воинственная женщина что значит
Значение слова «воительница»
1. Высок. устар. Женщина-воин. В «Орлеанской деве» Ермолова почти не давала героической амазонки, мужественной воительницы. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.
2. перен. Разг. шутл. Женщина с воинственным характером. — А я тоже в девках воительница была. Лесков, Воительница.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВОИ’ТЕЛЬНИЦА, ы, ж. (книжн. поэт. устар. и разг. шутл.). Женщина с воинственным характером.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вои́тельница
1. женск. к воин ◆ Принадлежала эта воительница к дикому племени жестоких и бессердечных каннибалов. Улья Нова, «Инка», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На второй монете красуется какая-то греческая воительница с копьем и щитом. Варвара Синицына, «Муза и генерал», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. шутл. женщина, имеющая воинственный характер ◆ И теперь чувствовала себя сильной ― как девица-воительница. Ксения Яхонтова, «Смятение Анастасии», 1996–1998 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экспрессионизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
От «дев щита» и онна-бугэйся до боев в UFC — женщины-воины в истории
Древность
Сарматы, кельты и Герардеска Манутиус
В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение управляться с лошадью стало важнее внешних габаритов. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, 2 с половиной тысячи лет назад живший на территории современной Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.
Они метали дротики и стреляли из лука, и как сообщает нам Псевдо-Гиппократ, нередко им удаляли правую грудь, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую девушку сильной как мужчина. Конечно, вероятнее всего, это не более, чем байка, в которую поверил падкий на красочные истории классик. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, лишь убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне можно поверить.
Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-скотоводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.
Вот только сами оседлые народы не всегда следовали этому правилу. Те же кельты не были против того, чтобы их женщины, наряду с мужчинами, участвовали в боях и походах. По сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто дрались и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли схлестнуться в схватке. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступным для женщин.
Видимо, единственное, в чем были критично ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.
Кстати, сами римляне, хоть и не пускали своих женщин в битву, не были против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов. Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и всаднического сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, в 200 году н. э. полностью запретивший женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до этого явление было весьма распространено.
Широко известна история Герардески Манутиус, которая примкнула к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще больше восхитившись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска прирезала на арене около двухсот противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей трезубец сзади в почки.
Средние Века
«Девы щита» и онна-бугэйся
В столь любимом нами средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, то есть носить мужскую одежду и оружие) женские захоронения иногда содержат наконечники стрел, топоры и копья. А ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли понадобиться в загробном мире и использовались усопшим при жизни. То есть ремесленнику не положат меч, а воину — сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно найти упоминание skjaldmær, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все. Недавно была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного еще в 1880-х годах в Бирке. Воин оказался женщиной.
Любопытна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180 — 1185) в качестве старшего офицера, а заодно и по разным версиям либо любовницы, либо жены Минамото-но Есинаки, одного из вождей клана Минамото. В битвах она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем одевая полный доспех самурая. Когда же Минамото-но Есинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе бежала, наверняка попутно отрубив не одну вражескую голову.
Другая женщина из самурайского рода, Хангаку Годзэн, возглавила обороняющееся трехтысячное войско и попала в плен, будучи раненой. Но для нее все сложилось довольно удачно (по меркам того времени, конечно), так как один из соратников победителя влюбился в прекрасную воительницу и выпросил у сегуна разрешения жениться на ней. Так храбрость в бою и красота помогли ей сберечь жизнь и навсегда остаться в истории.
Новое Время и Просвещение
Екатерина Великая и «дагомейские амазонки»
В эпоху Просвещения, и в Западной Европе, и в России, благородные дамы не только жеманничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, просто потому что женская одежда была совершенно неприспособленна для любой физической активности. Та же будущая императрица Екатерина Вторая в своей молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее правления в России было проведено как минимум двадцать дамских дуэлей, три из которых закончились смертями.
Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилось совершенно уникальная ситуация. В 18-19 веках личная охрана царя Дагомеи доподлинно состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от 4 до 6 тысяч. Этот формально гарем (а на деле личные карательные войска), составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал, в том числе, на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего, так и получалось.
Назывались эти женские отряды «мино», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушным прозвищем, а вполне формальным названием этих подразделений. Во время франко-дагомейской войны они некоторое время довольно успешно сдерживали продвижение европейцев. Французов шокировала необходимость сражаться с женщинами, да еще и настолько бешеными в бою, из-за чего поначалу белые несли ощутимые потери.
Конечно, такая феноменальная тема не была упущена парижскими журналистами, и с первых полос столичных газет не сходила карикатура, на которой темнокожая амазонка перегрызает зубами горло французскому офицеру.
Наши дни
Богини смешанных единоборств
Пейдж ВанЗант
Прекрасный пример — Пейдж ВанЗант, прозванная «12 калибр». Имея статистику побед 7-3 она бьется в самом легком весе, называемом еще «мушиным весом» или «весом соломинки», в самой сильнейшей лиге ММА мира — UFC. При этом она успевает принять участие в шоу «Танцы со звездами», где смогла поразить зрителей своей грациозностью.
Мишель Уотерсон
Ее соперница по имени Мишель Уотерсон не зря носит прозвище «The Karate Hottie». Она не только обладает черным поясом по American Free Style Karate и ММА-рекордом побед 14-5. С 2004 года она еще и выступает как модель, попутно участвуя в различных реалити-шоу, вроде Fight Girls или Bully Beatdown. Да и в ММА она впервые попала именно в качестве ринг-герл. То есть поначалу она выходила на ринг только для того, чтобы вынести таблички с номерами раундов. Но в 2007 Мишель решила начать карьеру бойца смешанных единоборств и не прогадала. Впрочем, она и по сей день продолжает сниматься для мужских журналов, вроде того же ESPN «Body Issue», где она появилась обнаженной.
Анастасия Янькова
Разумеется, стоит вспомнить и Анастасию Янькову. Еще девчонкой она полюбила боевые искусства благодаря фильмами с Ван-Даммом, Брюсом Ли, Чаком Норрисом и сериалу «Зена — Королева Воинов». Сначала было каратэ, потом тайский бокс, победа на первенстве России и корочки кандидата в мастера спорта. Сейчас Анастасия покоряет второй по значимости американский ММА-промоушен «Беллатор» с рекордом 5-0. Она также совмещает карьеры бойца ММА и модели, снимается для журналов, и была названа одной из красивейших спортсменок России.
Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийств). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю бойца, сражаясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественен. И было бы ханжеством сейчас отворачиваться от нового его проявления — любви к девушкам-бойцам.
Заглавное изображение статьи — картина Gladiatrix Ральфа Ломотана.
Воительницы и охотницы: какими были гендерные роли в древности
На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.
Читайте «Хайтек» в
Вдохновение для «Мулан»
В мае выяснилось, что археологи нашли в Монголии останки двух древних женщин-воительниц, чьи скелеты указывают на то, что они успешно практиковались в стрельбе из лука и верховой езде.
По словам исследователей, эти две женщины жили в период Сяньбэй (147–552 гг. н. э.), период политической раздробленности и беспорядков, которые привели к появлению «Баллады о Мулан». Возможно, эти женщины были такими спортивными, потому что они защищали свои дома и территории наравне с мужчинами, предполагают исследователи Кристин Ли и Яхайра Гонсалес, биоархеологи из Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе.
Современные монголы до сих пор считают, что Мулан не китайская воительница, она была монголкой из Сяньби — древнемонгольские племени кочевников, которые жили на территории Внутренней Монголии.
В балладе Мулан описывается как служащая «хану» (термин чаще применяется в контексте истории монголов), а в Китае в то время не было военной службы, подчеркивают исследователи. Так что, возможно, именно монгольские женщины-воительницы и вдохновили древних на «Балладу о Мулан». Остатки скелетов монгольских женщин показали, что они были опытными лучниками и всадниками и, похоже, сражались вместе и наравне с мужчинами.
Останки двух женщин-воинов найдены во время раскопок кладбища на археологическом участке Айрагийн Гозгор в провинции Орхон на севере Монголии.
Сильная охотница на крупную дичь
Исследование, опубликованное в ноябре предполагает, что женщины в древней Америке охотились на крупную дичь так же часто, как и мужчины.
Новое открытие сильно контрастирует с общепринятой историей «мужчин-охотников» и «женщин-собирательниц». Согласно старой теории, древние мужчины охотились на крупную дичь, а женщины собирали травы и растения. Но недавно обнаруженное захоронение женщины-охотницы возрастом 9 000 лет и анализ захоронений других охотников позволяют предположить, что первые женщины в древней Америке охотились на крупную дичь так же часто, как и мужчины.
«Эти результаты подчеркивают идею о том, что гендерные роли, которые мы воспринимаем как должное в современном обществе — или которые многие принимают как должное, — могут не быть истиной в последней инстанции», — подчеркивает ведущий автор исследования Рэнди Хаас, доцент кафедры антропологии в Калифорнийском университете в Дэвисе.
Королева-воительница майя и ее Великая белая дорога
Лазерное сканирование Великой белой дороги, проведенное с воздуха в Мексике, доказало, что древний народ майя был цивилизацией искусных строителей. Ее строительство приходится на тот период времени, когда в городе Коба правила женщина-воительница, могущественная королева по имени К’авил Аджо. По словам ведущего автора исследования Трейси Ардрен, скорее всего, именно эта правительница приказала построить дорогу в VII веке нашей эры. Коба был в свое время одним из самых могущественных городов древнего мира майя.
В последние годы археологи все активнее используют новую технологию, которая называется лидар. Это устройство при помощи лазера позволяет «заглянуть» сквозь густые джунгли и даже под поверхность земли. Ученые из Университета Майами в США использовали ее, чтобы изучить Великую белую дорогу Майя. После обнаружения в 1930-х годах ее тщательно изучают ученые и все чаще называю настоящим инженерным чудом. Она соединяла древние города Коба и Яксуна на полуострове Юкатан. Считается, что дорога была построена 13 веков назад. Протяженность этого «каменного шоссе» составляет 100 км. Это самая длинная дорога, построенная майя.
Вдоль дороги были установлены камни с вырезанными на них сценами. Например, на рисунках изображены воины, которые ведут по Великой белой дороге своих пленников. Некоторых пленников топчут ногами правители. Подобные гравюры подтолкнули ученых к выводу, что дорога была построена ради достижения военных целей.
Вероятно, К’авил Аджо вынашивала планы по покорению соседнего, менее крупного города Яксуна, который занимал стратегически важное положение. В то время набирала силу империя Чичен-Ица, и правители Кобы старались сделать все возможное для отражения ее атак.
К’авил Аджо была одной из самых могущественных и воинственных правительниц древнего города Коба, заключает археолог Трэвис Стэнтон из Калифорнийского университета в Риверсайде.
Знатная дворянка в древнем Китае предпочитала поло
В марте ученые сообщили, что нашли в могиле богатой и влиятельной женщины, умершей в Сиане более 2 000 лет назад, первые доказательства того, что дворяне имперского Китая играли в поло на ослах.
Женщина по имени Цуй Ши была похоронена вместе со своими «скакунами», возможно, для того, чтобы она «продолжила играть в поло в загробной жизни», сообщают археологи в новом исследовании. Гробница Цуй Ши была разграблена до того, как была обнаружена, и воры забрали с собой большую часть погребальных артефактов. Однако кости животных, которые были похоронены рядом с дворянкой, остались в сохранности.
Записи периода времени династии Тан (618–907 гг. е. э.) доказывают, что поло было популярно среди высших слоев императорского Китая, несмотря на опасность игры. В одном историческом отчете отмечается, что муж Цуй Ши не был столь умелым в этом виде спорта. Во время одного из матчей он потерял глаз.
Древняя женщина-воин Сибири
Напомним, тагарская культура — археологическая культура эпохи бронзы и железа, названа по топониму — острову Тагарскому на реке Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.
Тагарская культура, часть скифской цивилизации (кочевые воины, жившие на территории нынешней южной Сибири), часто хоронила своих мертвецов с миниатюрными версиями реальных предметов, вероятно, символизирующих имущество, которое, по их мнению, было необходимо владельцам в загробной жизни. Однако в данном случае покойные были похоронены вместе с предметами в натуральную величину, подчеркивают археологи.
Группа из Института археологии и этнографии обнаружила захоронение в южной части Хакасии, регионе в Сибири, перед началом строительных работ на железной дороге.
Женщины-воины в истории человечества
Сарматы, кельты и Герардеска
В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение справляться с лошадью стало важнее внешних качеств. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, две с половиной тысячи лет назад живший на территории современных Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.
Они бросали дротики и стреляли из лука, и, как сообщают нам многие из историков Древней Греции, нередко им удаляли правые груди, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую девушку сильной, как мужчина.
Скорее всего, это не более, чем басня, в которую поверили падкие на красочные истории классики. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, только убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне верится. Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-животноводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.
Вот только сами оседлые народы не всегда придерживались этого правила. Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин. Пожалуй, единственное, в чем были критически ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.
Кстати, сами римляне, хотя и не пускали своих женщин в битву, были не против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов.
Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и вершницкого сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, который в 200 году н. э. полностью запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до того явление было очень распространено.
Широко известна история Герардески Манутиус, которая присоединилась к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще сильнее увлекшись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска победила на арене, по одним данным, около 200 противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей сзади трезубец. Стекая кровью, она упала на песок с поднятым пальцем левой руки. Это был жест, который означал просьбу о помиловании, но разгоряченная толпа жаждала финала, и все, что увидела Герардеска в последние минуты своей жизни, это ладони с опущенными вниз пальцами. Она вызывала восхищение только до тех пор, пока получала победы. Однако такого рода легенды — насчет 200 побед — надо просеивать через сито скептицизма. Известно, что самый знаменитый гладиатор — Фламма — становился рудиарием (тот, кто получал свободу, но возвращался на арену) четыре раза, провел тридцать четыре боя, выиграв двадцать один. Девять сражений закончились вничью, и только четыре он проиграл. Это примерно 10 лет, т.е. в среднем — 3-4 боя за год. Так что количество побед Герардески сильно преувеличено, и, скорее всего, в 8—10 раз.
«Девы щита» и онна-бугэйся
В Средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, т.е. носить мужскую одежду и оружие) в женские захоронения иногда помещали наконечники стрел, топоры и копья. Ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли пригодиться в загробном мире и использовались покойным при жизни. То есть ремесленникам не положат меч, а воину — сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно поискать упоминание skjаldmær, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все.
В начале 20-х годов нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного в одном из курганов еще в 1880-х годах в Бирке, крупном торговом центре шведских викингов IX—X веков. Воин оказался женщиной.
Интересна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180-1185) в качестве старшего офицера, а заодно, по разным версиям, либо любовницы, либо жены Минамото-но Ёсинаки, одного из вождей клана Минамото. В сражениях она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем в полном доспехе самурая. Когда же Ёсинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе сбежала, наверное, попутно отрубив не одну вражескую голову.
Одной из самых великих воительниц на Востоке стала китаянка Фу Хао. Она была одной из 60 жен императора У Дина (1250—1192 годы до н. э.), А стала первой в китайской истории женщиной-полководцем. Однажды во время одной из войн она попросила мужа отправить ее на фронт — просьба эта для Китая тех пор звучала как безумие. Но, на удивление императора и всего китайского народа, духи дали на это согласие. Через пару месяцев Фу Хао уведомила мужа о своей победе. После этого император разрешил жене управлять десятой частью армии. Постепенно армия Фу Хао увеличилась до 13 000 человек — большая цифра для того времени. Все без исключения солдаты, пусть и по приказу правителя, но подчинялись одной женщине, что для Китая того времени является очень необычным фактом. Кроме того, император настолько преклонялся перед женой, что позволял ей большую часть времени проводить в военных походах, а жить в доме своих родителей. Фу Хао участвовала во множестве сражений и побеждала более чем в 20 странах.
Кроме того, без отрыва от военных будней она родила императору четырех сыновей. Умерла женщина-полководец в возрасте 30 лет.
Екатерина-дуэлянтка
В эпоху Возрождения и в Западной Европе, и в России благородные дамы не только манерничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, потому что женская одежда была совершенно непригодна для любой физической активности. Та же будущая российская императрица Екатерина Вторая в своей молодости билась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее царствования в России было проведено как минимум двадцать женских дуэлей, три из которых закончились смертями.
Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилась совершенно уникальная ситуация. В XVIII-XIX веках личная охрана царя Королевства Дагомея (сегодня это территория Республики Бенин) состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от четырех до шести тысяч.
Формально гарем (а на деле личные карательные войска или королевская гвардия) составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал в том числе и на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего так и получалось. Назывались эти женские отряды «n’nоnmіtоn», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушной кличкой, а вполне формальным названием этих подразделений. Амазонки принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.
Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Также женщин отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать в два раза выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.
Последняя дагомейская амазонка по имени Нави ушла из жизни в 1979 году в далекой деревушке в возрасте более ста лет.
Амазонки на ринге и в армии
Также во многих государствах мира девушки и женщины проходят службу в армии, а в Израиле, например, она является обязательной. Женщины-солдаты присутствуют в рядах не только медицинских, войск связи и каких-либо войск обслуживания и штабных подразделениях, но и во вполне боеспособных частях, даже в спецназе и десанте. А на волне всеобщей эмансипации только увеличивается количество дам в форме, которые постоянно стремятся доказать и себе, и мужчинам, что они никапли не уступают последним на военной ниве. Не останавливаясь на простой службе, женщины-военнослужащие достигают крупных постов в армии и даже становятся министрами обороны своих стран.
Феминизация оборонной сферы разных стран особенно проявила себя в Европе. Первопроходцем среди женщин-министров обороны стала финка Элизабет Рен, которая занимала этот пост с 1990 по 1995 года. Урсула фон дер Ляйен является действующим министром обороны Германии с 2013 года, причем она первая женщина (кстати, по профессии гинеколог и мать семерых детей) на упомянутой должности в этой стране. Также действующими министрами обороны своих стран являются итальянка Роберта Пинотти (с 2014 года) и испанка Мария Долорес де Коспедаль (с 2016 года). А вот в консервативной Японии, где военное дело практически всегда было уделом только мужчин, Томоми Инада только год занимала эту высокую должность, с августа 2016-го.
Однако, как с тревогой отмечают эксперты, мода на эмансипацию приводит к тому, что ключевые посты, от которых зависит армия государства, занимают женщины, которые не имеют должной подготовки. Например, среди вышеупомянутых дам нет ни одной профессиональной военной. Хотя это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора.
Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийства). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю солдата и бойца, борясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественный.