуется любая волонтерская помощь, а среди специалистов особенно востребованы верстальщики, журналисты, SMM-менеджеры, фотографы, дизайнеры, художники, водители и юристы. Добровольцы также помогают в проведении мероприятий, становятся донорами крови и костного мозга для подопечных фонда. Все желающие могут заполнить анкету, указав в ней, какую помощь они готовы оказать. Добровольцы, отправившие заявку, будут внесены в базу волонтеров фонда «Живи», после чего им на почту будут приходить уведомления об актуальных волонтерских вакансиях.

Принести продукты нуждающимся

Организаторы проектов продовольственной помощи людям в трудной жизненной ситуации часто обращаются за помощью к волонтерам. Добровольцы занимаются развозом продуктовых наборов по адресам проживания одиноких пенсионеров, людей с инвалидностью и малоимущих семей. Благотворительный проект «Дари еду» открыл программу «Благотворительная доставка», которая обеспечивает горячими обедами одиноких пенсионеров и людей с инвалидностью. Сейчас нуждающиеся люди в Москве получают около 1100 обедов каждый месяц. Волонтеры проекта развозят их шесть дней в неделю. В среднем один волонтер обходит три адреса, которые находятся в пешей доступности от места получения обедов. Чтобы присоединиться к команде волонтеров проекта, заполните заявку по ссылке в шапке профиля в социальной сети «Инстаграм» или узнайте подробности в аккаунте благотворительного фонда в «Фейсбуке».

Источник

Сотрудник или волонтер? Подбираем людей в НКО

Всем прекрасного дня! Вот уже много лет я тружусь на ниве обучения сотрудников всяким премудростям, повышающим их рабочую эффективность. И в бизнесе есть куча, прям большая куча, всяких полезных схем по работе с людьми. В один момент мне подумалось, а почему бы все это не применить к работе некоммерческих организаций? Да есть своя специфика, но это сработает. Вот и захотелось поделиться накопленным.
Прошу строго не судить, первый пост, все дела.

Итак, поговорим немного об НКО – организациях, ставящих перед собой важные, амбициозные, общественно значимые цели….

Для реализации этих планов, идей и стремлений нужны люди. Это факт. Конечно, можно, как многорукий Шива, делать все. И я лично знаю кучу примеров НКО, которые на самом деле состоят из одного человека, которые бьются как рыба об лед, а люди приходят и уходят. Да, зажигаются на какое-то время, но быстро исчезают. Такой движухи все же хочется избежать. Обученные, опытные, вовлечённые люди все же более эффективны, чем постоянный поток.

А люди к нам приходят двух видов. У нас могут быть волонтеры, а могут быть сотрудники.

Волонтер – это тот, кто приходит к нам по велению души, а сотрудник приходит за зарплату. Есть еще важное различие…

Успех любого дела зависит от двух вещей – «могу» и «хочу», а если по-научному – компетенции и мотивации. Когда мы ищем волонтера, на первом месте должно стоять его «хочу». То есть нам необходимо найти человека с высокой мотивацией – как говорит народная мудрость, охота пуще неволи. Например, люди могут сидеть в палатке без воды и душа месяц. Потому что им хочется. Потому что интересно. Потому что важно. Именно такие волонтеры нам нужны. Пусть меньше умеют, но глаза их горят.

С сотрудниками иначе. Мы им платим, а значит, можем требовать конкретных достижений и результатов. И тут уже смотрим на «могу». Что труд человека даст для нашего результата? Мы берем человека на работу, тут все по-серьезному.

И есть еще одна важная для нас вещь – руль для нашей лодки (то есть два весла мы как будто нашли, но им надо плыть вперед). И вот руль – это соответствие человека нашей команде. Принципам, нормам, правилам и другим важным для нас вещам. Самый простой пример: если НКО продвигает утренние зарядки, то ленивец, спящий до обеда, в этой команде вряд ли будет комфортно себя ощущать. И команда, скорее всего, его быстро «отвергнет».

Итак, о волонтерах… Самые крутые и хотящие волонтеры уже стоят у вас за дверью. Встаньте, откройте дверь, впустите их. Всех пустили? Хватило? Нет? Придется искать еще.

Есть два подхода к их поиску. Первый – это когда человеку в принципе интересно волонтерство. Не секрет, что волонтеры – это в основном студенты и школьники. Чуть подрос, пошел на работу и закрутилось – «работасемьядетикредитыипотеканадонадачу». Так где же нам тогда искать этих самых студентов и школьников, а может и тех, кому за?

Самое простое – это специализированные волонтерские порталы. Могут быть региональные, могут быть общероссийские. Пример последнего – «Добровольцы России». Дальше идем в интернет и начинаем искать волонтерские организации. После Сочи-2014 волонтерские корпуса пооткрывали почти при каждом учебном заведении. У всех есть группы в соцсетях.

Не забываем потрясти всех родственников и знакомых, и знакомых знакомых. Ну и организации-партнеры, имеющие своих волонтеров. Может кто-то хочет сменить сферу деятельности, а может и на двух стульях посидеть.

Не думайте, что это страшно, но можно и с госорганами подружиться. Многие бывшие волонтеры туда уходят работать с молодежью. Там зачастую есть человек, а то и несколько, которые знают всех лично. А еще и волонтерские школы есть. При правильном подходе подскажут, где и кого искать. Да, они тоже в вас заинтересованы. Ведь намного интереснее работать с замотивированными НКО, чем вытягивать на себе закостеневшую организацию, начавшую свою деятельность в прошлом веке. Хотя, конечно, важна специфика деятельности. Кого там можно набрать? Волонтеров широкого профиля. Они могут мусор убирать, помогать на мероприятиях. Там где минимум обучения и человек уже на передовой. Или так можно найти узкого спеца, чаще всего начинающего. Люди ради опыта готовы многое делать бесплатно. Да, может не очень круто сделают, но сделают.

Но если вам нужен человек надолго, или ваша организация носит закрытый характер, то такие источники волонтеров вам не совсем подойдут. Или придется потратить много сил на «просеивание». Поэтому переходим ко второму источнику поисков. Есть люди, которых трогают те проблемы с которыми мы работаем, точнее эффективно решаем. То есть мы смотрим например направо, и есть люди которые тоже очень хотят смотреть направо. Если конкретнее, вот есть организация помощи зависимым от конфет. Во-первых, есть сами вылечившиеся, им надо предлагать помочь другим. Есть родственники излечившихся людей. Просите таких людей, рассказывайте о вашей работе, зажгите людей своей харизмой. Да, непросто, тренируйтесь перед зеркалом. Такие люди для вас наиболее интересны. Они прожили ситуацию, пропустили её через себя. Осталось только приобщить их к вашему общему делу. Нашли. Приобщили. Что дальше?

Известно, что волонтер, который ничем не занят, но сильно замотивирован, возьмет и пойдет в другое место реализовывать свою мотивацию. Как понять, какие задачи поручить ему сейчас, а какие потом? Для этого в нашем руководительском арсенале есть два приема:

Первый способ – бросить в бой, взять и вовлечь человека в общий процесс. Например, если вся команда обводит зеленым карандашом фотографии в газете, пусть точит или подает карандаши. Предварительно, конечно, стоит поговорить и узнать, чем именно сам волонтер больше хочет заниматься. А то вдруг он боится карандашей, всякие фобии у людей бывают. А мы тем самым проверяем, что у него выходит, а что не выходит. С нами он или уже смотрит на дверь.

Кроме «проверки боем», мы можем нашего новичка взять и протестировать. Инструментов для этого масса. Обращу ваше внимание на две важные методики – определение уровня способности к сопереживанию (или эмпатии) и стрессоустойчивости. Важно, что если у волонтера уровень сопереживания выше среднего или низкий уровень стрессоустойчивости, то к плачущим бабушкам или брошенным детям его отправлять не стоит. Он, возможно, будет неплох, но быстро «выгорит» (а мы помним, мотивация в данном случае наше всё). Для таких людей оптимально решать конкретные задачи – мыть окна, оформлять документы, раздавать еду. И, соответственно, если уровень сопереживания средний, а стрессоустойчивость высокая, то можно направить человека в гущу разъяренных бабушек. Он справится.

На отдельные виды работ у нас заложен бюджет. Как же нам его использовать? Самый простой вариант – привлечь к оплачиваемой работе своих верных соратников. Им дополнительная мотивация. Это всегда приятно, когда за то, что нравится, еще и денежку платят. Но не все задачи могут быть решены силами нашей команды. Кое-где придется привлекать сотрудников за зарплату. Некоторые виды работ должны быть выполнены профессионалами в конкретной сфере, а их в нашей команде может и не быть.

Когда ищите сотрудника, сначала изучите резюме. Всех, кто вас чем-то зацепил, зовите на собеседование. Во время собеседования избегайте двух крайностей – допроса (когда вы только спрашиваете, а соискатель сидит и трясется) и оголтелой рекламы (приходите к нам работать у нас так круто, бла-бла-бла). Помните, что собеседование – это прежде всего диалог, где каждый может задать вопрос и что-то рассказать. То есть вы должны и про соискателя все узнать и ему рассказать – о должности, о задачах, об организации вашей и о том светлом будущем, в которое вы вместе с ним пойдете. Давайте нырнем в тему вопросов поглубже.

Самое простое – спрашивать по пунктам резюме кандидата: «Почему уволились с последнего места работы», «Какие задачи решали в рамках данного проекта» и пр. Внимательно слушаем, следим за человеком, за его реакциями. Надоело спрашивать – применяем кейсы, то есть практические ситуации, с которыми можно столкнуться в работе. Пример для сотрудника на должность специалиста по фандрайзингу: «На переговорах потенциальный донор задает Вам вопрос «А нам-то зачем это нужно – спонсировать Ваш проект?» И, сделав суровое лицо, спрашиваем «И что вы ему ответите?».

И, наконец, тяжелое вооружение – так называемые проективные вопросы.

Предлагаем кандидату оценить не себя, а людей в целом или какого-то персонажа в частности. Фишка проективных вопросов в том, что человек, говоря про других, все равно говорит про себя и думает о себе. Спросить можно вот что: «Почему люди приходят работать в НКО?», «Опишите самый типичный конфликт в коллективе. В чем его причины?», «Что может побудить человека уволиться?».

Кстати, не забывайте про тесты, которые упомянуты выше. Тоже полезно испытать. Тесты – это вообще интересно, поэтому пусть кандидат, например, до начала собеседования пройдет несколько.

Итак, поиск волонтеров и сотрудников – дело не столь сложное, сколь трудоемкое. Ведь очень часто, чтобы найти настоящее сокровище, человека, который станет частью нашей команды, нужно «перебрать» множество людей, которым с нами не по пути.

Источник

Путеводитель для НКО: работа с волонтерами

Девятая глава сборника, составленного вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» в помощь руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций.

волонтеры и нко что это значит. Смотреть фото волонтеры и нко что это значит. Смотреть картинку волонтеры и нко что это значит. Картинка про волонтеры и нко что это значит. Фото волонтеры и нко что это значит

Фрагмент главы IX «Работа с волонтерами». Автор: Владимир Хромов, директор Союза волонтерских организаций и движений.

В последние годы волонтерский сектор в России переживает период бурного роста. Наряду с традиционными для России направлениями волонтерства появляются новые. Возникают волонтерские сообщества в ответ на стихийные бедствия или события в общественной жизни. Все больше некоммерческих организаций привлекают волонтеров в свои проекты.

Сколько в России волонтеров и чем они занимаются?

В соответствии с данными доклада Министерства экономического развития РФ, к 1 января 2019 года общая численность граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность на территории субъектов Российской Федерации, составляла 11,4 млн человек.

В 2018 году в волонтерской деятельности добровольно и безвозмездно участвовали 35 % взрослых россиян, 31 % – через организации, 69 % самостоятельно. Минэкономразвития оценивает долю неорганизованных добровольцев в 24 % от числа взрослых жителей страны, а организованных – в 11 %.

Полезные ссылки

В докладе приводятся данные о численности волонтеров разных направлений деятельности:

В 2017 году, по данным Росмолодежи, в добровольчество было вовлечено 5,3 млн человек. Таким образом, можно говорить о двукратном росте числа граждан, вовлеченных в неорганизованное и организованное волонтерство, в течение 2017–2018 годов.

Выделяют четыре возрастные группы волонтеров.

Возраст волонтеровПримеры проектов (движений)
Волонтеры школьного возраста (до 18 лет)Российское движение школьников
Школьные волонтерские отряды
Волонтеры – студенты (18–25 лет)Волонтерские центры вузов
Спортивные волонтерские проекты
Работающие люди (25–55 лет)МБОО «Справедливая помощь доктора Лизы»
МВОД «Даниловцы»
БФ «БИМ»
Волонтеры старше трудоспособного возраста, так называемые серебряные волонтеры (55 лет и старше)Ассоциация «Союз волонтерских организаций и движений», проект «Волонтеры Москвы 55+»
АНО «Центр развития социальных технологий» (Новосибирск)
Движение «Серебряные волонтеры Казани»

К сожалению, государственная статистика более или менее точно оценивает только численность школьников до 18 лет, хоть раз участвовавших в волонтерских инициативах, – 4,4 млн человек.

Между тем в государственные и окологосударственные проекты активно вовлечены волонтеры до 25 лет, школьники и студенты. А волонтеры старше 25 лет являются базой волонтерских команд некоммерческих организаций. И отдельный вопрос – о численности людей старше трудоспособного возраста, вовлеченных в неорганизованное и организованное волонтерство.

Полезные ссылки

Союз волонтерских организаций и движений: сайт.

В качестве специфических направлений волонтерства, которые активно развиваются в последние годы, можно отдельно выделить:

Среди наиболее перспективных с точки зрения вовлечения большого числа участников, достижения важных социальных результатов, активизации общественных инициатив можно выделить пять направлений, пять точек роста.

Полное содержимое статьи о работе с волонтерами можно скачать здесь: pdf, epub (zip-архив).

Сборник «Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной» дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации. Сборник будет интересен как опытным руководителям, так и тем, кто только начинает свой путь. Вы узнаете о фандрайзинге и юридических аспектах деятельности НКО, об информационных технологиях, о том, как выстроить стратегию коммуникаций и работать с волонтерами. В каждой главе кратко раскрывается содержание темы и приводятся дополнительные источники, чтобы изучить ее глубже.

Авторы сборника — эксперты с многолетним опытом, известные в некоммерческом секторе. Следуя их советам, вы шаг за шагом сможете выстроить работу своей организации, достигнуть экономической устойчивости и находить лучшие решения задач, возникающих каждый день.

«Путеводитель для НКО» создан по программе НКО-СОКРАТ — НКО для социального и культурного развития территорий.

Программа реализуется по инициативе Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской и администрации Курской областей.

Источник

НКО и корпоративное социальное волонтерство

волонтеры и нко что это значит. Смотреть фото волонтеры и нко что это значит. Смотреть картинку волонтеры и нко что это значит. Картинка про волонтеры и нко что это значит. Фото волонтеры и нко что это значит

Социальное волонтерство – то, что направлено на помощь людям. Сделаю смелое предположение: задачка корпоративного социального волонтерства в России как построение социальной технологии или не решена, или решена при абсолютно уникальных условиях, а потому не технологична. Или же решена в тайне и не представлена обществу.

Еще большей загадкой является опыт сотрудничества НКО и бизнеса на тему волонтерства. Когда мы говорим о бизнесе самом по себе, я более-менее уверен, что он ресурсен и, так или иначе, что-то волонтерское и что-то социальное сделает. Но что это за симбиоз — «НКО» и бизнес? Давайте ответим на эти вопросы подробнее.

Как соотнести разные природы волонтерства НКО и волонтерства корпоративного?

Образно говоря, волонтерство в России представлено разными стихиями: вода, огонь, воздух и земля. И у этих стихий, как и у разных направлений волонтерства, разная природа. Это часто не учитывают.

Есть волонтерство как самодостаточная история (социально-ориентированные НКО) и есть волонтерство как средство достижения иных целей. Например, волонтерство является средством для госучреждений (бесплатная рабочая сила), учебных заведений (важно приобщать учеников к созидательному труду), бизнеса (связано с «работой с персоналом», «социальной ответственностью в регионе» и прочее), а также разных социальных организаций.

Волонтерство как самодостаточная история возможно только в НКО, где человек сам, по свободной воле реализует свою мечту о добре. Именно здесь добро, помощь, какое-то конкретное дело является конечным смыслом.

Речь не том, чтобы одно волонтерство признать хорошим, а другое плохим, а что разные задачи решаются по-разному. Все они нормальны и позитивны при ответственном и профессиональном подходе, если организаторы волонтерской деятельности будут понимать разницу. В противном случае они свою ответственность будут перекладывать на волонтеров, что для последних будет плачевно.

Где те точки пересечения интересов НКО и бизнеса, где бы могли встретиться и работать вместе два вида волонтерства? Пока ясных ответов нет.

Кто определяет цель и ставит задачи?

Вроде понятно, что ставит задачи бизнес, это же его сотрудники будут волонтерами и его ресурсы будут затрачены. Но когда мы говорим о социальной деятельности в контексте НКО, можно утверждать, что цели определяются теми, кто нуждается в помощи. А отклик на эту нужду – и есть задачи, которые могут быть поставлены в зависимости от опыта, наличия профессионалов, количества волонтеров, материальных ресурсов.

Кто же для «корпорации» подопечный: сотрудник или «человек в беде»?

Возможно и то, и другое. Скажем, у нашего волонтерского движения «Даниловцы», подопечные и «люди в беде», и сами волонтеры. Наша задача организовать их встречу, дать возможность одним реализовать свою потребность в добре, а вторым получить эту помощь.

Пока руководство компании не решит для себя этот вопрос, о корпоративном волонтерстве речи быть не может.

Можно ли обмануть природу?

НКО и «корпорации» живут в разных смысловых и ценностных пространствах, которые почти не имеют точек пересечения. Главная идея технологии социального волонтерства состоит в том, чтобы найти компромисс между реальной бедой, неблагополучием и «работой с персоналом». Ключевое слово – «компромисс». На одной конференции я слышал достаточно жесткую позицию со стороны бизнеса: если волонтерство решает наши задачи – хорошо, но, если мы найдем способ более эффективный и дешевый, мы откажемся от волонтерства. Но если мы хотим оказать помощь человеку, без компромисса это невозможно.

Помощь человеку всегда «убыточна», а значит неконкурентоспособна для внутрикорпоративных задач. Помощь всегда внутренне и ценностно старается занять приоритетное место. Так устроен человек. Служение ближним нельзя до конца подчинить никаким сторонним интересам. Потому что оно и есть самое человечное в человеке.

Готов ли бизнес к компромиссу, относительной дороговизне и относительной неэффективности корпоративного волонтерства в отношении внутренних задач?

Результаты социального волонтерства редко можно оценить. Слишком часто это скрытая информация. Формально это может быть даже просто «посидеть рядом» с больным ребенком. Кажется, пустая трата времени. А потом через несколько лет окажется, что именно эти минуты были для ребенка самыми значимыми в больнице.

Как не навредить?

Принцип «не навреди» должен быть главенствующий вне зависимости от того, решает компания задачи тимбилдинга или мощную программу по социализации сирот. Чтобы принести пользу, нужно не только знать и соблюдать правила, но и понимать волонтеру «зачем я тут?», «что я могу?».

Вы знаете, что навредить можно и волонтеру? Например, детский дом для инвалидов. Непривычность внутреннего мира сиротского учреждения с их кажущимися нищетой, бесцеремонностью, глубокая эмоциональная включенность в увиденное, понимание собственного бессилия, а может и бессмысленности… Все это способно очень надолго вывести волонтера из эмоционального равновесия. Любая встреча человека с человеком – риск оказаться беззащитным и беспомощным перед чужой болью и страданием. Поэтому корпоративное волонтерство должно учитывать и как не навредить всем, и как позаботиться о волонтере.

Как быть с ограниченностью?

Корпоративное волонтерство неизбежно сталкивается с парадоксом. Пока волонтерское сообщество имеет способность к творчеству и внутри бурлит энергия, оно живо и само проявляет инициативу. Но это требует времени, сил и эмоциональной включенности, что может снизить КПД сотрудников на работе. Однако как только внутренней творческой энергии нет, волонтеры становятся исполнителями чего-то «сверху. При этом их волонтерство может стать бессмысленным и даже при этом потребовать определенных вложений от компании на придумывание «добрых дел» и на подключение к делам сотрудников.

Важный вопрос корпоративного волонтерства — как запустить творческий процесс внутри волонтерского пространства? И надо ли это делать? Здесь необходимо узнать, что важно для самого сотрудника-волонтера.

Что может быть на практике?

Первый путь – самостоятельное развитие волонтерских программ внутри бизнес-компании. Второй путь – сотрудничество с НКО. НКО бывают двух типов: где творческая энергия живет «сверху», а волонтеры – исполнители «модели»; и та, где творческая энергия живет в среде волонтеров, а руководство обеспечивает их ресурсами, поддержкой, знаниями. Вариант с «моделью» очень технологичный и перспективный: многие готовы что-то делать, если у них есть четкая инструкция.

На практике корпоративные волонтеры или присоединяются к группам НКО, или сотрудники НКО обучают группы корпоративных волонтеров. Первое, по моему, приоритетнее. Во втором случае обратная связь и поддержка волонтеров – дело бизнес-компании.

Очевидным минусом является ограниченность «моделей» и их количества. Это значит, что не каждый волонтер сможет найти себя в «модели», некоторым ближе творчество, самореализация.

Вариант с «творчеством снизу» дает возможность корпоративному волонтеру окунуться в особую социальную среду, где он может проявить себя и самое главное – разделить ответственность с другими волонтерами за свое доброе дело. А через это не только помочь кому-то, но и личностно вырасти. Этот путь, очевидно, менее технологичен и более ориентирован на подопечных. Волонтерские НКО могут делиться с корпоративными волонтерами опытом и прикладными знаниями широкого спектра.

Чему НКО могут научить волонтеров?

Учить волонтеров впрок — хилые инвестиции. Самое эффективное обучение для волонтеров – отвечать на те вопросы, что созрели у них в ходе работы. Поэтому в НКО все обычно начинается с подключения волонтера к уже существующей волонтерской группе под присмотром опытного координатора. Это и есть тот фундамент, на котором можно и нужно строить обучение.

Тема второго этапа обучения – отношения волонтера и подопечного. Как познакомиться с ребенком в больнице, как поговорить с умирающим, как быть с привязанностью детей? Эти вопросы не могут остаться без ответов. Но здесь невозможно, как сейчас модно говорить, прокачать себя, быть готовым ко всему.

Надо понимать, что это и есть та область обучения (помощи, поддержки), что теснейшим образом связана с внутренними силами человека, с его возможностью плодотворно и надежно помогать. Поэтому именно эта область требует особого внимания. И НКО это понимают.

В качестве заключения

Несколько тезисов волонтерской работы в НКО. Сказанное учитывает не только задачу бизнеса по тимбилдингу, но и развитие гражданского общества, и личностное развитие персонала и т.д.

Волонтеры (а это все мы с вами) не решают чужие задачи, а реализуют свои мотивации, в идеале — добрые мечты.

На практике есть два варианта работы с волонтерами в НКО: задачи ставятся сверху и задачи рождаются снизу. «Задачи сверху» требуют ответственности за все (организация труда, ресурсы и самое главное — транслирование мотивации). Это не может противоречить главному закону: ответственность идет вниз или со свободой или с ресурсами.

Путь «задач снизу» требует поддержки волонтера, но ответственность тут разделенная, и волонтеры сами ее готовы брать. Тут нужна не мотивация, а присутствие рядом в виде партнеров и ресурсов.

Самая эффективная форма работы волонтеров — групповая. Если необходима непрерывность работы, регулярность, стабильность, преемственность опыта — надо строить и развивать группы.

Я советую инвестировать в активных людей, а не в проекты! Важно не сделанные дела, а активист, который при помощи бизнес-компании делает дорогое ему доброе дело. Людей ничто так не воспитывает, как наличие рядом деятельного организатора.

Понимаю, что со стороны бизнеса здесь есть спорные вопросы и утверждения. Мне было бы очень интересно их обсудить.

Текст: Белановский Юрий, руководитель добровольческого движения «Даниловцы»

Волонтерство — один из кирпичиков гражданского общества! Мы помогаем обществу становиться содружеством ответственных людей и меньше быть биомассой.

«Волонтерство для чайников» — просветительское направление «Школы социального волонтерства» Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций. Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные, работающие сегодня волонтеры, специалисты и эксперты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *