волонтеры дети что делают
Консультация для воспитателей «Дети – волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Консультация для воспитателей
« Дети – волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников »
Подготовил: воспитатель Почанина Е.А.
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Слово » Волонтер» иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду, стали использовать это движение несколько лет, но традиция помогать ближним существует уже много лет.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Главная задача запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность, организации команды. Проводятся беседы, например: «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», «Кто такие волонтеры?», «Как стать волонтерами для малышей», показ мультфильмов, чтение книг, слушание песен, проведение с детьми игр о доброте. Выяснение чем любят заниматься дети, чему могут научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, надо сформировать команду.
Создание волонтёрского отряда можно начать с создания эмблемы, например: много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстука, всё это мотивирует к призыву «Хочу помочь!», символизирует суть волонтёрского движения.
Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:
-Приходя в группу поздоровайся с взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Обязательным условием волонтерства является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. На языке детей «Дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учат малышей навыкам самообслуживания, оказывают помощь при одевании на прогулку, играют с малышами в группе и на улице. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, совместная продуктивная деятельность, совместные настольные, сюжетно — ролевые игры.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях: «Игрушка для малышей», «Знаем, помним и чтим», «Собака-друг человека», «Дорога памяти» и др., устраивать « Дни помощи».
Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать
в детском сердце, и это не произойдет в один день,
а надо иметь терпение и мудрость,
чтобы различать, когда и какое слово сказать,
на что обратить внимание и,
самое главное, как самим себя вести,
чтобы показывать достойный пример детям.
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, пенсионеров.
Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.
Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как » Посади свое дерево», » Сбереги елочку», » Мусор Земле не к лицу», «Добрая зима для птиц», «Украсим участок цветами» развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней.
В этом году мы тоже приняли участие в похожей акции. Совместно с родителями собрали гостинцы, нарисовали рисунки, написали письмо и отправили их.
Каков положительный эффект от волонтерства?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Мама, папа, я волонтер»: зачем современные дети становятся добровольцами
Считается, что в России детское волонтерское движение основывалось на опыте советских молодежных организаций, однако это утверждение требует доказательств. Корреспондент «Года волонтера» спросила нынешних детей-добровольцев и их родителей, где граница между добрыми делами и эксплуатацией детского труда и как сейчас можно привлечь подрастающее поколение к волонтерству.
Меня не остановить
Алена Медведева из Братска руководит волонтерскими школьными отрядами с третьего класса. Сейчас девочке 13 лет, и она уже активист, участник Российского движения школьников (РДШ), а также научилась играть на трех инструментах.
На вопрос, как она все успевает, Алена отвечает, что совмещать все дела очень легко.
В свои 13 лет Алену можно назвать гуру тайм-менеджмента: она умеет расставлять приоритеты, сортировать задачи по уровню сложности и вообще обладает навыками, которые некоторым 13-летним недоступны.
Конечно, бывает тяжело, но трудности закаляют! Может быть неделя, когда все расписано по минуте, в такие моменты не до сна. Но это значит, что следующая будет гораздо легче и будет много времени, чтобы придумать что-то новое!» — говорит она.
Волонтерство для Алены — это «целая жизнь, наполненная своими яркими красками и эмоциями», а РДШ — возможность проявить себя.
Алена настроена на добрые дела очень серьезно. В этом январе она вместе с другими ребятами-волонтерами собиралась организовать проект по сбору отработанных батареек, и даже 30-градусный братский мороз их не остановил.
«Мы очень сильно тогда замерзли, но не зря! Теперь в школах и магазинах нашего города стоят ящики, а нам удалось спасти несколько сотен ежиков, — с восторгом рассказывает девочка. — Содержащиеся в батарейках вещества очень токсичны. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами почти 20 квадратных метров земли — в лесу такую площадь могут занимать два дерева, два крота, один ежик и несколько тысяч дождевых червей».
Кажется, что в 13 лет у ребенка вообще нет свободного времени. Но, по словам Алены, ее родители положительно относятся к волонтерской прыти дочери.
Они знают: если я решила что-то делать, то меня не остановить», — скромно заверяет волонтер со стажем.
В волонтеры я б пошла, но мама не велела
Елена Иванова, мать уже взрослой дочери-волонтера, в отличие от родителей Алены, придерживается осторожной позиции по поводу добровольчества и называет эту деятельность «использованием забесплатно».
Вместо того чтобы еще один язык учить (пригодится) или деньги зарабатывать, она тратит время на ерунду. Кто-то пиарится за ее счет, а она бесплатно работает!» — сетует Елена.
С такой же осторожностью Елена относится и к мероприятиям молодежных движений.
«Вы знали, что там мальчики и девочки в одной палатке живут? Вообще неизвестно, чем они на этих «молодежных форумах» занимаются», — поделилась переживаниями мать волонтера.
Возмущение нашей героини можно принять за излишние волнение и заботу. Но Елена непоколебима, и ей приходится ставить дочери ультиматум: сначала получи диплом, выйди на работу и замуж, а потом волонтерствуй на здоровье.
Замруководителя дирекции «Года волонтера», директор Росдетцентра, ответственный секретарь координационного совета РДШ Алиса Крюкова считает, что волонтерство среди детей — это совсем не эксплуатация труда, а воспитательный элемент.
Интересное — детям
РДШ, представители которого находятся во всех 85 регионах страны, по словам Крюковой, к каждому школьнику находит индивидуальный подход.
Мы придумываем проекты, интересные в первую очередь самим детям. Над ними работают не взрослые, а старшие школьники», — говорит она.
На российских слетах РДШ собираются дети из разных регионов. Там проходят форсайт-сессии, на которых организаторы вместе с детьми ищут те форматы добровольческой деятельности, которые им интересны.
Как отмечает Алиса Крюкова, дети любят помогать животным в зоопарках, биологических центрах, также им нравится общаться с больными детьми и сиротами.
«Недавно мы проводили всероссийскую акцию «Школьный пленэр», в ходе которой ребята отправляли свои рисунки больным детям, приносили им книги с пожеланиями», — рассказала она.
По словам эксперта, детям ближе игровые форматы волонтерства, а вот субботники они не воспринимают как добровольческую деятельность. Но тут можно придумать и организовать экологический отряд, тематические проекты, например сегодня убираем побережье Байкала, завтра — лесопарковую зону.
Большую роль в реализации волонтерских проектов РДШ возлагает на плечи родителей. Единственная сложность при этом, по словам ответственного секретаря координационного совета РДШ, — научить родителей слушать детей и делать так, как хочется именно детям.
Взрослые чаще всего хотят делать по-своему, говорить детям, чем заниматься. Это непонимание между поколениями. Если мы научимся слушать друг друга, то все будет хорошо. Добровольчество должно быть добровольным», — уверена Крюкова.
Помимо РДШ в России активно развивается другое движение для детей — всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». Надежда Ершова, председатель этой организации, руководитель детского крыла Российского союза спасателей, считает, что родителям не стоит волноваться за своих детей, если те хотят приносить пользу обществу. По системе «Школы безопасности» занимается свыше 165 тысяч детей и подростков от 8 до 18 лет включительно.
Ершова с гордостью рассказала о двух подопечных школы, которые год назад спасли жизнь женщине у станции метро «Планерная» в Москве: в течение нескольких минут они нормализовали состояние пострадавшей и вызвали скорую. Этот случай, по словам эксперта, показывает, что ребята правильно обучены оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.
«Школа безопасности» объединяет разные направления: «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Юный водник». Россоюзспас проводит обучающие мероприятия, конкурсы, соревнования. Формы работы движения очень разные — это и кружки, и секции, и пиар-акции.
Как отмечает Надежда Ершова, не всем в движении обязательно быть спасателями. Ребенок может научиться оказанию первой помощи, что полезно и для спасения собственной жизни при чрезвычайных ситуациях. Сейчас в организации работают с любой категорией детей.
Волонтерство — это серьезная и тяжелая работа
Ирина Барыбина, мама 6-летней Дианы и 8-летнего Марка, поддерживает добровольчество и убеждена, что дети должны заниматься тем, чем хотят. Но в масштабах одной семьи — перевести бабушку через дорогу, накормить бездомного котенка.
«Любая твоя деятельность требует больших затрат энергии, и ты должен получить эту энергию обратно. Для меня все эти организации, массовые сборы, толпы людей с горящими глазами — помешательство. Принимать решения за своих детей я не могу, я могу только объяснить, что к чему», — говорит она.
У волонтеров для добрых дел должна быть серьезная мотивация, считает Ирина. Для некоторых это энергетическая подпитка, особенно для пожилых людей, они получают общение, знакомства. Для подрастающего поколения волонтерство — это тяжело, так как на них сваливается огромная нагрузка еще и в виде учебы и взросления.
Алиса Крюкова считает вознаграждения, то есть то, что может получить ребенок за добровольческую деятельность, дискуссионной темой.
Это искажение понятия «добровольчество», так как мотивом для волонтерства считается только желание помогать. Хотя сейчас во многих вузах при поступлении за добровольчество и общественную деятельность начисляются дополнительные баллы. Ребята получают вознаграждение и в виде различных навыков — коммуникационных, организаторских. Действует система грантов для молодых людей от 14 лет на реализацию своих инициатив».
Также, как отмечает Алиса, ребята, вышедшие из добровольческих отрядов РДШ, теперь учатся в вузах и занимают позиции руководителей молодежных объединений.
Среди таких ребят — Александр Глуховской из станицы Кавказской Краснодарского края.
Сейчас Саше 16 лет, и в этом году он уже пять лет как помогает волонтером.
«Я начинал в доме творчества, в районной организации содружества волонтеров Кавказского района Краснодарского края. Вместе с волонтерами нашей станицы мы организовывали мероприятия, помогали детям-инвалидам, сиротам, ветеранам. Приходили по праздникам, беседовали, помогали сделать что-то во дворе», — рассказывает он.
НОД «Кто такие волонтеры?» (подготовительная группа)
Ольга Гусейнова
НОД «Кто такие волонтеры?» (подготовительная группа)
Подготовительная группа
НОД познание «Кто такие волонтеры»
Цель: привлечь внимание старших дошкольников к социально-значимой деятельности, в процессе которой у них будут формироваться навыки социального поведения в социуме.
1. Смоделировать игровую ситуацию, которая позволит объяснить детям такие понятия как «помощь», «доброе дело», «волонтер»;
2. Содействовать развитию познавательной активности и расширять представления об окружающей действительности через разные приемы совместной деятельности;
3.Закрепить знания детей о правилах поведения в следующих жизненных ситуациях : оказание помощи, встреча с собакой, просмотр телевизионных передач, ссора (нарушение эмоционального благополучия);
4. Содействовать развитию партнерских отношений между воспитанниками, умению сотрудничать, общаться.
Оборудование:коробка с предметами : флешка, пульт от телевизора, книга, ручка, мышка, спичечные коробки пустые, раздаточные карточки с заданиями, диски, подарки детям
Ход занятия:
Воспитатель (встречает детей перед входом в группу) : Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Настроение хорошее? Скажите, вы любите узнавать новое? Кто любит? Все любите? Сегодня нас с вами ждет интересное и увлекательное дело. Давайте зайдем и встанем в круг (дети заходят в группу).
Воспитатель: Предлагаю начать наше общение с игры. Музыкальная игра «Мы пойдем на лево»
Воспитатель: Ребята, чтобы нам с вами сегодня было интересно – я взяла с собой тоже помощников. Давайте встанем в круг и вам я их покажу. Интересно, сможете ли вы сказать, как они умеют помогать! (Воспитатель по очереди достает из коробки книгу, ручку, фотоаппарат, флэшку, мышку. Дети предполагают, для чего использовался предмет)
Дети о каждом предмете говорят:
1. Как помогает человеку?
2. для чего нужен (как используется?
(Книга – узнать полезную информацию. Ручка – записать. Фотоаппарат – сохраняет важные моменты на память. Флэшка – помогает сохранить нужную информацию. Мышка – помогает в работе с компьютером).
Воспитатель: (заглядывает в коробку) Еще один помощник остался!
Теперь без загадки не выйдет! Как думаете, что это? (трясет коробочку). Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Подсказки нужны? Этот предмет черного цвета. Что это? На нем есть цифры. У него есть провод. Что это? (дети называют предметы похожие по описанию)
Слушайте тогда еще загадку:
Через поле и лесок
К нам примчался голосок.
Он пришел по проводам.
Слышно здесь, сказали – там.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а как телефон помогает человеку? (договариваться, рассказывать, звонить, узнавать о чем-то, спросить).
Воспитатель: Подождите минутку! (говорит по телефону) Да, здравствуйте! Я давала объявление! Это я нашла вашу записную книжку! Конечно, поможем! У меня здесь такие помощники! До свидания!
Воспитатель: Вот, ребята, какой важный звонок мне поступил. Требуется срочно наша с вами помощь! Помогать любите? Умеете? Давайте сядем и я вам расскажу, что случилось.
(Дети садятся в круг)
Воспитатель: Посмотрите, кто-то потерял записную книгу. А я ее нашла. «Записная книга юного волонтера». А кто такие волонтеры – знаете? (нет) Где можно узнать? (в интернете, спросить, в книжке прочитать)
Воспитатель: Я тоже стала искать информацию и вот что узнала? Рассказать?
Знали вы про это? (ответы детей)
Воспитатель: Получается, что в этой книге записаны добрые дела, а ещё те, кому сегодня срочно нужна помощь. Смогли бы мы с вами помочь?
Воспитатель: Давайте начнем.
Ситуация№1 «Приют для животных»
Воспитатель: Мы с вами можем помочь приюту для животных «Доброе сердце». Вы видите иногда на улице кошек и собак, у которых нет дома и хозяина? Сейчас холодно. Как вы думаете как мы можем им помочь?
Д/и «Поможем животным»
Воспитатель: Посмотрим, что у нас получилось (совместно рассматривают, сопоставляют). Молодцы помогли. Животным тепло, их осмотрит врач, а потом волонтеры начнут искать им хозяев.
Правильно! Нужно остановиться, не кричать, не махать руками, не убегать, не смотреть собаке в глаза. И ждать взрослых. Молодцы!
Ситуация№2 «Помогите выбрать программы для просмотра малышам»
Воспитатель: Нас с вами просят помочь выбрать телепрограммы и фильмы для просмотра детям. Вы смотрите телепередачи? А сколько минут в день можно смотреть телевизор? Все передачи полезные или есть вредные? Давайте сейчас подойдем к столу и выберем полезные для просмотра детям фильмы и передачи. Мы сложим их в посылку и отправим малышам.
(размещены две таблички с надписями «Польза» и «Вред» и разложены диски с разными фильмами и передачами)
Вопросы: Что ты выбрал? А ты? Давайте посмотрим, какие фильмы вы не выбрали?
Воспитатель: Молодцы, думаю, что вы тоже не смотрите взрослые программы. ….И если долго смотреть телевизор, то портиться зрение. Врачи даже придумали зарядку для глаз. Нужно крепко зажмурить глаза, потом резко открыть. Полезное упражнение! (дети выполняют несколько раз упражнение)
Воспитатель: Смотрим следующее задание
Ситуация №3 «Давай мириться!»
Воспитатель: Мы должны помочь маме, у которой трое малышей. И они часто ссорятся. Она просит совета – как научить их мириться? (дети предлагают). Правильно, нужно научить их играть! Есть такие игры, которые называются мирилки – это короткие стишки, которые помогают дружбе. Давайте выйдем на ковер и поиграем. Встаньте парочками друг напротив друга (дети играют)
Ситуация №4 «Магазин»
Воспитатель: Нам надо помочь директору магазина. Оказывается нужны помощники, для того, чтобы рассортировать разные предметы. Задание у нас с вами такое. Нам надо разложить продукты и предметы по нужным коробкам.
Ситуация №5 «Хозяин книги»
Ребята мы с вами большие молодцы! Оказали большую помощь мальчику-волонтеру. Как вы думаете как мы можем вернуть книгу хозяину ведь в ней записано много важной информации?
Воспитатель: Ну, что ребята, как вы думаете, получилось у нас помочь. Не оставили в трудной ситуации наших героев? А какие добрые дела мы делали, помните?
Воспитатель: Ребята вы все большие молодцы!
Фотоотчет «Волонтеры победы» Второй год подряд, в преддверии Дня Победы, мы с ребятами группы принимаем участие в акции «Георгиевская ленточка». Ребята заранее.
Фотоотчет «Волонтеры в средней группе». Часть третья Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом, как мы с ребятами в очередной раз посетили наших друзей из младшей.
Фотоотчет «Волонтеры в средней группе». Часть вторая Уважаемые коллеги! Я уже делилась с Вами впечатлениями, как мои воспитанники (дети средней группы) были волонтерами. Наш второй опыт общения.
Фотоотчет о мероприятии «Мы такие разные, но мы такие классные!» Мероприятие под таким названием состоялось в Доме детского творчества 6 марта. Две даты 23 февраля и 8 марта находятся так близко друг от.
Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Актуальность: Человек – это существо социальное. С первых дней своей жизни он включен во взаимодействие.
Проект по физической культуре «Такие разные мячи» (младшая группа) Вид, тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий. Проект по образовательной области «Физическое развитие» Участники проекта: дети,.
Технология «Дети — волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как:.