водоканал заставляет ставить счетчик на воду в колодец что делать
Водоканал пытается заставить вынести счётчик в колодец за пределами участка
Замена водяного счётчика в частном доме, после (платной) водоканал потребовал установки счётчика в колодце за пределами дома, заключить договор и получить тех. условия от чего я конечно отказался, запросил комиссию, но всё ведётся до сроков снятия показаний счётчика и начисления платы по «среднему», как быть в таком случае.
Ответы на вопрос:
Нужно в суд подавать исковое заявление о признании незаконным такой установки и понуждении опломбировать и принимать показания прибора учета в пределах собственности потребителя (ст.131-132 ГПК РФ), т.к. его не установка препятствует оплате услуг в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также исполнению обязанность, наложенной ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с показаниями прибора учета. А оплата по среднему или по нормативу незаконна в данном случае, т.к. препятствия создает сам Водоканал. Потребитель как раз не чинит препятствий. Просто требование незаконно. До суда можно подать жалобу в Жилищную инспекцию. Устанавливать и опломбировать прибор учета на чужой территории собственника не имеют права заставлять. Это дело собственника другого земельного участка.
Напишите претензию в водоканал с изложением своих требований, уведомив водоканал о том, что при не разрешении данного вопроса в срок 10 дней, вы оставляете за собой право подать жалобу в прокуратуру и в жилинспекцию, с последующим обращением в суд.
В нарушение Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения» водоканал понуждает вас вынести счётчики за пределы дома в связи с чем нарушая ваше право.
При направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении (технологическом присоединении) и протокола разногласий организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении (технологическом присоединении)
При отсутствии оснований для переноса счётчиков имеете право подать в суд иск об устранении нарушений
В соответствии с пунктом 33 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом согласно пункту 59 Правил № 354 в случаях непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные Правилами № 354 или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, сроки, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Обсуждать законность или незаконность действий Водоканала преждевременно, поскольку в вопросе нет информации о схеме расположения сетей водоснабжения, указывающей границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении», ч. 5 ст. 20.
Да мои коллеги много интересного написали. Однако ситуация в Ростовской области с Водоканалами, особенно с Шахтинским довольно не простая. Начиная с нынешнего года граждане, подающие иски в суды области к Водоканалам в связи с отказом в опломбировании счетчиков, признанием незаконным требования по выведению счетчиков на границу балансовой принадлежности (на межу участка), признанием незаконным в отказа выдаче технических условий и т. д. проигрывают. И статистика неумолима растет не в пользу граждан. Боюсь Вам здесь помочь не чем. Правовое обоснование позиции областного суда могу легко представить, если Вам это надо.
Водоканал заставляет ставить счетчик на воду в колодце. Законно ли это? Если я хочу поставить счетчик на входе трубы в дом.
Водоканал заставляет ставить счетчик на воду в колодце. Законно ли это? Если я хочу поставить счетчик на входе трубы в дом.
Ответы на вопрос:
Установка счетчиков в частном домовладении осуществляется на основании проектной документации на водоснабжение Вашего домовладения. Если этим документом, согласованным с Водоканалом предусмотрена установка прибора учета не в колодце а в ином месте, тогда можно установить его в место определенное проектом. Если проекта нет, или прибор учета в нем не обозначен, то прибор учета принимается на границе эксплуатационной ответственности сторон. А это как правило колодец. В старых проектах до 90-х годов (действительных до сих пор, а через меня прошли разные, самые ранние датированные 1947 г.) как правило прибор учета проектировался только в колодцах. Если вы хотите прибор учета на вводе в дом, Вам необходим проект на воду с запроектированным прибором учетом в этом месте. Удачи.
В последнее время представители водоснабжающих организаций стали требовать от собственников частных домов размещать приборы учета воды сразу после отвода от центральной магистрали. При этом прибор учета может оказаться вынесен не только за пределы здания, но и участка. К тому же для его размещения необходимо оборудовать специальный колодец. Снабжающие компании обосновывают данное требование необходимостью ограничения возможности потребления водных ресурсов в обход счетчика благодаря незаконным врезкам. На данном основании переносить приборы учета пытаются заставить даже тех, кто уже установил и ввел в эксплуатации счетчики, а теперь требуется их замена.
Впрочем, законных оснований требовать от собственников нести дополнительные затраты и устанавливать счетчики за пределами дома нет. Это подтверждено в ходе ряда судебных разбирательств по данному спорному вопросу.
Водоснабжающая организация обязана поставить на учет прибор, независимо от того, где он установлен. Главное, чтобы он был смонтирован в соответствии с требованиями, обеспечивающими точность измерений, и находился в исправном состоянии. Естественно, вся разводка водопроводной сети по дому должна быть выполнена уже после счетчика.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (с изменениями от 29 июля 2010 г.)
V. Права и обязанности потребителя
г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
От хозяина частного дома требуют перенести счетчик воды в уличный колодец: как реагировать?
Ситуация: частный дом, водоснабжение – от проходящего по улице водопровода, в доме установлен счетчик воды, плата за водоснабжение осуществляется исходя из его показаний. И вот у счетчика истекает срок поверки. Собственник ее проводит (как вариант – ставит новый счетчик), подает водоснабжающей организации заявку на ввод прибора учета в эксплуатацию. И получает отказ!
Причина? Поставщик воды требует перенести счетчик из дома в водопроводный колодец за пределами участка. Установить счетчика максимально близко к врезке в магистральный водопровод. Насколько законны эти требования и можно ли их оспорить в суде?
Суд о требовании вынести счетчик воды в уличный колодец: решение против потребителя
Рассмотрим одно из типичных дел. Оно было рассмотрено в январе 2018 года в Кущевском районном суде Краснодарского края. Собственник частного дома, подключенного к системе центрального водоснабжения, узнав, что у его счетчика истек срок поверки, обратился в местную водоснабжающую организации. Представитель водоканала произвел осмотр прибора учета и составил акт, в котором подтвердил, что межповерочный интервал счетчика истек, что прибор учета нуждается в поверке (или замене).
Собственнику было выдано предписание произвести замену и установку счетчика с соответствии с техническим условиями. А при их (технических условий) отсутствии – обратиться в водоканал и получить их.
Поскольку никаких документов у хозяина участка не было, то он действительно обратился в водоканал. Ему предложили подписать договор на водоснабжение, а так же акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. После чего выдали технические условия (ТУ ) на установку счетчика.
В них было указано, что прибор учета должен стоять на границе разграничения ответственности, а именно – в месте подключения к центральному водопроводу трубы к частному дому.
Собственник, впрочем, требования водоканал проигнорировал. Счетчик воды хозяин дома оставил там же, где он стоял до этого – внутри жилого дома. А затем вызвал представителей водоканал для того, чтобы те поставили пломбу и ввели счетчик в эксплуатацию. Коммунальщики пломбировать прибор учета отказались. Причина – невыполнение выданных ранее технических условий на установку прибора учета.
Собственник дома попытался понудить водоканал опломбировать прибор учета в судебном порядке. Однако Кущевский районный суд в иске отказал. Аргументация вынесенного решения свелась к следующему:
— есть только что подписанный договор водоснабжения
— к нему приложен акт разграничения ответственности и балансовой принадлежности
— и есть ТУ на установку счетчика, выданные после подписания договора, где прописано, что он должен стоять в уличном смотровом колодце
Какие тут могут быть вопросы? Водоканал, посчитал суд, прав в своих требованиях.
Вынести счетчик в уличный колодец: общая ситуация
Судебное решение, конечно же, не описывает всех перипетий конфликта. Это сухой и очень формальный документ. Но можно предположить, что собственнику в ходе первого визита сотрудники водоканала объявили — пломбировать счетчик они будут лишь в случае, если хозяин подпишет новый договор водоснабжения со всеми прилагающими к нему актами, определяющим границы ответственности.
Ну, хорошо, раз договор нужен, значит надо подписать. Человек пришел, подписал договор и акт разграничения. После этого его отправляют в техническую дирекцию. И там выдают ТУ. А в них написано – счетчик, будьте добры, поставьте в колодце.
Ну а если посмотреть на ситуацию со стороны водоканала? Тут, конечно, одни плюсы. Прежде всего, коммунальщики, таким образом, защищают себя от несанкционированных врезок, которые могут быть сделаны в отвод от трубы, когда он уже идет по участку «абонента ». Чего уж греха таить, такие случаи отнюдь не редкость. Но даже если и нет злого умысла, то вполне возможны утечки в трубе между врезкой в центральный трубопровод и выводом в частном доме, по причине коррозии, например.
В общем, водоканалам удобно – счетчики в колодцах снижают уровень потерь, а, значит, убытки коммунальщиков. Сэкономленные таким образом деньги можно направить на ремонты «главной » трубы, насосных станций, зарплаты сотрудникам и проч.
В своих требованиях водоканалы опираются на норму Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» ( № 416-ФЗ от 07.12.2011). А именно на ст.20 ч.5 этого закона.
«Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом закона „О водоснабжении и водоотведении“ ( № 416-ФЗ от 07.12.2011). А именно на ст. 20 ч., организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций»
Границей разграничения в таком случае признается место врезки отвода дома к трубе центрального водопровода. Там и требуют поставить счетчик. Подробное обоснование этого требования со ссылками на нормативны документы можно почитать, например, на сайте Ставропольводоканала. У других водоканалов позиция схожая.
Этот подход, к сожалению для абонентов, в большинстве случае разделяется судами.
Однако, есть и случаи, когда собственникам частных домов удалось отбиться от претензий водоканалов.
Дело в том, что, как и во многих других ситуациях, связанных с жилищно-коммунальной сферой, действующее законодательство достаточно противоречиво. Соответственно, в некоторых случаях собственникам частных домов, удается отбиться от требований водоканала, ссылаясь на эти и еще ряд других норм. Рассмотрим одно из таких дел.
Суд поддержал хозяйку частного дома, отказавшуюся вносить счетчик в колодец
Дело, о котором идет речь, было рассмотрено в сентябре 2018 году Цимлянским районным судом Ростовской области. Обстоятельства вполне типичны: собственница земельного участка и дома на нем обратилась с заявкой в местный водоканал, чтобы поставить пломбы на новых счетчиках (один в доме, другой – на полив огорода), установленных в связи с истечением срока поверки старых.
Водоканал пломбировать приборы учета отказался, сославшись на то, что собственница установила их без выполнения технических условий. В ходе дальнейшего «общения » коммунальщики в письменном виде сформулировали требование установить прибор учета воды на границе разграничения ответственности и балансовой принадлежности. Т.е. – в уличном смотровом колодце, там, где к центральному водопроводу присоединяется отвод к частном дому.
Собственница участка на требования коммунальщиков не согласилась. После нескольких месяцев переписки с водоканалом она обратилась в управление Роспотребнадзора по Ростовской области. А, получив от него поддержку, в районный суд с заявлением, которым потребовала обязать водоканал опломбировать новые счетчики.
Решение в итоге было принято в пользу хозяйки дома. Тезисы, которые были указаны в судебном решении, таковы:
— договор на оказание услуги водоснабжения относится к числу тех, что вступают в действие по факту начала оказания услуг. Таким образом, фактически собственница частного дома уже имела договорные отношения с поставщиком услуги водоснабжения. В рамках этих отношений было фактически согласовано и место расположения счетчиков. Ведь они были раньше опломбированы, их показания принимались для расчета потребления.
В итоге суд постановил, что отказ в пломбировке счетчика воды и требования перенести его в уличный колодец являются незаконными. От водоканала потребовали произвести перерасчет платы за водоснабжение с момент подачи собственником заявки на опломбирование. Излишне начисленные средства (водоканал потребовал от собственника платить по нормативу) суд постановил вернуть.
Полностью текст решения можно посмотреть на сайте Цимлянского районного суда.
Все-таки, как реагировать на требование вынести счетчик воды в уличный колодец?
Какой вывод можно сделать? C одной стороны, решение одного из районных судов, конечно же, не может быть основанием для глобальных обобщений. И не исключено, что суд следующей инстанции решение пересмотрит.
Тем не менее, совет может быть такой: не стоит подписывать договор водоснабжения и акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности по первому требованию водоканала. Следующим шагом будет требование подписать ТУ, согласно которым счетчик должен быть установлен на границе разграничения.
На этом этапе, еще до подписания договора, стоит остановиться, проанализировать ситуации, свои возможные действия и их последствия.
Прежде всего, необходимо помнить, что фактические договорные отношения с водоканалом уже есть. И изменить существенные условия этих договорных отношений можно лишь по доброй воле обеих сторон. Если потребитель счетчик выносить на улицу не хочет, он имеет право на это.
Естественно, такая позиция вызовет противодействие водоканала. Дело, скорее всего, дойдет до суда. Собственнику частного дома в таком случае придется понести расходы на юриста, который займется защитой его интересов. Какова цена вопроса? В случае с делом, выигранном в Цимлянском районном суде расходы на представителя составили 25 000 рублей. И есть большая вероятность, что эти деньги будут потрачены зря. В очень многих случаях суды, как уже говорилось выше, принимают сторону водоканала.
Стоит ли оно того, или проще все-таки поставить счетчик в колодце? Это решение собственнику дома придется принять самостоятельно.
Нужна ли установка счетчиков воды в колодцах
Федеральное законодательство об энергосбережении требует от ресурсоснабжающих организаций наладить достоверный учет энергоресурсов, в том числе – воды. По мнению законодателей и Минстроя, это должно привести к гармонизации отношений между потребителями и поставщиками коммунальных услуг, снижению коммерческих и технологических потерь.
Следует полностью пересмотреть существующие подходы к организации коммерческого учета потребляемых коммунальных ресурсов, выработать более работоспособную систему с учетом российского и международного опыта.
Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ
Водоканалы в поисках путей к решению поставленной задачи нашли выход в установке приборов учета в контрольных колодцах, расположенных в местах врезки абонентов в магистральную сеть. Это позволяет минимизировать утечки, возникающие между централизованным водопроводом и точками потребления воды, а также делает приборы учета доступными для контроля в любое время суток. Однако решение, казавшееся столь совершенным, на деле влечет за собой технические осложнения и протесты абонентов.
Содержание
Какие счетчики устанавливаются в колодцах
Для установки в колодцах предназначены не все счетчики воды, а только мокроходные. Это влагостойкие приборы учета, которые не нуждаются в дополнительной гидроизоляции. Их можно устанавливать даже на открытых участках водопровода. Однако при установке мокрохода в колодце необходимо учитывать ряд технических нюансов
Может ли водоканал заставить установить счетчик в колодце
Однако на монтаж приборов учета воды распространяются требования пункта 11.5 СНиП 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация», согласно которому водомеры должны устанавливаться в месте, удобном для снятия показаний и обслуживания приборов учета, в освещенном помещении с температурой внутреннего воздуха не менее +5 ° обязательность этого требования указывает письмо Минрегиона России от 08 сентября 2010 № 8235-14/ИБ-05.
Если подходить к данной норме формально, то колодец является местом удобным для снятия показаний и обслуживания водомера. Именно поэтому водоснабжающие организации требуют от потребителей выносить приборы учета за границы балансовой принадлежности.
Установка счетчика воды в колодце и судебная практика
На этом основании Арбитражный суд Ставропольского края отклонил исковые требования МУП «Горводоканал» г. Лермонтова к жильцам многоквартирного жилого дома, которые отказались переносить общедомовой счетчик воды из водомерного узла, расположенного в подвале дома, в уличный колодец.
Предприятие пыталась обосновать законность своих требований, сославшись на пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», который обязывает собственников жилья установить и ввести в эксплуатацию приборы учета воды на границе балансовой принадлежности.
Можно ли требовать установку водомера в колодце на улице
Согласно пункту 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83, подключение к магистральному водопроводу допускается в пределах границ земельного участка потребителя. Только в этом случае можно требовать установку прибора учета воды в уличном колодце.
Плюсы установки счетчиков в колодцах
Несмотря на то, что требования об установке водомеров в уличном колодце неправомерны, многие водоснабжающие организации применяют их в практике взаимодействия с потребителями. Свои требования они объясняют возможностью рассчитываться по фактическим показаниям приборов учета, а не по нормативу. Для самих водоканалов видится больше плюсов от установки счетчиков в колодцах:
- возможность снятия показаний в любое удобное время без согласования с потребителем; снижение коммерческих потерь, вызванных несанкционированным забором ресурса; снятие с себя ответственности за технологические потери, возникающие от места врезки в магистральную сеть до границ балансовой принадлежности потребителя.
Какие счетчики лучше установить в колодце
Единственное современное решение, которое учитывает условия работы в колодцах и люках — счетчики-мокроходы с импульсным выходом. Импульсный выход позволяет подключать внешние модемы, которые по радиоканалу будут передавать информацию о расходе воды. Не будет необходимости спускаться в колодец или подвал потребителя.
Автоматизация показаний счетчиков воды в колодцах
Самыми распространенными каналами связи для беспроводных модемов являются протоколы GPRS и GSM. Но эти стандарты связи не гарантируют точность и устойчивость сигнала при прохождении через металлические люки и армированные железобетонные стенки колодцев. Проблема хорошо известна, если попробовать позвонить со смартфона из подвала — связь «не ловит». То же самое с модемами на GSM/GPRS.
Модемы, работающие по протоколам ZigBee, M-Bus, Z-Wave более надежны в этом плане, но имеют слишком маленький радиус действия – до 50 м. Это влечет за собой необходимость установки дополнительных ретрансляторов или концентраторов и увеличивает капитальные затраты на внедрение автоматизированной системы учета воды.
Наиболее продвинутым, энергоэффективным вариантом будет LPWAN-технология, которая «берет» из подвалов и колодцев и шлет показания раз в сутки.
Водоканал требует рыть колодец для замены счетчика
У меня через два дня замена счетчика в частном доме.Водоканал заставляет рыть колодец и ставить счетчик там(сейчас счетчик стоит в доме )Что мне делать и как быть?Правомерны ли действия водоканала?
Действия водоканала не правомерны.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307)
V. Права и обязанности потребителя
п. «г» обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
п. 11.5 СНиПа 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация»
«счётчики воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5°С».
СП 30.13330.2016 Внутренний водопровод и канализация зданий СНиП 2.04.01-85*
7.2.2 Счетчики на вводах холодной (горячей) воды в здания и сооружения следует устанавливать в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5°С.
7.2.3 При невозможности размещения счетчиков холодной и/или горячей воды в здании допускается устанавливать их вне здания, в специальных колодцах только в том случае, если в паспорте счетчика указано, что он может работать в условиях затопления.
Как видно из актуальной версии свода правил, счетчики необходимо устанавливать в помещении, а в колодце допускается установка лишь в случае невозможности размещения счетчиков в здании и счетчик должен «уметь» работать в условиях затопления. Поэтому действия водоканала неправомерны. Ткните их носом в данный свод правил, они не могут нарушать строительные нормы и правила.