военно грузинская дорога почему так называется
Почему Wiki
Почему Wiki
Живописная Грузия готова предложить своим гостям огромное множество различных достопримечательностей. Но, сегодня разговор пойдет не о колоритных городках, красивой природе и гостеприимстве местных жителей, а о известной Военно-Грузинской дороге. Этот путь проходит от Владикавказа до Тбилиси и отличается богатой историей, которая берет свое начало с глубокой древности.
Достоверных сведений о том, когда и для чего появилась Военно-Грузинская дорога на сегодняшний день все еще нет. Но, известно, что этот путь существует уже более тысячи лет. По этому живописному маршруту еще в I веке до н. е. путешествовал известный древнегреческий ученый Страбон. Позже он описал это путешествие в своих трудах. Географ писал, что путь через горы крайне опасен и труден. Путника ждали опасные узкие тропы, крутые подъемы и спуски. Также на пути встречается высокая стена с массивными воротами, над которыми у горной вершины виднеется непреступная крепость.
Исследователи сделали вывод, что речь в работе Страбона шла о замке в Дарьялском ущелье и о стене возле него, которая перекрывала путь воинственным кочевым племенам. Упоминания об этой крепости встречаются и в работе «Historia naturalis», написанной древнеримским ученым Плинием. Он повествует о неприступности твердыни и о том, что уже во II веке до н. е. царь Мириан проводил работы по ее укреплению. Это значит, что сам замок был выстроен еще раньше.
На сегодняшний день сам Дарьялский замок и его укрепления уже превратились в еле различимые руины. Но, в литературных произведениях классических российских писателей и поэтов иногда можно встретить строки, посвященные ему.
Стоит отметить, что Военно-Грузинская дорога в периоды вооруженных конфликтов выступала важным стратегическим путем. Причем использовался он, как войсками Иберийского царства и Грузии, так и других народов. Так, в примерно в V столетии в походе на аланов этим путем со своей армией проходил иберийский царь Вахтанг Горгасал. В конце XVIII века российская армия во главе с генералом Тотлебеным также проходила этим сложным маршрутом. В тот же период на важных отрезках дороги начали возводить военные укрепления.
Но, несмотря на богатую военную историю, название за дорогой закрепилось отнюдь не из-за нее. Оно было сформировано в начале XIX века. В это время дорога была единственной между Российской империей и Грузией. Поэтому российские власти приказали реконструировать ее и сделать более пригодной для транспортных переездов. За ремонтные работы ответственным был П. Цицианов. А поскольку за вся работа легла на плечи военного ведомства страны, в честь него и был назван маршрут.
Интересно, что до реконструкции пути, по нему осуществлялись исключительно пешие переходы. Даже крупные грузы с товарами по дороге доставлялись вручную. На телегах такую поклажу отвозили в Степанцминду. Здесь товар заворачивали в крупные тюки, и грузчики несли его на себе в Дорьялское ущелье. Дальше грузинских рабочих меняли осетины, которые транспортировали поклажу в Чми, и лишь оттуда продолжали развозить на лошадях.
Знаменита Военно-Грузинская дорога и другими событиями. Так, в 1829 году по этой дороге проезжал А. Пушкин. В 1832 году на дорогу обрушился громадный массив льда, отколовшийся от Девдоракского ледника. Лед вместе с горными породами не только сильно повредил дорогу, но еще и перегородил реку Терек. Это привело к тому, что вода начала скапливаться в верховье ущелья. Через 8 часов около завала уже образовалось настоящее озеро, которое прорвало преграду, и вода устремилась в ущелье.
С началом Крымской войны власти Российской империи снова начали реставрацию и ремонт дороги. Также в этот период были отстроены новые участки пути. Так, в 1855 году начали строительство отрезка между населенными пунктами Млета и Душети. В 1857 году началось возведение Млетского серпантина. Строительство столь сложного участка маршрута доверили известному в то время инженеру Болеславу Статковскому. Окончен проект был в 1862 году.
Обустройство дороги позволило наладить стабильное почтовое сообщение между странами. По всему маршруту появились почтовые станции. Но, поскольку периодические ремонтные работы здесь не проводились, уже к началу следующего столетия состояние дороги сильно ухудшилось. Поэтому поток транспорта уменьшился. В 1918 году между странами и вовсе пролег новый кордон через горы, а дорога была перекрыта таможней, что также негативно сказалось на плотности движения по маршруту.
Через несколько лет дорогу отремонтировали в очередной раз и поток машин на ней повысился. Продлилось это до 1984 года, пока не открылась дорога Транскам. По новому маршруту было значительно удобней и надежней добираться грузовым транспортным средствам, что снова привело к уменьшению количества машин на Военно-Грузинской дороге. В связи с этим, власти решили полностью отменить все ремонтные работы на маршруте.
Все кардинально изменилось в 2008 году. Трасса Транскам проходила через территорию Южной Осетии, которая была административной единицей России. Но с отделением страны перестал функционировать и Транскам. Соответственно, автомобильные потоки снова устремились на прежний маршрут. В и тоге власти активно взялись за ремонт пути. Постепенно наладилась коммуникация на нем. По всей длине дороги открылись кафе и небольшие гостиницы.
Беспрепятственные переезды по дороге проходили вплоть до 2014 года. Он ознаменовался тем, что часть дороги была разрушена, тем же Девдоракским ледником. На этот раз весь массив сошел со склона горы. На восстановительные работы у дорожников и строителей ушло больше месяца. Но, не успели дорогу восстановить, как остатки ледника, смешанные со скальной породой и селевыми потоками, снова разрушили путь.
На сегодняшний день Военно-грузинская дорога уже полностью восстановлена. По ней проводятся транспортные грузовые перевозки, а также экскурсии для туристов.
Военно-Грузинская дорога
Военно-грузинская дорога — это связующая Грузию и Россию дорога, которая проходит через Главный Кавказский хребет. Военно-Грузинская дорога соединяет Тбилиси и Владикавказ, а длина всей дороги составляет 208 километров. Дорога проходит по горному перевалу через долину реки Терек, откуда спускаясь попадает в долину реки Белая Арагви. В перечне дорог федерального пользования Российской федерации числится как автомобильная дорога А161.
История
Исторически Военно-Грузинская дорога берет начало с XVIII века, когда между Грузией и Россией был подписан Георгиевский трактат. После которого Россия выступала защитником Грузии от внешних врагов, а единственная дорога которая позволяла попасть с России в Грузию как раз и стала Военно-Грузинская дорога через Кавказский хребет. По началу дорога была труднопроходимой, а зимой под завалами снежных сугробов и вовсе была закрытой. Со временем политически важную и необходимую дорогу активнее расчищали, укрепляли и расчищали.
В древности данный путь был известен как Дарьяльский проход. С 1910 года был проект по созданию междугородней трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиси. Однако проект провалился в связи с началом Первой мировой войной. На сегодняшний день Военно-Грузинская дорога это единственная автомобильная дорога между Россией и Грузией. Дорога отремонтирована и всегда в хорошем состоянии, за исключением определенных отрезков. На данной дороге располагаются главные контрольно-пропускные пункты Верхний Ларс-российская сторона и Дариали-грузинская сторона. В течении всего года самым проблемным временем является зима, когда дорога заваливается снегом. Однако из-за необходимости дороги, оперативно расчищается современной техникой. На дороге так же располагаются туннели, которыми можно воспользоваться если дорога завалена.
Достопримечательности Военно-Грузиской дороги
Не стоит забывать что Военно-Грузинская дорога может подарить море прекрасных ощущений проезжая по нему. В первую очередь стоит отметить что на протяжении всей дороги будут встречаться природные красоты, горы, леса, водопады, источники и т.д. Так же вдоль дороги есть и те достопримечательности ради которых можно свернуть с дороги если есть время.
Водопад Гвелети
Миновав границу не доезжая до Степанцминды (первый и единственный поселок городского типа в округе) встретится ущелье, вдоль которого можно дойти до водопада в высоту 25 метров и ширину 2 метра. Стоит учесть, чтоб проехать по ущелью понадобится внедорожник или можно прогуляться пешком, до водопада около 3 километров. Со Степанцминды так же можно заказать экскурсию до водопада у местных водителей с внедорожниками.
Храм Гергети и вид на гору Казбек
По дороге с Владикавказа, заехав в город Степанцминда (до 2008 года — Казбеги) если погода позволит, то можно увидеть величественный Казбек. Свернув по направлению горы по асфальту через серпантин можно доехать до древнего храма Гергети. Это действующий мужской монастырь, возведенный в XIV веке в честь Святой Троицы. С дворика храма можно полюбоваться на поселок Степанцминда, на горы вокруг, а также на гору Казбек.
Деревня Сно
Сно — это местечко с шикарными видами на местную природу. Описывать словами здешнюю природу можно долго, но чтобы истинно понять и ощутить всю нетронутую цивилизацией природную красоту, нужно глянуть своими глазами. Путешественники частенько заворачивают в деревню Сно чтобы насладиться видами, вскарабкаться к башням и попробовать минеральные источники. Так же в деревушке можно найти огромные валуны на которых высечены человеческие лица, автором которых является местный скульптор Мераб Пиранишвили.
Арка Дружбы Народов
Это большая полукруглая мозаичная стена с арками, выходя на которые открывается прекрасные и захватывающие виды на местность. Арка построена прямо над Арагвским ущельем. Арка Дружбы народов является работой известного грузинского скульптора Зураба Церетели. Построена она в 1983 году на 200 летнюю годовщину после заключения Георгиевского трактата между Россией и Грузией, отсюда и название. Изнутри стены разрисованы фольклором двух стран, где с левой стороны описывается история Грузии, а с правой изображены богатыри, дед с золотой рыбкой и т.д. Находится арка на высоте 2385 метров над уровнем моря, прямо у Крестового перевала.
Гудаури
Гудаури — это известный город для горнолыжного отдыха. Сезон открывается с декабря и продолжается до марта. Зимой здесь довольно оживленно людьми со всего мира. Летом проезжая Гудаури зачастую можно встретить как перегоняют огромные стада овец, лощадей, коров, ослов и собак.
Пасанаури
Поселок Пасанаури считается родиной хинкали, а проходящая Военно-Грузинская дорога вдоль поселка сделала Пасанаури очень популярным. Именно в этом месте рекомендовано остановится и перекусить на дорожку. Вдоль стоят несколько ресторанов, выбирайте на свой вкус, цены тут почти одинаковые. Заказав хинкали помните что он не будет таким как в России или же в Тбилиси, он именно такой каким был первоначально.
Слияние черной и белой Арагви
В поселке Пасанаури есть чудное место для остановки чтобы полюбоваться слиянием двух рек. Если вы едите со стороны Владикавказа, то слияние будет по правую сторону, верным ориентиром послужит скульптуры оленей, у которых же сливаются реки. Два цвета реки с одним названием обусловлено тем что белая Арагви течет по белому сланцу из известняка из-за чего и окрашивается в белый. Черный Арагви же на оборот течет по черным сланцам от чего и темнеет.
Крепость Ананури
Таинственная крепость позднего средневековья когда-то принадлежащая местным феодалам, которые контролировали Арагвское ущелье. Первые упоминания об Ананури начинаются с XVI века и в последующие два века являлся северным форпостом Закавказья. Находится Ананури в 70 километрах от Тбилиси. Это служит причиной очень частых экскурсии сюда от чего невозможно сделать качественные фотографии. Любителям фотографировать рекомендовано приезжать по раньше, ведь в действительности находясь прям по среди гор и лазурного водохранилища Ананури очень фотогеничный.
Жинвальское водохранилище
Лазурное водохранилище с отблеском голубого неба на поверхности часто является причиной остановки мимо проезжающих машин. На самом деле из данного водохранилища поступает питьевая вода большей части Тбилиси, Мцхете и Рустави. Помимо водохранилищной функции мы также имеем ГЭС, которая вырабатывает 484 мл. кВт в год.
Военно-Грузинская дорога
Дорога через Главный Кавказский хребет, соединяющая г.Владикавказ (Северная Осетия, Россия) с г.Тбилиси (Грузия). Длина: 208 км. Проходит по долине р.Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, по ущелью р.Байдарки к Крестовому перевалу (2388 м), спускается в долину р.Белой Арагви и по правому берегу р.Куры ведет к г.Тбилиси.
Военно-Грузинская дорога проложена русскими войсками в конце XVIII в. в результате заключенного в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Строительство новой дороги велось параллельно старому тракту, который с древности существовал в этом регионе и через Дарьялское ущелье связывал Южный и Северный Кавказ. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 г. В 1801 г., после присоединения Грузии к России, началась постройка новой, улучшенной дороги.
Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. Во времена СССР дорога была реконструирована. В настоящее время Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих Россию с Грузией и Арменией.
29 февраля 2012 года Грузия ввела безвизовый режим для граждан России.
С 15 января 2014 года с целью повышения пропускной способности контрольно-пропускные пункты Казбеги и Верхний Ларс переведены на круглосуточный режим работы.
В зимний период на Военно-Грузинской дороге высока вероятность сильных снегопадов и схода лавин. По этой причине Военно-Грузинская дорога занимает третье место в рейтинге самых опасных дорог мира, составленном автомобильным интернет-ресурсом Autospies.com.
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Опасная и прекрасная военно-грузинская дорога
Протяжённость военно-грузинской дороги
Военно-грузинская дорога или А-166. проходит от столицы Грузии г. Тбилиси до г. Владикаваза в Северной Осетии. Она петляет вдоль долины реки Терек, переходит через Скалистый хребет, ныряет в Дарьяльское ущелье, а затем вновь поднимается на Кавказский хребет к Крестовому перевалу, чтобы снова спуститься к реке Белая Арагви и правому берегу реки Куры, и, наконец, выйти к столице Грузии. Её протяжённость составляет около 200 км. Для современного автомобиля это немного. Но для того, чтобы осмотреть эти замечательные места, не хватит суток.
История военно-грузинской дороги
Дорога известна ещё с тех времён, когда Грузия называлась Иберией. Древнегреческий историк Страбон, живший в 1в. до н.э. писал о том, что дорога была настолько узка и опасна, что в некоторых местах с трудом могли разойтись два человека. А в самом труднодоступном месте одним из царей была заложена крепость, которая получила название «Дариал». Сооружение из камней имело стратегическое значение: охраняло государство от набегов кочевых племён.
Пограничный пункт Дарьяли и Верхний Ларс
Сегодня Военно — грузинская дорога находится в хорошем состоянии. Однако здесь часто случаются заторы на КПП. Иногда машины с туристами стоят в ожидании проезда на территорию Грузии по несколько часов. Пройти через КПП пешком нельзя, разрешён только проезд либо на собственной машине, либо на курсирующей здесь маршрутке или такси.
Кроме того, проход закрывается во время схода снежной лавины, селевого потока или оползня. Работы по освобождению заваленного участка могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.
На грузинском КПП проверяют отметки в паспорте о пребывании в Абхазии и Южной Осетии. При наличии этих печатей, машину разворачивают назад.
Достопримечательности военно-грузинской дороги
На всём протяжении Военно-грузинской дороги можно увидеть много достопримечательностей. Здесь есть места связанные с историей края, с легендами, передаваемыми коренным населением из уст в уста. Это стратегические сооружения, храмы, произведения архитектуры и просто, удивительный по своей красоте, природный ландшафт.
Почти на всей протяжённости Военно-грузинской дороги видны остатки сигнально-сторожевых башен.
Ермоловский камень
Первая достопримечательность ВГД находится на самой границе. Это огромный валун «Махмад кхера» весом 16 тыс. тонн, скатившийся с горы в 1832 г. Назван камень в честь генерала Алексея Ермолова, стоявшего здесь во главе казачьей заставы.
Скала «Пронеси Господи»
В некоторых местах горы подходят настолько близко к ВГД, что нависшие скалы, кажется, могут рухнуть. Одна из таких скал находится на участке старой военно-грузинской дороги, проходящем через Балтинское ущелье. Проходившие в этом месте люди произносили фразу: «Пронеси, Господи», отсюда название скалы.
Смотровая площадка «Крест»
Площадка выполнена в виде креста. Смотреть с неё могут только отчаянные смельчаки: окончания площадки проходят над ущельем. Вид открывается головокружительный.
Степанцминда
Первым на пути туристов из России встречается посёлок Степанцминда, или, как его еще называют, Казбеги. Здесь стоит остановиться, чтобы посмотреть на гору Казбек и Троицкую церковь Гергети.
Казбек является одной из самых высоких вершин Кавказа. Вид на гору открывается изумительный, но увидеть вершину можно только в ясную погоду.
У подножия горы находится Троицкая церковь в Гергети, построенная в 14 в. В 18 в. здесь хранились святыни грузинской православной церкви: частицы мощей апостола Фомы и крест Святой Нино. Рядом с церковью возвышается колокольня.
В Степанцминде можно посетить храм Святого Николая и Бетлемскую пещеру, представляющую собой кельи монахов.
За посёлком, в ущелье Казбека на реке Гвелетисцкали находится очень красивый водопад. Его высота 25 м, а ширина 2 м. От посёлка на автомобиле до водопада довезут жители Степанцминды. Самостоятельно можно добраться от деревни Гвелети.
Фото водопады Гвелети
Село Сно — родина Патриарха Грузии
Дальше по маршруту ВГД расположено село Сно. Знаменито место тем, что является родиной патриарха Грузии Илии II, сегодня это его летняя резиденция. В Сно расположена старинная крепость со сторожевой башней и небольшой монастырь. Но больше всего туристов покоряет нетронутая красота дикой природы и вид Казбека с горой Чаухи.
При въезде в деревню расположены огромные камни с высеченными на них лицами, прославивших республику грузин. Автор скульптур Мераб Пиранишвили. Работы свои скульптор выполняет с помощью специальной бензиновой горелки.
Фото Каменные лица в деревне Сно недалеко от военно — грузинской дороги
Водопад в Арше
Немного в стороне от трассы у реки Чхатискали находятся три водопада, которые как бы сливаются в один большой поток. Местные рассказывают о нём красивую легенду несчастной любви.
Пасанаури
Хинкали – национальное грузинское блюдо. Его можно попробовать в любом заведении Грузии, но родиной хинкали считается область Мтиулети. Селение Пасанаури, которое является частью области, расположено на ВГД, и поэтому туристы пробуют знаменитые хинкали здесь.
В Пасанаури можно наблюдать интересное природное явление слияние двух рукавов реки Арагви: Белой и Чёрной. Здесь чётко видна граница двух рек: светлого и тёмного цветов. Свой цвет и название реки получили от оттенка сланца: Белая Арагви течёт по известняковому сланцу, а дно Чёрной устлано тёмным сланцем.
Фото Слияние двух рек черной и белой Арагви в селе Пассанаури
Крестовый перевал
По дороге к Крестовому перевалу можно полюбоваться на необычный рельеф местности – травертиновые террасы.
На подъезде к перевалу с правой стороны дороги видны терракотовые пологие склоны. Здесь протекает минеральный источник с удивительно вкусной и полезной водой. Воду, к сожалению, нельзя увезти с собой, она не сохраняет целебные свойства в пластиковой бутылке.
Самая высокая точка ГВД (2395 м) – Крестовый или Гадаурский перевал. Название изменили на Крестовый после установки русским генералом Ермоловым на его высшей точке в 1824 г. креста.
Фото Минеральный источник на военно-грузинской дороге
Арка дружбы народов
На перевале выстроена смотровая площадка «Арка дружбы», установленная в 1983 г. в знак дружбы между народами Грузии и России. Она представляет собой огромное полукруглое сооружение с арочными проходами, украшенное мозаикой и отрывками из поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Руставели. Автор грандиозного сооружения Зураб Церетели.
Со смотровой площадки открывается, захватывающий дух, вид на изгиб реки Белая Арагви, ущелье и искусственное бирюзовое озеро совершенной круглой формы.
Гудаури
В целом, Гудаури представляет собой два посёлка: Нижнее и Верхнее Гудаури. В Нижнем посёлке можно остановиться в гостинице. Верхняя часть, которая находится выше на 1200 м, располагает подъёмниками, доставляющими спортсменов и туристов на Пик Садзели. Высота Садзели 3268 м.
Если посещать село Гудаури зимой, то можно не только полюбоваться величественным снежно-горным пейзажем, но и покататься с крутых спусков. Этот горнолыжный курорт, расположенный на высоте 2150 м. Здесь проложено около 57 км трасс для катания на горных лыжах.
Летом, весной и осенью на этих трасах катаются велосипедисты на горных велосипедах.
А приезжающие сюда туристы любуются великолепными пейзажами и вдыхают свежий воздух со смешанным ароматом горных и луговых трав и цветов.
Монастырь Ломиси
В 15 минутах езды от Гудаури расположено село Млета. Здесь находится небольшая церковь Святого Георгия. Внутри храма можно полюбоваться изумительными фресками, а от него дорога ведёт к самому высокогорному монастырю Грузии – Ломиси (2200 м). Монастырь расположен на Ломисском хребте, который разделяет долины рек Ксани и Арагви.
Постройка относится к 10 в., а сам монастырь овеян чудесными легендами и поверьями. По мнению местных жителей, монастырь обладает чудотворными и целительными свойствами.
Ананури
Крепостной комплекс Ананури расположен возле ВГД и проехать его невозможно. Плюс к этому он находится на возвышенности, почти посреди Арагвского ущелья и хорошо различим на фоне гор и вод Жинвальского водохранилища. Постройка относится к 16 в. Предназначением комплекса было перекрытие дороги из Дарьяльского ущелья. Первоначальная высота стен крепости была около 6 м, позже стены достроили до 9 м. С двух сторон: юга и востока к комплексу была пристроена нижняя крепость. Позже она была почти полностью разрушена, верхняя же постройка полностью сохранилась. Грузинские власти подали прошение о внесении комплекса Анаури под охрану ЮНЕСКО.
Здесь можно сделать отличные снимки, но для этого лучше приехать пораньше, пока не началась оживлённая торговля и не приехали туристические группы.
С крепостью связано много драматических историй и легенд, которые можно узнать здесь же.
Неподалёку от крепости стоит Успенская церковь, построенная в 16 в-17 в. Чуть позже рядом был построен храм Девы Марии.
Жинвальское водохранилище
Ещё со стен крепостного комплекса бросается в глаза удивительный ярко-бирюзовый цвет водной глади. Это огромное водное пространство – Жинвальское водохранилище. Этот искусственный водный резервуар очень гармонично вписался в окружающую его природу.
А на поверхность гор, окружающих водохранилище, выходят минеральные источники и образуют белый водопад.
Мцхета
Недалеко от столицы находится старинный город, основанный в 5 в. до н.э. Построен он в точке слияния рек Кура и Арагва. Население Мцхеты составляет всего 10 000 человек. Здесь сохранились старинные улочки и дома, фрагменты крепости и церкви. Это сакральное место связано с зарождением христианства в Грузии.
Наиболее знаменательные строения Мцхеты:
Джвари – храм, построенный в VII веке, именно здесь согласно легенде Святая Нино поставила крест, ознаменовавший приход христианства в Иберию. Отсюда открывается изумительный вид на долину и на город. Самтавро – комплекс действующего женского монастыря. Строение возведено в IV веке. Сегодня в комплекс входят: храм Святой Нино, колокольня и Преображенский собор.
Светицховели – главная достопримечательность города. В храме хранятся священные реликвии: хитон Иисуса Христа, Животворящий Столп и купель, из которой крестился Мириан III, первый царь Грузии. Снаружи храм обнесён крепостной стеной.
Советы туристам
Туристам, желающим впервые проехать по военно-грузинской дороге, стоит прислушаться к советам бывалых путешественников.